Научная статья на тему 'Основные аспекты физической подготовки в процессе обучения курсантов вузов МВД России'

Основные аспекты физической подготовки в процессе обучения курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ТРЕБОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / PHYSICAL TRAINING OF CADETS / INTEGRATED APPROACH / THE REQUIREMENTS OF OPERATIONAL ACTIVITY / THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND MENTAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремин Роман Владимирович

Обобщены руководящие документы, регламентирующие требования, организацию и условия реализации процесса физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Отражены базовые положения физической и психической готовности курсантов и слушателей к действиям в необычных условиях и ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF PHYSICAL TRAINING IN THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Generalized guidelines, regulatory requirements, organization and conditions of realization of the process of physical training in educational institutions of the Russian Interior Ministry. Reflected the basic provisions of the physical and mental readiness of cadets and students to act in unusual circumstances and situations

Текст научной работы на тему «Основные аспекты физической подготовки в процессе обучения курсантов вузов МВД России»

УДК 796.011.3

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Р.В. Еремин

Обобщены руководящие документы, регламентирующие требования, организацию и условия реализации процесса физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Отражены базовые положения физической и психической готовности курсантов и слушателей к действиям в необычных условиях и ситуациях.

Ключевые слова: физическая подготовка курсантов, комплексный подход, требования оперативно-служебной деятельности, формирование профессиональной и психической готовности.

В целях развития системы физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России в настоящее время в руководящие документы, регламентирующие ее, необходимо включить вопросы комплексных подходов в свете научных достижений последних лет о специальной направленности физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений к действиям в необычных, экстремальных условиях, в области физической подготовки и спорта.

В них сформулировать задачи, цели, средства, основные аспекты, методы и формы организации процесса физической подготовки, пути ее реализации и совершенствования.

Комплексный подход к физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России должен содержать основы, которые высоко и эффективно будут функционировать с учетом постоянно изменяющихся условий и требований практики профессиональной деятельности будущих и действующих сотрудников органов внутренних дел.

При обосновании требования оперативно-служебной деятельности к физической подготовленности курсантов и слушателей целесообразно:

1. Учитывать многие состояния сотрудников в ходе несения службы, особенно в экстремальных условиях и ситуациях предстоящей профессиональной деятельности обучаемых с учетом воздействия окружающей среды на организм сотрудников;

2. Определять требуемый уровень развития профессионально важных физических и психических качеств с учетом их взаимосвязи и с требованиями практики;

3. Учитывать аспект различных возрастных показателей физического состояния обучаемых.

В свете общих задач определить:

1. Воспитание значимости физической подготовки в профессиональной деятельности, а также потребности в постоянном поддержании физической формы и ее совершенствовании;

2. Овладение методическими и организационным умениями и знаниями по вопросам физической подготовки и спорта;

3. Совершенствование и поддержание на требуемом уровне основных физических качеств сотрудника (силы, выносливости, быстроты, ловкости и др.);

4. Формирование и совершенствование служебно-прикладных навыков в преследовании правонарушителя в различной местности.

Физическая подготовка должна обеспечить формирование профессиональной и психической готовности к выполнению оперативно -служебных задач в различных ситуациях.

В целях реализации специфических аспектов системы физической подготовки в процессе физического воспитания курсантов и слушателей необходимо использовать:

в прикладном аспекте:

1. формирование и совершенствование основных служебно -прикладных двигательных навыков и профессионально важных функциональных, двигательных и психических качеств;

2. с учетом особенностей служебной деятельности использование определенных физических упражнений;

3. создание моделей физических и психических нагрузок, характерных для различных подразделений органов внутренних дел;

4. использование методов физической тренировки, с чередованием нагрузки в процессе учебных занятий;

5. в ходе учебных занятий моделировать различные ситуации служебного характера;

6. за время обучения участие курсантов и слушателей в соревнованиях по различным служебно-прикладным видам спорта.

в комплексном аспекте:

1. одновременное решение нескольких общих и специальных задач физической подготовки;

2. использование оптимального количества комплексных практических занятий по физической подготовке;

3. использование всех форм физической подготовки и их взаимосвязь с элементами боевой и специальной подготовки;

в систематичном аспекте:

1. умелое планирование и поэтапное проведение физической подготовки;

2. грамотную последовательность и правильную методику использования различных средств в ходе обучения и регулярность занятий;

в оптимальном аспекте:

1. достижение определенного уровня функционального состояния организма и двигательной подготовленности курсантов и слушателей и поддержание их на требуемом уровне;

2. дифференциацию нормативных требований к уровню физической подготовленности обучающихся на различных этапах обучения;

3. определение конкретного оптимального количества проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в учебном году;

в конкретном аспекте:

1. учет кадрового обеспечения проведения занятий по физической подготовке; наличие учебной материально-технической базы и ее состояние;

2. изучение и учет социально-психологического климата в подразделении;

3. акцентирование внимания на индивидуальную физическую и психическую особенность курсантов и слушателей и их отношение к занятиям по физической подготовке и спорту.

В целях оптимальности средств физического совершенствования курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России целесообразно:

1. упражнениям на гимнастических снарядах и нестандартном оборудовании придать прикладную направленность;

2. одновременно с совершенствованием основных физических качеств и профессиональных двигательных действий формировать и совершенствовать профессионально важные психические качества;

3. наряду с оценкой за выполнение норматива в упражнениях из разделов физической подготовки ввести в практику оценку за овладение и выполнение профессиональных двигательных действий сотрудников органов внутренних дел в моделируемых условиях оперативно-служебной деятельности сотрудников различных подразделений;

4. определить содержание особенностей оперативно-служебной деятельности работников подразделений органов внутренних дел, научно обосновать, разработать, апробировать и создать специализированные полосы препятствий для каждой службы;

5. разработать в содержании физической подготовки базовую и специальную совокупность физических упражнений, обязательных для освоения обучаемыми курсантами (гимнастические упражнения на снарядах, комплексные силовые упражнения, комплексы утренней физической зарядки и т. д.);

6. организовывать и проводить в рамках спортивно-массовой работы с личным составом подразделений соревнования по служебно-прикладным видам спорта и видам единоборств.

В целях активизации процесса физического

самосовершенствования курсантов и слушателей целесообразно использовать целостную систему педагогических, организационных и агитационно-пропагандистских мер:

1. доведение до сведения обучающихся содержания физической подготовки, контрольных нормативов по ее разделам;

2. объявление содержания вариантов специализированных полос препятствий на каждом этапе обучения и оценочных нормативов;

3. оглашение требований служебно-профессиональной деятельности к уровню физической и психической подготовленности;

4. пропаганда самообразования в самостоятельных физических тренировках.

Проверка и оценка степени физической и психической готовности курсантов и слушателей к действиям в необычных условиях и ситуациях целесообразно осуществлять результатами их преодоления специальных полос препятствий.

В учебных планах образовательных учреждений МВД России, типовых и рабочих программах всех кафедр целесообразно предусмотреть взаимосвязь различных разделов учебных дисциплин, наиболее характерных в оперативно-служебной деятельности сотрудников в различных отделах и отделениях.

Таким образом, определяется содержание комплексных практических занятий. Они носят межкафедральный характер. В силу этого обстоятельства содержание таких занятий охватывает все стороны индивидуальной, профессиональной, в том числе и боевой, подготовки курсантов и слушателей.

Ученые в области профессионально-прикладной физической подготовки и физиологии спорта отмечают, что основным физиологическим механизмом формирования двигательного навыка является совокупность двигательных рефлексов.

Решая задачу, стоящую перед педагогами в процессе обучения курсантов по физической подготовке, на последнем этапе обучения, определить следующие цели: поддержание общей физической подготовленности на достигнутом уровне; совершенствование умений и навыков выполнения профессиональных двигательных действий в необычных условиях и ситуациях, определение наиболее эффективного решения; совершенствование устойчивых профессионально важных психических качеств; формирование умений и навыков прогнозировать возникновение ситуации, сообразно создавшимся условиям.

Список литературы

1. Алдошин А.В., Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Методика физической подготовки сотрудников ОВД с учетом особенностей служебно-боевой деятельности в условиях локальных конфликтов: учебн-метод. пособие / под ред. С.Н. Баркалов. Орел: ОрЮИ МВД России, 2012. 179 с.

2. Басистов Д.Г., Слободчикова Т.А. Особенности учебных занятий по физической подготовке с постоянным составом образовательных учреждений МВД России: практ. пособие. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2012. 40 с.

3. Калашников А.Ф. Физическая подготовка: курс лекций. Орел: ОрЮИ МВД России, 2005. 89 с.

4. Кузнецов А.Ф. Теория и технология формирования профессионально-профилированной физической культуры у курсантов образовательных учреждений МВД России: монография. Омск: ОмА МВД России, 2011. 244 с.

5. Физическая подготовка: учеб. пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 288 с.

Еремин Роман Владимирович, преп., [email protected], Россия. Орел, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова

PRINCIPLES OF PHYSICAL TRAINING IN THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

RV.Erymin

Generalized guidelines, regulatory requirements, organization and conditions of realization of the process of physical training in educational institutions of the Russian Interior Ministry. Reflected the basic provisions of the physical and mental readiness of cadets and students to act in unusual circumstances and situations.

Key words: physical training of cadets, integrated approach, the requirements of operational activity, the formation ofprofessional and mental preparedness.

Erymin Roman Vladimirovich, teacher, [email protected], Russia, Orel, Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named V.V. Lukyanov

УДК 796.413

УПРАЖНЕНИЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ БРЕВНЕ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ СТУДЕНТОВ

Н.В. Клочко

Статья посвящена поиску и экспериментальному обоснованию новых средств развития равновесия у юношей. В исследовании мы предполагали, что если использовать упражнения на гимнастическом бревне у студентов первого-второго курса, то показатели статического и динамического равновесия улучшатся.

Ключевые слова: динамическое и статическое равновесие, гимнастическое бревно, двигательные действия, упражнения, двигательно-координационные качества.

Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой двигательных действий [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.