УДК 336.14
Э01: 10.14258/ерЬ201923
ПОДГОТОВКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В. Н. Стрижкина, И. В. Стрижкина, Л. А. Капустян
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» тема статьи является весьма актуальной. В ней рассматриваются основные направления участия Алтайского края в реализации национальных проектов. Особое внимание уделено приоритетным направлениям развития края.
Одна из основных задач — увеличение доли и объема несырьевого экспорта. Авторами рассмотрены возможные направления реализации регионального проекта края по развитию данного направления, а также механизм государственной поддержки товаропроизводителей края. Изучены направления реализации национальных проектов в области агропромышленного комплекса. Рассмотрены основные мероприятия в рамках отдельных национальных проектов по государственной поддержке, в частности, механизмы поддержки участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Ключевые слова: национальные проекты, региональные программы, государственная поддержка, приоритеты развития, бюджет края.
PREPARATION OF REGIONAL PROJECTS AND PROGRAMS OF THE ALTAI TERRITORY IN THE FRAMEWORK OF NATIONAL PROJECTS
V. N. Strizhkina, I. V. Strizhkina, L. A. Kapustyan
Altai State University (Barnaul, Russia)
As a part of the implementation of the Presidental Decree of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation", the article is highly relevant. The article discusses the main areas of participation of the Altai Region in the implementation of national projects. Particular attention is paid to the priority areas of the development of the region. One of the main tasks is to increase the share and volume of non-primary exports. The authors consider on the possible directions for the implementation of a regional project for the development of the area. The article also discusses the mechanism of state support for commodity producers of the region, as well as the directions of national projects implementation in the field of agro-industrial complex. The main activities in the framework of individual national projects on state support are also considered, particularly, the mechanisms of supporting the participants of the national project "Labor productivity and employment support".
Keywords: national projects, regional programs, state support, development priorities, the regional budget.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» федеральный бюджет запланировал на 2019 г. 5,7 трлн
рублей на 12 национальных проектов и 67 федеральных проектов [1].
Глава государства на большой пресс-конференции 20 декабря 2018 г., говоря о реалистичности реализации нацпроектов, подчеркнул, что сейчас
«Необходимо прыгнуть в новый технологический уклад. Для этого нужно сконцентрировать имеющиеся ресурсы на определенных целях. Просто так раздать деньги 20,8 трлн рублей нельзя, их необходимо сформировать в программных документах» [2].
Указанная сумма средств распределена на 6 лет, до 2024 г. Несмотря на то, что эти деньги в основном федеральные, значительная часть работы будет вестись в регионах, так как не менее 45-50% планируемых в рамках национальных проектов мероприятий относятся к полномочиям субъектов РФ.
Так, в рамках майских указов к 2024 г. экспорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия из Алтайского края предполагается увеличить в 2,7 раза. Такой взрывной рост предусматривает паспорт регионального проекта «Экспорт продукции АПК». Проект разработан в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Основная цель регионального проекта — экспорт продукции АПК (в стоимостном выражении) с 185,8 млн долл. США по итогам 2017 г. до 501 млн долл. США к концу 2024 года [3].
Увеличение доли и объема несырьевого экспорта — одна из основных задач промышленности страны. В рамках действующих инструментов поддержки эту задачу невозможно решить. Поэтому край приступил к реализации регионального проекта по развитию данного направления. Проект предусматривает разработку новых видов поддержки экспортеров. Они должны дополнять усилия федеральных органов власти, учитывать специфику Алтайских предприятий.
Отдельное поручение всем без исключения органам власти дано в курируемых сферах с учетом того, что в крае отставание от других регионов по этому показателю существенное. Поэтому здесь наблюдается и нехватка квалифицированных кадров, и текучесть персонала на предприятиях, что сказывается непосредственно на производительности труда.
К концу 2018 г. ситуацию в региональной промышленности можно оценить как стабильную. Среди наиболее успешно развивающихся отраслей промышленности выделяются вагоностроение, машиностроение, электромашиностроение, производство электрооборудования. Сохранили стабильные показатели работы производители сельхозмашин. Выпуск техники сохраняется на уровне 2017 г.
Со значительной положительной динамикой работают предприятия, производящие одежду. Выпуск их продукции повысился в 1,5 раза. Данный показатель в первую очередь связан с работой таких крупных предприятий, как БМК «Меланжист Алтая» и обособленного подразделения компании
«БТК групп» в Барнауле. Последнее предприятие получило через головную организацию государственный заказ Министерства обороны РФ на выпуск постельного белья и спецодежды.
На экономику Алтайского края в 2018 г. отрицательно влияли продолжающиеся американские санкции. Они прежде всего негативно отразились на экспортоориентированных отраслях. В этом плане реальная угроза санкционного давления сказывается на «Алтай-коксе», который как напрямую поставляет свою продукцию за границу, так и снабжает Новолипецкий металлургический комбинат, который поставляет тонкий металлический лист в США.
В западные страны часть своей продукции поставляет другое экспортоориентированное предприятие «Кучук-сульфат». Есть риски и у алтайских предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Поставленная задача экономического удушения России в условиях жесткого давления может быть выполнена при недостаточном приоритете промышленности как главной силы развития страны. Очевидно, что современная наука и образование, цифровая экономика и новые технологии могут полномасштабно работать на страну только при наличии самостоятельной национальной промышленности.
Минэкономразвития России рассмотрело заявки 15 регионов, которые представили свои региональные программы по повышению производительности труда. Отбор производился на конкурсной основе по двум критериям: потенциал экономики региона с точки зрения роста производительности труда в несырьевых отраслях и качество подготовленной региональной программы.
Участники национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» получат доступ к специальным мерам поддержки на федеральном уровне: льготным займам на техническое перевооружение под 1%, льготным кредитам, грантам на НИОКР до 300 млн руб. от фонда «Сколково», экспортному акселератору. Кроме того, предприятия, участвующие в проекте, могут воспользоваться поддержкой в оптимизации производственных процессов, выходе на новые рынки сбыта, а также в переобучении сотрудников по лучшим методологиям повышения производительности. Для успешной реализации и координации этой работы в регионе будет создана необходимая организационная структура — проектный офис и управляющий комитет, в который войдут представители органов власти, отраслевых объединений и ведущих предприятий.
В 2019 г. Алтайский край включился в реализацию национальных проектов в области агропро-
мышленного комплекса. Началась реализация двух проектов — «Создание системы поддержки фермеров и развитие кооперации» и «Экспорт продукции АПК» [4].
По предварительной информации краю на реализацию проекта по поддержке фермеров и кооперации в 2019 г. будет выделено около 68 млн руб. Средства направят на создание хозяйств начинающих фермеров. Максимальная сумма гранта — до 3 млн рублей, но не более 90 % понесенных затрат [4]. Также запланирована поддержка кооперативов — будет возмещаться до 50% затрат на приобретение сельхозживотных, оборудования. Предусмотрена компенсация кооперативам части затрат, связанных с логистикой [4].
Финансовая поддержка в 2019 г. заложена на развитие сельского хозяйства и в бюджете края. Поддержка сохранится по основным направлениям: оказание несвязанной поддержки в размере 830,1 млн рублей, субсидии на повышение молочной продуктивности — 267,3 млн руб., единая субсидия — 798,3 млн руб. В качестве приоритетных направлений сохраняются элитное семеноводство, племенное животноводство, молочное и мясное скотоводство, малые формы хозяйствования.
Увеличены расходы на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства на 28,8 млн руб. В целом расходы на данную статью составят в 2019 г. 192,3 млн руб.
В бюджете Алтайского края на 2019 г. также предусмотрено 1,9 млрд руб. на устойчивое развитие сельских территорий. Значительно увеличится объем государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условиях граждан, проживающих в сельской местности, ее объем составит свыше 830 млн руб. Поддержку получат 600 сельских семей, тогда как в предыдущие годы их число было на уровне 100. Выделены и масштабные по мерам предыдущих лет субсидии на обеспечение жильем молодых специалистов для решения проблем кадрового дефицита на селе.
В 2018 г. в Алтайском крае был взят курс и на льготное кредитование АПК или дешевые кредиты для аграриев. ПАО «Сбербанк» в этом году выдал сельхозтоваропроизводителям Алтайского края 480 кредитов на сумму более 6,5 млрд рублей — вдвое больше, чем в 2017 г.
Из общего объема кредитов почти половина — это кредиты, выданные сельхозтоваропроизводителям. В свете ситуации, сложившейся в последнее время в сельском хозяйстве (перепроизводство зерна, рост цен на ГСМ), доступные кредиты — большое подспорье.
Чтобы получить оборотные средства на удовлетворение сезонных нужд — закупку ГСМ, кормов, ремонт техники, 333 предприятия малых форм хо-
зяйствования получили в 2018 г. кредиты в рамках программы Министерства сельского хозяйства РФ на сумму более 1,8 млрд руб. По линии Мин-промторга РФ сельхозтоваропроизводители смогли получить кредиты на покупку сельхозтехники по льготной ставке.
Поскольку агропромышленный комплекс с 2019 г. переходит на экспортную модель развития с помощью федерального национального проекта «Экспорт продукции АПК». Правительство РФ поставило задачу перед отраслью увеличить экспорт продукции почти в два раза к 2024 г., с имеющихся 20 млрд долл. до 45 млрд долл.
Стимулировать экспорт предполагается через развитие конкурентоспособной продукции, которая должна быть востребована на внешних рынках. И здесь велика роль ПАО «Сбербанк», который предлагает продукты для повышения экспортного потенциала регионов. Предложения будут востребованы и сельхозтоваропроизводителями Алтайского края и полезны в поисках новых партнеров и в сопровождении экспортных сделок.
Для того чтобы сделать более эффективной Стратегию развития сельских территорий России, и в частности Алтайского края, где более 40% населения проживает в сельской местности, Председатель АКЗС А. Романенко предложил создать новый (тринадцатый) национальный проект устойчивого развития сельских территорий. Эту идею спикер краевого парламента озвучил в Москве на заседании Совета законодателей РФ, где он возглавляет комиссию по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии.
По его мнению, меры, которые с помощью нац-проекта будут направлены на развитие дорожной инфраструктуры, социальной сферы, производства, занятости и кадрового обеспечения российского села, сопоставимые с аналогичными мерами в отношении городских агломераций, помогут вывести российское село на качественно новый уровень.
Но предварительно следует принять государственную программу комплексного развития сельских территорий в ряде регионов, а затем обратиться к руководству страны, чтобы госпрограмма стала основой нового национального проекта.
В настоящее время «Устойчивое развитие сельских территорий» реализуется до 2020 года в рамках подпрограммы. Если же будет принято положительное решение о переводе ее в федеральную программу с более длительными сроком работы, то ее статус будет гарантировать повышенное внимание со стороны федеральных органов и будут выделены дополнительные финансовые средства на развитие села.
На заседании Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и прио-
ритетным проектам в конце декабря 2018 г. было определено: из 67 федеральных проектов, реализация которых предусмотрена национальными приоритетами, Алтайский край примет участие как минимум в 52 и продолжит работу по возможному включению в другие проекты. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года будет скорректирована с учетом реализации 12 национальных проектов, которые обозначил Президент России В. В. Путин.
Кроме трех национальных приоритетов, связанных с экономикой: производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт и малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международной кооперацией и экспортом — Алтайский край принимает активное участие и в других федеральных проектах, реализация которых предусмотрена национальными приоритетами.
Например, на реализацию национального проекта «Демография» в крае направят более 35 млрд руб. Проект включает в себя пять региональных направлений: финансовую поддержку семей при рождении детей, содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, системную поддержку качества жизни граждан старшего поколения, спорт — норма жизни, укрепление общественного здоровья. Часть финансирования, а именно 10 млрд 570 млн руб., будет направлена из краевого бюджета [5].
В условиях сложной демографической ситуации за счет национального проекта «Демография» в регионе должны решаться задачи роста рождаемости, снижения смертности, обучения мам, находящихся в декрете, содействие занятости молодых матерей, ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет и доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
В связи с реализацией нацпроекта «Демография» в приоритете оказываются детские сады и возвращаются в жизнь ясли. До 2025 г. на Алтае планируется полностью закрыть вопрос очередности в ясельные группы детей с двух месяцев. План на 2019 г. — ввести в строй 10 новых детских садов-яслей.
Впервые культура на федеральном уровне выведена в национальный проект, что повышает статус и отрасли, и отраслевого ведомства. В крае проходит формирование региональной составляющей национального проекта. Ряд направлений будет поддерживаться федеральными средствами, другие будут реализовываться на средства региона и муниципалитетов. В составе регионального национального проекта — три федеральных: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».
В рамках рассчитанной на шесть лет национальной программы «Цифровая экономика» в Алтайском крае составлена своя программа действий. В ней выделено шесть основных направлений. Важное среди них — нормативно-правовое регулирование, что в свою очередь, позволит систематизировать правила игры, по которым информационные технологии должны работать не только на уровне страны, но и в регионе. Это касается законодательного положения ИТ-компаний, налоговых преференций для них, определения статуса электронных баз данных. Учитывая, что в настоящее время информация — один из самых главных ресурсов, необходимо определить ее место и в нормативно-правовом поле.
Не менее значимое направление в данной программе действий — информационная инфраструктура. В крае будет стимулироваться ее развитие для того, чтобы подключить к высокоскоростному Интернету как можно больше сельских территорий, и в первую очередь — ФАПы, школы, медицинские учреждения, пункты пожарной охраны, органы власти. Если эти объекты будут в единой информационной сети, то их работники смогут получать цифровые услуги, обмениваться данными.
В настоящее время уделяется большое внимание продвижению в села сотовой связи и развитию там мобильного Интернета. За 2018 г. более 50 населенных пунктов края получили к нему доступ. Это ускоряет социальные и экономические процессы на территории. Однако остается еще много сел, где такой услуги нет. Поэтому и предполагается в дальнейшем стимулировать мобильных операторов, региональных провайдеров, чтобы они продолжали экспансию своих услуг в села. Учитывая, что в крае 1607 населенных пунктов, завести Интернет в них — достаточно сложная, но при этом выполнимая задача при условии, что краевая программа цифровизации будет утверждена в федеральном правительстве в рамках федерального проекта «Цифровые технологии».
Оператором финансовых средств, выделяемых на развитие инфраструктуры, определено Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Министерству цифрового развития Алтайского края поручена координационная функция.
По другим направлениям в настоящее время согласовываются бюджеты. Для Алтайского края в рамках обозначенной федеральной программы важно добиваться финансирования проектов, направленных на цифровизацию сельского хозяйства. Предполагается, что средства будут выделяться в виде грантов. Поэтому алтайские компании, чтобы получить необходимое финансирование, должны будут участвовать и побеждать в конкурсах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https:// garant.ru (дата обращения: 26.04.2019).
2. Путин В. В.: реализация нацпроектов станет прорывом для России [Электронный ресурс]. URL: https://fingazeta.ru/ekonomika/rossiyskaya_ekonomika/453206/ (дата обращения: 26.04.2019).
3. К 2024 году экспорт продукции АПК из Алтайского края намерены увеличить в 2,7 раза [Электронный ресурс]. URL: https://www.ap22.ru/paper/K-2024-godu-export-produktsii-APK-iz-Altayskogo-kraya-namereny-uvelichit-v-2-7-raza.html (дата обращения: 26.04.2019).
4. Начинающим фермерам в Алтайском крае дадут до 3 млн рублей на создание фермерских хозяйств-стартапов [Электронный ресурс]. URL: http://nzd22.ru/2018/12/12/nachinayushhim-fermeram-v-altajskom-krae-dadut-do-3-mln-rublej-na-sozdanie-fermerskix-xozyajstv-startapov/ (дата обращения: 26.04.2019).
5. На реализацию национального проекта «Демография» в регионе направят более 35 миллиардов рублей [Электронный ресурс]. URL: http://r-storona.ru/2018/12/24/na-realizaciyu-nacionalnogo-proekta-demografiya-v-regione-napravyat-bolee-35-milliardov-rublej/ (дата обращения: 26.04.2019).
REFERENCES
1. Presidential decree of may 7, 2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024». The GARANTsystem. URL: https://garant.ru.
2. V. Putin: the implementation of national projects will become a breakthrough for Russia. URL: https:// fingazeta.ru/ekonomika/rossiyskaya_ekonomika/453206/.
3. By 2024, exports of agricultural products of the Altai territory intends to increase 2.7 times. URL: https:// www.ap22.ru/paper/K-2024-godu-export-produktsii-APK-iz-Altayskogo-kraya-namereny-uvelichit-v-2-7-raza. html.
4. Novice farmers in the Altai region will be given up to 3 million rubles to create start-up farms. URL: http://nzd22.ru/2018/12/12/nachinayushhim-fermeram-v-altajskom-krae-dadut-do-3-mln-rublej-na-sozdanie-fermerskix-xozyajstv-startapov/.
5. More than 35 billion rubles will be allocated for the implementation of the national project «Demography» in the region. URL: http://r-storona.ru/2018/12/24/na-realizaciyu-nacionalnogo-proekta-demografiya-v-regione-napravyat-bolee-35-milliardov-rublej/.
Поступила в редакцию: 28 апреля 2019 г.
Принята к печати: 20 мая 2019 г.