УДК 373.2.02 ББК 74.100.55
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Л. П. Конакова1, О. В. Очередько2, С. В. Корзилова2
1 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия 2Детский сад общеразвивающего вида №61 г. Томска, Томск, Россия
Проработаны вопросы комплексного использования оздоровительной гимнастики в физическом воспитании дошкольников с учётом их физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья. Систематизированы виды оздоровительной гимнастики, рассмотрены средства и методические приёмы, используемые в физическом воспитании детей, описаны цели и предполагаемые результаты.
Ключевые слова: виды оздоровительной гимнастики, физическое воспитание дошкольников, содержание физкультурных занятий, методика физического воспитания.
Актуальность. Дошкольный возраст—важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно необходимых двигательных умений, навыков и развития физических качеств. От качества организации работы с детьми по физической культуре зависит, будут ли дети физически готовы к обучению в школе, и, самое главное—их здоровье.
В существующих программах образования дошкольников в области физической культуры (комплексных и специализированных) для дошкольных образовательных учреждений приоритетными являются мероприятия, связанные с охраной здоровья ребёнка, повышением уровня его функциональных возможностей, физического и психического развития и подготовленности.
В настоящее время оздоровительная физическая культура предлагает большое количество оздоровительных методик, технологий, оздоровительных систем, научно обоснованных и проверенных практикой для детей дошкольного возраста.
В содержание физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста активно внедряются методики восточных систем оздоровления. Наиболее распространёнными видами оздоровительной гимнастики у дошкольников являются хатха-йога, гимнастика ушу, тай-чи, а также широко применяемые танцевально-ритмическая под музыку, дыхательная, пальчиковая, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз и др.
Целью исследования являлась разработка ме -тодики комплексного применения средств оздоровительной гимнастики с детьми 6-7 лет.
Исследование проводились с детьми 6-7 лет на базе детского сада № 61 г. Томска. Занятия проходили 3 раза в неделю по 30 мин и состояли из трёх частей: вводной (5-7 мин), основной (20 мин) и заключительной (3-5 мин).
В начале исследования оценивалось состояние здоровья дошкольников. Данные о состоянии здоровья представлены медиками и дают возможность констатировать, что у более 50 % детей 6-7-летнего возраста выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата — 27 %, эндокринной системы—3 %, сердечно-сосудистой системы — 2,3 %, желудочно-кишечного тракта — 13,6 %; 5,7 % детей отнесены к группе ЧБД (часто болеющие дети); 5,9 % детей имеют нарушения в нервно-психической сфере.
Регулярное применение элементов оздоровительных видов гимнастики в процессе физкультурных занятий прогулок будет способствовать развитию организма ребёнка, прививать потребность заботиться о своём здоровье, развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, укреплять органы зрения, повышать физическую, умственную работоспособность, формировать правильную осанку и своды стопы, развивать инициативу, творчество и трудолюбие.
С учётом состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей определялись средства видов оздоровительной гимнастики.
Для профилактики заболеваний респираторными инфекциями применялся массаж биологически
активных зон (А. А. Уманская, 2007); массаж пальцев (К. К. Утробина, 2007); «йога для пальцев»; закаливание водой, воздухом и солнцем.
Для укрепления органов дыхания использовалась дыхательная гимнастика (Б. С. Толкачёва, 2008) и дыхательные упражнения по системе тай-чи.
С целью повышения двигательной активности и формирования культуры движений в программу занятий включалась ритмическая гимнастика.
Профилактика опорно-двигательного аппарата и плоскостопия осуществлялась с помощью упражнений специальной гимнастики, стопоте-рапии и босохождения, элементов хатха-йоги, тай-чи.
С целью развития речевого аппарата детей применялась логоритмика.
Для укрепления глазодвигательного аппарата использовались специальные упражнения для глаз по системе йоги, а также метод цветотерапии с применением технических средств.
Для повышения работоспособности детей применялись динамические паузы и физкультминутки, пальчиковые игры, приёмы релаксации.
Коррекция психического состояния проводилась с помощью психогимнастических этюдов
(М. И. Чистякова, 1995), коммуникативных игр (К. Орфу, Е. В. Рыбак, 2007) и музыкотерапии.
Комплексное применение оздоровительных видов гимнастик осуществлялось в виде сюжетно-игровой совместной деятельности.
Освоение упражнений оздоровительной гимнастики осуществлялось с использованием игрового метода и музыкального сопровождения. Игровой метод облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, творческих способностей ребёнка (табл. 1).
Особенность взаимосвязи методик в структуре занятий представляет собой объединение всех средств на основе дыхательной гимнастики и звуковых упражнений, благодаря которым про -исходит формирование навыков рационального дыхания.
В вводной части применяется стопотерапия и босохождение, упражнения игростретчинга. В основной части—упражнения на профилактику опорно-двигательного аппарата; массаж биологически активных точек, пальцев; «йога для пальцев». Затем проводится психогимнастика или коммуникативные игры; в заключительной
Таблица 1
Распределение средств видов оздоровительной гимнастики в занятиях со старшими дошкольниками
Виды гимнастики Номер занятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Дыхательная гимнастика + + + + + + + + + + + +
Стопотерапия + + + + + + + +
Игростретчинг + + + + +
Самомассаж + + + + + + + + + + + +
Гимнастика на осанку + + + + + + +
Глазодвигательная гимнастика + + + + + + + + + +
Элементы хатха-йоги + + + + + + + +
Элементы тай-чи + + + + + + +
Психокоррегирующая гимнастика + + + + + + + + +
Логоритмика + + + + + + +
Ритмическая гимнастика + + + +
Приёмы релаксации + + + + + + + + + +
Пальчиковые игры + + + + + + + + +
Л. П. Конакова, О. В. Очередько, С. В. Корзилова
части — релаксация или игра малой подвижности.
Использование элементов хатха-йоги и тай-чи с детьми 5-7 лет решает вопросы комплексного развития органов восприятия, двигательных навыков и психоэмоциональной сферы.
Для достижения более эффективного воздействия на развивающийся организм ребёнка осуществлялось планирование физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (табл. 2). Элементы оздоровительных гимнастик применялись в первой и второй половине дня с учётом
биологической работоспособности организма ребёнка.
Эффективность комплексного применения средств оздоровительной гимнастики подтвердилась тем, что отмечено выраженное снижение заболеваемости — количество заболеваний ОРЗ снизилось до 20 % и длительность заболеваний уменьшилось. Психоэмоциональное состояние у 53 % детей улучшилось. Повысились показатели физической подготовленности, гибкости, координационных способностей (равновесие) и силовой выносливости (р < 0,01).
Таблица 2
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении для детей 6-7 лет
День недели Первая половина дня Вторая половина дня
Пн • = о © « о ▲
Вт оф ▲ = © ~ о |
Ср • ^ = © « о ▲
Чт ▲ 1= © « о ▲
Пт • ф о = © • « о
Условные обозначения: © — гимнастика в постели; ~ — водное закаливание; =—стопотерапия; о — упражнения дыхательно-звуковой гимнастики; 4 — специальная гимнастика; ф — элементы восточной гимнастики; ▲ — упражнения на развитие мелкой моторики; • — точечный массаж; Ц — ритмика; — глазодвигательная гимнастика.
Список литературы
1. Абдульманова, Л. В. Научно-методические подходы к реализации содержания образовательной области «Здоровье» / Л. В. Абдульманова // Инструктор по физкультуре.- 2012.- № 3.- С. 6-15.
2. Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками / Е. Н. Борисова.- М., 2009.
3. Гаврючина, Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Обеспечение психологического благополучия / Л. В. Гаврючина.- М., 2007.
4. Манжиева, А. Я. Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста / А. Я. Манжиева // Фундаментал. исслед.— 2007.- № 12, ч. 1.- С. 130-132.
5. Попков, А. В. Антистрессовая пластическая гимнастика / А. В. Попков.- М. : Соврем. спорт, 2005.
Поступила в редакцию 2 апреля 2016 г.
6. Сорокина, Л. Н. Весёлая йога для дошкольников / Л. Н. Сорокина // Инструктор по физкультуре.-2011.- № 5.
7. Чернышенко, Ю. К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю. К. Чернышенко. -Краснодар, 1999.
8. Эрденко, Д. В. Методика коррекции нарушений осанки с использованием нетрадиционной гимнастики тайцзицюань и мячей большого диаметра / Д. В. Эрденко, С. Н. Попов, О. В. Козырева // Физ. культура: воспитание, образование, трени-ровка.-2008.- № 1.- С. 21-23.
9. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л. А. Ясюкова // Методика определения готовности к шк.- Томск, 2003.- С. 46-50.
Для цитирования: Конакова, Л. П. Комплексное применение средств различных видов оздоровительной гимнастики в процессе физического воспитания дошкольников / Л. П. Конакова, О. В. Очередько, С. В. Корзилова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. -2016.- Т. 1, № 3.- С. 102-105.
Сведения об авторах
Конакова Любовь Петровна — кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет. Томск, Россия. korziksv43@sibmail.com
Очередько Ольга Вениаминовна — инструктор по физической культуре, детский сад общеразвивающего вида № 61 г. Томска. Томск, Россия. korziksv43@sibmail.com
Корзилова Светлана Витальевна — инструктор по физической культуре, детский сад общеразвивающего вида № 61 г. Томска. Томск, Россия. Томск, Россия. korziksv43@sibmail.com
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 3, pp. 102-105.
The Complex Application of Various Types of Health Gymnastics in Physical Education of Preschool Children
L. P. Kanakova 1, O. V. Ocheredko 2, S. V. Kornilova 2
1 Tomsk State Pedagogical University; 2 The nursery school of general education № 61, Tomsk, Russia korziksv43@sibmail.com
The article discusses methods of complex use of facilities of health gymnastics with children 5-7 years. Comprehensive application of health exercises presented in the form of role-playing joint activities. Describes the complex application of several types of organizational activities: haritika, evroplastik, agrogenetic, games self-massage, stretching exercises games, games-travel.
Keywords: physical education of preschool children, relaxation exercises, role-playing joint activities.
References
1. Abdulmanova L.V. Nauchno-metodicheskiye pod-hody k realizatsii soderzhaniya obrazovatel'noy oblasti «Zdorov'ye» [Scientific-methodical Approaches to the Implementation of the Content of the Educational Area "Health"]. Instruktor po fizkul'ture [Physical Education Instructor], 2012, no. 3, pp. 6-15. (In Russ.).
2. Borisova E.N. Sistema organizatsii fizkul'turno-ozdorovitel 'noy raboty s doshkol 'nikami [The System of Organization of Sports and Recreation Activities with Preschoolers]. Moscow, 2009. (In Russ.).
3. Gavryuchina L.V. Zdorovyesberegayuschiye teh-nologii v DOU. Obespecheniye psihologicheskogo bla-gopoluchiya [Health Saving Technologies in Preschool Educational Institution. Ensuring the Psychological Well-being]. Moscow, 2007. (In Russ.).
4. Manzhiyeva A.Ya. Innovatsionnyye tehnologii v fizicheskom vospitanii detey doshkol'nogo vozrasta [Fun Yoga for Preschoolers]. Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2007, no. 12, part 1, pp. 130132. (In Russ.).
5. Popkov A.V. Antistressovaya plasticheskaya gim-nastika [Anti-stress Plastic Gymnastics]. Moscow, 2005. (In Russ.).
6. Sorokina L.N. Vesyolaya yoga dlya doshkol'nikov [Fun Yoga for Preschoolers]. Instruktor po fizkul'ture [Physical Education Instructor], 2011, no. 5. (In Russ.).
7. Chernyishenko Yu.K. Innovatsionnyye naprav-leniya razvitiya sistemy fizicheskogo vospitaniya detey doshkol 'nogo vozrasta [Innovative Directions of Development of System of Physical Education of Preschool Children]. Krasnodar, 1999. (In Russ.).
8. Erdenko D.V., Popov S.N., Kozyireva O.V. Meto-dika korrektsii narusheniy osanki s ispol'zovaniyem netraditsionnoy gimnastiki taytszitsyuan' i myachey bol'shogo diametra [Method of Correction of Violations of Posture with the Use of Non-traditional Tai Chi and Balls of Large Diameter]. Fizicheskaya kultura: vospi-taniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2008, no. 1, pp. 21-23. (In Russ.).
9. Yasyukova L.A. Prognoz i profilaktika problem obucheniya v nachal'noy shkole [Prediction and Prevention of Learning Problems in Elementary School]. Meto-dika opredeleniya gotovnosti k shkole [The Method of Determining School Readiness]. Tomsk, 2003. Pp. 4650. (In Russ.).