Научная статья на тему 'Повышение адаптационных возможностей организма дошкольников в процессе физического воспитания'

Повышение адаптационных возможностей организма дошкольников в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3066
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КООРДИНАЦИИ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошина И.Н., Богатова С.В.

Реализация оздоровительного потенциала физических упражнений значительно усиливается при использовании разнообразных педагогических методик на основе моделирования процесса физического воспитания, позволяющего создать целостную картину содержания и организации эффективного физкультурного образования дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошина И.Н., Богатова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение адаптационных возможностей организма дошкольников в процессе физического воспитания»

УДК 372.363:796

ПОВЫШЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И.Н. Тимошина - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретических основ физического воспитания

С.В. Богатова - кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических

основ физического воспитания Ульяновский государственный педагогический университет имени

И.Н. Ульянова Ульяновск

INCREASE OF THE ADAPTATION POTENTIAL OF PRESCHOOLERS' ORGANISMS DURING PHYSICAL TRAINING

I.N. Timoshina - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, the head of the

Theoretical Foundations of Physical Training department S.V. Bogatova - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Theoretical Foundations of Physical Training department Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail: tofv@ulspu.ru

Ключевые слова: модель рационального процесса физического воспитания дошкольников, адаптационные возможности организма, двигательные координации, дошкольники.

Аннотация: Реализация оздоровительного потенциала физических упражнений значительно усиливается при использовании разнообразных педагогических методик на основе моделирования процесса физического воспитания, позволяющего создать целостную картину содержания и организации эффективного физкультурного образования дошкольников.

Keywords: the model of rational process of preschoolers' physical training, the adaptation potential of an organism, movement coordination, preschoolers.

Summary: The implementation of health-improving potential of physical exercises is considerably enhanced by using a variety of pedagogical methods on the basis of modeling the physical training process, which enables to create a complete picture of the content and the organization of preschoolers' effective physical culture education.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) призван решать задачи обеспечения оптимального уровня двигательной активности, формирования системы элементарных теоретических знаний, двигательных умений и навыков, закаливания организма, укрепления здоровья занимающихся. Также необходимо акцентировать внимание на развитии у дошкольников естественных локомоций и разнообразных видов ходьбы с рациональным согласованием движений верхних и нижних конечностей, закреплением навыков осанки, правильного дыхания, расположения звеньев тела в пространстве [16, 17, 18, 23, 25, 28].

Вместе с тем исследования показывают [27, 29], что, начиная с 90-х годов, воспитательный процесс детей в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется увеличением объема учебной нагрузки, в особенности умственной, что в значительной мере способствует снижению количества локомоций в режиме дня, требует длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, что влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата. Длительное пребывание детей в статичном положении на занятиях в детском саду, дома - перед компьютером или телевизором -увеличивает статическую нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему, вызывая общее утомление детского организма. Это приводит к таким последствиям, как нарушение осанки, снижение уровня координации движений, быстроты, выносливости, ловкости, что связано, прежде всего, со значительным снижением работоспособности скелетной мускулатуры. Детские стрессы также являются одним из следствий интенсивного учебно-воспитательного процесса дошкольных образовательных учреждений, отсутствия гибкого подхода к режиму дня и чередования умственных нагрузок с двигательной активностью детей.

Ряд исследователей [7-13] отмечает, что интенсификация учебного процесса, коренное изменение его содержания и широкое распространение в школьной практике педагогических инноваций выдвигает серию проблем, срочное разрешение которых необходимо в связи с охраной здоровья подрастающего поколения. Начало обучения в школе вносит изменения в условия существования ребенка, он подвергается активному воздействию новых факторов внешней среды. При этом происходит мобилизация ресурсов детского организма для перестройки его деятельности, адекватно изменившейся обстановке. Далеко не всегда, даже у детей с отсутствием заболеваний, эта перестройка проходит безболезненно. С одной стороны, это может быть показателем недостаточно высокого функционального резерва у отдельных детей, а с другой - свидетельствовать о чрезмерной силе воздействия нового фактора и его несоответствия возрастным адаптационным возможностям детского организма. В недооценке физической культуры дошкольного детства кроется одна из причин высокой заболеваемости и плохой подготовленности детей к обучению в школе. На основании исследований, проводимых ранее, можно сделать вывод о низких показателях уровня развития физических качеств более чем 30% у детей 5-6 лет [30, 31].

С.Б. Шарманова, А.И. Федоров [36] указывают на то, что в большинстве программ по физическому воспитанию, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях, декларируется принцип всестороннего развития личности, но в них отсутствуют рекомендации по его целенаправленной реализации в реальной практике работы. Результаты педагогического анализа занятий по физической культуре и физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня свидетельствуют о том, что педагоги ДОУ практически не используют огромные возможности средств физического воспитания для целенаправленного развития психических процессов у детей. На этот факт обращают внимание и другие авторы. В то же время общепризнано, что дошкольный период онтогенеза человека является одним из наиболее благоприятных для развития его психической сферы. В процессе двигательной деятельности происходит развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

В настоящее время в дошкольных учреждениях наряду с «Программой воспитания и обучения в детском саду» широко используются новые программы «Детство», «Радуга», «Старт», «Здоровый дошкольник», «Истоки», «Развитие», «Са-Фи-Дансе», «Путешествие в Олимпию» и др. Эти программы, реализуя принципы педагогики сотрудничества, предусматривают внедрение в дошкольные учреждения личностно-ориентированного стиля взаимодействия педагогов с детьми. Анализ содержания новых программ показывает, что наряду со сходными положениями они имеют отличительные особенности в подходах к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы, которые целесообразно учитывать при их выборе [7, 26, 34, 35].

Современные исследователи считают, что для формирования всесторонне развитой личности средствами физической культуры необходимо выполнение определенных условий. Например, наряду с традиционными формами работы (физкультурные занятия, подвижные игры и т.п.) необходимо использовать такие средства физического воспитания, как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, аутогенная тренировка, элементы восточных единоборств и т. д. [5, 6].

Следует отметить, что адекватная физическая активность повышает неспецифическую устойчивость (адаптационные возможности) организма к воздействию патогенных микроорганизмов (снижает заболеваемость ОРЗ и ОРВИ); занятия физической культурой оказывают разностороннее благоприятное влияние на организм только в том случае, если оно осуществляется на научной основе при медико-санитарном контроле за оптимальностью физических нагрузок и наличием благоприятных условий внешней среды; содержание используемых программ физического воспитания должно быть адекватным состоянию здоровья занимающихся и материально-техническим условиям дошкольного учреждения. Чрезмерное увлечение средствами физического воспитания является фактором риска для здоровья, так как возникает стадия истощения общего адаптационного синдрома, нервно-психические расстройства и нарушения регуляции вегетативных функций [1-4].

Нельзя забывать о том, что физическое воспитание дошкольников должно быть индивидуализировано в зависимости от возраста, пола, исходного уровня состояния здоровья и физической работоспособности. Необходимо систематически использовать оптимальные по силе и продолжительности средства физического воспитания, а затем, прослеживая эффективность их воздействия на организм, вносить коррективы в программы по физической культуре, достигая конечной цели - улучшения состояния здоровья, как на уровне индивидуума, так и на уровне популяции.

Двигательная деятельность детей, как естественная биологическая потребность обеспечивает укрепление и восстановление не только утраченных функций, но и способствует развитию интеллектуальных способностей, развитию памяти, внимания. Реализация оздоровительного потенциала физических упражнений значительно усиливается при использовании разнообразных педагогических методик на основе моделирования рационального процесса физического воспитания, позволяющего создать целостную картину содержания и организации эффективного физкультурного образования дошкольников.

Мы считаем, что специфика модели процесса физического воспитания дошкольников предусматривает разработку методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и восстановления здоровья после инфекционных заболеваний, которая включает в себя следующие основные средства: коррекционная и ритмическая гимнастика; физические упражнения для развития базовых двигательных координаций; подвижные игры направленного содержания; физические упражнения для развития мелкой моторики рук и пластического тонуса мышц.

Необходимым элементом модели рационального процесса физического воспитания дошкольников является создание условий, повышающих эффективность используемых средств и методов обучения. Такими условиями являются:

- четкая организация занятий с элементами неожиданности и новизны на каждом

уроке;

- применение физических упражнений, требующих проявления сообразительности, догадки, смекалки;

- использование методов одобрения и поощрения детей, стимулируемых умственную и двигательную деятельность;

- применение различных условий организации и способов выполнения двигательных заданий: фронтальных, групповых, поточных и др.;

- использование разнообразных предметов мелкого инвентаря различной конфигурации, размеров, яркой окраски, эстетически привлекательных и способствующих развитию

кинестетических ощущений и т.д.

Повышение адаптационных возможностей организма дошкольников в процессе физического воспитания достигается с применением хорошо известных методов:

- игрового, являющегося ведущим среди других методов обучения благодаря его эмоциональному воздействию, влиянию на активизацию мыслительной и творческой деятельности;

- образного объяснения, позволяющего детям лучше понять направленность двигательного действия;

- целостного обучения, позволяющего создать общее представление об изучаемом физическом упражнении;

- расчлененного упражнения, что дает возможность выделить наиболее сложную часть двигательного задания и сосредоточить на ней внимание занимающихся путем доступного рассказа, способов и последовательности его освоения;

- показа, роль и значение которого определяется содержанием четкого правильного представления о двигательном задании (поэтому показ должен быть идеальным, красивым, зрелищно-привлекательным с эмоциональной окраской).

Эффективность моделирования физического воспитания дошкольников обусловлена системой компонентов организации и содержания процесса физкультурного образования, призванной достичь ожидаемого положительного эффекта при успешной её реализации.

В разработанной методике для повышения интереса у занимающихся к регулярным занятиям физическими упражнениями использовались общедоступные средства физического воспитания, которые повышают психоэмоциональный фон занятий: у дошкольников делался акцент на сюжетно-ролевые игры с музыкальным сопровождением, и предлагались спортивно-подвижные игры различной направленности. Также формировался комплекс теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта: детям в ДОУ информация сообщалась на занятиях, соревнованиях и на физкультурно-спортивных праздниках.

Наиболее результативным методом воспитания стойкого интереса к физической культуре является игровой. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность. В педагогической литературе игра рассматривается, как:

- особое отношение личности к окружающему миру;

- социально заданное отношение к окружающей действительности;

- особое содержание усвоения определенных знаний, умений и навыков.

Подвижные игры включают в себя элементы творчества, которые активизируют

интеллектуальную и физическую деятельность детей и младших школьников.

Для оптимального развития качественных сторон двигательной деятельности у дошкольников необходима дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Двигательная деятельность человека отличается большим многообразием, и чем сложнее конкретные её проявления, тем большим количеством качественных сторон она характеризуется. Например, в оздоровительном беге ведущей качественной характеристикой является выносливость, вместе с тем, способность к бегу определяется необходимым уровнем развития силы и скорости. Это связано с тем, что темп бега зависит от ряда факторов: возраста, состояния здоровья, адаптационных возможностей организма, уровня физической подготовленности. Поэтому для одного занимающегося один и тот же темп может быть средним, для другого - выше среднего, для третьего - низким. Вместе с тем, совершенно очевидно, что в данной двигательной деятельности проявляются и другие её качественные стороны: ловкость, гибкость, ритмичность, равновесие, точность, дополняющие вышеназванные физические качества. Применение индивидуального и дифференцированного подхода в физкультурном образовании детей является основой моделирования процесса физического воспитания.

Для организации обратной связи с родителями на всех этапах процесса физического

воспитания дошкольников осуществлялись следующие мероприятия: доведение информации об уровне физической подготовленности занимающихся до их родителей; разработка и распространение среди родителей методических рекомендаций улучшения здоровья их детей; совместные с родителями спортивные праздники; проведение родительских собраний.

Активное участие родителей в процессе физического воспитания детей, их взаимодействие с педагогом является одним из ведущих условий, обеспечивающих результативность использования предложенной нами модели. При твердом убеждении родителей в оздоровительном эффекте направленных систематических занятий физическими упражнениями они становятся первыми помощниками преподавателя по физической культуре, что позволяет объединить усилия семьи и образовательного учреждения по укреплению здоровья дошкольников и повышение адаптационных возможностей их организма.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения влияния разработанной методики (на основе средств и методов коррекционной и ритмической гимнастики) на развитие двигательно-координационных качеств и улучшения состояния здоровья у детей дошкольного возраста было проведено следующее исследование.

Педагогический эксперимент проводился в ДОУ № 154 г. Ульяновска, в двух группах. Первая группа дети 4-5 лет: 11 мальчиков и 12 девочек. Вторая группа дети 6-7 лет: 10 мальчиков и 12 девочек. Занятия проводились два раза в неделю по 30 минут.

Учитывая закономерности естественного физического и психологического развития детей, у дошкольников измерялись - рост, вес, окружность грудной клетки, ЧСС, динамометрия обеих кистей рук, фиксировались результаты в беге на 30 м, прыжке в длину с места, 6-минутном беге (учитывалась возможность ребёнка пробежать, не останавливаясь, не менее 500 м за 6 мин); определялись гибкость, ловкость, сила мышц верхнего плечевого пояса, статическое равновесие. Дополнительно измерялись точность (на расстоянии 3 м, количество попаданий теннисного мяча в круг на стене - диаметр 50 см), сила мышц живота и спины (время удержания туловища на вису).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На занятиях выполнялись разработанные комплексы коррекционной и ритмической гимнастики (осуществлялось развитие ритмичности, пластичности, гибкости), целенаправленные упражнения на развитие статического и динамического равновесия, ловкости, меткости, точности, мелкой моторики рук, спортивно-подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на развитие памяти и внимания.

Полученные результаты исследования в ходе педагогического эксперимента показали, что использование ритмичных упражнений под музыку может находить широкое применение в ДОУ. В процессе занятий у детей повышается активность и настроение, уменьшается скованность движений, увеличивается гибкость и пластичность мышц, развиваются двигательные координации, обеспечиваются условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично, и как следствие повышаются адаптационные возможности организма.

Анализ медицинских карт показал, что в течение пяти месяцев педагогического эксперимента произошло существенное повышение сопротивляемости организма занимающихся, это подтверждается значительным уменьшением количества часто болеющих детей за тот же период прошлого года (в 2 раза).

Подводя итоги данного исследования, можно сказать следующее:

- исходный уровень развития двигательных координаций девочек старшего дошкольного возраста выше по всем показателям, чем у мальчиков;

- дети 4-5 лет по всем тестам отстают от дошкольников 6-7 лет в среднем на 20 %;

- наибольший прирост исследуемых показателей произошел у дошкольников 4-5 лет (равновесие, гибкость, ловкость, точность - в среднем на 25,5%), следовательно, целенаправленное развитие двигательных координаций у детей в ДОУ необходимо начинать с четырёхлетнего возраста;

- значительно повысились адаптационные возможности организма у исследуемых дошкольников 6-7 лет (уменьшение числа часто болеющих детей на 48,7%, снижение заболеваний опорно-двигательного аппарата на 61,2%) и уровень физического развития, а также физической подготовленности на 8,4% и функционального состояния организма занимающихся на 11,2% (р<0,05).

Экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики доказало её положительное влияние на состояние здоровья и развитие двигательно-координационных качеств занимающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В многочисленных научных исследованиях установлено [14, 15, 19-22, 24, 32, 33], что в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех физических качеств, однако происходит оно гетерохронно, в связи с чем возникает необходимость обеспечения гармоничного воспитания физических качеств, что обусловливается, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Выявление уровня развития двигательных качеств у дошкольников сопряжено с определенными трудностями, связанными, во-первых, с недостаточным освоением основных видов движений; во-вторых, с недостаточным уровнем мотивации при выполнении тестов, т.е. неспособностью адекватно понимать тестовые задания; в-третьих, сложность состоит в том, что у дошкольников имеет место быстрый и неравномерный темп естественного прироста показателей быстроты, ловкости, силы и т.д., при этом довольно трудно разделить изменения, происходящие естественно, и изменения, вызванные специальными занятиями.

Для успешного решения воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в ДОУ важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких, как определение содержания и форм организации занятий, объема знаний, подбор пособий и оборудования, организация физкультурной площадки и зала, выбор упражнений для тестирования и продолжительности занятий с учетом физического развития, заболеваемости и возраста детей.

Таким образом, повышение адаптационных возможностей организма детей в процессе физического воспитания возможно за счёт совокупности условий и требований, повышающих эффективность физкультурного образования дошкольников: учёт закономерностей естественного развития занимающихся; формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом; учёт индивидуальных возможностей и потребностей организма занимающихся; развитие двигательно-координационных качеств; организация внеучебной физкультурно-оздоровительной работы с детьми и их родителями.

Улучшение здоровья подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений в работе, как преподавателей физической культуры, так и всех педагогических коллективов ДОУ и общеобразовательных учреждений. Несомненно, что только объединение сил заинтересованных сторон (педагогов, медиков, ученых) и, в первую очередь, родителей и детей сможет изменить сложившуюся ситуацию.

Литература

1. Антонюк, С.Д. Организация физического воспитания детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развития / С.Д. Антонюк // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научной конференции. - СПб. : НИИФК, 2003. - С. 126-127.

2. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми : методическое пособие / Е.А. Бабенкова. - М. : Астрель, 2003. - 206 с.

3. Баева, Н.А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста : учебное пособие

/ Н.А. Баева, О.В. Погадаева. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2003. - 72 с.

4. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-5.

5. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) : учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер - М. : Академия, 2002. - 416 с.

6. Бесшапошникова, С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре : автореф. дис... канд. пед. наук / С.Ю. Бесшапошникова. -Ярославль : ЯГПУ, 2006. - 24 с.

7. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.М. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 232 с.

8. Велитченко, В.К. Физическая культура для ослабленных детей : методическое пособие / В.К. Велитченко. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 168 с.

9. Волошина, Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений (методология, теория, практика) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.Н. Волошина. - Екатеринбург,

2006. - 46 с.

10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам : младший возраст : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 272 с.

11. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам : программа и программные требования : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 143 с.

12. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам : средний возраст : пособие для педагогов дош. учреждений / Л.Д. Глазырина. - М. : ВЛаДоС, 2001. - 304 с.

13. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам : старший возраст : пособие для педагогов дош. учреждений / Л.Д. Глазырина. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 264 с.

14. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Гужаловский. -М., 1979. - 46 с.

15. Дворкина, Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств : методическое пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева. - М. : Советский спорт, 2007. - 80 с.

16. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

17. Колодницкий, Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры : методическое пособие / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2003. - 96 с.

18. Кравчук, А.И. Комплексное физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (состояние и перспективы) / А.И. Кравчук // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. -

2007. - № 4. - С. 26-32.

19. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : Линка-Пресс, 2000. - 296 с.

20. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания : методология развития и технологии реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. -С. 11-17.

21. Луткова, Н.В. Развитие физических способностей детей дошкольного возраста на основе соревновательно-игрового метода с учетом материально-технической базы образовательного учреждения / Н.В. Луткова // Термины и понятия в сфере физической культуры : материалы I международного конгресса. -СПб., 2007. - С. 235-237.

22. Менькова, С.В. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста : монография / С.В. Менькова. - СПб. : ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 1997. - 99 с.

23. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.

24. Нарскин, Г.И. Система профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.И. Нарскин. - М., 2003. - 42 с.

25. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / авт.-сост. Р.И. Амарян, В.А. Муравьев. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 128 с.

26. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет : пособие для воспитателей детских садов / Л.И. Пензулаева. - М. : Просвещение, 1983. - 95 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Потапчук, А.А. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников средствами физического воспитания / А.А. Потапчук, Т.В. Волосникова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4(38). - С. 60-64.

28. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей, как основа здоровьесберегающей среды в ДОУ : монография / М.А. Правдов; ШГПУ. - Шуя : Весть, 2002. - 144 с.

29. Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет : пособие для воспитателей и инструкторов физической культуры / М.А. Рунова. - М. : Просвещение, 2005. - 141 с.

30. Системный подход к образованию и оздоровлению детей / В.В. Афанасенко, Т.Ю. Черкесов, Е.В. Пискунова, В.П. Черкесова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. -С. 15-17.

31. Солодков, А.С. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима / А.С. Солодков, Е.М. Есина // Адаптивная физическая культура. - 2004. - № 3(19). -С. 17-22.

32. Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. - М. : Воспитание дошкольника, 2005. - 96 с.

33. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / под общ. ред. Г.А. Халемского. -М. : НЦ ЭНАС, 2002. - 80 с.

34. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ : из опыта работы / авт.-сост. О.Н. Моргунова. -Воронеж : Учитель, 2005. - 127 с.

35. Филиппова, С.О. Физическая культура в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга / С.О. Филиппова, Т.А. Овечкина. - СПб., 2002. - 89 с.

36. Шарманова, С.Б. Методические особенности применения общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста / С.Б. Шарманова, А.И. Фёдоров // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 1. - С. 28-31.

Literature

1. Antonyuk, S.D. The Organization of Physical Education for Children Who Have Abnormalities in Health and Development State / S.D. Antonyuk // Modern problems of Physical Culture and Sports: All-Russian Scientific Conference. SPb.: NIIFK, 2003. - P. 126-127.

2. Babenkova, E.A. How to help children become healthy: a teaching manual / E.A. Babenkova. - M.: Astrel, 2003. - 206 p.

3. Bayeva, N.A. Anatomy and physiology of infants and preschoolers : a textbook / N.A. Bayeva, O.V. Pogadayeva. - Omsk : Publ. House of SibSUPhC, 2003. - 72 p.

4. Balsevich, V.K. The basic regulations of the intensive innovative transformation concept of the national system of physical training of children, teenagers and youth in Russia / V.K. Balsevich // Theory and Practice of Physical Culture. - 2002. No. 3. - P. 2-5.

5. Bezrukih, M.M. The Age Physiology (Child Development Physiology) : a textbook for students of higher pedagogical institutions / M.M. Bezrukih, V.D. Sonkin, D.A. Farber. - M. : Academy, 2002. - 416 p.

6. Besshaposhnikova, S.Yu. The Development of motor coordination among 5-7-year-old children with the use of gymnastics at a reduced support : an abstract of the dis. ... Candidate of Ped. Sciences / S.Yu. Besshaposhnikova. - Yaroslavl : YaSPU, 2006. - 24 p.

7. Vasilyeva, M.A. The Program of training and education in a kindergarten / M.A. Vasilyeva, V.V. Gerbova, T.M. Komarova. - M. : Mozaika-Sintez, 2005. - 232 p.

8. Velitchenko, V.K. Physical Culture for Wasters (weak children) : a teaching manual / V.K. Velitchenko. -M. : Terra-Sport, 2000. - 168 p.

9. Voloshina, L.N. The Development of Health-Saving Educational Area of Preschool Institutions (methodology, theory, practice) : an abstract of the dis. ... of the Doctor of Ped. Sciences / L.N. Voloshina. -Yekaterinburg, 2006. - 46 p.

10. Glazyrina, L.D. Physical Culture for Preschoolers : a younger age : a teaching manual for preschool teachers / L.D. Glazyrina. - M. : VLADOS, 2001. - 272 p.

11. Glazyrina, L.D. Physical Culture for Preschoolers : the program and requirements : a teaching manual for preschool teachers / L.D. Glazyrina. - M. : VLADOS, 2001. - 143 p.

12. Glazyrina, L.D. Physical Culture for Preschoolers : a middle age : a teaching manual for preschool teachers / L.D. Glazyrina. - M. : VLADOS, 2001. - 304 p.

13. Glazyrina, L.D. Physical Culture for Preschoolers : an elder age : a teaching manual for preschool teachers / L.D. Glazyrina. - M. : VLADOS, 2001. - 264 p.

14. Guzhalovsky, A.A. The Stages of Physical (Motor) Skills Development and the Optimization Problem of Preschoolers' Physical Training : an abstract of the dis. ... of the Doctor of Ped. Sciences / A.A. Guzhalovsky. -M., 1979. - 46 p.

15. Dvorkina, N.I. Physical Education of 5-6-year-old children on the basis of outdoor games differentiated by predominant development of physical skills : a teaching manual / N.I. Dvorkina, L.I. Lubysheva. - M. : Soviet Sport, 2007. - 80 p.

16. Kozhuhova, N.N. Theory and Methods of Preschoolers' Physical Education : schemes and tables / N.N. Kozhuhova, L.A. Ryzhkova, M.M. Borisova. - M. : VLADOS, 2003. - 192 p.

17. Kolodnitsky, G.A. Physical Culture. Rhythmic Exercises, Choreography and Games : a teaching manual / G.A. Kolodnitsky, V.S. Kuznetsov. - M. : Drofa, 2003. - 96 p.

18. Kravchuk, A.I. The Integrated Physical Education of Infants and Preschoolers (status and prospects) / A.I. Kravchuk // Physical Culture : upbringing, education, training. - 2007. - No. 4. - P. 26-32.

19. Kudryavtsev, V.T. The Developmental Pedagogy of Health Improvement (preschool age) : a teaching manual / V.T. Kudryavtsev, B.B. Yegorov. - M. : Linka-Press, 2000. - 296 p.

20. Lubysheva, L.I. The Conception of Physical Education : Methodology of the Development and of the Implementation Technology / L.I. Lubysheva // Physical Culture : upbringing, education, training. - 1996. - No. 1. -P. 11-17.

21. Lutkova, N.V. The Development of Physical Abilities of Preschool Children on the basis of Competitive and Game Methods subject to Material and Technical Basis of an Educational Institution / N.V. Lutkova // Terms and Concepts in the field of Physical Culture : materials of the 1st International Congress. - SPb., 2007. - P. 235-237.

22. Menkova, S.V. The Integration of Preschoolers' Motor and Cognitive Activity : a monograph / S.V. Menkova. - SPb. : SAPhC named after P.F. Lesgaft, 1997. - 99 p.

23. Nazarenko, L.D. The Means and Methods of Motor Coordination Development : a monograph / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2003. - 258 p.

24. Narskin, G.I. The System of Prophylaxis and Correction of the Locomotor System Deviations of Preschool-and School-Age Children by means of Physical Education : an abstract of the dis. ... of the Doctor of Ped. Sciences / G.I. Narskin. - M., 2003. - 42 p.

25. The Regulatory and Legal Framework of Preschoolers' Physical Education / author R.I. Amaryan, V.A. Muravyev. - M. : Airis-press, 2004. - 128 p.

26. Penzulayeva, L.I. Physical Training Lessons with 3-4-year-old children : a manual for kindergarten teachers / L.I. Penzulayeva. - M. : Prosvescheniye, 1983. - 95 p.

27. Potapchuk, A.A. The Correction of Locomotor System Abnormalities of Preschoolers by means of Physical Education / A.A. Potapchuk, T.V. Volosnikova // The Proceedings of the University named after P.F. Lesgaft. - 2008. -No. 4(38). - P.60-64.

28. Pravdov, M.A. The Integration of Motor and Cognitive Activity of Children as the basis of Health-Saving Environment in a Higher Educational Institution : a monograph / M.A. Pravdov; ShSPU. - Shuya : Vest, 2002. - 144 p.

29. Runova, M.A. The Differentiated Physical Training Lessons with 5-7-year-old Children : a manual for physical culture teachers and trainers / M.A. Runova. - M. : Prosvescheniye, 2005. - 141 p.

30. The Systems Approach to Children's Education and Health Improvement / V.V. Afanasenko, T.Yu. Cherkesov, E.V. Piskunova, V.P. Cherkesova // Physical Culture : upbringing, education, training. - 2007. -No. 4. - P. 15-17.

31. Solodkov, A.S. The Correction of Physical and Functional Development of Children through the Rationalization of the Motor Mode / A.S. Solodkov, E.M. Yesina // Adaptive Physical Culture. - 2004. - No. 3(19). -P. 17-22.

32. Stepanenkova, E.Ya. The Methods of Physical Education / E.Ya. Stepanenkova. - M. : Educating a Preschool Child, 2005. - 96 p.

33. Physical Education of Children with Scoliosis and Fault in Posture / under gen. edition by G.A. Halemskiy. - M. : NTs ENAS, 2002. - 80 p.

34. Physical Training and Health Improving Classes in a Preschool Educational Institution : from the work experience / author O.N. Morgunova. - Voronezh : Teacher, 2005. - 127 p.

35. Filippova, S.O. Physical Culture in Preschool Institutions of Saint-Petersburg / S.O. Filippova, T.A. Ovechkina. - SPb., 2002. - 89 p.

36. Sharmanova, S.B. The Methodic Peculiarities of General Developmental Exercises in Physical Education of Children of a Younger Preschool Age / S.B. Sharmanova, A.I. Fedorov // Adaptive Physical Culture. - 2003. -No. 1. - P. 28-31.

Статья поступила в редакцию 20.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.