Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ: ДАЙДЖЕСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ОЖИДАЕМЫХ С 2021 ГОДА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ: ДАЙДЖЕСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ОЖИДАЕМЫХ С 2021 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2191
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОМФОРТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова Инна Васильевна, Юрченко Каринэ Григорьевна

В мае 2018 г. Президентом РФ были определены национальные цели развития России, для достижения которых был предложен комплекс мероприятий и инструментов, центральное место в котором занимают национальные проекты. События 2020 г., в первую очередь связанные с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 и устранением негативных социально-экономических последствий ее распространения, стали серьезным испытанием для страны. Прекращение или ограничение работы многочисленных предприятий и организаций и даже целых отраслей, введение режима обязательной самоизоляции граждан, падение цен на нефть, рецессия экономики в связи с сокращением как спроса, так и предложения - это только часть проблем, потребовавших оперативного решения. Перераспределение ресурсов и выделение дополнительных средств на мобилизацию системы здравоохранения для обеспечения ее готовности, на осуществление пакета антикризисных мер в целях поддержки бизнеса и населения привело к необходимости пересмотреть прежние планы. В статье приведен обзор наиболее существенных изменений по актуализации национальных целей развития, стратегических документов, разработке (корректировке) комплексов мер, инструментов и мероприятий, ориентированных на их достижение, произведенных в 2020 г. и ожидаемых к реализации в 2021 году. Авторами содержательно рассмотрены с позиции концептуальных изменений положения нового указа Президента РФ о национальных целях развития, модифицированный единый план по их достижению, модернизированные паспорта национальных и входящих в их состав федеральных проектов, многие из которых подверглись серьезным структурным изменениям для усиления спецификации области воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанова Инна Васильевна, Юрченко Каринэ Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA: DIGEST OF CHANGES EXPECTED FROM 2021

In May 2018, the President of the Russian Federation disclosed national development goals of Russia, for the achievement of which a set of measures and tools was proposed, the central place in which was occupied by national projects. The events of 2020, primarily related to the pandemic of the coronavirus infection COVID-19 and the elimination of the negative socio-economic consequences of its spread, have become a serious test for the country. The termination or restriction of the work of numerous enterprises and organizations and even entire industries, the introduction of the mandatory self-isolation regime for citizens, the fall in oil prices, economic recession due to the decrease in both demand and supply are only part of the problems that required a prompt solution. The reallocation of resources and the allocation of additional funds to mobilize the health care system to ensure its readiness, to implement a package of anti-crisis measures in order to support business and the population have led to the need to revise previous plans. The article provides an overview of the most significant changes in updating national development goals, strategic documents, developing (adjusting) sets of measures, tools and measures aimed at achieving them, made in 2020 and expected to be implemented in 2021. The authors substantively examined from the standpoint of conceptual changes the provisions of the new Presidential Decree on national development goals, the modified unified plan for their achievement, modernized passports of national and federal projects that are part of them, many of which underwent serious structural changes to strengthen the specification of the impact area.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ: ДАЙДЖЕСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ОЖИДАЕМЫХ С 2021 ГОДА»

dWk

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

DOI: https://doi.oig/10.15688/ek.jvolsu.2021.1.1

UDC 338.2 LBC 65.054

Submitted: 28.12.2020 Accepted: 12.01.2021

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA: DIGEST OF CHANGES EXPECTED FROM 20211

Inna V. Mitrofanova

Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences,

Rostov-on-Don, Russian Federation; Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Karine G. Yurchenko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. In May 2018, the President of the Russian Federation disclosed national development goals of Russia, for the achievement of which a set of measures and tools was proposed, the central place in which was occupied by national projects. The events of 2020, primarily related to the pandemic of the coronavirus infection COVID-19 and the elimination of the negative socio-economic consequences of its spread, have become a serious test for the country. The termination or restriction of the work of numerous enterprises and organizations and even entire industries, the introduction of the mandatory self-isolation regime for citizens, the fall in oil prices, economic recession due to the decrease in both demand and supply are only part of the problems that required a prompt solution. The reallocation of resources and the allocation of additional funds to mobilize the health care system to ensure its readiness, to implement a package of anti-crisis measures in order to support business and the population have led to the need to revise previous plans. The article provides an overview of the most significant changes in updating national development goals, strategic documents, developing (adjusting) sets of measures, tools and measures aimed at achieving them, made in 2020 and expected to be implemented in 2021. The authors substantively examined from the standpoint of conceptual changes the provisions of the new Presidential Decree on national development goals, the modified unified plan for their achievement, modernized passports of national and federal projects that are part of them, many of which underwent serious structural changes to strengthen the specification ^ of the impact area.

© Key words: national development goals of the Russian Federation, national projects, federal projects, r r development strategy, pandemic, digital transformation, project activities, human capital, comfortable environment.

l-H

^ Citation. Mitrofanova I.V, Yurchenko K. G. National Projects of Russia: Digest of Changes Expected from 2021. S Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2021, vol. 23, no. 1, pp. 6-26. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.202LL1

03

к

©

Дата поступления статьи: 28.12.2020 Дата принятия статьи: 12.01.2021

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ: ДАЙДЖЕСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ОЖИДАЕМЫХ С 2021 ГОДА1

Инна Васильевна Митрофанова

Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация;

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Каринэ Григорьевна Юрченко

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В мае 2018 г. Президентом РФ были определены национальные цели развития России, для достижения которых был предложен комплекс мероприятий и инструментов, центральное место в котором занимают национальные проекты. События 2020 г., в первую очередь связанные с пандемией коронавирус-ной инфекции СОУГО-19 и устранением негативных социально-экономических последствий ее распространения, стали серьезным испытанием для страны. Прекращение или ограничение работы многочисленных предприятий и организаций и даже целых отраслей, введение режима обязательной самоизоляции граждан, падение цен на нефть, рецессия экономики в связи с сокращением как спроса, так и предложения - это только часть проблем, потребовавших оперативного решения. Перераспределение ресурсов и выделение дополнительных средств на мобилизацию системы здравоохранения для обеспечения ее готовности, на осуществление пакета антикризисных мер в целях поддержки бизнеса и населения привело к необходимости пересмотреть прежние планы. В статье приведен обзор наиболее существенных изменений по актуализации национальных целей развития, стратегических документов, разработке (корректировке) комплексов мер, инструментов и мероприятий, ориентированных на их достижение, произведенных в 2020 г. и ожидаемых к реализации в 2021 году. Авторами содержательно рассмотрены с позиции концептуальных изменений положения нового указа Президента РФ о национальных целях развития, модифицированный единый план по их достижению, модернизированные паспорта национальных и входящих в их состав федеральных проектов, многие из которых подверглись серьезным структурным изменениям для усиления спецификации области воздействия.

Ключевые слова: национальные цели развития Российской Федерации, национальные проекты, федеральные проекты, стратегия развития, пандемия, цифровая трансформация, проектная деятельность, человеческий капитал, комфортная среда.

Цитирование. Митрофанова И. В., Юрченко К. Г. Национальные проекты России: дайджест изменений, ожидаемых с 2021 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2021. - Т. 23, № 1. - С. 6-26. - DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2021.1.1

УДК 338.2 ББК 65.054

Введение

Сегодня на территории России продолжается реализация комплекса мероприятий, способствующих достижению национальных целей развития (далее - НЦ), определенных Президентом РФ В. Путиным.

Первоначально соответствующие цели были установлены в 2018 г. на период до 2024 г. Указом Президента РФ № 204 (далее - Указ № 204) [Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 ...]. Для их достижения было предписано разработать и принять основные направ-

ления деятельности Правительства РФ (далее - ОНДП) на период до 2024 г., прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 г., содержащие способы и ресурсы для достижения НЦ.

Кроме того, в соответствии с НЦ были разработаны и утверждены национальные проекты (программы) по 12 направлениям (далее - НП), а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Согласно ОНДП, на достижение НЦ развития ориентированы государственные

программы РФ (далее - ГП), ГП субъектов РФ и входящие в них мероприятия, в том числе федеральные и региональные проекты, для чего в первую очередь требуется скоординировать сроки реализации, ожидаемые результаты выполнения и объемы финансового обеспечения, при этом элементы госпрограмм РФ, имеющие наибольшее значение, сформированы в НП (программы) РФ.

Для всех НЦ развития РФ предусмотрена разработка плана их достижения, который должен предлагать пути достижения целевых показателей, содержать информацию о влияющих на цели обстоятельствах и сведениях о госпрограммах РФ и федеральных проектах (далее - ФП), область реализации которых охватывает регулирование данными аспектами. Соответствующий план был разработан - Единый план по достижению НЦ развития РФ на период до 2024 г. [Бедняков и др., 2019; Митрофанова и др., 2020; Зозуля и др., 2019].

Реализация НП в 2019-2020 гг. осуществлялась далеко в неодинаковых условиях. Так, в 2019 г. и в первые месяцы 2020 г. деятельность на всех уровнях публичной власти была сосредоточена на создании благоприятных экономических и административных условий, способствующих достижению НЦ развития страны, на что в приоритетном порядке направлялись имеющиеся ресурсы, был организован комплексный контроль за реализацией проводимых мероприятий.

Предпосылки изменений и общие подходы к трансформации национальных проектов России

В 2020 г. из-за мировой пандемии новой коронавирусной инфекции условия кардинально поменялись. Меры ограничительного характера, повсеместно вводимые для предотвращения ее распространения, повлекли за собой за последние 50-70 лет экономические последствия мирового масштаба, включая спад деловой активности и депрессивные явления на международных сырьевых и финансовых рынках. В частности, существенно пострадал нефтяной

рынок в связи с глобальным падением спроса среди основных потребителей нефтепродуктов, в первую очередь со стороны транспортной сферы.

Неблагоприятным обстоятельством стала отмена ограничений на добычу нефти, решение было принято на заседании ОПЕК+ 6 марта, в результате уже в апреле при значительном ослаблении спроса на нефть влиятельные игроки рынка увеличивали объемы нефтедобычи и производства нефтепродуктов, что привело к снижению цены на нефть, которая опускалась ниже 10 долл. за баррель в первом полугодии 2020 года. И только согласие на беспрецедентное сокращение добычи нефти между странами ОПЕК+ с 1 мая 2020 г. и принятие аналогичного решения иными производителями нефтепродуктов (США, Норвегия) нормализовали обстановку на нефтяном рынке [Прогноз социально-экономического развития ...].

В России также принимались меры для ограничения распространения эпидемии. Так, в отношении многочисленных предприятий и организаций ужесточались требования к условиям их функционирования, в отдельных случаях (в первую очередь в сфере услуг) включая временное прекращение их деятельности. Под влиянием необходимости соблюдения социальной дистанции снижалась и покупательская активность.

Указанные события первой половины 2020 г. подвергли отечественную экономику двум сильнейшим потрясениям: резкое ухудшение условий международной торговли на нефтяном рынке и мощный спад деловой активности внутри страны, вызванный принимаемыми мерами по борьбе с пандемией [Основные направления ...]. Такие потрясения мирового значения сложно спрогнозировать и заранее учесть вероятность их наступления, а тем более рассчитать полномасштабный эффект последствий.

Как следствие, НЦ развития РФ потребовали внесения корректировок с учетом текущей действительности; так, Указом Президента РФ № 474 (далее - Указ № 474) НЦ развития РФ были представлены в новой редакции с пролонгированным периодом их достижения до 2030 г. [Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 ...] (см. таблицу).

Таблица

Национальные цели развития РФ на период до 2024 и 2030 г.

Указ № 204 (на период до 2024 г.) Указ № 474 (на период до 2030 г.)

а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ; б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 г. - до 80 лет); в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; г) снижение в два раза уровня бедности в РФ; д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно; е) ускорение технологического развития РФ, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа; ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере; з) вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 %; и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) возможности для самореализации и развития талантов; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; д) цифровая трансформация

Примечание. Составлено по: [Указ Президента РФ от 07.05.2018 №2 204 ... ; Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 ...].

Как видно из данных таблицы, количество целей уменьшилось, а их формулировки стали более отвлеченными, укрупненными.

Несмотря на наличие объективных причин, все-таки необходимо отметить снижение уровня от первоначально заданной планки. Это становится особенно заметным при анализе целевых показателей, характеризующих достижение НЦ. Приведем несколько примеров:

1) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, изначально планируемое к достижению до 2024 г., перенесено к 2030 г.;

2) вместо НЦ «обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ» фактически введен целевой показатель «обеспечение устойчивого роста численности населения РФ»; изменение формулировки существенным образом меняет его смысл, достижение целевого показателя в редакции Указа N° 474, по сути, становится возможным за счет миграционного прироста, при этом добиться естественного роста численности населения - более сложная задача, решение которой главным образом зависит от повышения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни; 3) понижены ожидания от осу-

ществления научной деятельности: планы на обеспечение присутствия РФ в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки, заменены на «в числе десяти».

При этом ни сложившиеся обстоятельства, ни затянувшаяся рецессия и ожидаемая стагнация экономики не заставили отказаться от самой концепции прорывного развития России, хоть и вынудили переориентироваться на более консервативный вариант. Правительству РФ до 30 октября 2020 г. было поручено скорректировать НП в соответствии с НЦ и целевыми показателями, установленными Указом № 474, а также разработать Единый план по достижению нац-целей развития РФ на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г. (далее - Единый план - 2030).

Результаты проделанной работы были достаточно подробно представлены на совместном заседании Государственного Совета и Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и НП, состоявшемся 23 декабря 2020 г. под председательством В. Путина [Совместное заседание Госсовета ...].

Так, во всех обновленных НП введены такие элементы, как «общественно значимые результаты» (далее - ОЗР) и указаны показатели, направленные на их достижение. По задумке разработчиков изменений, в ОЗР выделяются результаты, имеющие наибольшие эффекты воздействия на повышение уровня жизни граждан и стимулирование развития предпринимательства. По мнению Минэкономразвития РФ, общественно значимые результаты определяют вехи ФП, в наибольшей степени влияющие на достижение результатов и показателей НП [О внесении изменений ...].

Подготовлен Единый план - 2030, который разработан таким образом, что объединяет Указ № 474, НП и ГП; документ дает четкое представление о закономерности достижения всех НЦ, а также содержит распределение целевых показателей по месяцам и по субъектам РФ, для поддержки которых был выделен отдельный раздел, предусматривающий ресурсы на региональное развитие.

Для координации выполнения плана и повышения эффективности контроля будет использоваться единая информационная система управления, доступ к которой организуют представителям всех уровней власти. В целях оперативного управления планируется ежегодное уточнение Единого плана - 2030, операционный период которого на данный момент определен 2024 годом.

На реализацию плана в ближайшие три года предполагается направить более 39 трлн руб. (около 13 трлн руб. в год), основная доля которых нацелена на развитие экономики и на программы социальной направленности. Как ожидают в Правительстве РФ, Единый план -2030 должен жестко связать бюджетные расходы с достижением НЦ развития. Обеспечить результативность и эффективность выделяемых на данные направления расходов крайне важно, учитывая, что Указом № 474 средства федерального бюджета на реализацию НЦ предписано направлять в приоритетном порядке.

Впрочем, на достижение НЦ развития в настоящее время ориентированы все верхне-уровневые документы, в том числе стратегического назначения. Например, «Прогноз социально-экономического развития РФ на 2021 г. и на плановый период 2022-2023 гг.»

(далее - Прогноз СЭР) построен с учетом необходимости достижения НЦ развития на период до 2030 года. В качестве цели Общенационального плана 2 установлено определение курса на стабильный путь развития экономики и рост доходов населения, что позволит реализовать наццели развития экономики. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 20212023 гг. (далее - Основные направления) разработаны на основании Прогноза СЭР, который, как указано, предполагает реализацию НЦ развития.

Следует отметить, что, согласно Основным направлениям, к вопросу стратегической приоритизации расходов бюджета отнесено содействие достижению НЦ развития страны, что остается ключевой задачей экономической политики, на решение которой нацелены изменения бюджетной политики, в частности, планируемые структурные маневры в налоговой системе и усиление результативности бюджетных расходов (см. рисунок).

На достижение НЦ развития ориентированы как НП, так и мероприятия ГП, инвентаризация которых будет осуществлена с учетом актуализации Единого плана - 2030. Целевые показатели ГП планируется дополнить факторами достижения НЦ развития и показателями НП и ФП.

Вернемся к приоритетному инструменту достижения НЦ развития - НП. Как известно, добиться целей и решить задачи, обозначенные в НП, равно как и достичь установленных целевых и дополнительных показателей, призваны входящие в их состав ФП. Кроме того, последние могут являться средством, позволяющим достигать других целей, задачи и показатели, например, по поручениям, указаниям Президента РФ, Правительства РФ, Председателя Правительства РФ, решению Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и НП и (или) его президиума, поручению куратора соответствующего НП [Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 ...].

Начало реализации НП, как и входящих на момент утверждения в их составы ФП, приходится на период с октября 2018 г. по январь 2019 года. При планировании на столь длительный период (первоначально - до

Рисунок. Стратегия достижения национальных целей развития РФ Примечание. Составлено по: [Основные направления ...].

2024 г., в настоящее время - до 2030 г.) следует учитывать, что под воздействием различных событий, внешних и внутренних факторов, провоцирующих риски и снижающих возможности реализации проектов, потребуется внесение в них поправок. При этом чем больше величина и степень воздействия таких факторов, тем более существенные будут требоваться изменения. По этой причине, на наш взгляд, совершенно ожидаемо, что события 2020 г. оказали существенное влияние на дальнейший ход реализации НП, потребовав их корректировки, причем речь идет не просто о текущих правках, например уточнении планов мероприятий по реализации ФП, а о серьезных структурных изменениях.

Так, с 2021 г. подлежит реализации ряд новых ФП и даже новая комплексная программа, указом Президента РФ приравненная к

статусу НП. При этом некоторые из «новых» ФП таковыми являются условно, так как образованы за счет реструктуризации действующей системы проектов или даже перехода из одного НП в состав другого. При таких обстоятельствах становится понятнее сложившаяся ситуация, в которой целый перечень «старых» ФП в федеральном бюджете на 2021 г. отсутствует. Рассмотрим соответствующие изменения более подробно.

Обзор ключевых структурных изменений

и концептуальных преобразований в системе действующих национальных проектов Российской Федерации

Утверждение ФП «Искусственный интеллект» в составе НП «Цифровая экономика Российской Федерации» было ожидаемым

явлением, так как соответствующая задача была поставлена перед Правительством РФ в Указе Президента РФ № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 ...], одновременно принято решение об утверждении «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» (далее - Стратегия ИИ). При этом положения Стратегии ИИ должны быть учтены как при реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ», так и в иных нацпрог-раммах (далее - НП), федеральных и региональных проектах, в рамках которых возможно использование технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ).

Следует отметить, что Стратегией ИИ ФП «Искусственный интеллект» определен одним из механизмов ее реализации. В связи с этим совершенно логичным выглядит то обстоятельство, что цель и задачи ФП «Искусственный интеллект» имеют прямую корреляцию со Стратегией ИИ. Так, цель ФП - использование предприятиями и гражданами продуктов (услуг), основанных на преимущественно отечественных технологиях ИИ, обеспечивающих качественно новый уровень эффективности деятельности.

Этот ФП, по сути, состоит из нескольких основных частей. За реализацию мероприятий по формированию экосистемы ИИ отвечает Минэкономразвития РФ. Минкомсвязь РФ координирует мероприятия по внедрению ИИ, а раздел разработки отечественных аппаратных комплексов и чипов курируется Мин-промторгом РФ.

По данным Минэкономразвития РФ, проект сосредоточен на области развития исследовательских центров в сфере «сильного» искусственного интеллекта, компьютерного зрения, синтеза и распознавания речи, а также этических вопросах применения технологий ИИ [Президиум правкомиссии ...].

Согласно паспорту ФП финансовое обеспечение его реализации на период 2021-2024 гг. составляет 36 313 млн руб., которое более чем на 80 % состоит из ассигнований федерального бюджета, а также внебюджетных средств [Паспорт федерального проекта ...]. В федеральном бюджете на 2021 г. на реализацию проекта предусмотрено 6 233,3 млн рублей.

Кроме того, являющийся технологическим партнером Правительства РФ, обеспечивающим совместно с ним организационную и финансовую поддержку по направлению «искусственный интеллект», «Сбер» заявил о готовности финансирования ФП «Искусственный интеллект» в размере 55 млрд руб. за счет собственных средств [Владимир Путин провел ...].

Изменения в НП «Образование» следует неразрывно рассматривать с нацпроектом «Наука», так как их суть заключается в перестройке структуры указанных НП между собой с учетом функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство их реализации.

Как известно, Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ были образованы в результате преобразования Министерства образования и науки РФ [Указ Президента РФ от 15.05.2018 №215 ...]. При этом за Минпросвещения России закреплены функции в сфере общего и среднего профобразования и соответствующего дополнительного профобразования, а также профо-бучения и дополнительного образования детей и взрослых [Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 884 ...]. В это же время Ми-нобрнауки России осуществляет свою деятельность в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профобразования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в сфере интеллектуальной собственности [Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 ...].

В связи с этим вполне закономерным было утверждение руководителем НП «Образование» (целью которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования) министра просвещения РФ, а руководителем НП «Наука», нацеленного на обеспечение присутствия РФ в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития (в редакции Указа № 474: обеспечение присутствия РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет

создания эффективной системы высшего образования), - министра науки и высшего образования РФ.

Необходимым оставалось приведение структуры данных НП в соответствии с их целями и тематической направленностью, что и было произведено. Так, из НП «Образование» исключены ФП, которые относятся к компетенции Минобрнауки России, а именно «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования», а также отдельные результаты ФП «Молодые профессионалы». Они будут реализованы в рамках обновленного НП «Наука и университеты» [Минпросвещения изменило структуру ...].

Минобрнауки России разработал единый НП в сфере высшего образования и науки на 2021-2030 гг. - «Наука и университеты», в который вошло четыре ФП:

1) ФП «Интеграция», который ориентирован на соединение образовательных, научных и производственных организаций в целях формирования структур, соответствующих мировому уровню; в ходе реализации проекта предполагается принятие мер, направленных на активизацию процессов объединения представителей реального сектора экономики с организациями, осуществляющими научную деятельность, а также с высшими учебными заведениями; здесь же планируется проведение работы по улучшению качества функционирования систем высшего образования и науки субъектов РФ, в том числе с привлечением поддержки заинтересованных лиц;

2) ФП «Исследовательское лидерство», который нацелен на реализацию стратегии научно-технологического развития России, в первую очередь в области, соответствующей наиболее важным исследовательским тенденциям, посредством формирования крупных научных и технических проектов, имеющих существенный потенциал, а также на усиление авторитета российской науки и образования через создание тематических центров мирового и регионального уровней;

3) ФП «Инфраструктура», направленный на создание прогрессивной инфраструктуры научных исследований с обновлением специализированного научного оборудования ведущих организаций и созданием крупных научных и исследовательских комплексов типа

«мегасайенс», а также развитие цифровой инфраструктуры науки и образования;

4) ФП «Кадры», нацеленный на продвижение российской науки и образования в целях усиления уровня ее престижа для перспективных отечественных и зарубежных ученых, молодых исследователей и лиц, получающих образование; принимаемые меры будут способствовать открытости и досягаемости высшего образования, воспитанию специалистов, востребованных в сфере исследований и разработок, а также совершенствованию профессиональных знаний и компетенций административного персонала и руководства системы высшего образования и науки [Нац-проект «Наука ...].

Таким образом, НП «Наука и университеты» объединил в себе как новые цели, так и результаты уже действующих целей НП «Наука» и ФП НП нацпроекта «Образование», которые находятся в ведении Минобрнауки России.

Следующие изменения в НП «Образование» связаны с оптимизацией осуществляемых процессов, для чего в ФП «Современная школа» введены основные элементы ФП «Учитель будущего» и ФП «Поддержка семей, имеющих детей», что объясняет отсутствие средств в федеральном бюджете на 2021 г. на данные проекты.

И еще одно изменение - включение в состав НП «Образование» нового ФП «Патриотическое воспитание граждан РФ», задачей которого является формирование эффективной системы патриотического воспитания детей и подростков, построенной на принципах нравственности и гражданской идентичности [Национальные проекты ...]. В федеральном бюджете на 2021 г. на реализацию проекта предусмотрено более 3,4 млрд руб. [Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ ...].

Следующее изменение также затрагивает тандем НП: так, с 2021 г. ФП «Чистая вода» из НП «Экология» переходит в НП «Жилье и городская среда». Это обусловлено тем, что улучшение качества питьевой воды в большей степени относится к сфере жилищно-коммунального хозяйства, а сам ФП основывается на мероприятиях по строительству новых сетей водоснабжения и водозаборов [Направление «Чистая вода» ...].

Действительно, задачей проекта определено улучшение качества воды питьевого назначения через усовершенствование водоснаб-жающих сетей, а результатом проекта является количество построенных, реконструированных и модернизированных объектов водо-подготовки и снабжения питьевой водой, определенных региональными программами. В числе указанных целей планируется применение передовых технологий, в том числе с использованием разработанных предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, для достижения ожидаемого результата определенно предполагается проведение капитальных работ с сетями инженерно-технического обеспечения, то есть соответствующий переход ФП выглядит достаточно рациональным.

НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» также подвергся серьезным трансформациям и полномасштабно реформирован: так, количество входящих в него ФП уменьшилось с пяти до четырех, при этом сохраненные проекты модернизированы, а спектр предлагаемых мер поддержки существенно расширился, в том числе за счет новых ФП, один из которых нацелен на разработку цифровой платформы с возможностью дистанционного получения мер поддержки, а другой - на создание условий для самозанятых граждан.

В обновленном варианте этот НП включает:

1) ФП «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», который направлен на предоставление информационно-консультационных и образовательных услуг самозанятым гражданам наравне с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП); кроме того, предусмотрен ряд мер финансовой поддержки, в том числе кредитование, включая микрозаймы, по льготной ставке и альтернативные способы финансирования, например, посредством льготного доступа к краудинвес-тинговым и краудфандинговым платформам; имущественная поддержка; также предусмотрены налоговые послабления для несовершеннолетних предпринимателей, впервые зарегистрированных в качестве самозанятых;

2) ФП «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», в рамках которого для начала бизнеса предпринимателям будет предоставлена возможность получения микрозаймов государственных микрофинансовых организаций, а также поручительств и гарантий, позволяющих претендовать на различные источники финансовых (в том числе, кредитных) средств; также предусмотрена грантовая поддержка социальных предпринимателей, соответствующие сведения о которых (о наличии статуса социального предприятия) внесены в реестр субъектов СМП; кроме того, приняты меры, направленные на поддержку добросовестных индивидуальных предпринимателей, прошедших процедуру банкротства, в целях их возврата в бизнес;

3) ФП «Акселерация субъектов МСП», в рамках которого предложен комплекс мер, стимулирующих акселерацию субъектов МСП: упрощение налогообложения, расширение доступа к системе закупок, упрощение доступа к льготному финансированию и иным видам поддержки; запланирована грантовая поддержка инновационных малых предприятий, в том числе в сферах экологии и охраны окружающей среды, социальной сфере, а также благоустройства городской среды; предусмотрена модернизация системы поддержки экспортеров - субъектов МСП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) ФП «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами», в ходе реализации которого планируется разработка экосистемы, позволяющей получить любую из государственных или коммерческих услуг, а также предоставляющая доступ ко всем видам поддержки, пользующихся спросом у малого и среднего бизнеса, самозанятых, а также желающих начать собственное дело, в режиме «одного окна»; так, планируется создать и внедрить пять приоритетных сервисов, в том числе направленных на усиление открытости получения кредитных продуктов, на организацию контроля налоговых платежей и задолженностей, на обеспечение доступа к гарантиям, поручительствам, грантам, субсидиям и лизинговым программам, а также предоставляющих

возможности для проверки знаний и умений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, в целях последующего релевантного предложения образовательных программ; указанные мероприятия будут способствовать подбору для бизнеса необходимых именно ему услуг [Немало для малого ... ; Обновленный нацпроект ...].

Перемены в НП «Производительность труда и поддержка занятости» следовало изложить с наиболее наглядных изменений - исключения мероприятий по поддержке занятости, что отразилось и на его названии (в новой редакции - «Производительность труда»). Теперь НП вместо трех состоит из двух ФП, мероприятия в рамках которых сконцентрированы на повышении производительности труда.

Изъятые меры по поддержке занятости и помощи в трудоустройстве с 2021 г. переходят в НП «Демография», с чем, вероятно, связано изменение ФП «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в составе НП «Демография»; его обновленное наименование - «Содействие занятости».

Таким образом, если ранее в рамках НП «Демография» переобучение и повышение квалификации могли пройти женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (а также лица в возрасте 50 лет и старше, лица предпенсионного возраста, для которых предусмотрены мероприятия по организации профобучения и дополнительного профобразования в рамках ФП «Старшее поколение»), то теперь НП «Демография» предоставит больше возможностей по переобучению и поиску работы всем оставшимся без работы, находящимся под риском увольнения или в поисках работы.

Данное решение вызвано несколькими причинами: так, доля работников, находящихся под риском высвобождения (увольнения) вследствие повышения производительности труда на предприятиях, достаточно низка. Кроме того, поддержка занятости населения и развитие рынка труда - область компетенции иного профильного министерства.

Здесь следует пояснить, что руководителем НП «Производительность труда» является министр экономического развития РФ, а руководителем НП «Демография» - министр

труда и социальной защиты РФ, возглавляющий ведомство, наделенное полномочиями по государственному регулированию сфер труда, занятости населения и безработицы.

НП «Производительность труда» усилят, внедрив элемент цифровой трансформации, а именно планируется разработка универсальной цифровой экосистемы для увеличения эффективности производства, в том числе через оцифровку процессов на предприятиях и выявление их слабых мест. Данная система объединит сервисы по дистанционной диагностике производственных процессов, образовательные программы и т. п. и предоставит компаниям, планирующим повысить свою производительность, доступ к этим ресурсам для проведения анализа своих производственных процессов и выявления «узких» мест. Реализация этого плана фактически позволит масштабировать экспертизу Федерального центра компетенций (который оказывает адресную поддержку предприятий - участников НП непосредственно на производстве) на максимально широкий спектр предприятий [Экоси-стемный подход ...].

В рамках НП «Демография» приняты меры, направленные на облегчение получения гражданами предусмотренных мер поддержки. Планируется, что уже в первом полугодии 2021 г. семьи при рождении ребенка будут уведомляться обо всех полагающихся мерах социальной поддержки в личном кабинете на портале государственных услуг РФ. Реализация указанных мероприятий намечена в рамках развития механизма «социального казначейства», который заработает на базе единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) и будет отслеживать права граждан на получение социальных выплат [Национальный проект «Демография» ...].

Двумя новыми ФП с 2021 г. пополнится НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

1) ФП «Развитие федеральной магистральной сети», в который вошли объекты и финансирование из комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры; реализация проекта будет направлена на увеличение построенных и реконструированных федеральных дорог; речь идет

об автодорожной части ФП «Коммуникации между центрами экономического роста» и ФП «Морские порты России» транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

2) ФП «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», задачей которого является повышение качества транспортного обслуживания населения в городских агломерациях; финансирование реализации проекта планируется с привлечением различных источников: средств федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных средств; частично финансирование для обеспечения данного проекта было перенесено из ФП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».

В случае успешной реализации этого НП порядка 2 000 транспортных средств (автобусов, троллейбусов и трамваев) будет поставлено в 20 городских агломераций до 2024 г., а к 2030 г. позволит обновить в среднем 30 % пассажирского транспорта [Национальный проект «Безопасные ...].

В продолжение рассмотрения изменений, произошедших с комплексным планом модернизации, и расширения магистральной инфраструктуры (далее - Комплексный план) невозможно не отметить размах произведенного переформатирования структуры, затронувший все ФП транспортной части плана. Остановимся на основных преобразованиях.

Так, ФП «Железнодорожный транспорт и транзит» разделен на три проекта: «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог», «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна», которые в большей степени будут реализованы за счет внебюджетных источников.

ФП «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна», помимо направленности на расширение возможностей использования объектов транспортной инфраструктуры и услуг транспорта, а также сокращение времени доставки грузов в морские порты России в Черном море, позволят уменьшить (к 2028 г.) усредненное время движения пассажирского поезда на уча-

стке г. Москва - г. Горячий ключ до г. Сочи с 32 до 18 часов, а в г. Симферополь - до 20 часов, для чего будет сформирован скоростной пассажирский ход «Центр - Юг».

Кроме ранее указанной автодорожной части, перенесенной в другой НП, из ФП «Коммуникации между центрами экономического роста» выделен отдельный ФП «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». При этом ФП «Коммуникации между центрами экономического роста», ФП «Внутренние водные пути» и ФП «Транспортно-логистические центры» исключаются, а запланированные в них мероприятия будут реализовываться в рамках ГП РФ «Развитие транспортной системы» [Доклад первого заместителя ...].

Изменения структуры НП «Международная кооперация и экспорт» главным образом касаются исключения двух ФП. Во-первых, ФП «Логистика международной торговли», так как проект главным образом состоит не из проектных, а из процессных мероприятий (например, строительство погранпереходов), которые в проект просто не вписывались. Действительно, задачами этого ФП являются строительство или реконструкция контрольно-пропускных пунктов через государственную границу РФ, а также оптимизация логистических решений для наилучшей организации экспорта товаров посредством воздушного, железнодорожного, морского, автомобильного и внутреннего водного транспорта.

Однако по сути «проектом» является система ограниченных во времени и ресурсах мероприятий, которые объединены и согласованы между собой для получения уникальных результатов. При этом мероприятия указанного ФП ориентированы на получение таких результатов, которые больше относятся к вопросам текущей деятельности, например, осуществление текущего содержания и эксплуатации экспортно ориентированных пунктов пропуска, открытие пунктов пропуска после проведения строительно-монтажных работ. С учетом указанных обстоятельств принятие такого решения является вполне уместным.

Во-вторых, ФП «Экспорт услуг», так как в значительной степени задачи и мероприятия проекта рассчитаны на сферы туризма и

транспорта. В частности, одним из результатов проекта является утверждение плана расширения визового режима для предоставления доступа гражданам иностранных государств в Россию в целях, например, получения медицинских или образовательных услуг, при посещении культурно-досуговых, спортивных мероприятий, для организации бизнес-процессов, а также в целях развития туристических направлений.

Кроме того, отдельные мероприятия дублировали мероприятия плана «Трансформация делового климата», а ряд специфичных регу-ляторных проблем планируется устранить через Совет экспортеров, создаваемый сейчас при участии Минпромторга России [Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р ...].

Несмотря на уменьшение количества структурных элементов НП, произошедшие изменения следует рассматривать как прагматичные, которые в перспективе позволят сконцентрировать внимание и направить ресурсы на решение наиболее приоритетных вопросов [Внутренняя защита ... , 2020].

Конечно, особый интерес вызывает новая комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Комплексная программа), по сути, являющаяся очередным НП. Задача по ее разработке и утверждению была поставлена Указом Президента РФ «О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации»; заказчиком - координатором определена ГК по атомной энергии «Росатом» [Указ Президента РФ от 16.04.2020 № 270 ...].

Целью ее разработки является развитие атомной энергетики в России, расширение зоны использования атомной энергии, в том числе организация энергетической безопасности в данной сфере. Для достижения намеченной цели планируется применить системный подход, который обеспечит стремительный прогресс научных исследований, технических и технологических разработок в соответствующей отрасли.

Решение задач, поставленных комплексной программой, будет содействовать про-

движению инновационных термоядерных, ядерных и плазменных технологий, что должно способствовать повышению результативности энергетической системы при сохранении и улучшении качеств ее безопасности. При этом ожидается, что вырабатываемая продукция будет конкурента и востребована на мировом рынке, а также окажет стимулирующий эффект на развитие высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе для внутреннего рынка.

Важным аспектом рассматриваемого указа является решение, в соответствии с которым принципы реализации и финансового обеспечения Комплексной программы регламентируются нормативными правовыми актами РФ, принятыми в отношении национальных (федеральных) проектов (программ). Следует отметить, что соответствующие поправки были внесены в положение об организации проектной деятельности в Правительстве РФ [Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 ...].

В состав комплексной программы вошло 5 ФП, разработанных с учетом основных направлений ее развития. В федеральном бюджете на 2021 г. на ФП комплексной программы заложены бюджетные ассигнования в размере 21 млрд рублей.

Однако не все действующие НП претерпели глобальные преобразования, затронувшие их структуру, но и они не обошлись без определенных изменений. Так, НП «Культура» подвергся вынужденным корректировкам в части расчета показателей по числу посещений организаций культуры. Данные мероприятия оказались под риском невыполнения в связи с введенными ограничительными мерами по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 и временным приостановлением проведения различных массовых мероприятий с очным присутствием граждан.

Министерством культуры РФ в качестве решения было предложено не исключать соответствующие показатели, а добавить еще один комплексный - количество посещений всех мероприятий в сфере культуры, - который будет учитывать посещаемость онлайн-мероприятий, а также массовых культурных мероприятий, которые ранее

оставались неохваченными [Минкультуры предлагает учитывать ...].

Кроме того, выделение дополнительного финансирования позволило предусмотреть расходы на ремонт и реконструкцию детских школ искусств; увеличить на строительство и реконструкцию домов культуры на селе, приобретение автоклубов, создание модельных библиотек и ремонт детских театров, а также дополнить новым важным направлением -государственной поддержкой лучших сельских учреждений культуры и их работников [Финансирование нацпроекта «Культура» ...].

Вопрос модернизации НП «Здравоохранение» в части развития инфекционной службы стал актуален вследствие наступившей пандемии коронавирусной инфекции СОУТО-19, с которой столкнулась российская система здравоохранения в 2020 году. Интеграция этого НП и программы модернизации инфекционной службы должна способствовать достижению целей по совершенствованию работы всей системы, что возможно обеспечить посредством оптимизации механизмов обмена информацией между медицинскими организациями и лабораториями. Эффектом от реализации соответствующих мероприятий станет возможность в периоды увеличения темпов прироста заболеваемости заблаговременно определять объемы дополнительной нагрузки на организации, осуществляющие медицинскую деятельность. Кроме того, целесообразно скоординировать НП с программой модернизации первичной медико-санитарной помощи, что будет способствовать повышению доступности амбулаторной медицинской помощи за счет правильного расположения инфраструктуры, обеспечения поликлиник современным медоборудованием и кадрами [Мураш-ко рассказал ...].

Анонсирование

нового национального проекта и перспективы его утверждения

В качестве ожидаемого уже в 2021 г. события необходимо выделить принятие НП «Туризм и индустрия гостеприимства», целью которого будет расширить возможности интересного и доступного отдыха по стране для россиян. Предпосылки его разработки

ясны: в совокупности реализуемых НП и ФП соответствующая сфера в отдельное направление не выделена, а актуальность продвижения внутреннего туризма еще более возросла в условиях ограничения передвижения и закрытия границ между странами, что, с одной стороны, обострило имеющиеся в отрасли проблемы, с другой стороны, заставило обратить внимание на возможности и перспективы развития.

Между тем отдельные вопросы туристической направленности упоминаются в ряде ФП, например, в ФП «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» НП «Экология», из названия которого понятно, что часть реализуемых в рамках него мероприятий связана с одним из видов туризма. Так, целью и задачами указанного проекта являются, в частности, создание условий для развития экологического туризма в национальных парках, а также образование на имеющих повышенное значение природных комплексах и объектах особо охраняемых природных территорий, расширение их зон, в том числе с целью увеличения количества посетителей.

В этом ФП выделены следующие результаты, достижение которых будет способствовать созданию условий основательного развития экологического туризма в национальных парках: формирование инфраструктуры для экологического туризма, в том числе при использовании внебюджетных источников финансирования; принятие мер для повышения интереса к комплексным туристским продуктам и маршрутам как на российском, так и международном рынках; разработка и утверждение нормативно-правовой и методической базы для реализации указанных планов.

В рассматриваемом примере приведены отдельные мероприятия в интересах одного вида туризма, а для полноценного развития данной области требуется комплексный и спланированный подход.

Нельзя не напомнить и о ФП «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», действовавшем в таком виде до произведенного в этом году реструктурирования НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Результатами проекта, в частности, являются:

утверждение стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г., а также разработка и внедрение системы поддержки предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма и способствующих ее развитию.

Интерес проекта, целью которого является создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, к отрасли туризма, подчеркивает важность последнего и свидетельствует о понимании потенциала указанной сферы. Соответствующая стратегия была разработана и утверждена в 2019 г. [Стратегия развития туризма ...], многие положения которой учтены при разработке НП «Туризм и индустрия гостеприимства», объединившего мероприятия из других НП, государственных и муниципальных программ, инициативы бизнеса и выделил приоритетные задачи.

Что касается самого НП, то в нем планируется три направления: развитие туристической инфраструктуры, повышение доступности внутренних направлений и совершенствование управления. По первому направлению предполагается формирование мастер-планов территорий с учетом потенциала региона. Субъекты РФ смогут получить субсидии на формирование туристических центров. Рассматривается возможность льготного кредитования на цели строительства и реконструкции гостиниц и санаторно-курортных комплексов, предоставления грантов для общественных и предпринимательских инициатив, например, на кемпинги и обустройство пляжей, а также налоговых льгот для отельеров.

В целях повышения доступности внутренних направлений разработаны меры, которые помогут сделать туры и поездки дешевле, например, туристические кешбэки, чарте-ры, расширение авиасообщения. Здесь же планируют установить мероприятия по поддержке детского туризма и проведению маркетинговых кампаний, позволяющих продвигать потенциал России на зарубежном рынке. Также обсуждаются возможности создания новых цифровых платформ для путешественников, которые помогут планировать отдых.

Для реализации третьего направления потребуется доработка нормативно-правовой базы в сфере туризма, а также формирование

кадров для отрасли, что планируется достичь посредством финансирования их подготовки. Кроме того, в рамках этого НП должен появиться институт развития, деятельность которого будет направлена на помощь бизнесу в разработке новых туристических продуктов и активизировании спроса на него. Успешная реализация этого НП позволит увеличить число поездок внутри страны с 65 млн в 2019 г. до 140 млн к 2030 г., а количество рабочих мест в отрасли вырастет почти вдвое за десять лет и достигнет 4,7 млн [Нацпроект по развитию ...].

От реализации НП ожидают кумулятивного эффекта, который позволит использовать потенциал сферы туризма для достижения экономического роста в регионах, исторических городах, сельских территориях и стимулировать развитие более чем 50 смежных отраслей.

Заключение

Итак, целый ряд проводимых структурных изменений касается уточнения адресности отдельных направлений в соответствии с миссией конкретного национального проекта. Причина, на наш взгляд, заключается в следующем: направления и мероприятия, сформированные в одни федеральные и национальные проекты, фактически находились на гранях различных сфер, являясь смежными, а зачастую и тесно переплетающимися сегментами.

Для понимания таких деталей и специфики потребовалось время, и уже в ходе реализации НП стало возможным определить рубежи и более тщательно разграничить вопросы в зависимости и от компетенций и полномочий участников проектной деятельности, и от тематической направленности нацпроектов.

Это в очередной раз доказывает, что достижение поставленных целей и решение задач, охватывающих интересы всей страны, возможно осуществить только комплексно. Как отмечено в Едином плане по достижению наццелей развития РФ на период до 2024 года, к национальным целям применим «межпрограммный» («межпроектный») подход, при котором достичь любую из них посредством реализации мероприятий только одной государственной программы или национального проекта невозможно. Более того, НЦ имеют сильную корреляцию между собой,

что предопределяет высокую степень влияния на достижение одной наццели от других.

Аналогичные тезисы, подчеркивающие комплексность подхода к достижению НЦ развития, включены в доработанный в соответствии с Указом № 474 Единый план - 2030, в котором к перечню инструментов и механизмов отнесены основные мероприятия ГП РФ, НП с входящими в них федеральными проектами, ключевых инициатив Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, реализация мер Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г., а также иных дополнительных мер [Единый план по достижению ...].

Безусловно, рассмотренные изменения являются значительными, крупномасштабными и однозначно далеко не последними, что нам предстоит наблюдать в ходе реализации нацпроектов. Ведь цели, ради которых они разработаны, крайне амбициозны, ресурсы ограничены, а уровень неопределенности в реалиях современного мира велик. Но, не загадывая далеко вперед, остается лишь отметить, что поправки в курс внесены, а их успешность и результативность покажет время.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания Южного научного центра РАН, № государственной регистрации проекта АААА-А19-119011190184-2.

The publication was prepared as part of the implementation of the State Assignment of the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, No. of state registration of the project AAAA-A19-119011190184-2.

2 Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол № 36, раздел VII) (№ П13-60855 от 02.10.2020).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Бедняков, А. С. Национальные проекты как инструмент реализации национальных целей / А. С. Бедняков, Л. А. Миэринь // Извес-

тия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2019. -№ 4. - С. 20-25.

Владимир Путин провел в режиме видеоконференции совещание с членами Правительства Российской Федерации. Основная тема - развитие отдельных высокотехнологичных направлений. 09.12.2020 - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/64623 (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Внутренняя защита от торговых войн. Нацпроект по экспорту стал меньше, но яснее // Коммерсантъ. - 2020. - 29 окт. (№ 199). - С. 2.

Доклад первого заместителя министра транспорта Иннокентия Алафинова на итоговом заседании коллегии Минтранса России 9 октября 2020 г. «О переформатировании национального проекта "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года"». 09.10.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https: //т^гаш. gov.rU/documents/8/10937? type=0 (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. 20.08.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://project.orb.ru/wp-con tentuploads/2020/09/%D0%95%D0%B4% D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B8_-% D0%BF%D0 %ВВ 0%В0 0 %BD% D0%BF%D1 %80 У,^ 0 %В E%D0 %В 5 % D0%BA%D1%82- %D 0%BD %D 0%В0-20.08.pdf (дата обращения: 25.12.202). - Загл. с экрана.

Зозуля, А. В. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов / А. В. Зозуля, П. В. Зозуля, Т. Н. Еремина // Вестник Евразийской науки. - 2019. - Т. 11, №2 1. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: Ы1^:// esj.today/PDF/21ECVN119.pdf (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Минкультуры предлагает учитывать онлайн-мероп-риятия в показателях эффективности нацпро-екта. 05.08.2020. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/9125633 (дата обращения: 25.12.2020). -Загл. с экрана.

Минпросвещения изменило структуру нацпроек-та «Образование». 17.11.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://tass.ru/ nacionalnye-proekty/10020345 (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана

Митрофанова, И. В. Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономической и политической модернизации старопромышленных регионов Юга России / И. В. Митрофанова, О. А. Чернова, О. Ю. Пат-ракеева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, №№ 5. - С. 213-233. - DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.5.17.

Мурашко рассказал о важных изменениях в нацпро-екте «Здравоохранение». 27.08.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// rg.ru/2020/08/27/murashko-rasskazal-o-vazhnyh-izmeneniiah-v-nacproekte-zdravoohranenie.html (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Направление «Чистая вода» перейдет из экологического нацпроекта в жилищный. 30.10.2020. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/10/30/natsmena (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Национальные проекты. Перечень федеральных проектов. Паспорт федерального проекта. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http ://budget. gov. ru/epb s/faces/page_home (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» получит два новых федеральных проекта. 12.10.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// rosavtodor.gov.ru/press-center/news/379731 (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Национальный проект «Демография» в 2021 году ждут изменения. 10.12.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://news. rambler.ru/sociology/45410180-natsionalnyy-proekt-demografiya-v-2021 -godu-zhdut-izmeneniya (дата обращения: 25.12.2020). -Загл. с экрана.

Нацпроект «Наука и университеты» на 2021-2030 годы: мнение эксперта. 18.10.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// regionorel.ru/novosti/novosti/natsproekt_ nauka_i_universitety_na_2021_2030_gody_ mnenie_eksperta (дата обращения: 25.12.2020). -Загл. с экрана.

Нацпроект по развитию туризма: что он обещает и когда появится. 13.12.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://нацио-нальныепроекты.рф/news/natsproekt-po-razvitiyu-turizma-chto-on-obeshchaet-i-kogda-poyavitsya?utm_source=Yandex_Net&utm_ medium=CPC&utm_content=All18-55 Turism&utm_campaign=allnp&yclid=7607955 089763901836 (дата обращения: 25.12.2020). -Загл. с экрана.

Немало для малого: какие изменения претерпел нацпроект по поддержке МСП в России. 19.10.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://opora.ru/news/nemalo-dlya-malogo-kakie-izmeneniya-preterpel-natsproekt-po-podderzhke-msp-v-rossii.html (дата обращения: 25.12.2021). - Загл. с экрана.

О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 1288. Проект Постановления Правительства РФ (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/01/02-20/00099832, по состоянию на 25.02.2020). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Обновленный нацпроект по МСП предполагает донастройку текущих налоговых режимов. 25.12.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://tass.ru/msp/10355735 (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России). По состоянию на 06.10.2020. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Паспорт федерального проекта «Искусственный интеллект». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/images/ 5/5b/2_5373326957167511384.pdf (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве России». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://government.ru/ docs/34523. - Загл. с экрана.

Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». - Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Президиум правкомиссии по цифровому развитию утвердил федеральный проект «Искусственный интеллект». 31.08.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://d-russia.ru/prezidium-pravkomissii-po-tifrovomu-razvitiju-utverdil-federalnyj-proekt-iskusstvennyj-intellekt. html (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (разработан Минэкономразвития России). По состоянию на 02.10.2020. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р «Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ». -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Совместное заседание Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. 23.12.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/ president/news/64736 (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: утверждена распоряжением от 20.09.2019 № 2129-р. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// www. economy. gov. ru/material/dokumenty/ strategiya_razvitiya_turizma_v_rossiyskoy_ federacii_na_period_do_2035_goda_utver zhdena_rasporyazheniem_ot_20_sentyabrya_ 2019_g_2129_r.html. - Загл. с экрана.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027. - Загл. с экрана.

Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/acts/bank/44731. - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726. - Загл. с экрана.

Указ Президента Российской Федерации от 16.04.2020 № 270 «О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации». - Электрон. текстовые дан. - Режим до ступа: http: //www. kremlin. ru/acts/bank/ 45436. - Загл. с экрана.

Федеральный закон от 08.12.2020 №9 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование нацпроекта «Культура» увеличили на 13 млрд рублей. 27.11.2020. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://rg.ru/ 2020/11/27/fmansirovanie-nacproekta-kultura-uvelichili-na-13-mlrd-rublej.html (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

Экосистемный подход: онлайн-платформа за 3,2 млрд повысит производительность труда. 15.10.2020. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://iz.ru/1070774/dmitrii-grinkevich/ ekosistemnyi-podkhod-onlain-platfbrma-za-32-mlrd-povysit-proizvoditelnost-truda (дата обращения: 25.12.2020). - Загл. с экрана.

REFERENCES

Bednyakov A.S., Mierin' L.A. Natsional'nyye proyekty kak instrument realizatsii natsional'nykh tseley [National Projects as a Tool for the Implementation of National Goals]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [News of St. Petersburg State University of Economics], 2019, no. 4, pp. 20-25.

Vladimir Putin provel v rezhime videokonferentsii soveshchaniye s chlenami Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii. Osnovnaya tema -razvitiye otdel 'nykh vysokotekhnologichnykh napravleniy [Vladimir Putin Held a Videoconference Meeting with Members of the Government of the Russian Federation. The Main Theme Is the Development of Individual HighTech Areas]. 09.12.2020. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ 64623 (accessed 25 December 2020).

Vnutrennyaya zashchita ot torgovykh voyn. Natsproyekt po eksportu stal men'she, no yasneye [Internal Protection Against Trade Wars. The National Export Project Has Become Smaller, but Clearer]. Kommersant, 2020, no. 199, October 29, p. 2.

Doklad pervogo zamestitelya ministra transporta Innokentiya Alafinova na itogovom zasedanii kollegii Mintransa Rossii 9 oktyabrya 2020 g. «O pereformatirovanii natsional'nogo proyekta «Transportnaya chast'kompleksnogo plana modernizatsii i rasshireniya magistral'noy infrastruktury na period do 2024 goda»» [Report of First Deputy Minister of Transport Innokentiy Alafinov at the Final Meeting of the Board of the Ministry of

Transport of Russia on October 9, 2020 "On Reformatting the National Project" Transport Part of the Comprehensive Plan for the Modernization and Expansion of the Main Infrastructure for the Period Until 2024"]. 09.10.2020. URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/8/10937?type=0 (accessed 25 December 2020).

Yedinyy plan po dostizheniyu natsional'nykh tseley razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda i na planovyy period do 2030 goda [A Unified Plan to Achieve the National Development Goals of the Russian Federation for the Period Until 2024 and for the Planning Period Until 2030]. 20.08.2020. URL: http:// project.orb.ru/wp-content/uploads/2020/09/ %D 0%95 %D 0%B4 %D 0 %B 8%D0 %B D % D1 %8B%D0%B8_%D0%BF%D0%BB% D0%B0%D0%BD%D0%BF%D 1 %80%D0% BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BD% D0%B0-20.08.pdf (accessed 25 December 2020).

Zozulya A.V, Zozulya P.V., Eremina T.N. Sovremennyye problemy realizatsii prioritetnykh natsional'nykh proyektov [Modern Problems of the Implementation of Priority National Projects]. Vestnik Yevraziyskoy nauki [Herald of the Eurasian Science], 2019, vol. 11, no. 1. URL: https://esj.today/PDF/21ECVN119.pdf (accessed 25 December 2020).

Minkul'tury predlagayet uchityvat' onlayn-meropriyatiya v pokazatelyakh effektivnosti natsproyekta [The Ministry of Culture Proposes to Take into Account Online Events in Indicators of the Effectiveness of the National Project]. 05.08.2020. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/9125633 (accessed 25 December 2020).

Minprosveshcheniya izmenilo strukturu natsproyekta «Obrazovaniye» [The Ministry of Education Has Changed the Structure of the National Project "Education"]. 17.11.2020. URL: https:// tass.ru/nacionalnye-proekty/10020345 (accessed 25 December 2020).

Mitrofanova I.V., Chernova O.A., Patrakeeva O.Yu. Prioritetnye natsionalnye proekty kak instrument sotsialno-ekonomicheskoy i politicheskoy modernizatsii staropromyshlennykh regionov Yuga Rossii [Priority National Projects as a Tool of Social, Economic and Political Modernization of Old Industrial Regions of the South of Russia]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2020, vol. 25, no. 5, pp. 213-233. DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2020.5.17.

Murashko rasskazal o vazhnykh izmeneniyakh v natsproyekte «Zdravookhraneniye» [Murashko Spoke About the Important Changes in the National Project "Healthcare"]. 27.08.2020. URL: https://rg.ru/2020/08/27/murashko-rasskazal-o-vazhnyh-izmeneniiah-v-nacproekte-zdravoohranenie.html (accessed 25 December 2020).

Napravleniye «Chistaya voda» pereydet iz ekologicheskogo natsproyekta v zhilishchnyy [The Pure Water Direction Will Move from an Ecological National Project to a Housing One]. 30.10.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/10/ 30/natsmena/ (accessed 25 December 2020).

Natsional'nyye proyekty. Perechen' federal'nykh proyektov. Pasport federal 'nogo proyekta [National Projects. List of Federal Projects. Passport of the Federal Project]. URL: http:// budget. gov. ru/epbs/faces/page_home (accessed 25 December 2020).

Natsional'nyy proyekt «Bezopasnyye i kachestvennyye avtomobil'nyye dorogi» poluchit dva novykh federal'nykh proyekta [The National Project "Safe and High-Quality Roads" Will Receive Two New Federal Projects].12.10.2020. URL: https://rosavtodor. gov.ru/press-center/news/379731 (accessed 25 December 2020).

Natsional 'nyy proyekt «Demografiya» v 2021 godu zhdut izmeneniya [The National Project "Demography" in 2021 Will Be Changed]. 10.12.2020. URL: https://news.rambler.ru/ sociology/45410180-natsionalnyy-proekt-demografiya-v-2021 -godu-zhdut-izmeneniya/ (accessed 25 December 2020).

Natsproyekt «Nauka i universitety» na 2021-2030 gody: mneniye eksperta [National Project "Science and Universities" for 2021-2030: Expert Opinion]. 18.10.2020. URL: https://regionorel.ru/ novosti/novosti/natsproekt_nauka_i_ universitety_na_2021_2030_gody_mnenie_ eksperta/ (accessed 25 December 2020).

Natsproyekt po razvitiyu turizma: chto on obeshchayet i kogda poyavitsya [The National Tourism Development Project: What It Promises and When It Will Appear]. 13.12.2020. URL: https://natsional'nyyeproyekty.rf/news/ natsproekt-po-razvitiyu-turizma-chto-on-obeshchaet-i-kogda-poyavitsya?utm_source= Yandex_Net&utm_medium=CPC&utm_content= All1855Turism&utm_campaign=allnp&yclid= 7607955089763901836 (accessed 25 December 2020).

Nemalo dlya malogo: kakiye izmeneniya preterpel natsproyekt po podderzhke MSP v Rossii [A Lot For Small: What Changes Have Undergone the

National Project to Support SMEs in Russia]. 19.10.2020. URL: https://opora.ru/news/nemalo-dlya-malogo-kakie-izmeneniya-preterpel-natsproekt-po-podderzhke-msp-v-rossii.html (accessed 25 December 2020).

O vnesenii izmeneniy v Postanovleniye Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.10.2018 g. № 1288. Proyekt Postanovleniya Pravitel 'stva RF (podgotovlen Minekonomrazvitiya Rossii, ID proyekta 01/01/02-20/00099832, po sostoyaniyu na 25.02.2020) [On Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of October 31, 2018 No. 1288. Draft Decree of the Government of the Russian Federation (Prepared by the Ministry of Economic Development of Russia, Project ID 01/ 01/02-20/00099832, as of 25.02.2020)]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlus".

Obnovlennyy natsproyekt po MSP predpolagayet donastroyku tekushchikh nalogovykh rezhimov [The Updated National Project for SMEs Involves the Adjustment of the Current Tax Regimes]. 25.12.2020. URL: https://tass.ru/ msp/10355735 (accessed 25 December 2020).

Osnovnyye napravleniya byudzhetnoy, nalogovoy i tamozhenno-tarifnoy politiki na 2021 god i na planovyy period 2022 i 2023 godov (utv. Minfinom Rossii). Po sostoyaniyu na 06.10.2020 [The Main Directions of the Budgetary, Tax and Customs-Tariff Policy for 2021 and for the Planning Period of 2022 and 2023 (Approved by the Ministry of Finance of Russia). As of 06.10.2020]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlus".

Pasport federal 'nogo proyekta «Iskusstvennyy intellekt» [Passport of the Federal Project "Artificial Intelligence"]. URL: https://www. tadviser.ru/images/5/5b/2_53733269571675 11384.pdf (accessed 25 December 2020).

Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 31.10.2018 g. № 1288 «Ob organizatsii proyektnoy deyatel 'nosti v Pravitel 'stve Rossii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of October 31, 2018 №№ 1288 "On the Organization of Project Activities in the Government of Russia"]. URL: http://government.ru/docs/34523/.

Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 15.06.2018 g. № 682 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of June 15, 2018 No. 682 "On the Approval of the Regulations on the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Invalidation of

Some Acts of the Government of the Russian Federation"]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlus".

Postanovleniye Pravitel 'stva RF ot 28.07.2018 № 884. «Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the Government of the Russian Federation of28.07.2018 No. 884. "On the Approval of the Regulation on the Ministry of Education of the Russian Federation and the Invalidation of Some Acts of the Government of the Russian Federation"]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlus".

Prezidium pravkomissii po tsifrovomu razvitiyu utverdil federal'nyy proyekt «Iskusstvennyy intellekt» [The Presidium of the Legal Commission for Digital Development Approved the Federal Project "Artificial Intelligence"]. 31.08.2020. URL: https://d-russia.ru/prezidium-pravkomissii-po-cifrovomu-razvitiju-utverdil-federalnyj-proekt-iskusstvennyj-intellekt.html (accessed 25 December 2020).

Prognoz sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na 2021 god i na planovyy period 2022 i 2023 godov (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii). Po sostoyaniyu na 02.10.2020 [Forecast of the Socio-Economic Development of the Russian Federation for 2021 and for the Planning Period of2022 and 2023 (Developed by the Ministry of Economic Development of Russia). As of 02.10.2020]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlus".

Sovmestnoye zasedaniye Gossoveta i Soveta po strategicheskomu razvitiyu i natsproyektam [Joint Meeting of the State Council and the Council for Strategic Development and National Projects]. 23.12.2020. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/64736 (accessed 25 December 2020).

Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 17.01.2019 g. № 20-r «Ob utverzhdenii plana «Transformatsiya delovogo klimata» i priznanii utrativshimi silu aktov Pravitel 'stva RF» [Order of the Government of the Russian Federation of January 17, 2019. № 20-r "On the Approval of the Plan "Transformation of the Business Climate" and the Invalidation of Acts of the Government of the Russian Federation]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlus".

Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2035 goda: utverzhdena rasporyazheniyem ot 20.09.2019g. № 2129-r [The Strategy for the Development of Tourism

in the Russian Federation for the Period Until 2035: Approved by Order of September 20, 2019. No. 2129-r]. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/dokumenty/strategiya_razvitiya_ turizma_v_rossiyskoy_federacii_na_period_ do_2035_goda_utverzhdena_rasporyazheniem_ ot_20_ sentyabrya_2019_g_2129_r.html.

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07. 05.2018g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On National Goals and Strategic Objectives for the Development of the Russian Federation for the Period Until 2024"]. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027.

Ukaz Prezidenta RF ot 15.05.2018 № 215 «O strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti» [Decree of the President of the Russian Federation of May 15, 2018 No. 215 "On the Structure of Federal Executive Bodies"]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlus".

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 10.10.2019 № 490 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019 № 490 "On the Development of Artificial Intelligence in the Russian Federation"]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731.

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21.07.2020 № 474 «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian

Federation Dated July 21, 2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period Until 2030"]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726.

Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 16.04.2020 № 270 «O razvitii tekhniki, tekhnologiy i nauchnykh issledovaniy v oblasti ispol 'zovaniya atomnoy energii v Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation Dated April 16, 2020 No. 270 "On the Development of Engineering, Technology and Research in the Field of Atomic Energy Use in the Russian Federation"]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45436.

Federal'nyy zakon ot 08.12.2020 № 385-FZ «O federal'nom byudzhete na 2021 god i na planovyy period 2022 i 2023 godov» [Federal Law No. 385-FZ of08.12.2020 "On the Federal Budget for 2021 and for the Planning Period of 2022 and 2023"]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlus".

Finansirovaniye natsproyekta «Kul tura» uvelichili na 13 mlrd rubley [Financing of the National Project "Culture" Was Increased by 13 Billion Rubles]. 27.11.2020. URL: https://rg.ru/2020/11/27/ finansirovanie-nacproekta-kultura-uvelichili-na-13-mlrd-rublej.html (accessed 25 December 2020).

Ekosistemnyy podkhod: onlayn-platforma za 3,2 mlrd povysit proizvoditel'nost' truda [Ecosystem Approach: 3.2 Billion Online Platform Will Increase Productivity]. 15.10.2020. URL: https:/ /iz.ru/1070774/dmitrii-grinkevich/ekosistemnyi-podkhod-onlain-platforma-za-32-mlrd-povysit-proizvoditelnost-truda (accessed 25 December 2020).

Information About the Authors

Inna V. Mitrofanova, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Chief Researcher, Laboratory of Regional Economics, Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Chekhov St, 41, 344006 Rostov-on-Don, Russian Federation; Professor, Department of Economic Theory, World and Regional Economy, Volgograd State University, Prosp. Universitesky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1685-250X Karine G. Yurchenko, Candidate for a Degree, Department of Economic Theory, World and Regional Economy, Volgograd State University, Prosp. Universitesky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8230-4002

Информация об авторах

Инна Васильевна Митрофанова, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории региональной экономики, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, просп. Чехова, 41, 344006 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; профессор кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1685-250X

Каринэ Григорьевна Юрченко, соискатель кафедры экономической теории, мировой и региональной экономики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8230-4002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.