Баева Е.А.
кандидат экономических наук, доцент
кафедры экономики Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия Позднякова С.В. старший преподаватель кафедры экономики Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: статья посвящена экономическим основам местного
самоуправления, в частности формированию доходной базы муниципальных
бюджетов
Ключевые слова: собственные доходы местного бюджета, местное самоуправление, налоговые и неналоговые доходы.
Bayeva E.A.
Candidate of Economic Sciences, associate professor
departments of economy Tambov branch of a RANEPA Tambov, Russia Pozdnyakova S.V. senior teacher departments of economy Tambov branch of a RANEPA Tambov, Russia
ECONOMIC BASIS OF LOCAL GOVERNMENT
Abstract: the article is devoted to the economic foundations of local self-
government, in particular the formation of the revenue base of municipal budgets.
Keywords: own revenues of local budget, local government, tax and non-tax
revenues.
Формирование доходов бюджета муниципальных образований производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития муниципалитета.
Бюджет формируют: федеральные налоги (в частности, налог на доходы физических лиц), государственная пошлина, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц), неналоговые поступления. Большую часть доходов бюджета обеспечивают поступления по НДФЛ, ЕНВД, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В целях повышения собираемости налогов в городских округах и муниципальных районах Тамбовской области действует Межведомственная комиссия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в бюджет муниципалитета и в государственные внебюджетные фонды.
Ежегодно в целях обеспечения увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет утверждается План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов, оздоровлению муниципальных финансов и сокращению муниципального долга. Утверждается План совместных с Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации мероприятий по обеспечению поступления налоговых платежей в бюджет муниципалитета.
Планом мероприятий определены основные направления мобилизации поступлений собственных доходов в местный бюджет - это мероприятия по легализации объектов налогообложения физических и юридических лиц, проведение мониторинга средней заработной платы по городу, вопросу полноты и своевременности уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, эффективное использование муниципального имущества и земли.
В целях улучшения инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях, оптимизации механизмов взаимодействия с инвесторами на местном уровне и в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Агентством стратегических инициатив (АСИ), проводилась работа по формированию нормативной правовой базы
по вопросам регулирования инвестиционной деятельности и внедрения Муниципального стандарта.
В городских округах и муниципальных районах создан Муниципальный совет по улучшению инвестиционного климата. Принята Инвестиционная декларация. Утверждены: Положение о муниципально-частном партнерстве, Положение о регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, Порядок проведения и организации оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и экспертизы нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Разработан и утвержден Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Утвержден план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры. Определены структурные подразделения, должностные лица, ответственные за работу с инвесторами. Разработана Модель компетенции муниципальных служащих, определяющая квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам специалистов в сфере привлечения инвестиций, внесены соответствующие изменения в должностные инструкции. Проводится обучение и повышение квалификации муниципальных служащих по данному направлению работы. Совершенствование нормативно-правовой базы, реализация «дорожной карты» по снижению административных барьеров, повышение предпринимательской инициативы реализованы в течение года.
Итоги инвестиционной деятельности за 2015 год: Объем инвестиций по области составляет 122,5 млрд. руб. Объем инвестиций по области в расчете на одного жителя — 115,9 тыс.руб.
В 2015 году Тамбовская область получила сразу несколько высоких оценок федеральных экспертов в инвестиционной сфере. По версии агентства RAEX, наш регион признан безусловным лидером в России по повышению инвестиционной привлекательности за последние 20 лет. Кроме того, область вошла в тройку лидеров с самым низким уровнем рисков. Рейтинг составлен
на основе данных Росстата и других ведомств. Достойное развитие получило государственно-частное партнерство. На сегодняшний день на муниципальном уровне заключено более 50 концессионных соглашений в сфере реконструкции и строительства коммунальной инфраструктуры. Благодаря этому область занимает 12-е место в российском рейтинге регионов по уровню развития ГЧП.
Тамбовская область заняла 4 место по результатам самого престижного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России в 2015 году, организуемого Агентством стратегических инициатив.
В Тамбовской области реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета Тамбовской области, бюджетов муниципальных образований Тамбовской области.
Важным результатом исполнения бюджета стал рост на 16% (или на 4 млрд. рублей) налоговых и неналоговых доходов. В целом же в консолидированный бюджет области в 2015 году поступило 48,7 млрд. рублей. При этом рост налоговых поступлений составил 120%. Среди регионов ЦФО, это первый результат. Таким образом, в условиях секвестра федеральных бюджетных ассигнований, область развивается по пути мобилизации внутренних ресурсов и поиска новых источников финансирования бюджетных обязательств.
В апреле 2016 г. Fitch Ratings подтвердило рейтинги Тамбовской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+» со «Стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «В».
Fitch прогнозирует, что Тамбовская область будет иметь хороший операционный баланс на уровне около 10% от операционных доходов в 20162018 гг., который будет подкрепляться развивающейся местной налоговой базой и стабильными текущими трансфертами из федерального бюджета, которые составляют около 40% от операционных доходов. В 2015 г.
операционная маржа области достигла пикового уровня в 17% ввиду резкого роста налоговых доходов (на 21%) в условиях сдерживания роста операционных расходов на умеренном уровне в 5%. Рост налогов был обусловлен расширением базы налогообложения и повышением прибыли местных производителей, а также увеличением ставок транспортного налога. Рост налоговых доходов замедлится до уровня около 1%-5% в год в среднесрочной перспективе относительно 21% в 2015 г. в условиях замедления роста экономики. По прогнозам агентства, Тамбовская область будет иметь дефицит бюджета на уровне около 6% от всех доходов в 20162018 гг., так как область продолжает инвестировать в экономическое развитие и поддерживает высокий уровень капрасходов: более 20% от всех расходов (в 2010-2015 гг.: в среднем 30%). Способность области самостоятельно финансировать свои капитальные расходы, скорее всего, остается сильной, и регион будет комфортно покрывать приблизительно до 75% капрасходов (в 2010-2015 гг.: в среднем 87%) за счет текущего баланса и капитальных трансфертов из федерального бюджета. Остальные 25% капитальных расходов будут покрываться за счет денежных средств и новых заимствований, что приведет к небольшому росту прямого риска в среднесрочной перспективе. Fitch прогнозирует, что прямой риск региона останется умеренным в пределах 50% от текущих доходов в 2016-2018 гг. (в 2015 г.: 33,7%). В 2015 г. прямой риск умеренно увеличился и составил 12,2 млрд. руб. против 10,3 млрд. руб. в 2014 г. В качестве положительного момента отмечается, что этот рост в основном приходился на кредиты из федерального бюджета под низкую процентную ставку, и их доля достигла 32% от прямого риска на конец 2015 г. (2014 г.: 25%), в том числе регион привлек такие кредиты на сумму 2,8 млрд. руб. в 2015 г. для рефинансирования банковских кредитов с наступающими сроками погашения. Это позволило области сэкономить на процентных расходах, что сглаживает процентный риск в условиях волатильных рынков.
Тамбовская область имеет гладкий график погашения долга, и ее
потребности в рефинансировании равномерно распределены в 2016-2018 гг. В 2016 г. региону предстоит погасить 2,3 млрд. руб., или 18,5 % прямого риска по состоянию на 1 января 2016 г. Этот риск сглаживается за счет невыбранных кредитных линий на 2,1 млрд. руб., и область планирует привлечь новые кредитные линии позже в 2016 г.
Немаловажная роль в проводимой работе отводится органам местного самоуправления всех уровней власти. В целях увеличения объема доходов местных бюджетов в муниципалитетах Тамбовской области действуют комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет Тамбовской области и государственные внебюджетные фонды, проводится активная работа по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, мероприятия по выявлению и постановке на налоговый учет структурных подразделений, головные организации которых находятся за пределами Тамбовской области.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области в сфере «Организация муниципального управления» проводится по показателям, характеризующим работу органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы местных бюджетов, управлению кредиторской задолженностью, а также по уровню расходов местных бюджетов на содержание работников органов местного самоуправления.
В среднем по области доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в общем объеме собственных доходов за 2015 год составила 50,2 процентов и увеличилась по сравнению с 2014 годом на 0,5 процентных пункта. Общий объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов увеличился на 5,1 процентных пункта.
Превышают среднеобластной уровень по данному показателю Тамбовский (65,4%), Инжавинский (53,7%), Токаревский (52,5%) и Ржаксинский (50,4%) муниципальные районы, городские округа - Тамбов
(71,0%), Кирсанов (53,4%), Котовск (52,5%), Моршанск (52,0%) и Уварово (51,6%).
По сравнению с 2014 годом роста доли налоговых и неналоговых доходов в 2015 году достигли 15 муниципальных образований. Наибольшая положительная динамика при этом отмечается в Тамбовском (на 33,4 процентных пункта), Петровском (на 28,7 процентных пункта) и Токаревском (на 22,6 процентных пункта) муниципальных районах, а также в городе Котовске (на 14,6 процентных пункта).
Отрицательным является факт снижения значения показателя в течение трех последних лет (2013 - 2015 годы) по городу Мичуринску (53,9 процента, 42,2 процента, 40,8 процентов соответственно), Первомайскому (33,6 процента, 23,9 процента, 19,0 процентов), Мичуринскому, Бондарскому, Знаменскому районам.
Незавершенное в установленные сроки строительство, осуществляемое за счет средств бюджета городского округа (муниципального района), в отчетном году отсутствовало.
В целях обеспечения ежемесячного мониторинга и контроля текущего состояния показателей кредиторской задолженности по обязательствам местных бюджетов муниципальными образованиями области представляются сведения о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
Органам местного самоуправления области при осуществлении своей деятельности необходимо акцентировать внимание на недопущение фактов нарушения нормативных правовых актов области, усилить контроль за исполнением местных бюджетов (в том числе и бюджетов поселений) в целях улучшения качества предоставления муниципальных услуг, повышения эффективности бюджетных расходов местных бюджетов, сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления.
Список литературы
1. Инвестиционный паспорт Тамбовской области 2014-2016. Режим доступа: http://tambov.mvestments/ratmg_2016
2. Беспалов, М.В., Макаров, И.Н., Манасян, С.М., Позднякова, С.В. Концептуальные основы, приоритеты современной российской налоговой политики [Текст] / М.В. Беспалов и др. // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 5. С. 77-80.
3. Баева, Е.А. Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути её решения / Е.А. Баева, С.В. Позднякова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. Перспективы научного знания в XXI веке. -Тамбов. 2016. - №6. С. 44-48.
4. Баева Е.А., Иванова С.А. Об итогах исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года. [Текст] / Е.А. Баева, С.А. Иванова // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2014.№ 2 (08). С. 38-45.