Научная статья на тему 'Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи'

Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / HUMANITIES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / SOCIAL SCIENCES / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ФИЛОЛОГИЯ / PHILOLOGY / ИСТОРИЯ / HISTORY / МОНОГРАФИЯ / MONOGRAPH / СЛОВАРЬ / DICTIONARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева С.Л.

Материал представляет собой обзор монографий и словарей, созданных преподавателями Института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова в 2016 году. Рассматриваются научные исследования по педагогике, истории, филологии. Первая часть обзора посвящена монографиям в области этнопедагогики, профессионального образования, развивающих технологий в образовательном процессе. Спектр педагогических вопросов широк: от реализации принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования, совершенствования материально-методического сопровождения образовательного процесса на разных уровнях, практики использования рефлексивно-педагогических приемов в развитии культуры обучающихся до концепции рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя в принципе. Труды по истории представлены разноплановыми монографиями по истории советского университетского образования на региональном материале и по социальной истории (миграционным процессам периода Второй мировой войны) в рамках истории повседневности. Раздел, освещающий филологическое направление, демонстрирует первый в своем роде словарь политических лозунгов России и Германии, созданный авторским коллективом ученых двух стран. Словарь отражает современный «лозунговый инструментарий» российских и германских политических партий и движений. В этом же разделе представляется научное исследование, написанное на стыке нескольких собственно лингвистических дисциплин (фразеологии, функциональной грамматики, коммуникативной лингвистики) и когнитивной дериватологии. Автор монографии предпринял попытку методами различных отраслей лингвистики описать и спрогнозировать границы трансформационной активности фразеологических единиц. Последний раздел и весь обзор завершает монография по истории зарубежной литературы (английской драматургии) XVIII века. Рассматривается эволюция мотивной структуры в комедиях эпохи Реставрации, различные корреляции категорий «порочного» и «положительного». Все, рассматриваемые в обзоре научные исследования, по мнению составителя, представляют научный и практический интерес в плане развития теории гуманитарно-общественных наук и практики гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи»

УДК 001.891.32:80

С. Л. Андреева (Магнитогорск, Россия)

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОНЦЕПЦИИ, ИДЕИ

Аннотация. Материал представляет собой обзор монографий и словарей, созданных преподавателями Института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова в 2016 году. Рассматриваются научные исследования по педагогике, истории, филологии. Первая часть обзора посвящена монографиям в области этнопедагогики, профессионального образования, развивающих технологий в образовательном процессе. Спектр педагогических вопросов широк: от реализации принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования, совершенствования материально-методического сопровождения образовательного процесса на разных уровнях, практики использования рефлексивно-педагогических приемов в развитии культуры обучающихся до концепции рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя в принципе. Труды по истории представлены разноплановыми монографиями по истории советского университетского образования на региональном материале и по социальной истории (миграционным процессам периода Второй мировой войны) в рамках истории повседневности. Раздел, освещающий филологическое направление, демонстрирует первый в своем роде словарь политических лозунгов России и Германии, созданный авторским коллективом ученых двух стран. Словарь отражает современный «лозунговый инструментарий» российских и германских политических партий и движений. В этом же разделе представляется научное исследование, написанное на стыке нескольких собственно лингвистических дисциплин (фразеологии, функциональной грамматики, коммуникативной лингвистики) и когнитивной дериватологии. Автор монографии предпринял попытку методами различных отраслей лингвистики описать и спрогнозировать границы трансформационной активности фразеологических единиц. Последний раздел и весь обзор завершает монография по истории зарубежной литературы (английской драматургии) ХУШ века. Рассматривается эволюция мотивной структуры в комедиях эпохи Реставрации, различные корреляции категорий «порочного» и «положительного». Все, рассматриваемые в обзоре научные исследования, по мнению составителя, представляют научный и практический интерес в плане развития теории гуманитарно-общественных наук и практики гуманитарного образования.

Ключевые слова: гуманитарные науки, общественные науки, педагогика, филология, история, монография, словарь.

Уровень развития гуманитарных (и шире общественно-гуманитарных) наук в мире и в нашей стране определяет не только уровень гуманитарного образования, но и качество всякого образования вообще. Гуманитарные науки оформляют в сознании индивида знания из разных областей (в том числе естествознания, математики, логики, теории информации, статистики, экономики и многих других) в целостную картину мира посредством системно организованных и ценностно-ориентированных, человеческих смыслов. Каждый раз гуманитарная наука находит эти смыслы в новых объектах реальной действительности, что приводит к развитию идей, концепций и теорий.

Покажем как «снятый» фрагмент обзор исследований, выполненных и представленных в форме развернутых научных материалов (монографий или словарей). Наш анализ имеет небольшие временные и пространственные рамки: он касается работ, проведенных и опубликованных в 2016-2017 гг. преподавателями Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова самостоятельно и в содружестве с другими учеными России и зарубежья.

В области образования и педагогики мы представим несколько монографических исследований из разных разделов данной научной сферы.

Первая монография «Принцип преемственности в развитии познавательных способностей детей» [7] принадлежит авторскому коллективу преподавателей Института гуманитарного образования МГТУ: Е. Н. Ращикулиной, Н. А. Степановой, Г. И. Ильиной,

Г. В. Тугулевой, Е. Н. Кондрашовой. Коллективное исследование имеет научное и практическое значение, так как адресовано специалистам дошкольного и начального школьного образования, студентам вузов, обучающимся по психолого-педагогическим направлениям и специальностям. Основная идея, получившая развитие в монографии, заключается в том, что реализация современных развивающих технологий в непрерывном образовании личности требует совершенствования профессионально-педагогической подготовки кадров, ориентированной на развитие профессионально-педагогического мышления, субъектности будущего специалиста, самопознание и самообразование.

Изложение главной идеи монографии идет в свете основных дискуссий, происходящих в профессиональном сообществе, главным образом, проблемы обеспечения непрерывности образования во всех звеньях образовательной системы. Доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Ращикулина в первом разделе монографии обращается к вопросу профессиональной подготовки педагогов, представляет концепцию подготовки студентов к реализации принципа преемственности в формировании познавательных способностей детей и технологию ее реализации в образовательном процессе. Одним из частных (но важнейших) направлений в развитии познавательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста авторы считают их эмоционально-познавательное развитие. Содержание эмоционально-познавательной готовности детей к школьному обучению и педагогические условия реализации принципа преемственности разработаны кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного образования Н. А. Степановой.

Проблему успешной адаптации школьников начального звена рассматривает кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Е. Н. Кондрашова. Она обращается к проблеме формирования у школьников системы научных понятий, которые являются методологическим основанием успешной реализации принципа преемственности всех звеньев школьного образования. Практическим материалом, на котором Е. Н. Кондрашова решает указанную проблему, стал процесс формирования историко-краеведческих понятий у младших школьников.

Продолжает тему непрерывного развивающего образования дошкольников и младших школьников кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Г. В. Тугулева. Она раскрывает дидактические условия реализации принципа преемственности в развитии мыслительных способностей дошкольников и младших школьников, подчеркивает воспитывающий потенциал такой работы.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Г. В. Ильина обращается к проблеме модернизации профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта в условиях непрерывного физического воспитания подрастающего поколения, предлагает методику реализации педагогических условий по формированию готовности студентов к реализации принципа преемственности в развитии физических качеств личности.

Авторы анализируемого коллективного труда демонстрируют полезный опыт интеграции различных направлений в развитии познавательных способностей детей. Изложение собственных научных взглядов исследователей сопровождается качественным и подробным анализом идей выдающихся педагогов-мыслителей: Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, Ф. А. Дистервега и др. Теоретические аспекты исследуемой проблемы авторы сопроводили богатым научно-методическим материалом, позволяющим студентам, практикующим педагогам подробно ознакомиться с алгоритмами составления проблемно-развивающих упражнений для дошкольников, младших школьников; формами проектирования процесса формирования понятий и пр. Материал монографии содержит добротный иллюстративный материал, качественные схемы, таблицы и рисунки. По мнению одного из рецензентов работы - С. Н. Испуловой, «монография коллектива авторов под руководством Е.Н. Ращикулиной максимально приближена к современному состоянию педагогического знания о реализации развивающих технологий образования

личности», а «грамотное, профессиональное изложение материала способствует более глубокому осознанию читателем научных проблем».

Иная проблема встала в центре научных изысканий другого авторского коллектива, возглавляемого доктором педагогических наук, профессором кафедра педагогики МГТУ им Г. И. Носова Н. Я. Сайгушевым. В соавторстве с кандидатами педагогических наук О. А. Веденеевой, доцентом кафедры педагогики того же университета, и старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии ФБОУ ВО «Сибайский институт (филиал) БГУ» Г. И. Ишмуллиной, была опубликована монография «Развитие этнопедагогической культуры студентов» [9]. Она вышла в 2016 г. в новосибирском издательстве тиражом 550 экземпляров и адресована научным педагогическим работникам сферы образования, аспирантам, магистрантам, а также преподавателям высшей школы.

В данной монографии рассматриваются рефлексивно-педагогические приемы развития культуры будущих педагогов-психологов, формирующейся на основе изучения народной педагогики, обобщившей естественно-историческим путем традиции воспитания и обучения различных этносов. Подробно исследовав процесс профессиональной подготовки в вузе, авторы дают обоснование педагогических условий и методик их реализации. Авторская позиция по развитию этнопедагогической культуры студентов как части профессиональной подготовки представлена с опорой на четкий терминологический аппарат. В ней прослеживаются и аргументируются главные структурные компоненты этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов. Достоинствами указанного научного труда являются теоретическая и экспериментальная обоснованность предлагаемых приемов. По -новому «разворачиваются» такие рефлексивно-педагогические приемы, как самоанализ, самопознание, самооценка, саморазвитие. Значительная часть исследования отводится описанию критериев, показателей и уровней развития этнопедагогической культуры, что необходимо для оценки эффективности образовательного процесса в выбранном направлении.

Практическая значимость исследования определятся предложенной методикой реализации рефлексивно-педагогических приемов развития этнопедагогической культуры будущих педагогов-психологов, а также четкими методическими рекомендациями (для преподавателей и студентов вузов), которые можно использовать в качестве учебно -методического пособия.

В начале 2017 г. уже в издательстве ИНФРА-М (Москва) тиражом 500 экз. опубликована еще одна монография Н. Я. Сайгушева «Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя» [8]. Автор дает теоретические и праксиологические основы рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя, проектирует модель рефлексивного управления в назначенной сфере. Монография предназначена преподавателям вузов, аспирантам, магистрантам, учителям, для которых разработаны интенсифицирующие технологии, обеспечивающие эффективность рефлексивного управления профессиональным становлением будущего и начинающего учителя.

Научная новизна проведенного исследования отражена в определении методологических подходов и принципов, составивших ядро концепции рефлексивного управления процессом профессионального становления будущего учителя; безусловно, в самой модели, включающей целевой, содержательно-технологический, организационно-исполнительский и информационно-коррекционный блоки; в указанных ранее интенсифицирующих технологиях и описанных автором педагогических условиях изучаемого процесса. Практическая значимость монографии определена тем, что в ней не только предложена технология профессионального становления будущего учителя на этапе вузовской подготовки, но и создано комплексное научно-практическое обеспечение этого процесса (учебные и учебно-методические пособия по основным направлениям концепции, оценочно-критериальный инструментарий педагогического мониторинга).

Интересная и знаковая параллель педагогических проблем и вопросов, связанных с историей отдельного учреждения высшего образования, обнаруживается в монографии доктора исторических наук, профессора кафедры всеобщей истории МГТУ В. В. Филатова. Его книга «История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы» в 3 книгах [10; 11] является продолжающимся изданием по истории МГТУ им. Г.И. Носова на протяжении 1930-2000-х гг. В 2015 г. автором были опубликованы первые монографии, посвященные истории университета в 1930 -1940-е гг. [12; 13]. Первая книга по истории МГТУ 1950-х годов посвящена структурным изменениям, формированию профессорско-преподавательского состава, биографиям работников Магнитогорского горно-металлургического института. Во второй книге анализируется организация учебного процесса и научно-исследовательская деятельность в институте. Разнообразные архивные источники, материалы периодической печати позволили воссоздать автору новый исторический этап в развитии вуза.

Монографии написаны, хотя и в специфической, но активно развивающейся области современной историографии России - истории университетского образования. Актуальность подобных исследований, по словам историка А. Ю. Андреева, четко обозначилась на рубеже ХХ-ХХ1 вв., чему «способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом» [2, с. 3]. Сеть отечественных университетов насчитывает более чем 300-летнюю историю, примерно столько же лет историографии российской университетской системы. Последняя складывалась, главным образом, из юбилейных изданий, цель которых -представить направления учебной и научной деятельности университетов, показать их место в развитии русской и советской науки, их общественную и культурно-просветительную роль в жизни своих регионов и страны в целом. Источниковой базой для подобных изданий служат архивные материалы вузов и корпоративная пресса - университетские газеты и журналы, которые учреждались ранее и учреждаются по сей день сразу после открытия российских университетов. К списку новых источников можно добавить корпоративные Интернет-ресурсы.

В научной значимости исследования В. В. Филатова можно определить ряд моментов. Во-первых, монографии позволяют проследить историю развития университетской системы высшего образования в той ее части, которая складывалась в советский период не в крупных культурных центрах (Москве, С. -Петербурге, Томске, Казани и др.) и даже не в областных центрах, а в маленьких монопрофильных городах, где история вузов почти хронологически совпадает с историей самих городов. Интересен сам феномен создания университетских научных школ и штата научных сотрудников в металлургическом городе, построенном голодными, не просто малокультурными, но зачастую вовсе не умеющими считать, писать, читать людьми. История такого вуза, на наш взгляд, полезна специалистам, занимающимся вопросами российской высшей школы, в качестве одного из примеров многовековой адаптации «немецкой университетской идеи» (см. А. И. Аврус [1]) к условиям российской (и советской) цивилизации. Возникновение и существование в небольшом промышленном городе Магнитогорске (до 2014 г.) двух университетов - явление, заслуживающее внимания историков, социологов, культурологов. Исследования по истории вузов способствуют расширению сферы поиска российских ученых-обществоведов, повышению качества фундаментальных и прикладных работ в области гуманитарно-общественных наук. Кроме указанных моментов, хочется порекомендовать данные публикации исследователям истории корпоративной журналистики, которая в последнее время набирает обороты. Корпоративные издания и пресса, как особый вид исторических источников, отражают новый взгляд на практику формирования общественного сознания, историю страны, региона, города с позиций жизни и развития одного трудового коллектива. Наконец, указанное издание будет

интересно студентам и всему коллективу МГТУ им. Г. И. Носова, поскольку, кроме научной цели, может способствовать обеспечению деловой, персональной и культурной идентичности, поддержанию корпоративной, индивидуальной и социальной памяти.

Историческая научная школа Института гуманитарного образования отметилась в 2016 г. также книгой доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой всеобщей истории М. Н. Потемкиной. Мощный гуманитарный и гуманистический посыл - особенно в свете современных мировых миграционных процессов - дан в исследовании проблемы эвакуации населения СССР в годы Великой Отечественной войны. Монография «"Выковыренные": личностное восприятие эвакуации в годы Великой Отечественной войны» [6] вышла в издательстве МГТУ им. Г. И. Носова тиражом в 100 экземпляров. Автор поставила своей задачей воссоздать параметры «человеческого измерения» эвакуации военных лет, дабы представить за скупыми фактами человеческие судьбы, масштабы трагедий и количество спасенных людей, сохраненных предприятий и организаций.

Представляя «человеческое измерение» («психологическое полотно») проблемы вынужденных миграций населения, М. Н. Потемкина открывает новую страницу в исследованиях по социальной истории нашей страны. Методология работы находится в русле теоретических положений истории повседневности, истории частной жизни, истории эмоций.

Массовая эвакуация населения явилась, по мнению историка, одной из самой драматичных страниц истории Великой Отечественной войны. Позитивный и негативный исторический опыт нашего государства по «адаптации» беженцев в городах и селах советского тыла представляется нам весьма поучительным. Автор убеждена в необходимости реабилитировать в глазах общественного мнения сотни тысяч беженцев Великой Отечественной войны, которые часто подвергались осуждению, воспринимались чужаками, хотя тоже ковали победу, спасая жизни своих детей, на плечи которых потом легло восстановление от разрухи огромной территории нашей страны.

Можно, конечно, представить эвакуацию как факт исторического процесса, но можно -как «мозаичную картину» войны и тыла, складывающуюся из судеб отдельных людей. Работая на заводах и предприятиях, создавая произведения искусства, обучая детей, работая в госпиталях, они, как все, приближали долгожданную победу.

Выбранная траектория исследования представляет читателю под новым углом зрения психологическое восприятие эвакуации заключенными ГУЛАГа; эпизоды эвакуации в различных регионах нашей страны; «специфику» эвакуации представителей партийной, чиновничьей, военной и культурной «советской элиты»; а главное, те стратегии выживания, которые вынужденно вырабатывали эвакуированные в тылу, взаимодействуя с местным населением, и те стереотипы взаимовосприятия, с которыми сталкивались люди и которые им приходилось преодолевать.

Источниковую основу монографического исследования М. Н. Потемкиной составили опубликованные и неопубликованные архивные документы, личные мемуары, собранные и опубликованные тексты интервью «детей войны», собранные и изданные в России, Германии, Израиле, и др. Автор надеется, что обозначенная ею тематика получит продолжение и будет способствовать эффективности современной государственной политики, а также общественной поддержке беженцев в современном мире. Мы считаем, что материалы исследования Марины Николаевны необходимо включить в содержание учебных курсов по истории, чтобы преодолеть определенную отчужденность молодого поколения в восприятии истории страны, персонифицировать факты прошлого ради настоящего и будущего.

Многочисленными публикациями в 2016 г представлена деятельность университетской научной филологической школы, возглавляемой профессором, доктором филологических

наук, профессором кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации С. Г. Шулежковой. В настоящем обзоре мы расскажем только о двух завершенных проектах.

Один проект - это новый, первый в своем роде словарь «Дайте миру шанс! Словарь современных политических лозунгов России и Германии» [4], который создавался российско-германским авторским коллективом при финансовой поддержке научных фондов двух стран2. С российской стороны работа велась С. Г. Шулежковой, А. А. Осиповой, О. Е. Черновой, Н. В. Поздняковой, А. Н. Михиным - учеными двух институтов МГТУ им. Г. И. Носова: Института гуманитарного образования и Научно-исследовательской словарной лабораторией НИИ исторической антропологии и филологии. Немецкая часть словаря готовилась профессором Грайфсвальдского университета им. Эрнста Морица Арндта Х. Вальтером и доцентом кафедры романо-германской филологи Института гуманитарного образования О. В. Михиной. Редакторами выступили С. Г. Шулежкова (гл. ред.), А. А. Осипова. Рецензировали словарь авторитетные специалисты в области фразеологии и политической лингвистики - профессоры В. М. Мокиенко (С.-Петербург) и А. П. Чудинов (Челябинск). Словарь вышел, к сожалению, небольшим, хотя и красочным, тиражом в 100 экземпляров в магнитогорском издательстве.

Авторы словаря исследовали политические жанры малой формы (лозунги, призывы, здравицы, девизы), которые используются в современном коммуникативном пространстве различными политическими партиями и общественными движениями России и Германии. Им удалось зафиксировать в 250 (200 русских и 50 германских) лозунгах призывную «политическую мелодию» (выражение Розеншток-Хюсси) современной политической жизни двух стран.

Словарь предваряется подробной вступительной статьей, объясняющей идею авторов, принцип расположения и структуру словарных статей. Каждая русская и немецкая словарная единица характеризуется по пяти параметрам: 1) в инициальной зоне - исходной формой с приведением узуальных вариантов; 2) в источниковой зоне - временем и источником появления, распространения, указанием на принадлежность лозунга политическим объединениями; 3) в семантической зоне - принадлежностью к жанру, отношением к концептуальному блоку, характеристикой значения с учетом авторской интенции и ожидаемой реакции адресата; 4) в иллюстративной зоне - демонстрацией примеров употребления лозунга в узуальном и трансформированном вариантах; 5) в зоне фиксации -сведениями о словарях и справочниках, где описываемая единица уже была отмечена ранее.

Словарь адресован филологам, журналистам, социологам, всем, кто интересуется проблемами политической лингвистики. Яркий, иллюстрированный, информативный, он будет полезен и студентам, тем более что в сборе материала принимали участие и студенты -филологи.

Другой проект - это монография «Судьба оборота хрустальный дворец: методика прогнозирования и интерпретации фразеологических трансформаций» [3], написанная автором настоящего обзора в 2016 г. Исследование опубликовано в магнитогорском издательстве тиражом 150 экземпляров. Работа посвящена возможностям применения методик когнитивной дериватологии к изучению процессов фразеологической трансформации, в частности, возможности применения пропозиционально-фреймового анализа словообразовательных гнезд однокоренных (для компонентов фразеологического оборота) слов. Метод анализа, уже известный в когнитивистике, до сих пор не применялся фразеологами для описания и объяснения практики употребления фразеологических единиц и их трансформационных возможностей. Представленный в монографии подход можно рассматривать и как способ проектирования внутренней формы фразеологизма, которая

2 Издание осуществлено при поддержке гранта РГНФ «Публицистический арсенал общественных движений в Росии и Германии. Вербальные средства преодоления конфликтов и достижения толерантности» (2015. № 15-24-06001а(м)) и при поддержке Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) (проект ЦФ 1689/5-1).

сохраняется в результате всех модернизаций оборота, обеспечивая тождество речевых употреблений с узусом фразеологической единицы.

Анализ каждого словообразовательного гнезда в тексте сопровождается графическими моделями пропозиционально-фреймовых структур, наглядно демонстрирующих траектории развития фрейма. Границы фреймового пространства, построенные с помощью словообразовательных гнезд, есть структура внутренней формы компонентов оборота.

Монография С. Л. Андреевой адресована лингвистам, занимающимся проблемами фразеологии и когнитивной лингвистики, а также аспирантам, магистрантам филологических направлений подготовки как иллюстрация применения методов когнитивной лингвистики для изучения системных связей разных уровней языка.

Завершает обзор монография «"Успешный порок" в творчестве Джона Ванбру» [5] кандидата филологических наук, доцента кафедры языкознания и литературоведения О. Ю. Колесниковой. Книга вышла тиражом в 100 экземпляров в издательстве МГТУ в 2016 г.

В данном исследовании автор провела исторические параллели между изменениями ведущих мотивов в английской драматургии ХУШ века и общественно-политическими изменений той эпохи. Ключевые мотивы «успех» и «порок» коррелируют и эволюционируют, сливаясь в новый мотив «успешный порок». Ярким примером динамики мотивной структуры являются комедии эпохи Реставрации, в частности, пьесы Дж. Ванбру, которые и подверглись анализу в представляемом монографическом исследовании. О. Ю. Колесникова, рассматривая развитие данного мотива, отмечает, что ко второй половине ХУШ века мотив «успешный порок», появившись, снова распадается на два исходных мотива («успех» и «порок»). Об этом свидетельствует переделка пьесы Ванбру в духе новой эпохи, написанная Р. Шериданом. Комедия «Поездка в Скарборо» (или «Неисправимый, или Дрюри-Лейн в опасности») (1696) также подверглась анализу в тексте исследования. К концу ХУШ столетия мотив «успешный порок» исчезает полностью, а в пьесе Шеридана, как и во всей английской драматургии того же периода, успешными становятся добродетельные герои: возникает и начинает доминировать новый мотив -«успешная добродетель». Литературоведческий анализ указанных произведений Английской литературы XVIII века полезен для использования в учебных курсах по истории зарубежной литературы; по истории английской литературы; по истории европейского театра; а также для разработки спецкурсов и спецсеминаров, посвященных теории и практике зарубежной драматургии.

Гуманитарные науки сегодня как дисциплинарная область и как составляющая образовательного процесса обладают широчайшим и глубочайшим информационным потенциалом для решения проблем человеческой цивилизации. И в этом смысле гуманитарное образование становится фактором социально-политической и культурной интеграции, той ценностью человеческой культуры, которая должна стать исходным в поисках общей стратегии развития российского и зарубежного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аврус А. И. История российских университетов: Очерки. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. 86 с. (Серия «Межрегиональные исследования в общественных науках» N1

2. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак. 2009. 648 с.

3. Андреева С. Л. Судьба оборота хрустальный дворец: методика прогнозирования и интерпретации фразеологических трансформаций : монография / С. Л. Андреева. Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова. 2016. 183 с.

4. Дайте миру шанс! Словарь современных политических лозунгов России и Германии / русская печать : С. Г. Шулежкова, А. А. Осипова, О. Е. Чернова, Н. В. Позднякова, А. Н. Михин; немецкая часть: Х. Вальтер, О. В. Михина; Науч.-исслед. словарная лаб. НИИ историческойантропологии и филологии МГТУ им. Г. И. Носова ; Грайсвальдский ун-т им. Эрнста Морица Арндта ; под ред. С. Г. Шулежковой (гл. ред.), А. А. Осиповой. Магнитогорск : ЗАО «Магнитогорский Дом печати» ; Greifswald : Emst-Moritz-Arndt-Universitát, 2016. 300 с.

5. Колесникова О. Ю. «Успешный порок» в творчестве Джона Ванбру: Монография / О. Ю. Колесникова Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 184 с.

6. Потемкина М. Н.«Выковыренные»: личностное восприятие эвакуации в годы Великой Отечественной войны: монография / М.Н. Потемкина. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 151 с.

7. Ращикулина Е. Н. Принцип преемственности в развитии познавательных способностей детей: кол. монография [Электронный ресурс] / Е. Н. Ращикулина, Н. А. Степанова, Г. И. Ильина, Г. В. Тугулева, Е. Н. Кондрашова. Магнитогорск: МГТУ, 2016.193 с.

8. Сайгушев Н. Я. Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя : монография / Н. Я. Сайгушев. М. : ИНФПР-М. 2017. 279 с.

9. Сайгушев, Н. Я., Веденеева О. А., Ишмуллина Г. И. Развитие этнопедагогической культуры студентов: монография. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. 130 с.

10. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы. В 3 кн. Кн. 2: монография / В. В. Филатов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. 279 с.

11. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1950-е годы. В 3 кн. Кн. 1: монография / В. В. Филатов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 285 с.

12. Филатов, В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1930-е годы: монография / В. В. Филатов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 261 с.

13. Филатов, В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1940-е годы: монография / В.В. Филатов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 394 с.

S. L. Andreeva (Magnitogorsk, Russia)

THE HUMANITIES AND HUMANITARIAN EDUCATION - 2016: NEW RESEARCH, CONCEPTS, IDEAS

Abstract. The material is an overview of monographs and dictionaries created by the lectures of the Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU). Here we consider scientific research in the field of pedagogy, history, philology. The first part of the review is devoted to monographs in the field of ethno-pedagogy, vocational education, developing technologies in the educational process. There is a wide range of pedagogical issues: from the realization of the principle of continuity of preschool and primary school education, the improvement of material and methodological support of the educational process at different levels, the practice of using reflexive pedagogical methods in the development of the culture of trainees to the concept of reflexive management of the professional formation of a future teacher in general. Works on history are represented by diverse monographs on the history of university education on regional material of the Soviet period and on social history (migratory processes during the Second World War) within the framework of the history of everyday life. The section covering the philological direction demonstrates the first-of-its-kind dictionary of political slogans of Russia and Germany, created by the writing team of scientists of the two countries. The dictionary reflects the modern "slogan instruments" of Russian and German political parties and movements. In the same section, a scientific study is presented, written at the intersection of several linguistic disciplines (phraseology, functional grammar, communicative linguistics) and cognitive derivatology. The author of this monograph attempted to describe

and predict the boundaries of the transformational activity of phraseological units by methods of various branches of linguistics. The section and review are concluded by a monograph on the history of foreign literature of the eighteenth century of English drama. The evolution of the motivational structure in the comedies of the Restoration period, various correlations of the categories of "vicious" and "positive" are considered. All the scientific Research considered in the review, in the opinion of the author, are of scientific and practical interest in terms of the development of the theory of the humanities and social sciences and the practice of humanitarian education.

Keywords: Humanities, social sciences, pedagogy, philology, history, monograph, dictionary.

REFERENCES

1. Avrus A. I. Istoriya rossiiskikh universitetov: Ocherki. M.: Mosk. obshchestv. nauch. fond, 2001. 86 p. (Seriya «Mezhregional'nye issledovaniya v obshchestvennykh naukakh» N1

2. Andreev A. Yu. Rossiiskie universitety XVIII - pervoi poloviny XIX veka v kontekste universitetskoi istorii Evropy, Moscow, Znak, 2009, 648 p.

3. Andreeva S. L. Sud'ba oborota khrustal'nyi dvorets: metodika prognozirovaniya i interpretatsii frazeologicheskikh transformatsii : monografiya / S. L. Andreeva. Magnitogorsk: NMSTU im. G. I. Nosova. 2016, 183 p.

4. Daite miru shans! Slovar' sovremennykh politicheskikh lozungov Rossii i Germanii / russkaya pechat' : S. G. Shulezhkova, A. A. Osipova, O. E. Chernova, N. V. Pozdnyakova, A. N. Mikhin; nemetskaya chast' : Kh. Val'ter, O. V. Mikhina ; Nauch.-issled. slovarnaya lab. NII istoricheskoiantropologii i filologii MGTU im. G. I. Nosova ; Graisval'dskii un-t im. Ernsta Moritsa Arndta ; pod red. S. G. Shulezhkovoi (gl. red.), A. A. Osipovoi, Magnitogorsk, ZAO «Magnitogorskii Dom pechati» , Greifswald, Ernst-Moritz-Arndt-Universität, 2016, 300 p.

5. Kolesnikova O. Yu. «Uspeshnyi porok» v tvorchestve Dzhona Vanbru / O. Yu. Kolesnikova Monografiya. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2016. 184 p.

6. Potemkina M. N.«Vykovyrennye»: lichnostnoe vospriyatie evakuatsii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny: monografiya / M.N. Potemkina. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. unta im. G.I. Nosova, 2016, 151 p.

7. Rashchikulina E. N. Printsip preemstvennosti v razvitii poznavatel'nykh sposobnostei detei: kol. monografiya [Elektronnyi resurs] / E.N. Rashchikulina, N.A. Stepanova, G.I. Il'ina, G.V. Tuguleva, E.N. Kondrashova, Magnitogorsk, NMSTU, 2016, 193 p.

8. Saigushev N. Ya. Refleksivnoe upravlenie professional'nym stanovleniem budushchego uchitelya : monografiya / N. Ya. Saigushev, Moscow, INFPR-M. 2017. 279 p.

9. Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Ishmullina G.I. Razvitie etnopedagogicheskoi kul'tury studentov: monografiya, Novosibirsk, Izd. ANS «SibAK», 2016. 130 p.

10. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1950-e gody. V 3 kn. Kn. 2: monografiya / V.V. Filatov. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2016. 279 p.

11. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova: 1950-e gody. V 3 kn. Kn. 1: monografiya / V. V. Filatov. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2016. 285 p.

12. Filatov V. V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1930-e gody: monografiya / V. V. Filatov. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. unta im. G.I. Nosova, 2015, 261 p.

13. Filatov V.V. Istoriya Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G.I. Nosova: 1940-e gody: monografiya / V.V. Filatov. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. unta im. G. I. Nosova, 2015, 394 p.

Андреева С. Л. Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 160-168.

Andreeva S. L. The humanities and humanitarian education - 2016: New Research, Concepts, Ideas, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 1, pp.160-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.