Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ ДФО / ИНДИКАТОРЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минакир Павел Александрович, Прокапало Ольга Михайловна

В работе рассмотрены основные категории национальных проектов России 2019-2024 гг. на региональном уровне. Дана оценка эффектов и последствий от реализации мероприятий региональных проектов с учётом региональной специфики и финансовых ресурсов. Показано отставание индикаторов развития от запланированных целей в результате сокращения численности населения за счёт естественной убыли, снижения реальных доходов граждан и сохранения высокого уровня бедности. Актуализирована проблема согласования региональных проектов с действующими федеральными / региональными программами и стратегиями социально-экономического развития. Проанализировано влияние пандемии коронавирусной инфекции на реализацию национальных проектов на Дальнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минакир Павел Александрович, Прокапало Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECTS IN THE FAR EAST: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

The work considers the main categories of national projects of Russia 2019-2024 at the regional level. An assessment of the effects and consequences of the implementation of regional projects taking into account regional specifics and financial resources is given. The article shows the development indicators lag behind the planned goals as a result of a decrease in the number due to natural population decline, a decrease in real incomes of citizens, and the preservation of a high level of poverty of the population. The problem of coordination of regional projects with the current federal and regional programs and strategies for socio-economic development has been updated. The impact of the pandemic of coronavirus infection on the implementation of national projects in the Far East is analyzed.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ALA R

кегмонапмстмка

» л ¿>С - С /^Ул X \ /

2021 Том 8 № 1

V V"

МИНАКИР Павел

Александрович

Академик РАН, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

MINAKIR Pavel

Aleksandrovich

Academician RAS, doctor of economics, professor, research supervisor Economic Research Institute FEB RAS,

153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

minakir@ecrin.ru

ORCID: 0000-0002-5451-5662

© Минакир П.А.,

Прокапало О.М., 2021

J-/:

:7S

Ш-

- . , JL'.ft " * ^ ■

УДК 338.26

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В работе рассмотрены основные категории национальных проектов России 2019-2024 гг. на региональном уровне. Дана оценка эффектов и последствий от реализации мероприятий региональных проектов с учётом региональной специфики и финансовых ресурсов. Показано отставание индикаторов развития от запланированных целей в результате сокращения численности населения за счёт естественной убыли, снижения реальных доходов граждан и сохранения высокого уровня бедности. Актуализирована проблема согласования региональных проектов с действующими федеральными / региональными программами и стратегиями социально-экономического развития. Проанализировано влияние пандемии коронавирусной инфекции на реализацию национальных проектов на Дальнем Востоке.

Национальные проекты, субъекты Федерации ДФО, индикаторы, национальная программа, мониторинг

■ ■ ■

NATIONAL PROJECTS IN THE FAR EAST: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

The work considers the main categories of national projects of Russia 2019-2024 at the regional level. An assessment of the effects and consequences of the implementation of regional projects taking into account regional specifics and financial resources is given. The article shows the development indicators lag behind the planned goals as a result of a decrease in the number due to natural population decline, a decrease in real incomes of citizens, and the preservation of a high level of poverty of the population. The problem of coordination of regional projects with the current federal and regional programs and strategies for socio-economic development has been updated. The impact of the pandemic of coronavirus infection on the implementation of national projects in the Far East is analyzed.

National projects, federal subjects of the Far Eastern Federal District, indicators, national program, monitoring

кегионалистика

■•-' «- - Г _ ■ .»! J kl '■] 4 i< tO i

2021 Том 8 № 1

ПРОКАПАЛО Ольга Михайловна

Доктор экономических наук, директор

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

PROKAPALO Olga

Mikhailovna

Doctor of economics, director Economic Research Institute FEB RAS,

153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

prokapalo@ecrin.ru ORCID: 0000-0002-7570-397Х

Содержание и масштабы национальных проектов

Первые 4 национальных проекта («Образование», «Здоровье», «Жильё», «Развитие АПК») были предложены в Послании Президента РФ В. Путина Национальному собранию РФ в 2005 г. С 2006 г. началась их реализация. Фактически эти национальные проекты являлись основой предвыборной программы Д. Медведева, которому, как первому вице-премьеру российского правительства, и было поручено их курирование. Определённого срока действия эти проекты не имели. Финансирование по ним было утверждено только до 2008 г., правда, впоследствии пролонгировалось в годовых бюджетах. Проект «Развитие АПК» в 2008 г. был преобразован в государственную программу.

Каких-либо результатов реализации этих проектов не подводилось. Фактически они просуществовали до 2012 г., когда вновь избранный президентом страны В. Путин обнародовал майские указы, в составе которых несколько указов фактически заменили собой и расширили перечень национальных проектов: «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»1, «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»2, «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»3, «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»4, «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»5.

Результаты реализации этих указов широко освещались в медиа, контролировались Администрацией Президента РФ и российским правительством, но полностью их цели и задания выполнены не были. В 2018 г. был восстановлен формат национальных проектов: утверждены новые 12 национальных проектов и комплексный план развития магистральной инфраструктуры6, по существу, также имеющий статус национального проекта. Каждому национальному проекту соответствовали федеральные проекты, выполнение которых по замыслу должно обеспечить достижение задач национального проекта (табл. 1).

Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. Указ Президента РФ № 598 от 7 мая 2012 г. Указ Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 г. Указ Президента РФ № 600 от 7 мая 2012 г. Указ Президента РФ № 606 от 7 мая 2012 г.

Распоряжение Правительства РФ № 2101-р от 30 сентября 2018 г. «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975292 (дата обращения: июль 2020).

М. А II

Л;/ л ';

V У'

т ^ М':

• .. л. ¡л • \ ••

Национальные и федеральные проекты России

Таблица 1

Национальный проект Федеральный проект Национальный проект Федеральный проект

Образование Современная школа Успех каждого ребёнка Поддержка семей, имеющих детей Цифровая образовательная среда Учитель будущего Молодые профессионалы Новые возможности для каждого Социальная активность Социальные лифты для каждого Экспорт образования Экология Ликвидация свалок Утилизация и переработка мусора Обезвреживание опасных отходов Чистый воздух Чистая вода Оздоровление Волги Сохранение озера Байкал Сохранение рек и озёр Национальные парки и заповедники Сохранение лесов «Зелёные» технологии

Здравоохранение Поликлиники и фельдшерские пункты Борьба с онкологическими заболеваниями Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями Здоровье детей Подготовка врачей Экспорт медицинских услуг Умное здравоохранение Инновационная медицина Наука Передовые научные центры Научная инфраструктура Молодые учёные

Демография Помощь семьям при рождении детей Содействие занятости Старшее поколение Здоровье нации Спорт - норма жизни Малое и среднее предпринимательство Лучшие условия для бизнеса Доступные кредиты Помощь в развитии бизнеса Поддержка фермеров Поддержка начинающих предпринимателей

Культура Культурный досуг Творческие люди Цифровая культура Цифровая экономика Цифровое право Доступная связь и интернет Квалифицированные кадры Информационная безопасность Цифровые технологии Цифровое государство

Безопасные и качественные автомобильные дороги Строительство и ремонт дорог Передовые дорожные технологии Безопасность на дорогах Автодороги Минобороны Производительность труда и поддержка занятости Эффективный труд Бережливое производство Поддержка занятости

:7Й

Ш-

Продолжение таблицы 1

Национальный проект Федеральный проект Национальный проект Федеральный проект

Жильё и городская среда Ипотека Жильё Благоустройство Расселение аварийных домов Международная кооперация и экспорт Промышленный экспорт Экспорт сельхозпродукции Поддержка экспортёров

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Речной транспорт Скоростные железные дороги Европа - Западный Китай Железнодорожный транспорт и транзит Связь между центрами экономического роста Морские порты России Региональные аэропорты Северный морской путь Транспортно-логистические центры

Источники: составлено по: Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71837200 (дата обращения: июль 2020); Национальные проекты. URL: http://government.ru/rugovclassifier/ section/2641 (дата обращения: июль 2020); Национальные проекты России. URL: https://национальныепроекты. рф (дата обращения: декабрь 2020).

Каждый национальный проект имеет собственные акценты и задачи. Так, национальный проект «Образование» направлен на оснащение школ в городской и сельской местности современным оборудованием, внедрение образовательных технологий для раскрытия таланта каждого ребёнка, развитие системы среднего профессионального образования и повышение конкурентоспособности высшей школы. Национальный проект «Здравоохранение» нацелен на оснащение больниц и поликлиник современным оборудованием, формирование фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских комплексов, усиление борьбы с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Проект «Демография» направлен на повышение суммарного коэффициента рождаемости; рост ожидаемой продолжительности здоровой жизни; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. В проекте «Культура» основные мероприятия связаны с ремонтом музеев, концертных залов, театров, библиотек и укреплением российской гражданской идентичности. Проект «Цифровая экономика» нацелен на создание широкополосной связи для госструктур, школ и больниц. Основные цели развития дорожного проекта связаны с расширением скоростных контейнерных перевозок, улучшением автодорог регионального и межмуниципального значения, повышением безопасности дорожного движения. Основные финансовые ресурсы по национальному проекту «Жильё и городская среда» предусмотрены на расселение аварийного жилья и создание комфортной среды обитания. Центральной частью экологического проекта являются повышение качества питьевой воды и проблема утилизации мусора. Основные цели развития нацпроекта «Развитие малого и среднего предпринимательства» связаны с увеличением господдержки фермерства, ростом числа занятых в малом и среднем бизнесе.

:7Й

Ш-

Источниками финансирования национальных проектов являются средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетные источники.

Наряду с национальными проектами, в настоящее время разработаны и реализуются государственные программы управления экономическими и социальными процессами по таким направлениям, как новое качество жизни, инновационное развитие и модернизация экономики, сбалансированное региональное развитие, эффективное государство и обеспечение национальной безопасности1.

Как отмечают эксперты, предварительно прорабатывались варианты, как соотнести уже реализуемые государственные программы и те мероприятия, которые запланированы в национальных проектах. В качестве одного из вариантов предлагалось переориентировать существующие государственные программы и подстроить их под национальные проекты. Например, считать госпрограмму «Развитие здравоохранения» тождественной проекту «Здравоохранение». В силу ряда ограничений этого сделать не удалось. Во-первых, при таком подходе из системы программно-целевого планирования выпала бы значительная часть не менее важных, но не являющихся прорывными, мероприятий. Во-вторых, ряд мероприятий национальных проектов носят межотраслевой характер, что могло привести к нарушению отраслевого принципа программно-целевого планирования.

В результате федеральные проекты национальных проектов были погружены в структуру государственных программ: часть проектов полностью интегрированы в одну госпрограмму, другие - вписаны сразу в несколько. Например, федеральные проекты национального проекта «Демография» были интегрированы в программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Развитие физической культуры и спорта» и др. [8]. Но реализация показателей нацпроектов через несколько госпрограмм, по мнению некоторых аналитиков, усложнит и сам процесс реализации национальных проектов, и контроль за их реальным воплощением [6].

При всей масштабности замысла и широте отражения существенных проблем развития страны национальные проекты (кроме проектов по цифровой экономике) не затрагивают напрямую основных источников экономического роста. Не предлагается ни одного национального проекта по развитию и техническому перевооружению отраслей и высокотехнологических производств: приборостроения, электроники, авиации, кораблестроения, фармацевтики, космического, атомного машиностроения, современной синтетической химии и др. Нет национального проекта по развитию машиностроения. Фактически отсутствует самый главный национальный проект, который должен, по существу, вобрать в себя многие федеральные проекты, «рассыпанные» ныне по разным нацпроектам, - нет проекта по реализации основной цели развития экономики - осуществления технологического прорыва по базовым направлениям [1; 7].

Для контроля за выполнением мероприятий проводится мониторинг выполнения количественных показателей нацпроектов, для чего 91 показатель, из числа отражённых во всех проектах, внесён в Федеральный план статистических работ2. Тем самым проекты становятся объектами статистического учёта.

1 Официальный портал Госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/Portal (дата обращения: декабрь 2020).

2 Распоряжение Правительства РФ № 671-р от 06 мая 2008 г. «Об утверждении Федерального плана статистических работ (вместе с «Федеральным планом статистических работ»). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/462 (дата обращения: декабрь 2020).

у,

Щ А МЕЛ?

■ л

М. А II

:7Й

ш-

т ^ М':

• .. ¡л • \ ••

Система и темпы реализации национальных проектов в ДФО

В субъектах РФ инструментами реализации национальных и федеральных проектов являются региональные проекты. Количество реализуемых региональных проектов определяется с учётом декомпозиции федеральных целевых результатов и показателей на региональном уровне, возможностью реализации в соответствии с региональными полномочиями. В силу огромных различий между регионами по основным природно-географическим и социально-экономическим характеристикам неизбежны существенные расхождения по целевым индикаторам национальных проектов в их региональном разрезе, а также в финансовых ресурсах, которые субъекты РФ в порядке софинансирования способны привлечь для осуществления региональных проектов соответствующего профиля.

Анализ формирования и «реализации» региональных проектов показывает, что в некоторых субъектах РФ федеральный формат национальных проектов воспроизводится полностью, в других случаях полной «проекции» нет.

В большинстве субъектов Федерации ДФО реализуются региональные проекты и программы по всем направлениям. Всего в регионах Дальнего Востока разработано и реализуется от 40 (Магаданская область) до 50-52 (Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область) региональных проектов.

Кроме этого, в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в ДФО планируется провести мероприятия по первому этапу расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, построить дополнительные пути и железнодорожную линию Селихино - Ныш через пролив Невельского. Также одним из проектов является завершение строительства угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края.

Анализ структуры расходов в соответствии с паспортами проектов показывает, что основной объём финансовых ресурсов в субъектах Федерации ДФО планируется распределить в проекты жилищного строительства (от 20-35% - в Камчатском крае, ЕАО, ЧАО и Сахалинской области - до 70% - в Республике Саха (Якутия)), проекты в области демографической политики (20-46% - в Сахалинской и Магаданской областях, Хабаровском, Приморском и Камчатском краях, Республике Бурятия и ЕАО), проекты здравоохранения (16-38% - в Магаданской области, Республике Бурятия, Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях, ЧАО), инфраструктурные проекты (15-50% - в Республике Бурятия, Сахалинской, Магаданской и Амурской областях, Хабаровском и Забайкальском краях). Наименее затратным выглядит проект «Производительность труда и поддержка занятости» (0,1-3,4%).

В Республике Саха (Якутия) разработано 50 региональных проектов по всем 12 направлениям. Основные целевые ориентиры реализации отдельных национальных проектов направлены на достижение определённых количественных параметров. Так, в частности, по проекту «Демография» предусматривается система мер, направленных на увеличение суммарного коэффициента рождаемости1 с 1,93 до 2,25; в «Здравоохранении» - снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) от 136,5 до 130 на 100 тыс. населения; в «Образовании» - создание 8 400 новых мест в общеобразовательных организациях в сельской местности; по проекту «Наука» планируется формирование научно-образовательного центра мирового уровня на основе интеграции высших учебных заведений, научных организаций и

1 Характеризует среднее число рождений у одной женщины на протяжении репродуктивного периода. Самый высокий в мире коэффициент рождаемости в Республике Нигер (7,03), самый низкий - в Республике Корея (0,92).

:7Й

Ш-

производственных предприятий; проект «Жильё и городская среда» предполагает расселение из аварийного жилищного фонда 51,1 тыс. человек. Ориентировочная стоимость реализации национальных проектов в Республике Саха (Якутия) за 6 лет (2019-2024 гг.) составит 318 млрд рублей, из которых 76,4% - средства федерального бюджета, 3,1% - внебюджетные источники и средства государственных внебюджетных фондов.

В Сахалинской области разработано и утверждено 46 региональных проектов по национальным проектам: «Здравоохранение» (6 проектов), «Образование» (7), «Демография» (5), «Культура» (3), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (3), «Жильё и городская среда» (3), «Экология» (3), «Малое и среднее предпринимательство» (5), «Производительность труда и поддержка занятости» (3), «Цифровая экономика» (5) и «Международная кооперация и экспорт» (3). Запланированный объём финансирования региональных проектов в 2020 г. составляет 14,1 млрд рублей. При этом 40% средств направляется на реализацию мероприятий по проекту «Жильё и городская среда», из которых более 50% составляют расходы на сокращение непригодного для проживания жилищного фонда. К концу 2024 г. предполагается расселить граждан из 128 тыс. м2 непригодного для проживания жилищного фонда1. Вторым крупным инвестиционно затратным направлением (20% общего объёма финансирования в 2020 г.) является реализация мероприятий в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Основной объём этих средств предполагается потратить на мероприятия, связанные с увеличением доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям; снижением количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и доли дорог, работающих в режиме перегрузки.

Республика Бурятия участвует в 11 национальных проектах. На их реализацию предполагается выделить 108 млрд рублей, из которых 70% будет финансироваться из федерального бюджета2. Из общего объёма финансирования более 85% средств планируется направить на реализацию 4 национальных проектов: «Демография» (34%), «Здравоохранение» (19%), «Экология» (16,6) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (15,7%). Региональные проекты нацпроекта «Демография» направлены на повышение рождаемости и сохранение тенденций прошлых лет по естественному приросту населения в республике. Более 50% расходов связано с финансовой поддержкой семей при рождении детей3, что будет способствовать созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей и минимизации последствий изменения материального положения в связи с увеличением семьи. Кроме этого, планируются мероприятия по расширению доступности дошкольного образования и созданию дополнительно 6 460 мест для детей в возрасте до трёх лет. В сфере здравоохранения в рамках проекта предусмотрен ремонт и строительство больниц, переоснащение кабинетов; будет реализовываться проект «Здоровый образ жизни», направленный на снижение показателей смертности. По национальному проекту «Экология» разработано и реализуется 5 региональных проектов. В рамках проектов «Сохранение озера Байкал» и «Чистая страна» до 2024 г. будет введено в строй 21 очистное сооружение и ликвидированы 5 несанкционированных свалок в границах городских населённых пунктов. Реализация регионального проекта «Сохранение лесов» к концу 2024 г. позволит ежегодно восстанавливать лесные насаждения, равные площади всего вырубленного и погибшего за год леса. Основным целевым ориенти-

1 Жилье и городская среда. URL: https://np.sakhalinmedia.ru/housing (дата обращения: декабрь 2020).

2 На реализацию нацпроектов Бурятии выделят 108 млрд рублей. URL: https://www.baikal-daily.ru/news/15/368730 (дата обращения: декабрь 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Комплекс мер, направленных на усиление материальной поддержки семей с детьми: осуществление ежемесячных выплат, предоставление материнского капитала и дополнительные меры поддержки рождаемости на Дальнем Востоке.

:7S

Ш-

ром нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является приведение к нормативному состоянию 85% сети дорог Улан-Удэнской агломерации и 50% региональных автодорог. По нацпроекту «Жильё и городская среда» будут проводиться работы по переселению 3,7 тыс. граждан из аварийного жилья площадью 66 тыс. м2, благоустроены более 300 общественных пространств (парки, скверы, аллеи) и более 1 тыс. дворов1.

В Хабаровском крае реализуется 52 региональных проекта по 11 национальным проектам. В соответствии с разработанными паспортами основные финансовые ресурсы предполагается направить на выполнение задач в области здравоохранения (29% общего объёма финансирования), демографии (24%) и автодорожного строительства (19%). В сфере здравоохранения запланировано расширение количества проведения профилактических осмотров, снижение смертности от болезней кровообращения и новообразований, строительство и реконструкция 23 медицинских учреждений, создание и замена фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, закупка восьми передвижных мобильных комплексов для увеличения числа выездов мобильных медицинских бригад в удалённые районы края. По национальному проекту «Демография» основные мероприятия направлены на повышение рождаемости; улучшение условий для работающих женщин, имеющих детей дошкольного возраста; увеличение доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни. Ёмкий блок мероприятий нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» касается развития магистральной инфраструктуры. К 2024 г. планируется провести ремонт более 885 км автомобильных дорог регионального значения с установкой 83 стационарных камер фотовидеофиксации нарушений дорожного движения и разместить 10 автоматических пунктов весогабаритного контроля.

В Приморском крае разработаны паспорта по 51 региональному проекту по 11 национальным проектам. В 2020 г. общий объём финансирования составляет 23,2 млрд рублей, из которых немногим более 45% планируется осуществить за счёт средств федерального бюджета, более 37% - краевого бюджета, более 17% - государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников. Наиболее затратными являются мероприятия по проектам «Демография» (36,5% общего объёма финансирования), «Здравоохранение» (немногим более 32%) и «Безопасные и качественные автомобильные дороги (9,4%). Проект «Демография» до 2024 г. нацелен на увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,954; обеспечение возможности женщинам, имеющим детей, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями за счёт повышения доступности дошкольного образования; увеличение продолжительности здоровой жизни населения края до 64 лет; создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, а также повышение уровня обеспеченности населения спортивными объектами. Реализация проекта «Здравоохранение» направлена на увеличение числа граждан, прошедших профилактические осмотры; снижение смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний; снижение младенческой смертности; доведение до 100% числа медицинских учреждений, работающих в едином информационном пространстве и увеличение количества (до 4,5 тыс. человек) пролеченных иностранных граждан. Проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусматривает увеличение доли региональных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям; снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, введение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения.

1 Нацпроекты помогут решить проблемы республики - Глава Бурятии. URL: https://egov-buryatia.ru/national-project/detail.php?ro=38630 (дата обращения: декабрь 2020).

:7Й

Ш-

Кроме этого, в рамках комплексного плана расширения и модернизации инфраструктуры разработан проект, который предполагает сооружение подъезда к г. Находке при строительстве комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО «Восточная нефтехимическая компания». Общий объём финансирования по проекту составляет 8,7 млрд рублей, из которых более 85% - средства федерального бюджета1.

Реализация проектов

Анализ данных Счётной палаты РФ2 свидетельствует о том, что в настоящее время реальная ситуация далека от запланированных целей. Так, сохраняются тенденции сокращения численности населения за счёт естественной убыли, продолжается снижение реальных доходов граждан, остаётся высоким уровень бедности населения, наблюдается снижение ВВП / ВРП страны и регионов РФ, превышен установленный предельный уровень инфляции (табл. 2).

Пандемия новой коронавирусной инфекции заставила пересмотреть сроки и целевые ориентиры достижения результатов. В связи с этим в июле 2020 г. подписан новый указ о национальных целях развития России до 2030 г.3, который заменяет предыдущий стратегический документ. Данный указ определяет пять национальных целей развития страны: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация.

В новом указе отсутствует цель по выводу России в число пяти крупнейших экономик мира, что связано с «неблагоприятной международной экономической конъюнктурой»4.

В неизменном виде остались пять «национальный целей» из предыдущего майского указа (с пролонгацией достижения основных параметров к 2030 г.): обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации по сравнению с 2017 г.; улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно.

В рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» должен быть обеспечен выход на темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового уровня при условии сохранения макроэкономической стабильности. Реальный рост инвестиций в основной капитал должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 г. Такой же рост запланирован и в сфере экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства должно достигнуть 25 млн человек. Ранее предполагалось, что такое количество граждан будет занято в сфере малого и среднего бизнеса в 2024 г.

В области цифровой трансформации целевые ориентиры стали более абстрактными. Отмечается, что ключевые отрасли экономики и социальной сферы должны достичь «ци-

1 Региональные проекты Приморского края в составе национального проекта «Расширения и модернизации инфраструктуры». URL: https://www.primorsky.ru/regiomlnye-proekty/infrastructura/ (дата обращения: январь 2021).

2 Мониторинг достижения национальных целей. URL: https://ng.ach.gov.ru (дата обращения: июль 2020).

3 Указ Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/ (дата обращения: июль 2020).

4 Старостина Ю. Путин подписал новый июльский указ о целях России до 2030 года. Главное. URL: https://www. rbc.ru/economics/21/07/2020/5f16add29a7947246d35b6c0?from=from_main_13 (дата обращения: июль 2020).

:7S

Ш-

фровой зрелости», без дальнейшего уточнения. Кроме этого, в новый указ включены такие показатели, как доведение до 95% доли получаемых через электронные ресурсы социальных услуг, рост до 97% доли домохозяйств с возможностью использования широкополосного доступа к сети Интернет, рост в 4 раза (по сравнению с 2019 г.) вложений в отечественные решения в 1Т-сфере.

Таблица 2

Исполнение национальных целей в РФ и ДФО

Показатель РФ ДФО

2019 Январь -сентябрь 2020 2019 Январь -сентябрь 2020

Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ

Естественный прирост (+), убыль (-) населения, тыс. человек -316,2 -387,1 -8,9 -9,3

Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к соответствующему периоду прошлого года 101,7 96,4 101,5 96,4

Реальный размер назначенных пенсий, % к соответствующему периоду прошлого года 103,2 101,9 101,7 103,5

Снижение в 2 раза уровня бедности в РФ (до 6,6%)

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности населения 12,3 8,2-23,91

Обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции не выше 4%

Рост ВВП, % 101,3 96,6 103,02 95,02

Индекс потребительских цен, % к соответствующему месяцу предыдущего года 3,0 4,13 3,9 4,13

Примечания: 1 - вариация по субъектам Федерации ДФО, min - Сахалинская область, max - ЕАО; 2 - оценка; 3 - ноябрь 2020 г., % к декабрю 2019 г.

Источники: составлено по: Социально-экономическое положение федеральных округов - 2019 г. URL: https:// rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_20/Main.htm (дата обращения: июль 2020); Социально-экономическое положение федеральных округов - 2020 г. Январь - сентябрь. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_20/Main.htm (дата обращения: декабрь 2020); Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в январе - ноябре 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259 (дата обращения: январь 2021); [5].

:7Й

Ш-

Взаимоотношение между национальными проектами и государственной программой «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»

В настоящее время, наряду с системой национальных / региональных проектов, утверждены сразу несколько федеральных документов, касающихся развития ДФО1: Стратегия пространственного развития РФ до 2025 г., государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» до 2025 г. (далее - Госпрограмма), Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г. (далее - Нацпрограмма).

Кроме этого, существует ещё множество ведомственных программ, а также стратегии социально-экономического развития отдельных субъектов РФ. Пока полной корреляции между этими многочисленными стратегическими документами не просматривается. Это осложняет процесс выявления реальных итогов реализации всех этих многочисленных стратегий, программ, инициатив и так далее, так как неясно, к какому именно действию следует отнести тот или иной позитивный / негативный результат.

Обычной практикой административного регулирования в РФ является отдание приоритета последнему утверждённому нормативно-правовому документу, даже если в явном виде это не предусматривается действующими административными регламентами. Как правило, контроль осуществляется именно по наиболее «свежему» документу. Даже если очевидна несогласованность этих документов.

Согласно распоряжению Правительства РФ2 Нацпрограмма «... обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации». Фактически такая взаимосвязь обеспечивается с помощью двух административных протоколов:

- федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов, интегрированы в текст Нацпрограммы;

- основные результирующие показатели Нацпрограммы представляют собой скорректированные задания, которые содержались в Госпрограмме развития региона;

- разделы Нацпрограммы, в которых собраны задания по отдельным субъектам РФ (в основном утверждённые в качестве региональных проектов в составе национальных проектов), соответствуют ранее включённым в территориальные разделы Госпрограммы.

То есть на идейном уровне должно осуществляться согласование национальных проектов с федеральными государственными программами «по горизонтали» и с региональными проектами и программами «по вертикали».

Такая конструкция фактически превращает Нацпрограмму развития Дальнего Востока до 2035 г. в синтетический документ, определяющий поведение федеральных и региональных органов управления, а также в основу для контроля над исполнением решений по регио-

1 См.: Распоряжение Правительства РФ № 207-р от 13 февраля 2019 г. «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»; постановление Правительства РФ № 308 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»; распоряжение Правительства РФ № 2464-р от 24 сентября 2020 г. «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года».

2 Распоряжение Правительства РФ № 2464-р от 24 сентября 2020 г. URL: https://minvr.gov.ru/upload/iblock/fdc/ nats-programma.pdf (дата обращения: январь 2021).

:7S

Ш-

нальному развитию. То есть абсолютным приоритетом в рамках всей, довольно хаотической, системы плановых документов, касающихся развития Дальнего Востока, пользуется именно Нацпрограмма.

Однако это только общая идеология. Практическая работа по согласованию множества регулирующих документов до сих пор не систематизирована и фактически представляет собой оперативную работу со стратегическими документами в каждом субъекте РФ в попытках согласования их целевых индикаторов с регионально дифференцированными заданиями по национальным проектам [2; 4].

При этом национальные проекты не решают всех задач структурной перестройки экономики. Вне этих проектов существует огромное количество вопросов, нуждающихся в пристальном внимании. Поэтому в настоящее время проводится работа по модернизации национальных, федеральных и региональных проектов в соответствии с национальными целями, целевыми показателями, в том числе их пролонгация до 2030 г.

Например, в Хабаровском крае сейчас действует 52 региональных проекта, которые необходимо актуализировать, а заодно разработать новые проекты. В частности, подготовлены предложения по участию в новом национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», разрабатываемом сейчас по поручению Президента РФ. В Приморском крае работа связана с корректировкой конкретных целей и задач и формированию нового списка проектов. Так, проходят согласование мероприятия по национальному проекту «Туризм». Кроме этого, досрочно закрываются шесть региональных проектов: «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Поддержка фермеров сельскохозяйственных коопераций», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Популяризация предпринимательства», мероприятия по которым переходят в другие проекты1.

Для мониторинга выполнения мероприятий национальных проектов разработан перечень показателей2. Например, национальный проект «Демография» оценивается по таким критериям, как доля граждан, ведущих здоровый образ жизни; доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; ожидаемая продолжительность здоровой жизни; смертность населения старше трудоспособного возраста; суммарный коэффициент рождаемости; число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни; обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни. В настоящее время результаты выполнения национальных проектов в 2020 г. можно оценить не в полной мере, поскольку основная часть официальной статистической информации по проектам представляется по итогам года.

Целевые показатели национальных проектов - это конкретные объекты, а именно построенные больницы, школы, дома, отремонтированные дороги, введённые в строй новые производства, а в случае с социальной инфраструктурой - качественное здравоохранение, образование и здоровая экологическая среда.

В рамках реализации национальных проектов в 2020 г. в Хабаровском крае благоустроено 110 общественных территорий, отремонтированы 8 спортивных залов в сельских школах, новым оборудованием оснащены 7 детских поликлиник (отделений), в нормативное состоя-

1 Тонких Д. Национальные проекты в Приморье ждут изменения в 2021 году. URL: https://primorsky.ru/news/231579 (дата обращения: январь 2021).

2 Методики расчёта показателей национальных и федеральных проектов (программ), реализуемых в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : Сборник. URL: https://www.gks.ru/metod/ proekt.htm (дата обращения: июль 2020).

; » \ г

/5

л чт; ^

г- •' S - .ч \

ние приведено почти 200 км автодорог, введено более 180 тыс. м2 жилья. Оказана финансовая поддержка семьям с детьми: ежемесячные денежные выплаты на первого ребёнка получили 5 442 семьи, на третьего и последующих детей - 3 248 семей1. По нацпроекту «Жильё и городская среда» в 2020 г. в 54 муниципалитетах края появились новые скверы, площади, аллеи, детские и спортивные площадки - 121 общественная территория. На это из бюджетов всех уровней было направлено почти 400 млн рублей, из которых 357 млн рублей - средства федерального бюджета. В конце 2020 г. показатели исполнения нацпроекта были скорректированы: вместо 445 территорий к 2024 г. в регионе запланировано привести в порядок 610, что позволит создать ещё больше современных и комфортных мест отдыха2. По программе расселения аварийного жилья приобретены квартиры на вторичном рынке для переселения более 730 человек из аварийного жилья площадью 11,4 тыс. м2. С 2021 г. планируется строительство многоквартирных домов в 13 муниципалитетах. Всего будет построено 24 дома для расселения почти 2,5 тыс. человек из аварийного жилфонда площадью 41,6 тыс. м2. По реализации мероприятий по проекту «Экология» Хабаровский край занимает лидирующее место в ДФО. Плановый показатель охвата населения, обеспеченного качественным водоснабжением, для региона в отчётном периоде должен был составить не менее 80,7%. Фактически он достиг уровня 82,5%. Новые объекты водоснабжения появились в муниципалитетах края. Намечено масштабное строительство водопроводной сети в г. Бикине, оцениваемое в 800 млн рублей.

В Магаданской области финансирование мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» составило 418,6 млн рублей, при этом 98% средств - поступления из федерального бюджета. В рамках реализации национального проекта запущена микрокредитная компания, куда предприниматели могут обратиться за займами на льготных условиях. Кроме того, в г. Магадане был открыт современный центр «Мой бизнес», объединивший всю существующую инфраструктуру поддержки предпринимательства. В целом по итогам реализации национального проекта различными видами поддержки воспользовались более 1,5 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Навыкам ведения своего дела обучились 470 человек, что помогло создать в 2020 г. более 40 новых предприятий3.

В Сахалинской области в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 г. уложили 200 тыс. м2 асфальта. В нормативное состояние привели около 30 км дорог; устроено 18,5 км тротуаров, 27 автобусных остановок, 19,45 км стационарного электрического освещения; установлено 8 светофоров4.

Влияние пандемии коронавирусной инфекции на реализацию национальных проектов на Дальнем Востоке

Негативные шоки под воздействием событий на нефтяном и валютном рынках, карантин и ограничения во время пандемии повлияли на деятельность целого ряда отраслей. Пандемические шоки привели к уменьшению выпуска и доходов из-за частичной остановки или

1 В Хабаровском крае в 2020 году выросло число предпринимателей и самозанятых. URL: https://minec.khabkrai. ru/events/Novosti/6088 (дата обращения: декабрь 2020).

2 Дарий Тюрин: Показатели нацпроектов в Хабаровском крае выполнены. URL: https://www.khabkrai.ru/events/ news/181910#close (дата обращения: январь 2021).

3 Экономика Магаданской области в 2020 году продемонстрировала рост промышленного производства. URL: https://kolymaplus.ru/news/ekonomika-magadanskoy-oblasti-v-2020-godu-prodemonstrirovala-rost-promyshlennogo-proizvodstva (дата обращения: январь 2021).

4 В рамках нацпроекта на Сахалине в 2020 году уложили 200 тысяч квадратных метров асфальта. URL: https:// sakhalinmedia.ru/news/1042553 (дата обращения: январь 2021).

:7Й

Ш-

фактического прекращения работы предприятий; снижению объёмов выпуска в связи с падением спроса; сокращению стоимости экспорта и увеличению дефицита рабочей силы из-за закрытия границ; снижению спроса на зарубежных рынках и сокращению добычи ресурсов; повышению цен, связанному с сокращением объёмов импорта; росту расходов и сокращению налоговых доходов региональных бюджетов [5]. Ввиду особенностей отраслевой структуры экономики ДФО перечень пострадавших от негативных последствий видов экономической деятельности имеет важные отличия от общероссийского перечня. К ним следует отнести транспорт и логистические услуги, туризм, горнорудное производство и обрабатывающую промышленность.

Общеэкономическая ситуация в 2020 г. в регионах ДФО на фоне этих событий оценивается неоднозначно (табл. 3).

Основные показатели развития ДФО в январе - ноябре 2020 г., % к январю - ноябрю 2019 г.

Таблица 3

Территория Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Ввод жилья Оборот розничной торговли Экспорт* Реальные денежные доходы населения Численность безработных*

ДФО 96,0 91,9 99,0 96,2 82,8 96,4 114,7

Республика Бурятия 113,7 106,7 106,6 98,3 203,1 95,0 115,0

Республика Саха (Якутия) 93,6 87,4 91,8 93,9 67,9 97,1 116,2

Забайкальский край 96,0 104,4 79,1 95,8 181,5 98,2 107,9

Камчатский край 106,7 89,2 175,7 97,9 97,4 99,3 106,7

Приморский край 95,9 76,2 106,0 91,9 65,9 94,4 116,1

Хабаровский край 99,5 96,5 78,7 99,1 106,9 93,1 122,9

Амурская область 91,8 90,6 112,7 99,2 159,0 97,1 117,3

Магаданская область 105,2 171,5 177,8 94,1 88,1 101,3 124,0

Сахалинская область 96,3 101,0 110,7 99,0 76,1 100,5 115,7

ЕАО 97,6 96,4 54,0 93,4 152,2 99,4 88,6

ЧАО 97,6 90,9 - 100,7 262,4 106,8 186,1

Примечание. * - в январе - сентябре 2020 г., % к январю - сентябрю 2019 г.

Источники: составлено по: Социально-экономическое положение федеральных округов - 2020 г. Январь - сентябрь. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_20/Main.htm (дата обращения: декабрь 2020); Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в январе - ноябре 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/n109/document/13259 (дата обращения: январь 2021).

:7Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш-

В добывающих отраслях ДФО за январь - ноябрь 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. снижение производства составило 4%. На динамику объёмов добычи негативно повлияло сжатие внешнего и внутреннего спроса. Сокращение производства отмечено практически во всех (кроме Республики Бурятия, Камчатского края и Магаданской области) субъектах Федерации ДФО. Значительный промышленный рост в Республике Бурятия (113,7%) связан с освоением Никольского месторождения каменного угля, а также с ростом добычи урана на севере региона1.

Существенное снижение в секторе обрабатывающей промышленности отмечено в большинстве субъектов Федерации ДФО, но особенно в Приморском крае (-23,8%) из-за сокращения объёма производства транспортных средств и оборудования, лесоматериалов и пищевой продукции. На фоне этого зафиксирован промышленный рост в Республике Бурятия (благодаря стабильной работе авиационного и локомотивовагоноремонтного заводов, целлюлозно-картонного комбината, предприятий по производству лесопродукции2) и Магаданской области (за счёт роста производства химических веществ и продуктов3).

Строительство жилья, испытав падение в первом полугодии 2020 г. из-за введения карантинных мер на строительных площадках, практически восстановило прежний уровень. В январе - ноябре 2020 г. в ДФО введено 1876 тыс. м2 общей площади (99% к аналогичному периоду 2019 г.). Сохраняются проблемы с темпами ввода жилья в Хабаровском (-21,3%) и Забайкальском (-20,9%) краях. Принятые летом решения о снижении ставки по ипотеке для новостроек увеличили спрос на жильё, но сокращение объёма его ввода привело к росту цен. Так, стоимость 1 м2 общей жилой площади в Республике Саха (Якутия), Хабаровском и Приморском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях в 1,1-1,7 раза превышает среднероссийский показатель.

Рост розничной торговли в I кв. 2020 г. уже в последующий период замедлился и по итогам января - ноября составил 96,2%. Во всех субъектах Федерации ДФО (кроме ЧАО) спрос не вернулся на уровень прошлого года. Снижение оборота розничной торговли связано в основном с сокращением спроса населения на непродовольственные товары. Основными факторами, ограничивающими активность организаций розничной торговли, остаются снизившийся платёжный спрос населения, высокий уровень налогов и арендной платы4. Спад объёма реализации платных услуг был значительно более сильным, чем торговли. За январь - ноябрь 2020 г. реализация платных услуг сократилась на 18%, в том числе в Республике Саха (Якутия) (-24,6%) и Приморском крае (-21,6%). Точность региональных измерений относительна, но, очевидно, что самый сильный кризисный удар пришёлся на крупные города, в которых платные услуги развиты в наибольшей степени [3].

Доходы населения после роста в I кв. 2020 г. сократились на 3,6% в третьем квартале. Сложно объяснить, почему продолжали расти реальные доходы населения в Магаданской области (101,3%) и ЧАО (106,8%).

Влияние кризиса на региональные рынки труда оценивается неоднозначно. Численность безработных в III кв. 2020 г., по оперативной информации, составила 277 тыс. человек и увели-

1 Промышленные предприятия в Бурятии сохранили прирост производства в 2020 году. URL: https://tass.ru/ ekonomika/9980861 (дата обращения: январь 2021).

2 Там же.

3 Экономика Магаданской области в 2020 году продемонстрировала рост промышленного производства. URL: https://kolymaplus.ru/news/ekonomika-magadanskoy-oblasti-v-2020-godu-prodemonstrirovala-rost-promyshlennogo-proizvodstva (дата обращения: январь 2021).

4 Социально-экономическое положение России - 2020 г. Январь - ноябрь. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/ b20_01/Main.htm (дата обращения: январь 2021).

:7S

Ш-

чилась по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 14,7% (минимальное значение среди федеральных округов РФ). Существенное увеличение количества безработных, по оценкам экспертов, связано с решением федеральных властей о повышении пособий по безработице до прожиточного уровня и упрощением процедуры регистрации в службах занятости в рамках антикризисной политики. Значительная часть зарегистрировавшихся граждан ранее были заняты в неформальной экономике [3]. Уровень безработицы в сентябре - ноябре 2020 г. составил 6,6%, что на 0,3 п. п. выше среднероссийского показателя. При этом сохраняются существенные региональные различия уровня безработицы: от 3,7% (Камчатский край) до 10,3-10,6% (Забайкальский край и Республика Бурятия). Традиционным для России способом балансирования рынков труда является неполная занятость: количество занятых неполное рабочее время в III кв. 2020 г. в ДФО увеличилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., в том числе по инициативе работодателя - на 81%.

Таким образом, проведённый анализ свидетельствует о том, что для достижения целевых показателей, определённых в программных документах, необходимо чёткое согласование управленческих ресурсов и финансовых средств на приоритетных направлениях, исключительно важных для территориального социально-экономического развития.

Список литературы

1. Аганбегян А.Г. Как возобновить социально-экономический рост в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 222. № 2. С. 164-182.

2. Бухвальд Е.М. Национальные проекты в системе стратегического планирования в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2019. № 2 (132). С. 50-54.

3. Зубаревич Н.В. Пандемия и регионы: итоги января - августа 2020 г. // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 11. С. 91-95.

4. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 1. С. 37-53.

5. Минакир П.А. Экономика пандемии: дальневосточный аспект // Пространственная экономика. 2020. Т. 16. № 4. С. 7-22. http://dx.doi.Org/10.14530/se.2020.4.007-022

6. Огнева В.В., Шачнев С.А. Государственные национальные проекты: политическое целеполагание и проблемные аспекты эффективности реализации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 120-131.

7. Савкина Р. В. Национальные проекты в системе мер по достижению целей эффективного развития экономики // Инновации и инвестиции. 2020. № 4. С. 287-293.

8. Ярёменко И.А. Национальные проекты, госпрограммы, национальные цели. Как они скоординированы // Бюджет. 2019. № 10 (202). С. 34-37.

References

1. Aganbegyan A.G. How to Resume Social and Economic Growth in Russia? Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific Works of the Free Economic Society of Russia]. 2020. Vol. 222. No. 2. Pp. 164-182. (In Russian)

2. Bukhvald E.M. National Projects in the Strategic Planning System in the Russian Federation. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2019. No. 2 (132). Pp. 5054. (In Russian)

3. Zubarevich N.V. Pandemic and Regions: January - August 2020 Results. Ekonomicheskoe razvitie Rossii [Russian Economic Developments]. 2020. Vol. 27. No. 11. Pp. 91-95. (In Russian)

:7Й

Ш-

4. Ivanov O.B., Bucwald E.M. National Projects of Russia: Regional Dimension. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice]. 2019. No. 1. Pp. 37-53. (In Russian)

5. Minakir P.A. The Economy of the Pandemic: A Far Eastern Russian Aspect. Prostranstvennaya economika = Spatial Economics. 2020. Vol. 16. No. 4. Pp. 7-22. http://dx.doi.org/10.14530/se.2020A007-022 (In Russian)

6. Ogneva V.V., Shachnev S.A. State National Projects: The Political Goal-Setting and Problem Aspects of Implementation Efficiency. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo [Proceedings of South-West State University. Series History and Law]. 2019. Vol. 9. No. 3. Pp. 120-131. (In Russian)

7. Savkina R.V. National Projects in the System of Measures to Achieve the Goals of Effective Economic Development. Innovatsii i investitsii [Innovation and Investment]. 2020. No. 4. Pp. 287-293. (In Russian)

8. Yaremenko I.A. National Projects, State Programs, National Goals. How are They Coordinated. Byudzhet [Budget]. 2019. No. 10 (202). Pp. 34-37. (In Russian)

■ ■ ■

Для цитирования:

Минакир П.А., Прокапало О.М. Национальные проекты на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы развития // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 1. С. 39-55. http://dx.doi.org/10.14530/ reg.2021.1.39 For citing:

Minakir P.A., Prokapalo O.M. National Projects in the Far East: Problems and Prospects for Development. Regionalistica [Regionalistics]. 2021. Vol. 8. No. 1. Pp. 39-55. http://dx.doi.

org/10.14530/reg.2021.1.39 (In Russian) ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.