25В
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
ЛЫСОЧЕНКО А.А.
Южный федеральный университет, старший преподаватель кафедры «Теории и технологий менеджмента» экономического факультета, кандидат экономических наук, e-mail: [email protected]
В современных условиях на региональном уровне необходима стратегия обеспечения продовольственной безопасности, которая должна содержать совершенствование механизмов государственной политики направленной, прежде всего, на поддержание положительных факторов влияния на уровень обеспечения продовольственной безопасности, и устранение отрицательных факторов. Комплексная региональная государственная поддержка продовольственной безопасности на уровне региона должна включать: поддержку в сфере агропромышленного производства; поддержку в сфере доступности продовольствия для всех групп населения; поддержку в сфере обеспечения качества и безопасности продуктов питания; мероприятия в области совершенствования организации и управления обеспечением продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; агропромышленный комплекс; приоритетный национальный проект «Развитие АПК», государственная программа развития сельского хозяйства; положительные и отрицательные факторы влияния на обеспечение продовольственной безопасности; ком-^ плексная региональная государственная поддержка продовольственной безопасности; доступность
^ продовольствия для всех групп населения; обеспечение качества и безопасности продуктов питания;
I- «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации»
Ü
у Коды классификатора JEL: R 5, R 58
^ Стратегия продовольственной безопасности на региональном уровне должна обеспечивать решение Z возникающих проблем в удовлетворении текущей потребности в продуктах сельскохозяйственного произ-Ш водства и пищевой промышленности, причем качественных и безопасных для здоровья, а также создавать 2 реальный доступ к продовольствию на уровне жизнеобеспечения всех групп населения. ° Организационно-экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности региона в 00 экономическом аспекте должен обеспечивать производство количества сельскохозяйственной и пищевой □ продукции, необходимое для обеспечения безубыточности и расширенного воспроизводства с учетом про-О изводственно-экономического потенциала АПК региона. Значительное внимание должно быть уделено социальной поддержки и увеличению экономической доступности основных продуктов питания.
В этой связи региональная система продовольственной безопасности должна обеспечивать как минимум четыре компонента натуральных балансов производства и потребления: объемы переходящих запасов продовольствия, объемы производства сельскохозяйственной продукции, ввоз сельскохозяйственной продукции из других регионов и объем импорта сельскохозяйственной продукции.
О
ö I—
ш
ш Из мониторинга динамики состояния продовольственной безопасности региона на примере Ростовской ^ области, приведем комплексную оценку положительных и отрицательных факторов, оказывающие влияние > на обеспечение продовольственной безопасности [рисунки 1 и 2].
о
В системе обеспечения продовольственной безопасности необходим дополнительный комплекс мер и ± совершенствование механизмов государственной политики направленной, прежде всего, на поддержание си положительных факторов влияния на уровень обеспечения продовольственной безопасности, и устранение £ отрицательных факторов.
О- Для создания экономических основ обеспечения продовольственной безопасности Ростовской облас-< ти требуется совершенствование институциональных основ государственного управления системой про-о довольственной безопасности региона. Анализ сложившейся институциональной структуры управления продовольственной безопасностью Ростовской области свидетельствует о ее незавершенности и необходи-2 мости дальнейшего совершенствования. Государственное управление продовольственной безопасностью регламентируется законодательными актами как на федеральном, так и на региональном уровне. Основными
т органами управления сельскохозяйственным производством и косвенно можно сказать продовольственной
£ безопасностью, являются: министерство сельского хозяйства и продовольствия области; министерство эко-
0 номики, торговли, международных и внешнеэкономических связей; министерство энергетики, инженерной ч., инфраструктуры и промышленности; министерство имущественных и земельных отношений, финансового
1 оздоровления предприятий, организаций области; министерство труда и социального развития; комитет по о охране окружающей среды и природных ресурсов, управление ветеринарии, департамент охраны и исполь-® зования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и другие органы управления. Оказывают свое влияние и АККОР, холдинги и финансово-промышленные группы.
¡3 Однако функции этих органов опосредованно связаны с обеспечение продовольственной безопасности
ю региона. Нет разработанных комплексным мер по обеспечению доступности населения продуктов питания
Ц в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности,
о нет государственного мониторинга и контроля за состоянием продовольственной безопасности региона, ко-
о торый должен осуществлять один из органов исполнительной власти региона, нет критериев оценки продо-
(1) вольственной безопасности региона.
Развитие агропродовольственного рынка и ценовая сонъюнктура
Продовольственная безопасность региона (Ростовская область)
Социально-экономические факторы
Конкурентные преимущества
Рис. 1. Комплексная оценка положительных факторов, оказывающих влияние на обеспечение продовольственной безопасности региона
Экономический вестник Ростовского государственного университета -О 2СЮ8 Том В№4 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета -О 2СЮ8 Том В№4 Часть 3
Снижение параметров
Сложное финансово-
экономическое положение
Недостаточное обеспечение
Нарушение севооборота и недостаточное
внесение минеральных удобрений
Проблемы в пищевой промышленности:
Проблемы
Проблема сбыта
Сложности в формировании конкурентоспособной
I/
Сложности
Продовольственная безопасность региона
Отставание
дифференциация доходов
изменение структуры
государстве нной поддержки
Отсутствие
Повышение ценовой конъюнктуры
Мировой финансовый кризис
Рис. 2. Комплексная оценка негативных факторов, оказывающих влияние на обеспечение продовольственной безопасности региона1
1 Составлен автором
Поэтому для обеспечения продовольственной безопасности необходимо совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственным производством. В настоящее время анализ итогов реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на примере Ростовской области показывает о создании дальнейших условий развития сельского хозяйства и возможности решения проблемы продовольственной безопасности.
В рамках Госпрограммы осуществляемой Минсельхозом России министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области 29 февраля 2008 года подписало Соглашение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в котором установлено 45 целевых показателей развития сельского хозяйства области [2].
Основные из них:
1) Увеличение производства продукции сельского хозяйства. Запланирован рост объема сельхозпроиз-водства в 2008 году к 2007 году на 8,6%, а в последующие года в среднем на 3-4%. В целом рост производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2012 году (в сопоставимой оценке) по отношению к 2007 году должен увеличиться в 1,3 раза;
2) По животноводству: к 2012г. производство мяса должно составит 372 тыс. тонн, молока - 1042 тыс. тонн. Таким образом, до 2012 планируется ежегодное увеличение производства скота и птицы (в живом весе) на 4-5%, производство молока - на 2-3%. Рост объема производства мяса и молока в 2012 году по отношению к 2007 году должен составит 37,7% и 17,9% соответственно. Удельный вес племенного скота в общем поголовье - к 2012г. должен достигнуть 13,1%, маточное поголовье овец - должно составить 202 тыс. голов;
3) По растениеводству: удельный вес площади, засеваемой элитными семенами должен составлять 8% от П общей площади посевов; посевная площадь рапса - увеличиться до 15 тыс. га, закладка многолетних ^ насаждений и виноградников - до 1 тыс. га. Значительная финансовая помощь будет оказана по этим о направлениям.
Кроме того предусмотрены показатели: по поддержанию почвенного плодородия (предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельхозугодий - ежегодно от 10 до 13 тыс. га; защита земель от вод- □ ной эрозии - до 4 тыс. га ежегодно; ветровой эрозии - от 10 до 20 тыс. га; внесение минеральных удобрений ^ до 2012 года должно составит 240 тыс. тонн в год); ^
4) Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства начиная с 2009 года должен составлять не менее 7-8% в год;
5) Запланированы показатели по технической и технологической модернизации сельского хозяйства, (д которые включают приобретение сельскохозяйственной техники организациями АПК, фермерскими □ хозяйствами, за счет привлечения кредитных ресурсов в коммерческих банках. К 2012 году приобре- ^ тение тракторов должно составить более 2200 штук, комбайнов около 1000 штук.
Коэффициенты обновления основных видов техники должны увеличиться до 10% по тракторам и 13% по комбайнам;
5) Запланирован ввод жилья для граждан, молодых семей и специалистов на селе в количестве не менее 63,3тыс. кв. м. ежегодно. За 5 лет необходимо ввести (и построить) более 324 тыс. кв.м жилья. ^
На уровне региона разработана «Областная программа развития сельского хозяйства и регулирования ® рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2008-2012 гг.». Однако она не принята. Администрацией области утверждены «Мероприятия по реализации Государствен- ^ ной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в Ростовской области на 2008-2009 годы».
В дополнение к этим программам принимаются еще ряд региональных мер поддержки сельского хозяйс- ш тва. В области утверждена «Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года» £ (Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007г. № 2067), в соответствии с ^
О
О о
I—
ш
0
1_
0
1_
о
которой определено развитие агропромышленного кластера. Наибольший потенциал роста в АПК имеют ^
следующие сегменты: производство молока и молочной продукции, мяса и мясопереработки, производство о консервов, рыбоводство и рыбопереработка.
В Ростовской области действует ряд целевых программ имеющие социально-экономическую направленность: «Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 20082010 годы», «Областная целевая программа «Социальное развитие села Ростовской области до 2008 года», ^ «Программа социально-экономического развития Ростовской области на 2008-2012 годы», «Областная целевая ^ программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008гг.», «Областная целевая программа оказа- о ния государственной поддержки гражданам по приобретению жилья в Ростовской области на 2006-2010 годы», ^ «Социальная программа по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслужива- 1 ния населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам», Стратегия привлечения о инвестиций, «Областная целевая программа «Защита прав потребителей в Ростовской области» и другие. &
В современных условиях необходима комплексная региональная государственная поддержка продовольственной безопасности, которая бы включала: о - поддержку в сфере агропромышленного производства [поддержка растениеводства, поддержка жи- ^ вотноводства, поддержка экономически значимых региональных программ, повышение доступности | краткосрочных и долгосрочных кредитов для сельскохозяйственных и перерабатывающих организа- о ций [с учетом мирового финансового кризиса, а соответственно значительного удорожания кредитных о ресурсов]; повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, техническая и (Т)
технологическая модернизация сельского хозяйства, снижение рисков в сельском хозяйстве, оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства, создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией];
- поддержку в сфере доступности продовольствия для всех групп населения [адресную помощь гражданам, находящихся в зоне наибольшего социального риска: многодетным и неполным семьям, пенсионерам; лица не имеющим возможность обеспечить полноценное питание по объективным причинам; продолжение реализации программы «Донское школьное молоко», разработка и осуществление новых программ: «Школьное питание», «Продовольственные талоны», «Матери и ребенка» и др.];
- поддержку в сфере обеспечения качества и безопасности продуктов питания [развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области биотехнологических способов получения и медико-биологической оценки качества и безопасности новых видов источника пищи и ингредиентов; широкое внедрение образовательных программ по проблемам здорового питания с привлечением средств массовой информации; финансовая поддержка за производство экологических продуктов питания [субсидии, льготные кредиты]; установление налоговых льгот для предприятий, выпускающих экологические безопасные продукты питания, вкладывающие свои средства в техническое переоснащение производства и во внедрение новых инновационных технологий, способствующих выпуску экологической продукции; налоги на экологически «опасную» продукцию, налоги на экологически небезопасные технологии];
^ - мероприятия в области совершенствования организации и управления обеспечением продовольствен-Ь ной безопасности [разработка и законодательное утверждение мероприятий включающие: меры и ме-
^ ханизмы обеспечения продовольственной безопасности региона; региональные критерии и показате-
X ли оценки продовольственной безопасности региона; осуществление мониторинга, прогнозирования
и контроля за состоянием и перспективами достижения и поддержания уровня продовольственной безопасности на уровне региона; закрепление выполнения этих мероприятий за отделом, отвечающим за реализацию мероприятий обеспечивающих продовольственную безопасность в региональном министерстве [департаменте] сельского хозяйства; закрепление за территориальным органом Федеральной службы статистики сбор и обработку показателей необходимых для оценки обеспечения продовольс-Ь твенной безопасности на региональном уровне].
00 Активизация и повышение эффективности региональной аграрной политики, совершенствование управле-О ния агросферой в целях улучшения условий воспроизводства во всех категориях хозяйств являются необходи-¡=у мым условием обеспечения продовольственной безопасности как на уровне региона, так и на уровне страны. ф Сегодня разработана и оказывается значительная система мер поддержки агропромышленного комплекса.
0 Однако не все сельхозтоваропроизводители могут грамотно эффективно ей распорядиться, а некоторые не моей гут ее вообще получить. Грамотное ведение дел, информированность, сложенная организация документального ё оформления, стратегическое планирование полученных средств - вот современная необходимость менеджмен-о. та в сельхозорагнизациях, а соответственно и эти моменты должны быть учтены при разработке стратегии.
ЕЕ Система управления сельхозорганизацией должна включать разработанную модель стратегического раз-
1 вития предприятия, где будут использованы денежные средства от государственных органов, собственные ф финансовые средства на максимизацию прибыли самой организации.
о В основе эффективного управления сельскохозяйственной организацией должно лежать управление на базе постоянного мониторинга деятельностью организации с целью своевременного диагностирования при® чин ухудшения финансового состояния и определения путей его восстановления, обеспечения существующей о рентабельности деятельности, а также экономического роста и развития организации. Это позволит избежать з негативных последствий и обеспечить эффективность деятельности сельскохозяйственной организации. ^ При распределении средств поддержки по направлениям с учетом корзин [«зеленой» и «желтой»] в ре-
0 гионах должны быть учтены перспективы развития сельскохозяйственных территорий; выбраны те направ-^ ления поддержки, которые сдерживают развитие всех остальных, то есть являются фактором-минимумом; ^ учтена прозрачность и предсказуемость политики господдержки.
^ Для выживания в условиях большой конкуренции со стороны импортеров следует большое внимание § уделять технологическим процессам выращивания, переработки и хранения сельхозпродукции. Актуальным £ сегодня является сделать сельскохозяйственную продукцию привлекательной для покупателей. Здесь необ-£ ходимы новые виды техники и оборудования для села для подготовки продукции к продаже. ^ Одно из основных направлений социально-экономической политики по обеспечению продовольствен-
1 ной безопасности должно быть направлено на увеличение покупательной способности населения продуктов
0 питания, на обеспечение последовательного повышения государственных минимальных гарантий в оплате ш труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и в перспективе - к устойчивому росту
1 реальной заработной платы во всех сферах и отраслях экономики.
о Однако для улучшения структуры питания населения необходимы экономические меры, стимулирующие ■т увеличение в составе продовольственных товаров массового потребления доли продуктов с повышенной Ц пищевой и биологической ценностью, обогащенных, в соответствии с научными рекомендациями белком, ° витаминами и минеральными веществами.
9 «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» является основой для разработки О правовых и нормативных документов, концепций и программ в сфере обеспечения продовольственной безо-
Ш
О