DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-109-118 УДК 352:338.24(571.62)
Л. В. Самандина С. С. Халикова
Практика участия органов местного самоуправления Хабаровского края в реализации национальных проектов
Актуальность темы связана с привлечением населения к решению проблем муниципального образования на основе участия органов местного самоуправления в реализации национальных и соответствующих региональных проектов для повышения качества жизни населения муниципального образования. В статье представлен анализ участия в реализации региональных проектов органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края. Дана характеристика основных организационно-правовых форм их участия, определены приоритеты участия в реализации национальных проектов. Проведен анализ активности органов местного самоуправления и населения исследуемых муниципальных образований в реализации региональных проектов. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о недостаточном уровне включенности органов местного самоуправления в реализацию национальных проектов, поскольку в ряде случаев речь идет не об участии органов местного самоуправления в реализации региональных проектов, а о реализации на территории муниципального образования региональных проектов.
Ключевые слова: национальные проекты, Хабаровский край, органы местного самоуправления, региональные проекты, вовлеченность населения, общественный контроль.
Введение. Органами государственной власти всех уровней уделяется значительное внимание вопросу участия органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) в реализации национальных проектов. Об этом свидетельствует обсуждение данного вопроса Советом по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2019 г., который отметил наличие серьёзных проблем, связанных с участием органов местного самоуправления в решении
задач и достижении целей национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1.
Важное значение для более активного включения органов местного самоуправления в реализацию национальных проектов сыграло заседание Совета по развитию местного самоуправления под председательством Президента РФ В. В. Путина2. Оно
1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027ru/news/
2 Заседание Совета по развитию местного самоуправления URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/62701
Лариса Васильевна Самандина - канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: [email protected]
Светлана Сергеевна Халикова - канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: [email protected]
было посвящено роли органов местного самоуправления и участия населения в реализации национальных проектов. На заседании 4-6 апреля 2019 г. с участием членов Правительства РФ, глав субъектов РФ, представителей Администрации Президента РФ, федеральных и региональных органов власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации была дана рекомендация обеспечить вовлеченность населения, общественных организаций и волонтёров в реализацию региональных проектов, направленных на выполнение целей и задач национальных проектов.
В рамках данной статьи авторы анализируют практику участия органов местного самоуправления Хабаровского края в реализации национальных проектов (соответствующих региональных проектов)3. С этой целью выявлены основные формы участия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края в реализации национальных проектов; дана характеристика участия населения муниципальных образований в осуществлении региональных проектов и контроле за их реализацией.
Сравнительный анализ участия ОМСУ в реализации национальных проектов показал, что в ряде субъектов Федерации сформированы различные практики по вовлечению органов местного самоуправления в реализацию национальных проектов. Например, по результатам федерального мониторинга, проведённого в 2019 г., Тамбовская область была признана одним из самых успешных российских регионов в реализации национальных проектов4. В данном субъекте РФ уделяется значительное внимание участию муниципальных образований (далее - МО) в реализации национальных проектов: созданы муниципальные проектные офисы; разработан атлас участия муниципальных образований в национальных проектах Российской Федерации; подготовлен Перечень контрольных точек и мероприятий национальных
проектов с непосредственным участием муниципальных образований. Администрацией Тамбовской области ежегодно проводится мониторинг достижения МО целевых показателей в рамках реализации национальных проектов в регионе, МО-победитель по итогам года награждается дипломом за достижение целевых показателей в рамках реализации национальных проектов5. Лучшие практики и практика участия муниципалитетов в реализации национальных проектов представлены на официальном сайте ежегодного конкурса профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп»6, а также находят отражение в ряде исследований [Гукасова, 2019; Мусинова, 2019; Голованов, 2019; Игнатьева, 2020].
При проведении исследования использовались материалы официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления.
Формы участия органов местного самоуправления Хабаровского края в реализации национальных проектов. Организационно-правовыми формами, обеспечивающими участие ОМСУ в реализации национальных проектов, являются региональные проекты и программы, разрабатываемые с привлечением администраций муниципальных образований; соглашения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных проектов; региональные и муниципальные центры компетенций и ресурсные центры; муниципальные проектные офисы; муниципальные программы и планы мероприятий.
Основной формой участия ОМСУ в реализации национальных проектов является участие в реализации региональных проектов, поскольку по своему содержанию региональные проекты в значительной мере соответствуют кругу вопросов местного значения и полномочий местного са-
3 Материалы текущего архива Министерства экономического развития Хабаровского края по состоянию на 30.05.2020 года.
4 Доклад о лучших муниципальных практиках участия в реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей национальных проектов и результатов их реализации. URL: Mtps://economy.gov.ru/materidl/file/cef4c87efa4337b5778a0b0flc7d77cf/dok-lad.pdf
5 Сборник лучших муниципальных практик Тамбовской области по реализации национальных проектов. URL: https://нацпроекты68.рф/assets/files/mun/luchshie-praktiki.pdj
6 Ежегодный конкурс профессионального управления проектной деятельностью «Проектный олимп». URL: http://olimp.ac.gov.ru/
моуправления, предусмотренных Федеральным законом №131-Ф37.
В Хабаровском крае в рамках национальных проектов реализуется 52 региональных проекта, ключевыми целями которых определены: развитие здравоохранения и образования, повышение рождаемости, создание комфортной городской среды, обеспечение жильем жителей края. Запланированы создание и модернизация объектов социальной и инженерной инфраструктуры, обновление материально-технической базы учреждений, ликвидация непригодного для проживания жилья, ремонт автомобильных дорог и др. Особенно явно это проявляется в таких национальных проектах как «Жилье и городская среда», «Культура», которые напрямую представляют собой зону ответственности местного самоуправления. В отдельных проектах (например, «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Образование», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы») местное самоуправление имеет ряд самостоятельных полномочий наряду с другими уровнями публичной власти.
При Правительстве Хабаровского края создан Региональный проектный офис, в состав которого входят, в том числе представители ОМСУ - участники региональных проектов.
Необходимо отметить, что в Хабаровском крае, в отличие от целого ряда субъектов РФ, ОМСУ не заключают с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ соглашения об участии в реализации региональных проектов, что не позволяет в полной мере использовать механизмы взаимодействия и расширить правовые основания для участия органов местного самоуправления Хабаровского края в реализации региональных проектов. Данная практика достаточно широко и успешно применяется в субъектах Федерации европейской части России8.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 11.04.2019 № 146-пр «Об организации проектной деятельности в Правительстве Хабаровского края» ОМСУ края рекомендовано организовать проектную деятельность, руководствуясь данным документом. В соответствии с указанным постановлением «решение о привлечении сотрудника органа местного самоуправления муниципального образования края в региональный проект в качестве участника принимается руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа или организации по согласованию с руководителем регионального проекта»9.
По мнению авторов, недостаточный уровень представительства ОМСУ в составах проектных команд субъектов Российской Федерации может привести к тому, что ОМСУ в предварительном обсуждении региональных проектов не участвуют, не осознают в полной мере степень своего участия в их реализации. Не менее опасно и то, что муниципалитеты лишены возможности полноценно представлять и защищать интересы своего населения на всех этапах реализации региональных проектов в рамках национальных проектов, прежде всего, таких социально-значимых, как «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Образование» и «Здравоохранение».
Мониторинг официальных сайтов ОМСУ городских округов и муниципальных районов Хабаровского края показал в целом недостаточность информации, раскрывающей их участие в реализации региональных проектов. При этом отметим хороший уровень представленности информации об участии органов власти в реализации проекта «Формирование комфортной городской среды». Данная информация отражена на официальных сайтах администраций муниципальных образований. Так, например, в Ванин-ском муниципальном районе на официальном сайте администрации городско-
7 Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»>. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035
8 Национальные проекты России. Тамбовская область. URL: https://нацпроекты68.рф/nacional-nye-proekty.html
9 Постановление Правительства Хабаровского края от 11.04.2019 № 146-пр «Об организации проектной деятельности в Правительстве Хабаровского края». URL: http://docs.cntd.ru/ document/465360129
го поселения «Рабочий поселок Ванино» размещены все нормативные правовые акты, муниципальная программа, формы предложений, заявок, уведомление о проведении общественных обсуждений проекта муниципальной программы и уведомление о приеме предложений, заявок о включении общественных территорий, подлежащих благоустройству, в муниципальную программу и информация о ходе реализации приоритетного проекта10. Информация также представлена на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (на вкладке «Национальные проекты на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края»11). В ряде субъектов РФ сведения об участии ОМСУ в реализации национальных проектов достаточно подробно представлены на официальных сайтах органов государственной власти12.
Проанализируем степень участия ОМСУ муниципальных образований в реализации региональных проектов по трем направлениям развития: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост».
Участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов по направлению развития «Человеческий капитал». Как показал проведенный анализ реализации региональных проектов, отмечается наибольшая вовлеченность МО в реализацию проектов, направленных на достижение показателей национального проекта «Демография». Так, в Хабаровском муниципальном районе и муниципальном районе им. Лазо реализуется четыре из пяти региональных проектов. Большая часть муниципальных районов и городские округа (60%) принимают участие в трех региональных проектах (только в Аяно-Майском муниципальном районе реализуется один проект в рамках национального проекта «Демография»).
В рамках национального проекта «Здравоохранение» из семи возможных региональных проектов наибольшее ко-
личество реализуется в городских округах «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре» - четыре, в 63% муниципальных районах Хабаровского края - по два проекта. Хабаровский, Аяно-Майский, Охотский и Тугуро-Чумиканский муниципальные районы включились в реализацию только одного регионального проекта в рамках национального проекта «Здравоохранение». В муниципальном районе имени Полины Осипенко ни один из региональных проектов данного национального проекта не реализуется.
Реализация национального проекта «Образование» в восьми (42%) муниципальных районах осуществляется по четырем (50%) региональным проектам. Городской округ «Город Хабаровск» включился в реализацию пяти региональных проектов, муниципальный район имени П. Осипенко, Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский муниципальные районы участвуют в реализации двух (25%) проектов.
Национальный проект «Культура» реализуется путем осуществления трех региональных проектов, при этом в 63% муниципальных образований края реализуется по два из них, в остальных муниципалитетах (37%) по одному региональному проекту.
Группа проектов направления развития «Комфортная среда для жизни» включает три национальных проекта, которые также в разной степени реализуются в исследуемых муниципалитетах Хабаровского края. Так, в деятельность по достижению показателей национального проекта «Экология» частично вовлечены все городские округа и муниципальные районы. Однако в восьми из них (42%) реализуется только один из шести региональных проектов (в городских округах «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре», Аяно-Майском, Вяземском, Комсомольском, Охотском, Тугуро-Чумиканском муниципальных районах, муниципальном районе им. П.Осипенко), только в Хабаровском и Николаевском муниципальных районах осуществляется деятельность по реализации четырех ре-
10 Официальный сайт администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино»Ванинского муниципального района Хабаровского края.. URL: https://posvan.khabkrai.ru/
11 Национальные проекты на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края. URL:http://gkh27.ru/main/rprojects/nprojects.php
12 Национальные проекты в Республике Саха (Якутия). URL:https://mineconomic.sakha.gov.ru/ natsionalnye-proekty-v-respubüke-saha-jakutija
гиональных проектов.
Национальный проект «Жилье и городская среда» частично реализуют 17 муниципальных районов и городских округов, из них в 70% реализуется только один региональный проект. В Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском муниципальных районах региональные проекты национального проекта «Жилье и городская среда» не реализуются. В реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» активно включены городские округа Хабаровского края и Хабаровский муниципальный район.
В рамках направления развития «Экономический рост» городские округа и муниципальные районы Хабаровского края принимают участие в региональных проектах, направленных на достижение показателей национальных проектов «Цифровая экономика» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Первый из них реализуется в 16 из 19 городских округов и муниципальных районов (не включены Аяно-Майский, Охотский, Тугуро-Чумиканский муниципальные районы), второй - во всех муниципальных образованиях рассматриваемых видов. Участие в региональных проектах, направленных на достижение показателей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», будет реализо-
МОП Культура.
Цифровал экономика. ^■
вываться городскими округами и большинством муниципальных районов Хабаровского края с 2021 года.
Степень участия городских округов и муниципальных районов края в реализации региональных проектов представлена на рисунке 113.
Однако, как неоднократно отмечалось в различных источниках, участие ОМСУ в реализации региональных проектов носит достаточно условный характер, поскольку на федеральном и региональном уровне недостаточно законодательно закрепленных оснований для участия органов местного самоуправления в реализации национальных проектов. В целях организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, разработаны методические рекомендации14.
Результаты проведенного анализа в реализации региональных проектов в целом показали разную степень участия ОМСУ в этих процессах. Лидерами по реализации региональных проектов ожидаемо являются городские округа и крупные муниципальные районы: в городском округе «Город Хабаровск» - 20 региональных проектов, по 18 проектов реализуются в Хабаровском муниципальном районе и городском округе «город Комсомольск-на-Амуре», в Николаевском муниципальном районе - 17 проектов15.
^■ 50
54
М 21
Безопасные автодороги 5
Экология ^■ 31 Жилье и городская среда 32
Образование 42
Здравоохранение 27
Демография 55
0 10 20 30 40 ЕС 60
Рис.1. Степень участия муниципальных образований Хабаровского края в реализации региональных проектов (в %)
13 На рисунке представлена доля городских округов и муниципалънъж районов Хабаровского края, принимающих участие в реализации регионалънъж проектов.
14 http://okmo.news/new.phpP1621
15 Материалы текущего архива Министерства экономического развития Хабаровского края по состоянию на 30.05.2020 г.
Наименьшее количество проектов реализуется в северных районах, которые относятся к удаленным и труднодоступным территориям края: в Аяно-Майском муниципальном районе (6 проектов) и Тугуро-Чумиканском муниципальном районе (7 проектов). Кроме того, в данных муниципальных образованиях крайне мала численность населения, и она имеет тенденцию к уменьшению (в этой связи можно предположить, что природно-климатические и демографические факторы наиболее существенно повлияли на сложившуюся ситуацию с реализацией национальных проектов на указанных территориях).
Вовлеченность МО Хабаровского края в реализацию региональных проектов представлена на рисунке 2.
Организационно-правовыми формами, обеспечивающими участие ОМСУ в реализации национальных проектов, также являются участие в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ.
Например, в городе Хабаровске реализуется несколько муниципальных программ, напрямую связанных с региональными проектами:
«Сохранение и укрепление здоровья населения городского округа «Город Хаба-
ровск» на 2015-2020 годы»;
«Обеспечение качественного и общедоступного образования в городском округе «Город Хабаровск» на 2021-2025 годы»;
«Молодежь городского округа «Город Хабаровск» на 2021-2025 годы»;
«Развитие социальной работы с населением в городском округе «Город Хабаровск» на 2021-2025 годы»;
«Доступная среда в городском округе «Город Хабаровск» на 2021-2025 годы»16.
Реализация некоторых проектов, реализуемых ОМСУ в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», осуществляется в рамках нескольких муниципальных программ. Так, например, благоустройство территории набережной в городе Амурске Амурского района Хабаровского края осуществлялось на основе двух муниципальных программ:
- «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы» (направление - Благоустройство общественных территорий в городе Амурске);
- «Содействие развитию местного самоуправления в городском поселении «Город Амурск» на 2017-2019 гг. (два направления - реализация проектов поддержки местных инициатив и софинансирование проектов, направленных на развитие территориаль-
Рис. 2. Количество проектов, реализуемых в городских округах и муниципальных
районах Хабаровского края
16 Официальный сайт города Хабаровск. URL: https://www.khabarovskadm.ru/
ного общественного самоуправления).
Представляет интерес практика использования в Хабаровском крае еще одной формы организации участия ОМСУ в реализации региональных проектов: в рамках реализации Комплексных планов социально-экономического развития муниципальных образований до 2025 г. (далее - Комплексные планы)17 Амурского, Бикинского, Ванинского, Вяземского и Советско-Гаванского муниципальных районов. В Комплексных планах отражается информация о мероприятиях, реализуемых ОМСУ, предусмотренных региональными проектами и реализуемых в муниципальных образованиях; об ОМСУ - ответственных исполнителях; об индикаторах оценки и целевых значениях индикаторов на 2019-2025 гг. Анализ указанных Комплексных планов показал, что в процесс реализации национальных проектов вовлечены как ОМСУ муниципальных районов, так и ОМСУ поселений. В исследуемых пяти муниципальных районах при реализации национальных проектов «Культура» и «Здравоохранение» ответственными исполнителями являются только администрации муниципальных районов, а при реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Экология» - администрации муниципальных районов и поселений. Следует также обратить внимание на то, что в числе ответственных исполнителей региональных проектов на территориях МО в соответствии с Комплексными планами не значатся представительные органы муниципального образования.
По мнению авторов, с целью повышения эффекта вовлеченности МО в реализацию национальных проектов целесообразно предусмотреть участие в этом процессе всей системы органов местного самоуправления (как исполнительных, так и представительных).
Для эффективной реализации нацпро-ектов на территории муниципального образования необходима не менее эффективная система контроля и мониторинга за их реализацией [Бауэр, 2020].
Значительные финансовые вливания из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в экономику МО связаны с высоким риском неэффективного использования этих средств.
Финансовое обеспечение деятельности ОМСУ по реализации национальных проектов включает межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетом субъекта РФ бюджетам МО, а также средства бюджетов МО. Финансирование участия ОМСУ в реализации национальных проектов предусмотрено только в 20% региональных проектов Хабаровского края. Например, региональным проектом «Спорт - норма жизни»18 предусмотрено предоставление субсидии пяти муниципальным образованиям на создание спортивных сооружений для массового спорта. В соответствии с региональным проектом «Современная школа (Хабаровский край)»19 с учетом средств свода бюджетов МО запланировано обеспечение финансирования создания 1350 новых мест в общеобразовательных организациях. Региональным проектом «Успех каждого ребенка (Хабаровский край)»20 предусмотрен отбор муниципальных образований края на предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам МО на обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом. В рамках реализации регионального проекта «Жилье (Хабаровский край)»21 предусмотрено заключение соглашений с ОМСУ о предоставлении субсидий МО Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств МО на комплексное развитие территории края на очередной финансовый год.
17 Официальный сайт Министерства экономического развития Хабаровского края.. URL: https:// minec.khabkrai.ru/Strategicheskoe-planirovanie/NPA-po-dokumentam
18 Спорт - норма жизни (Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности объектами спорта, а также формирование спортивного резерва (Хабаровский край) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://np.khabkrai.m/Proekty/Democpafiya/RP-cuot-Sport-norma-zhizrä-quot.
19 Современная школа (Хабаровский край) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// np.khabkrai.ru/Proekty/Obrazovanie/RP-quot-Sovremennaya-shkola-quot.
20 Успех каждого ребенка (Хабаровский край) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// np.khabkrai.ru/Proekty/Obrazovanie/RP-quot-Uspeh-kazhdogo-rebenka-quot.
21 Жилье (Хабаровский край) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://np.khabkrai.ru/ Proekty/ZHile-i-gorodsk-sreda/RP-quot-ZHile-quot.
Характеристика участия населения муниципальных образований в осуществлении региональных проектов и контроле за их реализацией.
Вовлечение граждан в реализацию национальных проектов является одним из важных показателей эффективности реализации национальных проектов и инструментов контроля за их реализа-цией22. На территории края в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» было проведено 275 мероприятий, в которые вовлечены 50162 человека23. По количеству проведенных мероприятий по вовлечению населения лидирует Тополевское сельское поселение Хабаровского муниципального района, где было проведено 24 мероприятия (вовлечено 1460 человек), городское поселение «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района - 21 мероприятие (858 чел.), городское поселение «Амурск» Амурского муниципального района - 19 мероприятий (1731 чел.). Наибольшее количество участников удалось привлечь в городских округах «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре» (10672 и 10449 чел. соответственно).
Участие населения реализуется через общественные слушания и обсуждения. Например, в Корфовском городском поселении проходили общественные слушания по реализации программы «Формирование современной городской среды на территории Корфовского городского поселения на 2020 год», в Бикинском городском поселении проводились обсуждения в социальных сетях по общественным территориям, подлежащим благоустройству в первоочередном порядке в 2021 г., в ряде муниципальных образований проходили обсуждения дизайн-проектов территорий и изменений в программе «Формирование комфортной городской среды». Социологические опросы населения в основном касались реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Хабаровского края, по результатам которых осуществлялся
предварительный отбор общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке. Вовлечение населения также осуществлялось через организацию проектных семинаров, проектных мастерских (воркшопов) и других публичных мероприятий.
Роль общественного контроля при реализации нацпроектов в настоящее время существенно возрастает, в этой связи следует обратить внимание на опыт Приморского края: в краевой общественной палате сформирована новая комиссия
- комиссия по контролю за реализацией национальных проектов. К полномочиям комиссии среди прочего относится привлечение к участию в своей деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций и жителей края. Приморский край также одним из первых в стране запустил механизм мониторинга реализации национальных проектов и получения обратной связи от населения
- институт общественных наблюдателей. В 2019 г. 44 общественных наблюдателя вместе с представителями муниципальной власти выезжали на строящиеся, ремонтируемые и реконструируемые объекты, давали качественную обратную связь, замечания и предложения. В 2020 г. количество наблюдателей и объектов мониторинга увеличено. Мониторингом охвачены порядка 200 объектов по восьми региональным проектам. Общественным наблюдателям, прошедшим отбор специальной комиссией, предложено контролировать ход работ в 31 муниципалитете края. К таким объектам относятся ремонт спортивных залов в сельских школах, благоустройство территорий, ремонты дорог, строительство детских садов, возведение спортивных площадок и другие социально значимые мероприятия24.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края необходимо активизировать работу по вовлечению населения в осуществление общественного контроля за ходом реализации национальных проектов.
Заключение. Анализ участия органов
22 Россиян решили вовлечь в реализацию нацпроектов. URL: https://www.rosbalt.ru/ business/2020/02/12/1827634.html
23По состоянию на 1 квартал 2020 г.
24 Национальные проекты в Приморском крае.URL: https://www.primorsky.ru/regionalnye-proekty/
местного самоуправления Хабаровского края в реализации региональных проектов показал, что наибольшую степень активности муниципальные образования показывают в социально-значимых сферах, прямо относящихся к вопросам местного значения.
Участие органов местного самоуправления в реализации национальных проектов на территории Хабаровского края осуществляется на основе использования различных форм, при этом в соответствии с установленными правовыми нормами основной формой является участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов25. В ряде случаев речь фактически идет не об участии органов местного самоуправления в реализации национальных проектов, а о реализации на территории муниципального образования региональных проектов без осознанного и широкого участия органов местного самоуправления и населения в этих процессах. Степень активности населения во многом определяется спецификой регионального проекта и требованиями к участию населения в его реализации, инициативных форм участия населения в реализации национальных проектов крайне недостаточно.
Требуется обобщение передового опыта субъектов РФ в организации участия органов местного самоуправления и населения и обмен этим опытом.
Опыт Тамбовской области может быть успешно применен органами местного самоуправления Хабаровского края и других субъектов РФ в составе Дальневосточного федерального округа.
Результативное и эффективное выполнение мероприятий, направленных на решение задач и достижение целей национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года»26, возможно лишь при условии активной включенности органов местного самоуправления и населения в реализацию национальных проектов. Необходимо закрепление в основных направлениях развития местного самоуправления до 2030 года данной деятельности как приоритетного направления. [Диденко, 2020]
Список литературы:
1. Бауэр В. П., Еремин В. В., Смирнов В. В. Проектный подход к согласованию бюджетных процедур и ресурсного обеспечения реализации национальных проектов // Экономика. Налоги, Право. 2020. № 13 (3). С. 28-41.
2. Голованов В. И. Роль муниципальных образований в реализации национальных проектов // Муниципальная академия. 2019. № 3. С. 101-107.
3. Гукасова Н. Ф. Лучшие российские практики внедрения проектного управления в деятельность органов местного самоуправления // Вестник экспертного совета. 2019. № 4. С. 3-10.
4. Диденко А. Н., Бабичев И. В. Местное самоуправление сегодня и в среднесрочной перспективе // Местное право. 2020. № 4. 26 с.
5. Игнатьева А. В., Пахомов А. В. Реализация национальных проектов на муниципальном уровне: первые итоги и пути повышения эффективности // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. № 1. С. 11-17.
6. Изутова О. В. Нацпроекты: муниципалитеты также в деле: http://bujet.ru/ агйс1е/370115^р.
7. Мусинова Н. Н. Повышение роли местного сообщества в реализации национальных проектов // Муниципальная академия. 2019. № 3. С. 108-112.
Библиографическое описание статьи
Самандина Л. В., Халикова С. С. Практика участия органов местного самоуправления Хабаровского края в реализации национальных проектов // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93). С. 109-118. DOI 10.22394/18184049-2020-93-4-109-118
25 Постановление от 31 октября 2018 года №1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве России». URL:http://government.ru/docs/34523/
26 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
Larisa V Samandina - Candidate of History Associate Professor of the state and municipal management and service law chair, the Far-Eastern institute of management
- branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russia). E-mail: [email protected]
Svetlana S. Khalikova - Candidate of Sociology, Associate Professor of the state and municipal management and service law chair, the Far-Eastern institute of management
- branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russia). E-mail: [email protected]
Practice of participation of the local authorities of the Khabarovsk territory in the implementation
of national projects
The relevance of the topic is connected with the involvement of population in solving the problems of the municipality on the basis of participation of the local governments in the implementation of national and relevant regional projects to improve the quality of life of population of the municipality. The article presents an analysis of participation in the implementation of regional projects of the local self-government bodies of urban districts and municipal districts of the Khabarovsk territory. The main organizational and legal forms of their participation are described, priorities of participation in the implementation of national projects are determined. Analysis of the activity of local governments and population of the studied municipalities in the implementation of regional projects was carried out. According to the results of the study, conclusions were made about the insufficient level of inclusion of local authorities in the implementation of national projects, since in some cases it is not about the participation of local authorities in the implementation of regional projects, but about the implementation of regional projects in the territory of the municipality.
Keywords: national projects, the Khabarovsk territory, local self-government bodies, regional projects, public involvement, public control.
References:
1. Bauer V. P., Eremin V. V., Smirnov V. V. Project approach to the coordination of budgetary procedures and resource provision for the implementation of national projects [Ekonomika. Nalogi, parvo] Economics. Taxes, Law, 2020, no. 13 (3), pp. 28-41.(In Russian).
2. Golovanov V. I. The role of municipalities in the implementation of national projects Munitsipal'naya akademiya [Municipal Academy], 2019, no. 3, pp. 101-107. (In Russian).
3. Gukasova N. F. Best Russian practices for implementing project management in the activities of local governments Vestnik ekspertnogo soveta [Bulletin of the expert council], 2019, no. 4, pp. 3-10.(In Russian).
4. Didenko A. N., Babichev I. V. Local self-government today and in the medium term Mestnoye pravo [Local law], 2020, no. 4, 26 p.(In Russian).
5. Ignatieva A. V., Pakhomov A.V. Implementation of national projects at the municipal level: first results and ways to improve efficiency Munitsipal'naya sobstvennost': ekonomika, pravo, upravleniye [Municipal property: economics, law, management], 2020, no. 1, pp. 11-17.(In Russian).
6. Izutova O. V. National projects: municipalities are also in business [Electronic resource]. - Access mode: http://bujet.ru/ article/370115.php.(In Russian).
7. Musinova N. N. Enhancing the role of the local community in the implementation of national projects Munitsipal'naya akademiya [Municipal Academy], 2019, no. 3, pp. 108-112.(In Russian).
Reference to the article
Samandina L. V., Khalikova S. S. Practice of participation of the local authorities of the Khabarovsk territory in the implementation of national projects// Power and Administration in the East of Russia. 2020. No. 4 (93). Pp. 109-118. DOI 10.22394/1818-4049 -2020-93-4-109-118