JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
www.hjournal.ru
DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.4.064-078
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛЫСОЧЕНКО АЛЛА АЛЕКСЕЕВНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологии в менеджменте
факультета управления, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
Агропромышленный комплекс и экономика природопользования обладают рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование системы стратегического управления, и соответственно применения специфических технологий менеджмента. Привлечение инвестиций в АПК, создание необходимой социальной и инженерной инфраструктуры в сельских территориях, внедрение инновационных технологий и модернизация производства, обеспечение населения качественными и безопасными продуктами питания, организация рентабельного и конкурентоспособного производства, повышение защищенности окружающей среды от антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, рациональное использование и охрана природных ресурсов являются ключевыми направлениями стратегического управления в отраслях АПК и природопользования. Ростовская область является лидирующим регионом по производству сельскохозяйственной и перерабатывающей продукции в Российской Федерации, где организация системы управления и развития в АПК обусловлена комплексом основных мероприятий в рамках программно-целевого планирования государственных программ. Однако обратной стороной высокого уровня развития промышленности и сельского хозяйства в Ростовской области является усиление негативного воздействия на окружающую среду. Стратегическое управление в области экологии, направленное на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, обеспечивает устойчивое экономическое развитие Ростовской области, повышение уровня и качества жизни населения.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; стратегическое управление; управление природопользованием; государственная поддержка; программы развития сельского хозяйства; аграрный потенциал региона; программно-целевой подход в управлении; проблемы и перспективы развития отраслей АПК; охрана окружающей среды; мероприятия в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования.
STRATEGIC MANAGEMENT IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AND ENVIRONMENT
LYSOCHENKO ALLA, A.,
Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department “Theory and Technology in the
Management” of the Faculty of Management, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
© Лысоченко А. А., 2015
Стратегическое управление в отраслях агропромышленного комплекса ...
65
Agriculture and environmental economics have a number of specific features that have a significant influence on the formation of a strategic management system, and therefore the use of specific technology management. Attracting investment in the agricultural sector, the creation of the necessary social and physical infrastructure in rural areas, introduction of innovative technologies and modernization of production, providing the population with quality and food safety, the organization of profitable and competitive production, improving the security of the environment from anthropogenic influence to ensure the safety of human life, the rational use and protection of natural resources are key areas of strategic management in the fields of agribusiness and natural resources. Rostov region is a leading region for the production and processing of agricultural products to the Russian Federation, where the organization of management and development in the agricultural sector due to the complex of the main activities of the program-target planning of government programs. However, the reverse side of a high level of industry and agriculture development in the Rostov region is the strengthening of the negative impact on the environment. Strategic management in the field of ecology, aimed at environmental protection and rational use of natural resources provides a sustainable economic development of the Rostov region, raising the level and quality of life.
Keywords: agribusiness; strategic management; environmental management; governmental support; Agriculture Development Program; the agricultural potential of the region; target-oriented approach to management; problems and prospects of development of agricultural industries; environmental protection; activities in the field of environmental protection and environmental management.
JEL: L10, L17, O13, O18, Q13.
Введение
Агропромышленный комплекс является основным производителем жизненно важных продуктов, в большинстве своем невоспроизводимых в других отраслях, и использующего для этой цели такие специфические средства производства, как землю и животных. Экономические отношения в системе АПК в связи с этим можно рассматривать как отношение по поводу ресурсного обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, по поводу ее создания, переработки и реализации.
Целью стратегического управления агропромышленного комплекса является перспективное развитие аграрного производства, удовлетворение потребностей населения в продовольствии, а в промышленности — в сельскохозяйственном сырье для достижения наилучших социальных и экономических результатов, обеспечивающих высокий уровень и качество жизни. Эта цель ранжируется по уровням управления — субъектам Российской Федерации, административным районам, хозяйственным организациям. В свою очередь цели разбиваются на задачи, по которым разрабатываются конкретные мероприятия, определяющие последовательность, адресность, сроки и ответственных за выполнение.
На построение структуры управления сельскохозяйственными предприятиями влияние оказывают внешние и внутренние факторы и условия. К внешним факторам относят цели, принципы и методы управления, которые определяются социально-экономической природой производства и отношений, сформированных на основе многообразных форм собственности в АПК; территориальное размещение; подчиненность, кооперацию, интеграцию. К внутренним факторам относят факторы производства и факторы собственного управленческого характера. Факторы производства включают организационное устройство предприятия; размер и тип производства; уровень специализации и концентрации производства; оснащенность производства основными фондами; природные и экономические условия; наличие средств связи и транспорта; обеспеченность и уровень квалификации кадров. Факторы собственного
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
66
Лысоченко А. А.
управленческого характера включают степень соответствия структуры управления организационной структуре; степень централизации и децентрализации функций управления; управляемость; соотношение между территориальными и отраслевыми формами управления; уровень квалификации работников управления; уровень механизации и автоматизации управленческих работ.
Активными формами для органов управления сельскохозяйственных предприятий являются методы управления, т.е. они являются организационнохозяйственными инструментами в руках руководителей и специалистов и определяют успех управленческого процесса. По характеру мотивационного воздействия на поведение работников методы управления разделяют на организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические. Все методы управления взаимосвязаны, т.е. образуют единую систему и учитывают одновременно организационный и экономический интерес, материальное и моральное стимулирование, социально-психологические факторы. Всякое
распорядительство должно обосновываться точным экономическим расчетом и подкрепляться экономической и моральной (социальной) заинтересованностью, а экономические и социальные мероприятия разрабатываются и внедряются административным аппаратом управления через систему организационнораспорядительных методов.
Только в совокупности методы управления создают условия и предпосылки для наиболее эффективного управления в агропромышленном секторе. Руководители всех уровней в современных условиях должны уметь владеть всем комплексом методов управления, осуществлять правильный выбор и применять конкретно те методы, которые в рыночной экономике обеспечивают максимальную их эффективность (Лысоченко, 2008).
Современная система управления АПК имеет сложную структуру органов исполнительной власти. В настоящее время существует три уровня территориального управления в АПК: на уровне Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Особенностью деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей является то, что практически каждый из них нуждается в той или иной форме поддержки из бюджетов всех уровней, как и в любой экономически развитой стране. Эффективное использование бюджетных средств, выделяемое на поддержку сельского хозяйства в сложных условиях российской экономики, приобретает особое значение. Крайне важно не только выделение государственной поддержки, но и эффективное ее использование (Лысоченко, 20136).
В современной практике развития экономики, включая аграрный сектор, большое распространение получили целевые программы, являющиеся выражением нового качественного состояния управленческой системы. Программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в АПК представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационнотехнологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития агропродовольственной сферы. Программно -целевое планирование является важнейшим инструментом выхода
агропромышленного комплекса из кризиса, обеспечения стабилизации и дальнейшего развития агропромышленного производства. По мере корректировки курса осуществляемой аграрной реформы в направлении научно-обоснованной системы ведения агропромышленного производства важная роль отводится усилению роли регионов в разработке собственной политики по оказанию экономической поддержки хозяйствующим субъектам АПК. В условиях крайнего дефицита материально-технических и финансовых ресурсов программно-целевой подход обеспечивает целевую направленность государственной поддержки аграрного сектора (Лысоченко, 20156).
Началом применения программно-целевого подхода к управлению в АПК в современной экономике стала реализация приоритетного национального проекта
Стратегическое управление в отраслях агропромышленного комплекса ...
67
«Развитие АПК», а затем реализация «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (Лысоченко и Свиридов, 2014).
К сфере регулирования базовых составляющих сельскохозяйственного производства относятся общее регулирование направлений развития сельского хозяйства; регулирование земель сельскохозяйственного назначения; регулирование экологических аспектов землепользования; регулирование форм создания и деятельности производителей сельскохозяйственной продукции; регулирование финансовых, налоговых отношений сельхозтоваропроизводителей, оказание им финансовой поддержки из бюджета государства.
Стратегическое управление природопользованием направлено на принятие наиболее целесообразных решений в использовании природных ресурсов экосистем на основе единства экологического и экономического подходов для обеспечения потребности населения в валеологически безопасных продуктах сельскохозяйственного производства и экологически безопасной среде жизнедеятельности (Овчинников, Кетова и Лысоченко, 2014).
Система управления АПК в современных экономических условиях
Сегодня современная система управления агропромышленным комплексом осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая учитывает особенности ведения хозяйственной деятельности в современных экономических условиях.
Программа, с учетом всех вносимых изменений, включает одиннадцать подпрограмм, девять из которых непосредственно направленны на развитие агропромышленного комплекса («Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Развитие мясного скотоводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания»). Каждая подпрограмма сформирована на принципах регулирования «от производства сельскохозяйственной продукции до реализации ее в переработанном виде», чего не было в предыдущих программах. Кроме того, она включает четыре федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2013 года»; «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»; «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014-2020 годы». И две подпрограммы: «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» и «Обеспечение реализации Государственной программы»1.
На региональном уровне государственное регулирование также осуществляется в рамках программных мероприятий. Например, в Ростовской области стратегическое управление отраслями АПК осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, Концепции развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период
1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». (http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm - Дата обращения: 29.09.2015).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
68
Лысоченко А. А.
до 2020 года, государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» рассчитанной на период до 2020 года.
Региональное стратегическое развитие агропромышленного комплекса осуществляется по принципу рационального размещения производственных мощностей в увязке со специализацией районов области и сырьевой базой. Локомотивом развития является пищевая и перерабатывающая промышленность (Лысоченко, 2015в).
Государственная программа структурирована по подпрограммам, основным мероприятиям и мероприятиям ведомственных целевых программ.
Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» включает шесть блоков основных мероприятий: поддержка производства продукции растениеводства; обеспечение снижения рисков в растениеводстве (страхование); обеспечение доступности кредитных ресурсов на развитие производства и переработки растениеводческой продукции; поддержка развития переработки продукции растениеводства; создание и модернизация объектов растениеводства; обеспечение доступности кредитных ресурсов для переработки продукции растениеводства и животноводства.
Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» включает основные мероприятия: выполнение гидромелиоративных мероприятий; выполнение фитомелиоративных мероприятий, выполнение агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий.
Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» включает шесть блоков мероприятий: поддержку производства животноводческой продукции, обеспечение снижения рисков в животноводстве (страхование), обеспечение доступности кредитных ресурсов на развитие производства и переработки животноводческой продукции, развитие переработки и реализации продукции животноводства, проведение противоэпизоотических мероприятий, оздоровление крупного рогатого скота от лейкоза.
Подпрограмма «Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе» включает основные мероприятия: поддержку
развития потребительской кооперации и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; поддержку создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» включает следующие основные мероприятия: обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса; поддержку приобретения сельскохозяйственной техники.
Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» включает следующие основные мероприятия: обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности; поддержку инфраструктурного обустройства сельских территорий, строительство, реконструкцию автомобильных дорог в сельской местности.
Подпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса» структурирована по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий по развитию аквакультуры, промышленного рыболовства, рыбопереработки и сохранению водных биоресурсов.
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области» включает мероприятия на содержание аппаратов управления ответственного исполнителя и участников государственной программы, организацию подготовки и проведения общественных мероприятий в сфере АПК и
др.2.________________
2 См.: Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». (http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=57515 -Дата обращения: 29.09.2015).
Стратегическое управление в отраслях агропромышленного комплекса ...
69
С 2016 года в государственную программу развития сельского хозяйства Ростовской области вводятся 4 новые подпрограммы: «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Развитие мясного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства».
В результате реализации госпрограммы ожидается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, площади мелиорируемых земель; ускорение обновления технической базы агропромышленного производства; увеличение притока инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы; повышение инновационной составляющей агропромышленного производства и др.
Стратегическое управление отраслями агропромышленного комплекса на региональном уровне
Ростовская область стабильно входит в число пяти крупнейших регионов России по валовой сельскохозяйственной продукции и занимает 10,5 процентов валового регионального продукта (по Российской Федерации — 5%).
В силу благоприятных природно-климатических условий аграрии Дона, как и в большинстве южнороссийских территорий, осуществляют чрезвычайно широкий спектр видов деятельности, включая традиционное для Юга России выращивание подсолнечника, бахчевых, винограда и разведение овец.
В Ростовской области собирается 9 процентов российского урожая зерна (2 место в России), почти столько же — подсолнечника (4 место), около 5 процентов — овощей (5 место). Донской регион формирует 4,5 процента общероссийского объёма производства яиц (2 место), 3,5 процента — молока (5 место), 2,5 процента — мяса (12 место).
Область полностью обеспечивает себя зерном и продуктами его переработки (мука, крупа, хлеб), маслом растительным, яйцом. Вся эта продукция имеет серьёзный экспортный потенциал. Например, производители подсолнечного масла занимают 40% российского рынка и известны далеко за пределами нашей страны.
По остальным видам сельскохозяйственной продукции удельный вес в общем объеме товарных ресурсов составляет по: мясу и мясопродуктам - 71% (при пороговом значении Доктрины продовольственной безопасности РФ — 85%), молоку и молокопродуктам - 83% (90%), картофелю - 65% (95%), рыбной продукции - 20% (80%). Недостижение пороговых значений Доктрины некритично на уровне региона, так как недостающая потребность покрывается за счет поставок из других регионов Российской Федерации (Лысоченко, 2015а).
Развитие сельскохозяйственного производства Донского региона за последние годы характеризуется разнонаправленными тенденциями, что обусловлено высокой степенью зависимости результатов его деятельности от погодных, природно-климатических условий. Кроме того, необходимо учитывать, что сельское хозяйство характеризуется сезонностью производства вследствие цикличности времён года и соответственно погодных условий, а также биологии развития сельскохозяйственных растений и животных.
Применение новых технологий, элитных семян позволили получить в 2015 году хороший результат ранних зерновых (более 8,5 миллиона тонн). А с учетом сбора поздних зерновых культур, прогнозируется наилучший результат для Ростовской области за всю историю (9,6 миллионов тонн).
Положительная динамика наблюдается и в отраслях животноводства. За 8 месяцев 2015 года производство мяса составило 213,2 тыс. тонн, или 101,2% к уровню аналогичного периода прошлого года; производство молока составило 741,5 тыс. тонн, что на 0,9% больше аналогичного периода 2014 года; яиц получено 1 млрд. 264 млн.шт., что соответствует уровню аналогичного периода 2014 года. В текущем году занимающихся животноводством фермеров стало больше на 46 хозяйств.
В пищевой и перерабатывающей промышленности значительно увеличено
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
70
Лысоченко А. А.
производство переработчиков молока: цельномолочной продукции — 47%; сыра и творога — на 30%; масла сливочного - на 10%. Так же увеличено производство крупы — на 5%, хлеба — на 3%, колбасных изделий — на 2%.
Выросло количество финансово устойчивых хозяйств. В 2015 году доля прибыльных организаций составила 83%, что на 6 процентных пунктов выше уровня 2014 года.
На реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2014 году направлено 6,6 миллиарда рублей. Получателями господдержки стали 10 тысяч сельхозтоваропроизводителей. На поддержку агропромышленного комплекса и социального развития села в текущем году предусмотрено более 8 миллиардов рублей.
Агропромышленный комплекс, как и вся экономика Ростовской области, работает сегодня в новых экономических условиях, осложненных санкциями. Эти условия позволили в государственной программе развития сельского хозяйства заложить новые механизмы государственной поддержки.
Предусматриваются виды поддержки, обеспечивающие стимулирование технической и технологической модернизации. В сфере молочного скотоводства поддержка осуществляется, начиная от приобретения технологического оборудования до комплектования стадом. Усилена поддержка в растениеводстве: овощеводство закрытого грунта; рисоводство.
Наиболее актуальны и востребованы следующие субсидии: несвязанная поддержка — высокая доступность, значительные объемы финансирования; на приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области; субсидирование процентов по кредитам — по причине обеспечения денежными ресурсами хозяйств в период проведения сезонных полевых работ, а также высокой закредитованности сельхозтоваропроизводителей.
С текущего года в рамках федеральной программы развития сельского хозяйства дан старт новым видам государственной поддержки - возмещение прямых затрат. На региональном уровне реализуется направление поддержки строительства картофелехранилищ. Со следующего года перечень направлений возмещения затрат будет расширен. Это строительство овощехранилищ; тепличных комплексов; животноводческих комплексов молочного направления; оптовораспределительных центров; селекционно-генетических центров. По новым видам поддержки планируется возмещать 20% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей от сметной стоимости объекта. А также с 2015 года сельскохозяйственным потребительским кооперативам предоставляются гранты на развитие материально-технической базы.
Основной задачей по развитию АПК является ежегодное наращивание производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а именно обеспечение продовольственной безопасности региона. На фоне активизации процессов импортозамещения это одно из наиболее перспективных направлений, способствующих экономическому росту и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей (Лысоченко, 2013а).
Практическое решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности находится в реализации инвестиционных проектов.
Донской край является одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. В течение последних лет Ростовская область признается одним из самых открытых российских регионов для инвестиций. Сегодня сформировано и действует прогрессивное инвестиционное законодательство, включающее в себя определенный набор преференций для инвесторов.
Для полного обеспечения собственной продукцией необходимо нарастить производство овощей и фруктов, картофеля, говядины, молока.
Для стабильного развития животноводства важно иметь развитую племенную базу.
Компания «Белая птица — Ростов» реализует проект по импортозамещению
Стратегическое управление в отраслях агропромышленного комплекса ...
71
инкубационного яйца бройлеров - до 170 млн. штук яиц в год. Это позволит России на 20% сократить потребность в импорте инкубационного яйца.
«Русская свинина, Развильное» работает над созданием 2-х племенных репродукторов для выращивания молодняка свиней - на 7 тысяч голов в год. Таким образом, хозяйства области будут обеспечены племенным поголовьем. Это позволит увеличить производство свинины более, чем на 3,5 тысячи тонн в год.
Уйти от зависимости в импортном племенном поголовье животных и в импорте семян позволит новое направление господдержки - возмещение прямых затрат на строительство селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров.
Эффективно работают на ускоренное импортозамещение проекты крупных донских компаний. Так, группа компаний «Евродон», уже производящая 40% общероссийского объёма промышленного производства мяса индейки, и 45% - утки, реализует конкурентное импортозамещение на этапе маточного поголовья.
Компания «Амилко», крупнейший переработчик кукурузы в России и странах СНГ, лидер юга России по выпуску крахмалов и высокопротеиновых кормов - до конца 2015 года увеличит мощность переработки до 210 тыс. тонн, а к 2020 году — до 400 тыс. тонн.
Компания «Донские биотехнологии» в партнёрстве с немецким концерном «Эвоник», одним из глобальных мировых лидеров в сфере спецхимии, реализует проект создания биотехнологического комплекса по переработке зерна мощностью 250 тысяч тонн в год и производству лизина. Ввод комплекса обеспечит потребности страны в лизине. А в перспективе позволит исключить его импорт и перейти к экспорту.
«Международная сахарная корпорация» реализует в области проект строительства «Первого Донского сахарного завода» (инвестиции — 18 млрд. рублей, около 500 рабочих мест на селе). Мощность переработки — 12 тыс. тонн свеклы в сутки с перспективой увеличения до 20 тысяч тонн. Строительство завода планируется начать в 2016 году.
В молочном животноводстве планируется строительство 2-х молочных комплексов - суммарно на 6 тысяч голов дойного стада.
Всего в АПК Ростовской области до 2020 года намечено реализовать 24 инвестиционных проекта с общим объёмом инвестиций 120 млрд. рублей (Лысоченко, 2015в).
В качестве серьёзных стимулов для сбыта продукции организуются сельхозярмарки, проводятся закупочные сессии поставщиков с розничными торговыми сетями, внедрена система добровольной сертификации качества «Сделано на Дону».
В регионе действуют экспертные площадки, в рамках которых товаропроизводители, потребители продукции и власть ведут открытый диалог, продвигают инициативы. Одна из таких инициатив - в части бесплатного предоставления участков многодетным семьям для создания крестьянского (фермерского) хозяйства — вошла в 2015 году в областной закон «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».
Однако есть ряд факторов, которые не позволяют достичь стабильности в развитии отраслей агропромышленного комплекса:
1) Темпы производства сдерживаются изношенностью основных фондов на действующих предприятиях и дефицитом мощностей по производству животноводческой продукции, особенно молока и мяса крупного рогатого скота, свиней. Здесь необходимо расширять использование механизма государственной поддержки - возмещения прямых затрат - в особенности в приоритетных направлениях развития отрасли.
В структуре программы развития сельского хозяйства практически 50% расходов приходится на возмещение части процентной ставки. С одной стороны это стимулирует инвестиционное развитие, с другой стороны — не выводит из состояния
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
72
Лысоченко А. А.
закредитованности. 2014 год для аграриев был успешным и в производственном и финансовом плане. По балансам получателей государственной поддержки прибыль составила почти 11 млрд. рублей. Тем не менее, обязательства предприятий по -прежнему превышают годовую выручку. По итогам 2014 года выручка от реализации продукции составила 72 млрд. рублей. Однако это не позволило сократить долговую нагрузку на предприятия, совокупные обязательства сельхозорганизаций увеличились на 2% и составили 77 млрд. рублей. При этом объем краткосрочных кредитов увеличился на 12%. В текущем году рост кредиторской задолженности продолжается. По итогам 1 полугодия 2015 года совокупные обязательства по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличились на 3% и составили 88 млрд. рублей.
2) В области недостаточно развита сырьевая база для перерабатывающей промышленности. Здесь необходимо привлекать инвестиции для строительства животноводческих комплексов. Кроме этого нужно развивать селекционногенетическую и семеноводческую базу, чтобы сельскохозяйственные производители были не зависимы от импортного семенного материала.
3) Сдерживающим фактором инвестиционного развития является недостаточная мощность транспортной и инженерно-технической инфраструктуры. Поэтому одной из наиболее важных задач, стоящих перед инвестором, является выбор «правильной» территории для реализации своего инвестиционного проекта.
Создание подготовленных инвестиционных площадок для агропромышленного комплекса является действенным инструментом улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Готовые инвестиционные площадки обеспечивают для инвестора доступность земли и инфраструктуры, снижают риски инвестирования и ускоряют реализацию проекта. Поэтому здесь необходимо максимально вовлечь неиспользуемые земли и производственные здания в инвестиционный оборот.
4) В условиях санкций со стороны западных стран резко стал вопрос зависимости от импортного оборудования. Причем многие виды оборудования не имеют отечественных аналогов. При реализации инвестиционных проектов в АПК затраты на оборудование составляют не менее 70%. В этом случае необходимо развивать на территории области производство оборудования для животноводства, тепличных комплексов, оборудования для мелиорации.
5) Отличительным свойством сельскохозяйственной отрасли от других сфер экономики является зависимость от природно-климатических условий, эпизоотических факторов, что в свою очередь отражается на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов. Одним из способов нивелирования последствий влияния названных факторов является внедрение инновационных разработок. Однако современные условия развития характеризуются тем, что связь производства с наукой практически отсутствует. Да и в самой науке существуют проблемы. Если в растениеводстве ведутся исследования по созданию новых сортов растений, усовершенствованию их качеств, разработке новых технологий, то в животноводстве ситуация обратная. В результате высокой стоимости строительства и содержания животноводческих объектов, отсутствия экспериментальных хозяйств научные исследования в данной области практически не ведутся. Здесь необходимо организовать на базе передовых хозяйств научно-производственные кафедры.
6) В сфере сбыта существуют свои проблемы. Для обеспечения гарантированных каналов сбыта необходимо создавать условия для укрепления кооперативных связей между сельхозтоваропроизводителями области и переработчиками. В области есть пример кооперативных связей между производителями картофеля и ООО «Фрито Лей Мануфактуринг» (производство чипсов). Предприятия имеют договорные отношения не только по поводу поставки товаров, но и обеспечения основными средствами. Перерабатывающее предприятие предоставило средства на строительство картофелехранилища. Также необходимо совершенствовать механизм государственных закупок и создание системы
Стратегическое управление в отраслях агропромышленного комплекса ...
73
социального питания.
7) На территории Ростовской области значительно увеличилось количество некачественной и фальсифицированной пищевой продукции, выявляемой на потребительском рынке, а также в образовательных, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты. Подавляющее большинство такой продукции поступает из других регионов России. В этом случае федеральным надзорным органам и областным органам исполнительной власти необходимо принять меры по недопущению реализации фальсификатов.
8) Еще остается проблемой доступность продовольствия населению, как территориальная, так и доступность, исходя из доходов. Во многих сельских населенных пунктах существует дефицит качественных торговых площадей. Малонаселенные и труднодоступные населенные пункты практически не охвачены сферой обслуживания. Здесь необходимо использовать потенциал районных потребительских обществ в полном объеме. Потребительская кооперация должна сосредоточиться на обслуживании сельского населения в отдаленных и труднодоступных местах проживания.
Таким образом, стратегическое управление в отраслях агропромышленного комплекса должно быть направлено на развитие имеющегося потенциала для снижения влияния погоды и природных условий, увеличения мощности инфраструктуры, возвращения молодых специалистов на село, повышения эффективности производства, обеспечение финансовой устойчивости предприятий отрасли и поддержку конкурентоспособных организаций.
На сегодняшний день остаются актуальными следующие задачи: необходимость разработки на федеральном уровне нормативного акта о реструктуризации задолженности по кредитам, займам
сельхозтоваропроизводителей; усиление в средствах массовой информации популяризации труда аграриев и жизни на селе; развитие системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» и её использование для продукции донского АПК. Агропромышленному комплексу требуются современные оптовые продовольственные рынки, распределительные терминалы или центры. Востребованы их услуги первичной обработки продукции, сортировки, упаковки, консолидации мелких партий товара для поставок крупным торговым операторам. Гарантированные каналы сбыта обеспечат производителям постоянный приток оборотных средств. С другой стороны, с помощью донских производителей через систему социального питания можно помочь жителям области, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума (16% населения Ростовской области - 690 тыс. человек). Это позволит достичь потребления населением области продуктов питания на уровне Доктрины продовольственной безопасности.
В целом анализ современного состояния агропромышленного комплекса региона показывает, что государственное управление остается необходимым условием его сохранения. Однако для его развития необходимо стратегическое планирование с учетом факторов риска, особенно в новых условиях экономики России. Совершенствование системы управления в АПК и выбор стратегии дальнейшего развития должны обеспечивать решение возникающих проблем в удовлетворении текущей потребности в качественных и безопасных для здоровья продуктах сельскохозяйственного производства, максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий в агропромышленном комплексе.
Развитие методов управления природопользованием на региональном уровне
Территория Ростовской области богата разнообразными природными ресурсами, среди которых водные и лесные ресурсы, особо охраняемые природные территории, освоение которых в значительной степени определяет экономическое
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
74
Лысоченко А. А.
состояние региона.
Природно-ресурсный потенциал - совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика, отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории.
Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства оказало значительное влияние на состояние окружающей среды региона. Рост городов, увеличение потребностей населения способствуют увеличению выбросов в атмосферный воздух, тем самым загрязняя его, интенсивно загрязняются водные объекты, почвы, уменьшается количество зеленых насаждений в городах и возрастает количество отходов.
Экологичное природопользование способствует сохранению
природоресурсного потенциала и здоровья человека, экономному использованию природных ресурсов и обеспечению эффективного режима их воспроизводства. Однако современные производственные технологии не дают возможности полного сохранения природоресурсного потенциала, лишь приближаются в отдельных случаях к этому оптимуму.
Экологическая ситуация в Ростовской области, как и в Российской Федерации, характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
В Ростовской области более 1,5 млн. жителей проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены восточные районы Ростовской области. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности (Овчинников и Лысоченко, 2013).
В Ростовской области разработана стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 г., она является документом, определяющим основные направления, приоритетные задачи государственной политики Ростовской области в целях улучшения состояния окружающей среды. Кроме того стратегическое управление природопользованием осуществляется в рамках государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», разработанной до 2020 года.
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Ростовской области, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ростовской области, оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области и повышения лесистости ее территории. Выбор мероприятий Программы основан на анализе экологической ситуации в Ростовской области, выявившем наиболее острые проблемы. На реализацию этих
Стратегическое управление в отраслях агропромышленного комплекса ...
75
мероприятий в 2015 году выделено 1 121 047,8 тыс. рублей.
Государственная программа состоит из следующих подпрограмм: «Охрана окружающей среды в Ростовской области»; «Развитие и использование минеральносырьевой базы Ростовской области»; «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области»; «Развитие лесного хозяйства Ростовской области»; «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области»3.
Экологическими и социальными результатами реализации программных мероприятий в 2014 году явились снижение негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности посредством предотвращения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства; создание условий для устойчивого водоснабжения населения и объектов экономики населенных пунктов Белокалитвинского, Зимовниковского, Миллеровского и Целинского районов; обеспечение защиты территории и населения г. Шахты, Белокалитвинского и Октябрьского районов Ростовской области от негативного воздействия вод, оздоровление экологической обстановки на водных объектах; сохранение и восстановление лесов в Ростовской области; развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами с целью создания условий для комфортной среды обитания и жизнедеятельности населения Ростовской области.
В ходе реализации полномочий в сфере охраны окружающей среды осуществляется региональный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в шести крупных городах области, а также загрязнения трансграничных рек, проводятся работы по расчистке русел рек и ремонту гидротехнических сооружений, реализуются мероприятия по снижению количества и площади ландшафтных пожаров на территории области. Особое внимание уделяется созданию и развитию особо охраняемых природных территорий, а также развитию лесных питомников. В перспективе планируется продолжить проведение «водного» и «воздушного» мониторинга, осуществление геологоразведочных работ на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов, проведение работ по расчистке рек. До 2020 года с привлечением средств инвесторов запланировано строительство 8 межмуниципальных экологичных комплексов по переработке мусора.
В целях пропаганды знаний в области охраны окружающей среды реализованы следующие мероприятия: издана и презентована «Красная книга Ростовской области», подготовлен и издан Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов Ростовской области в 2014 году», проведена Всероссийская акция «Дни защиты от экологической опасности», с 5 по 7 июня 2015 года проведен первый Всероссийский детский экологический фестиваль, с 22 по 26 июня 2015 года на базе детского оздоровительного комплекса «Ромашка» в поселке Золотая Коса Неклиновского района состоялся VI-й областной слет юных экологов, в рамках регионального социально-экологического конкурса создана галерея Донской природы. Кроме того, ежеквартально проводятся акции по сбору ртутьсодержащих отходов от населения.
Постоянно проводятся мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов на площади 1,7 тыс. га лесных насаждений. Принимаются меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах. Кроме того ежегодно проводятся учеты численности диких копытных животных, зайца-русака, лисицы, серой куропатки, сурка-байбака и других видов охотничьих ресурсов. По результатам учетов за 2015 год наблюдается рост численности ценных видов охотничьих ресурсов. Осуществляется надзорная деятельность в рамках трех видов
3 См.: Постановление Правительства РО от 25.09.2013 № 595 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование». (http://www.donland.ru/Donland/Pages/ View.aspx?pageid=128483&mid=134977&itemId=22842 - Дата обращения: 29.09.2015).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
76
Лысоченко А. А.
надзора - федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и регионального государственного экологического надзора. В результате надзорных мероприятий за 1 полугодие 2015 года выявлено 1627 правонарушений, наложено штрафов на сумму более 17 млн. рублей.
Однако для обеспечения эффективности управления развитием эколого -экономических систем невозможно без совершенствования экономического и финансового механизмов рационального природопользования. Основой данных механизмов должны стать платность всего природопользования и индивидуальный подход к природопользователям, что позволит экономически стимулировать экологичность хозяйственной деятельности предприятий и пополнять средства основных источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лысоченко А. А. (2008). Продовольственная безопасность региона: воспроизводственная концепция: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 465 с.
Лысоченко А. А. (2013а). Государственное регулирование развития регионального агробизнеса // European Social Science Journal, № 2.
Лысоченко А. А. (2013б). Риск-менеджмент в агропромышленном комплексе: Монография. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век».
Лысоченко А. А. (2013в). Финансово-экономический аспект развития регионального АПК // TERRA ECONOMICUS, Т.11, № 1-2.
Лысоченко А. А. (2015а). Аграрная политика региона в решении проблемы импортозамещения // Сборник научных трудов SWORLD, Т. 18, № 1 (38), с. 71-76.
Лысоченко А. А. (2015б). Проблемы развития агропромышленного комплекса в новых условиях хозяйствования // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 3.9(63) (Социально-гуманитарные науки), с. 40094022.
Лысоченко А. А. (2015в). Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение проблем на региональном уровне в современных экономических условиях // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 6, № 1.
Лысоченко А. А. и Свиридов О. Ю. (2014). Государственное регулирование развития агробизнеса и банковское кредитование предприятий АПК в современных условиях хозяйствования. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век».
Овчинников В. Н., Кетова Н. П. и Лысоченко А. А. (2014). Экологизация сельскохозяйственного природопользования — императив обеспечения продовольственной безопасности // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 5, № 2.
Овчинников В. Н. и Лысоченко А. А. (2013). Позиционирование южнороссийских регионов в формате глобализационых императивов присоединения России к ВТО: обеспечение продовольственной безопасности // TERRA
ECONOMICUS, Т. 11, № 1-2.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года». (http://www.consultant.ru - Дата обращения:
29.09.2015) .
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». (http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm - Дата обращения:
29.09.2015) .
Постановление Правительства Ростовской области от 23.05.2012 №424 «Об
Стратегическое управление в отраслях агропромышленного комплекса ...
77
утверждении Концепции развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года». (http://www.donland.ru - Дата обращения:
29.09.2015) .
Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». (http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?
req=doc;base=RLAW186;n=57515 - Дата обращения: 29.09.2015).
Постановление Правительства РО от 25.09.2013 № 595 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование». (http://www.donland.ru/Donland/Pages/ View.aspx?pageid=128483&mid=134977&itemId=22842 — Дата обращения:
29.09.2015) .
Проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий: монография / Е. В. Автайкина, А.А. Лысоченко и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
Финансовый менеджмент кредитно-банковских институтов. / Под ред. Свиридов О. Ю., Лысоченко А. А. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век», 2013.
Kuznesov N., Lysochenko A., Soldatova I. and Ovchinnikov V. (2012). State Support of Russian Agro-industrial Complex at the Federal and Regional Levels on Entering the Global Market // Journal of Food Science and Engineering, no. 2.
REFERENCES
Financial Management of Credit and Banking Institutions. / Ed. by Sviridov O. Yu., Lysochenko A. A. Rostov-on-Don, "Assistance - XXI Century", 2013. (In Russian).
Kuznesov N., Lysochenko A., Soldatova I. and Ovchinnikov V. (2012). State Support of Russian Agro-industrial Complex at the Federal and Regional Levels on Entering the Global Market. Journal of Food Science and Engineering, no. 2.
Lysochenko A. A. (2008). Food security in the region: reproductive concept: a monograph. Rostov-on-Don, Publ. House of SFU, 465 p. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2013a) State regulation of the development of regional agribusiness. European Social Science Journal, no. 2. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2013b). Risk management in the agricultural sector: Monograph. Rostov-on-Don, Publ. House "Assistance - XXI Century". (In Russian).
Lysochenko A. A. (2013c). The financial and economic aspect of the development of regional agriculture. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 1-2. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2015a). Agricultural policy in the region in addressing the problem of import substitution // Coll. of Scientific Works SWORLD, vol. 18, no. 1 (38), pp. 71-76. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2015b). Problems of development of agriculture in the new economic conditions // The World of Scientific Discovery. Krasnoyarsk, Research and Innovation Center, no. 3.9 (63) (Social and Human Sciences), pp. 4009-4022. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2015c). Food safety and ecologization: practical solutions to problems at the regional level in current economic conditions. Journal of Economic Regulation, vol. 6, no. 1. (In Russian).
Ovchinnikov V. N. and Lysochenko A. A. (2013). Positioning southern Russian regions in the format of globalization imperatives of Russian accession to the WTO: ensuring food security. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 1-2. (In Russian).
Lysochenko A. A. and Sviridov O. Yu. (2014). State regulation of development of agribusiness and bank lending to agricultural enterprises in modern economic conditions. Rostov-on-Don, Publ. House "Assistance - XXI Century". (In Russian).
Ovchinnikov V. N., Ketova N. P. and Lysochenko A. A. (2014). Ecologization of agricultural nature management as the food security imperative. Journal of Economic Regulation, vol. 5, no. 2. (In Russian).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
78
Лысоченко А. А.
Problems and Prospects of Development of Agribusiness and Rural Areas: monograph / E. V. Avtaykina, A. A. Lysochenko et al. / Ed. by S. S. Chernov. Novosibirsk, TSRNS Publ., 2014. (In Russian).
Resolution of the Government of the Rostov Region of 23.05.2012 № 424 «On Approval of the Concept of Development of Agro-Industrial Complex of the Rostov Region for the Period till 2020". (http://www.donland.ru - Access Date: 29.09.2015). (In Russian).
Resolution of the Government of the Rostov Region of 25.09.2013 № 592 "On Approval of the State Program of the Rostov Region "Development of Agriculture and Regulation of Markets for Agricultural Products, Raw Materials and Food". (http:// base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW 186;n=57515 - Access
Date: 29.09.2015). (In Russian).
Resolution of the Government of the Rostov Region of 25.09.2013 № 595 "On Approval of the State Program of the Rostov Region "Environmental Protection and Rational Use of Natural Resources". (http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx? pageid=128483&mid=134977&itemId=22842 - Access Date: 29.09.2015). (In Russian).
Resolution of the Government of the Russian Federation of 14.07.2012 № 717 «On State Program of Agricultural Development and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food for the 2013-2020". (http://www.mcx.ru/documents/ document/show/22026.htm - Access Date: 29.09.2015). (In Russian).
Resolution of the Legislative Assembly of the Rostov Region of 30.10.2007 № 2067 "On Approval of the Strategy of Socio-Economic Development of the Rostov Region for the Period till 2020". (http://www.consultant.ru - Access Date: 29.09.2015). (In Russian).