Научная статья на тему 'Пути совершенствования бюджетной политики Алтайского края в посткризисный период'

Пути совершенствования бюджетной политики Алтайского края в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / ДОТАЦИОННОСТЬ БЮДЖЕТА / REGIONAL BUDGETARY POLICY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGY OF BUDGETARY POLICY MANAGEMENT / BUDGET DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Ярослав Анатольевич

Рассматриваются основные направления и ориентиры бюджетной политики Алтайского края в 2011-2013 гг., изучается стратегия социально-экономического развития региона на период до 2025 г., а также мероприятия бюджетной политики, стратегические перспективы и приоритеты развития края. Исследуются факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие региона, изучаются возможности увеличения доходной части регионального бюджета и повышения эффективности ее использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to Improve Budgetary Policy at the Altai Territory in Post-Crisis Period

The article investigates key development areas of the budgetary policy in the Altai Territory in 2011-2013, analyzes the regional strategy of socio-economic development till 2025, major activities of the budgetary policy, strategic prospects and priorities of the regional development. The author researches factors hindering socio-economic development of the region, and studies opportunities for growing revenues of the regional budget and increasing the effectiveness of its spending.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования бюджетной политики Алтайского края в посткризисный период»

ББК 65.261.783

Я.А. Денисов

Пути совершенствования бюджетной политики Алтайского края в посткризисный период

Ya.A. Denisov

Ways to Improve Budgetary Policy at the Altai Territory in Post-Crisis Period

Рассматриваются основные направления и ориентиры бюджетной политики Алтайского края в 20112013 гг., изучается стратегия социально-экономического развития региона на период до 2025 г., а также мероприятия бюджетной политики, стратегические перспективы и приоритеты развития края. Исследуются факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие региона, изучаются возможности увеличения доходной части регионального бюджета и повышения эффективности ее использования.

Ключевые слова региональная бюджетная политика, социально-экономическое развитие, стратегия бюджетной политики, дотационность бюджета.

The article investigates key development areas of the budgetary policy in the Altai Territory in 2011-2013, analyzes the regional strategy of socio-economic development till 2025, major activities of the budgetary policy, strategic prospects and priorities of the regional development. The author researches factors hindering socio-economic development of the region, and studies opportunities for growing revenues of the regional budget and increasing the effectiveness of its spending.

Key words: regional budgetary policy, socio-economic development, strategy of budgetary policy management, budget deficit.

Бюджетная политика Российской Федерации является составной частью экономической политики страны, цель которой - проведение всесторонней модернизации экономики, предполагающей создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшения инвестиционного климата [1].

Кризис 2008 г. выявил необходимость изменения региональной бюджетной политики. Практика увеличения расходов в соответствии с доходами, а зачастую и с их опережением, оказалась нежизнеспособной, так как местные органы власти не сумели провести требуемые сокращения расходов в период рецессии, когда поступления в бюджет резко сократились. В связи с этим назрела необходимость поиска путей совершенствования региональной бюджетной политики, не зависящей от цикличности операционных доходов.

В соответствии с бюджетным посланием, опубликованным 29 июня 2010 г. на Официальном сайте главы государства, к основным направлениям и ориентирам бюджетной политики в 2011-2013 гг. отнесены [2]:

• обеспечение макроэкономической стабильности, предусматривающей сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, а также предсказуемые параметры инфляции;

• ориентирование бюджетной системы на достижение конкретных результатов;

• безусловное исполнение социальных обязательств;

• разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;

• повышение качества человеческого капитала, подразумевающее рост научного потенциала, накопление объектов интеллектуальной собственности, улучшение здоровья граждан страны, формирование здорового образа жизни, создание условий для повышения трудовой и творческой активности;

• применение более грамотного налогового администрирования.

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг. региональным властям предлагается уделить особое внимание повышению эффективности социальной защиты населения; поиску возможностей увеличения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих, развитию образования, здравоохранения и социального обслуживания; обеспечению обороноспособности страны; развитию транспортной

инфраструктуры; оптимизации масштабов и форм поддержки экономики.

Одновременно с усовершенствованием системы расходования необходимо искать возможности для повышения доходов бюджета. При этом рост доходов должен быть обеспечен прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности, в первую очередь инновационной направленности.

Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивация к производству новых товаров, работ (услуг), отвечающих мировым требованиям, и стимулирование спроса на них на внутреннем рынке, в связи с чем возникает объективная необходимость применения комплексного подхода по следующим ключевым направлениям:

• создание дополнительных условий для ведения инновационной деятельности частного и государственного секторов экономики;

• стимулирование применения энергосберегающих методик и рационального использования природных ресурсов;

• применение механизма государственно-частного партнерства для формирования инвестиционных ресурсов в системы здравоохранения и образования (освобождение от налога на прибыль в данных областях социальной сферы);

• расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов.

Актуальными остаются также вопросы повышения эффективности проводимой налоговой политики. Представляется необходимым провести анализ и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы действующих налоговых и таможенных инструментов.

Мероприятия, проводимые регионом, должны носить комплексный характер и осуществляться в рамках утвержденной долгосрочной региональной стратегии. Для Алтайского края примером такого документа является «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г.» [9].

Поскольку реализация большинства мероприятий, предусмотренных подобными документами, финансируется из бюджета, необходимо также совершенствовать стратегию управления бюджетной политикой региона, под которой понимают разработку концептуальных подходов, связанных с экономическим и социальным развитием региона. Целью стратегии

является придание устойчивости бюджетной системе и экономике региона в долгосрочной перспективе, для чего необходимо целенаправленно воздействовать на формирование ресурсного потенциала территории, создавать предпосылки для активизации предпринимательского поведения основных субъектов хозяйствования, осуществлять контроль за региональными и межрегиональными финансовыми потоками, в которых участвует регион [4, с. 43].

В настоящее время востребован посткризисный подход к управлению экономикой. Его результативность напрямую зависит от взаимодействия бизнеса и власти. Пристальное внимание должно уделяться малому и среднему предпринимательству, расширению их доступа к финансово-кредитным ресурсам, стимулированию условий для развития частного бизнеса.

В 2009 г. бюджетная политика Алтайского края строилась в основном на распределении средств федерального бюджета, т.е. имела ярко выраженный дотационный характер [5, с. 28-35]. На данный момент выстраиваются стратегические перспективы развития региона, отраженные в Законе Алтайского края «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», подготовленном в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Законом Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае». Предполагается, что налоговая политика Алтайского края в 2012-2014 гг. будет ориентирована на мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, исходя из позитивных структурных изменений в экономике Алтайского края.

Бюджетная политика региона на среднесрочную перспективу, отраженная в законе, ориентирована на реализацию основных задач, определенных «Стратегией социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г.», краевой программой по повышению эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае на период до 2013 г. и планом мероприятий по ее реализации в 2011 г. [6].

В целом мероприятия бюджетной политики региона в 2012-2014 гг. направлены на создание условий для развития и модернизации экономики Алтайского края, повышение уровня и улучшение качества жизни населения, обеспечение долгосрочного устойчивого развития территории.

Исходя из объема прогнозируемых доходов краевого бюджета в 2012-2014 гг. и на основе оценки поступлений доходов в краевой бюджет в 2011 г., рассчитан общий объем расходов краевого бюджета. Так, предполагаемые доходы в 2012 г. составят 52,95 млрд руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов -21,21 млрд руб., прогнозируемый объем расходов -57,59 млрд руб., при этом дефицит краевого бюджета составит 4,64 млрд руб. [7].

Основными источниками финансирования дефицита краевого бюджета являются кредиты, предоставленные кредитными организациями и другими бюджетами российской бюджетной системы.

Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует о прогнозируемом росте доли налоговых доходов в общем объеме поступлений в краевой бюджет с 44,9% в 2010 г. до 59,8% в 2012 г. Основной доход краевого бюджета Алтайского края - это налог, собираемый с физических лиц, - 9,63 млрд руб.

Среди статей расходов наибольшее внимание уделено сфере образования, на которую в 2012 г. планируется направить 24,8% краевого бюджета (около 14,323 млрд руб.). На социальную политику, в том числе социальное обеспечение населения, выделено 13,463 млрд руб., на сферу здравоохранения - 13,301 млрд руб., безопасность и правоохранительную деятельность - 426 млн руб., нужды национальной экономики - 9,897 млрд руб., из которых 5,696 млрд руб. будет потрачено на реконструкцию дорожного хозяйства и 1,215 млрд руб. на развитие сельского хозяйства. Кроме того, 1,515 млрд руб. пойдет на решение вопросов ЖКХ.

По сравнению с бюджетом 2011 г., в 2012 г. предполагается увеличение доходной части на 8%, расходной части - на 16%. В процентном отношении предполагается увеличить расходы на образование и здравоохранение.

Что касается планового периода 2013-2014 гг., то Законом Алтайского края [7] предусматривается незначительное увеличение доходной части бюджета за счет увеличения налоговых поступлений, а также планируется существенное сокращение дефицита бюджета.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Алтайского края в 2012-2025 гг. будут являться развитие агропромышленного, туристско-рекреационного и научноинновационного комплексов, а также транспортной инфраструктуры.

По данным Федеральной службы государственной статистики, инвестиции в основной капитал на душу населения в Алтайском крае в 2009 г. составляли 17500,4 руб., тогда как в среднем по России данный показатель был равен 55882,6 руб. Удельный вес предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций составлял 8,2% [8]. Такое существенное отставание свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности региона, в связи с чем одним из важных направлений бюджетной политики края является реализация целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2011-2013 гг.». В рамках данной программы расходы бюджета предполагается направить на повышение инвестиционной привлекательности региона для

бизнеса, модернизацию производственных фондов ведущих отраслей края и обеспечение их конкурентоспособности.

Проанализировав индекс промышленного производства, можно утверждать, что финансирование ведомственной целевой программы «Развитие промышленного производства в Алтайском крае» оказывает положительное влияние на экономическое развитие региона, выдвинув его на второе место по данному показателю в Сибирском федеральном округе. Прирост показателя за 2010 г. составил 20%, тогда как в среднем по России рост индекса находится на уровне 8%.

На наш взгляд, в законе [7] уделено недостаточное внимание проблемам добывающего комплекса. С 2005 г. в регионе наблюдается спад добычи полезных ископаемых, который в 2010 г. достиг 24,4%.

О низкой эффективности программ аграрного сектора свидетельствуют показатели производства продукции сельского хозяйства. В 2010 г. индекс производства данного сектора сократился и составил 84,6% к предыдущему году.

Более пристальное внимание должно быть уделено программам, нацеленным на решение проблем демографии, здоровья и образования населения. С 2005 г. наблюдается непрерывное сокращение численности трудоспособного населения с 1,628 до 1,549 млн человек в 2010 г. [9].

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что существует ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие края, среди которых необходимо выделить высокую дотационность бюджета, ограничивающую бюджетное участие в развитии производственной и социальной инфраструктуры, недостаточность финансовых средств для покрытия реального дефицита бюджета и наличие кредиторской задолженности, что приводит к необходимости выстраивания эффективного механизма управления государственным имуществом.

К проблемам в экономике Алтайского края также можно отнести структурные диспропорции в экономике. С 2002 г. объем валового регионального продукта не превосходит расходы на конечное потребление. Экономика Алтайского края характеризуется низким уровнем производительности труда, низкой конкурентоспособностью предприятий и их рентабельностью, низкой долей совокупных налоговых поступлений секторов, занимающих доминирующее положение в структуре экономики края, низким удельным весом предприятий, ориентированных на инновационное развитие в приоритетных секторах экономики края, низкой интернационализацией бизнеса. Дефицит местных бюджетов не позволяет выполнить финансовые обязательства по реализации муниципальных проектов, что в конечном итоге приводит к увеличению числа незавершенных строительных объектов.

Финансовое обеспечение реализации программных мероприятий ориентировано преимущественно на использование собственных средств предприятий и организаций, кредитов коммерческих банков, а также средств федерального, регионального и местных бюджетов.

Повышение эффективности использования общественных финансов края возможно за счет реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР). В Алтайском крае, который был выбран на федеральном уровне одним из «пилотных» регионов по внедрению БОР, реализация в крае принципов БОР как основного механизма повышения эффективности использования общественных финансов осуществляется на основе обмена лучшим опытом с другими «пилотными» регионами с учетом комплекса мер по повышению результативности бюджетных расходов, реализуемых на федеральном уровне.

Процесс планирования и программирования обеспечивает увязку достижения целей с бюджетным процессом, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить переход на систему БОР.

Главным условием реализации программы является привлечение в экономику и социальную сферу края необходимых финансовых ресурсов. Пока преждевременно говорить о конкретных результатах внедрения принципов БОР из-за относительно небольшого периода их действия, однако предварительные, промежуточные итоги свидетельствуют о целесообразности программы и ее эффективности.

Финансирование программных мероприятий из федерального бюджета осуществляется на основании представляемых отраслевыми органами исполнительной власти края бюджетных заявок при условии долевого участия администрации Алтайского края и органов местного самоуправления.

Финансирование работ по мероприятиям и проектам программы за счет средств краевого бюджета осуществляется путем целевого назначения через органы местного самоуправления или лицевые счета заказчиков-застройщиков. Средства краевого бюджета, направляемые на финансирование мероприятий программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о краевом бюджете на очередной финансовый год.

Финансирование из краевого бюджета объектов муниципальной собственности осуществляется на условиях софинансирования программных проектов и мероприятий из местных бюджетов.

В качестве каналов привлечения средств из внебюджетных источников предполагается использовать финансово-кредитные рычаги управления, предусматривающие привлечение внебюджетных источников финансирования через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности, субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлечение частного отечественного и иностранного капитала на территорию края.

Решение об оказании государственной поддержки из краевого бюджета при осуществлении коммерческих проектов принимается по каждому проекту после проведения экспертизы соответствующего бизнес-плана.

Данный комплексный подход стратегического управления бюджетом с долгосрочным планированием и согласованием бюджетной политики позволит преодолеть социально-экономические проблемы края, такие как ориентация на дотационные формы регулирования, дефицит регионального бюджета, отсутствие согласованности и контроля движения трансфертов на проводимые реформы, неэффективность использования федеральных средств, и в конечном счете привести к улучшению финансовой устойчивости местных и региональных органов власти.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.bdkodeks.ru.

2. Медведев Д. Бюджетное послание о бюджетной политике на период с 2011 по 2013 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/news/8192.

3. О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края : Постановление Администрации Алтайского края от 28 декабря 2007 г. №622 [Электронный ресурс]. - URL: www.econom22.ru/.

4. Бескоровайная Н.С. Эффективность управления бюджетными потоками региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - Ростов-н/Д., 2004.

5. Плышевский Б. Бюджетный федерализм и распределение ВВП // Вопросы экономики. - 2010. - №12.

6. Об утверждении краевой программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае на период до 2013 года и плана мероприятий по ее реализации в 2011 году : Постановление Администрации Алтайского края от 3 июня 2011 г. №293 [Электронный ресурс]. -URL: http://Zakon-region.ru/altaysiy-kray/57.ru.

7. О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов : Закон Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2011/11/24/altay-zakon-budget-reg-dok.html.

8. Данные Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru.

9. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года [Электронный ресурс]. -URL: http://www.minregion.ru/activties/territorial.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.