www.hjoumal.ru
DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.1.105-119
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЗАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
ЛЫСОЧЕНКО АЛЛА АЛЕКСЕЕВНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологии
в менеджменте факультета управления, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
Обеспечение продовольственной безопасности и экологизации как на уровне страны, так и на уровне регионов, являются основными целями современной агроэкономической политики. Государственная поддержка создает благоприятные условия для динамичного развития отраслей АПК, повышает инвестиционные возможности и конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей. В современных экономических условиях становится актуальной реализация мероприятий, направленных на содействие предприятиям агропромышленного комплекса регионов, производящим импортозамещающую продукцию. Решение данного вопроса заключается в реализации инвестиционных проектов и расширении производства действующих предприятий. Учитывая новые экономические условия, остро стоит вопрос обеспечения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, доступности продовольствия для малоимущих слоев населения, производства валеологически безопасных продуктов питания, а также повышения эффективности использования естественных ресурсов и условий наряду с сохранением качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях. Государственное регулирование развития агропродовольственного комплекса России остается необходимым условием его воспроизводственного функционирования, а социально-экономическая политика должна обеспечивать экономическую доступность продовольствия для всех групп населения, что обусловливает необходимость нормативно-правового закрепления механизмов достижения продовольственной безопасности на региональном уровне.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; агропромышленный комплекс;
государственная поддержка; показатели развития сельского хозяйства; программы развития сельского хозяйства; стратегия импортозамещения; экологизация; качество пищевой продукции; экологические риски; экологичное природопользование; повышение конкурентоспособности производимой продукции; экономическая доступность продуктов питания.
FOOD SAFETY AND ECOLOGIZATION: PRACTICAL SOLUTIONS TO PROBLEMS AT THE REGIONAL LEVEL IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS
LYSOCHENKO ALLA, A.,
Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department “Theory and Technology in the Management”,
Faculty of Management, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Ensuring food security and greening both at the level of the country, and at the level of regions are main objectives of modern agroeconomic policy. The state support creates favorable conditions for
© Лысоченко А. А., 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
106
Лысоченко А. А.
dynamic development of agrarian and industrial complex, raises investment opportunities and competitiveness of agricultural producers. A realization of the actions directed on assistance to the enterprises making import-substituting production of the regional agro-industrial complex is actual in modern economic conditions. The solution of this problem consists of investment projects implementation and production expansion of the operating enterprises. Considering new economic conditions, the ensuring financial stability of agricultural producers, availability of the food to needy segments of the population, production of valeologically safe food, and also increase efficiency of use of natural resources and conditions along with preservation of quality of environment at the local, regional and global levels are particularly acute challenges. State regulation of development of an agrofood complex of Russia remains a necessary condition for its reproduction functioning, and the social and economic policy has to provide economic availability of the food to all groups of the population that causes need of standard and legal fixing of mechanisms offood security achievement at the regional level.
Keywords: food security; agriculture; government support; the development indicators of agriculture; agricultural development program; import-substitution strategy; greening; quality food production; environmental risks; sustainable management of natural resources; improvement of product competitiveness; economic accessibility of food.
JEL: O13, Q01, Q10, Q13, Q18.
Введение
Достижение определенного уровня безопасности, в том числе продовольственной, всегда было основной задачей общества в целом и конкретного индивидуума, ибо в основе этого лежит инстинкт самосохранения, на котором базируется вся человеческая деятельность. Общество на ранних этапах своего развития формирует специфические механизмы и правила обеспечения гарантированного минимума удовлетворения жизненно важных потребностей. Уровень продовольственного обеспечения, его структура и механизмы находятся в прямой зависимости от развития сельскохозяйственного производства, перерабатывающих отраслей, торговли, а также сложившихся в обществе традиций потребления.
Используя системный подход и опираясь на анализ сущностных признаков исследуемой категории, продовольственную безопасность можно определить как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. Будучи важнейшим звеном в цепи безопасного существования социума, продовольственная безопасность является не только проблемой развития агропродовольственного комплекса, но и макроэкономической проблемой, связанной с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей, т.е. затрагивает многие экономические и социальные аспекты.
Потребность в продовольственной безопасности - исходная жизнеобеспечивающая потребность человека как биосоциального существа, которая сформировалась в процессе эволюции человеческого общества от инстинктивного самовыживания до сознательного регулирования процесса воспроизводства. Производство продуктов питания является самым первым условием жизни, причем этот процесс должен быть непрерывным, так как человечество не может прекратить их потреблять.
Воспроизводственный подход в исследовании сущности понятия «продовольственная безопасность», ориентированный на развитие социума, позволяет рассмотреть её как системную характеристику развития агропродовольственного комплекса, содержащего три аспекта: количественно-параметрический (степень реализации текущей потребности населения в продуктах питания сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности), качественно-сертификационный (удовлетворение потребности в безопасных для
Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение ...
107
здоровья, качественных продуктах сельскохозяйственного происхождения), социально-экономический (доступность продовольствия по доходам и ценам для всех групп населения на уровне воспроизводственного жизнеобеспечения). Первый аспект проектируется на сферу воспроизводства материальных ценностей, второй — на сферу воспроизводства экологических благ, а третий — на сферу воспроизводства экономических отношений, гарантирующих реальную доступность экологически чистых и валеологически безопасных продуктов питания как категорического воспроизводственного императива жизнеобеспечения человека (и всего социума) (Лысоченко, 2008).
В новых современных экономических условиях проблема обеспечения продовольственной безопасности приобрела глобальный характер. Вместе с тем, локализация ресурсообеспечения, производства и сбыта агропродовольственной продукции на региональном уровне превращает механизм обеспечения продовольственной безопасности в сложноорганизованную систему. Региональный фактор начинает играть чрезвычайно существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Особенности обеспечения региональной продовольственной
безопасности
Природные, экономические, демографические, социальные, национальные и иные различия приводят к дифференциации регионов по признаку их участия в плане решения проблемы продовольственной безопасности, а последнее, соответственно, требует регионального подхода к управлению агропродовольственным производством и к разработке механизма обеспечения продовольственной безопасности страны.
Продовольственная безопасность страны в целом и региона в частности достигается в основном за счет обеспечения
- определенного значения удельного веса отечественной сельхозпродукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка;
- производства и доступа на внутренний рынок качественной продовольственной продукции;
- доступности продовольственных товаров для организации здорового питания для малоимущих групп населения.
Агропродовольственный комплекс страны обеспечивает население продовольствием и относится к отраслям, обладающим значительным мультипликативным эффектом, способным создать мощный импульс для экономического роста смежных отраслей.
Анализ обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне проведен на примере Ростовской области. По объемам производства зерна и яиц Ростовская область занимает 2-е место в Российской Федерации, молока - 5-е и мяса — 8-е место.
Удельный вес сельхозпродукции в общем объеме товарных ресурсов составляет по
• мясу и мясопродуктам - 70%, что ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120, которое составляет 85%. С 2010 года показатель снизился на 9 процентных пунктов. Потребление на душу населения увеличилось на 3 кг, составило 71 кг при норме потребления 73 кг;
• молоку и молокопродуктам - 82,6%, что ниже порогового значения Доктрины, которое составляет 90%. Показатель сохранился на уровне 2010 года. Потребление на душу населения увеличилось на 15 кг, составило 278 кг при норме потребления 320 кг;
• картофелю - 64,8%, что ниже порогового значения Доктрины, которое составляет 95%. По сравнению с 2010 годом показатель повысился на 8
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
108
Лысоченко А. А.
процентных пунктов. Потребление на душу населения сохраняется на уровне 92 кг при норме потребления 98,5 кг;
• рыбной продукции — 20%, что ниже порогового значения Доктрины, которое составляет 80%. Показатель сохранился на уровне 2010 года. Потребление на душу населения сохраняется на уровне 17 кг, что соответствует нормам потребления.
Область полностью обеспечивает себя зерном и продуктами его переработки (мука, крупа, хлеб), маслом растительным, яйцом (Лысоченко, 2014а). Производство данных видов продуктов питания соответствует рациональным нормам потребления пищевых продуктов, рекомендуемым Государственным учреждением научноисследовательским институтом питания РАМН, а производство масла растительного превышает нормы потребления в 14 раз.
Такой продукт, как сахар (выделен в Доктрине в качестве индикатора) в Ростовской области не производится. В 2012 году ЗАО «Международная Сахарная Корпорация» начало реализацию инвестиционного проекта по строительству сахарного завода мощностью 12 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки. Ввод в эксплуатацию Первого Донского Сахарного завода запланирован в 2016 году.
Зерновых и зернобобовых культур ежегодно производится на Дону в среднем не менее 6,5 млн. тонн. В 2014 году собран рекордный урожай зерновых и зернобобовых культур — 9,5 млн. тонн, что превышает уровень 2013 года на 41%. При этом перерабатывается не более 1,1 млн. тонн. Это позволяет экспортировать продукцию и реализовывать ее в другие регионы.
Недостижение пороговых значений Доктрины некритично на уровне региона, так как недостающая потребность покрывается за счет поставок из других регионов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» введено эмбарго на ввоз определенных категорий продовольственных товаров из ряда стран1. В этих условиях импортозамещение становится одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов.
Мероприятия, направленные на содействие предприятиям АПК Ростовской области, производящим импортозамещающую продукцию (в том числе оказание государственной поддержки), включены в утвержденный Губернатором Ростовской области В. Ю. Голубевым 02.09.2014 «Комплекс мер для обеспечения продовольственной безопасности на территории Ростовской области».
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 19.08.2014 № 74 создана рабочая группа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в Ростовской области. Данной рабочей группой разработаны
- План мероприятий по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных
экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в Ростовской области.
- План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка предприятий АПК Ростовской области, производящих импортозамещающую продукцию», отражающий перечень мероприятий как общих, так и специально для ряда отраслей: в растениеводстве, в птицеводстве, в свиноводстве, в молочном скотоводстве, а также в переработке продукции растениеводства и животноводства.
Значимым фактором повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса, производящим импортозамещающую продукцию,
1 См.: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=96953 - Дата обращения: 29.01.2015).
Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение ...
109
является государственная поддержка.
В области действует Государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 5922.
Государственная программа структурирована по подпрограммам, основным мероприятиям и мероприятиям ведомственных целевых программ. Выделение мероприятий в ведомственные целевые программы связано с особой экономической значимостью обозначенных в них подотраслей, имеющих существенное значение для социально-экономического развития агропромышленного комплекса области, а также воздействие на устойчивое развитие сельских территорий (Лысоченко, 20146).
Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» построена по схеме, включающей 4 блока основных мероприятий — поддержка производства продукции растениеводства, обеспечение снижения рисков в растениеводстве, обеспечение доступности кредитных ресурсов на развитие производства и переработки растениеводческой продукции, поддержка развития переработки продукции растениеводства. Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» включает основные мероприятия по выполнению гидромелиоративных мероприятий, выполнению агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий. Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» включает 5 блоков мероприятий: поддержка производства животноводческой продукции, обеспечение снижения рисков в животноводстве, обеспечение доступности кредитных ресурсов, развитие переработки и реализации продукции животноводства, профилактика заразных болезней животных. Подпрограмма «Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе» включает основные мероприятия: поддержка
развития потребительской кооперации и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; поддержка создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» включает следующие основные мероприятия: обеспечение
инновационного развития агропромышленного комплекса; поддержка приобретения сельскохозяйственной техники. Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» включает следующие основные мероприятия: обеспечение жильем граждан,
проживающих в сельской местности; поддержка инфраструктурного обустройства сельских территорий. Подпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса» структурирована по схеме, включающей 4 блока основных мероприятий по развитию аквакультуры, промышленного рыболовства, рыбопереработки и сохранению водных биоресурсов.
В результате реализации госпрограммы ожидается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, площади мелиорируемых земель; ускорение обновления технической базы агропромышленного производства; увеличение притока инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы; повышение инновационной составляющей агропромышленного производства и др.
На реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2014 году направлено 6,6 млрд. руб. (в т.ч. из федерального бюджета — 4,4 млрд. руб., из областного — 2,2 млрд. руб.), что составляет 84,6% от годового лимита. Получателями господдержки стали почти 10 тыс. сельхозтоваропроизводителей.
2014 год прошел довольно успешно для агропромышленного комплекса
2 См.: Постановление Правительства РО от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». (http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=57515 - Дата обращения: 02.02.2015).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
110
Лысоченко А. А.
Ростовской области. Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке составил 111,7 процента. Рентабельность сельскохозяйственных организаций составила 19,6 процента. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составил 86,5 процентов. Среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных организациях (по полному кругу) составила 16 677,1 рублей, что на 8,8 процента выше уровня 2013 года.
Сельхозорганизациями получена прибыль в размере 6 млрд. рублей.
В агропромышленный комплекс региона привлечено инвестиций на сумму порядка 17,0 млрд. рублей. Осуществлялось сопровождение реализации 26 инвестиционных проектов, находящихся на стадии строительства, проектирования и привлечения финансирования, общим объемом инвестиций 120,0 млрд. руб. В «Губернаторскую сотню» включены 15 приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в АПК, общим объемом инвестиций — 96,3 млрд. рублей.
Индекс производства пищевых продуктов (без производства алкогольных напитков, пива и табачных изделий) составил в 2014 году 102,7%. Увеличилось производство таких видов продукции, как мясо и субпродукты пищевые убойных животных на 13,7% (30,2 тыс. тонн), мясо и субпродукты пищевые домашней птицы на 22,3% (73,3 тыс. тонн), сыр и творог на 38,6% (17,4 тыс. тонн), муки на 4,8% (199,3 тыс. тонн), крупы на 3,1% (66,5 тыс. тонн).
За 2014 год от предприятий АПК в консолидированный бюджет области поступило 5713,1 млн. рублей налоговых отчислений или 108,5% к уровню 2013 года. Всего от сельхозорганизаций в бюджеты всех уровней поступило налогов 2846,3 млн. рублей или 131,8% к уровню 2013 года, в том числе налог на доходы физических лиц увеличился на 10%, транспортный налог - на 7%, местные налоги и сборы - на 6%.
В Ростовской области наибольшее импортозамещение требуется по следующим видам продукции: мясо — производим 70% потребности, молоко — 83%, картофель — 65%,рыба — 20%, фруктов - 28% от необходимого.
В 2015 году увеличение объемов производства животноводческой продукции будет достигнуто за счет предприятий, ранее реализовавших инвестпроекты, в том числе выход на проектную мощность компании ООО «Донстар» в Миллеровском районе (26,3 тыс. тонн мяса утки) позволит дополнительно получить около 6 тыс. тонн мяса утки.
Рост объема производства молока планируется за счет увеличения продуктивности скота и посредством ежегодного приобретения более 2 тыс. голов высокопродуктивного молочного скота.
Подписано соглашение о создании кластера по производству и переработке молочной продукции в Ростовской области «Донские молочные продукты».
В задачи кластера входят выявление общих интересов его участников посредством встреч, переговоров, конференций, координация внутрикластерных инициатив, содействие участникам в выводе на рынок новых продуктов, организация выставочно-ярмарочной деятельности и коммуникационных мероприятий. Партнерское взаимодействие участников кластера должно способствовать эффективному маркетингу продукции, выпускаемой участниками кластера, активизации внешнеэкономической деятельности, содействовать внедрению инновационных технологий в сфере производства, организации ферм нового поколения, перспективных производственных, инжиниринговых и управленческих технологий, использованию новейшего оборудования, а также привлечению российских и иностранных инвестиций для реализации проектов. Это позволит увеличить темпы производства молока и его переработки в нашей области и тем самым заменить на торговых полках импортные молочные продукты донскими. Создание кластера предполагает совместную деятельность участников по повышению темпов производства молока и его переработки в регионе, тем самым обеспечивает выполнение требований доктрины продовольственной безопасности
Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение ...
111
Российской Федерации. Реализация проектов участников молочного кластера ООО «ДонАгро», колхоз им. Мясникяна и крупной учебной фермы в Октябрьском районе позволит дополнительно получить около 50 тыс. тонн молока.
Резервы увеличения производства овощей защищенного грунта до рекомендуемых норм потребления будут реализованы в строительстве новых современных тепличных комплексов и модернизации действующих. Решением проблемы станет реализация 6 инвестиционных проектов (ООО «Донская Усадьба», Тарасовский район. Тепличный комплекс 19,8 га, 14,0 тыс. тонн овощей в год; ООО «Аристократ», Аксайский район. Тепличный комплекс 32 га, 19,7 тыс. тонн овощей в год; ООО «Аркоюг ТК «Азовский», Матвеево-Курганский район; Тепличный комплекс 10 га (1 этап). 7,0 тыс. тонн овощей в год; ООО «Зеленая Линия», Азовский район. Тепличный комплекс 18,4 га, 14 тыс. тонн овощей в год; ООО «ТК Кировский», Кагальницкий район. Тепличный комплекс производственной площадью 9,3 га, 10 тыс. тонн овощей в год; ООО «Семикаракорский тепличный комбинат», Семикаракорский район. Тепличный комплекс 40 га, более 30,0 тыс. тонн овощей в год). Таким образом, в течение 3-х последующих лет производство овощей закрытого грунта планируется увеличить до 95 тыс. тонн в год.
Выход на полную мощность уже построенных теплиц позволит в 2015 году получить дополнительно 1,5 тыс. тонн овощной продукции.
В области ежегодно закладывается 220-300 га новых садов. Основную закладку проводят ЗАО «Агрофирма «Крона» Каменского района, ООО «Агрофирма «Красный Сад» Азовского района и ОАО «Золотая Коса» Неклиновского района. Вступление в плодоношение ранее посаженных плодовых насаждений позволит дополнительно получить в 2015 году около 1 тыс. тонн продукции.
В настоящее время в стадии реализации находятся 22 проекта АПК с объемом привлекаемых инвестиций 104 млрд. рублей.
В стадии строительства находятся 7 проектов, стоимость которых составляет 37 млрд. рублей.
Данные проекты направлены на импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности:
группа компаний «Евродон» приступила к строительству крупнейшего комплекса по производству мяса индейки «Евродон-Юг» (стоимость — 17,9 млрд. рублей). Продолжает наращивать мощности существующего производства до 67 тысяч тонн в год. Реализация проектов позволит «Евродон» производить к 2016 году до 140 тысяч тонн мяса птицы в год;
компания «Донские Биотехнологии» активно продвигается в строительстве комплекса по глубокой переработке зерна пшеницы и производству незаменимых аминокислот, применяемых в животноводстве и ввозимых в нашу страну только из-за рубежа;
ООО «Донская усадьба» приступает к строительству тепличного комплекса в Тарасовском районе мощностью производства 14 тысяч тонн овощей в год;
ООО «Белая птица-Ростов» начало модернизацию и запуск производства инкубационного яйца бройлеров и выращиванию ремонтного молодняка. Ориентировочные объемы инвестиционных вложений - 3,5 млрд. рублей;
ООО «Рыболовецкое хозяйство «Социалистический путь» приступило к строительству второй очереди рыбоконсервного производства с привлечением заемных денежных средств в размере 30 млн. рублей. Ввод в эксплуатацию запланирован на I квартал 2016 года.
Малый бизнес также реализует инвестиционные проекты:
ООО «Рафаэль» завершает реализацию 1 этапа проекта по созданию комплекса по откорму 4,5 тысяч голов мясного КРС и строительству мясохладобойни мощностью 35 тонн в смену в Родионово-Несветайском районе;
ООО «Строителев» в городе Донецк ведет строительство птицефермы для содержания бройлеров мощностью до 1 млн. голов в год.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
112
Лысоченко А. А.
Продовольственная безопасность в контексте экологизации
Актуальным остается вопрос обеспечения продовольственной безопасности в условиях рационального управления природопользованием, т.е. в принятии наиболее целесообразных решений в использовании природных ресурсов экосистем на основе единства экологического и экономического подходов для обеспечения потребности населения в валеологически безопасных продуктах сельскохозяйственного производства и экологически безопасной среде
жизнедеятельности.
Основная угроза обеспечению продовольственной безопасности в сфере воспроизводства материальных ценностей — снижение производства сельскохозяйственной продукции в связи с рисками высокой вероятности неблагоприятных погодных условий и недостаточно эффективной проводимой агроэкономической политикой в регионах.
Существенный ущерб от природно-метеорологических аномалий в сфере агропромышленного комплекса отрицательно влияет на результаты экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и снижает
инвестиционную привлекательность аграрной сферы. Необходимо отметить, что экономические экстерналии природных бедствий не сводятся только к ущербу от них, больших затрат требуют создание государственных, муниципальных, корпоративных систем противодействия бедствиям, обеспечение функционирования этих систем в том числе, их оснащение и оплата труда работников, меры по предотвращению бедствий и снижению возможного ущерба.
К управлению и развитию агропромышленного комплекса целесообразно применять воспроизводственный подход, ориентированный на удовлетворение текущей и перспективной потребности населения в безопасных для здоровья, качественных продуктах питания сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, а в его формате рассматривать обеспечение безопасности социума в сфере воспроизводства экологических благ.
Здесь необходимо отметить, что в сфере АПК имеют место экологические риски - фактором загрязнения окружающей среды все чаще становится ситуация с утилизацией твердых производственных и бытовых отходов, вывоз строительного мусора из городов на сельскохозяйственные угодья, овраги и неиспользуемые земли. В результате происходит возгорание мусора с выделением ядовитых газов. Продукты разложения твердых отходов смываются осадками, неочищенные сточные воды от канализационных стоков сбрасываются в открытые водоемы, тем самым увеличивая загрязнение атмосферы, воды и почвы, что наносит значительный экологический ущерб природохозяйственной системе (Лысоченко, 2013а).
Наряду с ухудшением технологических свойств и снижением питательной ценности, понижается экологическая безопасность продуктов питания. Нарушение регламентов применения пестицидов и использование устаревших технологий приводят к тому, что в ряде территорий при исследовании проб пищевых продуктов все чаще отмечается повышенное содержание пестицидов. Также в последние годы продовольственное сырье и продукты питания не отвечают гигиеническим нормативам по содержанию тяжелых металлов.
Экологичное природопользование способствует сохранению
природоресурсного потенциала и здоровья человека, экономному использованию природных ресурсов и обеспечению эффективного режима их воспроизводства. Однако современные производственные технологии не дают возможности полного сохранения природоресурсного потенциала, лишь приближаются в отдельных случаях к этому оптимуму (Овчинников, Кетова и Лысоченко, 2014).
Экологическая ситуация в Ростовской области, как и в Российской Федерации, характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
В Ростовской области более 1,5 млн. жителей проживают в городах с высоким
Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение ...
113
и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены восточные районы Ростовской области. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
В Ростовской области разработана стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 г., она является документом, определяющим основные направления, приоритетные задачи государственной политики Ростовской области в целях улучшения состояния окружающей среды.
В 2014 году в рамках мероприятий подпрограммы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» разработана проектно-сметная документация на строительство и рекультивацию 22 объектов размещения твердых бытовых отходов в 16 муниципальных образованиях области и получены заключения о достоверности сметной стоимости работ; в четырех муниципальных образованиях области приобретено 67 бункеров для сбора твердых бытовых отходов; ООО «Экострой-Дон» разработана документация по проекту строительства мусороперерабатывающего комплекса в Октябрьском районе Ростовской области, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Проблема продовольственной безопасности на рынке тесно связана с технологиями производства продовольствия и наличием информации о безопасности продукта. С точки зрения экономической теории благосостояния, проблема безопасности и качества продовольствия относится к числу специфических черт функционирования аграрного рынка, обусловливающих его равновесие в Парето-неэффективном состоянии. Это, в свою очередь, является экономической основой необходимости государственной политики поддержки аграрной сферы и возможности перераспределения финансовых ресурсов общества на ее развитие (Овчинников и Лысоченко, 2013. С. 113-118).
В целях обеспечения согласованного взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других заинтересованных организаций для предотвращения поступления на продовольственный рынок Ростовской области некачественных пищевых продуктов с 2007 года действует межведомственная комиссия по продовольственной безопасности и качеству пищевой продукции, реализуемой на территории Ростовской области.
Качество пищевой продукции во многом зависит от качества используемого сельскохозяйственного сырья. В целях предупреждения и охраны территории Ростовской области от заноса заразных болезней общих для человека и животных ежегодно разрабатываются планы диагностических исследований, ветеринарнопрофилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности.
За 2014 год в Ростовской области было проведено более 2200 плановых и внеплановых мероприятий по контролю хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
114
Лысоченко А. А.
При проведении мероприятий по региональному государственному ветеринарному надзору было возбуждено 2642 дела об административных правонарушениях. Наложено штрафов на сумму более 10 млн. рублей, что больше на 20,6% по сравнению с 2013 годом.
Также государственными ветеринарными инспекторами было выявлено 589 случаев несанкционированных перевозок сельскохозяйственных животных и подконтрольной госветнадзору продукции, а именно 4577 голов животных, 5726 голов птицы, 424 тонны животноводческой продукции, в т.ч. 326 тонн шпика свиного. За данные нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации к владельцам грузов были применены меры административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 1,4 млн. рублей.
В целях продвижения товаров, произведенных в Ростовской области, оперативного решения проблемных вопросов, возникающих у товаропроизводителей Ростовской области при взаимодействии с сетевыми торговыми операторами, проводилось региональное исследование доли отдельных видов продукции областных производителей в общем объеме реализации аналогичной продукции в розничной торговой сети.
По результатам исследований удельный вес продукции, произведенной в Ростовской области, колебался в зависимости от вида продукции от 10 до 40%.
Для эффективного взаимодействия и сокращения количества посредников между производителями Ростовской области и розничными сетями проводились закупочные сессии. В сессиях принимали участие как федеральные ритейлеры, так и региональные.
С 2013 года действует система добровольной сертификации «Сделано на Дону». Система добровольной сертификации содержит требования к повышению качества и конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями Ростовской области, и устанавливает более высокие требования и показатели качества по отношению к действующему законодательству. Продукция 9 организаций агропромышленного комплекса Ростовской области прошла сертификацию «Сделано на Дону».
Для проведения модернизации и повышения конкурентоспособности производимой продукции предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области оказывается государственная поддержка за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках госпрограммы3.
Дополнительно только за счет средств областного бюджета предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности (мясной, молочной, хлебопекарной, мукомольной, плодоовощной консервной и крупяной отраслей) с 2012 года оказывается государственная поддержка в форме субсидирования затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования, спецавтотранспорта, продвижение продукции и внедрение стандартов качества. За три года выплачено 89,7 млн. рублей.
В Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в декабре 2014 года внесены изменения, которые расширили возможность оказания государством с 1 января 2015 года поддержки в форме субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную или последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию.
В обеспечении продовольственной безопасности региона важное значение имеет экономическая доступность продуктов питания.
В Ростовской области население с доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 695,7 тыс. человек или 16,4%.
Для поддержки малоимущих граждан в Ростовской области действуют
3 См.: Проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий: монография / Е. В. Автайкина, А. А. Лысоченко и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение ...
115
Областные законы от 22.10.2004 № 176-ЗС «О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области» и № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области». Согласно данным законам, малоимущим семьям с детьми ежемесячно предоставляются денежные выплаты.
В 2014 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 № 1215-р утверждена Концепция развития внутренней
продовольственной помощи в Российской Федерации. Концепция предусматривает, начиная с 2016 года, исходя из экономических возможностей, социального и демографического развития субъектов Российской Федерации, предоставление определенного набора продуктов отечественных производителей. Для этого регионам рекомендовано сформировать региональные программы внутренней продовольственной помощи.
Суть данных программ - развитие и расширение действующих механизмов государственной социальной помощи, установленных Федеральными законами от 17.07.1999 № 178—ФЗ «О государственной социальной помощи» и от 29.12.2012 № 273—ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Механизм реализации данных законов в части продовольственной помощи отдельным группам населения должен осуществляться с привлечением региональных поставщиков сельхозпродукции и продовольствия (Лысоченко, 2014в).
В рамках мер по обеспечению продовольственной безопасности в Ростовской области усиливается роль сельскохозяйственной потребительской кооперации, которая обеспечивает возможность малых форм хозяйствования выйти со своей продукцией на рынок.
В 2011-2013 годах на базе кооперативов создано 8 оптовораспределительных центров малой мощности по заготовке и переработке растениеводческой продукции.
С 2014 года Ростовским областным союзом потребительских обществ реализуется программа кооперативного обслуживания населения, проживающего в труднодоступных и малонаселенных пунктах Ростовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. № 1421 внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы4. Соответственно, на региональном уровне будет откорректирована государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
В конце 2014 года госпрограмма видоизменена, дополнена:
новыми подпрограммами по развитию овощеводства открытого и закрытого грунта, развитию молочного скотоводства, поддержке племенного дела, селекции и семеноводства, развитию оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания;
новыми видами государственной поддержки, среди которых возмещение части затрат на строительство плодохранилищ, овощных и картофелехранилищ, оказание несвязанной поддержки в открытом овощеводстве и производстве семенного картофеля, возмещение затрат на 1 кг реализованной шерсти, возмещение части затрат на строительство объектов селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров, а также возмещение части процентной ставки по кредитам на развитие селекционно-генетических и селекционносеменоводческих центров.
Также на федеральном уровне приняты решения о финансировании в
4 См.: Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. (http://www.mcx.ru); Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». (http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm - Дата обращения: 05.02.2015).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
116
Лысоченко А. А.
полном объеме всех заявок по инвестиционным кредитам, увеличен размер возмещения до 10,5% процентной ставки;
увеличен до 14,6% размер ставки субсидирования коротких кредитов.
На областном уровне в 2015 году:
решен вопрос субсидирования техники, произведенной в Ростовской области, по обязательствам 2014 года;
будет субсидироваться новое направление - гранты сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие их материально-технической базы;
увеличены средства областного бюджета на развитие животноводства.
Необходимо отметить, что с текущего года поменялись подходы по предоставлению средств федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса. При предоставлении средств федерального бюджета субъект Российской Федерации берет обязательства по выполнению значений целевых показателей. При невыполнении показателей средства федерального бюджета возвращаются в размере, увеличенном расчетным путем. При заключении соглашения о предоставлении средств федерального бюджета определяется перечень показателей, характеризующих результативность предоставления субсидии, которые область должна выполнить, чтобы не возвращать средства в федеральный бюджет. В связи с этим деятельность хозяйствующих субъектов должна быть нацелена на выполнение производственных показателей.
Необходимо отметить, что несмотря на рост объемов сельхозпроизводства в 2014 году, снижения долговой нагрузки сельхозорганизаций области не наблюдается. Это связано с тем, что на протяжении последних нескольких лет сформировалась высокая закредитованность, обусловленная возникновением неблагоприятных климатических условий, а также диспаритетом цен на сельхозпродукцию.
Субсидирование в рамках государственной поддержки части процентной ставки по кредитам способствовало тому, что кредитные ресурсы стали более доступными для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Свиридов и Лысоченко, 2014). В 2014 году такая государственная поддержка составила порядка 44 процентов от общего объема финансирования агропромышленного комплекса. Эти мероприятия позволили достигнуть прироста сельхозпродукции, в том числе животноводческой, но в то же время повлекли увеличение кредитной нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В связи с чем Правительством Ростовской области в установленном порядке направлялись в федеральные органы власти предложения о необходимости реструктуризации или рефинансирования проблемной кредитной задолженности сельхозтоваропроизводителей (Лысоченко, 20136. С. 79-84).
В настоящее время в Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности (распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р) предусмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение финансовой устойчивости организаций реального сектора экономики.
Однако для реализации большинства инвестпроектов сдерживающим фактором является сложность привлечения кредитных ресурсов в связи с ростом процентных ставок. Кроме того, в связи с резким повышением курса иностранных валют к рублю инвесторы вынуждены корректировать бизнес-планы, общий объем инвестиций при этом значительно увеличивается, что вызывает дополнительные сложности в привлечении финансирования. Оборудование и технологии у большинства проектов импортные, не имеющие отечественных аналогов, и многие инвестиционные проекты становятся нерентабельными.
В данной ситуации необходимо установить ключевую ставку для целевых кредитных средств, направляемых исключительно в АПК, на докризисном уровне, а также предоставить льготные условия кредитования в части снижения процентных ставок для сельхозтоваропроизводителей.
Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение ...
117
Реализация проводимых и необходимых для реализации обозначенных мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности позволит создать условия для динамичного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, повышения благосостояния населения, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики Ростовской области. С этой целью готовится проект областного закона «О продовольственной безопасности Ростовской области». Нормативный акт будет направлен на поддержку местных товаропроизводителей и позволит защитить потребителей от некачественной продукции и высоких цен. В настоящее время аналогичные законодательные акты приняты в Забайкальском и Приморском краях, Костромской, Курской, Нижегородской, Рязанской, Свердловской, Ульяновской областях, городе Москве и других субъектах. В законодательном акте необходимо обозначить органы исполнительной власти и организации, вовлеченные в процесс обеспечения продовольственной безопасности, определить их функции и полномочия, а также представить алгоритмы взаимодействия между указанными структурами. Кроме того, необходимо закрепить систему показателей и критериев продовольственной безопасности, а также механизмы нивелирования рисков обеспечения продовольственной безопасности с учетом социально-экономических, природноклиматических и культурных особенностей региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лысоченко А. А. (2008). Продовольственная безопасность региона: воспроизводственная концепция. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ.
Лысоченко А. А. (2013а). Риск-менеджмент в агропромышленном комплексе: Монография. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век».
Лысоченко А. А. (2013б). Финансово-экономический аспект развития
регионального АПК // Terra Economicus, Т. 11, № 1, Ч. 2, с. 79-84.
Лысоченко А. А. (2014а). Вопросы обеспечения продовольственной безопасности в условиях применении отдельных специальных экономических мер // Евразийский союз ученых, № 5.
Лысоченко А. А. (2014б). Программно-целевой подход в управлении
агропромышленным комплексом. Сборник публикаций центра экономических исследований: «Прогноз и планирование экономической деятельности субъектов рыночных отношений: вызовы и решения». Санкт-Петербург: Центр экономических исследований.
Лысоченко А. А. (2014в). Продовольственная безопасность региона в
условиях запрета на ввоз импортных продуктов. В мире научных открытий.
Красноярск: Научно-инновационный центр, № 7.2(55) (Социально-гуманитарные науки).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. (http://www.don-agro.ru).
Овчинников В. Н. и Лысоченко А. А. (2013). Позиционирование южнороссийских регионов в формате глобализационных императивов присоединения России к ВТО: обеспечение продовольственной безопасности // Terra Economicus, Т. 11, № 1, Ч. 2, c. 113-118.
Овчинников В. Н., Кетова Н. П. и Лысоченко А. А. (2014). Экологизация сельскохозяйственного природопользования — императив обеспечения продовольственной безопасности // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 5, № 2.
Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. (http://www.mcx.ru).
Официальный портал Правительства Ростовской области. (http:// www.donland.ru).
Постановление Правительства РО от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015
118
Лысоченко А. А.
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». (http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW 186;n=57515 -
Дата обращения: 02.02.2015).
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». (http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm - Дата обращения:
05.02.2015).
Проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий: монография / Е. В. Автайкина, А. А. Лысоченко и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
Свиридов О. Ю. и Лысоченко А. А. (2014). Государственное регулирование развития агробизнеса и банковское кредитование предприятий АПК в современных условиях хозяйствования. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век».
Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». (http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=96953 - Дата обращения: 29.01.2015).
REFERENCES
Lysochenko A. A. (2008). Food security in the region: Reproduction concept. Rostov-on-Don, Publ. House of SFU. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2013a). Risk management in the agricultural sector: Monograph. Rostov-on-Don, Publ. House "Assistance - XXI Century". (In Russian).
Lysochenko A. A. (2013b). The financial and economic aspect of the development of regional agriculture. Terra Economicus, vol. 11, no. 1, Part 2, pp. 79-84. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2014a). Issues of food security in the use of certain special economic measures. Eurasian Union of Scientists, no. 5. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2014b). Target-oriented approach in the management of agroindustrial complex. Coll. of publications. Center for Economic Research: "Prediction and Planning of Economic Activity of Market Relations Subjects: Challenges and Solutions". St. Petersburg, Publ. House of Center for Economic Research. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2014c). Food security in the region in terms of the ban on imported products. In the world of scientific discoveries. Krasnoyarsk, Publ. House of Research and Innovation Center, no. 7.2 (55) (Social Sciences and Humanities). (In Russian).
Ministry of Agriculture and Food of Rostov Region. (http://www.don-agro.ru).
Ovchinnikov V. N. and Lysochenko A. A. (2013). Positioning southern Russian regions in the format of globalization imperatives of Russian accession to the WTO: ensuring food security. Terra Economicus, vol. 11, no. 1, Part 2, pp. 113-118. (In Russian).
Ovchinnikov V. N., Ketova N. P. and Lysochenko A. A. (2014). Ecologization of agricultural nature management as the food security imperative. Journal of Economic Regulation, vol. 5, no. 2. (In Russian).
The Official Internet-Portal of the Ministry of Agriculture. (http://www.mcx.ru). (In Russian).
The Official Portal of the Government of the Rostov Region. (http:// www.donland.ru). (In Russian).
Resolution of the Government of the Rostov Region of 25.09.2013 № 592 "On Approval of the State Program of the Rostov Region "Development of Agriculture and Regulation of Markets for Agricultural Products, Raw Materials and Food". (http:// base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW 186;n=57515 — Access
Date: 02.02.2015). (In Russian).
Resolution of the Government of the Russian Federation of 14.07.2012 № 717 "On State Program of Agricultural Development and Regulation of Agricultural
Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение ...
119
Products, Raw Materials and Food for 2013 - 2020". (http://www.mcx.ru/documents/ document/show/22026.htm - Access Date: 05.02.2015). (In Russian).
Problems and Prospects of Agribusiness and Rural Areas Development: Monograph / E. V. Avtaykina, A. A. Lysochenko et al. / Ed. by S. S. Chernov. Novosibirsk, Publ. House of TSRNS, 2014. (In Russian).
Sviridov O. Yu. and Lysochenko A. A. (2014). State regulation of agribusiness development and agribusiness bank lending in the current economic conditions. Rostov -on-Don, Publ. House "Assistance - XXI Century". (In Russian).
Presidential Decree of 30.01.2010 № 120 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=96953 - Access Date: 29.01.2015). (In Russian).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015