Научная статья на тему 'Роль трехлетнего бюджета в развитии Алтайского края'

Роль трехлетнего бюджета в развитии Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижкина Валентина Николаевна, Стрижкина Ирина Викторовна

Алтайский край становится регионом экономической стабильности. В 2008-2010 гг. планируется положительная динамика социально-экономического развития региона, которая находит отражение в его финансово-бюджетной политике. Устойчивое повышение экономических показателей способствует увеличению доходов бюджетов всех уровней края. Приоритетные направления расходов бюджета на среднесрочную перспективу продолжение реализации приоритетных национальных проектов, работа в рамках краевых и ведомственных целевых программ, повышение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры и другие мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрижкина Валентина Николаевна, Стрижкина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Budget in Altai Region Development (for a Period of Three years)

Altai Region is becoming a region of economic stability. The positive dynamics of the social and economic region development which is refl ected in its fi nance and budget policy is being planned for a period of 2008-2010. The stable increase of the economy indexes contributes to the budget income raise of all regional levels. The continuation of the priority national projects realization, work within the frameworks of the regional and department task programs, the increase of the state support effectiveness of the agriculture, development of transport infrastructure and other activities are the priority directions of the budget expenses for an intermediate perspective.

Текст научной работы на тему «Роль трехлетнего бюджета в развитии Алтайского края»

В.Н. Стрижкина, И.В. Стрижкина

Роль трехлетнего бюджета в развитии Алтайского края

Впервые в Алтайском крае принят трехлетний бюджет [1]. Приоритетными направлениями расходов бюджетов на среднесрочную перспективу являются продолжение реализации приоритетных национальных проектов, работа в рамках краевых и ведомственных целевых программ, повышение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры и другие мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого социально-экономического развития края. Поэтому основной финансовый закон края назван бюджетом развития. Планирование на трехлетний период практикуется в крае второй раз подряд, причем перспективный финансовый план достаточно подробный. После принятия бюджета на 2007 г. был уточнен финансовый план на 2007-2009 гг. и появилась возможность принятия бюджета на следующий трехлетний период [2, с. 20].

Алтайский край постепенно становится регионом экономической стабильности. Он является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов не только в Сибирском федеральном округе (СФО), но и в Российской Федерации.

В настоящее время на Алтае ведётся активная работа по снижению уровня дотационности региона [3, с. 14]. За период с 2008 по 2010 г. прогнозируется рост объема валового регионального продукта на уровне 22,4%. Положительная динамика социально-экономического развития региона находит отражение в его финансово-бюджетной политике. Повышение экономических показателей способствует увеличению доходов бюджетов всех уровней. В 2008 г. доходы консолидированного бюджета Алтайского края прогнозируются в пределах 49 млрд руб., удельный вес собственных доходов увеличится до 56%.

В крае выбирают наиболее эффективные способы осуществления государственных расходов с учетом долгосрочных последствий принимаемых решений. Например, усиление контроля за использованием бюджетных средств, внедрение в практику современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социальноэкономической политики, соизмерение намеченных планов с достигнутыми результатами.

Основная цель - бюджет в максимальной степени должен выступать инструментом проведения структурных реформ, поддержки позитивных процессов в различных сферах экономической деятельности.

В рамках проводимых на федеральном уровне реформ в сфере государственных финансов, направленных на стабилизацию экономического роста, снижения налогового бремени на экономику и усиление контроля за использованием бюджетных средств, в Алтайском крае была реализована Концепция реформирования региональных финансов. Основные цели концепции - внедрение новых принципов организации и функционирования региональной бюджетной системы, направленных на повышение эффективности управления государственным имуществом, достижение максимального результата с использованием имеющихся ресурсов и др.

В ходе реализации концепции была создана нормативная правовая база в области государственных финансов, что стало основой для эффективного управления бюджетными средствами.

Формирование краевого бюджета на 20082010 гг. проводилось в соответствии с методиками, разработанными в ходе реализации концепции, внедрения объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи, бюджетирования по результатам управления государственным сектором экономики.

Бюджетная политика на 2008 г. и плановый период 2009-2010 гг. соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития Алтайского края:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- повышение конкурентоспособности экономики края;

- обеспечение безопасности и правопорядка;

- совершенствование институтов гражданского общества.

Основной задачей является создание в регионе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие жителей края: повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, социальном обеспечении.

Решение социальных проблем, в свою очередь, напрямую зависит от устойчивости и сбалансированного развития экономики Алтайского края. Для достижения этой цели в крае создаются благоприятные условия инвестирования предпринимательства, диверсификации структуры экономики и повышения ее конкурентоспособности, создания новых рабочих мест.

Согласно прогнозу доходы консолидированного бюджета Алтайского края с 2005 по 2010 г. увеличиваются в 1,85 раза (или с 29,4 до 54,5 млрд руб.).

Важным направлением в доходной части бюджета является снижение зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета. Темп роста собственных доходов опережает темп роста поступлений из федерального бюджета. Таким образом, в структуре доходов консолидированного бюджета Алтайского края собственные доходы в 2008 г. составят 55%, финансовая помощь из федерального бюджета - 45%. К 2010 г. это соотношение планируется на уровне 61 и 39% соответственно.

Согласно прогнозу с 2005 по 2010 г. собственные доходы консолидированного бюджета Алтайского края увеличатся в 2,4 раза.

В 2008 г. общий объем расходов консолидированного бюджета Алтайского края по прогнозу составит 50,5 млрд руб., что превысит уровень 2005 г. в 1,8 раза. При этом расходы консолидированного бюджета края на одного жителя увеличатся с 11031 руб. в 2005 г. до 23720 руб. в 2010 г.

Расходная часть консолидированного бюджета Алтайского края отражает основные приоритеты бюджетной политики края и имеет ярко выраженную социальную направленность.

Доля социальных расходов на протяжении 2005-2010 гг. составляет 60-64% расходной части консолидированного бюджета края. На поддержку реального сектора его экономики направляется 10-17% расходов консолидированного бюджета, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительную деятельность - 5-6%.

Краевой бюджет на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг. сформирован с учетом целей социальноэкономического развития Алтайского края. Расходы краевого бюджета будут направлены на развитие социальной сферы, поддержку отраслей реального сектора экономики, правоохранительную деятельность.

Доходы краевого бюджета в 2008 г. составляют 40,25 млрд руб., что на 27,8% больше доходов бюджета

2007 г. На 2009 г. - 41,3 млрд руб., на 2010 г. - 43,1 млрд руб., с темпами роста к предыдущему году 102,6 и 104,3% соответственно.

Собственные доходы краевого бюджета запланированы на 2008 г. в размере 18,5 млрд руб., на 2009 г. -20,2 млрд руб., на 2010 г. - 22,1 млрд руб. Темпы роста к предыдущим годам: 137,6, 109,5 и 109,3% соответственно.

Основными источниками собственных доходов краевого бюджета являются: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы на подакцизную продукцию, налог на имущество организаций, транспортный налог. В 2008 г. удельный вес каждого налога в общей сумме собственных доходов должен составить: НДФЛ - 38%, налог

на прибыл организаций - 29%, акцизы - 14%, налог на имущество организаций - 13%, прочие налоговые и неналоговые доходы - 6%.

Расходы краевого бюджета запланированы на

2008 г. в размере 40,8 млрд руб., или на 122,1% больше, чем на 2007 г. На 2009 г. - 42,1 млрд руб., а на 2010 г. - 45,7 млрд руб., с темпами роста 103,1 и 108,6% соответственно.

Приоритетными направлениями расходов краевого бюджета 2008-2010 гг., способствующими устойчивому социально-экономическому развитию края, являются продолжение реализации национальных проектов, обеспечение реализации краевых и ведомственных целевых программ, повышение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, развития транспортной инфраструктуры.

В расходной части краевого бюджета на 2008 г. доля расходов социальной направленности с учетом субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий составляют 55%.

Среди других приоритетов расходов краевого бюджета 2008 г. - расходы на национальную экономику (15%), на финансовую поддержку муниципальных образований края (10%), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (7%).

Весь краевой бюджет можно охарактеризовать, как бюджет для граждан, т. е. направленный на обеспечение достойной, комфортной, безопасной жизни населения. К числу основных направлений расходов краевого бюджета отнесены расходы на продолжение устойчивого роста заработной платы в бюджетной сфере, увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, повышение выплат в рамках реализации мер социальной поддержки населения, на реализацию приоритетных национальных проектов.

Структура социальных расходов краевого бюджета на 2008 г. с учетом субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий такова: социальная политика - 38%, образование - 36%, здравоохранение и спорт - 24%, культура и СМИ - 2%. Рост по сравнению с 2007 г. должен составить 19%.

Основной целью бюджетной политики в сфере образования является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения и ускорение его модернизации.

Расходы краевого бюджета на образование вырастут в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом на 14%. В структуре расходов краевого бюджета на образование больше половины занимают расходы на предоставление субвенций местным бюджетам на выплату заработной платы учителям и обеспечение учебного процесса.

Общий объем расходов краевого бюджета на образование на 2008 г. составит 8092 млн руб. (100%). Структура расходов следующая: 56% - субвенция

местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования; 6% - общее образование; 7% - другие вопросы в области образования; 5% - среднее профессиональное образование; 11% - начальное профессиональное образование; 6% - субвенция местным бюджетам на обеспечение деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; 6% - субвенция местным бюджетам на обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3% - субвенция местным бюджетам на ежемесячное вознаграждение за классное руководство в общеобразовательных учреждениях.

Введение в крае дополнительных выплат и пособий ведет к сокращению количества детей, находящихся в образовательных учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. При этом количество приемных семей за 2006-2007 гг. увеличилось с 5 до 118. Количество детей, переданных на патронат в семьи граждан, составляет 227 чел.

В 2008 г. в краевом бюджете предусмотрены расходы на продолжение реализации следующих краевых целевых программ: «Развитие образования в Алтайском крае на 2006-2010 гг.» в сумме 158,5 млн руб., «Молодежь Алтая на 2007-2010 гг.» в сумме 18,8 млн руб., «Дети Алтая» на 2007-2010 гг. в сумме

3,4 млн руб.

С 2008 г. в крае начала реализовываться ведомственная целевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае» на 2008-2010 гг. Приоритетным правом получения средств на реализацию программы будут пользоваться общеобразовательные учреждения с наполняемостью классов, близкой к нормативному значению, наибольшей численностью учащихся, приходящихся на одного учителя, а также участвующие в комплексном проекте модернизации образования. В краевом бюджете предусмотрены расходы на реализацию еще одной новой ведомственной целевой программы «Развитие государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования» «Алтайское краевое училище олимпийского резерва» на 2008-2010 гг.

В 2008 г. в краевом бюджете предусмотрены расходы на реализацию в Алтайском крае приоритетного национального проекта в области образования за счет средств федерального бюджета в объеме 312,8 млн руб., из которых большую часть, а именно 231,3 млн руб., планируется направить на вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных общеобразовательных школах, на внедрение инновационных образовательных программ (61 млн руб.) и на материальное поощрение лучших учителей (20,4 млн руб.).

Предполагается, что реализация основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» в Алтайском крае позволит улучшить качество общего образования, повысить уровень оплаты труда учителей и на практике начать переход на новые механизмы финансирования, обеспечивающие структурные и институциональные изменения, которых требует от системы образования инновационная экономика.

Приоритетными направлениями в области здравоохранения являются: улучшение здоровья и повышение рождаемости населения, обеспечение и повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждение болезней и снижение смертности. Расходы краевого бюджета на здравоохранение и спорт в 2008 г. составляют 5299 млн руб., что больше расходов 2007 г. на те же цели на 35%.

Самую значительную долю (37%) всех расходов краевого бюджета на здравоохранение в 2008 г. составляют ассигнования на страхование неработающего населения края, которые перечисляются Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края на финансирование расходов лечебно-профилактических учреждений края, в том числе на заработную плату, медикаменты, питание, мелкий инвентарь.

На втором месте - финансирование больниц, клиник, родильных домов, поликлиник, санаториев и высокотехнологичных видов медицинской помощи (30%). 17% планируется израсходовать на прочие расходы, по 4% составят субвенции местным бюджетам: на оказание специализированной медицинской помощи; денежные выплаты медицинскому персоналу ФА -Пов, учреждений и подразделений скорой помощи.

По 2% расходов предусмотрено на физическую культуру и спорт, а также заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов. 4% средств краевого бюджета в сфере здравоохранения планируется реализовать через краевые целевые программы: «Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними» на 2007-2011 гг. в сумме 44 млн руб., «Важнейшие направления развития специализированной медицинской помощи» на 2007-2011 гг. в сумме 52 млн руб., «Организация сервисного обслуживания, восстановления и приобретение медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края» на 2007-2011 гг. в сумме 78 млн руб.

В 2008 г. продолжится оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания за счет субсидии из федерального бюджета городской больнице .№1 Барнаула. Средства будут направлены на оплату труда медицинских работников,

а также приобретение медикаментов и лекарственных средств, включая дорогостоящие расходные материалы и изделия медицинского назначения.

Кроме того, Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены ассигнования на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств краевого бюджета на 2008 г. - 224,9 млн руб., на 2009 г. - 239,7 млн руб., на 2010 г. - 256,6 млн руб.

В 2008 г. в Алтайском крае будет продолжена реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Основными направлениями развития здравоохранения, предусмотренными данным проектом, являются повышение качества первичной и скорой медицинской помощи, улучшение медицинского обслуживания женщин в период беременности и родов, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.

В рамках приоритетного национального проекта на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи на 2008 и 2009 гг. за счет субсидий из федерального бюджета предусмотрено по 200 млн руб. Денежные выплаты получат около трех тысяч медицинских работников Алтайского края.

В краевом бюджете на 2008 г. учтены ассигнования из федерального бюджета на реализацию основных приоритетов в области демографической политики, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Основные направления в области демографической политики следующие:

- средства на содержание детей в семье опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей - 192,3 млн руб.;

- субсидии на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования - 154,4 млн руб.;

- единовременные пособия на детей при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью - 29,5 млн руб.

В сфере культуры в 2008 г. основными задачами останутся сохранение и развитие культурного потенциала, укрепление материально-технической базы учреждений культуры.

В краевом бюджете предусмотрены расходы на содержание 18 краевых учреждений культуры и искусства. Запланированы расходы на приобретение литературы и периодических изданий для библиотек, выставочную деятельность музеев, осуществление

постановочной и концертной деятельности, выплату грантов Алтайского края в сфере культуры.

Расходы краевого бюджета на культуру и средства массовой информации в 2008 г. составят 503 млн руб. (100%), из которых чуть менее половины (47%) будет направлено на содержание учреждений культуры и 30% - на другие расходы в области культуры. На периодическую печать будет выделено - 12%, на кинематографию - 3%.

На целевые программы предусмотрено 8%. В крае принята ведомственная целевая программа «Развитие Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова» на 2008-2010 гг., на реализацию которой в 2008 г. предусмотрено 4,2 млн руб. Также производится финансирование краевой целевой программы «Культура Алтайского края» на 20072010 гг., в 2008 г. объем местных бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий по данной программе составит 33,5 млн руб.

Кроме того, в рамках проведения мероприятий по формированию информационного ресурса Президентской библиотеки и сети ее филиалов в субъектах Российской Федерации в Алтайском крае в 2008 г. предусмотрены средства на создание лаборатории по оцифровке и микрофильмированию документов в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова.

Главная цель социальной политики Алтайского края - последовательное повышение уровня и качества жизни его жителей. Здесь поставлены задачи по повышению благосостояния населения и снижению бедности, повышению качества и доступности социального обслуживания, особенно для малоимущих групп населения, пожилых людей и инвалидов, улучшению положения семей с детьми, созданию благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В структуре социальных расходов краевого бюджета на 2008 г. расходы на социальную политику составляют 38%. В свою очередь, самую значительную часть в структуре социальных расходов представляют расходы на предоставление льгот по оплате жилищнокоммунальных услуг различным категориям льготников. Всего выделяется 8558 млн руб. Структура расходов краевого бюджета на социальную политику на 2008 г. выглядит так:

- расходы на предоставление льгот по оплате ЖКУ за счет средств Федерального фонда компенсаций (инвалиды, ветераны войны, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию) - 17%;

- субсидии населению на оплату жилья и коммунальных услуг - 17%;

- реализация Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» - 16%;

- социальное обслуживание населения - 11%;

- социальная поддержка безработных граждан, включая пособия по безработице (за счет Федерального фонда компенсаций) - 11%;

- прочие расходы на социальную политику -10%;

- расходы на выплату ежемесячного пособия на ребенка - 6%;

- социальная поддержка специалистов села -4%;

- субвенция местным бюджетам на опеку и попечительство - 4%;

- расходы на предоставление льгот по приобретению отдельными категориями граждан социальных проездных билетов - 2%;

- реализация Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» - 2%.

В 2008 г. на содержание 125 учреждений социального обслуживания населения, услугами которых в целом пользуются около 470 тыс. чел., или 1/5 населения Алтайского края, предусмотрено 844,7 млн руб.

С 2008 г. вводится единовременное пособие гражданам, усыновившим детей, в размере 20 тыс. руб. Единовременное пособие является дополнительной формой поддержки усыновления детей и назначается независимо от выплат других пособий, осуществляемых за счет средств федерального и краевого бюджетов.

В настоящее время в крае действует комбинированная система мер социальной поддержки, предполагающая денежные выплаты с учетом ежегодной индексации исходя из уровня инфляции, льготное обеспечение лекарственными средствами, проезд, установку телефона, изготовление и ремонт зубных протезов. С 1 апреля 2008 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату таких услуг. Таким образом, на Алтае последовательно возрастает степень монетизации льгот, в 2008 г. ее уровень составит 94%.

Ключевым условием достижения поставленной цели является обеспечение роста конкурентоспособности экономики края, что может быть реализовано за счет перевода промышленного сектора экономики на инновационный путь развития, создания и совершенствования новых конкурентоспособных производств, внедрения передовых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Доля расходов на национальную экономику в общем объеме расходов краевого бюджета в 2008 г. составит 15% данных расходов. Сюда относятся расходы на дорожное хозяйство, целевые программы и сельское хозяйство.

Структура расходов краевого бюджета на национальную экономику на 2008 г., общий объем которых 6004 млн руб., такова:

- дорожное хозяйство - 48%;

- целевые программы в области национальной экономики - 18%;

- сельское хозяйство, рыболовство - 15%;

- государственная поддержка отраслей национальной экономики - 6%;

- прочие расходы - 6%;

- реализация государственной политики занятости - 5%;

- транспорт - 2%.

За счет средств краевого бюджета осуществляется субсидирование банковской процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями, и субсидирование налогов, в том числе в отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта. В целях технического перевооружения предприятий реального сектора экономики Алтая в краевом бюджете на 2008 г. предусмотрены средства на развитие лизинга промышленного оборудования и сельскохозяйственной техники.

Важным направлением поддержки экономики края является развитие малого предпринимательства, в том числе за счет средств, предусмотренных целевой программой «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы».

Основные направления поддержки предприятий реального сектора экономики за счет средств бюджета на 2008 г.:

- поддержка предприятий агропромышленного комплекса - 850 млн руб.;

- реализация законов об инвестиционной и инновационной деятельности в Алтайском крае в части субсидирования налогов - 65 млн руб.;

- субсидирование части банковской процентной ставки - 230 млн руб.;

- средства на поддержку среднего и малого бизнеса - 47 млн руб.;

- лизинг техники и оборудования, в том числе жилищно-коммунального хозяйства - 140 млн руб.;

- прочие расходы - 50 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственные расходы на инвестиционную поддержку в крае выделены с целью содействия повышению инвестиционной привлекательности экономики края, ускорению модернизации производственных фондов в таких отраслях, как обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт и связь, и, в конечном итоге, для создания в крае конкурентоспособной экономики.

Сельское хозяйство занимает приоритетное место в экономике Алтая. Имея благоприятные климатические условия, значительный производственный и кадровый потенциал, Алтайский край располагает

исключительными возможностями для дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного производства, позволяющего в достаточных объемах обеспечить пищевую и перерабатывающую промышленность сырьем, население региона - качественными продуктами питания.

Цель финансовой поддержки агропромышленного комплекса края - развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства, обеспечение Алтайского края и других регионов Российской Федерации доступными и высококачественными продуктами питания, увеличение занятости и повышение уровня жизни сельского населения.

Основные направления поддержки АПК определяются новой целевой программой «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 гг.», а также приоритетным национальным проектом «Развитие АПК».

В 2008 г. в Алтайском крае продолжена реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Основными направлениями развития АПК в соответствии с указанным национальным проектом являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

На основе приоритетного национального проекта «Развитие АПК» выделяются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих комплексов и затрат на уплату процентов по кредитам на развитие малых форм хозяйствования, а также субсидии на строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов в сельской местности.

В краевом бюджете на 2008 г. предусмотрены средства на софинансирование приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в размере 197 млн руб.

Большое значение в развитии экономики Алтайского края приобретает реализация за счет средств краевого бюджета краевых и ведомственных целевых программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса, промышленности, малого и среднего бизнеса. В краевом бюджете на 2008 год указанные расходы составят 1065,6 млн руб., или 15% от расходов на национальную экономику.

В 2008 г. за счет средств краевого бюджета в сфере национальной экономики реализуются ведомственные целевые программы «Развитие лесов Алтайского края на 2007-2010 годы» в сумме 36 млн руб., «Совершенствование структуры собственности Алтайского края» в сумме 19 млн руб. и краевая целевая программа (КЦП) «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» на 2007-2009 гг. в сумме 17 млн руб. В рас-

ходах бюджета предусматривается поддержка сельскохозяйственного производства в соответствии с новой целевой программой «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы», разработанной в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., которая содержит основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства.

Средства в программе предусмотрены на поддержку племенного животноводства, овцеводства, коневодства, элитного семеноводства, производства льна и конопли, закладки и ухода за многолетними насаждениями, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, страхование уровня сельскохозяйственных культур, техническое перевооружение сельского хозяйства, лизинг техники, кадровое и информационное обеспечение агропромышленного комплекса, развитие личных подсобных хозяйств, противоэпизоотические мероприятия по борьбе с особо опасными заболеваниями сельскохозяйственных животных, реализацию приоритетного проекта «Развитие АПК».

Для финансирования приоритетных объектов капитальных вложений на Алтае проводится консолидация средств федерального, краевого и местного бюджетов. В 2008 г. основными направлениями капитальных вложений в соответствии с адресной инвестиционной программой являются расходы на строительство объектов социальной инфраструктуры, газораспределительных сетей и перевод котельных на природный газ, жилищное строительство, возведение и реконструкцию объектов жилищнокоммунального хозяйства.

Адресная инвестиционная программа на 2008 г. в объеме 2756 млн руб. распределила средства следующим образом:

- объекты социальной сферы - 27%, в том числе здравоохранение - 18%, образование - 4%, культура -3%, социальное обеспечение - 2%;

- прочие инвестиционные расходы - 27%;

- газификация - 18%;

- жилищно-коммунальное хозяйство - 11%;

- жилищное строительство - 10%;

- долевое участие края в создании инфраструктуры особой экономической зоны - 7%.

В 2008 г. в Алтайском крае продолжится реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Механизмом реализации данного национального проекта является федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище».

Основными направлениями национального проекта являются увеличение объемов жилищного

строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры, её обеспечение земельными участками в целях жилищного строительства.

Важным направлением реализации приоритетного национального проекта является выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан путем предоставления субсидий. Для улучшения жилищных условий жителей Алтайского края в краевом бюджете на 2008 г. предусмотрены средства на софинансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» - 100 млн руб.; ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.» - 90,1 млн руб.; КЦП «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края» - 14,4 млн руб.; на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 27,2 млн руб.

Одним из факторов положительной динамики социально-экономического развития Алтайского края является защита жизни, здоровья прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступности и иных противоправных посягательств, защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности.

В 2008 г. расходы краевого бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность запланированы с учетом средств из федерального бюджета в сумме 2983 млн руб. (100%), из которых наибольшая доля (68%) приходится на содержание органов внутренних дел, около трети, а точнее, 29% - на обеспечение пожарной безопасности, 2% - на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданскую оборону, 1% выделяется на краевые целевые программы в области национальной безопасности.

Средства федерального бюджета выделяются бюджету Алтайского края из Федерального фонда компенсаций на денежное довольствие и социальные выплаты сотрудникам и заработную плату работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержания за счет средств бюджетов субъектов РФ в сумме 730,4 млн руб., а также на обеспечение равного с МВД России повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат в сумме 408,7 млн руб.

В 2008 г. продолжится реализация за счет средств краевого бюджета региональных целевых программ: «Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае на 2006-2012 гг.», «Профилактика правонарушений в Алтайском крае на 2005-2010 гг.», комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае на 2005-2008 гг. (в части финансирования ме-

роприятий правоохранительных органов по борьбе с распространителями наркотиков).

Согласно Закону Алтайского края «О краевом бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» краевой бюджет является дефицитным.

Предусмотрены следующие источники внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета на 2008 г.:

- кредиты кредитных организаций - 1171,7 млн руб.;

- продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Алтайского края -

2,5 млн руб.;

- погашение бюджетных кредитов - 1277,7 млн руб.;

- предоставление бюджетных кредитов из краевого бюджета - 1135 млн руб.;

- возврат бюджетных кредитов в краевой бюджет - 654 млн руб.

Политика администрации Алтайского края по управлению государственным внутренним долгом предусматривает уменьшение государственного долга края, использование инструментов долговой политики, в частности, государственных гарантий для ускорения темпов социально-экономического развития Алтайского края. В результате такой политики с 2002 по 2007 г. государственный внутренний долг уменьшился на 75% - с 3616 до 900 млн руб.

Объем просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Алтайского края на 1 января 2008 г. составил 1137,2 млн руб.

С 2002 по 2007 г. объем кредиторской задолженности снизился на 71%, самая большая часть была погашена в 2006 г. - 1288,8 млн руб. В течение

2007 г. произошло снижение кредиторской задолженности на 39% по отношению к уровню 2006 г.

Финансовые возможности муниципальных образований Алтайского края по выполнению полномочий по вопросам местного значения дифференцированы в результате сложившейся структуры экономики муниципальных образований, степени развития их экономического потенциала размера территории и количества проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и других факторов.

Исходя из этого одной из важнейших задач органов государственной власти Алтайского края является выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения равного доступа граждан к муниципальным услугам на всей его территории.

С 2006 г. финансовая помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования оказывается на формализованной основе в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В составе краевого бюджета на 2008-2010 гг. создано два фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Наиболее значимый из них - краевой фонд финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов. Дотации из фонда распределяются между 60 муниципальными районами и 12 городскими округами на формализованной основе в целях выравнивания бюджетной обеспеченности по доходам в расчете на одного жителя с учетом объективных условий, влияющих на стоимость бюджетных услуг.

При распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов на среднесрочный период формируется резерв средств в размере 15% от общего объема дотаций, утвержденного на 2009 г., и 20% от общего объема дотаций на 2010 г. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов на 2008 г. планируется в размере 3041,4 млн руб., на 2009 - 3233 млн руб., на 2010 г. - 3420,5 млн руб. Это позволит обеспечить учет изменений в социально-экономическом развитии муниципальных районов и городских округов, которые произойдут в ближайшие годы при распределении финансовой помощи на среднесрочный период.

Второй фонд - краевой фонд финансовой поддержки поселений, дотации из которого распределяются исходя из численности населения городских и сельских поселений и городских округов. Сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в части, касающейся предоставления дотаций городским округам, планируется на 2008 г. в размере 123,1 млн руб. На плановый период 20092010 гг. объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений планируется на уровне

2008 г.

В связи со значительными различиями в уровне бюджетной обеспеченности 725 поселений края органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности данных поселений. Краевой фонд финансовой поддержки поселений в части, касающейся предоставления дотаций, не образуется. Дотации, подлежащие перечислению в бюджет поселений, включаются в состав краевого фонда компенсаций и передаются муниципальным работникам в виде субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Краевой фонд финансовой поддержки поселений образуется в составе краевого бюджета только в части финансовой поддержки городских округов.

Виды и размеры финансовой помощи из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2008 г. следующие:

- фонд финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов - 3041,4 млн руб.;

- средства на сбалансированность бюджетов муниципальных районов и городских округов - 850,3 млн руб.;

- субвенция муниципальным районам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений - 107,7 млн руб.;

- фонд финансовой поддержки поселений - 123,1 млн руб.

Всего финансовая помощь из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов составит 4122,5 млн руб.

В целях стимулирования деятельности органов местного самоуправления по увеличению налоговых и неналоговых доходов и повышению эффективности использования бюджетных средств в составе расходов краевого бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг. предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов.

Особое место в расходах краевого бюджета занимает краевой фонд компенсаций, составляющий 16% общей суммы расходов краевого бюджета на 2008 г.

Ниже представлена структура краевого фонда компенсаций на 2008 г. в объеме 6275 млн руб. Это следующие субвенции:

- на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования - 67%;

- финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и специальных (коррекционных) образовательных учреждений - 14%;

- содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемному родителю - 5%;

- оказание специализированной медицинской помощи в краевых специализированных центрах муниципальных организаций здравоохранения - 4%;

- выравнивание бюджетной обеспеченности поселений - 2%.

Краевой фонд компенсаций предназначен для финансового обеспечения полномочий Российской Федерации и Алтайского края, переданных для осуществления органам местного самоуправления. Средства краевого фонда компенсаций передаются муниципальным районам и городским округам в виде субвенций. Субвенции на выполнение делегированных полномочий позволяют компенсировать расходы местных бюджетов по осуществлению государственных полномочий.

В краевом бюджете на 2008-2010 гг. предусмотрен еще один вид финансовой помощи муниципальным районам и городским округам Алтайского края - субсидии на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности в сумме 190 млн руб. ежегодно.

Впервые из краевого бюджета в 2008 г. выделяются субсидии муниципальным районам и городским округам на развитие улично-дорожной сети городов, рабочих поселков городского типа и сел в объеме 60 млн руб.

В краевом бюджете на текущий год предусмотрена субвенция бюджету Бийска в сумме 342 млн руб., в том числе 332 млн руб. - за счет субвенции из федераль-

ного бюджета, для финансирования дополнительных расходов, связанных с наделением его статусом наукограда Российской Федерации. Указанные средства направлены на совершенствование инновационного потенциала города.

В целом все это будет способствовать стабильному и поступательному развитию экономики и социальной сферы края, росту благосостояния его жителей.

Библиографический список

1. О краевом бюджете на 2007 г. и на плановый 2. Притупов, В. Удвоение бюджета / В. Притупов //

период 2009 и 2010 годов : Закон Алтайского края от Бюджет. - 2007. - Август.

14.11.2007 г. №125-3С // Алтайская правда. - 2007. - 25, 3. Карлин, А. Под знаком семидесятилетия края /

28 ноября. А. Карлин // Бюджет. - 2007. - Август.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.