Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ ПЛАНОВЫХ НАЧАЛ В РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

УСИЛЕНИЕ ПЛАНОВЫХ НАЧАЛ В РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ УКАЗЫ / УСИЛЕНИЕ ПЛАНОВЫХ НАЧАЛ / ПРИОРИТЕТ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князев Юрий Константинович

В статье анализируются Президентские указы о национальных целях развития России до 2024 и 2030 годов, свидетельствующие о фактически начавшейся у нас практике социально-экономического планирования. Отмечаются фрагментарность этих плановых документов и проблематичность выполнения намеченных задач. Автор излагает свое видение эффективной плановой деятельности в нашей рыночной экономике. Он выступает за комплексное научно обоснованное народнохозяйственное планирование с упором на развитие реального сектора экономики и предлагает меры по укреплению организационных основ плановой деятельности и обеспечению своевременного достижения намечаемых целей с широким использованием государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF PLANNED PRINCIPLES IN THE RUSSIAN MARKET ECONOMY

The article analyzes the presidential decrees on the national development goals of Russia until 2024 and 2030, which indicate that the practice of socio-economic planning has actually begun in our country. The fragmentary nature of these planning docu ments and the problematic implementation of the planned tasks are noted. The author presents his vision of effective planned activities in our market economy. It advocates comprehensive science-based national economic planning with an emphasis on the development of the real sector of the economy and proposes measures to strengthen the organizational foundations of planning activities and ensure timely achievement of the intended goals with extensive use of public-private partnerships.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ ПЛАНОВЫХ НАЧАЛ В РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК: 338.242.4 DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-23-36

Усиление плановых начал в российской рыночной экономике

В статье анализируются Президентские указы о национальных целях развития России до 2024 и 2030 годов, свидетельствующие о фактически начавшейся у нас практике социально-экономического планирования. Отмечаются фрагментарность этих плановых документов и проблематичность выполнения намеченных задач. Автор излагает свое видение эффективной плановой деятельности в нашей рыночной экономике. Он выступает за комплексное научно обоснованное народнохозяйственное планирование с упором на развитие реального сектора экономики и предлагает меры по укреплению организационных основ плановой деятельности и обеспечению своевременного достижения намечаемых целей с широким использованием государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: народнохозяйственное планирование, Президентские указы, усиление плановых начал, приоритет реального сектора экономики, государственно-частное партнерство, алгоритм выполнения планов.

Ю. К. Князев

Долгое время после отказа от социализма в нашей стране считалось ненужным и даже невозможным государственное планирование, упоминание о котором отсутствует и в Конституции Российской Федерации. Интерес к планированию реально возрос даже не с принятием в 2014 году Закона о стратегическом планировании [7], остающимся пока «мертвым словом» на бумаге, а с появлением необходимости обозначить ближайшие цели развития страны. Впервые это было сделано 7 мая 2012 года, когда Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал 11 указов по ключевым направлениям социально-экономического развития страны на шестилетний период. К 2018 году не все цели программы были достигнуты, так как страна находилась в кризисном периоде, вызванном госпереворотом на Украине, крымским референдумом и санкциями коллективного Запада в отношении России. В мае 2018 года в новом Указе Президента России № 204 [3] выполнение основных задач развития страны было предусмотрено в формате национальных проектов, а ряд невыполненных в предыдущий период мероприятий перенесен на следующие шесть лет. По истечении двух лет продолжившейся экономической стагнации горизонт

© Ю. К. Князев, 2021

планирования был расширен до десяти лет с принятием в июле 2020 года президентского Указа № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4]. Целевые установки в основном были аналогичны тем, которые обозначались в предыдущем указе (№ 204), но показатели были уточнены и охватывали уже десятилетний период.

Особенности целеполагания на период до 2030 года

В Указе № 474 обозначены пять национальных целей, формулировки которых носят обобщенный и более приближенный к жизни людей характер:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможность для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и усиление предпринимательства;

д) цифровая трансформация [4, с. 1].

Хотя срок продвижения к этим целям ограничен предстоящим десятилетием, все они (за исключением, может быть, последней) являются базовыми, присущими экономике во все времена. Их формулировки не отражают специфики переживаемого страной этапа и не обозначают конкретных задач, решение которых будет означать реальное продвижение к реализации каждой цели именно в данный отрезок времени.

Для достижения каждой национальной цели нужно будет добиться к 2030 году значительных результатов. В рамках первой цели предусматривается обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации; повышение до 78 лет средней ожидаемой продолжительности жизни; снижение в два раза по сравнению с 2017 годом уровня бедности; увеличение до 70% доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом.

Достижение второй цели обеспечат вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; присутствие Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет эффективной системы высшего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности; увеличение до 15% доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью; повышение в три раза по сравнению с 2019 годом посещений культурных мероприятий.

Третья цель предусматривает улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно, увеличение объемов жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год; улучшение в полтора раза качества городской среды; повышение до уровня не менее 85% в крупнейших городах доли дорожной сети, отвечающей нормативным требованиям; создание системы сортировки твердых коммунальных отходов и снижение в два раза их объема на полигонах; уменьшение в два раза выброса загрязняющих веществ; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.

В рамках четвертой цели предусмотрено обеспечение темпов роста ВВП страны выше среднемирового уровня при сохранении макроэкономической стабильности; достижение устойчивых темпов роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек (включая ИП и самозанятых).

Пятая цель достигается путем обеспечения «цифровой зрелости» ключевых общественных сфер, в том числе здравоохранения, образования, государственного управления; увеличения до 95% доли массово значимых услуг, доступных в электронном виде; роста до 97% доступа к Интернету; четырехкратного по сравнению с 2019 годом увеличения вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.

Многие из перечисленных целевых показателей не имеют четких количественных характеристик и выглядят как укрупненные установки, реализацию которых трудно контролировать. Но и точные числовые показатели не имеют должного обоснования, объясняющего, почему именно они дадут ожидаемый результат.

В Указе № 204 перечислены 12 направлений, по которым должны быть разработаны соответствующие национальные проекты и государственные программы. Некоторые содержащиеся в нем количественные показатели не фигурируют в Указе № 474 или скорректированы в сторону их снижения. Показатель продолжительности жизни в 2030 году уменьшен с 80 до 78 лет, которых намечалось достичь в предыдущем Указе уже к 2024 году. Не указаны, в отличие от документа 2018 года, числовые нормативы снижения смертности от конкретных болезней.

Из 12 направлений, содержащихся в Указе № 204, три имеют отношение непосредственно к развитию экономики. В сфере повышения производительности труда и поддержания занятости предусматривался рост производительности в несырьевых отраслях не ниже 5% в год, привлечение ежегодно не менее 10 субъектов Федерации к решению этой задачи. В сфере развития малого и среднего предпринимательства планировалось увеличить к 2024 году численность до 25 млн человек (включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых). В Указе № 474 в это число включены также самозанятые и срок выполнения этой задачи продлен до 2030 года. В сфере развития международного кооперирования и экспорта предполагалось формирование конкурентоспособных несырьевых секторов, экспорт которых должен составить не менее 20% ВВП, что соответствует 250 млрд долларов США, в том числе на продукцию машиностроения приходится 50 млрд, АПК — 45 млрд, услуг — 100 млрд долларов. В Указе № 474 эта тема не нашла своего отражения.

Скромные результаты реализации предыдущих указов и осознание, что причиной этого были не только неблагоприятные объективные условия, но и отсутствие действенного механизма достижения намеченных целей, заставили уделить должное внимание практическому выполнению установленных задач. Стало понятно, что недостаточно сформулировать цели развития, а нужно обеспечить их достижение в установленные сроки.

Упор на выполнение запланированных задач

Главным средством достижения целевых установок, как и в предыдущих указах Президента страны, является выделение нужных средств из федерального бюджета. Правительство обязано ежегодно при его формировании предусматривать на достижение национальных целей в приоритетном порядке как регулярные ассигнования, так и дополнительные из внеплановых бюджетных доходов. Вместе с тем гораздо большее внимание стало уделяться организационной работе, направленной на разработку конкретных плановых мероприятий на федеральном и региональном уровнях и контролю за их исполнением.

Установлено, что выполнение целевых задач будет обеспечиваться реализацией государственных программ и национальных проектов, обозначенных в майском (2018 год) Указе со сроком исполнения до 2024 года. Кроме этого, в Указе о национальных целях содержится ряд дополнительных количественных показателей, которые необходимо достичь к 2030 году. Правительство Российской Федерации должно было до 30 октября 2020 года представить предложения о приведении Указа Президента России от 7 мая 2018 года (за исключением утративших силу пунктов 1 и 16) и свои собственные акты в соответствие с Указом № 474, скорректировать разработанные ранее национальные проекты и программы, составить единый план достижения национальных целей на периоды до 2024 года и 2030 года.

Важным организационным мероприятием стало заседание обновленного Государственного совета, посвященное стратегическому развитию Российской Федерации, в соответствии с требованием Указа о национальных целях [1]. Проведение в расширенном составе при участии членов президентского Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 23 декабря 2020 года, в разгар пандемии, данное собрание продемонстрировало озабоченность руководства страны ее социально-экономическими перспективами, даже на фоне первоочередной борьбы с инфекцией и необходимости устранения последствий хозяйственного кризиса.

Как доложил на заседании премьер-министр М.В Мишустин, Правительство подготовило Единый план реализации национальных целей, в котором нашли отражение задачи, поставленные июльским Указом Президента и содержащиеся в принятых ранее национальных проектах и государственных программах, скорректированных с учетом обновленных целей и задач. 25 межведомственных рабочих групп из представителей почти всех министерств и ведомств провели декомпозицию национальных целей среди конкретных исполнителей с соответствующим финансовым обеспечением. В результате получился подробный план, описывающий логику достижения каждой конкретной цели. Для министерств и ведомств, региональных администраций, институтов развития определены сферы ответственности, поставлены конкретные задачи по достижению общего результата. Разграничение задач осуществлено среди всех субъектов Федерации с установкой четких сроков их исполнения и выделением необходимых ресурсов. Таким образом, впервые применен подход, нацеленный на обязательное и своевременное выполнение заданий всеми участниками планового процесса.

Большое внимание уделено созданию конкретного механизма, обеспечивающего выполнение запланированных показателей. Единой технологической платформой координации реализации плана служит цифровая система управления, через которую будет контролироваться достижение показателей и осуществляться реагирование в режиме онлайн путем немедленного вмешательства при любом отклонении от плана. Единый план, операционный период которого завершается 2024 годом, будет ежегодно уточняться в зависимости от результатов предыдущего года в трехлетнем бюджетном планировании.

Обеспечено финансовое сопровождение выполнения Единого плана — на его реализацию предусмотрено выделить в течение трех лет в общей сложности 39 трлн рублей, то есть в среднем 13 трлн ежегодно. Видимо, в эти суммы включены расходы не только на обеспечение запланированного прироста показателей, но и на выполнение текущей деятельности в соответствующих сферах. Большая часть этих средств пойдет на финансирование двух направлений: выполнение социальных программ и экономическое развитие. Понятно, что эти векторы взаимосвязаны: размах социальных программ напрямую зависит от роста экономики, позволяющего увеличить занятость и доходы граждан.

Деятельность по первому направлению — развитию социальной сферы — включает в себя совершенствование систем здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры. На этих областях сфокусировано большинство национальных целей. Некоторые подробности предстоящей работы огласила на заседании заместитель председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голикова [1].

Для выхода к 2030 году к устойчивому росту численности населения России должны быть реализованы мероприятия по повышению рождаемости, снижению смертности и обеспечению качественного прироста численности трудовых мигрантов. Повышению рождаемости будут содействовать ежемесячные выплаты на детей до 7 лет включительно из федерального бюджета и по линии регионов. Продолжится индексирование материнского капитала, размер которого в 2021 году достиг 483882 рублей на первого ребенка и 639432 рублей на второго малыша. Эту субсидию получат более миллиона семей. Льготной ипотекой воспользуются не менее 120 тысяч семей.

К 2030 году количество бедных должно уменьшиться на 9,6 млн человек, то есть снизиться в два раза по сравнению с 2017 годом. Величина прожиточного минимума составила в 2021 году 11653 рубля, увеличившись за год на 3,7%, то есть в пределах предполагаемой инфляции. Минимальный размер оплаты труда вырос на 5,5% и достиг 12 792 рублей, впервые превысив прожиточный минимум. Увеличение МРОТ затронет 3,9 млн человек, которые тем самым преодолеют порог бедности. Страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3%. Их индексация в 2021 году перешагнет уровень инфляции, что будет соблюдаться в дальнейшем. Намечено создание единой цифровой платформы социальной поддержки «социальное казначейство», которая исключит необходимость подачи гражданами заявлений. Продолжится практика социального контракта, на что будет выделено

79 млрд рублей на предстоящие три года. Эти средства регионы будут направлять на финансирование поиска работы, профессионального обучения и переподготовки, приобщения к индивидуальной предпринимательской деятельности и ведению личного подсобного хозяйства. По предварительным оценкам, за три года почти 400 тысяч семей смогут увеличить свои доходы, не менее 300 тысяч граждан откроют собственное дело, станут индивидуальными предпринимателями или самозанятыми.

Достигнуты некоторые результаты по снижению смертности. По словам Т. А. Голиковой, за 10 месяцев 2020 года смертность от новообразований сократилась на 1,9%, от внешних причин — на 2,5%, некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний — на 8,8%, уровень младенческой смертности сократился на 8,3% [1].

1 января 2021 года стартовала отложенная из-за эпидемии коронавируса программа модернизации первичного звена здравоохранения, в которой задействованы 3124 медицинские организации. Планируется приобрести более 88 тысяч единиц медицинского оборудования, реконструировать и построить более 139 тысяч объектов, закупить более 19 тысяч единиц автотранспорта. На дальнейшую модернизацию инфекционной службы в 2021 году будет направлено 17 млрд рублей.

Что касается образования, то к концу 2024 года планируется более 1 млн новых мест в школах, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Продолжится реализация проекта по формированию почти 25 тысяч точек роста на базе сельских школ.

Выполнение национальной цели «комфортная и безопасная среда для жизни» предполагает улучшение жилищных условий до 2030 года для 5 млн семей, строительство более 1 млрд кв. м жилья, то есть 120 млн кв. м жилья ежегодно, улучшение качества городской среды и нормализация как минимум 85% дорожной сети в крупных городах. Для стимулирования жилищного строительства будет продолжена льготная ипотека под 6,5% годовых, которой воспользовались уже 350 тысяч граждан.

О предстоящих мероприятиях по второму направлению — развитию экономики —доложил первый заместитель председателя Правительства А. Р. Белоусов. На их финансирование уже в 2020 году был выделен 1 трлн рублей, который, по его словам, вернулся в бюджет в виде налогов в основном от строительной отрасли. Большое значение будет иметь принятый Госдумой закон о комплексном развитии территорий.

Выполнение национальной цели «достойный и эффективный труд и усиление предпринимательства» предусматривает выход на траекторию устойчивого экономического роста с темпами выше среднемировых, то есть не менее 3% в год. За последние 8 лет с 2013 года ни разу не удалось выйти на такие темпы, а среднегодовой прирост ВВП был в два раза ниже — 1,4%. Причины этого — действие системных факторов, а именно низкая инвестиционная активность и медленная динамика производительности труда. По словам А. Р. Белоусова, «придется в кратчайшие сроки, за три-четыре года, обновить модель экономики, преодолеть ее структурные изъяны и сформировать внутренние источники роста» [1].

Будут использованы следующие резервы ускорения развития: повышение

объема инвестиций, укрепление малого предпринимательства, увеличение несырьевого экспорта, рост производительности труда.

Для активизации инвестирования потребуется увеличить вложения в новые технологии и оборудование. Среднегодовые темпы прироста инвестиций должны составить в 2022—2024 годах не менее 5,3%, то есть стать в 1,7 раза выше темпов роста ВВП. К 2024 году объем инвестиций должен вырасти на 21% по сравнению с текущим периодом, а к 2030 году — на 70%. Заработал механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений — уже подписано 25 таких соглашений на общую сумму 1120 млрд рублей, из которых почти 900 млрд будет инвестировано до 2024 года. В результате будет создано более 23 тысяч новых рабочих мест. Всего должно быть заключено не менее 1000 соглашений на 14 трлн рублей.

Разворачивается система поддержки инвестиций на средних компаниях в субъектах Федерации. Подготовлен так называемый инвестиционный пакет — предложения бизнес-объединениям по улучшению условий инвестирования. Появились новые финансовые инструменты — эмиссия «вечных» облигаций, заимствование 313 млрд рублей по линии РЖД, инфраструктурные облигации для финансирования дорожного строительства, «зеленые» облигации для улучшения экологии. Потребуется расширить практику субсидирования перевозки людей с Дальнего Востока, на что уже тратится 7 млрд рублей в год. Компенсация расходов на железнодорожные перевозки ежегодно требует 20 млрд рублей.

Поставлена задача дальнейшего развития МСП и увеличения занятых в них до 23 млн человек к 2024 году и до 25 млн к 2030 году. Запланирована отмена Единого налога на вмененный доход и переход на патенты и другие упрощенные системы налогообложения. Продолжится доступное льготное кредитование с процентной ставкой 7% и меньше. В общей сложности будет выделяться по 700 млрд рублей в год для 11—13 тысяч МСК и поддерживаться экспорт их продукции.

Государственное финансирование несырьевого неэнергетического экспорта увеличится к 2024 году на 35 млрд рублей, а к 2030 году — на 70%. Вырастет количество крупных экспортеров с 7 тысяч до 10,5 тысячи, то есть на треть. Около 40 мер финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров уже реализуются сейчас.

Для повышения производительности труда будет создан слой крупных компаний с ростом производительности выше 5% в год. Сейчас их насчитывается около 2 тысяч, а должно быть 6,5 тысячи, то есть с нынешних 10% их доля увеличится до 30% от их общего числа.

В результате продвижения по указанным четырем направлениям будет обеспечен дополнительный прирост ВВП на 1,5—2%, и тогда страна выйдет на темпы роста в 3% в год [1].

Необходимость приоритетного развития производственного сектора

Планирование с помощью указов Президента нацелено в основном на решение текущих проблем, прежде всего в социальной сфере, в расчете на имеющиеся финансовые ресурсы, сосредоточенные в федеральном и региональных бюджетах и во внебюджетных фондах. Такой подход оставляет за рамками планового регули-

рования развития страны огромный массив денежных средств, сосредоточенных в Банке России и коммерческих банках, а также свободных ресурсов корпораций. В 2018 году на банковских депозитах юридических лиц находилась огромная сумма в размере 13065 млрд рублей [7, с. 8], которые могли бы быть активированы, если бы государство предложило привлекательные для бизнеса деловые проекты в производственной сфере. Такой экономический подход к планированию предполагает ориентацию на обязательный прирост богатства страны, позволяющий значительно увеличить траты на социальные нужды и повысить уровень жизни всего населения. Это невозможно без увеличения совокупного национального дохода и прежде всего той его части, которая создается производительным трудом в реальном секторе экономики и которая обеспечивает прирост доходов в обширном секторе услуг. Поэтому планирование должно концентрироваться прежде всего на развитии производств, создающих новый натуральный продукт, удовлетворяющий жизненные потребности людей и прокрывающий растущие нужды отечественных производителей. Низкие темпы роста ВВП нашей страны объясняются преимущественно тем, что до сих пор не обозначены те приоритетные отрасли (помимо сырьевых), в которых будет создаваться добавленная стоимость, а продукция станет востребованной прежде всего на внутреннем рынке и по возможности за рубежом [4].

Очевидно, что такими отраслями должны стать те, в которых наше обильное сырье перерабатывается в готовую продукцию. Необходимо, чтобы эти производства были оснащены в основном отечественной техникой. Только это позволит создать эффективные взаимосвязанные производственные комплексы и, что немаловажно в условиях антироссийских санкций, избавиться от чрезмерной внешней зависимости.

Напомним, что только благодаря инициированию и всемерной поддержке со стороны государства крупных производственных проектов удалось сохранить в нашей стране отечественное автомобилестроение, авиапром, судостроение, космонавтику, атомпром, обеспечить прогресс в агропромышленном комплексе, фармацевтике и некоторых других областях. Все достижения в импортозамещении (не только в сельском хозяйстве, но и в освоении, например, вертолетных двигателей и другой продукции, ранее поставлявшихся Украиной) обязаны государственному вниманию и поддержке. В трудный 2020 год исключительно благодаря целенаправленной работе Минпромторга России и Фонда прямых инвестиций удалось в короткие сроки наладить массовое производство защитных масок и перчаток, аппаратов искусственной вентиляции легких, лекарств и вакцины от коронавирусной инфекции. Этот ценный опыт должен быть использован и для налаживания производства любой необходимой для развития нашей экономики продукции. Он подтверждает ту непреложную истину, что недостаточно определить цели развития, а необходимо одновременно принимать действенные меры для их достижения в запланированные сроки.

Без государственной поддержки сегодня, при засилье на российском рынке сетевых производственных и сбытовых корпораций, частный капитал не может

наладить серьезное конкурентоспособное производство. Для разработки и выпуска новой продукции государство обязано представить предпринимательскому сообществу те направления развития отечественного производства, в которых оно заинтересовано; инициировать крупные проекты и предложить интересные условия участия в их реализации частным инвесторам и производителям. Для разработки и внедрения в производство инновационной промышленной продукции, на выпуске которой будет специализироваться российская экономика, необходимо использовать средства государственных фондов развития, по линии которых будет привлекаться частный капитал путем долевого софинансирования проектов и их льготного кредитования.

Необходимо четко определиться с приоритетами и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении наиболее важных задач. Но есть такие отрасли, воссоздание которых необходимо в первую очередь. К ним относится станкостроение, являющееся основой любого производства. Отечественные универсальные станки будут востребованы существующими и будущими фабриками и заводами при условии, что будет замещаться их импорт из-за границы. Полная зависимость от иностранных станков не только гражданских отраслей, но и всего ВПК является миной замедленного действия. Стоит только американским властям объявить станки продукцией двойного назначения и ввести санкции против их поставки в Россию, как наша экономика окажется в кризисе. Поэтому срочное развитие отечественного станкостроения необходимо и по соображениям национальной безопасности. Однако ни одному даже самому крупному бизнесу не придет в голову начать производство станков, если государство не инициирует и в плановом порядке не обеспечит выполнение соответствующей государственной программы.

Упор необходимо сделать прежде всего на создание и использование отечественного оборудования для производства гражданских самолетов среднего радиуса действия (для внутренних авиаперевозок), грузовых судов, готовой продукции в нефтегазовой отрасли, энергетического оборудования разного профиля, сельскохозяйственных машин, то есть для отраслей уже определившейся специализации страны и критически зависящих сегодня от импорта станков и другого оборудования.

Успешно развивающийся российский оборонно-промышленный комплекс может содействовать совершенствованию гражданского производства. ОПК всерьез должен заняться конверсией и увеличить выпуск высокотехнологичной продукции, например, освоить производство ныне импортируемых станков и другого оборудования, используемого для изготовления вооружения и широко востребованного другими отраслями.

Центральным вопросом при организации новых производств является гарантированный сбыт освоенной продукции, при отсутствии которого невозможен бизнес в рыночной экономике. В условиях полной открытости миру российский внутренний рынок оказался захваченным мощными транснациональными корпорациями и иностранными сетевыми торговыми компаниями. Потеснить их не в состоянии отечественный бизнес, так как его аналогичная продукция на первых

порах ее освоения не будет конкурентоспособной. Вот почему необходимо внесение ее выпуска в государственный план с одновременным утверждением четкого алгоритма постепенного сокращения импорта и его замещения отечественными изделиями, чтобы не пострадали российские потребители. Импортозамещение должно быть не только вынужденным в ответ на западные санкции, но и плановым, соответствующим стратегии структурного оздоровления нашей экономики.

Для переориентации потребителей с импортной на отечественную продукцию полезно расширить практику преимущественного приобретения отечественных изделий авиационными перевозчиками, судоходными компаниями, строительными и сельскохозяйственными организациями, предприятиями, обновляющими свой станочный парк. На какой-то период потребуется вводить протекционистский таможенный режим, ограничивающий импорт из-за границы тех изделий, производство которых будет признано приоритетным для возрождения российского станкостроения и других отраслей машиностроения, электротехнической, химической, электронной промышленности [4].

Создание профессиональной плановой службы — настоятельная задача

Разработка государственных планов должна осуществляться квалифицированными плановиками, способными подготовить разные варианты социально-экономического развития страны и предложить их на выбор государственным органам, определяющим экономическую политику и стратегические цели. Они должны исходить из научно обоснованных оценок совокупного хозяйственного потенциала страны и реальных возможностей его наиболее полного использования в запланированные сроки с оптимальной расстановкой приоритетов по важности и последовательности достижения обозначенных целей.

Столь комплексную, каждодневную и долгосрочную работу должен эффективно выполнять на федеральном уровне специальный орган, который разработал бы алгоритм плановой деятельности в условиях рынка. При организации системы планирования могут быть использованы опыт Госплана, наработки Института народнохозяйственного прогнозирования и Института экономики Российской академии наук и многих вузов, занимающихся вопросами социально-экономического стратегирования и планирования на профессиональной основе. Как показывает опыт реализации национальных проектов и государственных программ, эту сложную работу одновременно выполняют Правительство, профильные министерства и ведомства, региональные органы управления, привлекаемый к этому частный бизнес. Точно так же придется действовать и при выполнении комплексных народнохозяйственных планов.

Не только в центре, но и на всех уровнях должны быть созданы специальные органы планирования, которые провели бы инвентаризацию имеющегося производственного и инфраструктурного потенциала и участвовали в разработке многовариантных планов и стратегий, осуществляли бы мониторинг их выполнения и в случае необходимости корректировали их цели и задачи.

Организация выполнения планов в условиях рыночной экономики

Ключевой для рыночной экономики является проблема выполнения принимаемых планов. Понятно, что при этом могут использоваться присущие индикативному планированию бюджетные, налоговые и кредитные рычаги. Но этого недостаточно для выполнения задач, требующих не мягкой корректировки эволюционных процессов, а создания новых направлений развития экономики, налаживания выпуска современных высокотехнологичных видов продукции. Именно такая задача стоит перед Россией, нуждающейся в перестройке структуры экономики с экспортно-сырьевой на индустриально-инновационную. Для ее решения необходимо не просто технически освоить выпуск новых изделий, но и обеспечить их массовый сбыт и привлечь инвестиции для расширения производственных мощностей. Как показала 30-летняя практика рыночного хозяйствования в нашей стране, сделать это частному бизнесу, даже самому крупному, не под силу. Необходимо участие государства, способного как определять направления развития, так и обеспечивать выполнение намеченных задач в заданные сроки.

Эффективной моделью объединения интересов общества и предприимчивых людей является государственно-частное партнерство (ГЧП), широко распространенное в мире и пока ограниченно используемое в России. Эта идея постепенно пробивает себе дорогу, она фактически присутствует в принятом в 2014 году Законе о промышленной политике, статья 16 которого посвящена «специальному инвестиционному контракту», заключаемому между частным инвестором, обязующимся создать новое производство, и государственным органом, стимулирующим эту деятельность. В нем оговариваются срок действия соглашения (до 10 лет), характеристики осваиваемой или модернизируемой продукции, перечень мероприятий по реализации контракта, объем инвестиций, меры государственного стимулирования. Условия контракта считаются настолько твердыми, что они не могут изменяться новыми законами, принимаемыми до истечения срока его действия [8].

Инициируемые государством производственные и инфраструктурные проекты станут привлекательными для частного бизнеса, если они будут включены в народнохозяйственные планы и приобретут государственные гарантии комплексного финансирования, налаживания массового производства и обеспечения сбыта новой продукции прежде всего на обширном внутреннем рынке. Именно ГЧП может стать основным практическим средством выполнения государственных планов в нашей рыночной экономике [3].

Для реализации крупных национальных проектов необходимо не только наличие бюджетных средств для первоначальных ассигнований, но и мобилизация имеющихся производственных мощностей и дополнительных инвестиций, источники которых имеются у компаний и банков, не знающих, куда и как их можно вложить в реальный сектор хотя бы с минимальной прибылью. Поэтому они пока предпочитают инвестировать свои свободные денежные средства в приобретение акций и облигаций на фондовых биржах и в валютные спекуляции, приносящие неплохой доход.

Государственно-частное партнерство начинается с заключения общего соглашения об участии сторон в реализации конкретного производственного проекта и контракта о его совместном финансировании на долевой основе. Как свидетельствует опыт работы инвестиционных фондов, на один рубль их капиталовложений привлекается до пяти рублей частных инвестиций. То есть совместные вложения намного выгоднее обычного освоения бюджетных средств. Бизнес также заинтересован в долевом финансировании, являющимся гарантией успешности общего проекта и льготного банковского кредитования.

Разработка и реализация совместных проектов в рамках ГЧП включает в себя помимо долевого инвестирования проведение строительно-монтажных работ, налаживание выпуска новой продукции и ее реализацию с использованием государственных заказов, госзакупок, взаимообязывающих коммерческих контрактов, заключаемых между частным бизнесом и государственными органами.

Плановые службы в федеральных и региональных министерствах и ведомствах должны заниматься непрерывным сопровождением процесса выполнения запланированных задач по каждому проекту, начиная с выявления заинтересованных бизнес-структур на местах, согласования условий подготовительной и дальнейшей деятельности и заканчивая пуском реального производства и обеспечением сбыта массовой продукции. Очевидно, что такая непростая работа может проводиться по ограниченному списку приоритетных проектов, в то время как текущая хозяйственная деятельность продолжается своим чередом по рыночным критериям. Такой метод планирования в отличие от директивного и индикативного можно назвать проектно-партнерским, основанным на реализации выборочных проектов посредством государственно-частного партнерства.

Помимо конкретных проектов социально-экономического развития народнохозяйственные планы должны содержать мероприятия общего характера, улучшающие ситуацию на микроуровне. Для повышения обеспеченности предприятий собственными инвестиционными ресурсами, которых явно не хватает для текущего воспроизводства, можно было бы единовременно пополнить их амортизационные фонды средствами из целевой эмиссии Банка России путем выдачи желающим компаниям долгосрочных беспроцентных кредитов на приобретение современного оборудования с погашением их в течение 10 лет равными долями. Тем самым предприятия могли бы приобретать современное высокопроизводительное оборудование в долг аналогично ипотечному кредитованию населения.

Для повышения нормы инвестирования и инновационного обновления производства необходимо полностью освободить от корпоративного налога часть прибыли, используемой для капиталовложений в любых формах. Выбывающие бюджетные доходы смогут возмещаться за счет других налогов преимущественно на доходы состоятельных потребителей и увеличения общей налоговой базы в результате роста производства.

Можно констатировать, что несмотря на обилие текущих проблем, требующих незамедлительного решения в условиях распространения коронавирусной инфекции, российские власти в 2020 году обратили внимание на необходимость

работы на перспективу, видя в этом выход из текущего ситуационного кризиса и состояния инновационной отсталости. Можно считать, что положено начало реальному планированию, понимаемому как взаимосвязанный процесс постановки конкретных задач и обеспечения их выполнения в установленные сроки.

Конечно, многое еще предстоит сделать для выработки действенной системы планирования в условиях рыночной экономики. Эта пионерская работа только начинается и будет продолжаться в ходе практического выполнения Президентских указов о национальных задачах и целях социально-экономического развития России до 2024 и 2030 годов

Неизбежно придет понимание, что достижение самых общих и комплексных целей невозможно без их конкретизации на уровне реального производства. Иными словами, повышения производительности труда и роста инвестиций можно добиться только путем увеличения и совершенствования производства продукции, на которой наша страна будет целенаправленно специализироваться и для выпуска которой будут привлечены средства и опыт частного бизнеса. Только комплексная планово-управленческая деятельность государства с широким использованием государственно-частного партнерства сможет обеспечивать координированное решение задач отраслевого, территориального и инновационно-технологического развития.

Предстоящее качественное преобразование производительных сил на основе сплошной автоматизации, роботизации и компьютеризации производства потребует дальнейшего совершенствования человеческого потенциала. Для осуществления структурной перестройки нашей экономики потребуется подготовить необходимые кадры специалистов для новых обрабатывающих производств. По примеру успешной подготовки отечественных программистов нужно будет организовать обучение многопрофильных инженеров и рабочих высокой квалификации.

Ускоренный рост приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры позволит повысить доходность всей экономики, а значит — увеличить финансовые и технологические возможности для развития социальной сферы и повышения уровня жизни российских граждан.

Литература

1. Заседание Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council/64736 (дата обращения: 25 марта 2021 года).

2. Иванов О. Б. Роль, место и значение крупных компаний и корпораций в национальной и мировой экономике // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 5. С. 7—17.

3. Иванов О. Б., БухвальдЕ. М. Указы Президента Российской Федерации как инструмент стратегического целеполагания в российской экономике // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 3. С. 1-24.

4. Князев Ю. К. Основные направления социально-экономической стратегии «Россия — 2030» // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2020. № 3. С. 23-37.

5. Селезнев А. Специфика федерального бюджета на 2019-2021 года // Экономист. 2019. № 1.

6. Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

7. Указ президента Российской Федерации от 20 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

8. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

References

1. Meeting of the State Council of the Russian Federation on December 23, 2020. Available at: http://www.kremlin.ru/events/state-council/64736 (accessed: 25 March, 2021) (in Russian).

2. Ivanov O. B. The role, place and significance of large companies and corporations in the national and world economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 5. p. 7-17 (in Russian).

3. Ivanov O. B., Bukhvald E. M. Decrees of the President of the Russian Federation as a tool of strategic goal-setting in the Russian. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 3, pp. 1-24 (in Russian).

4. Knyazev Yu. K. The main directions of the socio-economic strategy "Rus-sia-2030". ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2020, no. 3, pp. 23-37 (in Russian).

5. Seleznev A. Specifics of the federal budget for 2019-2021. Ekonomist [Economist], 2019, no. 1 (in Russian).

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 7 May, 2018 "On national and strategic development objectives of the Russian Federation for the period up to 2024" (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of 20 July, 2020 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030" (in Russian).

8. Federal Law of December 31, 2014. No. 488-FZ "On Industrial Policy in the Russian Federation" (in Russian).

9. Federal Law No. 172-FZ of 28 June 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.