Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ИХ РАЗВИТИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ИХ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегический менеджмент / системы управления в аграрной сфере / экологии и потребительском рынке / стратегические национальные приоритеты / strategic management / management systems in the agricultural sector / ecology and consumer market / strategic national priorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Лысоченко

В современной экономике разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем. Применение стратегического менеджмента в системах управления отраслей экономики обеспечивает высокую конкурентоспособность и повышает эффективность решений, помогая избежать группам предприятий наступления возможных рисков. Обладая определенной спецификой развития, каждая отрасль экономики имеет свою смоделированную систему стратегического управления с учетом влияния многочисленных внешних и внутренних факторов. Данная статья показывает развитие стратегического менеджмента в региональных системах управления агропромышленного комплекса, экологии и потребительского рынка. Анализ основных показателей развития отраслей экономики за 2020 год позволил провести оценку эффективности применения методов управления и сформировать ряд долгосрочных стратегических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT IN REGIONAL MANAGEMENT SYSTEMS OF ECONOMIC SECTORS AND ASSESSMENT OF THEIR DEVELOPMENT

In the modern economy, the development of high-quality, comprehensively justified and resourced strategies is one of the main conditions for the sustainable and effective functioning of any system. The use of strategic management in the management systems of economic sectors ensures high competitiveness and increases the efficiency of solutions, helping to avoid possible risks for groups of enterprises. Having a certain specific development, each branch of the economy has its own modeled system of strategic management, taking into account the influence of numerous external and internal factors. This article shows the development of strategic management in the regional management systems of the agro-industrial complex, ecology and the consumer market. The analysis of the main indicators of the development of economic sectors for 2020 made it possible to assess the effectiveness of the use of management methods and form a number of long-term strategic objectives.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ИХ РАЗВИТИЯ»

20. Suxomlin, V. A. Otkry'taya sistema IT-obrazovaniya kak instrument formirovaniya cifrovy'x navy'kov cheloveka / Vladimir Aleksandrovich Suxomlin. - Tekst: e'lektronny'j // Strategicheskie prioritety', 2017. - № 1 (13). - S. 70-81. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29432623 (data obrashheniya 27.11.2020). (In Russian).

21. Schultz, T. W. Investment in human capital: the role of education and of research // T. W. Schultz. - New York: Free Press, 1971. - 272 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10911

А.А. Лысоченко - доктор экономических наук, профессор кафедры «Теории и технологии в менеджменте» факультета управления Южного федерального университета, alla44@yandex.ru,

A.A. Lysochenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of "Theory and Technology in Management", Faculty of Management, Southern Federal University.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ИХ РАЗВИТИЯ STRATEGIC MANAGEMENT IN REGIONAL MANAGEMENT SYSTEMS OF ECONOMIC SECTORS AND ASSESSMENT OF THEIR DEVELOPMENT

Аннотация. В современной экономике разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем. Применение стратегического менеджмента в системах управления отраслей экономики обеспечивает высокую конкурентоспособность и повышает эффективность решений, помогая избежать группам предприятий наступления возможных рисков. Обладая определенной спецификой развития, каждая отрасль экономики имеет свою смоделированную систему стратегического управления с учетом влияния многочисленных внешних и внутренних факторов.

Данная статья показывает развитие стратегического менеджмента в региональных системах управления агропромышленного комплекса, экологии и потребительского рынка. Анализ основных показателей развития отраслей экономики за 2020 год позволил провести оценку эффективности применения методов управления и сформировать ряд долгосрочных стратегических задач.

Abstract. In the modern economy, the development of high-quality, comprehensively justified and resourced strategies is one of the main conditions for the sustainable and effective functioning of any system. The use of strategic management in the management systems of economic sectors ensures high competitiveness and increases the efficiency of solutions, helping to avoid possible risks for groups of enterprises. Having a certain specific development, each branch of the economy has its own modeled system of strategic management, taking into account the influence of numerous external and internal factors. This article shows the development of strategic management in the regional management systems of the agro-industrial complex, ecology and the consumer market. The analysis of the main indicators of the development of economic sectors for 2020 made it possible to assess the effectiveness of the use of management methods and form a number of long-term strategic objectives.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, системы управления в аграрной сфере, экологии и потребительском рынке, стратегические национальные приоритеты.

Keywords: strategic management, management systems in the agricultural sector, ecology and consumer market, strategic national priorities.

Стратегический менеджмент в отраслях экономики представляет собой стратегическое управление группами предприятий, производящих сходную продукцию, продукцию одного назначения или продукцию по одной технологии, по достижению поставленных целей и задач, позволяющие отраслям не только рационально использовать ресурсы, но и иметь преимущества перед конкурентами, а также высокую степень устойчивости в экономике. Каждая отрасль уникальна, имеет присущие только ей структуру, технические и экономические характеристики, соотношение конкурентных сил. Соответственно в стратегическом развитии отраслей необходимо искать новые подходы в управлении, строить и реализовывать перспективные планы, ориентированные на достижение конкурентных преимуществ не только в настоящий момент, но и в долгосрочной перспективе. Кроме того, Указом Президента № 474 от 21.07.020 определены национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года, которые позволяют прогнозировать направления развития в отраслях экономики [1].

Рассмотрим региональные системы управления в трех отраслях экономики: агропромышленный комплекс, экология и потребительский рынок.

Аграрный сектор занимает особое место в экономике каждой страны и является производственной и жизнеобеспечивающей системой. В структуру аграрного сектора включают различные отрасли, подотрасли и виды производств. В результате его границы в одних странах более широкие, в других — менее широкие, так же и в регионах каждой страны. Агропромышленный комплекс является основным производителем жизненно важных продуктов, использующим для этой цели такие специфические средства производства, как землю и животных. Все это оказывает существенное влияние на формирование системы управления и, соответственно, применения специфических технологий менеджмента в АПК.

Целью управления АПК является развитие аграрного производства, удовлетворение потребностей населения в продовольствии, а в промышленности — в сельскохозяйственном сырье для достижения наилучших социальных и экономических результатов, обеспечивающих высокий уровень и качество жизни.

Эта цель ранжируется по уровням управления — субъектам Российской Федерации, административным районам, хозяйственным организациям.

В свою очередь цели разбиваются на задачи, по которым разрабатываются конкретные мероприятия, определяющие последовательность, адресность, сроки и ответственных за выполнение. На построение структуры управления сельскохозяйственными предприятиями влияние оказывают внешние и внутренние факторы и условия [6].

Современная система управления АПК имеет сложную структуру органов исполнительной власти. Менеджмент АПК включает: реализацию мероприятий по воспроизводству плодородия почв и охране окружающей среды; организацию племенного дела; организацию семеноводства, сортоиспытания, сортообновления; организацию информационно-консультационного обслуживания в АПК; подготовку кадров для АПК; организацию международного сотрудничества; осуществление финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий рыбного хозяйства и другие направления мероприятий.

На региональном уровне орган управления агропромышленным комплексом организует и координирует проведение аграрной реформы, выполнение государственных программ в отраслях агропромышленного комплекса, координирует деятельность сельхозтоваропроизводителей.

В настоящее время существуют 3 уровня территориального управления в АПК: на уровне федерации; субъектов федерации; органов местного самоуправления.

Агропромышленный комплекс Ростовской области - один из ведущих в России. Ростовская область стабильно входит в число пяти крупнейших регионов России по валовой сельскохозяйственной продукции и занимает 10,2 процентов валового регионального продукта (по Российской Федерации - 4,3 %). В силу благоприятных природно-климатических условий аграрии Дона, как и в большинстве южнороссийских территорий, осуществляют чрезвычайно широкий спектр видов деятельности, включая традиционное для Юга России выращивание подсолнечника, бахчевых, винограда и разведение овец.

В рейтинге общероссийского производства за 2020 год область занимает следующие места: зерновые и зернобобовые культуры - 1 место (собрано 12 625,5 тыс. тонн); подсолнечник - 2 место (1 581,4 тыс. тонн); яйцо - 3 место (1 699,6 млн штук); овощи - 5 место (549,4 тыс. тонн); молоко - 5 место (1 096,7 тыс. тонн); мясо - 20 место (253,1тыс. тонн). За 2020 год производство продукции аквакультуры в Ростовской области составило 24,4 тыс. тонн.

Ежегодно в Ростовской области осуществляется прирост производства пищевых продуктов (за 2020 год индекс составил 101,7%) и растет экспорт продовольствия (темп роста экспорта к 2019 году составил 129 %, экспортировано продовольствия на сумму 5,867 млрд долл. США).

В сфере аграрного производства Ростовская область участвует в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» федерального проекта «Экспорт продукции АПК» и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». В рамках проекта «Экспорт продукции АПК» в 2020 году освоено 170,3 млн рублей. Введено в эксплуатацию мелиорируемых земель для выращивания экспортно-ориентированной сельхозпродукции - 2,509 тыс. га при плане 2,500 тыс. га. В рамках проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» освоено 49,9 млн рублей, вовлечено в субъекты малого и среднего предпринимательства 139 единиц при плане 124 единицы. Получили господдержку 16 крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов при плане 14 единиц.

Ежегодно на поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов направляются средства из федерального и областного бюджетов, так в 2020 году направлено 4,7 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета - 2,3 млрд рублей, областного - 2,4 млрд рублей.

Кроме того, всего на реализацию мероприятий государственной программы Ростовской области «Комплексное развитие сельских территорий» в 2020 году направлено более 1 млрд рублей. С помощью господдержки улучшили жилищные условия 126 сельских семей. Построено 26,8 км локальных водопроводов, 56,5 км газораспределительных сетей, 6,7 км автодорог. Реализованы 9 общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий, 1 проект по комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, а также 3 проекта по созданию современного облика сельских территорий. Уровни обеспеченности централизованным водоснабжением и газификации жилых домов в сельской местности составляют 64,9% и 64,7% соответственно.

Достаточно значительный объем инвестиций вложен в аграрную отрасль - 34,6 млрд рублей (в целом в АПК реализуется 22 инвестпроекта с объемом инвестиций 77 млрд рублей). Показатель составляет 105% к уровню 2019 года.

Современное управление экологической экосистемой представляет собой универсальный процесс, выполняющий несколько взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль, направленные на формирование и достижение цели. Однако управление в большей степени представляет собой про-

граммно-целевое планирование и содержит комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития (государственные программы Российской Федерации, срок реализации которых 2013-2024 годы: «Развитие лесного хозяйства», «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов») [5].

Защита окружающей среды и ответственное природопользование являются приоритетными задачами государственной политики. Без их эффективного решения невозможно нормальное социально-экономическое развитие страны, региона, муниципального образования и повышение качества жизни людей.

Целями государственной политики в сфере экологии являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата [4].

Проведя анализ экологической системы Ростовской области, можно отметить, что сохраняется относительно стабильная экологическая и санитарно-эпидемиологическая ситуация в регионе. Для области характерны те же экологические проблемы, что и для других субъектов Российской Федерации.

Сегодня на Дону реализуется целый ряд мероприятий по сохранению биоразнообразия, сохранению и восстановлению лесных и водных ресурсов, развитию и использованию минерально-сырьевой базы, предотвращению и ликвидации накопленного экологического ущерба, экологическому образованию и воспитанию в рамках действующей государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» и национального проекта «Экология».

В 2020 году в рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» завершена расчистка 30 км русла реки Кумшак в Цимлянском районе и 8,5 км участка реки Темерник в г. Ростове-на-Дону.

Инициирована разработка комплексной федеральной государственной программы по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса бассейна реки Дон. В Минприроды России направлен перечень мероприятий для включения в программу.

Кроме того, в сфере развития водохозяйственного комплекса: начата расчистка реки Ольховая в Кашар-ском районе общей протяженностью 12,1 км (завершение в 2022 году); осуществлены: государственный мониторинг бассейнов 17 водных объектов; мониторинг хода весеннего половодья, контроль загрязнения трансграничных участков 6 рек, а также контроль загрязнения реки Темерник. В целях охраны водных объектов установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос общей протяженностью более 1 117 километров. Разработана проектная документация на расчистку 33 км реки Глубокая в Каменском районе.

В рамках федерального проекта «Сохранение лесов» завершены работы по лесовосстановлению на площади 1,5 тыс. га; приобретены 86 единиц лесопожарной техники и 7 единиц лесохозяйственного оборудования, которые переданы в подведомственные учреждения.

В сфере лесного хозяйства ГАУ РО «Лес» и ГБУ РО «Дирекция» выполнены в полном объеме мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Ростовской области.

Для обеспечения экологической безопасности в сфере государственного регулирования хозяйственной деятельности выдано более 7 тысяч свидетельств о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (с декабря 2016 года).

Расширен перечень территорий, охваченных государственным мониторингом атмосферного воздуха. Мониторинг осуществляется посредством 18 стационарных постов и маршрутных наблюдений в 12 городах области, в том числе с 2020 года - в Советском районе г. Ростова-на-Дону.

В сфере развития и использования минерально-сырьевой базы в результате геологического изучения недр обеспечен прирост запасов песков строительных в количестве 15 млн куб.м, что в 3 раза превышает плановое значение показателя, установленного для Ростовской области на федеральном уровне. В рамках обеспечения функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами осуществлена государственная регистрация и выдача 177 лицензий на пользование участками недр местного значения.

В рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора и надзора в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания проведено 3426 плановых рейдовых мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований природоохранного законодательства, по итогам которых выявлено 1014 нарушений; взыскано административных штрафов на сумму 1,5 млн рублей.

В 2020 году охотпользователями в естественную среду обитания на территории охотничьих угодий области выпущено 80 ланей, 84 благородных оленя, 16 оленей пятнистых, 4280 уток-крякв, 100 зайцев-русаков, 117 фазанов.

В рамках регионального государственного экологического надзора проведено 252 надзорных мероприятия, по итогам которых в бюджет области поступило свыше 17,2 млн рублей. Рассчитано и предъявлено 30 ущербов компонентам окружающей среды на общую сумму 25,0 млн рублей. За нарушение требований водного законодательства привлечено 139 нарушителей на сумму штрафов 3,3 млн рублей. За 2020 год ликвидировано 150 свалочных очагов.

С целью повышения экологической культуры населения во взаимодействии с органами местного самоуправления, общественными объединениями, волонтерами проведены: Всероссийские акции «Дни защиты от

экологической опасности», «Вода России», Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия». Продолжена реализация инициативного проекта «Я за чистый дом! Мой дом - Тихий Дон!».

В рамках Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» организовано и проведено около 1 000 субботников, порядка 1 850 мероприятий по экологическому просвещению, в которых приняли участие свыше 130 тыс. человек; протяженность очищенной береговой линии в период Всероссийской акции «Вода России» составила 134,5 км. Во Всероссийской акции «Россия - территория «Эколят - Молодых защитников природы» приняли участие свыше 50 тыс. детей.

Стратегическое развитие экологической экосистемы региона предусматривает:

восстановление нарушенных естественных экологических систем региона;

совершенствование системы регионального экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

формирование в регионе экологически ответственного мировоззрения и поведения среди населении [5].

Рассмотрим еще одну важнейшую часть современной экономики - потребительский рынок, который представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности по производству товаров народного потребления и предоставлению услуг населению для удовлетворения личных и общественных потребностей. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.

Управление развитием регионального потребительского рынка реализуется в рамках программного и проблемно-целевого подходов, заключающихся в формировании федеральных и региональных программ развития рынка.

Основными задачами регулирования потребительского рынка являются:

- обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворение спроса населения на товары и услуги;

- защита интересов групп населения с низкими доходами;

- обеспечение добросовестной конкуренции, ограничение монополизации рынка;

- защита прав потребителей.

Решить эти задачи возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Механизм государственного регулирования потребительского рынка в рамках программно-целевого управления представляет собой следующую цепочку: факторы - потребительский рынок - проблемы - цели и задачи - регулирующее воздействие - факторы.

Особенности применения программно-целевого метода, заключающиеся в разделении процесса государственного регулирования потребительского рынка на два уровня — федеральный (стратегическое управление с применением программного подхода) и региональный, основанный на применении программно-целевого метода (тактическое управление) [3].

Потребительский рынок Ростовской области один из крупнейших в России. По объему розничного товарооборота регион стабильно занимает 6-е место среди субъектов Российской Федерации.

По итогам 2020 года: оборот розничной торговли в действующих ценах составил 975,6 млрд рублей, в сопоставимых - 96,7 % к 2019 году; оборот общественного питания - 36,6 млрд рублей (85,5 %); объем бытовых услуг - 45,7 млрд рублей (90,1 %).

Снижение основных показателей обусловлено введением ограничительных мер, снижением реальных денежных доходов населения и падением потребительского спроса в условиях пандемии.

За 2020 год объем инвестиций в основной капитал по курируемым департаментом отраслям составил

13.5 млрд рублей. Завершены 5 инвестпроектов, создано более 3,5 тысяч рабочих мест.

В рамках реализации стратегической проектной инициативы «Умный потребительский рынок» обеспечены наполнение и работа Портала потребительского рынка Ростовской области с интерактивной картой объектов потребительского рынка и мест несанкционированной торговли.

По состоянию на 01.01.2021 в реестрах Портала содержалась информация о 56,4 тыс. объектах потребительского рынка. Благодаря работе Портала за год устранено 234 места несанкционированной торговли.

В Перечень мест организации ярмарок в муниципальных образованиях Ростовской области на 2020 год вошло 495 ярмарочных площадок. Всего функционировали 398 площадок, на которых было проведено

37.6 тыс. ярмарочных дней, в том числе 11 тыс. - с предоставлением торговых мест на бесплатной основе.

Доля Интернет-торговли в общем объеме оборота розничной торговли Ростовской области составила более 2 % (в 2019 году - 0,8 %).

В 2020 году число участников системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» увеличилось в 1,4 раза и составило 74 предприятия. Количество сертифицированных в системе товаров и услуг достигло 2,8 тыс. позиций (рост на 4,4%), число пользователей знака системы - 1,7 тыс. (рост на 31,8 %).

Опыт Ростовской области по организации защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях признан одним из передовых в Российской Федерации.

Сформирован актуализированный Перечень торговых объектов и территорий, подлежащих антитеррористической защите, включающий 453 объекта. За год обеспечено 98% паспортизации и 100 % категорирования объектов.

Оценка эффективности применения стратегического менеджмента в региональных системах управления по отраслям экономики позволила определить долгосрочные задачи в сфере АПК, экологии и потребительского рынка [2].

Выделим стратегические задачи в сфере развития агропромышленного комплекса по методу ^МАЯТ:

- повышение привлекательности АПК как приоритетной отрасли для инвестирования. Обеспечение прироста объема инвестиций в агропромышленный комплекс не менее 5 процентов ежегодно;

- увеличение доли глубокой переработки сельскохозяйственной продукции до 8 процентов;

- ежегодное наращивание объема производства молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах не менее 5 процентов;

- увеличение доли семян отечественной селекции в посевах импортозависимых сельскохозяйственных культур на 10 процентов к 2025 году;

- увеличение доли переработанного сырья в экспорте продукции АПК до 45 процентов, в том числе за счет привлечения инвестиций в приоритетные отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности;

- обеспечение повышения уровня газификации, водоснабжения сельских территорий до 68 процентов;

- цифровизация отраслей животноводства путем проведения идентификации поголовья сельскохозяйственных животных в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах и их автоматизированного учета;

- переход на цифровую систему мониторинга производства растениеводческой продукции и использования земель сельскохозяйственного назначения с помощью космических снимков, обеспечивающую стопроцентный охват исследования сельскохозяйственных земель в 2024 году;

- обеспечение увеличения количества сельскохозяйственной техники, оснащенной спутниковыми системами, на 30 процентов в 2024 году;

- обеспечение стабильного уровня плодородия почв, содержания органического вещества (гумуса) на уровне 3,2 процента за счет внедрения почвозащитных систем земледелия;

- улучшение качества жизни сельского населения в целях обеспечения сохранения доли сельского населения в общей численности населения Ростовской области (не менее 32 процентов к 2030 году).

Стратегические задачи в сфере экологии:

- осуществление мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха в городах региона;

- участие в сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не менее чем на 3 процента, в том числе посредством стимулирования использования экологически чистого транспорта, мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха;

- реализация мероприятий в рамках государственной программы по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса бассейна реки Дон;

- расчистка малых рек бассейна реки Дон в целях предотвращения негативного воздействия вод и оздоровления водных объектов;

- сокращение несанкционированных сбросов и сбросов с превышением норматива допустимого воздействия на водные объекты не менее чем на 2 процента, в том числе посредством оформления правоустанавливающих документов на водопользование и проведения надзорных мероприятий в области охраны и использования водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

- участие в реализации плана мероприятий Ростовской области по адаптации к изменениям климата;

- реализация мероприятий по организации и развитию системы экологического образования и формированию экологической культуры на территории Ростовской области;

- увеличение доли площади особо охраняемых природных территорий в общей площади региона до 4 процентов путем создания новых ООПТ.

Стратегические задачи в сфере развития потребительского рынка:

- привлечение инвестиций в развитие сферы потребительского рынка в целях повышения территориальной доступности товаров и услуг для населения, развития добросовестной конкуренции;

- развитие торговли в сельских территориях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширение каналов сбыта продукции АПК Ростовской области с использованием всех форматов торговли;

- реализация мер, направленных на увеличение доли интернет-торговли в общем объеме оборота розничной торговлирегиона, в том числе за счет формирования логистической инфраструктуры как составной части электронной коммерции;

- развитие цивилизованного стрит-ритейла в городах Ростовской области, как незаменимого элемента комфортной городской потребительской среды.

- реформирование формата ярмарок на территории региона в целях повышения их функциональности и улучшения имиджа ярмарочной деятельности;

- развитие придорожного сервиса в Ростовской области за счет строительства современных многофункциональных зон, повышения качества придорожной торговли и придания ей цивилизованного внешнего вида;

- развитие региональной информационной системы «Портал потребительского рынка Ростовской области с интерактивной картой объектов потребительского рынка и мест несанкционированной торговли»;

- развитие системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», в том числе посредством продвижения и популяризации товаров со знаком качества системы;

- проведение мероприятий по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке Ростовской области, включая проведение сравнительных исследований и независимых экспертиз;

- оббеспечение высокого уровня доступности потребительской сферы для населения за счет развития в Ростовской области цивилизованных форм всех форматов торговли, индустрии общественного питания и бытового обслуживания;

- совершенствование системы защиты прав потребителей в Ростовской области;

- реализация Стратегической проектной инициативы «Умный потребительский рынок».

Таким образом, достижение указанных долгосрочных целей и задач в рамках стратегического менеджмента агропромышленного комплекса, экологии и потребительского рынка позволит повысить экономическое развитие региона в целом и создать благоприятные условия для жизнедеятельности населения.

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» / https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html

2. Постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года» // Консультант плюс

3. Данилова В.А. Проблемно-целевой метод управления потребительским рынком / https://www.marketing.spb.ru/lib-special/regions/consumer_market.htm

4. Лысоченко А.А. Оценка стратегического развития региона в сфере экологии // Евразийский союз ученых (ЕСУ), ежемесячный научный журнал № 5 (74)/2020. Ч. 1. С.47-51.

5. Стратегическое развитие пространственной политики региона в сфере экология: Монография / А.А. Лысоченко. -Ростов-на-Дону: Содействия - XXI век, 2018. - 168 с.

6. Теоретические основы стратегического управления / Лысоченко А.А., Свиридов О.Ю. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Содействие - XXI век», 2020.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of 21.G7.2G2G "On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2G3G" / https://rg.ru/2G2G/G7/22/ukaz-dok.html

2. Resolution of the Government of the Rostov region of 26.12.2G1S No. S64 "On approval of the Strategy of socio-economic development of the Rostov region for the period up to 2G3G" / / Consultant plus

3. Danilova V.A. Problem-target method of consumer market management / https://www.marketing.spb.ru/lib-special/re-gions/consumer_market.htm

4. Lysochenko A. A. Evaluation of the strategic development of the region in the field of ecology // Eurasian Union of Scientists (ESU), monthly scientific journal No. 5 (74)/2G2G. Ch. 1. p . 47-51.

5. Strategic development of the spatial policy of the region in the field of ecology: Monograph / A. A. Lysochenko. - Rostov-on-Don: Russia-XXI century, 2G1S. - 16S p.

6. Theoretical foundations of strategic management / Lysochenko A. A., Sviridov O. Yu. - Rostov-on-Don: Publishing House "Assistance-XXI century", 2G2G.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10912

М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

M.A. Miroshnichenko - associate Professor of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar, marina_kgu@mail.ru;

А.С. Абожик - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар, sasha61novochek@mail.ru,

A.S. Abozhik-student of the Kuban State University, Krasnodar, sasha61novochek@mail.ru; К.А. Кузнецова - студентка Кубанского государственного университета, г. Краснодар, kuznecsova.ksenia1998@mail.ru,

K.A. Kuznetsova -student of the Kuban State University, Krasnodar, kuznecsova.ksenia1998@mail.ru.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАЦИИ В ПОЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

MANAGEMENT OF CORPORATION DEVELOPMENT IN THE FIELD OF FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация. В статье аргументируется, что основным трендом развития корпорации является реинду-стриализация, предполагающая качественный сдвиг в сторону развития производства и общества, активный рост отраслей новой экономики и реструктуризация базовых отраслей с внедрением национальной технологической платформы. Выделены принципы управления развития корпорации по направлениям. Управление развитием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.