Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Служебно-боевая подготовка
УДК-796
В. А. Золотенко*
Повышение качества профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России
В статье рассматриваются проблемы учебного процесса и перспективы совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России.
Ключевые слова: физическая подготовка, учебный процесс, успеваемость курсантов, качество обучения, мотивация к занятиям физическими упражнениями.
V.A. Zolotenko*. Improving the quality of professional-applied physical training in educational institutions of the ministry of the interior of Russia. The article deals with the problems of educational process and the perspective of improvement of physical training in higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia
Keywords: physical training, educational process, progress of the cadets, quality of education, motivation to physical training.
Актуальность исследования проблемы качества профессионально-прикладной физической подготовки специалистов в различных сферах трудовой деятельности обусловлена требованиями современного производства, повышением ритма, сложности и интенсивности труда, следствием чего является значительно большее напряжение умственных, психических и физических сил человека, повышение требований к культуре его труда. Профессионально-прикладная физическая подготовка способствует быстрому овладению и более качественному выполнению человеком трудовых действий, создает благоприятные предпосылки для проявления у него устойчивости и высокой работоспособности, профессиональной надежности, быстрой адаптации организма к неблагоприятным воздействиям внешних условий профессиональной деятельности, снижения заболеваемости и обеспечения профессионального долголетия работника.
Современный социальный заказ системе образования на качественную профессиональную подготовку работников правоохранительных органов, связанный со сложным и противоречивым характером процессов, происходящих в российском обществе и усилением криминогенной обстановки, диктует необходимость разработки и внедрения такой модели подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, которая наряду с формированием профессиональных знаний, умений и навыков обеспечивала бы их психофизиологическую и физическую подготовленность к профессиональной деятельности.
Именно поэтому повышение качества профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России в последние годы рассматривается как одно из приоритетных направлений.
Современная педагогическая наука утверждает (например, М.М. Поташник), что образование
1
признается качественным, если :
- учащийся обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (т.е. преподавателем учитываются его индивидуальные особенности);
- учитывается, какой ценой достигнуты те или иные показатели. То есть важно видеть отрицательные моменты и последствия образования.
Указанная формулировка применима так же и к качеству профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка — компонент целостного профессионального развития личности, составная часть общей культуры и физической подготовки курсантов и слушателей, неотъемлемая часть служебно-профессионального
* Золотенко Василий Анатольевич, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, мастер спорта России. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-68. E-mail: [email protected].
* Zolotenko, Vasily Anatolevich. Associate faculties of pedagogics of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the lieutenant colonel of militia, the master of sports of Russia Russia, 198206, St.-Petersburg, str. Pilot Piljutov, 1. Tel. (812) 744-70-68. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15 февраля 2011 года.
образовательного процесса, нацеленного на гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Функциональные особенности профессионально-прикладной физической подготовки, проявляющиеся в целенаправленном педагогическом процессе, выступают одним из факторов, обеспечивающих физический потенциал жизнедеятельности обучаемых. Физическое состояние зависит от многих факторов, ведущее место среди которых занимает здоровый образ жизни, предполагающий повседневную службу и учёбу, систематические занятия физическими упражнениями при правильной организации отдыха2.
Свои образовательные, воспитательные и развивающие функции профессионально-прикладная физическая подготовка наиболее полно осуществляет в рамках специализированной системы обучения, предусматривающей профилирование занятий применительно к профессиональной и служебнобоевой деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Повышение качества образовательного процесса в учебное и внеурочное время по физической подготовке курсантов в целях эффективного совершенствования их профессионально-прикладной физической подготовленности в значительной степени зависит от следующих условий: во-первых, количества учебных часов; во-вторых, материально-технического обеспечения учебного процесса; в-третьих, опыта и профессионализма профессорско-преподавательского состава; в-четвертых, стремления учащихся к совершенствованию и самосовершенствованию; в-пятых, наличия объективной информации о состоянии физической подготовленности учащегося и отношении его к данной дисциплине; в-шестых, выборе методов обучения, творческих подходов при обучении, различных тестов, измерений, оценок.
Как известно, для действенного влияния на процесс физической подготовки преподавателю необходимо знать, какого уровня развития основных профессионально-прикладных физических качеств должен достичь его обучаемый к тому или иному этапу обучения. Для объективного исследования уровня физической подготовленности и совершенствования профессиональноприкладных двигательных умений и навыков курсантов образовательных учреждений МВД России автор провел экспериментальную работу среди курсантов Белгородского юридического института МВД России. В этих же целях были обобщены результаты аналитических данных, полученных за период педагогической практики в должности преподавателя кафедры физической подготовки и боевых единоборств Белгородского юридического института МВД России в период с 1996 по 2008 гг.
В формирующем эксперименте приняли участие 98 курсантов, из них 83 мужчины, 15 женщин Белгородского юридического института МВД России набора 2006 г.: 24 человека — первая экспериментальная группа (ЭГ-1), 25 человек — вторая экспериментальная группа (ЭГ-2), 25 человек — первая контрольная (КГ-1) 24 человека — вторая контрольная (КГ-2) .
В ходе экспериментальной работы, направленной на повышение качества профессиональноприкладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, были выявлены следующие недостатки, мешающие физическому совершенствованию обучаемых.
1) Недостаточное количество практических занятий с курсантами (одно-два) в неделю. Однако опыт обучения свидетельствует, что качество успеваемости в значительной степени зависит от интенсивности занятий по физической подготовке, от их количества в недельном цикле, а также от интервала отдыха между ними. Многолетний опыт теории и практики физической подготовки показывает, что суммарная положительная интенсивность физической тренировки может быть достигнута только при проведении двух-трех занятий в неделю, что, к сожалению, не всегда предусматривается учебным планом.
2) Отсутствие творческого начала при организации занятий у отдельных преподавателей. Как показывает практика педагогической деятельности и экспериментальные исследования автора, без творческого подхода к обучению качество усвоения материала учащимися ниже на 15-20%
3) Нарушение ритма режима физического развития в ходе учебного процесса. Анализ профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов на разных этапах контроля убеждает в том, что обязательных занятий, предусмотренных учебной программой, явно недостаточно. Здесь видится большое поле деятельности для курсового звена и руководства факультетов по организации и проведении спортивно-массовых мероприятий (соревнования по видам спорта, прием зачетных нормативов, марш-броски и т.д.) и физкультурно-оздоровительных (утренняя физическая зарядка, массовые пробеги, пешие прогулки и т.д.) мероприятий.
4) Недостаточная психолого-педагогическая подготовленность начинающих преподавателей. Известно, что совмещение преподавателем педагогических и психологических воздействий не только на физическую природу человека (физические качества), но и одновременно и на развитие интеллектуализации этого процесса приводит к гармонизации развития целостной личности, способной эффективно решать профессиональные задачи.
5) Недостаточная оснащенность материально-технической базы кафедры для обеспечения учебных занятий. Исходя из требований, предъявляемых к материально-техническому оснащению теоретических, практических и контрольных занятий по физической подготовке, регламентированных приказами и другими нормативно-правовыми актами, необходим достаточно большой перечень спортивного оборудования.
6) Нерационально составленное расписание учебных занятий по физической подготовке учебных взводов разных курсов обучения со стороны отделов учебного управления, приводящее к нехватке помещений для проведения практических занятий по специальным темам (работа на борцовском ковре или боксерском ринге), что приводит к резкому снижению качества восприятия материала обучаемыми, ограничению возможности отработки специальных двигательных заданий, увеличению риска травматизма на занятиях.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011
Служебно-боевая подготовка
С учетом выявленных недостатков были проведены уточнения и корректировка деятельности преподавателей кафедры физической подготовки и боевых единоборств, инспекторов отдела учебного управления, офицеров курсовых звеньев по следующим направлениям.
1) Дополнительная работа с курсантами в неурочное время и во время их самоподготовки, что позволило более качественно овладевать материалом учебной программы по физической подготовке.
2) Периодический сбор преподавателей кафедры физической подготовки для повышения их педагогического мастерства и их психолого-педагогического уровня на занятия предметнометодической секции кафедры.
3) Проведение показательных и инструкторских занятий и личных бесед с командирами курсовых звеньев и тесное сотрудничество в сфере воспитания личного состава обучаемых во внеурочное время.
4) Увеличение количества открытых практических занятий у преподавателей кафедры физической подготовки для последующего вырабатывания общих методических рекомендаций проведения занятий, а также творческих подходов к ведению занятий. Посещение начинающими преподавателями занятий в школе педагогического мастерства.
5) Усиление работы в направлении материально-технического обеспечения занятий по физической подготовке как со стороны руководителей образовательного учреждения и кафедры физической подготовки, так и со стороны преподавателей кафедры.
6) При проведении совместных заседаний кафедры физической подготовки и инспекторов отдела учебного управления, посвященных подведению итогов рубежного контроля в конце каждого месяца, были высказаны пожелания преподавателей кафедры и ее руководством о более рациональном составлении расписания учебных занятий по физической подготовке в дальнейшем.
Но главное то что, при всех указанных недостатках важнейшее значение на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России при работе с курсантами имеет систематическая оценка их подготовленности (текущий, рубежный и итоговый контроль). Это является показателем критерия соответствия качественных характеристик подготовки курсантов по дисциплинам учебного плана, установленным значениям, формирование профессионально значимых компетенций и их соответствие требованиям профессионально-образовательной подготовке специалиста для правоохранительных органов3 .
Систематическая проверка и оценка открывает широкие возможности для отражения специальных задач физической подготовки: на зачёты и экзамены выносятся специальные упражнения и нормативы, установленные по годам обучения и способствующие объективной оценке физической подготовленности курсантов и слушателей. Индивидуальная оценка физической подготовленности курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России слагается из оценок, полученных ими за выполнение заданий на занятиях по различному перечню проходимых тем, контрольных упражнений, согласно рабочим программам для соответствующего года обучения.
Анализ результатов успеваемости курсантов экспериментальных групп на различных этапах контроля показывает, что общая физическая подготовленность курсантов и слушателей оценивается «хорошо», при этом на первых курсах при систематических занятиях наблюдается рост физической подготовленности на 15-20% и специальной профессионально-прикладной двигательной развитости на 10-20% за первый год обучения. На вторых и третьих курсах динамика растет в среднем еще на 1520% и выше, чем на последующих. Для подавляющего большинства курсантов первых трех курсов мотивация к занятиям физическими упражнениями, как правило, высока — они стремятся освоить новые двигательные умения и добиться хороших результатов в выполнении нормативов, предусмотренных учебными программами.
Основной проблемой на «младших курсах» является тема рабочей программы «бег на длинные дистанции» (1000 и, 3000 м, 5000 м) и упражнения специальной направленности на координацию движений (акробатические элементы, броски, болевые приемы). Несмотря на то, что посещаемость учебных занятий по физической подготовке высокая, отдельные курсанты и слушатели вынуждены часто пропускать занятия по болезни, в связи с нарядами или по другим объективным причинам, что не может не сказаться на их успеваемости. Так, наибольший показатель пропусков занятий отмечается на четвертых курсах, и как результат — снижение показателей успеваемости и проблемы в совершенствовании вариативности боевых приемов борьбы и других профессионально-прикладных двигательных действий. На четвёртых курсах определённые трудности вызывает тема «Преодоление полос препятствий». Достаточно стабильно высокий показатель положительных оценок наблюдается на выпускных курсах, но при этом прослеживается значительный спад уровня самостоятельных занятий во внеурочное время и посещения консультативных занятий проводимых кафедрой физической подготовки.
А ведь именно на этих курсах закрепляются профессионально важные физические и моральноволевые качества высококвалифицированного специалиста органов внутренних дел.
Таким образом, каждый семестр, год обучения необходимо рассматривать как определенный этап физической подготовки, а весь период профессиональной подготовки, состоящий из этапов, является процессом физического совершенствования и самосовершенствования. При этом на каждом обучающем этапе физической подготовки применяемые средства обучения должны обеспечить своевременное и комплексное воздействие на важнейшие физические качества.
Согласно исследованиям Ю.Ф. Подлипняка, В.В. Яншина, С.В. Клименко, В.Г. Колюхова, В.Н. Лаврова, А.П. Купцова, Г.С. Туманяна, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, С.М. Ашкинази, (1989, 1994), Г.А. Бурцева (1990), Н.Г. Цедом (1992), В.А. Торопова, в теории и практике физического воспитания и спорта в настоящее время установлены зависимости адаптационных реакций организма от конкретных
физических нагрузок: использование последних в виде тренировочных заданий или типовых занятий может гарантировать развитие необходимой физической подготовленности до нужного уровня4.
Принцип обучения систематичности и последовательности тренировочных нагрузок требуют необходимости системного чередования физических нагрузок и отдыха. Эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или слишком продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма и к срыву адаптации, перетренированности.
Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя положительные физиологические сдвиги. Таким образом, рациональной последовательностью дискретных тренировочных занятий создается непрерывность тренировочного процесса. Взаимодействие тренировочных эффектов, возникающих после выполнения нагрузок разносторонней направленности, может привести к усилению адаптационных изменений в организме, затормозить их или иметь нейтральный характер. При этом направленность и выраженность тренировочного эффекта определенной совокупности физических воздействий будет зависеть не только от их сочетания в одном занятии, но и от последовательности самих занятий в микроциклах тренировки.
Подводя итог, необходимо указать, что для поддержания и повышения уровня физической подготовленности курсантов, для совершенствования навыков выполнения боевых приемов борьбы и служебно-прикладных упражнений, входящих в учебную программу, необходимо:
— организовывать в каждом семестре дополнительные занятия-консультации с курсантами, либо неуспевающими, либо желающими совершенствовать свои умения и навыки;
— проводить учебные занятия комплексно (раздел специальной подготовки проводить в комплексе с разделом ОФП, и наоборот), что позволит более равномерно и последовательно планировать физическую нагрузку;
— создавать на занятиях по физической подготовке условия постоянного дефицита учебного времени, т.е. обеспечить высокую плотность учебного занятия для достижения максимально возможного структурно-энергетического разнообразия двигательной деятельности курсантов;
— индивидуально проверять и оценивать курсантов по каждой теме учебной программы;
— организовывать работу с курсантами и слушателями таким образом, чтобы содержание занятия способствовало повышению их мотивации к занятиям физическими упражнениями, особенно на выпускных курсах.
В завершение необходимо подчеркнуть, что, организовывая и проводя учебные занятия по физической подготовке для выработки и совершенствования профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, очень важно заинтересовать и убедить обучаемых в дальнейшем их самосовершенствовании. Поэтому педагог должен помогать обучаемому учиться действовать, способствовать тому, чтобы обучаемый на основе знаний о двигательном действии мог самостоятельно принимать решения и выполнять их.
Список литературы1
1. Горбатов, В. В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы. — СПб., 2006.
2. Груздев Г. И., Козловский Л. М. Проблемы учебного процесса по физической подготовке в вузах МВД России и меры направленные на повышение качества обучения / / Вестник Воронежского юридического института МВД России . — 2009. — № 1. — С. 51-53.
3. Ермолов, Е. М. К вопросу о новом качестве образования кадет : материалы научнометодической конференции «Новое качество образования: сущность понятия, способы и проблемы достижения в общеобразовательных военно-учебных заведениях». — СПб., 2006. — С. 3-5.
4. Куцевалов, С. Ë. К вопросу об оптимизации занятий по профессионально-прикладной физической подготовке : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы борьбы с преступностью». — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2005. — С. 41-42.
5. Мещерякова, Е. И. Критериальная оценка качества учебного процесса в ведомственном образовательном учреждении / / Вестник Воронежского института МВД России. — 2008. — № 3. — С. 52-53.
6. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 23 июля 1996 г. № 412 : приказ МВД РФ от 15 мая 2001 г. № 510.
7. Физическая культура и физическая подготовка : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С.Барчуков, Ю.Н.Назаров, С.С.Егоров и др.; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 431 с.
8. Физическая подготовка: учебное пособие / B.C. Кшевин [и др.]. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 288с.
9. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Literature
1. Gorbatov, V. V. Formation of physical readiness of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs in the course of mastering by fighting techniques to combat. — St. Petersburg, 2006.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Служебно-боевая подготовка
2. Gruzdev, G. I., Kozlovsky, A M. The problems of the educational process by physical training in high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia and measures aimed at improving the quality of education / / Bulletin of Voronezh Institute of Law Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2009. — № 1. — P. 51-53.
3. Ermolov, E. M. To a question about a new quality of education of cadets. Materials of scientifically-
methodical conference «New Quality of education: the essence of the concept, methods and problems of
achieving a comprehensive military educational institutions». — St. Petersburg, 2006. — P. 3-5.
4. Kutsevalov, S. L. To a question on optimization of employment of professional-applied physical preparation / / Materials of the All-Russia scientifically-practical conference «Modern problems of struggle against criminality». — Voronezh: The Voronezh institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005. P. 41-42.
5. Mescheriakova, E. I. Criterial estimation of the quality of the educational process at the departmental educational institution / / Bulletin of Voronezh Institute of Law Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2008.
- № 3. - P. 52-53.
6. About modification and additions in Manual on physical preparation of employees of the law-enforcement bodies, confirmed by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from July, 23rd, 1996 № 412: the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from May, 15th, 2001 № 510.
7. Physical education and physical training: a textbook for university students, cadets and students of educational institutions of higher education Ministry of Internal Affairs of Russia I.S. Barchukov, J.N. Nazarov, S.S. Egorov, and others / ed. VY. Kikot, I.S. Barchukov. — Moscow, 2007. — 431 p.
8. Physical training: a training manual. — Moscow, 2003. — 288 p.
9. Kholodov, Z. K., Kuznetsov, V. S. Theory and methodology of physical education and sport. — Moscow, 2001.
1 См. Ермолов Е.М. К вопросу о новом качестве образования кадет. / Материалы научно-методической конференции «Новое качество образования: сущность понятия, способы и проблемы достижения в общеобразовательных военно-учебных заведениях. / СПб., 2006. — С. 3-5.
2 Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С.Барчуков, Ю.Н.Назаров, С.С.Егоров и др.; под ред. В.Я Кикотя, И.С.Барчукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 431 с.
3 Мещерякова Е.И. Критериальная оценка качества учебного процесса в ведомственном образовательном учреждении/ Е.И. Мещерякова, В.Г. Бойцов // Вестник Воронежского института МВД России. — 2008. — № 3.— С. 52 — 53.
4 См. Груздев Г.И., Козловский А.М. Проблемы учебного процесса по физической подготовке в ВУЗах МВД России и меры направленные на повышение качества обучения. Вестник Воронежского юридического института МВД России № 1/ 2009. — С. 51 — 53
УДК 796.0
А.Ф. Кузнецов *, В.А. Торопов **
Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России: исторический аспект
В статье рассматриваются исторические аспекты становления и развития системы физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России, выявляются наиболее перспективные направления ее дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: физическая подготовка, физическая культура, образовательные учреждения МВД России.
A.F. Kuznetsov*, VA. Toropov**. Physical preparation in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia: historical aspect. In article historical aspects of formation and development of system of physical preparation in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered, the most perspective directions of its further perfection come to light.
Keywords: physical training, physical education, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
* Кузнецов, Анатолий Федорович, заместитель начальника кафедры, Омская академия МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 644092, г. Омск, пр. Комарова, 7. Тел. рабочий: (3812) 75-01-80 (доб.4-34), мобильный 8-913-966-31-58, e-mail: [email protected].
** Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. 198504, СПб, Ст. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 18, корп. 1, кв. 36. Тел.: д. 428-24-10; р. 730-23-09. E-mail: [email protected].
* Kuznetsov, Anatoly Fedorovich, the deputy chief of department, Federal public Educational Institution of Higher Vocational Education “The Omsk Akademy of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation”, Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. Address: Russia, 644092, Omsk, Komarova, 7. Ph.: (3812) 75-01-80 (4-34), mobile: 8-913-966-31-58. E-mail: [email protected].
** Toropov, Victor A. Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198504, St. Petersburg, Art. Peterhof, Botanicheskaya st., 18, bid. 1, Apt 36. Ph.: 428-24-10; 730-23-09. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 19 ноября 2010 года.