Забнина Г.Г., Сорокин И.И. Сущность бюджетной политики региона / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2,2019
ФИНАНСЫ FINANCE
УДК : 336. 143. DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-2-0-6
Забнина Г.Г., Сорокин И.И.
СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Белгородский государственный национальный исследовательский университет ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены особенности бюджетной политики и бюджетного планирования на примере Белгородской области. Обоснованы теоретические основы бюджетной политики и бюджетного планирования с обобщением научных подходов к определению сущности и взаимосвязи данных понятий, формулировкой собственной позиции к пониманию их содержания и задач. Определена роль бюджетной политики и определено ее место в бюджетном планировании, в том числе на региональном уровне. Ключевые слова
Бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета, профицит бюджета.
G.G. Zabnina, 1.1. Sorokin
THE ESSENCE OF THE BUDGET POLICY OF THE REGION
Belgorod State National Research University 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia
e-mail: [email protected]
Abstract
The article covers the features of fiscal policy and budget planning on the example of the Belgorod region. The author discusses the theoretical bases of fiscal policy and budget planning, summarizes scientific approaches to the definition of the essence and relationship of these concepts, and explains her own position to understanding of their content and objectives. The author also determines the role of budget policy and its place in budget planning, as well as the need to comply with its objectives at the regional level.
Key words: Budget; budget planning; budgeting; budget revenue; budget; budget deficit; budget surplus.
Введение менных условиях неопределенности и кри-
Управление бюджетным планировани- зисных тенденций. В связи с тем, что в фе-
ем приобретает особое значение в совре- деративном государстве важная роль отво-
Забнина Г.Г., Сорокин И.И. Сущность бюджетной политики региона / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2,2019
дится территориям, управление бюджетным планированием должно последовательно проводиться в каждом субъекте Федерации.
Бюджетное прогнозирование служит основой бюджетной политики. Оно позволяет выяснить не только возможности бюджета для решения социально-экономических задач, выявить источники финансового обеспечения, но и зачастую ответить на вопрос соответствия возможного выполнения в полном объеме основных функций государственного сектора экономики. Изменение роли бюджета государства в управлении его развития, оценки социально-экономических угроз обуславливает повышение требований к качеству бюджетных прогнозов, оценки макроэкономических показателей и методологии их составления. Очевидно, что реализация современных требований к бюджетному планированию осложняется наличием долгосрочных рисков (экологических, демографических, социальных, денежно-кредитных, валютных и т.д.) должна увязываться с методологией бюджетного прогнозирования [О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области, 2018].
Основная часть
Бюджетная политика представляет собой совокупность принимаемых мер и решений, осуществляемых законодательной и исполнительной властью, целью которой является определением основных направлений развития бюджетных отношений и разработка путей их использования в интересах государства и общества.
Так как бюджетная политика является составной частью финансовой политики государства, то она выступает некоторым механизмом реализации экономических и социальных задач [Поварова, А.И., 2018].
Разработка бюджетной политики начинается с установления фундаментальных основ бюджета, затем определяются цели и задачи, формулируются конкретные направления использования бюджетных отношений в интересах государства и обще-
ства. Все это отражается в бюджетном процессе [Цирихова, А.Х., 2016].
Бюджетный процесс Белгородской области представляет собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и всех участников бюджетных отношений, строго регламентированную законодательством, которая заключается в рассмотрении проектов бюджетов, утверждении и исполнении бюджета области, бюджетов муниципальных образований, контроле за их исполнением, осуществлении бюджетного учета, составлении внешней проверки, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности [Департамент финансов и бюджетной политики, 2019] Таким образом, фактическим воплощением бюджетного процесса за отчетный период становится отчет об исполнении бюджета Белгородской области. Важную роль в управлении бюджетом играет управление расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта) финансами [Соловьева Н Е., Манина И.М., 2018.].
Участниками бюджетного процесса области являются [Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2018]:
1. Губернатор Белгородской области;
2. Белгородская областная Дума;
3. Правительство Белгородской области;
4. Главы муниципальных образований;
5. Представительные органы местного самоуправления;
6. Контрольно-счетная палата Белгородской области
7. Органы исполнительной власти Белгородской области
8. Главные распорядители, администраторы,
9. Территориальные органы Федерального казначейства
10. Получатели бюджетных средств.
Следовательно, результатом проведения бюджетной политики Белгородской области стал бюджет региона и его реализа-
Забнина Г.Г., Сорокин И.И. Сущность бюджетной политики региона / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2,2019
ция, структура доходов которого представлена на рисунке 1.
Так консолидированный бюджет Белгородской области на 2018 год можно представить следующим образом.
Рис. 1. Структура доходов бюджета Белгородской области на 2018 г. Fig. 1. The structure of revenues of the Belgorod region in 2018
Согласно прогнозным данным, доходы бюджета области в 2018 году сократятся на 1,0 % и составят 78 208 043 тыс. рублей. Расходы соответственно составят 79 564 289 тыс. рублей - рост на 2,5 %. Таким образом,
дефицит консолидированного бюджета в 2018 году составит 1 356 246 тыс. рублей, увеличившись к уровню 2017 года на 11,7 %.
Доходы областного бюджета в 2016-2020 годах, млн.руб. Revenues of the regional budget in 2016-2020, million roubles
Таблица 1 Table 1
Показатели Факт 2016 Оценка 2017 Прогноз 2018 Прогноз 2019 Прогноз 2020
1 2 3 4 5 6
Собственные налоговые и неналоговые доходы 46 020 58 541 62 546 65 046 68 202
Безвозмездные поступления
19 069
17 636
15 662
10 845
9 606
Всего доходов
65 0S9
76 177
78 208
75 891
77 808
Забнина Г.Г., Сорокин И.И. Сущность бюджетной политики региона / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2,2019
Стоит отметить, что собственные налоговые доходы региона вырастут на 10,8 %. Всего же собственные доходы региона с учётом налоговых и неналоговых доходов составят 62546 млн. рублей, что на 7,7 % больше результата прошлого года. Осталь-
Расходы областного бюджета Regional budget expenses in
ную сумму составляет федеральная помощь бюджету Белгородской области. В структуре всех доходов наиболее крупными источниками поступлений являются: 25 % - налоги на доходы физических лиц, 40 % - налог на прибыль организаций.
Таблица 2
в 2016-2020 годах, млн.руб.
Table 2
2016-2020 million roubles
Наименование показателей Ожидаемое Утверждено на 2018 год Утверждена на 2019 год Утверждено на 2020 год Темпы роста
исполнение за 201В г к 2019 г, к 2020 г к
2017 год 2017 г. 2018 г. 2019 г.
2 3 4 5 6 7 8 9
Всего расходов 78 082,8 81 067,5 73 804,2 79 925,7 103,8 97,2 101,4
ИЗ НИХ:
За счет собственных доходных источников
За счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
64 002,7 68 433,4
67 959.0 70 319.8
106.9
99.3
14 030,1 12 634,1 10 845,2 9 606,0
89,7
35,8
103,5
*,6
Для сравнения обратим внимание, что прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2019 год утвержден в размере 75 891 млн. рублей, объем расходов составит 78 804,2 млн.руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 2 913,2 млн.руб. Следует отметить увеличение дефицита бюджета.
По итогам трехлетки самым тяжелым для бюджета региона оказался2018 г. в этот период напряженность финансового кризиса спала, но долговые последствия не были преодолены. Доходы бюджета резко упали. Они формируются в основном из налоговых поступлений, но у многих предприятий в этот сложный период наблюдалось снижение платежеспособности или они утратили ее совсем и обанкротились [Шмелева, А.В., Милова Л.Н.,2017].
Приятно отметить, что показатели 2019 года свидетельствуют о выходе Белгородской области из посткризисного состояния, на этот факт влияет современная пара-
дигма экономического развития, которая обновляет характер экономических отношений, переводит научные и производственные процессы на интеграционный путь развития экономики [Ваганова О.В., 2017].
Немаловажным в данной ситуации является закрепление достигнутых результатов и стимулирование дальнейшего оздоровления экономики, а значит и бюджета. За счет роста источников дохода наблюдается рост в абсолютном выражении расходов бюджетных средств по направлениям: образование, мероприятия по реализации социально-экономической политики региона [Соловьева Н.Е., Забнина Г.Г., 2019].
«Доходы бюджета области на 20182020 годы определены с учетом прогноза умеренно-оптимистичных показателей социально-экономического развития области, базовых значений налоговых и неналоговых платежей», - заявил Владимир Боровик 17 октября 2018 г. на заседании правительства
Забнина Г.Г., Сорокин И.И. Сущность бюджетной политики региона / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2,2019
Белгородской области [О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области, 2018].
В предстоящем году собственные поступления бюджета составят 67.9 млрд. рублей со снижением в 1,1 % к 2018 году, а безвозмездная помощь из федерального бюджета планируется в размере 16,6 млрд.
рублей. Важным показателем является рост горно-металлургического комплекса.
Отмечается, что дефицит бюджета планируется на уровне 2,8 млрд. рублей и составит 4,6%.
Далее представлена динамика доходной и расходной части, дефицита бюджета на период 2018 - 2020 финансовый год.
Рис. 3. Динамика доходной и расходной части, дефицита бюджета
2018-2020 гг., млрд. руб. Fig. 3. Dynamics of revenues and the expenditures, budget deficit in 2018-2020, billion roubles
По итогом периода 2018-2020 гг. становится понятно, что Белгородская область успешно выходит из посткризисного периода. Для этих целей обозначаются расходы бюджета и направляются на реализацию бюджетной, налоговой, социальной политики региона [Кривова, Т.А., Захарова М.В., Губернаторова Н.Н., 2018].
Заключение
Таким образом, сущность бюджетной политики региона состоит из необходимости разработки фундаментальных основ бюджета и бюджетных отношений, совершенствования законодательной базы для эффективности бюджетного процесса. Проект регионального бюджета разработан адекватно для современного состояния экономики.
Контроль за эффективностью проведения бюджетной политики исполнительными органами власти и разработка ее перспективных направлений, согласно политического курса страны, приведут к становлению сильного и стабильно развивающегося не только региона, но и страны в целом.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 17.04.2019 года)
2. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области (с изменениями на 30 ноября 2018 года) Режим доступа // https://belregion.ru/upload/iblock/7ed/397-
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RES U~~
Забнина Г.Г., Сорокин И.И. Сущность бюджетной политики региона / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2,2019
%D0%BF%D0%BF.pdf (дата обращения 12.02.2019 года).
3. О внесении изменений и дополнений в закон Белгородской области «Об областном бюджете на 2018 год»: закон Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http:// https://belregion.ru/upload/iblock/04b/372.pdf (дата обращения 15.03.2019 года).
4. Ваганова, О.В. 2017.Динамика научного потенциала и изменение технологической структуры Белгородской области/ О.В. Ваганова // В сборнике: Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси: эффективность и инновации, материалы докладов Международной научно-практической конференции. Витебский государственный технологический университет. 2017. С. 142-147.
5. Департамент финансов и бюджетной политики.
http://beldepfin.ru/media/site_platform_media
6. Камысовская, С. В.2019. Анализ региональных бюджетов РФ [Текст]: учеб. пособие/ С.В. Камысовская, Т.В. Захарова, Н.Н. Попова. - М.: Форум, 2019. - 288 с.
7. Кривова, Т.А., Захарова М.В., Губернаторова Н.Н., 2018. Бюджетная политика и понятие бюджетного процесса в Российской Федерации // Студенческий электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/110033 (дата обращения: 10.04.2019).
8. Поварова, А.И., 2018. Проблемы формирования регионального бюджета в условиях консолидации// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т11,№2, 2018. - С. 100-116.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2018 «О бюджетной политике в 2019 году и на плановый период 2020 и 2021 годов».
10. Соловьева, Н.Е., Забнина, Г.Г., 2019. Бюджетно-налоговая политика [Текст]: учебное пособие/ Н.Е. Соловьева, Г.Г. Забнина. -Белгород: ИД "Белгород" НИУ "БелГУ", 2019. -76 с.
11. Соловьева, Н.Е., Манина И.М., 2018. Формирование бюджета Белгородской области/ Н.Е. Соловьева, И.М. Манина // В сборнике: Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности.
Сборник научных трудов международной научно-практической конференции.
Ответственный редактор Е.А. Стрябкова. 2018. С. 173-175.
12.Цирихова, А.Х., 2016. Предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2016. - № 12. - С. 80-84.
13.Шмелева, А.В., Милова Л.Н., 2017. Роль федерального казначейства в процессе бюджетной реформы в Российской Федерации // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2017. - № 1. - С. 401-408.
References
1. The Budget Code of the Russian Federation of 31.07.1998 # 145-FZ (ed. by 15.04.2019) [electronic resource]: access mode//URL: http://base.consultant.ru (Accessed 17 April 2019).
2. The budget and budgetary process in the Belgorod region, The Belgorod Region Law (amended in November 30, 2018 year) access mode//https://belregion.ru/upload/iblock/7ed/397-%D0%BF%D0%BF.pdf (Accessed 12 February 2019).
3. Amending and supplementing the Act of the Belgorod region "On the regional budget for 2018: The Belgorod Region Law [electronic resource]: access mode//URL: http://https://belregion.ru/upload/iblock/04b/372.pd f (Accessed 15 March 2019).
4. Vaganova, O.V., (2017). Dynamics of scientific capacity and change of the technological structure of the Belgorod region/O.V. Vaganova//in: socio-economic development organizations and regions of Belarus: efficiency and innovation, reports of The International scientific and practical conference. Vitebsk State Technological University. 2017.142-147.
5. Department of finance and fiscal policy. http://beldepfin.ru/media/site_platform_media (Accessed 15 March 2019).
6. Kamysovskaya, (2019). Analysis of regional budgets of Russia [text]: Stud. Manual/S.v. Kamysovskaja, t. Zakharova, N.n. Popov. М.: Forum, 2019. 288 p.
7. Krivova, T.A., Zakharova M.V., Gubernatorova N.N., (2018). Fiscal policy and the budget process in the Russian Federation. Students' electron. scientific. journ. 2018. No. 11 (31). URL:
Забнина Г.Г., Сорокин И.И. Сущность бюджетной политики региона / Научный результат. Экономические исследования. - Т.5, №2,2019
(Ac-
https://sibac.info/journal/student/31/110033 cessed 10 April 2019).
8. Povarova, a., 2018. Problems of formation of regional budget in the face of consolidation, in: Economic and social changes: facts, trends, forecast. Kzt11, no. 2, 2018. - 100-116.
9. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of 01.12.2018 "On fiscal policy in 2019 and the period of 2020-2021.
10. Solovyeva, N.E., Zabnina, G.G., 2019. Fiscal policy [text]: a tutorial/ N.E. Solovjeva, G.G. Zabnina.-Belgorod: ID "Belgorod" NIU "Technopark" 2019. 76 p.
11. Solovjeva, N.E., Manina I.M., 2018. Budgeting in the Belgorod region/N.E. Solovjeva, I.M. Menina, in: Economic security of socioeconomic systems: challenges and opportunities. Collection of scientific papers of the International Scientifical and Practical Conference. Editor-inChief E.A. Stryabkova. 2018.173-175.
12. Tsirikhova A.Kh. Background of formation of the treasury system of budget implementation in the Russian Federation//economics, sociology and law. 2016. No. 12. P. 80-84.
13. Shmelev A.V., Milova L.N. The role of the Federal Treasury in the process of budgetary reform in the Russian Federation// The problems of improving the organization of production and management in industry: Intercollegiate scientific papers. 2G17. No. 1. P. 4G1-4G8.
Информация о конфликте интересов:
авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.
Забнина Галина Геннадьевна - старший преподаватель кафедры финансов, инвестиций и инноваций, НИУ «БелГУ», (г. Белгород, Россия)
Zabrina G. G. - Senior Lecturer, Department of Finance, Investment, and Innovation, Belgorod State National Research University, (Belgorod, Russia)
Сорокин И.И. - бакалавр Института экономики и управления, НИУ «БелГУ», (г. Белгород, Россия)
Sorokin I. I. - Bachelor of the Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, (Belgorod, Russia)