Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p. (in Russian).
4. Zavodnoy A.V. Integrative training of high school ecology teacher: dissertation of the candidate of pedagogics. Sochinskij gosudarstvennyj universitet turizma I kurortnogo dela [Sochi State University of Tourism and Health Resort Business]. Sochi, 2004, 184 p(in Russian).
5. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Hor'kova L.V. The study period of fatigue in the training process of women boxerjock. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2017, Vol.12, no 1, pp. 14-21. Available at: http://www.journal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01_2017_177.
6. Nazarenko A.V., Astrakhantseva I.V. Methodological basis of ecological life style formation as the condition for nature protecting attitude to environment. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, No. 4, pp. 94-106. Available at: http://journal-
science.org/ru/article/680.html._DOI
10.14526/01 1111 156.
Подано: 05.08.2017 Принято: 09.08.2017
7. Pankratov A.V., Fesenkova L.V., Deryabina E.D. The idea of ecological education. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [Philosophy of ecological education]. Moscow, Progress -Tradition, 2001, pp. 329-346. (in Russian).
8. Yakovenko T.V. Ecological competence of a personality as a pedagogical phenomenon. Aktual'nye voprosy sozdaniya sovremennoj modeli obrazovaniya "shkola - vuz" sistemy: Sbornik materialov II respublikanskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Urgent questions of modern model of education creation in "school-higher educational establishment" system: Collection of the materials of the II nd Republic scientific-methodical conference]. Kazan: Kazan State Technical University, 2009, pp. 32-37. (in Russian).
9. Antoine Duval, Herman Ram, Marjolaine Viret, Emily Wisnosky, Howard L. Jacobs, Mike Morgan. The World Anti-Doping Code 2015: ASSER International Sports Law Blog symposium. Mezhdunarodnyj sportivnyj zhurnal sporta [The International Sports Law Journal]. 2016 (Scopus)
10. Roy First M, Darren Lee, Peter Lewis, Stan Rose. An Economic Analysis of the Cost Effectiveness of Blood Gene Expression Profiling in Kidney Transplant Recipients. Zhurnal zdorovjya I medicinskoj economiki [Journal of health and medical economics]. 2017, Vol. 3, No.1 (Scopus)
Астраханцева Ирина Владимировна - старший преподаватель, ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: avnokn@mail.ru Назаренко Александр Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: avnokn@mail.ru
А.В. Кириллов - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Астраханцева А.В., Назаренко А.В., Кириллов А.В. Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения учащихся старших классов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 129-136. DOI 10.14526/03_2017_243
DOI 10.14526/03_2017_244 УДК: 372
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Л.М. Захарова — доктор педагогических наук, доцент, В.С. Захарова - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: nazarenko ld@mail.ru
Аннотация. Эффективность организации воспитательного пространства развития дошкольника, применяемые методы и формы работы с детьми предопределяют успешность познавательного и физического развития, и готовность к школьному обучению. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают взаимосвязь между познавательной и физической активностью детей. Систематическое привлечение дошкольников к физической деятельности положительно влияет на умственные процессы, развитие внимания. Материалы. Определение особенностей познавательной деятельности дошкольников и условий ее развития, одним из которых является физическая активность ребенка. Методы исследования: анализ современных научных и научно-практических исследований отечественных и зарубежных авторов, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты. Определено, что в познавательной и двигательной деятельности главным показателем является развитие произвольности: осознанность собственного поведения, действий, целеполагание, рефлексии, мотив выбора. Выделены организационно-педагогические условия организации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами физической активности. К ним отнесены и применяемые методы работы с детьми, организация развивающего пространства, совместной деятельности детей и родителей. Заключение. Целенаправленная и систематическая деятельность педагогов и родителей по воспитанию интереса и желания к занятиям физической культурой, развивает физические возможности ребенка, способствует концентрации и устойчивости внимания, что является необходимым условием развития познавательной деятельности дошкольника.
Ключевые слова: физическая активность, познавательная деятельность, дошкольник, организационно-педагогические условия.
PHYSICAL ACTIVITY INFLUENCE ON COGNITIVE DEVELOPMENT OF LATE PRESCHOOL AGE CHILDREN
Larisa M. Zakharova — doctor of pedagogical sciences, associate professor,
V.S. Zakharova - postgraduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: nazarenko ld@mail.ru
Annotation. The effectiveness of the upbringing space organization of a pre-school child's development, the used methods and forms of work with children condition the success of cognitive and physical development and readiness to study at school. Native and foreign research works prove interconnection between cognitive and physical activity of children. Systematic involvement of schoolchildren into physical activity has a positive influence on cognitive processes, attention development. Materials. The peculiarities of cognitive activity determination among schoolchildren and conditions of its development revelation, one of which is a child's physical activity. Research
methods: modern native and foreign authors' scientific and scientific-practical research works analysis, questionnaire, statistical data manipulation. Results. It is revealed that the main index in cognitive and physical activity is arbitrariness development: awareness of own behavior, actions, goal-setting, reflexion, motive of the choice. Organizational-pedagogical conditions of late preschool children's cognitive development realization by means of physical activity are revealed. They include used methods of work with children, developing space organization, mutual activity of children and parents. Conclusion. Purposeful and systematic activity of teachers and parents concerning the interest and desire to go in for physical culture upbringing, develops physical abilities of a child, provides attention concentration and steadiness, which is necessary condition forpre-school child's cognitive activity development.
Keywords: physical activity, cognitive activity, pre-school child, organizational-pedagogical conditions.
Введение. Проблема
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста определяется необходимостью их готовности к школьному обучению. В связи с этим актуальным становится проблема поиска организационно-педагогических условий развития познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста в тех видах деятельности, которые в большей степени соответствуют их возрастным особенностям. В последнее время наблюдается значительное снижение двигательной активности детей в связи с доступностью гаджетов; преобладает интеллектуализация
воспитательного процесса в ущерб физическому развитию и укреплению здоровья. В то же время дошкольный возраст - период активного развития ребенка, психических и физических процессов. Эффективность дошкольного образования на современном этапе характеризуется не просто суммой усвоенных в детском саду знаний и сформированными умениями, а
личностными качествами, развитыми познавательными процессами
(произвольное внимание, память, мышление и т.д.). Физическая активность ребенка старшего дошкольного возраста находится во взаимосвязи с перестройкой и развитием умственных процессов. Эффективность организации
воспитательного пространства развития дошкольника, его образовательной деятельности предопределяет готовность к дальнейшему возрастному этапу и периоду
школьного обучения, которые
предъявляют высокие требования к познавательному развитию детей.
Цель исследования - на основе анализа психолого-педагогических
исследований определить взаимосвязь между физической деятельностью детей старшего дошкольного возраста и их познавательным развитием; дать практические рекомендации,
способствующие повышению
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами физической деятельности.
Методы и организация
исследования. Данная работа является начальным этапом исследования влияния физической деятельности на
познавательную активность детей старшего дошкольного возраста; на развитие произвольности внимания. В целях определения специфики познавательной деятельности дошкольников на основе анализа психолого-педагогической
литературы нами была выделена специфика познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности психического развития дошкольника не позволяют ребенку длительное время фиксировать внимание на предмете или действии, сохранять интерес к выполняемому действию. Во многом это обусловлено психологическими
особенностями детей, развитием
произвольности внимания. Эффективность познавательной деятельности, развитие произвольности во многом определяются возможностью управлять вниманием
ребенка. Развитие произвольного внимания как формы познавательной деятельности, отмечает В.С. Мухина, находятся «вне личности ребенка». При отсутствии целенаправленной деятельности взрослого по включению детей в различные виды деятельности, «управлению» его вниманием детям трудно сосредоточиться на неинтересной для них деятельности [6]. Именно произвольное внимание
рассматривается современными
исследователями в качестве важнейшего условия и характеристики развития ученика как субъекта деятельности (Н.А. Пахомова). На протяжении дошкольного возраста идет процесс совершенствования внимания, возрастает его объем, появляются элементы произвольности.
Поскольку внимание рассматривается современными исследователями в тесной взаимосвязи с развитием познавательных процессов, личностных качеств, то актуальным становится проблема обоснования условий организации деятельности детей (в условиях семейного и общественного воспитания),
способствующих развитию произвольного внимания, познавательной активности ребенка.
Познавательная активность дошкольника характеризуется наличием интереса, осознанностью, устойчивостью внимания, преобразующими мыслительными
действиями, эмоциональной отзывчивостью. Особенность и развитие познавательной деятельности дошкольников определяются разными факторами:
- партнером по совместной деятельности (взрослым, чье влияние определяет целенаправленность и эмоциональную включенность в нее; детьми, влияющими на инициативность ребенка [2];
- материалами предметного мира, выступающими содержанием поисковой деятельности [8];
- реализацией индивидуального подхода; развитием эмоциональной сферы личности дошкольника, которые являются важнейшими регулирующими механизмами познавательной деятельности [4].
Анализ современных исследований в области познавательного развития, условий активизации мыслительной деятельности дошкольников, требований ФГОС ДО к целевым ориентирам дошкольного образования (способен к волевым усилиям, может контролировать свои движения и управлять ими, любознателен и т.д.) позволил предположить наличие взаимосвязи между познавательной и физической активностью детей. Большинство отечественных исследователей отмечают, что двигательная активность детей дошкольного возраста является необходимым компонентом и условием их общего развития, в том числе и познавательного [3]. О взаимовлиянии умственной и физической деятельности говорил известный отечественный педагог П.Ф. Лесгафт, выдвинувший принцип осознанности выполнения физических упражнений. Именно они, по-мнению ученого, являются средством развития познавательных возможностей детей.
Двигательная активность ребенка выступает и как условие, и как фактор его психического развития, которая сама проходит период активного развития, превращения в произвольные движения, включающие цель, вид действия, контроль, коррекцию и другие психологические компоненты произвольности [7]. Таким образом, и в познавательной, и в двигательной деятельности главнейшим показателем является развитие
произвольности: осознанность собственного поведения, действий, целеполагание, рефлексии, мотив выбора.
Влияние физической активности на уровень познавательной деятельности детей экспериментально подтверждается зарубежными исследователями.
Физическая активность может иметь мгновенный и долгосрочный
положительный эффект на
обучаемость. После занятия физической деятельностью дети демонстрируют лучшую концентрацию внимания при выполнении задания. Исследования, проведенные в начальной школе, позволили установить позитивную
корреляцию между физической нагрузкой и последующей за ней умственной деятельностью. Дети, пробежавшие быстрее, получили больше баллов в математическом тесте [10]. Сразу после одной сессии физической активности у детей повышается мыслительная деятельность, возрастает
концентрация внимания. Budde предполагал, что упражнения, требующие значительного моторного контроля, включают отделы мозга, задействованные при произвольном внимании, такие как префронтальная кора, приактивируются для последующей когнитивной активности [12].
По мнению исследователей, физическая активность,
соответствующая уровню развития, лучшая физическая подготовка могут иметь и дополнительный
положительный эффект на
познавательную деятельность детей, на развитие концентрации внимания.
В то же время и зарубежные, и отечественные исследователи
констатируют изменение характера деятельности современных детей: они меньше двигаются, подвижные игры «уходят» из самостоятельной деятельности детей; дети меньше времени проводят на улице, у них не сформированы представления о здоровом образе жизни [1].
В период с 1982 и 1997 гг. время свободных игр детей уменьшилось приблизительно на 25%, и эти изменения произошли из-за увеличения
структурированной взрослыми
двигательной активности. Когда ребенок играет на свежем воздухе, у него больше возможностей для решения
возникающих проблем; принятия собственного решения, креативности, поскольку уличные пространства более разнообразны и менее структурированы, чем помещения. К тому же там меньше ограничений для общей моторной активности детей и меньше ограничений в диапазоне их визуального и моторного исследования [11].
Результаты исследования и их обсуждение. В дошкольной
организации воспитатели
поддерживают физическую
активность детей во время образовательной деятельности, на физкультурных досугах, на прогулках. Активно внедрены в образовательную практику детских садов «дни здоровья», «олимпиады». В то же время родители не всегда осознают значимость поддержания физической активности детей вне стен детского сада. На первом этапе проводимого исследования в целях выявления степени осознанности родителями роли физической активности детей в условиях семейного воспитания,
отношения самих родителей к здоровому образу жизни нами было проведено анкетирование родителей детей, посещающих сельский и городской детский сад. Анализ предпочтений детской деятельности показал, что заметных различий в любимых видах деятельности у детей нет. Дети и в сельской местности, и в городе предпочитают прогулки с друзьями, подвижные игры. В свободное время среди малоподвижных видов
деятельности - просмотр телепрограмм, компьютерные игры, которые
преобладают у детей в городе в 4 раза по сравнению с детьми в сельской местности. В рамках проводимого анкетирования выявлено, что 68,75% детей в городе и 21,4% детей в сельской местности занимаются в спортивных секциях. В семьях, где дети вовлечены в спортивные секции или кружки, как в городе, так и в сельской местности, около 65% родителей придерживаются принципов здорового питания. В полученных результатах прослеживается положительная корреляция между родителями, ведущими активный образ жизни, и их детьми, предпочитающими активный досуг и посещающими спортивные секции. Следующий этап проводимого исследования будет направлен на выявление степени
концентрации внимания и его устойчивости у детей старшего дошкольного возраста и установление влияния физической активности на их развитие.
Проведенный анализ современных исследований в области активизации умственной деятельности детей, анализ анкетирования позволили нам выделить организационно-педагогические условия, которые способствуют развитию двигательной активности детей в условиях семейного и домашнего воспитания и тем самым, создают возможности для активизации процесса познания. Среди них:
- активное внедрение подвижных игр в образовательный процесс детского сада, в практику семейного воспитания предопределяют динамику развития интеллектуальной и познавательной активности детей. Игровая деятельность, эмоционально вовлекая ребенка в решение двигательных задач, возникающих в ходе игры, обеспечивает поддержание интереса, развитие любознательности, устойчивости внимания, что позитивно сказывается на познавательном развитии дошкольника. Большие возможности в развитии познавательных способностей заложены в усложнении первоначальных правил и заданий подвижных игр, когда детей привлекают к осознанному выбору способа выполнения движений в соответствии с заданными обстоятельствами, подбору атрибутов. Соблюдение правил подвижных игр, действия по инструкции, настойчивость в достижении цели позитивно сказываются на развитии волевой сферы личности дошкольника, способствуют развитию произвольности;
- поддержка детской инициативы к самостоятельности в физической деятельности, что предполагает создание личностно ориентированной, физически стимулирующей развивающей среды в дошкольной организации. Возможно создание на участке детского сада «Поляны здоровья» - места для наблюдения, экспериментирования,
физической активности детей.
Представленные на «Поляне здоровья» деревья и кустарники, лекарственные травы обеспечивают организацию детского познания, а естественные препятствия (подъемы, спуски, «овражки») служат основой для закрепления выполнения движений, для развития двигательной деятельности [5]. Предметно-
развивающая, «физически-активная»
образовательная среда стимулирует двигательную активность ребенка; обеспечивает ситуацию выбора атрибутов, инвентаря;
- использование разнообразных форм, методов и средств физического воспитания в дошкольных организациях, которые могут быть наполнены психологическим содержанием (оздоровительная и дыхательная гимнастика, двигательные действия и варианты игровых заданий в подвижной деятельности), а также вариативность их использования [3];
- педагогическое просвещение родителей и организация совместных дней активного отдыха родителей и детей, обеспечивающих их эмоциональное и интеллектуальное взаимодействие в выполнении поставленных задач;
- максимальное использование возможностей дошкольной организации в реализации дополнительного образования в области физического воспитания; создание секций, кружков, занятия детским фитнесом, хореографией и т.д.;
- интеграция физической и мыслительной деятельности дошкольников, которая может осуществляться в процессе пеших (велосипедных) прогулок, перед которыми дети обсуждают и прокладывают с воспитателем свой маршрут, определяя ориентиры и обозначая возможные препятствия на схеме-карте и способы их преодоления. Интеграция двигательной и познавательной деятельности оказывает положительное влияние на развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Выводы. Таким образом, целенаправленная и систематическая деятельность педагогов и родителей по
воспитанию интереса и желания к занятиям физической культурой развивает физические возможности ребенка, способствует концентрации и
устойчивости внимания, что является необходимым условием развития познавательной деятельности
дошкольника.
Литература
1. Андреева, Т. Н. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет / Т. Н. Андреева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - №1 (вып18).
2. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №2. - С. 2838. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.
3. Виноградова, Е. Л Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников : автореф. дис. канд.псих.наук / Е. Л. Виноградова. - М., 2004. - 24 с.
4. Гамова, С. Н. Развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры / С. Н. Гамова. - Елец, 2007.
5. Гриник, Д. А. Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности : автореф. дис. ... канд.псих.наук / Д. А. Гринник. - М., 2010. - 24 с.
6. Захарова, Л. М. Развитие познавательной активности дошкольника в процессе ознакомления с родным краем / Л. М. Захарова, О. А. Хлебова // Детский сад от А до Я. -2017. - № 2. - С. 6-13.
7. Кузнецова, З.М. Профилактика наркомании в молодежной среде как социально -педагогическая проблема / З.М. Кузнецова, Н.Н. Мугаллимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Том 2. - №2. - С. 1-8. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/449. html.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. / В. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - С. 203-205.
9. Позднякова, Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. псих наук. - М., 2006. - 24 с.
10. Щетинина, В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности : автореф. дис. ... к.п.н. В. В. Щетинина. - М., 2006. - 24 с.
11. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. - Балашов : «Николаев», 2004. - 68 с.
12. Brandi M. Eveland-Sayers, Richard S. Farley, Dana K. Fuller, Don W. Morgan, and Jennifer L. Caputo Physical Fitness and Academic Achievement in Elementary School Children // Journal of Physical Activity and Healt. - 2009, 6, 99-104 © 2009 Human Kinetics, Inc.
13. Burdette, Hillary L,, M.D., M.S.: and Robert C. Whitaker, M.D., M.P.H. Resurrecting Free Play in Young Children: Looking Beyond Fitness and Fatness to Attention, Affiliation and Affect. © 2005 American Medical Association
14. Budde, H., Voelcker-Rehage, C., Pietrabyk-Kendziorra, S.,Ribeiro, P., & Tidow, G. Acute coordinative exercise improves attentional performance in adolescents // Neuroscience Letters. -2008, 441(2), 219-223. PubMed doi:10.1016/j.neulet.2008.06.024
15. Physical Fitness and Academic Achievement in Elementary School Children Brandi M. Eveland-Sayers, Richard S. Farley, Dana K. Fuller, Don W. Morgan, and Jennifer L. Caputo // Journal of Physical Activity and Healt. - 2009, 6, 99-104 © 2009 Human Kinetics, Inc.
References
3. Andreeva T.N. Formation of ideas about a healthy way of life in children 6-7 years. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2011, №1. (in Russian).
4. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. Significance of rhythm in the system of professional pedagogical and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, No. 2, pp. 28-38. Available at: http://iournal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.
5. Vinogradova E.L. Conditions for the formation of cognitive motivation of senior preschoolers. Candidates thesis, M, 2004. (in Russian).
6. Gamova S.N. Development of emotional stability of children of the senior preschool age by means of physical training. Candidates thesis, 2007, Yelets(in Russian).
7. Grinik D.A. Development of cognitive abilities of older preschool children through means of visual activity. Candidates thesis, M.- 2010. (in Russian).
8. Zakharova L.M., Khlebova O.A. The development of the cognitive activity of the preschool child in the process of acquaintance with the native land. Detskij cad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z]. 2017, N. 2, pp.6-13(in Russian).
9. Kuznetsova Z.M., Mugallimova N.N. Prevention of drug addiction in the youth environment as a social and pedagogical problem. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3, No. 2, pp. 1-8. Available at: http://journal-science.org/ru/article/449.html.
10. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, yunost' [Age psychology: the phenomenology of development, childhood, adolescence] - Moscow, Publishing Center "Academy", 2003, 456 p., pp. 203-205. (in Russian).
11. Pozdnyakova G.P. Motor activity as a condition and factor of development of subjectivity of preschool children. Candidates thesis, M., 2006. (in Russian).
12. Shetinin V.V. Formation of cognitive activity of children of the senior preschool age in the process of search activity. Candidates thesis, 2006(in Russian).
13. Fadina G.V. Diagnostika i korrektsiya umstvennoy otstalosti detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Diagnostics and correction of mental retardation of children of senior preschool age]. Balashov, "Mykolaiv", 2004, 68 р. (in Russian).
14. Brandi M. Eveland-Sayers, Richard S. Farley, Dana K. Fuller, Don W. Morgan, and Jennifer
Подано: 25.07.2017 Принято: 30.07.2017
L. Caputo Physical Fitness and Academic Achievement in Elementary School Children. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti I zdorov'ya [Journal of Physical Activity and Health]. - 2009, No. 6, pp. 99-104
15. Burdette, Hillary L., M.D., M.S., Robert C. Whitaker, M.D., M.P.H Voskresheniye svobodnoy igry u malen'kikh detey: vzglyad za predelami fitnesa i neterpimosti k vnimaniyu, prichastnosti i vliyaniyu [Resurrecting Free Play in Young Children: Looking Beyond Fitness and Fatness to Attention, Affiliation and Affect].
16. Budde, H., Voelcker-Rehage, C., Pietrabyk-Kendziorra, S.,Ribeiro, P., & Tidow, G. Acute coordinative exercise improves attentional performance in adolescents. Pis'ma nejronauki [Neuroscience Letters]. 2008, No. 441(2), pp. 219-223. doi:10.1016/j.neulet.2008.06.024
17. Physical Fitness and Academic Achievement in Elementary School Children Brandi M. Eveland-Sayers, Richard S. Farley, Dana K. Fuller, Don W. Morgan, and Jennifer L. Caputo. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti I zdorov'ya [Journal of Physical Activity and Health]. - 2009, No. 6, pp. 99-104
18. Pau Olivella, Luigi Siciliani. Reputational concerns with altruistic providers. Zhurnal ozdorovitel'noj ekonomiki [Journal of health economics]. 2017, Vol. 55, pp. 1-13 (Scopus)
19. Harpreet Singh, Gursharan Kaur. Effects of Drug Pricing on Medication Choice. Zhurnal ozdorovitel'nogo upravleniya [Journal of health management]. 2017, Vol. 19, No. 3, pp. 401-406 (Scopus)
Захарова Лариса Михайловна - доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4.
В.С. Захарова - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4.
Для цитирования: Захарова Л.М., Захарова В.С. Влияние физической активности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 136-143. DOI 10.14526/03_2017_244
DOI 10.14526/03_2017_245 УДК 371
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДДЕРЖКИ МИРА ДЕТСТВА Е.С. Субботина - старший преподаватель кафедры дошкольного