ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
А.А. Лысоченко, д-р экон. наук, доцент, профессор А.А. Гизгизов, магистр Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
Аннотация. Инвестиционная стратегия развития региона является важнейшей составляющей стратегии социально-экономического развития региона. В данной статье проведена комплексная оценка инвестиционной стратегии развития Ростовской области. Основное внимание уделено анализу инвестиционного потенциала региона, региональной государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов и стратегическим целям привлечения инвестиций.
Ключевые слова: объем инвестиций, инвестиционные проекты, инвестиционная политика, инвестиционный потенциал, стратегическое управление.
Государственная инвестиционная политика — это важнейшая составная часть общей экономической политики. Прежде всего, данная политика представляет собой комплекс целей, задач, направлений и мероприятий, осуществляемых для реализации вложений капитала, оптимизации структуры и повышения эффективности. Основными задачами инвестиционной политики являются: работа над благоприятной средой для повышения инвестиционной активности частного сектора; привлечение негосударственных отечественных и иностранных инвестиций для модернизации предприятий, используя новые технологии; государственная поддержка наиболее важных жизнеобеспечивающих производств, а также социальной сферы при повышении эффективности капиталовложений.
Инвестиционная политика, формирует так называемый инвестиционный климат государства, поэтому правительство уделяет ей огромное внимание. На уровне региона развитие инвестиционной деятельности является фундаментальным обеспечением достижения высоких показателей социально-экономического развития территории.
Региональная политика Ростовской области сконцентрирована на «7 И» -направлениях: инвестиции, инновации, индустриализация, инфраструктура, ин-
ституты, инициатива, интеллект. Регион имеет конкурентные преимущества, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций. Из них можно выделить: выгодное географическое положение; важнейшее геополитическое значение области для России; развитую транспортную инфраструктуру; высокий природно-ресурсный потенциал; высокоразвитую промышленность; богатую сырьевую базу для перерабатывающей промышленности; широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов; наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы; динамично формирующуюся инфраструктуру рыночных институтов; наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность области; высокий потребительский спрос; стабильную социально-политическую ситуацию [3].
Инвестиционная политика области строится в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, Стратегией инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года, а также государственной программой Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» [3].
Объем инвестиций в основной капитал является важным фактором, обуславливающим темпы социально-экономического развития региона.
В настоящее время по объему инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций Ростовская область находится на 11 месте в Российской Федерации, что примерно соответствует рейтингу региона по объему валового регионального продукта. Валовой региональный продукт Ростовской области в 2017 году по сравнению с 2016 годом вырос на 2,9 % и превысил 1,3 трлн рублей (в Российской Федерации - прирост 1,5 %).
За 2017 год объем инвестиций составил 319,3 млрд рублей, что на 6,2 % больше, чем в 2016 году. При этом объем частных инвестиций оценивается в 233,1 млрд рублей или 101,7 % [1].
В настоящее время в реестр инвестиционных проектов Ростовской области включено 657 проектов с общим объемом инвестиций 717 млрд рублей, а в перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов» включены 62 крупных инвестпроекта с объемом инвестиций 378,3 млрд рублей.
В 2017 году в области введены в эксплуатацию 8 проектов с общим объемом инвестиций 47,9 млрд рублей, что позволило создать порядка 6 тысяч новых рабочих мест.
На региональном уровне государственная поддержка в реализации крупных инвестиционных проектов включает:
налоговые льготы (в 2017 году более 40 организаций воспользовались налоговыми льготами);
предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов (в 2017 году предоставлены субсидии 8 крупным инвесторам в размере 200,0 млн рублей (на 23,3 % больше, чем в 2016 году);
предоставление субсидий на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры и их подключению к инженерным системам (в 2017 году предоставлены субсидии 4 организациям на сумму 386,8 млн рублей).
Для сельхозтоваропроизводителей с 1.01.2017 вступил в действие механизм льготного кредитования (кредит по сниженной ставке от 1% до 5%). В 2017 году заключено 535 кредитных договоров по льготной ставке на сумму 17,7 млрд рублей, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 292 договора на сумму 1,4 млрд рублей. Помимо льготного кредитования крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлена господдержка на субсидирование процентной ставки в сумме 94,8 млн рублей.
В текущем году из федерального бюджета для обеспечения потребности крестьянских (фермерских) хозяйств в льготных краткосрочных кредитах предусмотрен отдельный лимит субсидии в размере 122,1 млн рублей (20% от лимита). Это позволит привлечь более 1,2 млрд рублей кредитных средств.
В рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» осуществлялась господдержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Налоговые льготы предоставляются в соответствии с областными законами и постановлениями.
Ведущими промышленными предприятиями региона в 2017 году освоены новые виды продукции, внедрены передовые технологии: освоено производство самолетов - амфибий Бе-200ЧС; комбайновым заводом «Ростсельмаш» выпущен опытный образец высокопроизводительного зерноуборочного комбайна «Nova»; запущено производство новой модификации комбайна «TORUM»; начато серийное производство 4-х секционного локомотива «Ермак» на базе «ПК «НЭВЗ»; в рамках Года экологии Тагметом запущен блок очистки химических стоков, позволяющий эффективно очищать стоки и снизить на 30% потребление морской воды.
Ростовская область одной из первых заключила Соглашение о сотрудничестве с федеральным Фондом развития промышленности. Ведущими промышленными компаниями региона привлечено 827 млн рублей средств фонда, из
них в 2017 году - 450 млн рублей. В 2017 году создан Региональный фонд развития промышленности.
Начата реализация проектов в сфере ветроэнергетики. Планируется как создание ветропарков, обеспечивающих экологически чистую технологию выработки электроэнергии, так и локализация производства оборудования для строительства ветроэнергетических установок. Для реализации проектов предполагается заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИКов). В декабре 2017 года внесены изменения в действующее законодательство региона, в части предоставления участникам федеральных СПИКов налоговых льгот (налог на прибыль) за счет средств областного бюджета.
Знаковым событием в регионе стало завершение строительства международного аэропорта «Платов» и пуск энергоблока № 4 Ростовской АЭС. Атомная генерация составляет более половины от всего объема вырабатываемой электроэнергии в регионе.
Ростовская область по развитию малого и среднего бизнеса входит в первую десятку российских регионов и отмечена национальной премией «Золотой Меркурий» как «Регион с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства».
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в области за 2017 год выросло более чем на 5 тысяч до 177,4 тыс. (рост около 3%), численность занятых - почти на 10 тысяч человек (рост около 2%) до 546,6 тысяч человек.
На господдержку малого и среднего предпринимательства было направлено 362,1 млн рублей, из которых 205,8 млн рублей - федеральный бюджет (в 2016 году - 388,5 млн рублей, 249,3 млн рублей - средства федерального бюджета).
Система предоставления финансовой поддержки бизнеса региона была переформатирована с учетом федеральных инициатив: от невозвратных форм в виде субсидий перешли к возвратным, таким как микрозаймы, поручительства, лизинговые продукты; региональным
агентством развития предпринимательства для производственных предприятий, сельскохозпроизводителей и резидентов ТОСЭР «Гуково» установлены специальные условия предоставления займов -7% годовых; гарантийным фондом для предприятий, производящих промышленную продукцию, почти на треть снижена ставка за поручительство с 1,75% до 1,25%; создана «Региональная лизинговая компания» для предоставления льготных продуктов - от 5% годовых.
В текущем году внедрена обновленная программа Минэкономразвития России, позволяющая выдавать кредиты для развития бизнеса по ставке не более 6,5% годовых.
В этой связи, на региональном уровне будет реализован новый льготный продукт Агентства поддержки предпринимательства - займы от 5% для экспортирующих предпринимателей-производственников.
Однако на региональном уровне остается ряд нерешенных проблем, которые сдерживают рост инвестиционного развития региона. Например, в агропромышленном комплексе в Ростовской области лимит бюджетных средств на льготное кредитование (годовая процентная ставка - 5%) сельхозтоваропроизводителей не покрывает потребности в кредитных ресурсах на пополнение оборотных средств. В 2018 году выделенный лимит позволит привлечь кредитов в объеме более 9 млрд рублей при потребности по краткосрочным кредитам - 12 млрд рублей. Кроме того не все заемщики удовлетворяют условиям предоставления льготного кредитования. Здесь необходимо рассмотреть возможность снижения процентных ставок по кредитам, которые предоставляет Центральный Банк Российской Федерации коммерческим банкам, для финансирования агропромышленного комплекса.
В целях привлечения инвестиций для повышения конкурентоспособности и устойчивому социально-
экономическому развитию государст-
венная политика должна следовать следующим стратегическим целям: абсолютная реализация инвестиционного потенциала в Ростовской области; увеличение объемов инвестиций на долгий срок; совершенствование структуры инвестиций в пользу высокотехнологичных и инвестиционных производств.
Для достижения стратегических целей, необходимо решить следующий комплекс задач: создание подходящих для ведения бизнеса условий в Ростовской области; увеличение инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов; гарантии инвесторам доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов; повышение уровня конкурентоспособности предприятий; развитие объектов инновационной инфра-
механизмов профессиональной подготовки и переподготовки кадров по специальностям, которые соответствуют потребностям инвесторов; повышение привлекательности муниципальных образований Ростовской области для инвестиций [2].
В заключении стоит отметить, что Ростовская область в последние годы значительно улучшила свою инвестиционную привлекательность, путем повышения инвестиционного рейтинга, и уверенно вошла в число регионов-лидеров. Прослеживается тенденция стабильного инвестиционного развития региона, что способствует непрерывному динамичному развитию всех отраслей региона, а соответственно и повышению качества уровня жизни всех категорий населения.
структуры; организация действенных
Библиографический список
1. Гизгизов А.А., Лысоченко А.А. Оценка стратегии управления инвестиционными проектами региона // Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2018. - С. 4346.
2. Лысоченко А.А. Система стратегического и логистического управления в сфере обеспечения экологической и продовольственной безопасности: Монография. -Ростов н/Д: Содействия - XXI век, 2017. - 244 с.
3. Официальный сайт Правительства Ростовской области: http://www.donland.ru
INVESTMENT STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE REGION IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS
A.A. Lysochenko, doctor of economic sciences, professor A.A. Gizgizov, graduate student South federal university (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. Investment strategy of development of the region is the most important component of strategy of social and economic development of the region. This article provides a comprehensive assessment of the investment strategy of the Rostov region. The main attention is paid to the analysis of investment potential of the region, regional state support in the implementation of investment projects and strategic objectives of attracting investment.
Keywords: investment volume, investment projects, investment policy, investment potential, strategic management.