Овечкина А.И., Петрова Н.П. К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению основных вопросов цифровизации российской экономики. В статье представлен обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие цифровой экономики и реализацию национальной программы «Цифровая экономика РФ», проведен анализ влияния последствий пандемии COVID-19 на инвестиционную деятельность и развитие цифровой трансформации в российских компаниях.
Ключевые слова. Цифровая трансформация, оценка цифровой зрелости, цифровизация экономики, информационные технологии, бизнес-экосистема, крупнейшие компании, влияние пандемии COVID-19.
Ovechkina A.I., Petrova N.P. THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
Abstract. This article is devoted to the main issues of digitalization of the Russian economy. The article provides an overview of the regulatory documents regulating the development of the digital economy and the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation", analyzes the impact of the consequences of the COVID-19 pandemic on investment activities and the development of digital transformation in Russian companies.
Keywords. Digital transformation, digital maturity assessment, digitalization of the economy, information technology, business ecosystem, major companies, impact of the COVID-19 pandemic.
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях уровень научно-технологического развития государства отражает состояние национальной экономики и перспективы ее экономического развития. Активная позиция государства и запуск национальных проектов, одним из которых стал проект «Цифровая экономика РФ», положили начало цифровой трансформации России. Национальным приоритетом в условиях быстрых технологических изменений и глобальной конкуренции является разработка и реализация стратегии, направленной на развитие науки, техники и технологий. В выступлении на VI международном форуме «Технопром» Президент РФ В.В. Путин отметил необходимость совершения технологического прорыва; жизнеспособность и конкурентоспособность национальной экономики напрямую зависят от разработки и эффективного внедрения передовых технологий.
Материалы и методы
При проведении исследования в качестве исходных данных были использованы материалы Росстата, опубликованные на его официальном сайте, нормативно-правовые документы справочно-правовой
ГРНТИ 06.54.31
© Овечкина А.И., Петрова Н.П., 2021
Анна Игоревна Овечкина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Наталья Павловна Петрова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Овечкина А.И.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 427-30-97. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 15.03.2021.
системы Консультант Плюс. Кроме того, учитывались результаты аналитических исследований как зарубежных, так и российских консалтинговых компаний и аналитических агентств.
Результаты и их обсуждение
Принятая в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» национальная программа «Цифровая экономика РФ» включила в себя шесть федеральных проектов, предварительный бюджет реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ» составлял более 3,5 трлн руб. до 2024 г., большую часть финансирования планировалось направить на развитие цифровой инфраструктуры, здравоохранение, цифровизацию государственных услуг.
Согласно исследованию ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата [8], валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2019 г. составили 4094 млрд руб. (3,7% ВВП) из них: внутренние затраты организаций на создание, распространение использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг составили 2453 млрд руб. (2,2% ВВП); затраты домашних хозяйств на использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг - 1641 млрд руб.
Вместе с тем, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в реализацию национальных проектов, в том числе и по цифровой экономике. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», был продлен горизонт планирования с 2024 до 2030 года. Национальные цели развития России были пересмотрены, сокращено их количество - из девяти национальных целей развития майского указа 2018 г. осталось пять, каждая из которых включает от четырех до шести показателей. Задачи национальных проектов объединены в Общенациональный план по восстановлению экономики.
Рост бюджетных расходов на антикризисные меры поддержки бизнеса, населения и региональных бюджетов оказал негативное влияние на реализацию национальных проектов. Средства, запланированные на их исполнение, были перенаправлены; в результате ежегодное финансирование не только сократилось, но и будет растянуто до 2030 года.
По данным Счетной палаты, выполнение бюджета рассматриваемого нацпроекта является одним из самых низких. Главной проблемой является внесение большого количества изменений в паспорт нацпроекта и входящих в него федеральных программ. Таким образом, бюджет нацпроекта сократится по предварительным данным на 117 млрд руб., или на 17,5% по сравнению с утвержденными ранее объемами финансирования. В 2021 году финансирование нацпроекта «Цифровая экономика РФ» составит 150,2 млрд руб., в 2022 году - 211,1 млрд руб., в 2023 году - 190,7 млрд руб. (рисунок 1). Общая сумма финансирования - 552 млрд руб.
(1,5% ВВП).
Искусственный интеллект Н 16,6 Нормативное регулирование цифровой среды 0,542
Информационная безопасность 19,85
Кадры для цифровой экономики 39,2
Цифровые технологии Информационная инфраструктура Цифровое государственное управление
80,6
126,7
268,7
0
50
100
150 200 250 300
млрд руб.
Рис. 1. Затраты на федеральные проекты на период 2021-2023 гг. [1]
В рамках национальной цели «Цифровая трансформация РФ» были разработаны четыре показателя, выполнение которых должно быть достигнуто к 2030 г. Одним из первоочередных показателей стал показатель достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сфе-
ры. В этом направлении панируется сделать акцент на развитие системы здравоохранения, образования и государственного управления. Второй и третий по значимости показатели будут реализованы посредством увеличения доли социально значимых услуг до 95% и обеспечения домашних хозяйств широкополосным доступом в сеть Интернет до 97%. И четвертый показатель - повысить уровень инвестиций в российские информационные технологии по сравнению с 2019 г.
Предложенные ключевые показатели по достижению национальной цели, прежде всего, направлены на решение социальных задач и повышение цифровой зрелости во всех сферах экономики. Цифровая зрелость подразумевает совокупную оценку уровня развития компании по нескольким ключевым направлениям цифровой трансформации. Цифровая трансформация направлена на реализацию стратегии преобразования бизнес-процессов с применением цифровых технологий. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разработана методика расчета «цифровой зрелости», которая включает три показателя (таблица 1).
Таблица 1
Показатели расчета и оценки «цифровой зрелости» [2]
Показатель «цифровой зрелости» Плановые показатели 2030 г. к 2019 г.
1. Численность специалистов, использующих информационно-коммуникационные технологии 10,8 млн чел. / 8,7 млн чел.
2. Расходы на внедрение и использование цифровых решений 3,4 трлн руб. / 1,7 трлн руб.
3. Уровень цифровой зрелости по отношению к целевому значению 10 отраслей экономики и социальной сферы -
Цифровая трансформация [5] становится исходным пунктом для принятия различных стратегических решений, расширения международных экономических связей и привлечения иностранного капитала, повышения эффективности управления на макро-, мезо- и микроуровне, что обеспечивает открытость экономики.
Пандемия стала толчком развития информационных технологий, ускоренная цифровизация коснулась всех сфер жизни. Востребованность облачных и мобильных 1Т-решений для компаний в условиях удаленной работы, онлайн образования, электронного документооборота, торговли через интернет выросла в разы. Механизм льготного кредитования и грантовая поддержка российских компаний-разработчиков программного обеспечения, способствовали ускорению цифровой трансформации различных отраслей экономики. В 2020 году государством принято решение снизить ставку налога на прибыль с 20% до 3% и ставку по страховым взносам с 14% до 7,6% для 1Т-компаний. Данные меры со стороны государства являются беспрецедентными для 1Т-сферы и экономики в целом.
К осознанию цифровой трансформации пришло и большинство российских компаний, особенно этот вопрос стал актуален в период пандемии коронавируса. Удаленный режим работы ускорил внедрение информационных технологий, в условиях быстро изменяющейся внешней среды и необходимости экстренного принятия решений компании запускали новые проекты и инвестировали в цифрови-зацию. Согласно опросу, около 30% крупнейших российских компаний готовы ежегодно финансировать в инновационные проекты до 10 млрд руб. и еще 10% компаний - более 10 млрд руб. К таким выводам пришли эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ) и международной консалтинговой компании КРМО в своем исследовании.
Малому и среднему бизнесу в условиях дефицита оборотных средств и ограниченности бюджета оказалось гораздо сложнее перестроиться под новые реалии и провести цифровизацию своей деятельности. В действительности, главной целью малого и среднего бизнеса было выжить в непростых экономических условиях. Как отмечено в работе [4], использование цифровых технологий предприятиями малого и среднего бизнеса имеет объективную природу. Наиболее распространены: проведение рекламных интернет-кампаний - 26%, СЯМ-системы - 21%, социальные сети - 17%, мобильные приложения - 14%, ведение электронной бухгалтерии - 7%.
В связи вышеизложенным, уровень цифровизации в малом и среднем бизнесе в период пандемии имел тенденцию к росту. Компании стали чаще использовать цифровые технологии и интернет-
инструменты, около 75% компаний малого и среднего бизнеса в 2020 г. создали собственные сайты (против 54% в 2019 году). С 34% до 57% увеличилась доля предпринимателей, осознающих, что цифровые технологии позволят увеличить скорость обработки заказов, качественно улучшат сервис по обслуживанию клиентов, повысят эффективность управления бизнесом.
Российский бизнес стабильно наращивает свой цифровой потенциал. Вектор цифровизации задают отрасли-лидеры цифровой трансформации: телекоммуникация, информационные технологии и разработка программного обеспечения, финансовый сектор, страхование, торговля, промышленность, гостиничный бизнес и сфера общественного питания. Отстающие отрасли: агропромышленный комплекс, автомобильная промышленность, индустрия развлечений, электроника и компоненты, туристический бизнес, металлургия и энергетика.
Консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) на основе проведенного исследования установила взаимосвязь между уровнем цифровизации и экономическими показателями деятельности корпораций, такими как рентабельность, деловая активность, прибыльность и др. У компаний-лидеров цифрового мира рост прибыли в 1,8 раза выше и как минимум вдвое увеличился рост общей стоимости, в сравнении с отстающими в цифровизации компаниями (рисунок 2).
■ Компании-лидеры ■ Отстающие компании
8,70%
Рост EBITDA Рост расходов на НИОКР Рост стоимости компании
Рис. 2. Влияние цифровой зрелости на показатели компаний в 2016-2018 гг., % в год [6]
Что отличает мировых лидеров цифровой трансформации от компаний, отстающих в этом направлении? Прежде всего, это их инвестиционные приоритеты. Лидеры активно инвестируют в цифровые технологии, выделяя значительные средства на создание технологий мирового уровня, повышают квалификацию специалистов в данной области и расширяют штат. Удерживать лидирующие позиции «цифровым чемпионам» позволяют три основных фактора роста:
• осуществление инвестиций в цифровые технологии. Ежегодно на эти цели выделяется более 5% операционных расходов (ОРЕХ). Более 89% компании США активно придерживаются данной позиции, среди компаний Азии таких около 75% и европейских - 65%;
• привлечение высококвалифицированных и талантливых сотрудников, причем более 10% персонала занято полный рабочий день. Акцент на создание цифровой рабочей силы преобладает у компаний в Азии - 54%, США - 51%, Европе - 44%;
• способность масштабировать пилотные проекты и использовать кейсы для реализации преимуществ цифровых решений. Лидерами в этом направлении стали компании США - 48% (причем большая часть компаний-лидеров прошла путь от пилотного проекта до оперативных решений), Европы - 35%, Азии - 32%.
Российские компании уделяют внимание прежде всего направлениям, которые являются базовыми для трансформации и напрямую влияют на основную операционную деятельность организации. К таким можно отнести: автоматизацию и цифровизацию бизнес-процессов, управление базой клиентов, управление компанией на основе данных. Направления, которые позволяют получить экономический эффект в долгосрочной перспективе и вносят вклад в конкурентоспособность и инновационный потенциал компании, в настоящее время являются недооцененными российским бизнесом. Отсутствие
единого органа управления цифровой трансформацией и четкой структуры управления чаще всего является одной из главных причин низкой эффективности цифровой трансформации.
Цифровизация производственно-технологических процессов [3] способствует: созданию нового продукта или услуги, замене ручного труда на роботизированный, развитию Интернета вещей во всех сферах жизни человека, интеграции производства, логистики и конечного потребителя, развитию промышленной телеметрии, углублению интеграционных связей между наукой и бизнесом, направленных на разработку и внедрение инновационных цифровых технологий.
Осенью 2020 г. было проведено совместное исследование PwC и ABBYY «Digital IQ в России», целью которого было оценить уровень цифровой зрелости российских компаний и определить возможности их развития на ближайшую перспективу [7]. В исследовании приняли участие руководители и ведущие специалисты финансового и реального секторов. Реализация цифровой стратегии российских компаний началась сравнительно недавно, по сравнению с ведущими мировыми компаниями. Российские компании, как показал опрос, критично подходят к оценке собственного уровня цифрови-зации. Они отмечают «лидеров» цифровой гонки. Преимущественно это компании финансового и 1Т секторов, которые в последние годы прилагали значительные усилия для создания своих экосистем. Формирование экосистем сегодня уже не дань моде, а современный подход в управлении крупным российским бизнесом, оно позволяет получать конкурентные преимущества и менять ситуацию на рынке.
Рассмотрим некоторые примеры: • в 2019 году затраты Сбербанка на цифровую трансформацию составили около 111,1 млрд руб., по сравнению с 2018 г. темп роста составил 2,7% или 2,9 млрд руб. (таблица 2). Хотелось бы отметить, что грандиозные планы, заявленные этой организацией в 2017 г. о том, что банк к 2020 г. перейдет на 100% цифровизацию, пока не оправдались. Тем не менее, в 2020 г. Сбербанк продолжил цифровую трансформацию и активно занимается разработкой цифровых продуктов и сервисов, а также построением собственной экосистемы;
Таблица 2
Затраты Сбербанка на технологическую трансформацию, млрд руб.
Период 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
ИТ-бюджет 22,7 25,9 26,8 66,8 50,6 65,5 86,3 89,3 107,9 108,2 111,1
Источник: официальный сайт ПАО «Сбербанк», www.sberbank.ru.
• около 60% (12,3 млрд руб.) от общих капитальных затрат в 2019 г. ООО «Яндекс» приходилось на закупку серверов и расширение дата-центров. В 2020 г. «Яндекс» продолжил инвестировать в инфраструктуру и технологии. По итогам 2020 г. выручка «Яндекса» увеличилась на 24% по сравнению с 2019 г. и составила 218,3 млрд руб., чистая прибыль выросла на 116%, до 24,1 млрд рублей;
• показатель цифровой выручки «Почты России», т.е. выручки, инициируемой через цифровые каналы, за период с января по август 2020 г. достиг 22 млрд руб., увеличившись в два раза по отношению к аналогичному периоду 2019 г. Это втрое больше показателя 2018 г.;
• в начале 2020 г. крупнейший российский онлайн-ретейлер OZON повысил эффективность работы благодаря платформенной бизнес-модели. В этот период число поставщиков на данной платформе увеличилось вдвое - до 60 тыс. По оценке генерального директора OZON, двукратный рост во время пандемии (апрель-май 2020 г.) сопоставим с динамикой за последний год. Интернет-ретейлер смог удовлетворить стремительно растущий спрос за счет внедрения инновационных цифровых решений (в том числе технологий анализа данных, построения маршрутов, проверки наличия товаров на складе);
• в ПАО «Газпром нефть» цифровая трансформация реализуется путем реализации стратегии развития компании, согласно которой утверждены 30 программ цифровой трансформации. Все стадии производства в компании от геологоразведки и бурения до переработки нефти и поставки готовой продукции цифровизированы. Затраты компании на цифровую трансформацию в 2019 г. составили 5% от совокупных инвестиционных затрат. К 2030 г. компания планирует сократить срок полу-
чения первой нефти с месторождений, ускорить реализацию крупных проектов, оптимизировать расходы на управление. Основные результаты, которые планирует получить руководство компании - это достижение экономического эффекта в 3-5% EBITDA ежегодно, начиная с 2022 г. Осенью 2020 г. компания создала дочернее общество «Газпромнефть-Технологические партнерства» с целью разработки и реализации инноваций на отраслевом рынке; • компания-лидер в сфере телекоммуникаций - ПАО «Ростелеком», партнер государства в реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ». Это - крупнейший интегрированный провайдер цифровых услуг, реализующий общефедеральные технологические и 1Т-проекты. В мае 2020 г. Ростелеком начал слияние с Теле2 Россия, что позволило объединить экосистемы и ресурсы компаний и достичь наибольшего охвата клиентской базы в части предоставления всего спектра цифровых и контентных услуг и развития новейших технологических решений в будущем. Таким образом, ПАО «Ростелеком» продолжил трансформацию телеком-оператора в цифрового партнера населения, бизнеса и государства.
Рассматривая примеры успешной цифровой трансформации, можно сделать вывод о том, что важным цифровым трендом последних лет является создание бизнес-экосистем. Инновационные экосистемы позволяют максимизировать использование собственных технологий в продуктах и сервисах, интегрировать решения и оптимизировать бизнес-процессы. Как отмечалось ранее, лидерами цифровой трансформации в России являются компании финансового сектора, которые изначально ассоциировались с банкингом (Сбербанк, Тинькофф), и крупнейшие 1Т-компании (Яндекс, МТС). Все перечисленные компании реализуют стратегию предоставления услуг и сервисов в рамках своих экосистем. Заключение
Подводя итог рассмотрению основных вопросов цифровой трансформации российской экономики, можно сказать, что цифровая трансформация становится необходимым условием устойчивого и стабильного развития российских компаний и национальной экономики в целом. Успех в цифровых технологиях требует четкой и целенаправленной инвестиционной стратегии. Трендом последних лет в формировании бизнес-стратегии крупнейшими компаниями становится цифровизация. Компании, способные разработать такую стратегию, могут добиться успеха и стать лидером в цифровом мире.
Пандемия COVID-19 и экономический спад 2020 г. доказали необходимость и важность цифровой трансформации для долгосрочного развития бизнеса. В условиях пандемии и удаленной работы бизнес делал акценты на повышение производительности, поэтому те компании, которые не сокращали бюджеты инновационных проектов и цифровых инициатив в ответ на кризис, смогли быстро адаптироваться в условиях экономического спада. События 2020 г. доказали эффективность и необходимость цифровой трансформации, многие компании пересмотрели свою 1Т-стратегию, стали развивать и модернизировать инфраструктуру кибербезопасности, закупать серверные мощности и осуществлять активный переход на облачные сервисы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Бородушко И.В. Тенденции цифровой информации в современной России // Путеводитель предпринимателя. 2021. Т. 14. № 1. С. 11-20.
4. Зайцева А.С. Влияние цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 2. С. 313-322.
5. Nosova S.S., Makar S.V., Sorokina G.P., Semenova A.A., Bondarev S.A. A new model for the development of the Russian economy in conditions of digital transformation // Espacios. 2020. Т. 41. № 27. С. 10-22.
6. Boston Consulting Group. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2019/ how-digital-champions-invest (дата обращения 23.02.2021).
7. PricewaterhouseCoopers. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/digital-iq-2020.html (дата обращения 16.02.2021).
8. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/420475066.html (дата обращения 26.02.2021).