Научная статья на тему 'Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации'

Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4457
721
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / BUDGETS / REGIONAL BUDGETS / PRINCIPLES OF THE BUDGET SYSTEM / AND MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романченко О. В., Зозуля И. В.

В статье рассматриваются вопросы бюджетной политики России в современных экономических и политических реалиях. Авторы делают акцент на региональный анализ состояния формирования бюджетов, рассматривают принципы формирования бюджетов, а также направления совершенствования бюджетного регулирования. Одним из важнейших направлений экономического роста России как фактор противодействия мировым санкциям это развитие производства социально значимой продукции, а также изменение миграционной политики, направленной на использование собственных трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING BUDGETS OF THE RUSSIAN FEDERATION MEMBERS

In the article the questions of budgetary policy in Russia in the current economic and political realities. The authors emphasize regional analysis of the state budgets, consider the principles of budgeting and directions of perfection of budgetary regulation. One of the most important directions of economic growth of Russia as a factor against global sanctions targets the production of socially significant products, as well as changes to migration policy on the use of their labour resources.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации»

Таблица 7. Экспорт и импорт России по странам в 2013 г., по данным Федеральной таможенной службы (млрд. долл.)

№ Экспорт Импорт

Страна млрд. долл. Страна млрд. долл.

1 Нидерланды 70,1 Китай 53,2

2 Германия 37,0 Германия 37,9

3 Италия 39,3 США 16,5

4 Китай 35,6 Украина 15,8

5 Турция 25,5 Италия 14,5

6 Украина 23,8 Япония 13,7

7 Беларусь 20,0 Беларусь 13,6

8 Япония 19,6 Франция 13,0

9 Польша 19,6 Казахстан 9,0

10 Казахстан 17,4 Польша 8.3

тилась доля продукции сельского хозяйства и увеличилась доля минеральных ресурсов, металлов и изделий из них;

- за прошедший век вырос показатель сальдо внешней торговли России (в процентах к внешнеторговому обороту);

- среди российских внешнеторговых партнеров свое значение утратили такие страны, как Иран и Индия, зато появились новые страны, например, Южная Корея.

Проведенный анализ еще раз свидетельствует, что России необходимо принимать действенные меры по диверсификации своей экспортной структуры, всячески стимулируя экспорт готовой продукции несырьевых отраслей экономики.

Литература:

1. Любецкий В.В. Иностранный капитал в экономике России во второй половине XIX - начале XX вв. / Предпринимательство и социальная ответственность: отечественный и зарубежный опыт. Сб.

научных трудов международной межвузовской научно-практической конференции. - М.: МИПП, 2012. С. 340-345.

2. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет /под ред. Королева И.С. - М.: Юристъ, 2003.

3. Народное хозяйство в 1913 г. Изд. Министерства финансов. - Пг., 1914.

4. Народное хозяйство СССР. Экономико-статистический журнал. Партиздат. М., № 7-8, 1932.

5. Обзор внешней торговли России по Европейским и Азиатским границам за 1914 г. - Пг., 1915.

6. Покровский С.А. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М., 1947.

7. Статистический ежегодник России. 1914 г. Издание Центрального статистического Комитета МВД. - СПб., 1914.

8. World Trade Report 2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO. World Trade Organization, Geneva. 2014.

УДК 336.025

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Романченко О.В., к.т.н., доцент, декан факультета экономики и финансов ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю.Витте», г.

Москва

Зозуля И.В., начальник отдела кадров ООО «Сибстройэнергомонтаж», г. Красноярск, тел.: +7 (910) 495 11 58, e-mail: zva-inga @mail.ru

В статье рассматриваются вопросы бюджетной политики России в современных экономических и политических реалиях. Авторы делают акцент на региональный анализ состояния формирования бюджетов, рассматривают принципы формирования бюджетов, а также направления совершенствования бюджетного регулирования. Одним из важнейших направлений экономического роста Россиикак фактор противодействия мировым санкциям это развитие производства социально значимой продукции, а также изменение миграционной политики, направленной на использование собственных трудовых ресурсов.

Ключевые слова: бюджетная политика, формирование бюджетов, региональный бюджет, принципы бюджетной системы, миграционная политика.

FEATURES OF FORMING BUDGETS OF THE RUSSIAN FEDERATION MEMBERS

Romanchenko O., Ph.D., assistant professor, dean of the Economy and Finance faculty, Moscow Witte University, Moscow Zozulya I., Chief Human Resources Officer, JSC « Sibstroyenergomontazh»,. Krasnoyarsk, tel.: +7 (910) 495 11 58, e-mail: zva-inga @mail.ru

In the article the questions of budgetary policy in Russia in the current economic and political realities. The authors emphasize regional analysis of the state budgets, consider the principles of budgeting and directions of perfection of budgetary regulation. One of the most important directions of economic growth of Russia as a factor against global sanctions targets the production of socially significant products, as well as changes to migration policy on the use of their labour resources.

Keywords: fiscal policy, budgets, regional budgets, the principles of the budget system, and migration policy.

Бюджетная политика государства имеет важное значение для экономического развития и регулируется Федеральными Законами о бюджетной политике и бюджетным кодексом. Бюджетежегодно принимается на три года вперед, с последующей корректировкой по фактическому состоянию доходной части бюджета. Результатами реализации бюджетной политики в период до 2014 года стали

обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование

налоговой системы, межбюджетных отношений[ ]. С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при «базовой» цене на нефть. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов. Государственный бюджет является основным инструментом, по которому планируют свою деятельность государственные предприятия, образовательные учреждения, жилищные фонды. Соответственно, бюджет является главным документом страны, который должен иметь понятную структуру доходной и расходной частей. Далее мы рассмотрим, по каким же основным принципам, формируется бюджетная система в настоящее время таблица 1[1,2].

Необходимо отметить, что бюджеты формируются по четким правилам и принципам, информация по доходам и расходам создается на основе результатов формирования и исполнения региональных

бюджетов, анализ которых представлена ниже.

В условиях существующего различия в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации основная часть (72,2 %) собранных доходов за 2013 г. сформирована на территориях 10 субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, Московская, Самарская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Москва и г. Санкт-Петербург), в которых проживает 1/3 населения России, рисунок 1.

В федеральный бюджет поступило 8875392,6 млн. рублей (63,3 %), в бюджеты субъектов Российской Федерации - 5136963,6 млн. рублей (36,7 % объема собранных доходов).По объему собранных доходов среди субъектов Российской Федерации лидируют г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Санкт-Петербург. Сложившиеся пропорции распределения доходов показали, что у 74 субъектов Российской Федерации остается более 50 % собранных на территории региона доходов, из них в Амурской, Воронежской и Псковской об-

Таблица 1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Принцип Значение

Единство бюджетной системы РФ Отражает единство законодательства, принципов функционирования, ведения учета и исполнения судебных актов

Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Означает закрепление в соответствии с законодательством доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, определяет полномочия чиновников

Самостоятельность бюджетов Включает в себя права и обязанности органов гос. власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, обеспечивать сбалансированность бюджета, устанавливать налоги, согласно законодательству Российской Федерации

Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Определяет бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.

Сбалансированность бюджета Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Эффективность использования бюджетных средств Участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, заимствований, пожертвований и т.п.

Прозрачность (открытость) Данный принцип обозначает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов

Достоверность бюджета Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Подведомственность расходов бюджетов Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Единство кассы Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета

Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах

ластях - 80 %, Республике Ингушетия, Архангельской, Мурманской и Тамбовской областях - 81 %, Республике Карелия - 82 %, Республике Северная Осетия - Алания - 85 %, Кабардино-Балкарской Республике и Еврейской автономной области - 86 % [3].

Основу доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляют налоговые доходы.В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации по нормативу 100 % подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговые доходы от следующих региональных налогов: налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога; в бюджеты муниципальных образований от местных налогов: земельного налога и налога на имущество физических лиц [4].

Основной объем неналоговых доходов (более 80 %) формируется за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи материальных и нематериальных активов, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.

Наибольшая доля неналоговых доходов в доходах консолидированных бюджетов сложилась в Ненецком автономном округе (25,5 %), Республике Карелия (16%).

Удельный вес доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в общей структуре доходов составляет всего 0,7 %. В 2011 году он снизился к уровню 2010 года на 27 % и составил 45857,6 млн. руб., в 2012 году увеличился по сравнению с 2011 годом на 8 % и составил 49537,2 млн. руб. [5].

При этом если в 2011 году эти доходы формировались на территориях семи субъектов Российской Федерации (Камчатский и Красноярский края, Белгородская, Новгородская, Оренбургская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Санкт-Петербург), то в 2012 и в 2013 году - на территориях только 4 субъектов (Камчатский и Красноярский края, Оренбургская область, г. Санкт-Петербург).

Сокращение расходов отмечено в 8 субъектах Российской Федерации: в республиках Адыгея (на 2,3 %), Дагестан (на 5,3 %), Калмыкия (на 6,9 %), Чеченской (на 11,3%); Красноярском крае (на 2%); Астраханской (на 6,9%) и Московской (на 4,3 %) областях; г. Москве (на 4,2 %).

Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на развитие регионов, увеличивается с 18,4 % в 2011 г. до 20,5 % в 2012 г., и до 21,3 % в 2013г. Однако более 60 % по-прежнему составляют расходы на выплаты заработной платы с начислениями, оплату коммунальных услуг, социальные выплаты, включая пенсии и пособия, обслуживание внутреннего долга, арендную плату за пользование имуществом и расходы по его содержанию.

Таким образом, наметившиеся положительные тенденции в укреплении доходной базы регионов, сложившиеся в 2011-2013 годах, не привели к сокращению дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню экономического и социального развития и к существенным сдвигам в структуре доходов и расходов бюджетов регионов [6].

По состоянию на 01.12.2014 общий объем государственного долга субъектов Российской Федерации составил 1 164 250,1 млн. руб. с тенденцией сокращения к началу года только на 0,7 %. При этом объем суммарного дефицита консолидированных бюджетов

субъектов Российской Федерации составил 203,1 млрд. руб., превысив аналогичный показатель 2012 г. на 1,5 млрд. руб. Одновременно для многих регионов сохраняется значительная степень зависимости от финансовой помощи за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, о чем свидетельствуют пропорции распределения субъектов Российской Федерации на группы в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в доходах.

Новый импульс к активизации деятельности государственных органов управления в части решения задачи по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ дает принятие государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» (принята Правительством РФ в феврале 2013г. на период до 2020г.). Ожидается, что ее выполнение позволит создать условия для устойчивого исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для увеличения налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако способы и инструменты, предлагаемые к реализации в рамках данной государственной программы, направлены преимущественно на совершенствование механизма перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы РФ. При этом такие формы межбюджетных отношений, как, например, взаимодействие бюджетов одного уровня, остаются без должного внимания. Между тем в развитии межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации заключается, на взгляд авторов, весомый источник увеличения доходов региональных бюджетов. Выявить его позволяет системно-институциональный анализ налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, состоящий в исследовании роли однородных налогоплательщиков в формировании налоговых доходов региональных бюджетов.

Как свидетельствуют данные Отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ проблем и перспектив развития доходной базы субъектов Российской Федерации» Счетной палаты Российской Федерации, на формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации влияет крайне неравномерное распределение налоговой базы.

Так, в 2013 г. 41,8 % от суммы НДФЛ, поступившей в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, собиралось на территории 5 субъектов Российской Федерации; 46,9 % поступлений от уплаты акцизов на вина, производимые на территории Российской Федерации, приходилось на 3 субъекта Российской Федерации; 77,1 % объема поступлений налога на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) - на 10 субъектов Российской Федерации.

При этом в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 г. налоговые доходы составляли 69,1 %, неналоговые - 7,4 %, безвозмездные поступления - 22,8 %, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности всего лишь 0,7%. В 2014 г. структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации изменилась незначительно - доля налоговых доходов увеличилась на 1,5 %, а безвозмездные поступления сократились на 1,1 %.

Свердлове-1 кая область 1,5%

Рис. 1. Распределение основных поступлений по бюджетам региональных субъектов

В 2012-2013 гг. сохранялась тенденция усиления зависимости доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации от поступлений федеральных налогов и сборов. В объеме налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в указанный период доля федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, увеличилась с 86,1% до 86,9 %, а доля региональных и местных налогов сократилась с 13,9 до 13,1 %.

При формировании налоговых доходов консолидированного бюджета особое место занимает банковская система России, так как кредитные организации были и остаются крупнейшими налогоплательщиками. Так, согласно данным Банка России, в 2013 г. российскими кредитными организациями была получена прибыль в размере 1 011,9 млрд. руб., что на 19,3 % больше, чем за 2012 г. Кроме того, банковская система России имеет широко разветвленную территориальную сеть, представленную как банковскими корпорациями, так и банковскими квазикорпорациями (филиалами коммерческих банков). В частности, на 01.01.2014 количество кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составило 1 094 ед., а количество филиалов кредитных организаций, зарегистрированных на территории России, - 2 349 ед.

Производственный сектор отечественной экономики испытывает влияние многократного налогового пресса (труд обложен налогами на наивысшем в мире уровне, ссудный капитал чрезмерно дорог и для среднего и малого бизнеса просто недоступен). При этом большим заблуждением в государственном регулировании экономического развития является ставка только на стимулы и бюджетные ассигнования - инструментарий модернизации сверху. За счет стимулов и преференций невозможно создать условия технологического прорыва, преодолеть инновационную отсталость экономики. Напротив, основная задача государства для успешной модернизации заключается в создании условий жесткой конкуренции, при которой компании, не желающие модернизироваться, просто не выживают.

Проведенный анализ, показал, что налоговые доходы составляют основную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы. Но в настоящее время в связи с экономическим кризисом сложилась сложная ситуация с исполнением бюджетами своих расходных обязательств по причине несовершенной системы налогообложения, недостаточных мер по налоговому администрированию и налоговому контролю. Федеральный бюджет РФ на 2015 год принят с дефицитом.

Особенно критическое положение на протяжении последних лет складывается с балансированием региональных и местных бюджетов. В настоящее время в регионах сохраняются негативные тенденции прошлых лет. К ним следует отнести сохранение дефицита бюджета, высокая доля трансфертов, увеличивающуюся долю в доходах бюджета регулирующих налогов. Особенно критическое положение на протяжении последних лет складывается с балансированием региональных и местных бюджетов. В 2013 году бюджеты субъектов РФ были исполнены с дефицитом в 642 млрд. рублей, что составляет почти 8% их доходов, или 0,9% от ВВП. За один год дефицит этих бюджетов вырос в 2, 3 раза.

При этом число дефицитных бюджетов за 2013 год было в 2 раза больше, чем профицитных бюджетов. В 2013 году этот дефицит был покрыт за счет остатков бюджетных средств, накопленных в прошлые годы, а также за счет наращивания государственного долга. К настоящему времени эти источники практически исчерпаны: средства остатков прошлых лет у большинства регионов практически закончились, а привлекать заемные средства многие из них не могут в связи с достигнутым пределом уровня государственного долга. Между тем, согласно расчетам Минфина, к концу 2014 г. совокупный дефицит региональных бюджетов составил уже 857 млрд. руб., увеличившись еще на одну треть. Суммарный долг регионов и муниципалитетов достиг по состоянию на 1 декабря 2014 года 1,74 трлн.руб., что составляет 27% от доходов. При этом важно подчеркнуть, что у более чем 1/3 регионов размер долговых обязательств достигает 50 и более процентов [7].

В настоящее время регионами предпринимаются меры по ревизии расходов бюджета - сокращаются неэффективные программы, инвентаризируются расходные обязательства, оптимизируется сеть учреждений и их штатная численность, но в данной ситуации необходимы государственные меры по развитию бизнеса, созданию условий доступных кредитных ресурсов для малого бизнеса, совершенствованию контроля за налоговыми и таможенными платежами.

В связи с этим возникает необходимость дальнейшего совершенствования механизма межбюджетных отношений в направлении

наращивания финансовой независимости регионального бюджета. Усугубляет ситуацию современная макроэкономическая ситуация. Снижение стоимости российского рубля по отношению к американ-скомудоллару с начала 2014 года составило 15,7%, прогнозы.Базовая инфляция в 2014 г выросла до 8,0%. Фактически Банк России не смог выполнить своих предыдущих прогнозов по годовым темпам инфляции (6-6,5%). Развитие макроэкономической ситуациив 2015 году по худшему сценарию, приведет кзначительному сокращению резервного фонда, важнейшего факторафинансовой стабильности, а это означает, что на покрытие расходных обязательств необходимо будет направлять не только средства этого фонда, но привлекать заемные средства, то есть увеличивать долговые обязательства страны.

Считаем, что для обеспечения стабильности экономического раз-витияРоссии необходимы меры государственной поддержки, прежде всего в развитие производства сельскохозяйственной продукции, как важной позиции противодействия мировым санкциям. Нам представляется, что для этого необходимо, прежде всего,обеспечить доступными кредитными ресурсами в социально значимое производство (товары первой необходимости, продукты питания, переработка сырья и др.). Кроме того по нашему мнению требуется изменение государственной политики в области миграционной политики и более эффективного использования национальных трудовых ресурсов. При высоком уровне безработицы в России остается высокий приток мигрантов, решение вопросов оплаты труда, социальной защиты приведет к снижению безработицы, а это означает повышение уровня жизни населения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Следующим направлением для стабилизации экономики считаем повышение эффективности налогообложения, через усиление администрирования и контроля над налогоплательщиками. Данная мера становится особенно актуальной в связи с присоединением Крыма, где в настоящее время налоговые поступления в бюджет, по сообщению министра финансов республики В. Левандовского, составляют 5-7%, а около 95% бюджета Крыма пополняется за счет финансовой помощи России. И даже в самых оптимистических прогнозах планируется довести уровень налоговых поступлений в бюджет Крыма до 40-50%.

Итак, в данной работе исследованы вопросы бюджетной политики России в современных экономических и политических реалиях.Авто-рами сделан акцент на региональный анализ состояния формирования бюджетов, рассматривают принципы формирования бюджетов, а также направления совершенствования бюджетного регулирования. Отмечено, что реализация экономической политики государства осуществляется исключительно по направлениям, разработанными государственными органами на долгосрочную перспективу. Одним из важнейших направлений экономического роста России в период противодействия мировым санкциям - это развитие производства собственной, социально значимой продукции, а также изменение политики использования собственных трудовых ресурсов.

Также более гибких, оперативных решений в соответствии с фактическим положением, сложившимся как в целом по России, так и в субъектах федерации требует ряд мер,например, отказ от договоров на производство продукции в России странами, наложившими на Россию санкции и наложение санкций на их продукцию , которая производится в их стране и продолжает поставляться в Россию (Volkswagen).

Литература:

1.Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах»- URL: http://www.kremlin.ru/acts/18332J

2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. URL: minfin.ru

3.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс] - Режим доступа: ht^:// www.gks.ru/

4. Сайт Федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru/

5. Электронный бюджет Российской Федерации http://budget. gov.ru/

6. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ проблем и перспектив развития доходной базы субъектов Российской Федерации» // Счетная палата Российской Федерации. 2013. № 1 (181).

7.Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг. // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URLhttp://www.minfin.ru/common/img/ uploaded/library

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.