2. Воробьев, В.А. Основные научно-методические направления модернизации программ многолетней подготовки юных борцов / В. А. Воробьев // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №10 (56). - С. 18-21.
3. Воробьев, В.А. Содержание и структура многолетней подготовки юных борцов на современном этапе развития спортивной борьбы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Воробьев В.А. - Санкт-Петербург, 2011. - 50 с.
4. Греко-римская борьба: Примерная борьба спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - Москва : Советский спорт, 2004. - 272 с.
5. Дзюдо: Примерная борьба спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / Акопян А. . [и др.] - Москва : Советский спорт, 2003. - 96 с.
6. Левицкий, А.Г. Искусство дзюдо. От игры к мастерству. Книга для маленьких дзюдоистов, их тренеров и родителей с полезными советами и добрыми напутствиями / А. Г. Левицкий, А. Р. Ротенберг, Д. А. Черных. - Москва : ОЛМА Медиа Групп. - 2015. - 224 с.
7. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо». - Москва : Мин-спорт России, 2017. - 24 с.
REFERENCES
1. Free-style wrestling: Approximate program for the system of additional education of children: children's and youth sports schools, specialized Children's and Youth Sports Schools of Olympic Reserve and schools of the Olympic reserve (2003), Soviet Sport, Moscow.
2. Vorobyov, V.A. (2009), "Main scientific and methodical directions of modernization of programs of long-term preparation young fighters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 56, No. 10, pp. 18-21.
3. Vorobyov, V.A. (2011), Contents and structure of long-term training of young fighters at the present stage of development of wrestling, dissertation, St. Petersburg.
4. Greco-Roman wrestling: Approximate fight of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized Children's and Youth Sports Schools of Olympic Reserve (2004), Soviet Sport, Moscow.
5. Judo: Approximate fight of sports preparation for the system of additional education of children: children's and youth sports schools, specialized Children's and Youth Sports Schools of Olympic Reserve (2003), Soviet Sport, Moscow.
6. Kuramshin Yu.F. (2003), Theory and technique of physical culture: textbook, Soviet Sport, Moscow.
7. Levitsky A.G., Rotenberg, A.R. and Chernykh D.A. (2015), Art of judo. From a game to skill. The bookfor little judoists, their trainers and parents with useful tips and kind parting words, OLMA Media Group, Moscow.
8. Federal standard of sports preparation by the form sport of "judo", Ministry of Sport of the Russian Federation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.06.2018
УДК 796.01
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Асвад Адамович Цетиев, старший преподаватель, Чеченский государственный университет, г. Грозный; Малика Ахметовна Исакова, старший преподаватель Грозненский государственный нефтяной технический университет, г. Грозный;
Людмила Дмитриевна Калашникова, старший преподаватель, Хабаровский государственный университет экономики и права, г. Хабаровск
Аннотация
В статье рассмотрены аспекты организации педагогического процесса физического воспитания в дошкольном учреждении. Проанализированы основные задачи воспитателя детского
сада ее направленная деятельность на сохранение и укрепление здоровья ребенка. А также, влияние физической культуры, подвижных игр на функциональное состояние организма и на физическое развитие детей. Статья обуславливает необходимость реализации двигательных компонентов и привития ребенка к ценностям физической культуры через активную двигательную деятельность.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, физическое развитие, двигательная активность, здоровье, задачи и дошкольное учреждение.
MAIN OBJECTIVES OF THE PHYSICAL EDUCATION PROCESS IN FORMING ENGINES AND CHILDREN OF EARLY PRESCHOOLER CHILDREN
Asvad Adamovich Tsetiev, the senior lecturer, Chechen State University, Grozny; Malika
Akhmetovna Isakova, the senior lecturer, Grozny State Petroleum Technical University, Grozny; Lyudmila Dmitrievna Kalashnikova, the senior lecturer, Khabarovsk State University
of Economics and Law, Khabarovsk
Annotation
The article deals with the organization of the pedagogical process of physical education in preschool institutions. The main tasks of the kindergarten teacher are analyzed her directed activity on preservation and strengthening of health of the child. And also, the influence of physical culture and outdoor games on the functional state of the organism and the physical development of children. The article determines the necessity of realization of motor components and introduction of the child to the values of physical culture through active motor activity.
Keywords: physical education, physical culture, physical development, motor activity, health, tasks and preschool institution.
Развитие физической культуры личности в дошкольном учреждении тесно связано с формированием жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цель, которой является успешная реализации двигательных компонентов и привитие ребенка к ценностям физической культуры через активную двигательную деятельность. И только в результате физкультурной деятельности образуется физическая культура личности каждого индивида. Однако нужно помнить, что в человеке биологическое и социальное связаны единым целым. Это означает, что двигательные и интеллектуальные составляющие тесно взаимосвязаны друг с другом и в раздельном своем существовании они не дадут полноценного эффекта в своем реализации. Вследствие этого физическое воспитание направлено не только на укрепление здоровья, но и на формирование всесторонне развитой личности. Это свидетельствует о том, что в процессе занятий физической культурой у детей в дошкольном возрасте развивается: внимание, восприятие, повышается умственная работоспособность.
В реализации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста решаются следующие формы задач; оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности.
Оздоровительная задача включает в себя: повседневное проведение утренней гимнастики в помещении или на свежем воздухе, разнообразные подвижные игры под руководством воспитателя, закаливающие процедуры, а также занятия физической культурой, которые обеспечивают двигательную активность в течение дня и позволяют рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников. Это обусловливает то, что первостепенной задачей физического воспитания в дошкольном учреждении является, воспитание положительного отношения ребенка к физическим упражнениям и подвижным играм. Так как одной из основных сторон физического воспитания является развития физических качеств. Уровень его развития определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений. Двигательные действия и овладение трудных движений, полученных у детей в раннем возрасте, становится нормой, и успешно используются в начальной школе на уроке физической культуры.
В основу подбора физических упражнений П.Ф. Лесгафт положил возрастные ана-томо-физиологические и психологические особенности детей, постепенность усложнения
и разнообразие упражнений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала постепенной тренировке его физических сил. Проведение занятий физических упражнений на свежем воздухе с последующими водными процедурами дадут закаливающий эффект детскому организму, что обеспечит выработку стойкости к различным неблагоприятным факторам окружающей среды. В основу подбора физических упражнений П.Ф. Лесгафт положил возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей, постепенность усложнения и разнообразие упражнений. Комплекс правильно подобранных корригирующих упражнений способствуют формированию свода стопы и правильной осанки. Физические упражнения активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышает жизнедеятельность организма в целом, увеличивает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
В образовательном процессе дошкольников в области физической культуры имеется большая возможность изучить основные нормы воспитания. Содержанием, образовательной задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, является формирование двигательных навыков, представление о правильной осанке, технике движений усвоение различных правил подвижных игр. Использование подвижных игр в режиме дня дошкольника способствует разностороннему развитию ребенка. Игры развивают моральные качества; дисциплину, честность, правдивость, выдержку. В играх у детей не только формируются уникальные свойства, но и помощь друг к другу, поддержание, моральное поведение в обществе, т.е. развивается ответственность за себя и других ребят. Главной особенностью подвижных игр является физкультурный, созидательный, групповой характер. Основное в занятиях и играх является то, что они приносят детям развлечение и наслаждение, решительность в своих действиях, развивают мышления в различных ситуациях деятельности.
В результате, образовательный характер этих задач, способствует овладению доступных первоначальных представлений и знаний личной гигиены, закаливающих процедур и непосредственно влияет на укрепление здоровья ребенка. Сообщение элементарных знаний, связанных с физическими упражнениями, позволят детям более осознанно и полноценно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье. Очень важно сообщать детям о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания. Этот объем знаний должен расширяться с возрастом детей. Они должны хотя бы иметь представление о названии частей тела, знать направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо, кругом и др.). Благодаря занятиям физической культуры, можно обратить внимание, как ребёнок становится индивидом. Педагог должен стараться, чтобы дети могли активно и самостоятельно действовать полученными знаниями в своей подвижной деятельности.
Воспитательные задачи физического воспитания дошкольников в области физической культуры должны проходить таким образом, чтобы одновременно решались вопросы оздоровления, воспитания и обучения. Так как они позволят повысить интерес ребенка к физическим упражнениям и отношение к спорту. Воспитание любви к спорту, интерес к их результатам и достижениям спортсменов, помогут в дальнейшем приобщить ребенка, непосредственно к этим занятиям. В результате приобретенные навыки и знания в двигательной деятельности, проявляются в качестве активности, самостоятельности, сообразительности, и находчивости ребенка. В том числе, воспитание положительных эмоций ребенка обеспечивает бодрое, жизнерадостное настроение и учит преодолевать отрицательное психическое состояние. Проявление положительных эмоций обуславливается нормальным функционированием всех органов и систем организма и отображаются в всестороннем развитии ребенка.
ВЫВОДЫ
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Ежедневные проведения утренней гимнастики, правильно подобранные комплексы физических упражнений растормаживают нервную систему детей, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена веществ, увеличивает возбудимость коры головного мозга. Правильный рациональный режим дня ребенка способствует гармоническому физическому и психическому развитию ребенка, дает возможность педагогом раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Что способствует успешной реализации ранее полученных знаний и умений в начальной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении : метод. пособие. - М. : Изд-во ЭНАС, 2004. - 144 с.
2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 272 с.
3. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М. Просвещение, 1978. - 272 с.
4. Филиппова, С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования - 5-е изд., стер. / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина. - М. : Академия, 2013. - 304 с.
REFERENCES
1. Vorotilkina, I.M. (2004), Physical culture and health work in the preschool educational institution: method. allowance, publishing house ENAS, Moscow.
2. Glazyrina, L.D. (1999), Physical education for preschool children. Younger age: - A handbook for teachers of preschool institutions, VLADOS, Moscow:
3. Keneman, A.V. and Khukhlaeva, D.V. (1978), Theory and methods of physical education of preschool children, Education, Moscow.
4. Filippova, SO, Kaminsky, OA. and Lukina, G.G. (2013), Theoretical and methodical foundations ofphysical education and development of children of early and preschool age: a textbook for student institutions of secondary vocational education, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2018
УДК 796.012
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДБОРА УПРАЖНЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Леонид Львович Ципин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Существующие принципы подбора упражнений специальной физической подготовки спортсменов предполагают определенную степень соответствия соревновательного и специальных упражнений. Однако, они не дают однозначного ответа на вопрос, по каким именно критериям должно производится сравнение в каждом конкретном случае с учетом двигательной специфики того или иного вида спорта. Основываясь на классификации спортивных упражнений по признаку стереотипности и фундаментальных положениях Н. А. Бернштейна, касающихся уровней построения движений, разработаны критерии подбора специальных упражнений в видах спорта со стереотипными и ситуационными двигательными действиями. Предложенные методы подбора упражнений с