Научная статья на тему 'Финансово-экономический аспект развития регионального АПК'

Финансово-экономический аспект развития регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПОДДЕРЖКУ АПК / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE SUPPORT / INDICATORS OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE / EFFICIENCY OF THE BUDGETARY EXPENSES ON SUPPORT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / PROGRAM OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысоченко А. А.

Обеспечение финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей является одной из целей современной экономической политики России. Деятельность сельскохозяйственных организаций сопровождается высокими рисками, которые влияют на формирование финансов и объективно обусловливают активное участие государства в регулировании деятельности данных организаций. Государственная поддержка создает благоприятные тенденции в формировании инвестиционных возможностей в АПК и улучшение ценовой конъюнктуры на отдельных сегментах агропродовольственного рынка. Однако финансовое состояние сельскохозяйственной отрасли имеет серьезный дефицит собственных средств. Кроме того, современное состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей усложняется некоторыми условиями в связи с присоединением России к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лысоченко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The financial and economic aspect of the development of regional agriculture

Ensuring financial and economic stability of agricultural producers is one of the purposes of modern economic policy of Russia. Activity of the agricultural organizations is accompanied by high risks which influence formation of finance and objectively cause active participation of the state in regulation of activity of data of the organizations. The state support creates favorable tendencies in formation of investment opportunities in agrarian and industrial complex and improvement of a price environment on separate segments of the agro food market. However the financial condition of agricultural branch has serious deficiency of own means. Besides, the current state of agricultural producers becomes complicated some conditions in connection with joining of Russia to the WTO.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономический аспект развития регионального АПК»

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

79

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗБИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

ЛЫСОЧЕНКО А.А.,

доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

Обеспечение финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей является одной из целей современной экономической политики России. Деятельность сельскохозяйственных организаций сопровождается высокими рисками, которые влияют на формирование финансов и объективно обусловливают активное участие государства в регулировании деятельности данных организаций. Государственная поддержка создает благоприятные тенденции в формировании инвестиционных возможностей в АПК и улучшение ценовой конъюнктуры на отдельных сегментах агропродовольственного рынка. Однако финансовое состояние сельскохозяйственной отрасли имеет серьезный дефицит собственных средств. Кроме того, современное состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей усложняется некоторыми условиями в связи с присоединением России к ВТО.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; государственная поддержка; показатели развития сельского хозяйства; эффективность бюджетных расходов на поддержку АПК; программы развития сельского хозяйства.

THE FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRICULTURE

LYSOCHENKO A.A.,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Southern Federal University, e-mail: [email protected]

Ensuring financial and economic stability of agricultural producers is one of the purposes of modern economic policy of Russia. Activity of the agricultural organizations is accompanied by high risks which influence formation of finance and objectively cause active participation of the state in regulation of activity of data of the organizations. The state support creates favorable tendencies in formation of investment opportunities in agrarian and industrial complex and improvement of a price environment on separate segments of the agro food market. However the financial condition of agricultural branch has serious deficiency of own means. Besides, the current state of agricultural producers becomes complicated some conditions in connection with joining of Russia to the WTO.

Keywords: agro-industrial complex; state support; indicators of development of agriculture; efficiency of the budgetary expenses on support of agrarian and industrial complex; program of development of agriculture.

JEL classification: Q14, Q18, R11.

На примере Ростовской области, агропромышленный комплекс которой является одним из ведущих в России, проведем оценку финансово-экономического состояния регионального АПК.

В Ростовской области 8,5 млн га сельхозугодий. По площади сельхозугодий область занимает третье, по площади посевов - второе, по численности сельского населения - четвертое место в Российской Федерации. На долю Ростовской области по итогам 2012 г. приходится более 4,5% валовой продукции сельского хозяйства России, более 12% подсолнечника, 9% производства зерна.

© А.А. Лысоченко, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

В аграрном секторе отмечается стабильный рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции. По урожаю зерновых Ростовская область занимает 2-е место в Российской Федерации, подсолнечника - 4-е, овощей - 5-е место. Несмотря на снижение производства зерновых и масличных культур в 2012 г. из-за неблагоприятных погодных условий (получено 6,3 млн. т зерновых и 981,2 тыс. т масличных культур), собранный объем урожая позволяет Ростовской области обеспечить себя и реализовывать продукцию за пределы области. При этом в хозяйствах всех категорий больше, чем в 2011 г., собрано картофеля (на 1,5%), овощей (на 6,7%) и плодово-ягодных культур (на 7,9%).

По производству яиц область занимает 2-е место в РФ и 1-е в Южном федеральном округе, по производству молока - 5-е место в Российской Федерации и 2-е по Южному федеральному округу, производству мяса - 6-е в РФ и 2-е по Южному федеральному округу. Индекс производства продукции животноводства в сопоставимой оценке в 2012 г. составил 107,6%.

Характеристика современного состояния агропромышленного комплекса Ростовской области представлена в табл. 1; 2; 3.

Таблица 1

Основные показатели развития сельского хозяйства в Ростовской области

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год В среднем за 2008-2012 гг.

Продукция сельского хозяйства, млрд руб. 115,8 102,4 118,1 149,0 144,9 126,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 142,9 85,7 98,6 115,8 93,0 107,2

Зерновые культуры, тыс. т 9124,1 6780,6 6842,1 7925,6 6300,3 7394,5

Масличные культуры, тыс. т 1564,2 1018,2 1032,7 1247,9 1039,3 1180,5

Картофель, тыс. т 380,2 305,4 284,5 394,9 400,9 353,2

Овощи, тыс. т 548,2 472,3 483,8 635,0 677,5 563,4

Плоды и ягоды, тыс. т 102,2 110,7 99,5 106,4 114,8 106,7

Мясо (в жив. весе), тыс. т 342,7 378,4 379,3 373,5 354,5 365,7

Молоко, тыс. т 995,5 1035,3 1003,1 1017,7 1084,6 1027,2

Яйца, млн шт. 1397,5 1484,7 1598,2 1688,8 1783,4 1590,5

Производство валовой сельхозпродукции на 1 га пашни в области, тыс. руб. 19,9 17,6 16,99 19,6 17,9 18,4

Приобретено сельскохозяйственной техники:

тракторов 1272 873 975 1523 1419 1212

зерноуборочных комбайнов 497 508 497 675 551 546

Финансово-экономическое управление в агропромышленном комплексе во многом определяется программным регулированием и оказанием государственной поддержки. В Ростовской области законодательная база, регламентирующая государственное управление АПК, представлена: Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства»; Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2013-2020 годы; Областным законом «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области»; Областными долгосрочными целевыми программами развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 гг. и на 2015-2020 гг.; Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года; Концепцией развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года.

В рамках действующих программ ежегодно увеличивается государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей региона, так, например, в 2012 г. объем финансирования АПК увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2008 г.

За 2008-2012 гг. в АПК направлено 24,3 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 18,2 млрд руб., областного - 6,1 млрд. руб. Государственная поддержка агропромышленного комплекса распределена в разрезе подотраслей: на растениеводство - 4,9 млрд руб.; животноводство - 1,8 млрд руб.; развитие малых форм хозяйствования - 0,4 млрд руб.; возмещение части процентной ставки по кредитам - 13,2 млрд руб.; социальное развитие села - 3,1 млрд руб.

Таблица 2

Государственная поддержка АПК в Ростовской области (млн руб.), 2008-2012 гг.

Направления финансирования 2008 2009 2010 2011 2012 в % 2012 к 2008 гг.

Финансовая поддержка из федерального и областного бюджетов, в том числе: 2537,7 4458,9 5012,2 6135,9 6188,7 в 2,4 р.

из федерального бюджета 1973,6 3767,4 3643,6 4596,0 4262,6 в 2,1 р.

из областного бюджета 564,1 691,5 1368,6 1539,9 1926,1 в 3,4 р.

На животноводство 116,1 147,1 192,3 929,8 425,4 в 3,7 р.

На растениеводство 477,1 1 555,6 893,5 935,1 1090,7 в 2,3 р.

На развитие малых форм хозяйствования 40,4 0,8 6,4 37,7 279,4 в 6,9 р.

На возмещение части процентной ставки по кредитам 1 502,3 2 406,7 2 929,2 3 268,2 3 081,8 в 2,1 р.

На социальное развитие села 401,7 292,7 743,1 725,9 966,4 в 2,4 р.

В результате реализации программных мероприятий существенно улучшились основные показатели развития сельского хозяйства, стабилизировалось финансовое состояние сельхозпроизводителей.

Таблица 3

Финансовые показатели деятельности сельскохозяйственных организаций, 2008-2012 гг.

Наименование показателя 2008 2009 2010 2011 2012

Уровень рентабельности без учета субсидий, % 8,9 4,3 7,2 3,4 7,5

Уровень рентабельности с учетом субсидий, % 14,6 10,1 13,6 11,1 15,3

Удельный вес прибыльных организаций в сельском хозяйстве, % 86,6 82,5 85,0 84,0 86,5

Сальдированный финансовый результат в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, млн. руб. 2,9 1,7 4,2 5,6 4,5

Таблица 4

Показатели эффективности бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства, 2010-2012 гг.

Наименование показателя 2010 2011 2012

Выплачено субсидий на 1 га пашни области, руб. 0,779 0,918 0,957

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет от сельхозтоваропроизводителей на 1 рубль субсидий из областного бюджета, руб. 2,09 2,87 1,94

Объем налоговых поступлений от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на 1 рубль субсидий из областного бюджета, руб. 8,04 7,08 6,2

Доля субсидий в расходах сельхозтоваропроизводителей - получателей господдержки, % 6,5 7,7 7,1

Получателями господдержки в 2012 г. стали более 10 тыс. сельхозтоваропроизводителей области. Увеличилась сумма поддержки на одного получателя по сельхозорганизациям на 22% и составила 4,4 млн руб., крестьянским (фермерским) хозяйствам на 32% - 293 тыс. руб., сельхозкооперативам в 12 раз - 2,3 млн руб.

В разрезе категорий хозяйств доля получателей поддержки составляет: 52% сельхозорганизаций области, 15% от всех крестьянских (фермерских) хозяйств, 1,2% от всех личных подсобных хозяйств, 32% перерабатывающих предприятий, 8% сельскохозяйственных кооперативов. Таким образом, господдержкой в области пользуется пока еще незначительная часть аграриев, поэтому и на общий объем валовой продукции области их влияние невелико.

Кроме того, несмотря на увеличивающиеся объемы государственной поддержки, доля субсидий в расходах сель-хозяйственных товаропроизводителей остается низкой и составляет 6-7%.

Более половины всей господдержки направлено на возмещение затрат процентной ставки по привлеченным кредитам (2012 г. - 47,5%) (косвенные виды поддержки). Это позволяет привлекать больше кредитных средств на развитие.

В настоящее время прямые формы поддержки занимают менее 50%. Положительное влияние на развитие подотраслей сельского хозяйства имеют следующие формы поддержки:

• субсидии на производство молока, введенные в области с 2010 г., способствовали увеличению объемов производства. В 2012 г. по отношению к 2010 г. его производство выросло на 8%;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

• поддержка реконструкции, модернизации и строительства мелиоративных систем позволила ввести в оборот 2,6 тыс. га мелиорируемых земель. Выполнение данных мероприятий дало возможность в засушливом 2012 г., в хозяйствах, где работы были выполнены до начала поливного сезона, получить более 90 ц/га кукурузы на зерно и 400 ц/га картофеля.

Вместе с тем эффект от предоставления государственной поддержки занижается от диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

В 2012 г. закупочные цены перерабатывающих предприятий на свинину и говядину снизились по отношению к началу года на 30-35% при росте затрат на корма более чем на 50%, ГСМ - на 30%, электроэнергию - на 15%. Снижение цен связано со вступлением России в ВТО.

В результате снижения закупочных цен на сельхозпродукцию значительная часть господдержки нивелируется, а также идет на покрытие роста цен производителей промышленной продукции, необходимой аграриям. Рост цен на промышленные товары значительно опережает рост цен на сельхозпродукцию, ухудшая финансовое состояние аграриев. Так, в 2012 г. отмечался рост цен в производстве запчастей для сельскохозяйственных машин (на 12,9%), оборудования для приготовления кормов для животных (на 12,4%), транспортных сеялок (на 3%).

Зависимость формирования цен на сельхозпродукцию от перерабатывающих предприятий и в этой связи постоянный недостаток оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей способствует росту закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей. По итогам 2011 г. в Ростовской области совокупные финансовые обязательства сельхозтоваропроизводителей составили 66,6 млрд руб., или 121,5 % к уровню 2010 г. Рост кредиторской задолженности продолжался и в 2012 г. В 2012 г. совокупные обязательства сельхозтоваропроизводителей превысили 90 млрд руб., в том числе заемные средства - 71 млрд руб. Просроченная задолженность составляет порядка 10%. По сельхозоргани-зациям Ростовской области кредитная нагрузка на 1 гектар пашни составляет порядка 19 тыс. руб. на га, а выручка с 1 га пашни 17 тыс. руб./га. Несмотря на высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, в 2012 г. доля убыточных организаций составила 13,5%. Кроме того, в процедуре банкротства находятся 128 предприятий АПК в 36 районах и 8 городах Ростовской области, в том числе 103 сельхозтоваропроизводителя, 16 перерабатывающих предприятий, 3 предприятия рыбной отрасли, 6 обслуживающих предприятий и организаций оптовой торговли.

Сейчас организация работы по управлению агропромышленным комплексом в регионах осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., которая адаптирована к условиям членства России в ВТО. В ней изменены методы бюджетного стимулирования производства сельскохозяйственной продукции. А главная особенность заключается в том, что развитие сельского хозяйства рассматривается через призму развития сельских территорий.

Минсельхозом России разработаны новые правила предоставления средств федерального бюджета регионам. Правила включают:

• учет размещения производственных объектов в документах территориального планирования, обеспечения их инженерной и транспортной инфраструктурой;

• обеспечение работников жильем;

• наличие системы мер по участию в мероприятиях программы крупного и малого бизнеса и их взаимодействию.

С 2013 г. исключены субсидии на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений. Данные направления трансформированы в новый вид поддержки, относящейся к зеленой корзине, субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства - возмещение на 1 га.

Кроме того, с 2013 г. осуществляется компенсация части затрат за произведенное молоко. Ставка субсидии за произведенное и реализованное молоко рассчитывается дифференцированно в зависимости от качества молока (высший и первый сорт). Кроме того, поддержка впервые будет предоставляться предприятиям, осуществляющим собственную переработку молока. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 37,8 млн руб., из федерального будет выделено 174 млн руб. Данная сумма позволит просубсидировать производство 47 тыс. т молока, а в 2012 г. было просубсидировано 18 тыс. т. Общая ставка за счет средств областного и федерального бюджетов на 1 кг молока составляет 4,50 руб. (в 2012 г. - 3,90 руб.).

Расширены направления поддержки экономически значимых региональных программ: развитие овощеводства, питомниководства, свеклосахарного комплекса, селекционно-гибридных центров в свиноводстве, формирование региональных продовольственных (мясных и молочных) кластеров.

Меняются принципы стимулирования обновления сельскохозяйственной техники. За счет средств федерального бюджета предоставляются субсидии машиностроителям сельхозтехники на возмещение недополученных доходов в связи с ее реализацией сельхозпроизводителям со скидкой, в соответствии с перечнем и размером скидки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1432. На региональном уровне сохраняются субсидии за счет средств областного бюджета на технику, произведенную в Ростовской области (компенсация 20%).

Сохранено субсидирование затрат на уплату части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (при этом расширен перечень направлений использования кредитов, привлеченных на развитие перерабатывающей промышленности). Продолжается поддержка на приобретение элитных семян, на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, виноградниками, на содержание и приобретение племенных животных, по уплате страховой премии, по наращиванию маточного поголовья овец и коз.

В 2013 г. из бюджета Ростовской области субсидируется ряд новых направлений, а именно: субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства; субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся производством плодоовощной продукции в защищенном грунте, на возмещение части затрат на оплату потребляемых энергоресурсов; субсидии сельскохозяйственным организациям на возмещение части затрат на производство свинины.

В Ростовской области с 2012 г. реализуется, разрешенная с позиции ВТО, поддержка по переподготовке кадров сельхозтоваропроизводителей и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности. Кроме того, осуществляются поддержки по перерабатывающей промышленности, внедрению инновационных проектов, обеспечению продвижения продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, внедрению стандартов качества.

Что касается изменения мер государственной поддержки с 2013 г., то введено постоянное освобождение от уплаты налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности, до 2017 г. установлена ставка НДС при реализации племенного скота в размере 10%, продлены сроки субсидирования по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства до 15 лет.

Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области заключено соглашение о реализации мероприятий программы до 2020 г., в котором определены целевые показатели.

В 2013 г. в Ростовской области планируется обеспечить:

• индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2012 г. на уровне 102,3%;

• индекс производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - 103%;

• индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - 104%;

• рентабельность сельскохозяйственных организаций - 12,8%;

• рост среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства на 6%.

Планируемый рост показателей подкреплен поддержкой областного бюджета в размере 2,6 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что предоставление бюджетных средств для сельскохозяйственного производства позволяет увеличить объем валовой продукции на 1 рубль государственной поддержки и повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей.

В целом государственная поддержка позволяет снизить негативное влияние инфляционных процессов и постоянно наблюдаемого диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную (минеральные удобрения, горючесмазочные материалы) продукцию.

Сегодня рыночные условия хозяйствования требуют от руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий высокого профессионализма, быстрого реагирования на изменение рыночной конъюнктуры, умения краткосрочного и долгосрочного прогнозирования производственно-финансовой деятельности предприятия. Издержки, связанные с неустойчивостью рынка, могут быть значительно снижены при разработке и реализации финансового менеджмента в каждой организации АПК.

Основные направления финансово-экономического развития агропромышленного комплекса должны включать:

• увеличение числа сельхозпроизводителей, пользующихся господдержкой (проведение разъяснительной работы с аграриями, предоставление определенного вида поддержки не менее 3 лет подряд, упрощение получения поддержки, квалифицированное консультирование и помощь в оформлении документов);

• снижение в общем объеме господдержки такого вида поддержки как субсидирования процентных ставок по кредитам с одновременным увеличением доли прямой поддержки сельхозпроизводителей по различным направлениям (дающей в результате прирост производимой продукции);

• расширение права руководителей сельскохозяйственных организаций по использованию средств государственной финансовой помощи;

• восстановление практики государственных закупок;

• повышение доступности ресурсов для сельхозпроизводителей;

• применение мер регулирования цен (к примеру, установление на федеральном уровне нижнего предела закупочных цен на сельхозпродукцию, ограничение роста цен на промышленную продукцию для сельхозпроизводителей либо возмещение части стоимости);

• повышение доступности для сельхозпроизводителей потребительских рынков сельхозпродукции и продовольствия в крупных городах;

• использование возможности реструктуризации задолженности в рамках Федерального закона от 9.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

ЛИТЕРАТУРА

Лысоченко А.А. (2012). Риск-менеджмент в агропромышленном комплексе: выбор стратегии развития. М.: Вузовская книга.

ЛысоченкоА.А. (2010). Современный менеджмент в агропромышленном комплексе России и регионов. Технологии современного менеджмента: теория и практика. Ростов н/Д: Изд-во «АкадемЛит».

Лысоченко А.А. (2008). Продовольственная безопасность региона: воспроизводственная концепция. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Доступно на: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm.

Постановление Администрации Ростовской области от 30.11.2009 № 633 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы». Доступно на: http://www. donland.ru/ Default.aspx?pageid=89905.

REFERENCES

Lysochenko A.A. (2012). Risk management in agriculture: the choice of strategy development. M. Vuzovskaya kniga.

Lysochenko A.A. (2010). Modern management in the agricultural sector and the Russian regions. Technologies of modern management theory and practice. Rostov-on-Don: «AkademLit.»

Lysochenko A.A. (2008). Food security in the region: the reproductive concept. Rostov-on-Don: SFU.

Resolution of the Russian Federation Government of 14.07.2012 № 717 "On the State Program for Development of Agriculture and Regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020." Available at: http://www. mcx.ru/documents/document/show/22026.htm.

Resolution of the Rostov region Administration from 30.11.2009 № 633 "On approval of the regional long-term program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food in the Rostov region in 2010-2014." Available at: http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid = 89905.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.