Научная статья на тему 'Управление учебной деятельностью курсантов в системе обучения специалистов для вневедомственной охраны МВД России'

Управление учебной деятельностью курсантов в системе обучения специалистов для вневедомственной охраны МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дровникова Ирина Григорьевна, Давыдова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление учебной деятельностью курсантов в системе обучения специалистов для вневедомственной охраны МВД России»

И.Г. Дровникова Е.Г. Давыдова,

кандидат педагогических наук, доцент Воронежский филиал Московского гу-

манитарно-экономического института, кандидат педагогических наук

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ МВД РОССИИ

Охрана объектов различных категорий собственности является одним из главных направлений деятельности органов внутренних дел. В решении задач, стоящих в этой области, ведущая роль отводится вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации.

Преобразования, осуществляемые в социальноэкономической и политической жизни страны, антиобщественные проявления криминального характера, всплеск преступности, особое место среди которой занимает имущественная преступность, устойчивые тенденции к изменению ее количественных и качественных показателей, ставят на повестку дня проблему совершенствования организации управления силами и средствами вневедомственной охраны. Это утверждает новый взгляд на личность современного специалиста вневедомственной охраны, качественно изменяет предъявляемые к нему требования как к члену общества и профессионалу, способному квалифицированно решать задачи обеспечения безопасности собственности и профилактики имущественных преступлений, стремящемуся к профессиональному самообразованию и личностно-профессиональному саморазвитию. В конечном счете, именно профессионализм сотрудников может повысить конкурентоспособность подразделений вневедомственной охраны в современных условиях рыночных отношений с учетом формирования комплексного подхода к оказанию охранных услуг, освоения новых технологий в области безопасности, внедрения эффективных технических средств охраны нового поколения с широкими тактическими возможностями.

Вышеизложенное делает особенно актуальными вопросы профессиональной подготовки кадров для вневедомственной охраны, а, следовательно, совершенствования управления учебной деятельностью курсантов образовательных учреждений МВД России, поскольку именно данные учреждения играют ведущую роль в системе обучения специалистов для вневедомственной охраны.

Объектом управления в системе обучения является человек (субъект) со всеми присущими ему особенностями, возникшими в ходе предыдущего обучения и воспитания и в силу его природно обусловленных качеств. С показателями личности, сформированными на предыдущих этапах образовательного процесса, мы встречаемся в начале каждого нового этапа. Они динамичны, поскольку в

ходе обучения и воспитания и в результате направленного формирования необходимых качеств и навыков все время меняется объект управления, превращаясь в субъекта в соответствии с философским законом развития систем и идеями объектносубъектного преобразования личности в образовательном процессе [1].

Изменчивость объекта управления приводит к тому, что «вся система становится динамичной и должна быстро приспосабливаться к этим изменениям. Поэтому прежде, чем приступить к новому этапу образовательного процесса, следует тщательно изучить, что достигнуто на предыдущих этапах, т.е. «предысторию системы» [2, с. 15].

Необходимость изучения значимых в обучении показателей личности курсантов (социальных характеристик и индивидуальных особенностей) и определения на этой основе комплексных показателей качества обучения специалистов для вневедомственной охраны обусловлена тем, что без их знания процесс управления учебной деятельностью можно реализовывать лишь методом проб и ошибок. Это является неприемлемым в случае сложных объектов управления и с учетом специфики профессионального обучения в ведомственных образовательных учреждениях.

Отличительной особенностью современной ситуации в российском образовании в целом, и в ведомственном образовании в частности, является то, что наиболее остро стоят проблемы гуманитаризации и гуманизации образовательной сферы, решение которых невозможно без внедрения идей педагогики сотрудничества. Долгое время они если и ставились, то решались формально, а чаще игнорировались, оттесняемые конкретными задачами предметного обучения. Сказанное в полной мере относится и к образовательным учреждениям МВД России.

В условиях жесткого управления образовательными учреждениями МВД России со стороны государства, нацеленного на учебный академизм, а главное - как всегда не направленного на личность, когда профильное обучение курсантов осуществляется строго по рецептам внешней дифференциации (по И. С. Якиманской [3]) и оценка идет по параметрам, ориентированным на традиционную высшую школу, гуманистическому образованию крайне трудно утвердиться в практике профессиональной подготовки специалистов. Соглашаясь с В.И.

Лещинским, полагаем, что гуманистическое (лич-ностно ориентированное) образование курсантов в образовательных учреждениях МВД России «должно искать такие формы «встроенности» (сосуществования?) с традиционным, ... адаптации к традиционной системе, ... такие гуманистические стратегии, вписывающиеся в традиционное обучение, ... которые бы позволили жить и тому, и другому, точнее - одновременно добиваться эффективности» в профессиональном обучении «и обеспечивать развитие (саморазвитие) личности» будущего специалиста [4, с. 5-6].

Рассмотрение процесса образования специалистов для вневедомственной охраны в образовательных учреждениях МВД России как гармонии двух существенно различных процессов: социализации и индивидуализации личности курсанта, открывает, на наш взгляд, новые качества как его содержания, так и технологии.

Обобщая взгляды исследователей на проблемы личностно ориентированного образования [3; 4; 5; 6; 7; 8], учитывая цели профессиональной подготовки специалистов для вневедомственной охраны и особенности образовательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, мы предлагаем рассматривать личностно ориентированное обучение курсантов не только как «инструмент» активизации личностных функций, построения управленческих воздействий с максимальной опорой на показатели личности курсантов, но и как условие эффективной реализации их личностного потенциала в дальнейшем профессиональном самообучении, саморазвитии в конкретной области профессиональной деятельности, связанной с профилактикой и борьбой с имущественными преступлениями.

Чтобы образовательное учреждение МВД России качественно выполняло возложенные на него государством обязанности по подготовке высококвалифицированных специалистов для вневедомственной охраны, необходимо постоянное совершенствование образовательного процесса, приведение его содержания в соответствие с требованиями времени, реализация личностно ориентированного подхода в образовании курсантов. Перспективным направлением педагогического обеспечения данного социального заказа является индивидуализированное и дифференцированное обучение.

С учетом вышеизложенного, совершенствованию профессиональной подготовки специалистов ОВД для вневедомственной охраны и решению обозначенных задач способствует, на наш взгляд, реализация технологии компьютеризованного индивидуально-дифференцированного управления

учебной деятельностью, основанного на компьютерной поддержке учебных действий курсантов в процессе самообучения в образовательных учреждениях МВД России.

Согласно словарю В. Даля, «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддержать» - служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); подставкой - всем, что придает крепость, прочность, силу. Другими словами, это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что движется - находится в динамике. Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е., как указано

О.С. Газманом, поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека [9]. Отсюда и основная суть направленности поддержки и способов ее осуществления в самообучении.

Компьютеризованное индивидуально-

дифференцированное управление учебной деятельностью специалистов для вневедомственной охраны в образовательных учреждениях МВД России рассматривается нами как обучающепознавательное взаимодействие преподавателя и курсантов, обеспечивающее последним возможность самообучения посредством оказания им необходимой и своевременной компьютерной индивидуально-дифференцированной помощи, а также достижения каждым из них гарантированного результата в реализации образовательной цели подготовки специалиста правоохранительных органов для системы вневедомственной охраны.

Под технологией компьютеризованного индивидуально-дифференцированного управления

учебной деятельностью специалистов для вневедомственной охраны понимаем определяемый личностными установками курсантов комплекс управленческих процедур, включающих специальный подбор и компоновку форм, методов, приемов и средств обучения и контроля, которые обеспечивают каждому из них возможность выбора своего пути логического разветвления действий посредством оказания необходимой и своевременной компьютерной индивидуальнодифференцированной помощи в виде предложения различных подсказок, консультаций, других интерпретаций, а также достижения гарантированного результата в реализации образовательной цели подготовки специалиста заданного профиля для системы вневедомственной охраны.

Предложенный нами алгоритм указанного управления рассматривается как разветвленная схема возможных инвариантных траекторий учебно-познавательной деятельности курсанта, повороты которой обуславливаются успешностью действий (понятно, непонятно, правильно, неправильно, в чем ошибка) и познавательными запросами в соответствии с социальными характеристиками его личности (уровнями развития мотивации учения, обученности, развития стиля учебной деятельности) и индивидуальными особенностями (индивидуальным темпом учебной работы, индивидуальным стилем учебной дея-

тельности), значимыми в выполнении учебных заданий на компьютере (рис. 1).

Функция блока 1 - идентификация курсанта и создание положительного эмоционального фона диалога. Блок 2 включается в схему деятельности после формирования у обучающегося необходимой для самостоятельного выполнения учебных заданий ориентировочной основы действий. Блок 3 берет на себя управление предъявлением учебных задач (вопросов, тестов), входящих в состав задания определенного уровня учебно-познавательной деятельности. Он непосредственно зависит от функционирования блока 13. Если последовательность выполнения уровней может быть определена курсантом, то последовательность решения задач (вопросов, тестов) внутри каждого уровня является фиксированной и функционирование блока

3 не зависит от обучающегося. Это обусловлено тем, что количество и последовательность учебных задач (вопросов, тестов) определяется количеством компонентов изучаемого объекта при раздельном их усвоении, правил его использования, а также логических операций при осуществлении их в развернутом, специально выделяемом виде. Блок

4 дает возможность курсанту самостоятельно решить учебную задачу (вопрос, тест) либо обратиться за помощью к компьютеру в случае познавательного затруднения. При функционировании блока 5 курсант вводит с клавиатуры свой ответ. Далее управление передается на блок 6, который проверяет ответ на правильность, относя его либо к области правильных ответов, либо прогнозируемых ошибок, либо грубых ошибок. В случае неправильного ответа включается блок 12.

Реакция компьютера на неправильный ответ определяется уровнем учебно-познавательной деятельности. Так, если ошибка была обнаружена в процессе выполнения учебного задания первого уровня при ограниченном выборе вариантов ответа, то работа блока 8 ограничивается предъявлением комментария в виде констатации

ошибки и соответствующей реплики. При выполнении учебных заданий последующих уровней учебно-познавательной деятельности простой констатации ошибки уже недостаточно. Важно определить ее тип и сообщить об этом курсанту, активизируя тем самым его мыслительную деятельность и побуждая к поиску правильного решения, а затем предоставить ему возможность исправить ошибку. Далее для задания первого уровня осуществляется проверка на выполнение условия в блоке 13. Если после первой попытки решения задачи (вопроса, теста) выбор вариантов ответа исчерпан, то обучающемуся предъявляется правильный ответ (блок 14). Если же после первой попытки имеется выбор, то курсанту предоставляется возможность исправить ошибку и осуществить повторный ввод ответа. При неудачной повторной попытке на экран компьютера выводится правильный вариант ответа, а факт ошибки фиксируется в памяти компьютера (блок 9).

При решении обучающимся текстовых задач с кодированным вводом ответа целесообразно, на наш взгляд, выводить на экран полный ответ даже в случае правильного решения с тем, чтобы предупредить отрыв от предметного содержания деятельности в сознании курсанта.

Комментирование и сообщение учащемуся типа допущенной ошибки осуществляется только при получении результата решения задачи (вопроса, теста), т.е. после того, как познавательное затруднение трансформировалось либо в правильное, либо в ошибочное действие. В случаях, когда ситуация осознается курсантом как затруднение еще до принятия решения, но и оно не может быть преодолено самостоятельно или же затруднение не снимается после осуществления первой попытки решения задачи (вопроса, теста) и получения сообщения о типе допущенной ошибки, учащийся имеет возможность обратиться за помощью к компьютеру.

Начало

1. Приветствие, вопрос

2. Выбор уровня |

учебно-познавательной деятельности I

3. Предъявление учебной задачи (вопроса, теста)

15.Запрос учебной помощи

1 Нет

Г„ 1 6. Решение

[ меню учебной

помощи

Г

17. Выбор разновидности учебной помощи

18. Предъявление учебной помощи

19. Возврат к учебной задаче (вопросу, тесту)

5. Решение учебной задачи (вопроса, теста)

верно?

12. Реакция на неправильный ответ

7. Реакция на правильный ответ

8. Модуль идентифицированных ошибок, комментариев, реплик

Рис. 1. Алгоритм компьютеризованного индивидуально-дифференцированного управления учебной

деятельностью курсантов

Реакция программы на сигнал обучающегося о помощи (блок 15) зависит от уровня его учебно-познавательной деятельности. Для первого и четвертого уровней управление с блока 15 передается непосредственно на блок 18. Для второго и третьего уровней после блока 15 в схему деятельности включаются последовательно блоки 16 и 17, посредством которых курсант осуществляет выбор разновидности учебной помощи.

Работа обучающихся на компьютере завершается предъявлением им оперативной диагностической информации о результатах и процессе выполнения системы учебных заданий по каждому выполненному уровню учебнопознавательной деятельности. Интерпретация диагностической информации позволяет курсантам определять степень соответствия достигнутых результатов объективным требованиям, выявлять имеющиеся пробелы в знаниях, умениях, навыках и способствует формированию интеллектуальной и личностной рефлексий. Преподавателю эта информация служит основанием для дифференциации курсантов на группы адаптации на различных этапах занятия и организации корректировочной работы.

Реализация технологии компьютеризованного индивидуально-дифференцированного

управления учебной деятельностью специалистов для вневедомственной охраны в образовательных учреждениях МВД России обеспечит существенное углубление индивидуализации и дифференциации обучения, осуществляемых на личностном уровне, развитие познавательной активности, самостоятельности в учении курсантов и гарантированное достижение каждым из них образовательной цели подготовки сотрудника ОВД - высококвалифицированного специалиста заданного профиля для системы вневедомственной охраны.

ронежского гос. пед. ун-та: сб. науч. Трудов. -Воронеж, 2005.- Т. 254. - С. 3-6.

5. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1997.- № 4. - С. 11-17.

6. Кульневич Т.В. Формирование профессионально-педагогической направленности

будущего учителя на основе личностной ситуации: дис... канд. пед. наук /Т.В. Кульневич. Воронеж: Воронежск. гос. пед. ун-т. - 2002. -147 с.

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

8. Шевцова М.А. Формирование познава-

тельного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования лич-ностно развивающих ситуаций: дис. канд.

пед. наук /М. А. Шевцова. Воронеж: Воро-

нежск. гос. пед. ун-т. - 2004. - 208 с.

9. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века /О.С. Газман //Новые ценности образования: сб. науч. тр. - М., 1996. - Вып. 6. - С. 43-48.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годник С.М. Становление профессиональной компетенции учителя: учеб. пособие /С.М. Годник, ГА. Козберг- Воронеж: 2004. - 126 с.

2. Афанасьев В.Г. О системности, целостности человека /В.Г. Афанасьев // Кибернетика живого: Человек в различных аспектах. - М.: Наука, 1985. - 106 с.

3. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

4. Лещинский В.И. Личностно ориентированное (Россия) и гуманистически ориентированное (США) образование: опыт сравнительного анализа /В.И. Лещинский //Известия Во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.