Научная статья на тему 'Традиционное мировоззрение тюркских народов в наследии Н. Ф. Катанова'

Традиционное мировоззрение тюркских народов в наследии Н. Ф. Катанова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционное мировоззрение / сибирские тюрки / наследие Н.Ф. Катанова / этнокультурные ценности. / traditional world-view / Siberian Turks / N. F. Katanov’s heritage / ethnocultural values.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клавдия Ивановна Султанбаева

В статье представлена информация о мировоззренческих концептах сибирских тюрков на примере хакасов, основанных на культурно-антропологическом (этнокультурном) подходе. Сохраненные первым хакасским ученым Н. Ф. Катановым фольклорные произведения сибирских тюрков являются объектом не только лингвистического анализа, но требуют глубоких комплексных исследований, актуальных в развивающемся поликультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITIONAL WORLD VIEW OF THE TURKIC PEOPLES IN N. F. KATANOV’S HERITAGE

The article provides information about the world-view concepts of Siberian Turks on the example of the Khakass, based on the cultural-anthropological (ethnocultural) approach. Preserved by the first Khakass scholar N.F. Katanov folklore works of Siberian Turks are the object not only of linguistic analysis, but require deep comprehensive research relevant in the evolving multicultural space.

Текст научной работы на тему «Традиционное мировоззрение тюркских народов в наследии Н. Ф. Катанова»

УДК 398.1

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10040

Клавдия Ивановна Султанбаева ФГБОУВО «Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Россия

ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ В НАСЛЕДИИ Н. Ф. КАТАНОВА

В статье представлена информация о мировоззренческих концептах сибирских тюрков на примере хакасов, основанных на культурно-антропологическом (этнокультурном) подходе. Сохраненные первым хакасским ученым Н. Ф. Катановым фольклорные произведения сибирских тюрков являются объектом не только лингвистического анализа, но требуют глубоких комплексных исследований, актуальных в развивающемся поликультурном пространстве.

Ключевые слова: традиционное мировоззрение, сибирские тюрки, наследие Н.Ф. Катанова, этнокультурные ценности.

Klavdia Sultanbaeva,

FSBEO HE «Khakass State University named after N. F. Katanov»

Abakan, Russia

THE TRADITIONAL WORLD VIEW OF THE TURKIC PEOPLES IN N. F. KATANOV'S HERITAGE

The article provides information about the world-view concepts of Siberian Turks on the example of the Khakass, based on the cultural-anthropological (ethnocultural) approach. Preserved by the first Khakass scholar N.F. Katanov folklore works of Siberian Turks are the object not only of linguistic analysis, but require deep comprehensive research relevant in the evolving multicultural space. Keywords: traditional world-view, Siberian Turks, N. F. Katanov's heritage, ethnocultural values.

Цель работы: показать сущностные аспекты традиционного мировоззрения современных тюркских народов Сибири, отраженные в научном наследии выдающегося тюрколога-востоковеда Н.Ф. Катанова на рубеже XIX-XX веков.

Современные глобализационные процессы необратимо меняют социальные отношения, жизненный уклад общества и влияют на культуры народов: появляются новые социокультурные явления, требующие адаптации людей к ним, соответственно происходит постепенное изменение смыслов и ценностных представлений людей в обществе. С точки зрения истории культуры и социума чрезвычайный интерес представляют взгляды и ценностные ориентации наших предков, прежде всего, осмысление и понимание своего места в мире, восприятие жизни, окружающего мира и природы. В этнических культурах, рассматриваемых как целостная система, все элементы взаимосвязаны, выполняют определенные нормативно-регулирующие функции. Мировоззрение в этнической культуре, безусловно, занимает главное место, поскольку оно формируется на протяжении практически всего периода существования культуры этноса. Благодаря мировоззренческой направленности этносу удается сохранять связь с кормящим ландшафтом, что есть условие его существования и развития. Кроме того, по идее Л.Н. Гумилева, рост и развитие этнической системы «регулируется единым этническим полем» [1, с. 524]. Внутренняя сплоченность этноса обеспечивается ценностными предпочтениями его пассионарных членов, помимо социально-экономических интересов. Психологическая взаимозависимость и привязанности одних членов сообщества к другим оказываются сильным фактором, предохраняющим процессы распада этнической системы.

В современных условиях поликультурности и полиэтничности общества чрезвычайно важно, на каких ценностных основаниях строятся межличностные и межэтнические отношения людей в едином этнокультурном поле. Сравнительно-сопоставительное изучение ценностных предпочтений старших поколений традиционного общества и современников показывает не только ментальные различия, но и приверженность людей к непреходящим ценностям, как патриотизм, верность заветам предков, экологическая культура и др. Так, в научно-творческом наследии выдающегося российского

востоковеда-тюрколога Николая Федоровича Катанова (1862-1922) сохранились этнографические, исторические, лингвистические, фольклорные тексты различных жанров, из которых сегодня можно черпать бесценные знания об историческом прошлом тюркских народов Сибири, Средней Азии, Поволжья и Северной Монголии.

Прикосновение к наследию ученого требует методологической подготовленности современного исследователя, прежде всего, в области тюркологии, древней истории и этнографии. С позиции современной гуманитарной науки некоторые фольклорные записи кажутся слишком прозаичными или наивными. Однако, сопроводительные записи самого исследователя, произведенные в конкретной местности с точной датировкой и указанием информаторов, создают историческую ситуацию и позволяют получить целостное представление о народных воззрениях на мир и природу, о традициях и обычаях, религиозных взглядах и социальных статусах, а также межкультурных отношениях.

Так, в «Письмах из Сибири и Восточного Туркестана» к академику В.В. Радлову в период с 17 апреля 1889 г. по 12 ноября 1892 г. Н.Ф. Катанов, находясь в четырехлетней научной экспедиции в Сибири и Востоке (1889-1892), сообщал подробно о проделанной работе. На протяжении всего этого времени Н.Ф. Катанов собирал различные материалы о тюркских племенах Сибири и Центральной Азии: хакасах, тофаларах, тувинцах, казахах и киргизах, узбеках, китайских татарах (уйгурах и других племенах). Согласно поставленным Русским географическим обществом программным задачам исследования Катанов собирал и описывал полевые материалы в комплексе: этнографические, лингвистические, фольклорные, историко-географические, статистические. Центром исследовательского внимания ученого были народные языки тюркских племен (бытование сказок, пословиц, поговорок, народных примет, мифы и легенды), их быт и традиции, обычаи, история, состояние просвещения, грамота, а также религиозные представления, межэтнические отношения с соседями и русскими. Кроме того, социальное устройство и родоплеменные, семейные отношения, государственное управление в Китае и близлежащих провинциях также интересовали ученого.

Подробное изложение наследия Н.Ф. Катанова выполнено в многочисленных трудах исследователей (Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (1862-1922). Очерк жизни и деятельности. М.-Л., 1962; Катанов Николай Фёдорович: материалы и сообщения. Абакан, 1958; Кокова И.Ф. Николай Федорович Катанов. Документальная повесть о выдающемся российском востоковед. Абакан, 2012; Н.Ф. Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков: очерки истории российской тюркологии / науч. и отв. ред.: Р.М. Валеев, В.Н. Тугужекова. Казань; Абакан, 2008; Наследие Н.Ф. Катанова: история и культура тюркских народов Евразии: доклады и сообщения международного научного семинара, 30 июня - 1 июля 2005 года / редкол.: Р.М. Валеев, М.З. Закиев, Д.Г. Зайнуллин. Казань, 2006; Наследие хакасского ученого, тюрколога, доктора сравнительного языкознания, востоковеда Николая Федоровича Катанова: мат. Междун. науч. конф., 16-19 мая 2012 г.: в 2 т. Абакан, 2012; Николай Федорович Катанов: автобиография и библиография / сост. И.Л. Кызласов. М.-Абакан, 1997; Султанбаева К.И. Николай Федорович Катанов - выдающийся ученый -востоковед, тюрколог, просветитель. Абакан, 2009; Султанбаева К.И. Педагогическая система Николая Федоровича Катанова: Казань: КГУ, 2006 и др.).

Сегодня собранные и обработанные ученым тексты широко используются в тюркологии и востоковедении, нас же интересуют мировоззренческие аспекты тюркских этносов, изучение которых имеет не только теоретическое значение, но и необходимо для выстраивания конструктивных взаимоотношений в сложившейся поликультурной среде.

В работе «Замечания о богатырских поэмах минусинских тюрков» (СПб., 1885) Н.Ф. Катанов отмечал: «Каждая богатырская поэма более или менее служит ясным зеркалом, в котором отражаются понятия народа о религии, мироздании, могуществе богов, о замогильной жизни, сношениях с разными иноземными народами и прочее» [4, с. 368]. Богатырские сказания (алыптыг нымах) являются особенным фольклорным жанром хакасского народа, в котором главными признаками выступают «характер героики» и стихотворная форма [5, с. 41]. Стихотворная форма придавала торжественность, воодушевляла и действовала на эмоционально-чувственную сферу слушателей, вводила их в особое состояние исторического времени. Осуществлению эмоциональной связи с прошлым предков способствовала ситуация, когда исполнение героических былин обычно выполнялось в музыкальном сопровождении национальных инструментов: хомыса или чатхана. Ритмическое горловое пение хайджи, безусловно, сближало и формировало чувство патриотизма, чувство единения и желание понять высшие смыслы человеческого существования.

Одухотворение героев былин и наделение их самыми лучшими нравственными качествами в борьбе за правду и справедливость наилучшим образом воспитывало народ, обогащая идеями о свободе, борьбе за лучшую долю. Как отметили хакасские фольклористы В.Е. Майногашева и М.А. Унгвицкая, богатство сюжетов, исторических эпох и «разнообразие различных <...> образцов» доказывает древность героических сказаний, сохранивших исторические сведения о патриархально -феодальных отношениях предков хакасов [5, с. 43]. Тем ценнее сведения о народных воззрениях на окружающий мир, на себя и свое место в мире.

Одним из мировоззренческих концептов хакасов до настоящего времени является трехмерное восприятие мира: верхний мир (мир богов), срединный мир (мир человека), нижний мир (мир подземных существ, как правило, темных и злых духов). Шаман как посредник между человеческим миром и иными мирами только один обладает способностями и полномочиями вести диалог или бороться с представителями нижнего мира за души заболевших. Отметим, что в отдельных случаях присутствие шамана в общественных обрядовых молениях было нежелательным: так, в комментариях Н.Ф. Катанова указано, что когда шел обряд жертвоприношения Небу, то шамана не было [2, с. 27; текст № 373]. В многочисленных народных молениях и благословениях присутствует просьба-обращение к богам:

Узшбес тамыр учун, уребес чурт учун! Улуглар пастаан кибiрiнец, тр пазыбыспынац, 1ю ицшбютнец пазырынып-сузурунш турбыс!

Улуг Худайлар Ах Чайаанга тооза читсш! (Начало обрядового благословения Неба).

Ради жизни, чтоб не прекращалась,

И жилища ради, чтобы не разрушалось,

Головы склоняя, совершаем поклонение,

Плечи наклоняя, выражаем покорение...

Да достигнет всё до Творцов священных,

Да достигнет всё до Чаянов белых! [3, с. 17].

Целостное восприятие окружающего мира, включая космос, неграмотным предкам хакасов помогало формировать экологическую культуру, фиксируемую в традициях, обрядовых действиях, сопровождаемых благопожеланиями, назиданиями, запретами или молениями. Очевидно, что наши предки однозначно воспринимали себя как часть природы, одухотворяя и поклоняясь сакральным местам, в которых совершали общественные моления - тайыг. Невозможно объяснить почтительное отношение к природе у коренных сибирских народов одними только практическими потребностями для физического выживания или отсутствием научных знаний. Веками складывалась экологическая культура народов, представляющая собой концепцию непрекращающейся жизни во взаимосвязи с космосом, вселенной. В народных представлениях постижение законов духовного и материального бытия связано с анимизмом, наделявшим всякое существо или природный объект душой. У хакасов такая мировоззренческая платформа четко прослеживается в записанных Н.Ф. Катановым фольклорных текстах различного жанра. Если в алыптых нымахе преобладает тема героических действий и поступков героев, направленных на защиту слабого, своего очага и родины, или есть описание походов главного героя в поисках скрытых демонических существ, то в кип-чоохе (рассказе) присутствует иная тематика: семейно-бытовая, топонимическая, ритуально-обрядовая, преобладает информация о происхождении родов и межличностных отношениях (Записи №№ 284, 286, 287, 294, 295, 297 и др.).

В многочисленных сказаниях, преданиях и рассказах у хакасов присутствуют понятия о богатстве и бедности, способах обогащения бедного человека, среди которых сотрудничество с животными или зверьми. Очень часто встречаются сюжеты с описанием жизни сироты, который становится успешным и богатым человеком благодаря своему мужеству, уму или хитрости. Или же будучи спасенным кем-то, мальчик - сирота дает начало новому роду (тексты № 284, 286 и др.). Основными видами занятий были охота, скотоводство, рыболовство и торговый промысел. Примечательно, что в народном восприятии духи местности могли благоволить или вредить охотнику или пастуху, поэтому следовало с ними договориться, прежде чем приступать к охоте, ловле рыбы или сбору природных даров. Идея поклонения духам природы пронизывает практически все значимые события хакасов, совершаемых на природе или в связи с таинством особых обрядов. Так, Хозяин тайги выручает заблудившегося охотника и наказывает ему об этом никому не говорить, однако охотник не сдержал своего слова, за что был лишен жизни (текст № 591).

В записанных Н.Ф. Катановым текстах множество песен-тахпахов, передающих не только особенности разговорного стиля хакасских племен, но и музыкальные пристрастия народа. У каждого

взрослого человека был свой тахпах, показывающий оценку ситуации или отношение к другому в лирико-поэтическом духе (тексты № № 433, 441, 610). Много скорбных песен.

Итак, как показывает изучение фольклорного наследия Н.Ф. Катанова, в свое время собравшего и зафиксировавшего устное народное творчество сибирских и восточных тюрков, сегодня можно рассматривать его как богатейший источник не только лингвистических памятников тюркоязычных народов, но и хранилище философско-мировоззренческих концептов хакасского, тувинского и других сибирских этносов. Общность мировоззренческих аспектов этнических групп четко выражается в делении мира на три взаимосвязанные составляющие: верхний, средний и нижний миры, в котором средний мир определен для земного человека (в фольклоре - куншг кгзг -солнечного человека). Бесконечность жизни выражается в цикличности бытия, а вера наших предков в возрождение после смерти помогала противостоять жизненным невзгодам и рисковать жизнью ради будущего. Восприятие природы со всем ее растительным и животным миром как живого объекта формировало высокую экологическую культуру, вплоть до поклонения стихийным силам. Разумеется, раскрытие современной наукой законов природы во многом опровергло традиционные представления человека, позволив предсказывать стихийные бедствия. Однако явное противопоставление человечества природным явлениям привело и к серьезным экологическим проблемам.

В заключение отметим, что обращение к устному фольклорному наследию в условиях угрозы исчезновения родного языка хакасов имеет большое значение: возрождается историческая память, зафиксированная в традициях и обычаях, народных преданиях и легендах, алыптыг нымахах (героических сказаниях), рассказах и сказках, праздничных и религиозно-культовых обрядах народа. Очевидно, что веками хранимая народной памятью старина представляет собой некий культурный код, требующий переосмысления подрастающими поколениями, а ключом для его разгадки является родной язык. Речь не идет о возврате к прошлому, но о необходимости развивать единое «этническое поле», позволяющее отбор фундаментальных ценностных идей, укрепляющих народное единство и духовное самосознание этноса.

Источники и литература

1. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. - М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

2. Катанов Н.Ф. Хакасский фольклор / Н.Ф. Катанов / Сост. П.А. Трояков. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1963. - 162 с.

3. Катанов Н.Ф. Ызых чир (Земля священная) / Н. Ф. Катанов / Сост. Г.Г. Казачинова, В.К. Татарова и др. -Абакан: Отдел издательской деятельности ХРИПКиПРО «Роса», 1997. - 60 с.

4. Катанов Н.Ф. Избранные научные труды / Н.Ф. Катанов [Ред. совет: Н.П. Балахчина В.Г. Карпов, В.Е. Майногашева и др.]. - Анкара, 2000. - 544 с.

5. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество / М.А. Унгвицкая, В.Е. Майногашева. - Абакан, 1972. - 309 с.

УДК 291.21:294.3

аок 10.24411/9999-021А-2019-10041

Национальный музей им.

Рита Петровна Сумба Сайлана Майооловна Oopжак Алдан-Маадыр Республики Тыва г. Кызыл, Россия

ТУВИНСКИЕ БОЖЕСТВА И ДЕМОНЫ В БУДДИЗМЕ

Буддизм в Туве являет собой интересный образец соединения культов, различных по своему происхождению, уходящих корнями в древние мифологические представления народа. В тувинской мифологии, астрологии и медицине присутствует огромное количество демонов, духов, местных божеств и духов стихий, большинство из которых были известны ещё до прихода буддизма. Эти божества символизируют природные силы стихий, мест, деревьев, камней, гор, источников, водоёмов и т. д. Люди непрерывно входят в контакт с природным окружением, заботясь о том, чтобы не потревожить эти силы, желая оставаться в гармонии с природой, изредка создавая их образы на бумаге.

Иконографические изображения, миниатюры и образы божеств, духов и второстепенных локальных персонажей исполненные тувинскими мастерами в конце 19 - н. 20 века. В примитивных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.