Научная статья на тему 'Тенденции бюджетной политики Алтайского края'

Тенденции бюджетной политики Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1350
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ДОХОДЫ / НАЛОГИ / РАСХОДЫ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / FISCAL POLICY / REVENUES / TAXES / EXPENDITURES / BUDGET DEFICIT / PUBLIC DEBT / GOVERNMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Татьяна Викторовна

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам формирования и реализации бюджетной политики Алтайского края. Освещены различные аспекты бюджетной политики (политика в области доходов, в области расходования бюджетных средств, политика в области межбюджетных отношений, долговая политика). Проведенный анализ показателей краевого бюджета за предшествующий, текущий период и на среднесрочную перспективу позволил определить тенденции бюджетной политики, проблемы и положительные сдвиги при управлении субфедеральными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to theoretical and practical aspects of the formation and implementation of the budget policy in the Altai territory. Various aspects of the budget policy (policy in the field of income, in the field of budget spending, policy in the field of inter-budgetary relations, debt policy) are highlighted. The analysis of the regional budget indicators for the previous, current period and in the medium term allowed to determine the trends of budget policy, problems and positive changes in the management of sub-Federal finances.

Текст научной работы на тему «Тенденции бюджетной политики Алтайского края»

УДК 336.02 ГРНТИ 06.73.15

ТЕНДЕНЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Пирогоеа Татьяна Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Барнаульского филиала Финансового университета при

Правительстве РФ, Барнаульский филиал, 656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, д.54, Россия, E-mail:[email protected]

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам формирования и реализации бюджетной политики Алтайского края. Освещены различные аспекты бюджетной политики (политика в области доходов, в области расходования бюджетных средств, политика в области межбюджетных отношений, долговая политика). Проведенный анализ показателей краевого бюджета за предшествующий, текущий период и на среднесрочную перспективу позволил определить тенденции бюджетной политики, проблемы и положительные сдвиги при управлении субфедеральными финансами.

Ключевые слова: бюджетная политика, доходы, налоги, расходы, дефицит бюджета, государственный долг, государственные программы.

TENDENCIES IN BUDGETARY POLICY OF THE ALTAY REGION

Tatiana V. Pirogova

Candidate of Economic Science, Associate professor, the Head of the Department of Finance and Credit, the Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul branch, 656038, Barnaul, Lenin str., bld. 54, Russia

Abstract. The article is devoted to theoretical and practical aspects of the formation and implementation of the budget policy in the Altai territory. Various aspects of the budget policy (policy in the field of income, in the field of budget spending, policy in the field of inter-budgetary relations, debt policy) are highlighted. The analysis of the regional budget indicators for the previous, current period and in the medium term allowed to determine the trends of budget policy, problems and positive changes in the management of sub-Federal finances.

Keywords: fiscal policy, revenues, taxes, expenditures, budget deficit, public debt, government programs

В настоящее время органы власти публично-правовых образований при проведении бюджетной политики неизбежно сталкивается с необходимостью оперативного перераспределения финансовых ресурсов, хотя в последнее

десятилетие в условиях среднесрочного финансового планирования ее предсказуемость значительно повысилась.

В условиях напряженной макроэкономической ситуации проблемы формирования и реализации эффективной бюджетной политики, как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне приобретают особую значимость. Финансовая стабильность субъектов РФ, по сути, гарантирует финансовое благополучие России в целом.

Основной целью субфедеральной бюджетной политики выступает обеспечение социальной защищенности жителей, минимизация негативных социальных явлений, предоставление качественных бюджетных услуг, положительной динамики социально-экономического развития территории (региона); развитие инфраструктуры, обеспечивающей экономический рост, комфортность и престижность жизни в регионе [1, с. 12].

Автор считает, что бюджетная политика проявляется в различных аспектах: функциональном и временном.

Функциональный аспект бюджетной политики охватывает политику в области доходов (фискальную), политику в области расходования бюджетных средств, политику по обеспечению сбалансированности бюджета, политику по управлению долговыми обязательствами и активами, политику в области межбюджетных отношений.

Временной аспект бюджетной политики включает бюджетную стратегию, рассчитанную на перспективу, а также бюджетную тактику, ориентированную на проведение мероприятий в конкретный период времени [2, с. 13].

В данной статье коснемся каждого из указанных аспектов.

На рисунке 1 показана динамика основных характеристик бюджета Алтайского края за 10-летний период, причем, начиная с 2018 года, приведены плановые и прогнозные значения показателей.

120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0 -20,0

I Доходы

Расходы 102

"" 90,7|5,9

83,135,2 85,236,6

2012-4,5 2013 20140,3 2015-2,3 2016 2017 2018-5,2 2019-5,2 2020-2,1 202^4

Рисунок 1 - Динамика основных характеристик краевого бюджета

за 2012-2021 гг., млн руб.

Источник: составлено и рассчитано автором на основе [3]

Данные рисунка характеризуют состояние бюджета Алтайского края как преимущественно дефицитное, но размер дефицита намного меньше значений, допустимых Бюджетным кодексом РФ.

Далее остановимся на ключевых показателях, характеризующих текущий и среднесрочный период времени.

Исполнение краевого бюджета за предшествующий 2017 год позволяет обозначить следующие тенденции.

Следует отметить, что планирование и исполнение бюджета осуществлялось в соответствии с правовой базой: Бюджетным кодексом РФ, Посланием Президента РФ, Основными направлениями бюджетной политики на трехлетний период, Указом Губернатора Алтайского края «О социально-экономическом развитии Алтайского края», стратегическими документами федерального и краевого уровня.

Функциональный аспект бюджетной политики просматривается через основные показатели бюджета:

1. По доходной части отмечается снижение степени финансовой зависимости от федерального центра; улучшилось соотношение собственных доходов и получаемых трансфертов - примерно 60% и 40% соответственно. Еще 10 лет назад доля трансфертов превышала 50%.

Лидерами поступлений среди налоговых доходов остаются НДФЛ (32%), налог на прибыль организаций (25%), акцизы (23%) и налог на имущество организаций (10%), которые формируют на 90% собственные доходы краевого бюджета.

В части неналоговых доходов отметим, что их доля и абсолютная величина в динамике является несущественной (2% в структуре собственных доходов). Возможно, стоит пересмотреть бюджетную политику в отношении имущества казны Алтайского края с целью увеличения доходов. Следует отметить, что 34 объекта уже включены в Программу приватизации на 20182020 годы.

По безвозмездным поступлениям за 2017 год отмечен рост на 8%, что, в первую очередь, связано с увеличением дотаций, полученных для выравнивания бюджетной обеспеченности, они увеличились на 27% к уровню 2016 года. В структуре трансфертов удельный вес дотаций составил 67%, субвенций - примерно 14%, субсидий - 15%, иных трансфертов - около 3%.

2. Относительно расходной части остановимся на нескольких ключевых моментах:

- при реализации краевого бюджета в 2017 году была сохранена его социальная направленность. В структуре расходов социальная политика, здравоохранение, образование занимают около 70%;

- бюджет Алтайского края в 2017 году был сформирован и исполнен в полноценном программном формате. В 2017 году действовала 31 госпрограмма. Всем известно, что применение программно-целевого метода существенно повышает результативность и эффективность использования бюджетных средств. Доля программных расходов за 2017 г. превысила 90%.

В Алтайском крае несколько лет реализуются проекты по инициативному бюджетированию. Данная практика характерна для 47 субъектов РФ. Это вовлекает население в бюджетный процесс и позволяет решить часть первоочередных проблем муниципальных образований. При этом, краевой бюджет участвует в реализации указанных проектов на условиях софинансирования.

К сожалению, в рейтинге регионов РФ по уровню социально-экономического положения Алтайский край имеет нелучшие позиции (46 место в 2015 году и 52 в 2017 году).

Важно сосредоточить усилия не только на социальных расходах, хотя они, бесспорно, в приоритете, но и на инвестиционной политике, преследуя две основополагающие цели: обеспечение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни населения.

3. В части межбюджетных отношений хотелось бы обратить внимание на проблему низкой обеспеченности муниципальных бюджетов. Несомненно, Правительство Алтайского края осуществляет их поддержку в рамках бюджетного законодательства. Но предлагается рассмотреть возможность применения и иных инструментов.

Имеется в виду вариант установления не единых, а дифференцированных дополнительных нормативов отчислений по НДФЛ городским округам, муниципальным районам взамен предоставляемых дотаций. В этом случае у местных властей пресекаются иждивенческие настроения, появляется заинтересованность в проведении более эффективной политики по легализации фонда оплаты труда и, как следствие, получении фискального эффекта. Объем налоговых доходов по дополнительным дифференцированным нормативам отчислений НДФЛ в ряде муниципальных образований может превзойти расчетную величину дотации. К этому располагает рост налогового потенциала, отмеченный в последние годы.

Положительная практика по данному вопросу имеется в регионах Сибирского федерального округа (Красноярский край, Новосибирская область, Кемеровская область). К примеру, норматив отчислений по НДФЛ в Новосибирске, Красноярске составляет 30%, в Кемерово - 27,1%, в Иркутске - 26,5%, в Томске и Улан-Удэ - 25%, а в Барнауле - всего лишь 20%.

Несомненно, данный вопрос является сложным, дискуссионным и требует основательной проработки.

4. В части сбалансированности бюджета отметим, что по плановым показателям 2017 г. краевой бюджет был утвержден с дефицитом, но по фактическое выполнение характеризуется профицитом. Это очень хороший результат. Показатели дефицита и объема госдолга далеки от предельных значений, установленных Бюджетным кодексом РФ. Общий объем госдолга за 2017 г. сократился на 8,5% или на 187 млн руб. и составил на 1 января текущего года 2,011 млрд руб. (против 2,198 млрд руб. на начало 2017 года, что составляет 4,1% от объема налоговых и неналоговых доходов). Долговая нагрузка Алтайского края продолжает оставаться невысокой - 6 место в общестрановом рейтинге. Причины сдержанности долговой политики

107

обусловлены Соглашением, заключенным с Министерством финансов РФ, в силу которого региональные власти имеют ограничения при проведении политики заимствований.

Таким образом, в целом, краевой бюджет в 2017 году был исполнен в соответствии с бюджетным законодательством, с положительной динамикой ключевых показателей и профицитом в 1,441 млн руб.

Прогнозные, оценочные и фактические данные отдельных показателей социально-экономического развития Алтайского края 2017-2021 годов, на основе которых осуществляется среднесрочное бюджетное планирование, представлены в таблице 1 [3].

Таблица 1 - Основные показатели прогноза социально-экономического развития Алтайского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Наименование показателя Ед. изм. 2017 год факт 2018 год оценка 2019 год 2020 год 2021 год

прогноз

I вариант (базовый) II вариант (целевой) I вариант (базовый) II вариант (целевой) I вариант (базовый) II вариант (целевой)

Индекс потребителъс ких цен

к декабрю пред.года % 101,8 103,7 104,3 104,3 103,8 103,8 104,0 104,0

в среднем за год % 103,6 102,6 104,6 104,6 103,4 103,4 104,0 104,0

Валовой оегионалъный продукт млрд руб. 528,2 569,0 600,8 602,4 633,2 637,3 678,1 685,5

гемп роста в действующих ценах % 105,9 107,6 105,5 105,7 105,4 105,8 107,1 107,5

темп роста в сопоставимых ценах % 101,1 100,5 101,4 101,7 102,3 102,7 103,2 103,6

Приведенные данные на рисунке 1 свидетельствуют, что на плановый период прогнозируется уменьшение доходной части краевого бюджета за счет сокращения объема безвозмездных поступлений.

По сравнению с уточненными показателями 2018 года в законопроекте прогнозируется увеличение поступлений в 2019 году от налоговых и неналоговых доходов на 3060,7 млн рублей или на 6,2%, в плановом периоде 2019 и 2020 годов поступление запланировано с ростом к уровню предыдущего года на 2,5% и 3,5% соответственно.

На очередной бюджетный цикл планируется увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов краевого бюджета с 58,0% - в 2019 году до 65,5% - в 2021 году (рисунок 2).

В Законопроекте объем налоговых доходов на 2019 год спрогнозирован в сумме 51442,3 млн рублей, с увеличением к уточненному плану 2018 года на 2827,4 млн рублей или 5,8%. На 2020 и 2021 годы запланированы темпы роста к уровню предыдущего периода 102,7% и 103,5% соответственно.

Налоговые доходы ■ Неналоговые доходы ■ Безвозмездные поступления

у48 122,2-49 628 3 48 299,3 51

442,3

52 838,9

54 714,2

29 200,9

29 358,3

2017 год факт

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Рисунок 2 - Динамика доходов краевого бюджета в 2017-2021 гг., млн руб.

Источник: составлено и рассчитано автором на основе [3]

Поскольку налоговые доходы краевого бюджета в общем объеме бюджета составляют от 56,7% в 2019 году до 64,2% в 2021 году, на рисунке 3 и в таблице 2 отражены их внутреннее содержание и динамика.

100% 90% 80°% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

6 627,7 11 371,4

15657,8

2 256,80

6 801,6 12 449,7

16345,1

11 695,20

5 892,3 11 599,6

18114,5

13 223,30

5 523,1 12 228,5

19074,6

13 326,30

5 669,4 12 545,6

20295,4

13 430,00

2017 год факт

2018 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие налоги и задолженность Налоги на совокупный доход

2019 год 2020 год

Налоги на имущество Акцизы

2021 год

Рисунок 3 - Динамика налоговых доходов краевого бюджета в 2017-2021 гг., млн руб. и %

Источник: составлено и рассчитано автором на основе [3]

1

1

Основу налоговых доходов формируют НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы на бензин, дизельное топливо, моторные масла и имущественные налоги [4, с. 132].

Структура налоговых доходов краевого бюджета в целом является устойчивой. На фоне ежегодного роста показателей в абсолютном выражении диапазон колебаний удельного веса бюджетосоставляющих налогов за анализируемый период составляет менее 2%.

Таблица 2 - Структура налоговых доходов бюджета Алтайского края в 20182021 гг., %_

Виды доходов 2018 год (уточнен.) 2019 год 2020 год 2021 год

Налог на прибыль организаций 22,7 25,7 25,2 24,5

Налог на доходы физических лиц 33,6 35,2 36,1 37,1

Акцизы 25,2 22,5 23,1 22,9

Налоги на совокупный доход (единый налог по упрощенной системе налогообложения) 3,5 4,1 4,1 4,1

Налог на имущество организаций 10,0 7,5 6,5 6,6

Транспортный налог 4,0 3,9 3,8 3,7

Прочие налоговые доходы 1,1 1,1 1,0 1,0

Всего налоговые доходы 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: составлено и рассчитано автором на основе [3]

Увеличение прогнозных значений по НДФЛ связано с ростом фонда оплаты труда и с мероприятиями, оказывающими влияние на администрирование налога на доходы физических лиц, то есть направленные на повышение уровня заработной платы с использованием механизмов социального партнерства, снижение неформальной занятости и вывод заработной платы из теневого сектора экономики [5].

В последние годы отмечается тенденция стабильных поступлений налога на прибыль организаций и роста налогооблагаемой базы, что подтверждают данные налоговой отчетности Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю. Влияние на формирование прибыли предприятий будет оказывать рост инвестиционной активности частного сектора на фоне формирования стабильных условий ведения бизнеса, комплексного развития инфраструктуры и активизация инновационной деятельности в регионе. Данные факторы создают предпосылки для увеличения налога на прибыль в среднесрочной перспективе.

Кроме того, существуют риски уменьшения налогооблагаемой прибыли в результате воздействия внешнеэкономических факторов, как банковского сектора по причине ужесточения денежно-кредитных условий в мировой экономике, так и крупных промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях воздействия цен на мировом рынке. Вероятность проявления вышеназванных рисков и уровень их минимизации в существующих условиях спрогнозировать достаточно проблематично.

В части косвенного налогообложения следует отметить, что согласно проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Алтайскому краю на очередной бюджетный цикл предусмотрены предельные объемы налоговых доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию. В прогнозных доходах от уплаты акцизов учтены изменение норматива их зачисления в бюджет Алтайского края и порядок распределения в пользу акциза от розничных продаж по данным единой государственной автоматизированной информационной системы.

Относительно налогообложения имущества можно отметить, в плановом периоде прогнозируется незначительный рост транспортного налога, в пределах 1 % ежегодно.

В расчете поступлений налога на имущество организаций на период 2019-2021 годов были учтены:

- повышение налоговой ставки (постепенная отмена льготной ставки) в отношении имущества магистральных трубопроводов, линий электропередач и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;

- дополнительные доходы от планируемого расширения перечня объектов недвижимости (административно-деловых центров и торговых центров (комплексов и помещений в них), по которым налоговая база исчисляется от кадастровой стоимости; повышение уровня собираемости налога.

При этом причиной снижения прогнозных значений поступлений данного налога стало изменение налогового законодательства, а именно -исключение с 1 января 2019 года из объекта налогообложения движимого имущества. Ожидается, что сумма выпадающих доходов краевого бюджета превысит 2 млрд 195 млн руб. Данное снижение налоговой нагрузки для организаций фактически будет являться формой государственной поддержки реального сектора экономики [5].

Обращает на себя внимание стабильная динамика по специальному налоговому режиму (в таблице - налоги на совокупный доход). В соответствии с законодательством в краевой бюджет поступает только единый налог, предусмотренный упрощенной системой налогообложения. В прогнозных значениях указанного налога заложены темпы роста, равные либо опережающие индекс потребительских цен на соответствующий год.

Минимальную роль в формировании налоговых доходов краевого бюджета играют государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов - удельный вес на уровне 1% в очередном финансовом году и плановом периоде.

Возвращаясь к укрупненному составу доходов бюджета (рисунок 2), отметим, что удельный вес неналоговых доходов в структуре доходов незначителен и ежегодно составляет в пределах 1,0% - 1,3%, что указывает на сохранение проблемы, характерной для предшествующих лет - низкие доходы

от имущества краевой казны. В структуре неналоговых доходов преобладают штрафы, их доля составляет от 60% до 63%.

В 2019 году доля безвозмездных поступлений в доходах краевого бюджета составит 41,9%, в плановом периоде 2019 и 2020 годов - снизится до 35,1% и 34,5% соответственно (в связи с неполным распределением межбюджетных трансфертов в проекте федерального бюджета). Анализ исполнения краевого бюджета за ряд последних лет показывает, что объем межбюджетных трансфертов увеличивается к первоначально утвержденным ассигнованиям в течение финансового года.

В структуре безвозмездных поступлений основную долю - 99,98%, занимают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, на долю субсидий из местных бюджетов («отрицательных» межбюджетных трансфертов) приходится 0,02%. Так, на 2019 год предусмотрены субсидии из бюджетов 12 муниципальных образований в общей сумме 8821,0 тыс. рублей.

Бюджетная политика в области расходов на среднесрочную перспективу определена с учетом необходимости безусловного обеспечения реализации установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года социальных и иных первоочередных расходных обязательств Алтайского края, а также приоритизации финансирования национальных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

На 2019 год расходы краевого бюджета прогнозируются в сумме 95903379,6 тыс. рублей, на 2020 год - 85194195,1 тыс. рублей или 88,8% к уровню предыдущего года, на 2021 год - 86551548,1 тыс. рублей, с ростом на 1,6% к уровню 2020 года.

Также в Законопроекте установлен объем условно утверждаемых расходов на 2020 год в размере 1874275,7 тыс. рублей, или 2,5% общего объема расходов, на 2021 год - 3821468,9 тыс. рублей, или 5,0% общего объема расходов, что соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.

Структура расходов проекта краевого бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по сравнению со структурой 2018 года по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов существенно не изменяется. В таблице 3 представлена структура расходов указанного периода по разделам классификации расходов бюджетов.

Как и прежде в структуре расходов краевого бюджета наибольший удельный вес по разделам занимают бюджетные ассигнования на социальную политику, образование, национальную экономику и здравоохранение.

Основная доля в общем объеме расходов в разрезе подразделов в 2019 году приходится на социальное обеспечение населения (24,9%), общее образование (14,8%), дорожное хозяйство (дорожные фонды) (9,4%), дошкольное образование (4,3%), сельское хозяйство (3,3%) и стационарную медицинскую помощь (3,3%). Данные приоритеты в направлении расходов сохранятся и в плановом периоде.

Таблица 3 - Структура расходов бюджета Алтайского края в 2018-2021 гг., % [3]_

Наименование показателей 2018 год Законопроект

2019 год 2020 год* 2021 год*

Расходы, всего 100,00 100,00 100,00 100,00

Общегосударственные вопросы 1,86 1,91 2,12 2,12

Национальная оборона 0,05 0,07 0,08 0,08

Национальная безопасность и правоохр. деятельность 0,87 0,96 0,87 0,76

Национальная экономика 19,90 19,73 17,62 17,48

Жилищно-коммунальное хозяйство 4,66 3,38 2,51 2,20

Охрана окружающей среды 0,10 0,10 0,12 0,12

Образование 22,44 23,52 24,88 24,77

Культура, кинематография 1,51 1,39 1,79 1,79

Здравоохранение 8,37 7,47 6,70 6,69

Социальная политика 36,40 37,62 40,42 41,10

Физическая культура и спорт 1,15 1,10 1,06 1,05

Средства массовой информации 0,19 0,18 0,21 0,21

Обслуживание государственного и муниципального долга 0,39 0,12 0,15 0,15

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ 2,10 2,45 1,47 1,48

* структура расходов проекта краевого бюджета на 2020, 2021 годы представлена исходя из общего объема расходов без учета условно утверждаемых расходов

Согласно Основным направлениям бюджетной политики Алтайского края в среднесрочном периоде продолжится работа по повышению эффективности бюджетных расходов в свете развития института государственных программ на проектных принципах управления. В расходах краевого бюджета преобладает финансирование действующих государственных программ в важнейших областях, направленных на социально-экономическое развитие края, которые должны быть простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и процессной (текущей) деятельности государственных органов, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.

Программная часть расходов краевого бюджета представлена в таблице 4.

Государственные программы сгруппированы по трем основным направлениям: «Создание условий для устойчивого экономического роста Алтайского края», «Достижение высокого уровня и качества жизни населения Алтайского края» и «Повышение эффективности управления в Алтайском крае».

В 2019 году перечень госпрограмм был расширен государственной программой «Обеспечение прав потребителей в Алтайском крае» на 2018-2022 годы с объемом финансирования 500,0 тыс. рублей, исключены государственные программы «Развитие инновационного территориального

кластера «АлтайБио» на 2014-2018 годы, «Организация мероприятий по утилизации и уничтожению биологических отходов на территории Алтайского края» на 2013-2018 годы и ведомственная программа «Развитие структуры и расширение функциональных возможностей Единого информационного банка данных субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае».

Таблица 4 - Характеристика программных расходов бюджета Алтайского края в 2018-2021 гг., % [3]_

Показатели 2018 год г. аконопроект

2019 год 2020 год 2021 год

Государственные программы

Количество 34 33 30 29

Объем ассигнований, тыс. рублей 79625785,3 80288661,9 77165786,8 77060371,4

Ведомственные программы

Количество 5 4 4 4

Объем ассигнований, тыс. рублей 304131,0 272993,0 262993,0 262993,0

Итого объем ассигнований на реализацию государственных программ и ведомственных программ, тыс. рублей 79929916,3 80461654,9 77428779,8 77323364,4

Доля расходов на реализацию государственных программ и ведомственных программ в объеме расходов краевого бюджета, %

Государственные программы 83,3 83,6 90,6 89,0

Ведомственные программы 0,3 0,3 0,3 0,3

Итого 83,6 83,9 90,9 89,3

Общие расходы на реализацию государственных и ведомственных программ в 2019 году возрастут к первоначальному показателю 2018 года на 0,7% или 531,7 млн рублей. В 2020 и 2021 годах расходы на реализацию программ составят 96,2% и 99,9%, снизятся к уровню предыдущего периода на 3032,9 млн и 105,4 млн рублей соответственно, в связи с тенденцией общего уменьшения объема расходной части краевого бюджета в плановом периоде, наличием нераспределенных условно утверждаемых расходов краевого бюджета, а также окончанием сроков действия отдельных государственных и ведомственных программ. В структуре бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ наибольший удельный вес: 82,5% - в 2019 году, 84,8% - в 2020 году и 85,3% - в 2021 году, занимают расходы на 4 государственные программы («Развитие образования и молодежной политики» на 2014-2020 годы, «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года», «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015-2022 годы), на долю остальных государственных программ приходится 17,5%, 15,2% и 14,7% соответственно.

Другой аспект бюджетной политики Алтайского края - долговая политика характеризуется следующими показателями. Дефицит краевого

бюджета, который обуславливает заимствования и, как следствие, государственный долг на ближайшие 3 года запланирован с отрицательной динамикой: в 2019 году - 5230,9 млн рублей, на 2020 год - 2045 млн рублей, на 2021 год - 1375 млн рублей. Источниками его покрытия станут средства от размещения государственных ценных бумаг Алтайского края, разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставленными бюджету Алтайского края из федерального бюджета, сумма изменения остатков средств на счетах по учету средств краевого бюджета в течение финансового года, иные источники.

Основные направления долговой политики Алтайского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждены распоряжением Правительства Алтайского края от 19 сентября 2018 года № 267-р. Под долговой политикой понимается стратегия управления государственными долговыми обязательствами края в целях поддержания объема государственного долга края на оптимальном уровне, минимизации расходов на его обслуживание и равномерного распределения во времени платежей, связанных с государственным долгом края. Долговая политика направлена на эффективное управление государственным долгом края, недопущение просроченных долговых обязательств края и снижение влияния долговой нагрузки на краевой бюджет.

Нормы предельного объема государственного долга Алтайского края и предельного объема расходов на его обслуживание, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, соблюдены.

Предельный объем государственного долга Алтайского края устанавливается на 2019 год в сумме 5059 млн рублей (9,6% от общего годового объема доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений), на 2020 год - 5432 млн рублей (10,1 %) и на 2021 год - 5799 млн рублей (10,4 %).

Верхний предел государственного внутреннего долга Алтайского края на 1 января 2020, 2021 и 2022 годов устанавливается в сумме 3481970,8, 3678826,6 и 3692538,1 тыс. рублей соответственно, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Алтайского края на указанные даты по 75000,0 тыс. рублей ежегодно.

Долговая политика является частью бюджетной политики, поэтому ее задачи отражаются среди общих задач в рамках бюджетной политики Алтайского края.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Алтайского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработаны в соответствии с основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской от 01.03.2018, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №2 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определяющих национальные цели

115

развития иа ближайшие 6 лет во всех сферах общественной жизни -повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.

Бюджетная и налоговая политика, проводимая в трехлетний период, сохранит направленность на социальное и экономическое развитие Алтайского края, повышение уровня жизни населения, поддержку реального сектора экономики края, стимулирование инвестиционной активности.

Анализ научной литературы, а также правовой базы позволил автору сделать вывод, что категория «бюджетная политика» в чистом виде встречается довольно редко. Более распространенными являются термины «фискально-бюджетная», «налогово-бюджетная», «бюджетно-налоговая», «фискальная политика» государства [2, с. 11].

По этой причине на рисунке 4 объяснимо представлены задачи субфедеральной налоговой и бюджетной политики Алтайского края.

Как видно из содержания и рисунка и изложенного материала, практически все задачи в той или иной степени решаются уже сейчас.

С целью осуществления долгосрочного прогнозирования, устойчивости и сбалансированности бюджетов в Алтайском крае, определения финансовых возможностей для реализации принятых государственных программ, оценки бюджетных рисков и своевременного принятия мер по их минимизации в 2017 принят бюджетный прогноз Алтайского края на период до 2028 года.

Для достижения принципа бюджетной сбалансированности в 2019-2021 годах приоритетным считается осуществление мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Алтайского края.

Утверждена Программа по росту доходного потенциала и по оптимизации расходов консолидированного бюджета края, предусматривающая меры, направленные на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края, на бюджетную консолидацию, на устранение неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) и отмену установленных расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В части соблюдение открытости и прозрачности бюджетной информации, обеспечения открытости бюджетного процесса и вовлечение в него граждан следует отметить, что Министерство финансов Алтайского края на высоком уровне проводит политику по размещению открытых данных, что определенно характеризует качественную сторону бюджетной политики. Официальный сайт постоянно наполняется новыми материалами, интересующих социум.

сохранение и развитие налогового потенциала, в том числе посредством стимулирования реального сектора экономики, промышленности, производственного сектора, малого предпринимательства, формирования благоприятных условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышение финансовой дисциплины органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления муниципальных образований;

безусловное исполнение принятых обязательств перед населением края, в том числе в части социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих право на ее получение в соответствии с действующим законодательством;

сохранение оптимальной долговой нагрузки и обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств;

соблюдение открытости и прозрачности бюджетной информации, финансовой грамотности граждан, поддержки и развития общедоступных информационно-аналитических ресурсов;

обеспечение открытости бюджетного процесса и вовлечение в него граждан.

Рисунок 4 - Задачи налоговой и бюджетной политики Алтайского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [3]

Несколько лет размещается «спутник» закона о краевом бюджете (отчета об исполнении краевого бюджета) - Бюджет для граждан, что позволяет населению - налогоплательщикам, получателям государственных (муниципальных) услуг, т.е. неподготовленным пользователям, получить достоверную информацию о бюджете и результатах его исполнения в полном объеме и в доступной форме.

Таким образом, в рамках проведенного исследования были рассмотрены временной и функциональный аспекты бюджетной политики Алтайского края. Можно констатировать, что несмотря на наличие остающихся проблем, уже достигнуты показатели и созданы предпосылки для дальнейшего развития региона в социально-экономическом плане. Политика в области доходов отличается стабильностью и ростом налоговых поступлений, снижением степени финансовой зависимости от федерального центра. В области расходов следует отметить сохранение социальной направленности бюджета, расширение программных расходов. Межбюджетные отношения характеризуются снижением объема получаемых трансфертов на фоне роста собственных доходов. Долговая политика перестает быть излишне консервативной, о чем свидетельствует увеличение государственных заимствований в среднесрочной перспективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Финансовая политика региона на современном этапе (на материалах Алтайского края): монография/ коллектив авторов; под ред. Л.А. Мочаловой. -М.: РУСАЙНС. 2016. - 330 с.

2. Пирогова Т.В. Влияние результатов независимой экспертизы местного бюджета на эффективность бюджетной политики (на примере г. Новосибирска): дис.. канд. экон. наук. Новосибирск, 2006. 177 с.

3. Министерство финансов Алтайского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fin22.ru/

4. Пирогова Т.В. Проблемы формирования собственных доходов регионального бюджета (на примере Алтайского края)/В сборнике: Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития: материалы 8-й международной научно-практической конференции. 2016. С. 131.

5. Счетная палата Алтайского края: [Официальный сайт]. - URL: http://ach22.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.