Научная статья на тему 'Преемственность в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников'

Преемственность в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ПАРАМЕТРЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИКОВ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ / PHYSICAL QUALITIES / PRINCIPLE OF CONTINUITY / PARAMETERS OF CONTINUITY / SPORTS ACTIVITIES / SENIOR PRESCHOOL AGE CHILD / JUNIOR SCHOOL AGE CHILD AND TRAINING FUTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Г. В.

В работе обоснованы параметры преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников на основе принципов природосообразности, культуросообразности, дополнительности. Развитие физических качеств детей рассмотрено с учётом содержания процесса: средства; методы; объём; интенсивность; форма. Принцип преемственности обозначен как основы охраны и наращивания ресурсов личности в контексте непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AMONGST SENIOR PRESCHOOL AGE AND JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN

This project gives prove to characteristics of continuity in the development of physical qualities amongst senior preschool age and junior school age children based on the principles of natural and cultural congruity as well as complementarity. The development of children's physical qualities is examined taking into account the matter of the process: means; methods; scope; intensity and form. The principle of continuity is defined as the basis of protecting and building up personality resources in an environment of continuous education.

Текст научной работы на тему «Преемственность в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников»

- целенаправленное планирование содержания учебного материала эколого-краеведческой направленности;

- адаптация учебного материала под возрастные особенности учащихся;

- последовательное и системное применение методов и приемов, активизирующих деятельность учащихся в процессе усвоения учебного материала;

- взаимосвязь уроков и внеурочных мероприятий по проблеме обеспечения экологической безопасности региона.

Таким образом, учитывая актуальность подготовки учащихся в области экологической безопасности, представляется важным принять во внимание возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Библиографический список

1. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная учебная программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2007.

2. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Программы 5-10 классы. - М.: Просвещение, 2010.

3. Смирнов, А. Т. Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа, 2004.

4. ОБЖ. Примерные программы основного общего образования - М.: Просвещение, 2010.

Bibliography

1. Smirnov, A.T. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: Kompleksnaya uchebnaya programma dlya 5-11 klassov obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / A.T. Smirnov, B.O. Khrennikov. - M.: Prosvethenie, 2007.

2. Latchuk, V.N. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: Programmih 5-10 klassih. - M.: Prosvethenie, 2010.

3. Smirnov, A.T. Primernaya programma po osnovam bezopasnosti zhiznedeyateljnosti / A.T. Smirnov, V.A. Vasnev, B.I. Mishin. - M.: Drofa, 2004.

4. OBZh. Primernihe programmih osnovnogo obthego obrazovaniya - M.: Prosvethenie, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.07.11

УДК 372.21

Ilyina G.V. CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AMONGST SENIOR PRESCHOOL AGE AND JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN. This project gives prove to characteristics of continuity in the development of physical qualities amongst senior preschool age and junior school age children based on the principles of natural and cultural congruity as well as complementarity. The development of children's physical qualities is examined taking into account the matter of the process: means; methods; scope; intensity and form. The principle of continuity is defined as the basis of protecting and building up personality resources in an environment of continuous education.

Key words: physical qualities; principle of continuity; parameters of continuity; sports activities; senior preschool age child, junior school age child and training future specialists in physical education at preschool general education institutions.

Г.В.Ильина, ст. преп. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: galinka_ilina@rambler.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В работе обоснованы параметры преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников на основе принципов природосообразности, культуросообразности, дополнительности. Развитие физических качеств детей рассмотрено с учётом содержания процесса: средства; методы; объём; интенсивность; форма. Принцип преемственности обозначен как основы охраны и наращивания ресурсов личности в контексте непрерывного образования.

Ключевые слова: физические качества; принцип преемственности; параметры преемственности; физкультурная деятельность; старший дошкольник, младший школьников; подготовка будущих специалистов по физической культуре в ДОУ.

В настоящее время, в связи с обновлением всех направлений дошкольного и начального общего образования происходят значительные изменения в содержании физкультурнооздоровительной работы с детьми, что в свою очередь требует совершенствования качества подготовки будущих инструкторов по физической культуре в ДОУ к предстоящей профессиональной деятельности.

С одной стороны, в системе физкультурного образования заметно усилился процесс реорганизации подготовки студентов в сфере физической культуры. Изменяется структура и направление специальностей, идёт работа над образовательными стандартами, требующими повышения качества профессиональной подготовки данных специалистов.

С другой стороны, недостаточная разработанность педагогических основ к реализации принципа преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников не позволяет рассматривать физкультурную деятельность детей в условиях непрерывного образования, с

учётом их физической готовности к обучению в школе. Важно отметить, что в структуре физической готовности дошкольника к обучению в школе выделяют две составляющие, которые включают:

- естественно-биологический аспект, объединяющий показатели, отражающие конституционно-типологические, морфологические, функциональные, полоролевые, - совокупность которых отражает уровень физического развития;

- показатели уровня развития физических качеств детей и овладения техникой физических упражнений, подводящих не только к освоению школьной программы, но, главное, к биологической адаптации ребёнка в условиях нового социального статуса.

В нынешней образовательной ситуации следует выделить противоречие между потребностями социума в повышении качества подготовки будущих инструкторов по физической культуре в ДОУ и недостаточной разработанностью педагогических основ реализации принципа преемственности в разви-

тии физических качеств старших дошкольников и младших школьников. Поиск эффективного разрешения данного противоречия, на наш взгляд, определяется профессиональной подготовкой будущих инструкторов по физической культуре в ДОУ к реализации принципа преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников. В процессе подготовки данных специалистов, на наш взгляд, важно рассматривать развитие физических качеств дошкольников и младших школьников как двусторонний процесс, в котором:

- с одной стороны, дошкольная ступень сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества, развивает физические способности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, позволяющих успешно адаптироваться к школьным нагрузкам;

- с другой стороны, начальная школа продолжает дальнейшее развитие определённого уровня физических качеств, достижений ребёнка-дошкольника.

Кроме того, методика развития физических качеств должна включать средства и методы, с учётом возрастных периодов, половых признаков, психофизиологических и прочих особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Прежде чем раскрыть параметры преемственности в развитии физических качеств дошкольников и младших школьников, которые необходимо использовать в профессиональнопедагогической подготовке студентов, остановимся подробнее на понятии «преемственность», «принцип преемственности». Рассмотрев определение категории «преемственность» с позиции философии, психологии, педагогики, мы сможем определить параметры реализации принципа преемственности в развитии физических качеств дошкольников и младших школьников.

Рассмотрению сущности и закономерностей преемственности посвящены философские исследования Э.А. Баллера, ко-

торый даёт следующее определение данного понятия: «Преемственность» - это связь между различными этапами и ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает устойчивость целого» [1]. Таким образом, преемственность в развитии обеспечивается на основе сохранения и переноса наиболее прогрессивных элементов старого на новую, более высокую ступень с целью дальнейшего развития.

Исследования С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других, показывают, что преемственность в образовании предполагает: учёт и оптимальное использование возрастных и психологоческих возможностей детей; учёт амплификации, самоценности каждого возрастного периода.

В связи с этим, важным моментом в обеспечении преемственности развития физических качеств старших дошкольников и младших школьников является разработка параметров согласованного взаимодействия ступеней дошкольного и начального общего образования. В контексте решения этого вопроса необходимо учитывать относительно устойчивую асимметричную гармонию природосообразных и культуросообразных параметров в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников. Опираясь на исследование Е.Н. Ращикулиной [2], связанное с формированием познавательных способностей старших дошкольников и младших школьников, мы представили дополнительность природосообразных и культуросообразных параметров в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников, на рисунке 1.

параметров

Рис. 1. Дополнительность природосообразных и культуросообразных параметров в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников

Анализируя категорию «преемственность» ряд авторов рассматривает её как дидактический принцип [Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, И.Т. Огородникова и др.], как условие и механизм реализации других принципов учебно-воспитательного процесса [С.М. Годник, И.Д. Зверев и др.], как требование [М. А. Данилов, Б.П. Есипов и др.]. Учёные Р. А. Должикова и Т. А. Ерахтина обобщают в своих исследованиях все имеющиеся подходы, рассматривая данную категорию как принцип, условие, фактор, требование.

В настоящее время, данное направление разрабатывается в исследованиях: Л.И. Айдаровой, Т.И. Безуглой, Н.И. Гутки-ной, И. А. Головановой, И.Н. Гончаровой, В.В. Зайко, Н.В.

Нижегородцевой, Е.Н. Ращикулиной, Н.А. Степановой, Л.В. Трубайчук, Г.В. Тугулёвой и др.

В методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 25.03.94 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования выделены актуальные и сейчас основания преемственности, которые обеспечивают психологическую и физическую готовность детей к освоению программы начальной школы. Основаниями преемственности являются:

1. Развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности.

2. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития.

3. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учёбе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребёнка.

4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками [3].

Рассматривая принцип преемственности, мы учли проект концепции содержания непрерывного образования разработанный коллективом под руководством Н.Ф. Виноградовой [4, с. 5], в основе которого следующие направления развития ребёнка 3-10 лет:

- психологические новообразования данного периода: рефлексия, как осознание себя и своей деятельности; произвольность, воображение, познавательная активность, понимание и оперирование знаково-символическими средствами;

-социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей, взаимодействие с окружающим миром;

-деятельностное развитие: приоритет ведущей деятельности с опорой на творчество;

-готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов.

Важным моментом в обеспечении непрерывного образования дошкольников и младших школьников являются параметры преемственности в развитии физических качеств детей. Необходимо отметить, что «физические качества» мы рассматриваем как врождённые морфо-функциональные качества [анатомо-физиологические], которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Это сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость [5]. При выполнении физического упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо из них. Развитие физических качеств человека неотделимо от функционирования его личностных характеристик, более того, определяется ими. Большая пластичность детского организма, высокая подвижность нервных процессов, лёгкость образования условно-рефлекторных связей предполагает успешное развитие физических качеств.

В ходе нашего исследования, мы рассмотрели морфофункциональные особенности физического развития детей, особенности развития физических качеств, психологические новообразования, которые в совокупности составили природосообразные компоненты развития физических качеств старших дошкольников и младших школьников.

1. Морфофункциональные особенности физического развития старших дошкольников определяются периодом «первого вытяжения» (ребёнок может вырасти на 7-10 см). Устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны. Позвоночный столб чувствителен к деформирующим воздействиям. Начинается сращивание костей таза (подвздошной, седалищной, лобковой). Не закончено окостенение опорных костей носовой перегородки. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Эластичность и гибкость кости. Тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей. ЧСС - 80-110 ударов в минуту. Частое и неглубокое дыхание - 22-24 в минуту.

У младших школьников наибольшей подвижностью обладает позвоночник. Костно-мышечный аппарат не сформировался, поэтому необходимо избегать одностороннего воздействия и упражнений статического характера. ЧСС 80-90 ударов в минуту.

2. Особенности развития физических качеств старших дошкольников и младших школьников определяются следующими показателями:

Быстрота - детям доступна сложная реакция (реакция на движущийся объект и реакция выбора), т. е. проявляется быстрота реакции в эстафетах, подвижных играх. Наилучшие результаты достигаются в возрасте 7-13 лет.

Ловкость - дети согласованно, последовательно выполняют движения, проявляют быструю сообразительность, инициативу в неожиданно изменяющихся условиях (в подвижных играх), используя пространственные и временные ориентировки. Дети легко схватывают технику сложных физических упражнений, быстро и точно усваивают сложные по координации двигательные действия. Наиболее интенсивно развивается в 710 лет.

Сила - у детей прослеживается слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой. Преобладание тонуса мышц-сгибателей. Тщательный отбор динамических упражнений предусматривает кратковременное скоростно-силовое напряжение (упражнения в беге, прыжках, метании, лазанье по гимнастической лестнице), определяемые возможностями опорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией ССС на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.

Выносливость - дети обладают большими и возможностями в проявлении общей выносливости. Выполнение упражнений на фоне утомления в силу эмоционального состояния детей может привести к нежелательным результатам, т. к. энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста.

Гибкость - у детей опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается пластичностью. Соответственно объём и интенсивность упражнений должны увеличиваться постепенно. Высокий темп развития данного физического качества у детей 7-10 лет.

3. Психологические новообразования у старших дошкольников следующие: произвольность, элементы рефлексии, элементы учебной деятельности. Завершается дифференциация нервных элементов трёх слоёв (ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования межанализаторных связей. Ведущая деятельность - игровая.

У младших школьников: рефлексия, смена ведущей игровой деятельности на учебную. Продолжается развитие и перестройка умственных процессов.

Культуросообразные параметры преемственности в развитии физических качеств дошкольников и младших школьников включают следующие содержательные компоненты:

1. Цель развития физических качеств дошкольников определяется необходимостью физической готовности к школьному обучению. Развитие физических качеств детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, позволяющих успешно адаптироваться к школьным нагрузкам. Акцент на здоровьесберегающие технологии. Расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение основным движениям (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание).

У младших школьников акцент на решение образовательных задач: овладение техникой основных движений, формирование элементарных знаний о здоровом образе жизни. Воспитание нравственных и волевых качеств: дисциплинированность; честность; смелость. Необходимо учитывать, что у первоклассников по сравнению с дошкольниками происходит большее сокращение двигательной активности (в среднем на 50%). Это проявляется: в увеличении продолжительности образовательных занятий с преобладанием статических поз, увлечением компьютерными играми, конструированием, тем самым в снижении интереса (мотивации) детей к физическим упражнениям. В связи с этим, развитие физических качеств младших школьников определяется необходимостью активизировать двигательную деятельность детей, повысить психофизический потенциал посредствам физкультурнооздоровительных технологий [6, с. 99].

2. Средства развития физических качеств: физические упражнения и подвижные игры, сочетание различных форм физкультурной деятельности, с познавательной, музыкальной, художественно-эстетической деятельностью. Следует подчеркнуть особую роль игры как средства реализации преемст-

венности в развитии физических качеств дошкольников и младших школьников. Определяя игровую деятельность у старших дошкольников как ведущую, с позиции нашего исследования, важно учитывать основные элементы структуры как материальной, так и духовной деятельности детей: мотивы, побуждающие к деятельности; цели-образы результатов, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим, в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определённым образом мотивированная деятельность в целом, входящие в её состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий - операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.

3. Ведущие методы развития физических качеств у старших дошкольников и младших школьников: игровой - с подбором подвижных игр с бегом, прыжками, метанием, бросками; соревновательный - с включением соревновательных упражне-

ний в беге на 300 метров, 30 метров, сгибании и разгибании рук в упоре лёжа (упражнения реализуются на фоне максимальной психической концентрации и сопровождается значительной тратой физических и психических сил); повторный -с повтором определённых упражнений - заданий (пробежать 4 раза по 30 метров, выполнить 3 подхода к прохождению полосы препятствий), с перерывом между повторами до полного восстановления.

Таким образом, мы определили параметры преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников на основе принципов природосообраз-ности, культуросообразности, дополнительности.

В ходе дальнейшего исследования, мы определили методическое содержание процесса развития физических качеств старших дошкольников и младших школьников, опираясь на исследование Г.Г. Попова [7]. В таблице 1 представили содержание процесса развития конкретных психофизических качеств детей с учётом средств и методов, интенсивности, объёма, отягощения, формы.

Таблица 1

Содержание процесса развития физических качеств старших дошкольников и младших школьников

Физическое качество Метод Интенсивность Объем е и н е о £ о Форма Средства развития

Быстрота повторный, игровой, соревновательный Е= к £ к I 0 ГО - 5 Ф 55 с 'З 1 1 £ 1 & § £ 3 О с до появления первых признаков снижения интенсивности Отсутствует, облегчённые условия физкультурное занятие, подвижная игра, физкультурный досуг Компьютерные игры (быстрота простой и сложной реакции, подвижность нервных процессов, логика мышления, внимание, память). Бег со старта из различных исходных положений, передвижения в разных стойках. Подскоки со скакалкой, через неё. Ведение, ловля брошенного мяча партнёром. Прыжки через равномерно расставленные барьеры. Подвижные игры с построениями и перестроениями, требующие концентрации внимания и повтора заданий до 3-4 раз. Чередование в них основных движений по определённому сигналу. Эстафеты.

Сила: абсолютная взрывная повторный, игровой, соревновательный игровой ^ 15 X со ^ 5 си со 2 о от 2-х до 6-ти повторений, до 8-ми подходов околопредельное, среднее физкультурное занятие, подвижная игра, спортивный досуг Подтягивание в висе, отжимания в упоре, приседания, упражнения на тренажёрах. Подвижные игры с правилами, определяющими задания на удержание, противодействия партнёров. Упражнения направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника (ОРУ). Подвижные игры с выбором определённых действий, направленных на успешность ребёнка в игровой ситуации. Повторность, последовательность, усложнение двигательных действий и заданий на быстроту реакции детей в процессе игры.

Выносливость повторный, игровой, соревновательный средняя, малая малая до появления первых признаков снижения интенсивности отсутствует облегчённые условия физкультурное занятие, подвижная игра подвижная игра Упражнения, вызывающие максимальную производительность СС и дыхательной систем.. Медленный непрерывный бег (кросс), быстрая ходьба. Повторный бег на отрезках. Ходьба на лыжах, плавание. Продолжительные подскоки, т.е. упражнения циклического и ациклического характера. Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является наличие замещающей деятельности и спортивного инвентаря. Замещение становится символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами.

-а § § со О равномерный, игровой, соревновательный, игровой соревновательный околопредельная, большая до вынужденного из-за наступившего утомления перехода из средней зоны интенсивности в малую со в д ти « у т ^ § т о ф О 5 ^ £ § <Б физкультурное занятие, подвижная игра, физкультурный досуг Упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны: полоса препятствий, челночный бег. ОРУ динамического характера. Подвижные и спортивные игры с внезапно меняющимися условиями (эффективность упражнений до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически). Выполнение основных движений (бег, прыжки, метания, лазания), направленных на развитие двигательной памяти: -запоминание; -припоминание техники двигательного действия в процессе игры.

В итоге, необходимо отметить, что нами обоснованы параметры преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников на основе принципов природосообразности, культуросообразности, дополнительности. Развитие физических качеств детей рассмотрено с учётом соответствующей реализации средств, методов и форм. Важно подчеркнуть, что принцип преемственности в развитии физических качеств дошкольников и младших школьников реализуется в нашем исследовании с позиции сохранения фундамента полноценного физического и психи-

ческого здоровья детей, как основы охраны и наращивания ресурсов личности в контексте непрерывного образования.

Эффективная реализация принципа преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников зависит от качества подготовки будущих инструкторов по физической культуре в ДОУ к предстоящей профессиональной деятельности, содержательные компоненты которой будут рассмотрены нами в дальнейшей научноисследовательской работе.

Библиографический список

1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969.

2. Ращикулина, Е.Н. Подготовка педагогов к реализации принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования: учебно-методический комплекс / Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.

3. Асмолов, А.А. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования // Дошкольное воспитание. -1994. - № 6.

4. Виноградова, Н.Ф. Концепция преемственности дошкольного и начального школьного звеньев образования // Начальная школа. - 2000. - № 4.

5. Захаров, Е. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафронов. - М.: Лептос. 1994.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции, Москва, 25 октября 2007 г. / отв. ред. Е.В. Усова. - М.: Издат-во СГУ, 2007.

7. Подготовка ребенка к школе: требования и диагностика: учебное пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.И. Левшиной, Н.А. Степановой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010.

Bibliography

1. Baller, Eh.A. Preemstvennostj v razvitii kuljturih. - M.: Nauka, 1969.

2. Rathikulina, E.N. Podgotovka pedagogov k realizacii principa preemstvennosti doshkoljnogo i nachaljnogo shkoljnogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskiyj kompleks І E.N. Rathikulina, N.A. Stepanova. - Magnitogorsk: MaGU, 2009.

3. Asmolov, A.A. Ob organizacii vzaimodeyjstviya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj i obespechenii preemstvennosti doshkoljnogo i nachaljnogo obthego obrazovaniya ІІ Doshkoljnoe vospitanie. -1994. - № 6.

4. Vinogradova, N.F. Koncepciya preemstvennosti doshkoljnogo i nachaljnogo shkoljnogo zvenjev obrazovaniya ІІ Nachaljnaya shkola. - 2000. - №

4.

5. Zakharov, E. Ehnciklopediya fizicheskoyj podgotovki: Metodicheskie osnovih razvitiya fizicheskikh kachestv І E. Zakharov, A. Karasyov, A. Safronov. - M.: Leptos. 1994.

6. Zdorovjesberegayuthie obrazovateljnihe tekhnologii: Materialih mezhdisciplinarnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii, Moskva, 25 oktyabrya 2007 g. І otv. red. E.V. Usova. - M.: Izdat-vo SGU, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Podgotovka rebenka k shkole: trebovaniya i diagnostika: uchebnoe posobie І pod red. S.F. Bagautdinovoyj, N.I. Levshinoyj, N.A. Stepanovoyj. -Magnitogorsk: MaGU, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.07.11

УДК 159. 922

Levchenko A. V. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TIMELY TRANSSPECTIVENESS OF SELFACTUALIZING PERSON. The results of empirical research of psychological aspects of selfactualizing person's timely transspec-tiveness are presented in the article. The concrete descriptions of the formal aspects and the content of personal transspectiveness with a different level of selfactualization are being given.

Key words: timely transspectiveness, formal aspects and content of timely transspectiveness, selfactualization, selfactualizing person.

А.В. Левченко, аспирант ДВГУПС, г. Хабаровск, E-mail: savostyanovanastya@rambler.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВРЕМННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических характеристик временной трансспекти-вы самоактуализирующейся личности. Описываются конкретные характеристики формальных параметров и содержание трансспективы личности с разным уровнем самоактуализации.

Ключевые слова: временная трансспектива, формальные параметры и содержание временной трансспективы, самоактуализация, самоактуализирующаяся личность.

Актуальность исследования проблемы временной транс-спективы обусловлена необходимостью описать полный жизненный хронотоп личности, в котором прошлое, настоящее и будущее рассматриваются не как автономные фрагменты, а как части единой временной структуры. Анализ исследований, посвященных данной теме [1; 2; 3], позволяет сделать выводы об отсутствии единого понимания сущности данного феномена. В то же время для современной психологической науки характерно признание того, что являясь смыслообра-

зующей основой жизненного пути человека, временная транс-спектива идентична осознанному переживанию направленности и результативности собственной жизни. Следовательно, восприятие и осмысление прошлого, настоящего и будущего играют детерминирующую роль в поведении личности, выступают в качестве его «ориентировочной основы» и кристаллизуют смысл жизни.

Вопросы смысла жизни и определения ценностных ориентиров личности являются, в свою очередь, центральными для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.