УДК 336.146
Смирнова Елена Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ
Муратова Аделия Ринатовна
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры маркетинга и торгового дела
Кубанского государственного университета
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В РАЗРЕЗЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
Smirnova Elena Viktorovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Business Processes and Economic Security Department, Academy of Marketing and Social Technologies
Muratova Adeliya Rinatovna
PhD in Economics, Lecturer, Marketing and Trade Business Department, Kuban State University
THE ANALYSIS OF CONSOLIDATED BUDGET FORMATION OF KRASNODAR KRAI IN THE CONTEXT OF TAX REVENUES
Аннотация:
Статья посвящена анализу формирования консолидированного бюджета Краснодарского края в части налоговых поступлений. Отмечено, что для формирования и реализации опережающего развития экономики страны рост экономической базы местных бюджетов должен опережать экономический рост государства. Авторы акцентируют внимание на необходимости формирования большей части местных бюджетов за счет собственных налогов. Вследствие этого на решение местных вопросов будет выделяться больше средств, а органы местного самоуправления будут заинтересованы в развитии экономики муниципальных образований.
Ключевые слова:
бюджет, бюджетная политика, бюджетная система РФ, федеральный бюджет, бюджеты регионального уровня, налоги, доходная часть бюджета, налоговые поступления, доходы бюджета, расходы бюджета, федеральные дотации.
Summary:
The article analyzes formation of consolidated budget of Krasnodar Krai as it pertains to tax revenue. It is noted that for the formation and implementation of the advanced development of the country's economy, the growth of the economic base of local budgets should be ahead of the economic growth of the state. The authors emphasize the need to form a greater part of local budgets at the expense of own taxes. Consequently, more funds will be allocated to resolution of local issues, and the local governments will be interested in the economic development of municipal entities.
Keywords:
budget, budget policy, budget system of the Russian Federation, federal budget, budgets of regional level, taxes, budget revenue, tax revenues, budget expenditures, federal subsidy.
Существует множество теоретических разработок в области бюджетной системы РФ, однако до сегодняшнего дня финансовое обеспечение местных бюджетов остается одним из самых сложных вопросов. Актуальность этой темы обусловлена проблемой территориальных бюджетов как финансовой основы регионального и местного самоуправления. На протяжении ряда лет бюджетная система РФ характеризуется превышением расходов бюджетов регионального уровня над их доходами и превышением доходов федерального бюджета над его расходами. То есть имеет место концентрация финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств субфедеральных бюджетов. Причем процесс концентрации финансовых ресурсов имеет тенденцию к усилению, что противоречит общемировой практике: в большинстве стран мира федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы и расходы региональных бюджетов сбалансированы.
Для формирования и реализации опережающего развития экономики страны рост экономической базы местных бюджетов должен опережать экономический рост государства. Кроме этого, от наполняемости доходной части местных бюджетов зависит самостоятельность муниципальных образований. На сегодняшний день все муниципальные образования в РФ сохраняют дотационный характер. По данным субъектов РФ, в общем количестве муниципальных образований, утвердивших местные бюджеты в 2013 г., 49,7 % исполнены с дефицитом, 48,1 % - с профицитом, у 2,2 % муниципальных образований доходы и расходы равны (рисунок 1).
70,0% 60,0% 50,0% Щ0% ЗОгО% 20г0% 10,0% 0,0%
Шмк
У V V V V У
г ^
¡Г . вГ
«Р
ж
я"
.в
г
у
лр I
/
лГ ф
<? у
У
Профицитные "Дефицитные "С нулевым дефицитом Рисунок 1 - Исполнение бюджетов в разрезе федеральных округов в 2013 г.
При формировании доходной части местных бюджетов отмечается ряд проблем: имеет место неэффективность распоряжения своей долей в общей сумме федеральных налогов властью субъекта РФ; за счет отчислений от федеральных бюджетов формируется большая часть региональных и местных бюджетов; сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра; формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов, в то время как основной задачей местных налогов выступает создание стабильных доходных источников местных бюджетов, которые в полном объеме поступают в распоряжение соответствующих территориальных образований.
Консолидированный бюджет Краснодарского края считается одним из крупнейших региональных бюджетов РФ. Проведем анализ основных показателей консолидированного бюджета Краснодарского края на основе информационных и аналитических материалов об исполнении бюджетов Краснодарского края 2012-2014 гг. (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика номинальных показателей бюджета Краснодарского края
Показатель 2012 2013 2014 Темп роста, %
2012-2013 2013-2014 2012-2014
Доходы, млн руб. 244931,3 219373,2 232883,0 89,6 106,2 95,1
Расходы, млн руб. 278608,3 269986,6 259759,1 96,9 96,2 93,2
Дефицит «-» (профицит), млн руб. -33677,0 -50613,4 -26876,0 150,3 53,1 79,8
Доля дефицита (профицита) в расходах бюджета, % 12,1 18,7 10,3 - - -
Из таблицы видно, что по итогам 2014 г. общие доходы бюджета составили 232,8 млрд руб. Наблюдается их незначительный рост к уровню 2013 г. (6,2 %). Следует отметить, что при сравнении общих доходов, полученных в 2013 г., с их уровнем в 2012 г. прослеживается снижение более чем на 10 %, это вызвано сокращением объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 1,9 раза, которое, скорее всего, обусловлено тем, что в 2012 г. большой объем межбюджетных трансфертов направлялся на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а также на строительство объектов и обеспечение мероприятий по проведению XXII Олимпийских и XI Паралим-пийских зимних игр. В результате наблюдается существенное сокращение безвозмездных поступлений в бюджет края в последующие два года. Увеличение общих доходов в 2014 г. стало возможным за счет комплекса мер, направленных на привлечение в регион инвестиций, стабилизации финансового состояния убыточных организаций, повышения уровня заработной платы, улучшения администрирования доходов.
В результате в 2013 г. мобилизовано налоговых и неналоговых доходов, а также средств от продажи акций и прочих безвозмездных поступлений в размере 185,8 млрд руб. Налоговые и неналоговые поступления в 2014 г. составили 199,8 млрд руб., рост к аналогичному периоду 2013 г. составил 7,9 %. Уровень бюджетных расходов консолидированного бюджета 2013 г. составил 270 млрд руб., или 96,9 % к уровню 2012 г.
Структура расходов: финансирование социально-культурной сферы - 155,0 млрд руб., образования - 65,8 млрд руб., здравоохранения - 41,2 млрд руб., на социальную политику направлено 32,2 млрд руб. Расходы консолидированного бюджета в 2014 г. составили 260,0 млрд руб., или 96,2 % к уровню 2013 г. Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Краснодарского края за 2012-2014 гг.
В результате изменений основных характеристик бюджета, внесенных в Закон о краевом бюджете в течение 2014 г., налоговые и неналоговые доходы были уменьшены на 2,7 млрд руб.; безвозмездные поступления увеличены на 14,7 млрд руб.; расходы увеличены на 25,2 млрд руб.; дефицит бюджета увеличен на 13,2 млрд руб. и составил 23,6 млрд руб.
Но, несмотря на вышеперечисленные корректировки, плановый показатель налоговых и неналоговых доходов оказался невыполненным на 3,3 %. Более детально проанализируем доходы консолидированного бюджета Краснодарского края за 2013-2014 гг. Всего по итогам 2014 г. налоговые и неналоговые доходы поступили в краевой бюджет в сумме 147,0 млрд руб., что на 11,6 % больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. По итогам 2013 г. Кубань заняла шестое место среди регионов РФ по объему собственных доходов. Доходы консолидированного бюджета края в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросли на 6,4 % и составили около 186 млрд руб. При этом с учетом федеральных дотаций доходы краевой казны в 2013 г. достигли 219 млрд руб. По этому показателю край занимает четвертое место среди субъектов страны [1]. В то же время краю не удалось достичь в 2013 г. запланированного роста доходов на 10 %. В 2014 г. отставание роста доходов от запланированных показателей составило 7,6 % (рисунок 3).
Рисунок 3 - Плановые показатели и фактические данные налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете Краснодарского края за 2014 г.
Период 2013 - начала 2015 гг. характеризуется весьма существенными негативными процессами в российской экономике, обусловленными как внешними условиями экономического и политического характера, так и внутренними преобразованиями структуры национальной экономики, что отразилось в снижении налоговых доходов бюджетов всех уровней. Снизились финансовые показатели в ряде бюджетообразующих компаний топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, финансового рынка и других отраслей. В результате наблюдается уменьшение поступлений от налога на прибыль в 2013 г. на 16 % относительно 2012 г. Выпадающие доходы составили 5 млрд руб. Причем их не удалось компенсировать за счет других источников. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, десять муниципалитетов края смогли обеспечить рост доходов на 10-18 % в 2013 г. по сравнению с предшествующим годом [2]. Кубани в
2013 г. удалось сохранить положительную динамику налоговых поступлений. По их объему Краснодарский край занимает седьмое место в стране и первое в Южном федеральном округе. На долю НДФЛ приходится более 33 % налоговых поступлений в крае, в 2013 г. НДФЛ составил 68,9 млрд руб. Второе место по собираемости занимают имущественные налоги, их доля -14,6 %. Собранная сумма распределилась следующим образом: в федеральный бюджет перечислено 50,6 млрд руб., в консолидированный бюджет Краснодарского края - 155,6 млрд руб., в том числе в местные бюджеты муниципальных образований - 42,1 млрд руб.
Аналогично общероссийским тенденциям в крае наблюдалось снижение поступлений НДС и налога на прибыль организаций. Эти налоги весьма чувствительны к изменениям экономической среды: при положительных тенденциях рыночной конъюнктуры растут опережающими темпами, а при снижении - сокращаются. Снижение сборов по НДС составило 24 % в 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. На 10 % в том же периоде снизилась собираемость налога на прибыль. Однако в 2014 г. по сравнению с 2013 г. наблюдается значительный рост поступлений налога на прибыль в доходную часть бюджета: 44,9 млрд руб. в
2014 г., что на 6,9 % больше, чем в 2013 г. По доле налоговых поступлений ведущее место занимают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом, а также транспорт и связь. Динамика налоговых поступлений в консолидированный и краевой бюджеты представлена на рисунках 4 и 5 соответственно.
ЗЯ
25
20
■ 2013 год "2014 год
Рисунок 4 - Динамика налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2013-2014 гг.
Достаточно большая доля бюджета региона формируется за счет налогоплательщиков столицы Кубани, в 2013 г. Краснодар перечислил в консолидированный бюджет Краснодарского края 64,6 млрд руб. доходов.
С начала 2013 г. на заседаниях межведомственных комиссий в администрации Краснодара и внутригородских округах было рассмотрено более пяти тысяч фактов задолженности. Их общая недоимка в консолидированный бюджет края по налоговым и неналоговым платежам составила более 1 156 млн руб. В результате работы комиссий удалось вернуть 1 090 млн руб. недоимки в бюджет края [3]. Одной из причин роста недоимки перед региональным бюджетом является банкротство хозяйствующих субъектов. В различных процедурах банкротства в крае на 1 января 2015 г. зарегистрировано 1239 должников. На их долю приходится 2,3 млрд руб. недоимки. При этом от завершенных процедур банкротства в краевой бюджет поступает около 8 % от суммы задолженности, для сравнения: по России этот показатель составляет 5,9 %, а по ЮФО - 7,3 %. На
втором месте по недоимке стоит неуплата имущественных налогов физических лиц. Доля имущественных налогов в структуре доходов Кубани составляет 19 %. Следует отметить, что этот вид поступлений не зависит от экономической ситуации. В противовес собираемости имущественных налогов физических лиц уровень собираемости налога на имущество организаций -99 %, сумма недоимки - 180 млн руб. При этом собираемость имущественных налогов сложилась ниже среднекраевого уровня в Сочи (44 %) и Краснодаре (75 %) [4].
20 18 10
М us 12
% et 10 3 8 II
//* f*'✓/ff ff ■ 2013 год 1Жвд
Рисунок 5 - Динамика налоговых и неналоговых поступлений в краевой бюджет
в 2013-2014 гг.
Власти Кубани планируют в 2015 г. нарастить объем собственных доходов на 5 % - до 210 млрд руб. В сложившейся в последнее время экономической ситуации в России (все еще сохраняющийся режим экономических санкций, нестабильность курса национальной валюты и падение цен на природные ресурсы на мировом рынке) выполнить план по налоговым поступлениям в 2015 г. будет весьма непросто, даже учитывая тот факт, что ситуация в Краснодарском крае значительно лучше, нежели в других регионах страны. Согласно проекту закона о бюджете на 2015 г. и на период 2016 и 2017 гг., доходы краевого бюджета запланированы в сумме 181,4 млрд руб., расходы - 186,4 млрд руб. Таким образом, бюджет на 2015 г. планируется с дефицитом в 5 млрд руб., но важно подчеркнуть, что это в четыре раза меньше, чем в 2014 г. Бюджеты 2016 и 2017 гг. планируются бездефицитными.
Подъем российской экономики и ее регионального звена невозможен без решения проблемы формирования доходной базы территориальных бюджетов, снижения зависимости местных и региональных бюджетов от федерального центра в части безвозмездных поступлений. Существующая тенденция в сфере налоговых и межбюджетных отношений не соответствует потребностям экономики опережающего развития, противоречит принципам бюджетного федерализма [5]. Развитие регионов и иных территорий является одной из приоритетных задач правительства в условиях ориентации государства на решение бюджетных проблем и расширение достижений научно-технического прогресса. Важно, чтобы большая часть местных бюджетов формировалась за счет собственных налогов, а не благодаря помощи «сверху». Такое положение будет способствовать тому, что на решение местных вопросов будет выделяться больше средств, а органы местного самоуправления будут заинтересованы в развитии экономики муниципальных образований.
Ссылки и примечания:
1. Кубань по итогам 2013 г. заняла 6-е место в РФ по объему доходов [Электронный ресурс] // РБК. 2014. 3 апр. URL: http://kuban.rbc.ru/krasnodar_topnews/03/04/2014/915536.shtml (дата обращения: 07.05.2015).
2. Соболева О.А. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в России // Экономика и социум. 2014. № 2 (11).
3. Власти Краснодара с начала года сократили недоимку по налогам на 1 млрд рублей [Электронный ресурс] // РБК. 2014. 27 окт. URL: http://kuban.rbc.ru/krasnodar_freenews/27/10/2014/954278.shtml (дата обращения: 20.05.2015).
4. По материалам сайта Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
5. Матющенко Н.С., Онуфриенко И.Г. Местное самоуправление и налоговые органы: совершенствование взаимодействия при налогообложении жилой недвижимости // Вестник СГУТиКД. 2009. № 1 (7). С. 90-100.