Научная статья на тему 'Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России: исторический аспект'

Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1526
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович, Торопов Виктор Алексеевич

В статье рассматриваются исторические аспекты становления и развития системы физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России, выявляются наиболее перспективные направления ее дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович, Торопов Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical preparation in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia: historical aspect

In article historical aspects of formation and development of system of physical preparation in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered, the most perspective directions of its further perfection come to light.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России: исторический аспект»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

2. Gruzçlev, G. I., Kozlovsky, A M. The problems of the educational process by physical training in high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia and measures aimed at improving the quality of education / / Bulletin of Voronezh Institute of Law Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2009. — № 1. — P. 51-53.

3. Ermolov, E. M. To a question about a new quality of education of cadets. Materials of scientifically-

methodical conference «New Quality of education: the essence of the concept, methods and problems of

achieving a comprehensive military educational institutions». — St. Petersburg, 2006. — P. 3-5.

4. Kutsevalov, S. L.. To a question on optimization of employment of professional-applied physical preparation / / Materials of the All-Russia scientifically-practical conference «Modern problems of struggle against criminality». — Voronezh: The Voronezh institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005. P. 41-42.

5. Mescheriakova, E. I. Criterial estimation of the quality of the educational process at the departmental educational institution / / Bulletin of Voronezh Institute of Law Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2008.

- № 3. - P. 52-53.

6. About modification and additions in Manual on physical preparation of employees of the law-enforcement bodies, confirmed by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from July, 23rd, 1996 № 412: the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from May, 15th, 2001 № 510.

7. Physical education and physical training: a textbook for university students, cadets and students of educational institutions of higher education Ministry of Internal Affairs of Russia I.S. Barchukov, J.N. Nazarov, S.S. Egorov, and others / ed. VY. Kikot, I.S. Barchukov. — Moscow, 2007. — 431 p.

8. Physical training: a training manual. — Moscow, 2003. — 288 p.

9. Kholodov, Z. K., Kuznetsov, V. S. Theory and methodology of physical education and sport. — Moscow, 2001.

1 См. Ермолов E.M. К вопросу о новом качестве образования кадет. / Материалы научно-методической конференции «Новое качество образования: сущность понятия, способы и проблемы достижения в общеобразовательных военно-учебных заведениях. / СПб., 2006. — С. 3-5.

2 Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С.Барчуков, Ю.Н.Назаров, С.С.Егоров и др.; под ред. В.Я Кикотя, И.С.Барчукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 431 с.

3 Мещерякова Е.И. Критериальная оценка качества учебного процесса в ведомственном образовательном учреждении/ Е.И. Мещерякова, В.Г. Бойцов // Вестник Воронежского института МВД России. — 2008. — № 3.— С. 52 — 53.

4 См. Груздев Г.И., Козловский А.М. Проблемы учебного процесса по физической подготовке в ВУЗах МВД России и меры направленные на повышение качества обучения. Вестник Воронежского юридического института МВД России № 1/ 2009. — С. 51 — 53

УДК 796.0

А.Ф. Кузнецов *, В.А. Торопов **

Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России: исторический аспект

В статье рассматриваются исторические аспекты становления и развития системы физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России, выявляются наиболее перспективные направления ее дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая культура, образовательные учреждения МВД России.

A.F. Kuznetsov*, VA. Toropov**. Physical preparation in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia: historical aspect. In article historical aspects of formation and development of system of physical preparation in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered, the most perspective directions of its further perfection come to light.

Keywords: physical training, physical education, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

* Кузнецов, Анатолий Федорович, заместитель начальника кафедры, Омская академия МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 644092, г. Омск, пр. Комарова, 7. Тел. рабочий: (3812) 75-01-80 (доб.4-34), мобильный 8-913-966-31-58, e-mail: [email protected].

** Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. 198504, СПб, Ст. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 18, корп. 1, кв. 36. Тел.: д. 428-24-10; р. 730-23-09. E-mail: [email protected].

* Kuznetsov, Anatoly Fedorovich, the deputy chief of department, Federal public Educational Institution of Higher Vocational Education “The Omsk Akademy of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation”, Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. Address: Russia, 644092, Omsk, Komarova, 7. Ph.: (3812) 75-01-80 (4-34), mobile: 8-913-966-31-58. E-mail: [email protected].

** Toropov, Victor A. Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198504, St. Petersburg, Art. Peterhof, Botanicheskaya st., 18, bid. 1, Apt 36. Ph.: 428-24-10; 730-23-09. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 19 ноября 2010 года.

В системе профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России важное место принадлежит физической подготовке, которая одновременно является одним из основных предметов обучения, обязательным элементом распорядка дня вуза, неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава, действенным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Однако уровень физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России часто отстает от запросов правоохранительной практики, недооцениваются возможности науки в проведении всестороннего анализа и прогнозирования наиболее перспективных направлений совершенствования физической подготовки, поиска путей повышения ее результативности.

В этой связи особую значимость приобретает аспект, который совершенно недостаточно освещен в научных исследованиях, а именно — история становления и развития системы физического воспитания в вузах МВД. Научный и практический интерес представляют исследования этапов формирования системы физической подготовки, принципов ее функционирования, технологий учебного процесса, планирования и контроля качества обучения, проблемы развития научной и материальной базы учебных заведений. Важным является и выявление исторических закономерностей развития физической подготовки в вузах МВД.

Помимо малой исследованности проблемы, ее сложность определяет еще и то, что по своей сущности система физической подготовки является элементом двух социальных систем более высокого уровня: системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и системы физического воспитания населения, закономерности развития которых сами детерминированы различными, далеко не всегда совпадающими факторами. Для выявления современных тенденций развития физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России представляется целесообразным рассмотреть, как эта система зарождалась, под влиянием каких условий и факторов развивалась, чем определяются направления ее совершенствования в настоящее время.

Первым образовательным учреждением профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации принято считать курсы ВЦИК при НКВД для руководителей подразделений НКВД и милиции1 (январь 1919 г., Москва).

Здесь впервые появилась примерная программа. Учитывались политическая обстановка и условия военного времени: проводилась ежедневная 2-часовая военная подготовка, определялась главная задача курсов — дать обучающимся «элементарное коммунистическое образование»2. Программа состояла из двух частей: теоретической (78 часов) и практической (126 часов). В основе обучения лежал метод, который сегодня можно назвать проблемным: поощрялась «самодеятельность слушателей путем вопросов со стороны обучаемых, записи лекций и бесед с преподавателями»3.

3 апреля 1919 г. в соответствии с Декретом ВЦИК милиция была милитаризирована, для нее ввели военную дисциплину и обязательное военное обучение. На основании резолюции III Всероссийского съезда заведующих отделами управления исполкомов (29-31 января 1920 г.), было принято решение об организации курсов по подготовке в милицию по всей стране4.

Продолжительность обучения на таких курсах составляла от 2 до 8 месяцев и на них обучалось от 30 до 200 человек. В разработке программ обучения губернские управления милиции руководствовались приказом Наркомата по военным делам от 27 апреля 1918 г. «Об обязательном обучении военному искусству»5, решением Реввоенсовета от 24 декабря 1918 г. «О всеобщем военном обучении», декретом Советского правительства от 3 апреля 1919 г. «О советской рабоче-крестьянской милиции», который вводил в милиции «обязательное обучение военному искусству, знание уставов и постановлений, принятых для Красной Армии», и приказом НКВД от 15 апреля 1919 г, который требовал «обучать милицию преимущественно как пехоту»6. Стремление учесть в подготовке требования всех указанных документов зачастую приводило к ситуации, когда военному делу уделяли слишком много внимания и наблюдался «...перегиб в сторону уставов военных и строевых»7.

Первыми актами, внесшими единообразие в систему подготовки кадров, были приказ Главного управления милиции НКВД РСФСР от 17 апреля 1921 г. № 69, которым «был положен твердый фундамент для дальнейшего развития сети школ»8, а также Положение и Программа курсов командного состава при губернских и областных управлениях милиции9, утвержденные начальником милиции Республики 15 апреля 1921 г., и Временное положение о высших милицейских курсах, утвержденное 9 декабря 1921 г. Считается, что с принятием этих документов этап становления милицейской школы был завершен, и началось ее развитие [1].

Цель обучения состояла в подготовке лиц, «.способных продвинуться на высшие командные должности»10 . Курс был рассчитан на один год и делился на две части: теоретическую, включающую общеобразовательные и специальные предметы, и практическую, с изучением воинских уставов, уставов милицейской службы для милиции и строя. Учебный план утверждался Главполитпросветом и начальником милиции РСФСР. Учебный год делился на три семестра (каждый 4 месяца). Первые два семестра с нагрузкой 48 часов в неделю изучались общеобразовательные, специальные и военные предметы. На общеобразовательные предметы (русский язык, математика, физика, география, природоведение, история, политчасть, основы Советской Конституции) отводилось 19 часов, на специальные (административные и гражданские органы, органы охраны, служба милиции, делопроизводство в милиции, судебная медицина, гигиена и скорая помощь) — 9, на военные (военная администрация, военные уставы, стрелковое дело, топография, пулеметное дело, строй, гимнастика и спортивные упражнения) — 14 часов.

В результате принятых решений в 1921 г. сеть школ и курсов охватывает профессиональной подготовкой все категории милицейских работников, и создаются условия для специализации этой подготовки. Содержание обучения определяется политической обстановкой и нуждами военного времени. Физическая подготовка в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

это время входит в военную подготовку в качестве одной или нескольких тем. В гражданских вузах физкультура и спорт в этот период реализуются исключительно в форме внеурочной работы.

В конце 1922 г. система профессиональной подготовки подверглась реорганизации. Согласно приказу ГУМ НКВД РСФСР от 15 ноября 1922 г., высшие курсы комсостава милиции были переименованы в школы среднего комсостава. Учебным планом11 устанавливался 2-летний срок обучения, изучались общеобразовательные и специальные дисциплины, а также цикл военных наук, который включал гимнастику, спорт и способы самозащиты. Всего на физическую подготовку приходилось до 12% времени. Процесс обучения носил ярко выраженный военно-прикладный характер.

Представление о физической подготовке курсантов дает «Краткая инструкция по физическому воспитанию для ВУЗ 1923 г.» [2]. Разделы обязательного курса составляют преодоление препятствий, борьба, военно-прикладная гимнастика (подготовительные упражнения, упоры и висы, лазание, прыжки, переноска, ползание, метания), втягивание в марш и бег, владение холодным оружием (штык, эспадрон), стрельба, лыжи, плавание, игры. Интересны нормативы, по которым экзаменовались курсанты (табл.1).

Таблица 1

Упражнения и нормативы программы 1923 года

Упражнения программы Нормативы программы

отлично хорошо удовлетв.

Бег 100 м со старта лежа с винтовкой и подсумком (сек) 17,0 18,0 20,0

Лазание по канату в полном походном снаряжении (м) 8 6 4

Лыжная гонка 5 км в полном походном снаряжении (мин) 25.00 27.00 30.00

В этот же период вопросы физического воспитания становятся предметом пристального внимания руководства страны. Постановление ЦК РКП(б) 1925 г. рекомендует ввести физкультуру в учебные планы вузов, ставит перед медицинскими и педагогическими вузами задачу подготовки специалистов в области физкультуры, в 1928 г. заслушивается сообщение Наркома просвещения о постановке физического воспитания в вузах и техникумах. Положительные результаты нарастают медленно, поэтому постановлением ЦК ВКП(б) от 16 октября 1929 г. состояние дел признается неудовлетворительным и возникает необходимость усилить работу. Разрабатывается комплекс ГТО, который на долгие годы становится нормативной основой всей государственной системы физического воспитания.

3 апреля 1930 г. постановлением Президиума ЦИК СССР физкультура вводится в учебные планы всех высших учебных заведений. Для решения организационных и методических вопросов Научно-методический комитет ВСФК проводит в 1930 г. в Москве сессию, целиком посвященную физкультуре в высших учебных заведениях, разрабатывает ряд директивных указаний и учебных планов по физкультуре для всех типов учебных заведений, издает их в виде сборника официальных распоряжений и методических указаний. Программа для вузов 1931 г. — первая программа, дающая установки развертывания работы на основе комплекса ГТО во всех вузах страны независимо от их ведомственной принадлежности. На занятия отводится 135 часов на 3-х курсах (по 45 часов на курс). В 1939/40 учебном году объем учебного времени на обязательные занятия по физической культуре в институтах увеличивается до 80 часов на каждом курсе обучения [3].

Система профессионального образования в органах внутренних дел в этот период переживала существенные трудности. Актуальной проблемой стала высокая текучесть кадров (только за 1939 г. из милиции было уволено около 20% сотрудников). При этом общая численность милиции постоянно увеличивалась (с 1927 по 1941 гг. — в 5,5 раз и составила более 227 тыс. человек). В этих условиях, когда 25,2% служили в милиции менее года, а 60,9% считались молодыми по стажу, низкий уровень профессиональной подготовки стал объективным фактором12 .

Стремление увеличить число лиц со специальным образованием породило беспрецедентную волну сокращения сроков обучения. В школах среднего начсостава срок обучения был сокращен с двух лет в начале 1930 г. до одного года в конце 1930 г., а затем до 5,5 месяцев в 1931 г. Организационные преобразования коснулись и высших школ милиции. Если в 1930/31 учебном году программа была рассчитана на два года обучения, то в 1931/32 учебном году срок обучения был сокращен до одного года. Учебный процесс по физической подготовке организовывался на основе руководств по физическим упражнениям в РККА и упражнениям комплекса ГТО [4]. Высокого качества обучения в этих условиях достичь не удалось. В отчетах отмечается, что уровень подготовленности сотрудников низок, «обучение личного состава приемам самозащиты и нападения проходит неудовлетворительно»13.

Методические документы преподавателя того времени [4] дают представление о содержании и организации занятий (табл. 2).

Для устранения недостатков была организована система дополнительного обучения. В декабре 1933 г. начали работу курсы подготовки младших инструкторов по САМ (самозащите и нападению без оружия)14. Программа была рассчитана на 104 учебных часа: 48 часов отводилось на САМ, 20 — на политические предметы, 20 — на военные, 10 — на санитарию и гигиену, 5 — на физкультуру и спорт в РКМ. Однако система обязательных занятий по-прежнему имела не служебную, а военно-прикладную направленность.

Великая Отечественная война потребовала изменения характера и содержания работы всех государственных органов, в т.ч. и органов внутренних дел. Обязанности милиции значительно расширились. На нее дополнительно легли борьба с дезертирством, мародерством, паникерами, распространителями

Таблица 2

Методические инструкции по физической подготовке на 1-й и 2-й семестры 1934 года

Занятия Упражнения для изучения

Занятие 1 1. Построение для зарядки 2. Упражнения ГТО (первые 5 упражнений) 3. Бег, ходьба

Занятие 2 1. Построение для зарядки 2. Упражнения ГТО (последние 5 упражнений) 3. Бег, ходьба

Занятие 3 1. Построение для зарядки 2. Упражнения ГТО (10 упражнений) 3. Бег, ходьба

Занятие 4 1. Переноска раненого (способы) 2. Ходьба и бег в противогазе 3. Метание гранат

Занятие 5 1. Встречные эстафеты 50-100 м 2. Эстафета по кругу 3. Разучивание низкого старта и рывки 30-40 м

провокационных слухов, очистка городов и оборонно-хозяйственных пунктов от преступных элементов, оказание помощи органам НКВД. Уже на четвертый день войны, 26 июня 1941 г., был издан приказ Народного комиссариата внутренних дел СССР «О перестройке работы учебных заведений НКВД РСФСР на период военного времени». В соответствии с приказом ряд учебных заведений, находившихся в европейской части России, расформировывался, личный состав призывался в действующую армию. Вся деятельность школ милиции была перестроена в соответствии с главной задачей военного времени — ускоренной подготовкой сотрудников органов внутренних дел. 2-летний срок обучения был сокращен до 9 месяцев. Изменились и требования: курсанты, окончившие учебные заведения, были должны владеть не только методами оперативной работы, но и тактикой современного боя. Содержание учебы приобрело специфику военного времени. Были Разработаны специальные программы по тактико-боевой подготовке,

15

противохимической подготовке, светомаскировке, организованы занятия по использованию противогазов15.

За годы войны милиция потеряла многих своих сотрудников. К концу 1945 г. ее органы имели некомплект кадров от 7 до 50%. В то же время приказ НКВД СССР от 17 января 1946 г. нацеливал на усиление борьбы с преступностью за счет повышения качества оперативной работы, которое, к сожалению, оставляло желать лучшего. Люди, пришедшие на работу в милицию, в большинстве своем имели лишь опыт военной службы, не обладали специальными знаниями и профессиональными навыками, число имеющих специальное образование составляло около 10%. В то же время только с 1946 по 1951 гг. ряды милиции пополнились за счет комсомольских и партийных мобилизаций более чем на 15 тыс. человек. Поэтому вопрос качества профессионального милицейского образования снова стал актуальным.

В октябре 1949 г. милиция была передана в ведение Министерства государственной безопасности СССР16. В процессе приема-передачи школ милиции в целях улучшения организации учебного процесса количество предметов было сокращено с 30 до 18; в штаты ввели преподавателей-методистов для руководства методической работой всех преподавателей. Учебный план учитывал возросшие требования к повышению уровня специальных знаний. На специальные дисциплины отводилось 45,7% учебного времени, на юридические — 11,0%, на политическую, военную и физическую подготовку — 23,4%, на общеобразовательные предметы — 19,9%.

В марте 1953 г. произошло объединение МГБ и МВД СССР в один орган — Министерство внутренних дел. Одновременно подвергалась реформированию вся система образования в СССР, включая школьное, среднее специальное и высшее образование.

Милицейская школа в этот период развивалась согласно установленному государственному курсу: в 1954 г. учебные заведения, готовившие кадры для милиции, были переведены на полное государственное обеспечение на равных правах с военными учебными заведениями, в новых учебных планах учитывалась специфика обучения, учебные часы перераспределялись в пользу юридических и специальных дисциплин, на которые отводилось 32 и 44% учебного времени соответственно. На историю КПСС, политэкономию и политико-воспитательную работу теперь приходилось 10% учебного времени, столько же на военную подготовку и физкультуру.

Физическая подготовка в тот период рассматривалась как неотъемлемая часть воспитания, имеющая целью содействие развитию и совершенствованию физических, морально-волевых и профессиональных навыков сотрудников органов охраны общественного порядка, необходимых для выполнения ими служебно-оперативных задач. На нее отводилось по 96 часов в год. В содержание занятий входили спортивные игры, легкая атлетика, ускоренное передвижение, самбо, плавание, гимнастика, лыжная подготовка. Распределение часов по темам производилось с учетом специфики подразделений. Содержание контрольных упражнений и нормативов было таково: кросс на 3 км, бег на 100 м, подтягивание на перекладине, плавание, лыжная гонка, толкание ядра и прыжки в длину [5].

В 1970-1990 гг. физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД организовывалась и проводилась на основе типовых программ. Целью по-прежнему было содействие развитию и

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

совершенствованию физических, морально-волевых и профессиональных навыков сотрудников, необходимых для выполнения ими служебно-оперативных задач. На дисциплину отводилось от 490 до 520 часов на четыре года обучения. Содержание типовых программ составляли теория физической подготовки, легкая атлетика и ускоренное передвижение, гимнастика, преодоление препятствий, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры, рукопашный бой, комплексные занятия, методическая подготовка [6, 7, 8].

В качестве концептуальной основы рассматривалась идея специальной направленности физической подготовки, под которой понимался учет особенностей профессионально-служебной деятельности сотрудников и служебного предназначения подразделений при организации и проведении занятий. Вместе с тем сравнительный анализ типовых программ для курсантов высших школ милиции и курсантов высших военных училищ Министерства обороны показывает, что наименования разделов и тем полностью совпадают, а программы практически не имеют различий, обусловленных спецификой профессиональной деятельности выпускников.

В начале 2000-х гг. физическая подготовка в ОВД нацеливается на формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. В качестве целевой установки физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России принимается формирование психофизической готовности к эффективному решению оперативно-служебных задач по должностному предназначению, развитие физических качеств, обеспечивающих успешное овладение специальностью, укрепление здоровья [9].

Содержание занятий более полно учитывает особенности двигательных действий сотрудников при выполнении задач правоохранительной деятельности, из программ исключаются темы «Гимнастика» и «Методическая подготовка», «Рукопашный бой» заменяется на «Боевые приемы борьбы». При проверке физической подготовленности курсантов оценка навыков приемов самозащиты теперь производится не путем их демонстрирования на несопротивляющемся партнере, а на основе определения качества выполнения заданий, направленных на решение с помощью боевых приемов борьбы типовых задач, характерных для оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В это же время Россия входит в период обновления системы образования и педагогической науки, связанный с трансформацией российского общества. Страна встает на путь фундаментальных преобразований, соответствующих общим тенденциям мирового развития. Эти изменения обуславливают новые требования к человеку, его культуре и профессиональной компетентности. В обществе происходит переосмысление понятия качества образования, возникают новые требования к общей и профессиональной образованности. Развитие педагогической науки характеризуется диверсификацией педагогических концепций и образовательных моделей, основным методологическим инструментом, определяющим стратегию решения современных проблем образования, становится культурологический подход, при котором в качестве результата образования рассматривается индивидуальная культура.

В педагогической практике вузов МВД России идея культуросообразности тоже находит свое воплощение. Анализ работ за последние годы в области физической подготовки курсантов, личный опыт участия в экспериментальной деятельности образовательных учреждений позволяют говорить о том, что образовательные модели, построенные в соответствии с общими закономерностями развития культуры, и в которых становление физической готовности обучаемых к выполнению профессиональнослужебных задач сочетается с формированием физической культуры их личности, могут быть весьма эффективными. В работах А.К. Белова, В.Н. Бородаенко, А.Ф. Кузнецова, А.В. Малиновского, И.В. Медведева, И.Л. Миронова, С.В. Науменко, В.А. Торопова, Ю.А. Умрихина и др. показаны возможности формирования в процессе физической подготовки ценностного отношения курсантов к физическому самовоспитанию, становления профессионально важных качеств и достижение высокого уровня профессиональной подготовленности. На основании этого можно предположить, что нацеленность на развитие физической культуры становится в настоящее время основной тенденцией развития системы физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России.

Исследование в целом позволяет сделать некоторые выводы.

1. С первых дней существования учебных заведений профессиональной подготовки милицейских кадров (1919 г.) и по настоящее время физическая подготовка всегда входила в содержание профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, и в силу этого может рассматриваться как неотъемлемая часть обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.

2. Развитие физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России детерминировано воздействием факторов, определяющих развитие систем профессионального образования и физического воспитания. В зависимости от особенностей их соотношения в развитии физической подготовки выделяется несколько периодов:

— 1919-1921 гг. — становление, физическая подготовка включается в программы обязательной подготовки сотрудников. Содержательно входит в военную подготовку;

— 1921-1929 гг. — оформление в качестве самостоятельной дисциплины обязательного курса подготовки. Вводится в учебные планы вузов, имеет ярко выраженный военно-прикладный характер;

— 1929-1940 гг. — уточнение места и роли в системах профессиональной подготовки кадров и физического воспитания населения страны. Организуется на основе руководств по физическим упражнениям в РККА и упражнениям комплекса ГТО. В содержании появляются первые признаки специальной направленности (курсы самозащиты и нападения без оружия);

— 1941-1945 гг. — переподчинение задачам военного времени. Содержательно интегрируется с тактико-боевой подготовкой;

— 1946 — конец 1960-х гг. — становление и развитие в качестве неотъемлемой части профессионального обучения и воспитания курсантов. Имеет целью содействие развитию и совершенствованию физических, морально-волевых и профессиональных навыков сотрудников, необходимых для выполнения ими служебно-оперативных задач;

— 1970-е — конец 1990-х гг. — совершенствование в качестве неотъемлемой части воинского обучения и воспитания с учетом специальной направленности профессионально-служебной деятельности специалистов;

— начало 2000-х гг. — по настоящее время — апробация культуросообразных образовательных моделей, в которых формирование психофизической готовности обучаемых сочетается с формированием физической культуры их личности.

Список литературы

1. Кожевина, М. Л. История милицейского образования в Советской России: организация и правовое регулирование (1917-1991 гг,) : монография. — Омск: Омская академия МВД России, 2004. — 204 с.

2. Безак, Г. Л. Краткая инструкция по физическому воспитанию для ВУЗ. — Высший военный редакционный совет, 1923. — 32 с.

3. Методика физического воспитания : учебное пособие для институтов физической культуры / под общ. ред. И.М. Коряковского. — М.: ФиС, 1940. — 520 с.

4. Дашкевич, Л. Методические инструкции по физподготовке на 1-й и 2-й семестры 1934 года. — Главное управление Рабоче-крестьянской милиции: Ленинградская школа старшего начсостава, 1933.

— 4 с.

5. Инструкция по физической подготовке сотрудников управления охраны общественного порядка при Новосибирском облисполкоме № 1 от 26 февраля 1968 года. — Новосибирск, 1968. — 15 с.

6. Физическая подготовка. Типовая программа для высших и средних учебных заведений МВД России. - Рязань, РВШ МВД РФ, 1993. - 31 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Физическая подготовка : программа учебного курса. — Волгоград: Волгоградский юридический институт МВД России, 1999. — 124 с.

8. Лгеевец Л. В. Физическая культура : программа учебного курса. — Волгоград: Волгоградский юридический институт МВД России, 1999. — 124 с.

9. Физическая подготовка: примерная программа для образовательных учреждений МВД России.

— М.: ДКО МВД России, 2007. — 44 с.

Literature

1. Kojevina, M. A. Story of police education in Soviet Russia: the organization and legal regulation (19171991) : monography. — Omsk, 2004.

2. Be%ak, GA.. The short instruction on physical training, 1923.

3. A physical training technique : the manual for physical training institutes / ed. I.M. Korjakovsky. — Moscow, 1940.

4. Dashkevich, A. Methodical instructions on physical training. — 1933.

5. The instruction on physical preparation of employees of management of protection. — Novosibirsk,

1968.

6. Physical preparation. The typical program for the higher and special average educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — Ryazan, 1993.

7. Physical preparation : the training course Program. — Volgograd, 1999.

8. Ageevets, A. V. Physical training : the training course Program. — St.-Petersburg, 1999.

9. Physical preparation: the approximate program for educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — Moscow, 2007.

1 См.: Власть Советов. 1919. № 1. С. 8.

2 Там же С. 7.

3 Там же. С. 6.

4 См.: Власть Советов. 1920. № 2-3. С. 5.

5 См.: СУ РСФСР. 1918. № 33. Ст. 443.

6 Органы и войска МВД России: (Краткий исторический очерк). С. 223.

7 См.: ГАРФ. Ф. 393. Оп. 31. Д.330-б. Л. 12.

8 Просвещение рабоче-крестьянской милиции / / Там же. С. 8-9.

9 ГАРФ. Ф. 393. Оп. 31. Д. 330-а. Л. 1, 2, 3.

10 ГАРФ. Ф. 393. Оп. 31. Д. 328. Л. 144.

11См.: ГАНО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 905. Л. 74-75

12 См.: Органы и войска МВД России: (Краткий исторический очерк). С. 257.

13 См.: ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Л. 274-278.

14 Там же. Д. 5. Л. 273.

15 См.: ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 14. Л. 278.

16 См.: Органы и войска МВД России: (Краткий исторический очерк). С. 271.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.