ТЕСТИРОВАНИЕ КАК РЕАЛЬНОЕ СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
TESTING AS A REAL MEANS OF MANAGING DISTANCE LEARNING A FOREIGN LANGUAGE
УДК 372.881.1
и.с. савроцкая
(Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: в статье рассматривается тестирование как основное звено в процессе формирования и закрепления знаний и умений курсанта, которые побуждают его к самостоятельной мыслительной деятельности и познавательной активности.
Ключевые слова: тестирование, мониторинг, уровень владения умениями, мотивация, перцептивная переработка информации, сформированность рецептивных навыков.
I.N. Navrotskaya, Senior Lecturer of the chair of foreign languages of Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs.
Abstract: The article deals with testing of language skills as the main part in the process of forming and consolidation of student’s knowledge and skills which rouse a student to the independent intellectual activity and cognitive activity.
Keywords: testing, monitoring, language skills qualification, motivation, perceptive processing of information, forming of receptive skills.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основой профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, в том числе при помощи использования иностранного языка. Таким образом, качество образования представляется сегодня не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе проблем. Существенную роль в профессиограмме современного специалиста играет иностранный язык как цель и средство обучения, что акцентирует, прежде всего, вопросы управления учебным процессом.
Актуальным в настоящее время становится вопрос рационального управления процессом дистанционного обучения иностранному языку. Построение продуктивного процесса обучения языкам невозможно без четкой системы управления и, прежде всего, контроля за ходом становления языковых и
речевых навыков и умений студентов при определении степени сформированности уровня их иноязычной грамотности.
Дистанционная форма обучения иностранным языкам стала реальным элементом образования и зарекомендовала себя не только как перспективная педагогическая технология, но и как самостоятельная система обучения, требующая особого подхода в выборе технологий, методов и средств. Дистанционное обучение (ДО) должно строиться, исходя из поставленных целей и в соответствии с общими принципами образовательной системы. Отсюда следует, что в разработке дистанционного обучения иностранному языку необходим комплексный подход: курс дистанционного обучения должен быть насыщен лингвокультурной и социокультурной информацией, которая при традиционном обучении не всегда доступна, учитывая личные интересы обучающихся, создавать условия для всестороннего развития личности как культурно-исторического субъекта [3, с.39].
В условиях ДО контроль и оценка умений приобретают особое значение. От правильной организации контроля зависит качество
2012'2
обучения. В ситуации контроля слушатель знает, что ему предстоит отчитаться в выполнении задания, поэтому он мобилизует все свои усилия интеллектуального, волевого и эмоционального плана, выполняет тестовые задания с максимальной отдачей и ответственностью, обеспечивающей прочность и тщательность усвоения материала. Наряду с традиционными методами обучения и контроля знаний тестирование быстро становится необходимой частью учебного процесса. Цель проведения тестирования состоит в том, чтобы повысить объективность оценки уровня знаний слушателей.
Между тем, контроль является одним из способов активизации работы обучающегося. Он важен для самого студента, поскольку позволяет ему организовать учебный процесс с учетом своих психологических особенностей и выработать собственную стратегию обучения. Он важен для преподавателя, так как позволяет построить учебный процесс как совокупность форм и методов обучения для достижения заданных целей. Можно утверждать, что он важен и для государства, так как позволяет реализовать государственный стандарт обучения и получить квалифицированного специалиста. Следует особо подчеркнуть значимость объективного контроля в психологическом плане. Речь идет о том, что высоко мотивированное обучение и учение могут быть эффективными. Понятно, что мотивация может быть различной: страх перед наказанием, отсутствие карьерного продвижения, потери в зарплате. Но простое перечисление этих значимых факторов мотивации показывает, что в условиях гуманизации обучения, определенной демократизации всего уклада жизни эти факторы внешней мотивации и плохо работают, и вызывают личное неприятие. В связи с этим возрастает значение внутренней мотивации, т.е. переживание успеха от самой успешности деятельности [1, с.46].
Диагностический компонент технологического обеспечения высшего дистанционного образования предусматривает контроль качества знаний по четырем блокам, соответствующим уровням усвоения: узнавание, воспроизведение, применение, творчество. Хотя компьютерные тесты напрямую не обеспечивают достижение уровня «творчество», но их использование позволяет достичь данного уровня опосредствованным путем. Предварительное тестирование обучающихся «на входе» с составлением и сопоставлением рейтинговых параметров послужит
основанием для активизации студентов при изучении материала.
Согласно данным Н.В. Басовой (1999), хорошо организованный поэтапный (рубежный) контроль снимает необходимость в итоговом контроле. На этом основании допускается отказаться от итогового контроля в виде традиционной сессии, а, следовательно, от экзаменационных и экспертных советов.
Воспитательная функция педагогического контроля в виде тестирования (электронной рейтинговой системы контроля знаний и умений) заключается в высоком уровне учебной мотивации за счет сочетания рубежного и итогового контроля; текущих, общих и интегральных рейтинговых оценок, возможности диагностики достигнутых результатов и корректировки педагогического процесса. Её эффект проявляется в дисциплинированности обучаемых, организации и самоорганизации учебной деятельности, проявлении и устранении пробелов в знаниях, формировании творческого отношения к изучаемым предметам, становлении профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста и стремлении развивать свои способности.
Тем самым, дистанционная система контроля (тестирования) позволяет в полной мере реализовать обучающую, развивающую и воспитательную функции заочного педагогического процесса.
Из этого следует, что языковые тесты рассматриваются не только как контрольно-измерительные инструменты, но и как средство получения информации, необходимой для внесения инноваций в учебно-воспитательный процесс и создание наилучших условий для развития обучаемых. Тестирование выполняет диагностические и прогностические функции, показывая языковые способности учащихся, их учебные предпочтения, а также влияние условий тестового экзамена на индивидуальные показатели. Важнейшей гуманистической инициативой, которая распространилась в тестировании, стало выявление потенциальных источников затруднений обучающихся [4, с.15].
При дистанционном обучении происходит перевод обучения на самообучение, а, следовательно, приоритеты отдаются самостоятельной работе, познавательной самостоятельности и самооценке. Успешность достижения цели зависит также от того, каким формам и методам обучения (репродуктивным или активным) отдается предпочтение и насколько задействован
личностный потенциал обучаемого. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность слушателя способствует самореализации, самоорганизации, самовоспитанию и саморазвитию слушателя [2, с.3].
Установлено, что научно обоснованное использование тестирования повышает эффективность контроля более чем в два раза. Тестирование достигнет цели только при соблюдении условий оперативности, объективности, систематичности, планомерности, экономичности и массовости. Среди множества причин, влияющих на эффективность тестирования, важное место занимает фактор времени. Психологами установлено, что оценка полезности результата деятельности убывает в соответствии с квадратом времени отсрочки его достижения. Отсюда вытекает, что отсрочка поощрения или наказания за успешный или отрицательный результат тестирования снижает эффективность этих мер на слушателя. Это имеет особое значение для обучения и воспитания, для применения педагогической оценки. Поэтому результат выполненного теста должен стать известен как можно быстрее.
Тестирование как средство управления процессом дистанционного обучения в ходе самостоятельной работы позволяет помочь обучающимся преодолеть психологический барьер на пути к использованию иностранного языка как средства общения, одним из проявлений которого является так называемая «ошибкобоязнь». Обучающиеся, работающие с компьютерными средствами обучения, отмечают, что они не чувствуют неловкости, допуская ошибки, и получают достаточно четкие инструкции, как преодолеть допущенную ошибку.
Вышесказанное еще раз подтверждает, что одним из компонентов учебной автоном-
ности является психологическое отношение студента к процессу и содержанию обучения. Их освоение открывает доступ слушателя к управлению собственной деятельностью на основе складывающейся у него рефлексивной способности. Рефлексивная способность, опирающаяся на осознание и выбор, становится центральным механизмом реализации умения учиться.
В процессе тестирования происходит сравнение заданной программы учебной деятельности с ее реализацией на практике. Контроль со стороны преподавателя нацелен, прежде всего, на то, чтобы: установить уровень подготовленности слушателей к восприятию информации; выявить трудности и ошибки слушателей в процессе овладения иностранным языком.
В идеальном варианте дистанционное образование представляет собой соединение теории и практики заочного образования, педагогической системы полного усвоения знаний, адаптивного тестового контроля, технической основы образовательных Интернет технологий с идеологией информатизации общества.
Появление дистанционного обучения, а вместе с этим и тестового контроля знаний, повлекло за собой существенное расширение функций контроля: последний стал частью учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обратной связи от студента к преподавателю. Обучение стало дифференцированным в полном смысле этого слова: каждый студент приступает к изучению нового материала независимо от других, после самостоятельного усвоения предыдущего материала. В случае отрицательного результата тестирования он возвращается к повторному изучению того материала курса, которые оказались им неусвоенными.
Литература
1. Байрамова, Ж. А Тестовый контроль знаний как средство активизации учебной деятельности студентов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Ж. А. Байрамова. - Махачкала, 1999.
2. Горбачев, В. Т. Повышение эффективности адаптированного тестирования качества обучения студентов в вузах гуманитарного профиля [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Т. Горбачев. - М., 2006.
3. Парфенов, Е. А. Педагогические условия саморазвития личности в дистанционном обучении иностранному языку [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Парфенов. - Якутск, 2004.
4. Мажулеоне, З. К. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 /
З. К. Мажулеоне. - Вильнюс, 1988.
2012'2
References
1. Bayramov JA. The test control of knowledge as a means to enhance students’ learning activities [Text]: diss. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01 / J.A. Bayramov. - Makhachkala, 1999.
2. Gorbachev V.T Increasing the effectiveness of the adapted test the quality of student learning in higher education in the humanities [Text]: diss. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01 / VT Gorbachev. - Moscow, 2006.
3. Parfenov EA. Pedagogical conditions of self-development in distance learning a foreign language [Text]: diss. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01 / E.A. Parfenov. - Yakutsk, 2004.
4. Mazhuleone Z.K.. Alternative controls in learning a foreign language as a means of improving the quality of language education [Text]: diss. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.02 / Z.K. Mazhuleone. - Vilnius, 1988.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ
INFLUENCE OF PHYSICAL PREPARATION ON EDUCATION PHYCHOLOGICAL QUALITY CADETS OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
УДК 378.6:351.74-057.875(470)
И.И. ЛоПАТИС; А.Н. воРоТСИк; п.с. войсов,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: В статье представлены описания физических упражнений, требования при проведении занятий, приёмы воспитания волевых качеств и формы физической подготовки, направленные на формирование психологической готовности курсантов учебных заведений МВД России к работе в практических органах внутренних дел.
Ключевые слова: физические упражнения, физические качества, психологическая подготовка курсантов, рукопашный бой.
I.I. Lopatin, the teacher of chair of physical preparation of the Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
A.N. Vorotnik, the teacher of chair of physical preparation of the Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
P.N. Voynov, senior teacher of chair of physical preparation of the Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of sociological sciences.
Abstract: in article are presented physical exercises, requirements when undertaking occupation, receiving the education volitional quality and the forms of physical preparation, directed on shaping of psychological readiness cadets educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work in practical organ of the internal deals.
Keywords: physical exercises, physical quality, psychological preparation cadets, hand-to-hand fight.