4. Субетто, А. М. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания
высшего образования: грани государственной политики / науч. ред. В. В. Чекмарев. — М.: КГПУ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. —332 с.
Literature
1. Eryomin, V. P., Zakorin, N. D., Kob%ev, V. P., Makarov, N. V. Military Naval Education in Russia. — St. Petersburg, 2000. — 639 р.
2. Ovechkin, A. N, Begun, V. I., etc. Development of Scientific Planning Regarding Military Naval Education Conception in Conditions of Changing Political, Social, and Economic Background, the structure of human resources Navy requirements within the military reform period. A study performed for the Navy Scientific Military Society, Russian Federation Ministry of Defense. — Moscow, 2002. — 417 р.
3. Problems in Study of Education: Education, Learning, Health, and Quality / / Proceedings of the 5th scientific conference of the Department of Education / Ed. by A.V Dolmatov and A.I. Subetto. — St. Petersburg, 2002. — 139 р.
4. Subetto, A. I. Problems of Higher Education Fundamentalisation: Facets of State Policy // Ed. by V. V. Chekmaryov. — Moscow, 1995. — 332 р.
УДК 796.0
В. В. Горбатов*, С.В. Науменко**, В.А. Торопов***
Педагогическая система организации физического воспитания в образовательных учреждениях России. Социальные функции физической культуры и спорта
В статье рассматривается проблема повышения уровня физической подготовленности курсантов и слушателей, а также педагогическая система организации физического воспитания в образовательных учреждениях России, социальные функции физической культуры и спорта.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическое воспитание, функции физической культуры и спорта.
V.V. Gorbatov*, S.V. Naumenko**, V.A. Toropov***. Pedagogical system of the organization of physical training in educational institutors of Russia. Social functions of physical training
The problem of improving of the physical level has been rising of readiness of cadet and listeners and although pedagogical system of organization of physical education in training institutions of Russia, social functions of physical culture and sport.
Keywords: concepts of development of physical training and sports in the Russian Federation, pedagogical system of the organization of physical training, physical training and sports functions.
* Горбатов, Вадим Викторович, доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, полковник милиции. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Хлопина, д. 7, кор. 1, кв. 72. Тел.: д. 298-17-58
** Науменко, Станислав Васильевич, старший преподаватель кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, полковник милиции. Россия, 198329, Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 2, кор. 1, кв. 41. Тел.: 730-23-09.
*** Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Россия, 198504, Санкт-Петербург, Ст. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 18, корп. 1, кв. 36. Тел.: д. 428-24-10; р. 730-23-09, E-mail: [email protected].
* Gorbatov, Vadim V, assistant professor of physical education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences. Colonel of militia. Russia, 198206, St. Petersburg, ul. Khlopina, 7, Kor. 1, Apt. 72. Tel.: E 298-17-58.
** Naumenko, Stanislav V., a senior lecturer in physical education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences. Militia Colonel 198329, St. Petersburg, ul. Tambasova, 2, Cor. 1, Apt. 41. Tel.: 730-23-09.
*** Toropov, Victor A., Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. 198504, St. Petersburg, Art. Peterhof, st. Botanicheskaya, 18, bld. 1, Apt. 36. Tel.: 428-24-10 E p. 730-23-09, E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Педагогика
Вопросы сохранения и укрепления жизни и здоровья человека во все времена вызывали повышенный интерес ученых и практиков. Связано это с тем обстоятельством, что среди общечеловеческих ценностей здоровье всегда считали одним из первостепенных условий успешной деятельности человека. В Советском Союзе развитие физкультуры и спорта всегда являлось важной составной частью государственной, социально-экономической политики, а физическое воспитание подрастающего поколения воспринималось как один из важнейших показателей процветания нации.
С распадом Советского Союза в России произошли глобальные перемены. Изменение государственной идеологии в сторону индивидуально-личностного подхода, отказ от доминирования государственно-патриотического и коллективистского мировоззрения в сочетании с социальным разделением людей по имущественному признаку привели к нивелированию духовных идеалов молодежи и создали условия для проявления ряда неблагоприятных факторов в области физической культуры и спорта.Материалы социологических исследований говорят о том, что значительная часть опрашиваемых людей в возрасте 18 лет и старше не заботится о своем собственном физическом развитии и укреплении здоровья, не испытывает потребности в своем физическом совершенствовании.
В основе этого процесса лежат не только материальные, но и более глубокие причины. Одной из них является радикальное изменение отношения к проблеме физического воспитания молодежи со стороны государства, сформировавшаяся в обществе вокруг нее атмосфера безразличия и пассивности.
Вместе с тем отрицательный «кумулятивный» эффект, связанный с нынешней деградацией уровня физического развития молодежи, оказывает дестабилизирующее влияние на общество и безопасность государства. Так, по данным М.П. Бандакова, за последние десять лет состояние здоровья призывной молодежи снизилось в среднем на 20%, и сегодня каждый третий призывник освобождается по этой причине от службы в армии, а 70% имеют ограничения по службе. В современных условиях, когда такой процент молодежи имеет ограничения в состоянии здоровья, необходим новый подход к организации их физической подготовки, рассчитанный на научное обоснование и активное использование эффективных средств с учетом функциональных возможностей и физкультурно-спортивных интересов занимающихся.
Данные факты свидетельствуют о несоответствии уровня физической подготовленности молодого поколения современным требованиям, которые предъявляются различными видами профессиональной деятельности. Отмеченное выше обстоятельство определяет важность рассматриваемой проблемы и настоятельно требует поиска новых технологий физического воспитания гармонично развитой личности.
В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации указывается на необходимость дальнейшего совершенствования структуры управления физкультурно-спортивным движением в стране как на федеральном, так и на региональном уровнях [1]. В то же время формирование готовности учащейся молодежи к защите государственных интересов Отечества, службе в Вооруженных силах России, в органах внутренних дел приобрело характер актуальной педагогической проблемы, что послужило основанием для поиска более активных подходов в обучении.
Дидактические разработки, предназначенные для совершенствования технологии обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в новых социально-экономических условиях, пока еще не в полной мере отвечают требованиям подготовки сотрудников ОВД в условиях повышенной криминогенной обстановки и чаще всего направлены на решение узких конкретных задач. Реформа профессионального образования сотрудников ОВД потребовала использования различных педагогических технологий, позволяющих эффективно реализовывать интеллектуальный и физический потенциал обучающихся, осуществлять подготовку в соответствии с современными требованиями общества, активнее использовать в этом возможности научных и образовательных учреждений МВД России, представителей науки, общественных организаций, ветеранского движения [Р.Г. Нургалиев, 2005]1. На международном конгрессе «Современные технологии спорта высших достижений в системе профессиональной подготовки сотрудников силовых структур» (16-17 апреля 2007 г.) рассматривались такие вопросы, как2:
— пути адаптации современных технологий тренировки высококвалифицированных спортсменов в практику физической и специальной технико-тактической подготовки сотрудников силовых ведомств;
— психотехнологии в системе подготовки сотрудников силовых ведомств;
— проблемы медико-биологического и фармакологического сопровождения и подготовки к соревновательной и профессиональной деятельности.
События последнего времени подтверждают, что проблема совершенствования функционирования правоохранительных структур в условиях объявленной Российской Федерации войны со стороны международного терроризма и активизации организованной преступности в стране продолжает быть актуальной. В настоящее время Министерством внутренних дел Российской Федерации активно проводится работа по улучшению качества физической подготовки и укреплению здоровья рядового и начальствующего состава сотрудников органов внутренних дел. В этих целях совершенствуется нормативная правовая база и научно-методическое обеспечение физической подготовки, осуществляется переподготовка и повышение квалификации специалистов, регулярно проводятся чемпионаты МВД России по служебно-прикладным видам спорта [3, 4, 5].
В то же время характерными недостатками в организации физической подготовки в органах внутренних дел являются нерегулярное посещение занятий сотрудниками, невыполнение учебной программы, нарушение взаимосвязи между обучением и практической деятельностью, а также отсутствие должного контроля за обучением со стороны руководителей.
Особую озабоченность вызывает состояние учебной материальной базы для занятий физической подготовкой. Нередко из-за отсутствия учебной материальной базы сотрудники ОВД лишены возможности заниматься физическими упражнениями по месту службы, не могут улучшать свою физическую подготовленность и укреплять здоровье, отрабатывать навыки самозащиты и личной безопасности. В этой связи многие сотрудники имеют избыточный вес, вредные привычки, ведут малоподвижный образ жизни, что отрицательно сказывается на выполнении ими служебных обязанностей и ведет к увеличению потерь служебного времени, связанного с утратой трудоспособности по состоянию здоровья, физическому, моральному и психологическому переутомлению [2].
Такое положение дел свидетельствует о недооценке отдельными руководителями важности физической подготовки в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и уровня профессионального мастерства сотрудников. Анализ результатов оперативнослужебной деятельности, чрезвычайные происшествия, связанные с гибелью и ранениями сотрудников ОВД, свидетельствуют о том, что физическая подготовленность рядового и начальствующего состава органов внутренних дел еще не отвечают предъявляемым требованиям.
Многие сотрудники не имеют устойчивых навыков силового пресечения противоправных действий и не могут эффективно применять физическую силу, боевые приемы борьбы для защиты законных интересов граждан от общественно опасных посягательств, неумело действуют в экстремальных ситуациях. Нередко при задержании правонарушителей они проявляют беспомощность, оказываются не способными противостоять преступникам и уступают им в единоборствах. Одной из основных причин такого положения дел является низкий уровень подготовленности сотрудников ОВД. В последнее время остро встал вопрос о необходимости подбора таких средств и методов в организации процесса обучения сотрудников ОВД, которые смогли бы обеспечить высокий уровень как физической, так и морально-психологической подготовленности в их служебно-профессиональной деятельности.
В процессе исследований, проведенных специалистами физической культуры [Торопов В.А., Таймазов В.А., Щеголев В.А. и др. 2002-2005], разработана и научно обоснована педагогическая система организации физического воспитания студентов в образовательных учреждениях России, определены основные пути ее дальнейшего совершенствования3. Под педагогической системой организации физического воспитания обучаемых понимается комплекс взаимосвязанных компонентов, определяющих построение, содержание и функционирование процесса обучения, направленного на достижение цели и задач физического совершенствования обучаемых. Требования к уровню освоения содержания курса по физической подготовке включают целевой, концептуальный, функциональный, содержательный, процессуальный и оценочно— аналитический компоненты.
Целевой компонент направлен на формирование физической культуры личности с обязательным использованием упражнений для развития физических способностей, прикладных и двигательных навыков. Концептуальный компонент заключается в том, чтобы содержание физического воспитания соответствовало формированию физической готовности личности к производительному труду и защите Родины. Функциональный компонент направлен на качественное выполнение задач физического воспитания. Содержательный компонент включает в себя теоретический, практический и воспитательный разделы. Теоретические знания являются основой для трансформации сознания личности обучаемых и определяют уровень их потребности в двигательной активности. Практический раздел включает физические упражнения как основное и специфическое средство формирования физической культуры личности. Воспитание в процессе занятий по физической подготовке предусматривает патриотическое, нравственное и правовое воспитание, а также эстетическое воспитание в сфере физической подготовки. Процессуальный компонент отражает учебно-тренировочный процесс с использованием упражнений для целенаправленного развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков в процессе форм физического воспитания, где основными элементами педагогической системы организации являются теоретическая, практическая и воспитательная направленность учащихся. Взаимосвязь таких элементов в целом направлена на формирование индивидуальной культуры личности, его физической готовности. Оценочно-аналитический компонент обеспечивает оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний, умений и навыков, о состоянии динамики физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовке каждого обучаемого.
Следовательно, под педагогической системой физического воспитания понимается направление научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем [Ю.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, 1973, 1976; В.Г. Афанасьев, 1973, 1980; В.П. Кузьмин, 1976; Н.И. Пономарев, 1976; Н.А. Пономарев, 1979; М.С. Каган, 1991, 1996, и др.]. Системный подход позволяет изучать процесс формирования физической культуры обучаемых как целостную систему, рассматривая ее в постоянном изменении и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Педагогика
развитии, а также в тесном взаимодействии формирования у обучаемых специальных приемов и действий, жизненно важных прикладных навыков с другими педагогическими правовыми системами, выявляя и изучая противоречия как источник развития указанной системы, определяя ведущие тенденции физического воспитания, отражая психолого-педагогические закономерности формирования у обучаемых двигательной деятельности, обусловливающей эффективность индивидуальных действий курсантов, как непосредственного исполнителя решения образовательных и воспитательных задач.
Физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества. Они выполняют ряд важных социальных функций.
Функции физической культуры: подготовка людей к высокопроизводительному труду и защите Родины; воспитание всесторонней и гармонично развитой личности; сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование; укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами; физическая культура — составная часть обучения и воспитания в вузах.
Эти функции совпадают с функциями физической подготовки сотрудников ОВД, которая дополнительно включает основную функцию —специальной направленности. Концептуально она заключается в следующем: содержание физической подготовки сотрудников должно соответствовать их практической деятельности при выполнении оперативно— служебных задач.
Функции спорта
Во-первых, спорт для человека прежде всего средство отражения окружающего мира, а потому и средство познания этого мира, и средство познания самого себя. Спорт отражает реальные и жизненные ценности и связан с определенными общественными системами.
Во-вторых, спорт и физическая культура — это накрепко спаянные друг с другом две социальные подсистемы. Без зрелищного спорта физическое воспитание, физическая культура, физическая подготовка никогда бы не стали общенародной потребностью. Желание стать Анатолием Алябьевым, Николаем Валуевым, Александром Карелиным, Александром и Павлом Буре, Евгением Плющенко, Александром Кержаковым, Андреем Аршавиным, Марией Шараповой, Ириной Слуцкой, Ларисой Лазутиной, Светланой Хоркиной, Еленой Исимбаевой влечет многих людей в спортивные залы, на стадионы, беговые дорожки, побуждает молодежь регулярно тренироваться. Эффективное воздействие спорта на массы заключается в том, что все больше граждан заинтересовываются физической культурой и участвуют в спортивной деятельности. Эту взаимосвязь понял в свое время основатель современных олимпийских игр Пьер де Кубертэн. В своих «Олимпийских воспоминаниях» он пишет: «Для того чтобы сотня воспитывала свое тело, необходимо чтобы пятьдесят занимались спортом, а для того чтобы пятьдесят занимались спортом, необходимо, чтобы двадцать специализировались; но для того чтобы двадцать занимались специализацией, необходимо, чтобы пять были способны к наивысшим результатам».
В-третъих, спорт помогает на высоком уровне организовать свободное время. Еще К. Маркс называл свободное время капиталом общества. И правильное использование этого капитала способствует развитию общества, определяет его качественное состояние на определенном этапе. Изучив спортивные достижения государства и место, которое оно занимает в итоговой таблице международных соревнований, можно судить о его уровнях материальной, социально-политической и духовной жизни. Спорт не только предоставляет возможность активно и самостоятельно совершенствоваться молодым людям в процессе тренировок и участия в соревнованиях. Он также имеет большой круг поклонников различного возраста. Спортивные соревнования вызывают у них эмоциональные и интеллектуальные реакции, побуждают более сознательно участвовать в этой форме общественного развлечения.
В-четвертых, спорт способствует распространению идей дружбы и мира между народами, а также укрепляет престиж государства. Спорт укрепляет чувство единства и сплоченности, радости по поводу успехов других членов сообщества, дает оптимизм и веру в достижение наивысших результатов. Высшие спортивные достижения оцениваются во всем мире как выражение способности народа и страны к культурным достижениям, выдающимся спортивным результатам и образу поведения, воплощающему идеи олимпийского спорта, мира.
В заключение необходимо подчеркнуть, что вышеизложенный материал предназначен для использования в качестве пропаганды физической культуры и спорта среди курсантов и слушателей и повышения их уровня физической подготовленности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / / Российская газета. — Федеральный выпуск № 4539. — 2007. — 8 декабря.
2. Приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510 «О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г. № 412».
3. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России. — М.: ЦОКР МВД России, 2007.
4. Кикотъ, В. Я., Барчуков, М. С. Физическая культура и физическая подготовка : учебник. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 431 с.
5. Торопов, В. À. Физическая подготовка : учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. — 311с.
Literature
1. The federal law from December, 4-th, 2007 № 329 «About physical training and sports in the Russian Federation» // Rossijskaja gazeta. — Federal release № 4539 from December, 8-th, 2007.
2. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from May, 15-th, 2001 № 510 «About modification and additions in Manual on physical preparation of employees of the law — enforcement bodies, confirmed by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from July, 29-th, 1996 № 412».
3. The approximate program of a subject matter «Physical preparation» for educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — Moscow, 2007.
4. Kikot, V. JA, Barchukov, I. Physical training and physical preparation. — Moscow, 2009. — 431 p.
5. Toropov, V. A. Physical preparation. — St.-Petersburg, 2008. — 31l p.
1 Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД РФ № 1/5758 от 23.08.2005 г.
2 Материалы Международного научного конгресса «Современные технологии спорта высших достижений в системе профессиональной подготовки сотрудников силовых структур» 16-17 апреля г. Минск.
3 «Торопов В.А. Физическая подготовка: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. С. 12-14.
УДК 355.51 Н.Н. Исаева*
Психолого-педагогическая культура офицеров и ее воспитательное значение в решении задач психологической совместимости подчиненных
В статье предпринята попытка раскрыть необходимость совершенствования психологопедагогической культуры офицеров как важнейшего фактора формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: психолого-педагогическая культура, формирование, психологическая совместимость, педагогические условия.
N.N. Isayeva*. Perfection of psychology-pedagogical culture of officers and her educational value in the decision of problems of psychological compatibility of subordinates.
In article the attempt is undertaken to open necessity of perfection of psychology-pedagogical culture of officers as the major factor of formation psychological military men in divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: psychology-pedagogical culture, formation, psychological compatibility, pedagogical conditions.
Совершенствование психолого-педагогической культуры различных категорий командиров и начальников, офицеров было всегда в центре внимания военно-педагогической науки. К проблеме воспитания подчиненных неоднократно обращались такие известные полководцы, как Петр I, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, М.Д. Скобелев, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и др. В своих работах они отмечали, что во многом от командира-воспитателя зависит успех в служебной и боевой деятельности. Войсковая практика подтверждает, что проведение эффективной воспитательной работы с подчиненными с целью повышения качества служебно-боевой деятельности невозможно, если офицеры не обладают необходимым уровнем психолого-педагогической культуры.
В современных условиях усложнения задач, решаемых внутренними войсками, да еще когда требуется в короткие сроки, т.к. военнослужащие по призыву проходят службу за один год, сформировать и развить у подчиненных необходимые для успешного выполнения служебно-боевых
* Исаева, Наталья Николаевна, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии, адъюнкт. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, старший лейтенант. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. (812) 730-16-10. E-mail: [email protected]. Научный руководитель профессор В.Я. Слепов.
* Isayeva, Natalia Nikolayevna, the teacher of faculty of military pedagogics and psychology of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, senior lieutenant. Russia, 198092, St.-Petersburg, Piljutova, 1.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010