Научная статья на тему 'Влияние физической подготовки на воспитание психологических качеств курсантов учебных заведений МВД России'

Влияние физической подготовки на воспитание психологических качеств курсантов учебных заведений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / PHYSICAL EXERCISES / PHYSICAL QUALITY / PSYCHOLOGICAL PREPARATION CADETS / HAND-TO-HAND FIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатин И. И., Воротник А. Н., Войнов П. Н.

В статье представлены описания физических упражнений, требования при проведении занятий, приёмы воспитания волевых качеств и формы физической подготовки, направленные на формирование психологической готовности курсантов учебных заведений МВД России к работе в практических органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатин И. И., Воротник А. Н., Войнов П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PHYSICAL PREPARATION ON EDUCATION PHYCHOLOGICAL QUALITY CADETS OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In article are presented physical exercises, requirements when undertaking occupation, receiving the education volitional quality and the forms of physical preparation, directed on shaping of psychological readiness cadets educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work in practical organ of the internal deals.

Текст научной работы на тему «Влияние физической подготовки на воспитание психологических качеств курсантов учебных заведений МВД России»

References

1. Bayramov JA. The test control of knowledge as a means to enhance students’ learning activities [Text]: diss. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01 / J.A. Bayramov. - Makhachkala, 1999.

2. Gorbachev V.T Increasing the effectiveness of the adapted test the quality of student learning in higher education in the humanities [Text]: diss. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01 / VT Gorbachev. - Moscow, 2006.

3. Parfenov EA Pedagogical conditions of self-development in distance learning a foreign language [Text]: diss. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01 / E.A. Parfenov. - Yakutsk, 2004.

4. Mazhuleone Z.K.. Alternative controls in learning a foreign language as a means of improving the quality of language education [Text]: diss. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.02 / Z.K. Mazhuleone. - Vilnius, 1988.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ

INFLUENCE OF PHYSICAL PREPARATION ON EDUCATION PHYCHOLOGICAL QUALITY CADETS OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

УДК 378.6:351.74-057.875(470)

И.И. ЛОПАТИН; А.Н. ВОРОТНИК; П.Н. ВОЙНОВ,

кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: В статье представлены описания физических упражнений, требования при проведении занятий, приёмы воспитания волевых качеств и формы физической подготовки, направленные на формирование психологической готовности курсантов учебных заведений МВД России к работе в практических органах внутренних дел.

Ключевые слова: физические упражнения, физические качества, психологическая подготовка курсантов, рукопашный бой.

I.I. Lopatin, the teacher of chair of physical preparation of the Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

A.N. Vorotnik, the teacher of chair of physical preparation of the Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

P.N. Voynov, senior teacher of chair of physical preparation of the Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of sociological sciences.

Abstract: in article are presented physical exercises, requirements when undertaking occupation, receiving the education volitional quality and the forms of physical preparation, directed on shaping of psychological readiness cadets educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work in practical organ of the internal deals.

Keywords: physical exercises, physical quality, psychological preparation cadets, hand-to-hand fight.

Общая физическая подготовка не только создает предпосылки, но и определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека: силы, быстроты, выносливости и т.д. Физические качества человека могут развиваться двумя путями.

Первый путь - естественное развитие при переходе из одной возрастной категории в другую - возрастные изменения качеств. Этот путь характеризуется длительным периодом и неравномерностью.

Второй путь - развитие под воздействием физических упражнений. Этот путь развития физических качеств отличается эффективностью изменений в достижении результатов [3].

Говоря о значении физических упражнений для совершенствования психологической подготовки курсантов на этапах их профессионального становления, следует четко определить их место во всей системе профессионального обучения.

Задачи, решаемые с помощью физических упражнений на занятиях по физической подготовке, должны быть тесно связаны с задачами психологической подготовки средствами и методами других дисциплин учебного процесса. Эти задачи, как и их объем и взаимообусловленность, должны меняться в зависимости от этапа подготовки, уровня развития физических и психических качеств курсантов, от особенностей предстоящего этапа профессиональной подготовки. Без учета этих положений усилиями только одной физической подготовки необходимого результата психической готовности курсанта, соответствующего этапу подготовки, достичь невозможно.

Существенным является и то, что только подбором определенных упражнений эффективно развить психические и моральноволевые качества у курсантов на занятиях по физической подготовке сложно. Важно методически правильное оформление занятий, вариативный подход к требованиям выполнения упражнений, последовательность и компоновка их выполнения [2].

Возможностей для применения физических упражнений в психологической подготовке курсанта много, значительно больше, чем отводимого на это времени, поэтому важно определить, какие психические качества, каким образом и у кого конкретно необходимо развивать. Поэтому обязательным элементом в планировании физической подготовки курсантов является анализ работы сотрудников МВД в различных ситуациях,

чтобы выяснить особенности в их деятельности и подобрать физические упражнения для занятий.

В процессе занятия различные органы и системы подвергаются совершенствованию, налаживается их взаимодействие. Сущность упражнения составляют физиологические, биохимические, морфологические, психологические сдвиги, возникающие под влиянием многократно повторяющейся мышечной и умственной работы [6].

В ходе занятия улучшается взаимодействие процессов возбуждения и торможения, что выражается в более четком обеспечении динамики мышечных сокращений во времени и в пространстве. Развивается способность органа чувств различать мелкие характеристики мышечных сокращений. Создаются условия для усвоения новых движений и перестройки уже имеющихся за счет координационных связей в коре головного мозга. Изменяется функция внутренних органов и систем. Физическая подготовленность положительно сказывается на волевых качествах и умственной работоспособности.

Физические упражнения могут применяться как в целях общей, так и специальной психологической подготовки. Физические упражнения, используемые для общей психологической подготовки, как и приемы и методы других разделов профессиональной подготовки, должны обеспечивать формирование и совершенствование моральноволевых качеств, необходимых для действий сотрудника ОВД в повседневной жизни, а так же в экстремальной ситуации и боевых действиях, независимо от его специальности и звания или этапа профессионального становления [1].

В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений, которые описаны в учебных пособиях по физической подготовке. Но для этого необходимо соблюдение следующих требований при проведении занятий:

1) усложнение учебных задач, которые должен решить занимающийся при выполнении уже разученных упражнений;

2) приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения с элементами оправданного риска;

3) выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебно-боевой деятельности и экстремальных ситуаций;

4) овладение широким кругом навыков действий в экстремальных ситуациях.

Для воспитания и совершенствования волевых качеств может быть также применен ряд специально направленных упражнений и методических приемов. Так, например, можно, после предварительной подготовки места занятия, разрешать курсанту самому сделать выбор, каким образом преодолеть трудное и опасное препятствие, а также использовать следующие приемы, эффективные в воспитании волевых качеств:

- изменение условий, определяющих степень опасности и трудности упражнений (высота, скорость, пространственное положение, длительность, среда и другие);

- разъяснение задач тренировки при выполнении опасных упражнений;

- рациональная организация повторения упражнений при обязательном условии окончания тренировки только при условии успешного их выполнения.

Необходимые методические приемы должны использоваться в единстве, систематически, в соответствии с поставленными конкретными задачами психологической и физической подготовки.

Для формирования психической устойчивости курсантов можно использовать все формы физической подготовки. Остановимся на особенностях таких разделов программы по физической подготовке, как преодоление препятствий, легкая атлетика и ускоренные передвижения, рукопашный бой, которые, по нашему мнению, наиболее подходят для решения задач психологической подготовки курсантов [5].

Преодоление препятствий.

Для увеличения психической нагрузки рекомендуются следующие методические приемы: использование шумовых эффектов, преодоление отдельных препятствий и всей полосы препятствий в усложненных условиях: в дождь, снег, одного препятствия несколькими курсантами, встречное преодоление одного препятствия, с имитацией оружия, в условиях плохой видимости.

Особенно сильное нервно-психическое напряжение испытывают обучаемые при преодолении полосы препятствий после длительных физических нагрузок (бег по пересеченной местности на длинные дистанции). Такие занятия могут проводиться в плохих погодных условиях, от этого психологический эффект еще больше возрастает.

Легкая атлетика и ускоренное передвижение.

Основная задача легкой атлетики и ускоренного передвижения - воспитание выносливости, способность длительное время выполнять тяжелую работу, что, в свою очередь, приучает курсантов к выдержке, умению терпеть.

Кроссы необходимо проводить, изменяя длину дистанции, систематически в любых условиях: в дождь, жару, в холод, в средствах защиты. На младших курсах можно варьировать дистанцию в сторону уменьшения, но изменить условия подведения итогов соревнований.

Например, при проведении соревнований по кроссу место взвода определять по результату последнего участника группы, разрешать или не разрешать помощь друг другу. На старших курсах можно проводить кросс и в вечернее время, разрешать группе выбор маршрута с точки старта до точки финиша, проводить соревнования между младшими и старшими курсами на условиях гандикапа, наконец, устанавливать контрольное время прохождения дистанции и т.д.

Перспективным является использование в целях психологической подготовки курсантов проведение кроссов по разнообразной местности; прыжки через горизонтальные и вертикальные препятствия; пролезание через стенки, окна, заборы; метание разнообразных предметов; переноска раненого; преодоление элементов полосы препятствий.

Рукопашный бой.

Большое место для повышения психической устойчивости на занятиях по физической подготовке отводится рукопашному бою. Само по себе выполнение приемов рукопашного боя способствует психической закалке курсантов. Однако наибольший интерес представляет предельно возможное наращивание психологического воздействия на занятиях по рукопашному бою. Психологический эффект может достигаться при выполнении приемов в неожиданных ситуациях (в здании, в траншее, на лестничных пролетах, после прыжка в глубину, с хода, против нескольких противников), в различных условиях (на льду, на снегу, на траве, на асфальте), а также на фоне утомления [4].

Такая обстановка учит принимать решения и действовать в сложных условиях, в ограниченное время, и быть готовым к схватке с противником психологически.

Литература

1. Бутин, И. М. Лыжный спорт : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /

И. М. Бутин - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Динер, В. Л. Теория и методика физической культуры / В. Л. Динер. - Краснодар, 2001.

3. Кшевин, В. С. и др. Физическая подготовка : учебное пособие / В. С. Кшевин. - М. : ИМЦ

ГУК МВД России, 2003.

4. Кудряшов, В. В. Основы рукопашного боя: учебно-методическое пособие для препода-

вателей и студентов / В. В. Кудряшов. - Белгород, 1999.

5. Родионов, А В. Психологические основы тактической деятельности в спорте / А. В. Ро-

дионов // Теория и практика физической культуры. 1993.

6. Физическая культура студента : учебник / под. ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарика, 2000.

7. Улькин, В. Н. Физическая подготовка / В. Н. Улькин. - Минск, 1991.

References

1. Butin I.M. The Skiing: the Manual for students the high pedagogical of educational institutions.

- M.: Publishing centre «Academy», 2000.

2. Diner V.L. Theory and a physical training technique. - Krasnodar, 2001.

3. Kshevin V.S. and others. Physical preparation. the Manual.- M: IMC GUK of the Ministry of

Internal Affairs of Russia, 2003.

4. Kudryashov V.V The Bases hand-to-hand fight. the Manual for teachers and of students.-

Belgorod, 1999.

5. RodionovA.V. The Psychological of the bases to tactical activity in sport // Theory and a physical

training practice. 1993.

6. Physical training of the student: Textbook / Under the editorship of V.I. Iliinicha. - M.: Gardarika,

2000.

7. Ulikin V.N. Physical preparation. - Minsk, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.