Научная статья на тему 'Модель подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей'

Модель подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ / ПОНЯТИЙНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL THINKING / CONTINUITY PRINCIPLE / COMPLEMENTARITY PRINCIPLE / SCIENTIFIC CONCEPTS DEVELOPMENT / CONCEPTUAL-SYNERGETIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ращикулина Елена Николаевна

В статье раскрыта структура и содержание модели подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников Ведущей идеей является совершенствование профессионально-педагогического мышления будущих специалистов в аспекте развития научных понятий, с учетом специфики детского мышлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students Training Model for Continuity Principle Realization While Childrens Cognitive Abilities Developing

This article describes the structure and the contents of the students training model for continuity principle realization while pre-school and junior schoolchildrens cognitive abilities developing. The main idea is to improve the professional pedagogical thinking of future specialists in the aspect of scientific concepts development, taking into consideration the specific character of childrens thinking.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей»

УДК 373; 377; 378 ББК Ч489.51

Ращикулина Елена Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра естествознания и философии образования Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Rashchikulina Elena Nikolaevna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Natural Sciences and Educational Philosophy Magnitogorsk State University Magnitogorsk

Модель подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей Students’ Training Model for Continuity Principle Realization While Children’s

Cognitive Abilities Developing

В статье раскрыта структура и содержание модели подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников Ведущей идеей является совершенствование профессионально-педагогического мышления будущих специалистов в аспекте развития научных понятий, с учетом специфики детского мышлении.

This article describes the structure and the contents of the students’ training model for continuity principle realization while pre-school and junior schoolchildren’s cognitive abilities developing. The main idea is to improve the professional pedagogical thinking of future specialists in the aspect of scientific concepts development, taking into consideration the specific character of children’s thinking.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое мышление; принцип преемственности; принцип дополнительности; развитие научных понятий; понятийно-синергетический подход.

Key words: professional pedagogical thinking; continuity principle;

complementarity principle; scientific concepts development; conceptual-synergetic approach.

В современных условиях реформирования образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях. Однако, в нынешней ситуации остро ощущается противоречие между традиционной подготовкой педагогических кадров и реальными трудностями педагогов в организации процесса

познавательной деятельности детей. Эта ситуация сказывается негативно и на обеспечении преемственности образования в дошкольном учреждении и в начальной школе. В связи с этим, необходимо объединение усилий науки и практики по совершенствованию подготовки педагогических кадров в аспекте реализации идеи непрерывного образования.

Разработанная нами модель подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет концептуальный характер и включает в себя следующие аспекты: методологический; логико-смысловой;

технологический [1].

Методологической основой данной модели является интегративное единство подходов: личностно-деятельностного, понятийно-синергетического, рефлексивно-контекстного и компетентностного. Более подробно представим основные положения разработанного нами понятийно-синергетического подхода:

1. Познавательные способности - это открытая, нелинейная, неравновесная, система, в основе которой - согласованное, интегративное взаимодействие мыслительных, имаженитивных, аттенционных, сенсорноперцептивных, аффективных, рефлексивных, креативных способностей.

2. Дополнительность рационального и иррационального,

культуросообразного и природосообразного обеспечивает разность потенциалов синергетической системы «познавательные способности» и является источником самодвижения и внутренней активности.

3. Развитие познавательных способностей многовариантно и альтернативно. Здесь важны не только природные задатки, но и внешние социальные воздействия, которые могут быть не только преднамеренными, но и случайными или стихийными.

4. Развитие познавательных способностей происходит через неустойчивость, вероятно, в момент смены доминанты природосообразного и культуросообразного, наиболее ярким примером этого явления могут служить возрастные кризисы развития личности.

5. Одним из наиболее значимых параметров порядка синергетической системы познавательных способностей в образовании личности можно считать категорию «понятие», которая с одной стороны, максимально информационноемко отражает процесс и итог познания, а с другой стороны, содержит многовариантность смысла, многообразие оттенков образов, чувств, эмоциональных переживаний.

6. Бифуркация, обусловленная новой доминантой в синергетической системе познавательных способностей или воздействием на управляющий параметр (в нашем случае на систему понятий дошкольников и младших школьников), запускает динамический процесс, который приводит к дальнейшей самоорганизации данной системы.

7. Сущность рефлексивного управления развитием синергетической системы «познавательны способности» заключается в организации малых, но точных и своевременных воздействий, смысл которых - в переводе управления в самоуправление, развития в саморазвитие.

Таким образом, понятийно-синергетический подход в процессе развития познавательных способностей детей мы рассматриваем как теоретикометодологическую стратегию, системообразующей основой которой является идея формирования и развития научных понятий дошкольников и младших школьников на основе дополнительности природосообразного и культуросообразного, с учетом самоорганизации, саморазвития детского мышления.

Логико-смысловой аспект модели раскрыт с учетом диалектических этапов познания: основание - ядро - следствия - общее критическое истолкование. В основании разработанной модели представлены исходные идеи и понятия (принцип преемственности в образовании дошкольников и младших школьников; дополнительность рационального и иррационального в процессе познания; познавательные способности как синергетическая система; сущность категории «понятие»; совершенствование профессиональнопедагогического мышления студентов и др.); в ядре модели - рассматриваемые нами содержательные аспекты; следствиями являются выделенные нами

педагогические условия соответствующей подготовки студентов: проектирование в содержании образования студентов принципов преемственности и дополнительности; реализация специальной психологопедагогической подготовки студентов через соответствующий учебнометодический комплекс; совершенствование профессионально-педагогического мышления студентов, направленного на реализацию принципа, преемственности в развитии познавательных способностей детей, дополнительности познания и самопознания; максимальное использование активных методов обучения в различных сферах деятельности студентов с активизацией творческих и рефлексивных способностей. В качестве общего критического основания выступают уровни готовности студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников, а также критерии результативности соответствующей подготовки студентов.

Технологический аспект концептуальной модели включает целевой, структурный, содержательный, функциональный, методический,

диагностический, результативный компоненты технологии (рис. 1).

Целевой компонент разработанной нами технологии подготовки студентов содержит центральную идею - совершенствование профессионально-педагогического мышления студентов, в составе которого идейно-понятийный, субъективно-эмоциональный, рефлексивно-контекстный аспекты понятийно-преемственного развития познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Структурный компонент соответствующей технологии включает выделенные нами содержательные компоненты подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей: теоретический (соответствует идейно-понятийному

компоненту профессионально-педагогического мышления), профессиональнопрактический (соответствует рефлексивно-контекстному компоненту профессионально-педагогического мышления), ценностно-мотивационный

(соответствует субъективно-эмоциональному компоненту профессиональнопедагогического мышления).

Рис.1. Технологические компоненты подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей

В содержательном компоненте технологии подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей нами выделены теоретический, профессионально-

практический и ценностно-мотивационный аспекты готовности студентов к данной деятельности. В теоретическом плане важно осмысление принципа. преемственности, основных направлений реализации концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), возрастных особенностей дошкольников и младших школьников, этапов диалектического познания, специфики понятийно-образного мышления дошкольников и младших школьников, методов развития познавательных способностей дошкольников и младших школьников, категории «профессионально-педагогическое мышление». В профессионально-практическом плане необходимы профессиональные умения развивать научные понятия у детей 6 - 8 лет, на основе: доминирования образной, эмоциональной составляющей процесса познания, субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности, реализации проблемно-поискового метода образования, коллективного диалога, моделирования работы по развитию познавательных способностей с использованием различных видов деятельности, а также умения организовать процесс познания собственного педагогического мышления.

В ценностно-мотивационном плане необходим ориентир на самопознание, самосовершенствование, субъективно-личностный настрой, эмоциональное отношение к деятельности.

Функциональный компонент разработанной нами технологии представлен в модели во взаимосвязи преобладающей функции и структурных составляющих профессионально-педагогического мышления: информационная, интегративная, развивающая функции доминируют в процессе формирования идейно-понятийной составляющей профессионально-педагогического мышления; реляционная, инновационная, акмеологическая доминируют в процессе формирования рефлексивно-контекстной составляющей

профессионально-педагогического мышления; аксиологическая и

мировоззренческая преобладают в процессе формирования субъективноэмоциональной составляющей профессионально-педагогического мышления.

Методический компонент технологии подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей

дошкольников и младших школьников, представленный в модели, раскрывает наиболее эффективные для этого методы, приемы и формы образования студентов.

Диагностический компонент технологии соответствующей подготовки студентов обеспечивает «оперативную обратную связь» и необходимую корректировку в процессе ее реализации.

Результативный компонент разработанной технологии конкретизирует уровни готовности студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста: ученический, методический, поисковый.

Представленная выше модель подготовки студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста носит динамический характер и позволяет проектировать и прогнозирование результаты соответствующей профессионально-педагогической подготовки студентов.

Библиографический список

1. Ращикулина Е.Н.Профессиональная подготовка будущих педагогов к развитию познавательных способностей детей: монография [Текст] Е.Н.Ращикулина. - Магнитогорск : МаГУ, 2010. - 158 с.

Bibliography

1. Rashchikulina, E.N. Future Teachers’ Professional Training for Children’s Cognitive Abilities Development: Monograph [Text] / E.N. Rashchikulina. - Magnitogorsk: MaSU, 2010. -158 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.