РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Боровков А.В. Email: [email protected]
Боровков Артем Валерьевич - студент магистратуры, направление: государственное и муниципальное управление, кафедра региональной экономики и управления, Алтайский государственный университет, г. Барнаул
Аннотация: в настоящее время бюджет является важнейшей финансовой составляющей не только региона, но и государства в целом.
Грамотное прогнозирование, планирование и распределение бюджетных средств не только приведет к созданию четкой структуры в системе закупок региона, но и к повышению эффективности экономической системы в целом.
В статье рассмотрены принципы формирования бюджета региона, приведена статистика, плановые показатели, а также рассмотрены основные проблемы и пути решения при распределении бюджетных средств.
Ключевые слова: бюджет, распределение, денежные средства, экономика, эффективность.
DISTRIBUTION OF BUDGETARY FUNDS ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI EDGE Borovkov A.V.
Borovkov Artem Valeryevich - Student master's grade, DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT, DEPARTMENT OF REGIONAL ECONOMICS AND MANAGEMENT, ALTAI STATE UNIVERSITY, BARNAUL
Abstract: а1 present, the budget is the most important financial component of not only the region, but also the state as a whole.
Competent forecasting, planning and distribution of budget funds will not only lead to the creation of a clear structure in the procurement system of the region, but also to improve the efficiency of the economic system as a whole.
The article discusses the principles of formation of the regional budget, provides statistics, planned indicators, and also describes the main problems and solutions in the allocation of budget funds. Keywords: budget, distribution, cash, economy, effectiveness.
УДК 336.143.2
Изначально распределение бюджетных общегосударственных денежных ресурсов между составляющими бюджетной системы подразумевает наличие принципов самостоятельности местных бюджетов, а также их поддержку со стороны государства.
В связи с этим, доходы местных бюджетов могут быть сформированы исходя их собственных поступлений, доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов, и сборов, а также с поступлением доходов, которые налогом не облагаются и путем получения безвозмездных перечислений.
Таким образом, осуществление планирования доходов бюджета края должно начинаться с формирования своеобразной бюджетной базы, которая предусмотрена действующими нормативно-правовыми актами. Такое планирование осуществляется на следующий год, при этом осуществляется анализ поступивших доходов за предыдущий год [1, 35].
Также существуют некоторые плановые показатели, которые утверждаются Министерством финансов. Что касается регионального уровня, разработка проекта бюджета Алтайского края может быть осуществлена только администрацией Алтайского края. Составление бюджета осуществляет Финансовое управление администрации Алтайского края. Для того, чтобы составить бюджет, необходимо предварительное формирование таких документов, как:
1) прогноз социально-экономического развития;
2) приоритетные направления бюджетной налоговой политики на очередной финансовый год;
3) баланс финансовых ресурсов на следующий финансовый год;
4) план развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год;
5) реестр расходных обязательств.
По состоянию на 2017 год объем федеральной поддержки региона составил 36 млрд. рублей, что на 8% выше уровня 2016 года. Данный факт говорит о несомненном росте доходов региона.
Решением Президента РФ и Правительства РФ, в 2018 году на Алтайский край будет выделена дополнительная поддержка - 4,2 млрд рублей, которые будут направлены на обеспечение сбалансированности бюджета региона. Такое решение было принято после того, как был утвержден проект закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период на 2019 и 2020 годы» в первом чтении. К тому же, после рассмотрения данного вопроса был скорректирован и ряд межбюджетных трансфертов субъектам РФ.
Таким образом, доходы и расходы проекта краевого бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов уточнены и на сумму дополнительных трансфертов.
Плановый уровень доходов краевого бюджета на 2018 год составит 90 млрд 777 млн рублей, что составляет 116 процентов относительно плана краевого бюджета на 2017 год.
Вместе с этим налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета прогнозируется в сумме 48 млрд 369 млн рублей, безвозмездные поступления будут составлять 42 млрд 408 млн рублей, исходя из этого темпы роста к первоначальному плану краевого бюджета на текущий год будут составлять 107 и 129 процентов соответственно.
Бюджет прогнозируется на 2018 год с дефицитом в размере 4 млрд 837 млн рублей, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доходы краевого бюджета на 2019 и 2020 гг. прогнозируются в объеме - 78 млрд 923 и 82 млрд 339 млн рублей соответственно.
В 2018 году консолидированный бюджет Алтайского края впервые превысит отметку в 100 млрд. рублей, что также показывает прирост благосостояния края [6].
Основные доходы консолидированного бюджета Алтайского края планируются на 2018 год в сумме 107386 млн рублей, что составляет 114 процентов к первоначальному плану консолидированного бюджета на 2017 год. В том числе налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета планируются в объеме 64989 млн рублей, темп роста к первоначальному плану консолидированного бюджета на текущий год 106 процентов.
Проект краевого бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов ко II чтению уточнен на сумму дополнительно выделенных федеральных трансфертов. Доходы и расходы краевого бюджета увеличены на 7,2 млрд. рублей. Это дополнительные средства из федерального бюджета, в том числе 4,2 млрд. рублей - дотация на сбалансированность бюджета, распределенная Алтайскому краю по решению Президента РФ и Правительства РФ.
Большая часть денежных средств будет инвестирована на нужды адресной инвестиционной программы, а также на повышение качества ее исполнения. В ее состав входят и инвестиции на строительство новых школ [5].
Также будет выделено:
1) 500 млн рублей на ремонт действующих образовательных учреждений и укрепление материальной базы;
2) 500 млн рублей для приобретения оборудования для нужд медицинских учреждений;
3) 360 млн рублей на субсидии муниципальным образованиям по поводу приобретения угля, ремонта котельных, строительства, реконструкции и ремонта водопроводов в сельской местности.
4) 200 млн рублей будут выделены на дотации по формированию баланса местных бюджетов, исходя из этого общий объем дотаций муниципальным образованиям будет равен 1,8 млрд рублей, что на 21 процент больше, чем было предусмотрено в первоначальном бюджете текущего года;
5) 50 млн рублей выделены для поддержки местных инициатив.
Так, федеральный бюджет Алтайского края подразумевает возможность формирования целевых субсидий. Данные средства будут выделены на поддержание и возможности развития агропромышленного комплекса, к тому же на разработку и внедрение программ благоустройства ситуации в рамках актуальной городской среды, развитие системы здравоохранения, образования, укрепление материально-технической базы муниципальных домов культуры и другие мероприятия.
Исходя из этого, после проведения таких мероприятий, планируется увеличение темпов роста экономики края. Реализация Правительством Алтайского края последовательной и согласованной макроэкономической политики в прогнозируемом периоде позволит обеспечить стабильность для основных макроэкономических параметров. Сравнение за период с 2016 по 2020 годы темпов прироста (снижения) по основным прогнозным показателям в Российской Федерации и Алтайском крае представлено на рисунке 1 [8].
Рис. 1. Сравнение за период с 2016 по 2020 годы темпов прироста (снижения) по основным прогнозным показателям в Российской Федерации и Алтайском крае
Таким образом, исходя из основных направлений бюджетной и налоговой политики Алтайского края, приоритетными целями социально-экономического развития Алтайского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов являются:
1) создание условий для сохранения и улучшения достигнутых показателей социально-экономического развития Алтайского края;
2) поддержка реального сектора экономики края, стимулирование инвестиционной активности;
3) повышение уровня и качества жизни населения.
Согласно статистическим данным, расходы консолидированного бюджета Алтайского края по 2017 году составили 103 млрд рублей, или на 9% выше уровня 2016 года.
Расходы на отрасли социальной сферы составили 73 млрд рублей - 71% расходов, на национальную экономику направлено 18 млрд рублей - 17% расходов.
Расходы денежных средств местного бюджета направлены на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местного бюджета включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы Алтайского края. Планирование расходов на предстоящий финансовый год это очень ответственная работа, которая проводится финансовым органом администрации совместно с главными распорядителями денежных средств.
На 2018 год расходы краевого бюджета планируются в сумме 95 млрд 614 млн рублей, или 116 процентов к первоначальному плану краевого бюджета на 2017 год.
Расходы краевого бюджета на 2019 и 2020 гг. прогнозируются в объеме - 83 млрд 963 и 87 млрд 612 млн рублей, соответственно.
Дефицит на 2019 и 2020 гг. - 5 млрд 40 млн и 5 млрд 273 млн рублей соответственно^].
Расходы консолидированного бюджета прогнозируются на 2018 год в сумме 112 223 млн. рублей или 114 процентов к первоначальному плану консолидированного бюджета на 2017 год.
Следует отметить, что увеличение доли собственных доходов происходит за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но муниципалитетам не выгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи.
Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов, а также подразумевает реализацию краевой адресной инвестиционной программы (таблица 1) [7].
Таблица 1. Расходы на реализацию краевой адресной программы на 2018 год
Наименование отрасли Сумма, тыс. руб.
образование 2174422
здравоохранение 952480
культура 570179
физическая культура и спорт 415636
соцобеспечение 15816
жилищное строительство 822265
жкх 477937
прочие расходы 471265
Таким образом, основная доля расходов в рамках данной программы будет направлена на систему образования. Достаточная часть расходов отнесена на здравоохранение. Часть денежных средств из каждой отрасли направлена на реализацию региональных программ, например «80х80», «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года» и другие.
Таким образом, каждое звено решает определенные задачи по социально-экономическому развитию муниципального образования. Отсюда, при формировании расходов местного бюджета учитывается финансирование затрат по капитальным вложениям и иной деятельности, а также осуществление районных проектов [2, 59].
Однако существуют некоторые проблемы при распределении бюджетных средств:
1) отсутствие оценки реальной налоговой базы местного бюджета. На данный момент в полном объеме осуществлено лишь межевание, а также кадастровая оценка земли. При этом, нет четкого разграничения собственности относительно земельных участков, на которых она находится.
2) Низкая обеспеченность кадрами органов муниципального управления, а также финансовых органов поселений.
3) Низкое качество и нередко необоснованность принимаемых нормативно--правовых актов на муниципальном уровне, а именно - в поселениях, что, в свою очередь затрудняет организацию процесса закупок на нужды того или иного поселения.
4) Низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления с налоговыми органами, что говорит о низком уровне и нерегулярности проверок со стороны налоговых органов, а также невозможности отслеживания применения распределенных бюджетных средств.
5) Наличие дисбаланса между доходами муниципальных бюджетов, а также расходных полномочий.
6) Низкий уровень предпринимательской и инвестиционной активности.
7) Иждивенчество руководства.
8) Сжатые сроки сведения бюджета, что, в свою очередь, влияет на своевременность публикации закупок, и, как следствие, на проведение самой закупки.
Нередки случаи, когда государственный распределитель бюджетных средств по каким-либо причинам задерживает распределение средств на нужды заказчиков. Такая ситуация может привести к значительной задержке проведения закупки, что делает последующую поставку товаров или услуг нецелесообразным. Примером может служить проведение закупки на предоставление отопления. В связи с тем, что существует некая срочность в предоставлении того или иного товара или услуги, заказчики вынуждены напрямую, не дожидаясь получения таких денежных средств, заключать контракты на бумажном носителе с поставщиком.
Однако после получения денежных средств от распределителя закупка все-таки должна быть проведена в установленном законодательством порядке, а именно путем проведения электронного аукциона. Все это снижает уровень прозрачности проведения электронных закупок в целом, а также отрицательно влияет на состояние честной конкуренции.
Решение данных проблем возможно централизованно на региональном уровне. В качестве мероприятий можно предложить следующее:
1) Для того чтобы конкретизировать имущество между Алтайским краем и муниципальными образованиями рекомендуем провести определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости отдельно по каждому региону;
2) привлечение кадров в органы муниципального управления путем создания положительных условий, таких как: социальные льготы, премирование, пропаганда стабильности государственной службы в целом, повышение квалификации уже имеющихся служащих, постоянная актуализация их деятельности в соответствии с изменяющимися требованиями в данной области;
3) тщательный контроль принимаемых нормативно-правовых актов, а также их целесообразность на региональном уровне; также возможно создание отдельного контролирующего органа именно с целью рассмотрения таких вопросов;
4) автоматизация процесса взаимодействия с налоговыми органами. На данный момент все налоговые действия возможно осуществлять через сеть «Интернет». В связи с этим необходимо дополнительное обучение сотрудников для компьютеризации процессов и облегчения работы налоговых органов;
5) необходимо осуществление своевременных тщательных проверок промежуточных сводных балансов бюджета. Также дополнительные денежные средства, которые были выделены на регион на 2018 год посодействуют сбалансированности;
6) для повышения уровня предпринимательской и инвестиционной активности необходимо корректное проведение таких программ как краевая адресная инвестиционная программа - 2018, а также внедрение иных программ, направленных на повышение уровня предпринимательской и инвестиционной деятельности;
7) для пресечения иждивенчества руководства, а также некачественного исполнения служебных обязанностей необходимо осуществление внеплановых контрольных проверок в органах муниципальной власти, проведение тестов на подтверждение квалификации;
8) для решения одной из главных проблем, а именно - задержки распределения бюджетных средств - необходимо возложение соответствующих функций тщательной проверки на контролирующие органы. Также возможно ужесточение сроков, согласно реализуемым нуждам на законодательном уровне в целом.
Таким образом, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплектом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию -фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Как показал анализ исполнения бюджета Алтайского края по доходам и расходам, основная цель политики края в области расходов за последние два года заключалась в обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджета края.
Исполнение бюджета позволило впервые за ряд лет обеспечить финансирование социальных отраслей в объеме, соответствующем параметрам бюджета [6].
Однако следует отметить, что при формировании бюджета расходы бюджетных учреждений учтены в полном объеме лишь в потребности на заработную плату, выплату стипендий, на удешевление питания школьникам, книгоиздательскую продукцию. На остальные статьи в бюджете учтены расходы в объеме имеющихся финансовых возможностей.
Проблема межбюджетных отношений проявляется не только на стадии формирования бюджета, но и в процессе его исполнения. В отдельных случаях принимаемые на федеральном уровне решения не соответствуют бюджетному и налоговому законодательству, ставят бюджет субъектов РФ в весьма сложное положение.
Действующая система межбюджетных отношений исключила практику индивидуальных плановых согласований объемов доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации, их финансовой поддержки.
Распределение средств фонда финансовой помощи регионам осуществляется по единым правилам в одностороннем со стороны Минфина порядке [9].
На современном этапе главнейшим является обеспечение действенной возможности проведения единой государственной политики на всей территории Российской Федерации через эффективные организационные структуры, нормативно-правовые и методологические механизмы, достоверный учет, контроль и исполнение. На федеральном уровне необходимо обеспечить более тесное взаимодействие структур финансово-экономического блока, в первую очередь, Минфина, Минэкономики, Министерства по налогам и сборам.
Их несогласованность, прежде всего, отражается на региональном уровне, что относится к разделению доходных полномочий и источников, которое является нестабильным и отражается на доходной налоговой базе региональных и местных бюджетов, нуждающихся в серьезном укреплении.
Среди первоочередных направлений реформы межбюджетных отношений считаем следующие:
1) оптимизировать разграничения полномочий и предметов ведения между центром и субъектами Федерации;
2) законодательно установить стабильные (не менее чем на три года) базовые нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов;
3) установить законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между центральными, региональными и местными органами власти и управления;
4) обеспечить перераспределение средств между соответствующим бюджетом в целях сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в административно-территориальных образованиях и уменьшить степень региональных различий в уровне социально-экономического развития;
5) минимизировать встречные финансовые потоки;
6)повысить заинтересованность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории;
7) гарантии финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов необходимо зафиксировать в Бюджетном кодексе РФ;
8) установить самостоятельность бюджетов разных уровней, входящих в бюджетную систему государства, которая предполагает самостоятельность составления, утверждения, исполнения бюджета и контроля за его исполнением;
9) пересмотреть методику распределения Фонда финансовой поддержки регионов, устраняющую субъективизм и обеспечивающую эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов;
10) усовершенствовать Бюджетную классификацию, которая позволит повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней;
Таким образом, субъекты Федерации, их бюджеты - весьма уязвимы и полностью зависят от политики федеральных органов власти, поэтому необходимо объединить усилия всех уровней законодательной и исполнительной власти с целью поэтапного принятия пакетов законов, направленных на разрешение узловых социальных, экономических и правовых противоречий по вертикали между центром и регионами, по горизонтали - между субъектами РФ.
Список литературы / References
1. Аксенова В.О. Бюджетирование - теория и практика: учебное пособие. Москва: Изд-во «КноРус», 2015. 396 с.
2. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 с.
3. Завьялова Е.С. Регламент бюджетного процесса // Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/4/7173/ (дата обращения: 17.11.2018).
4. Иванов, Р.П. Бюджетирование. Практические аспекты постановки задачи // Проблемы теории и практики управления, 2015. № 1. С. 75-80.
5. Основные показатели бюджетов субъектов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.permkrai.ru/compare_budgets/mainfactors/ (дата обращения: 17.11.2018).
6. Официальный сайт Алтайского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ (дата обращения: 17.11.2018).
7. Постановление Правительства Алтайского края от 20.12.2017. № 469 «О реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2018 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446606738/ (дата обращения: 17.11.2018).
8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистки по Алтайскому краю. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 17.11.2018).
9. Федеральный и региональный бюджет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://businessman.ru/new-federalnyj-i-regionalnyj-byudzhet.html (дата обращения: 17.11.2018).
10. Формы распределения бюджетных средств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/786666/finansy/formy_raspredeleniya_byudzhetnyh_sredstv/ (дата обращения: 17.11.2018).
ВЛИЯНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ Громова Ж.Ю. Email: [email protected]
Громова Жанна Юрьевна — магистрант, кафедра бухгалтерского учёта, налогов и экономической безопасности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация: в статье обозначена роль учетной политики организации. Определили достоинства составленной правильно учетной политики. Реальным инструментом нахождения оптимального варианта отражения факторов хозяйственной деятельности в системе учета является учетная политика организации. Обозначена важность формирования учетной политики организации для отражения достоверной отчетности. Рассматривая вопросы учета всех аспектов деятельности организации, все зависит от меняющейся экономической ситуации, а также изменений в законодательстве. Выделили различные цели, преследуемые организациями при ее формировании. Обосновали задачи по формированию и соблюдению учетной политики для конкретного предприятия, обусловленного его спецификой. Рассмотрели принципы и методы при формировании учетной политики и ее влиянии на финансовый результат.
Ключевые слова: учетная политика, бухгалтерская отчетность, финансовые показатели, финансовый результат.
INFLUENCE OF ACCOUNTING POLICIES ON FINANCIAL PERFORMANCE OF THE ORGANIZATION Gromova Zh.Yu.
Gromova Zhanna Yurevna — Undergraduate, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, TAXES AND ECONOMIC SECURITY, FEDERAL STATE-FUNDED EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE HIGHER EDUCATION VOLGA REGION STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY, YOSHKAR-OLA
Abstract: in article the role of accounting policies of the organization is designated. Determined advantages of the made correctly accounting policies. The real instrument of finding of an optimal variant of reflection of factors of economic activity in an accounting system are the accounting policies of the organization. Importance of formation of accounting policies of the organization for reflection of the authentic reporting is designated. Considering questions of accounting of all aspects of activity of the organization, everything depends on the changing economic situation and also change in the legislation. Allocated various purposes pursued by the organizations at its formation. Proved tasks offormation and observance of accounting policies for the concrete enterprise caused by its specifics. Considered the principles and methods when forming accounting policies and its influence on financial result.
Keywords: accounting policies, accounting reports, financial performance, financial result.
УДК: 33 - Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки