потребностям и ожиданиям разных групп потребителей, связанным с развитием и формированием профессиональных компетенций личности.
Литература
1. Чучалин А., Герасимчук И. Качество высшего образования как общественно значимый результат // Альма матер. 2004. № 11.
2. Шадриков В.Д. Качество высшего образования: понятие, концепции, практические подходы // Университетская книга. 2001. № 5.
3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Дистанционное образование. 1999. № 4, 5.
4. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. СПб., 2005.
5. Волосникова Л.М. Академическая свобода: генезис, юс-тификация, констиуционализация. М., 2006.
6. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М., 1995.
7. Садков В.Г., Силаева О.А, Брехова Т.Б. Система управления качеством высшего образования в регионах России. URL: http://ei.ostu.ru.
8. Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. № 9.
9. Вишняков С.М. Профессиональное образование : словарь. М., 1999. С. 121; Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. М., 1998.
10. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. М., 2003.
11. Варжина Н.В. Формирование системы управления качеством образовательных услуг : автореф. ... канд. экон. наук. Омск, 2004.
12. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 2.
13. Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г. Стратегическое управление качеством образования. Иваново, 2003.
14. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.
СПЕЦИАЛЬНАЯ БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД
Е.А. НИКОНОРОВ,
кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК МосУ МВД России;
[email protected] 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Ю.В. НИКОНОРОВА, кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК
МосУ МВД России
Аннотация. Обосновывается необходимость проведения научно-исследовательской работы по разработке научно-методического обеспечения для подготовки сотрудников ОВД.
Ключевые слова: подготовленность индивидуально-тактическая, профессионально-психологическая, физическая, огневая, правовая.
SPECIAL COMBAT TRAINING OF EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT
BODIES
E.A. NIKONOROV,
candidate of law sciences, doctoral candidate of faculty of preparation of scientific and scientific and pedagogical personnel of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
JU.V. NIKONOROVA,
candidate of law sciences, doctoral candidate of faculty of preparation of scientific and scientific and pedagogical personnel of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article necessity of carrying out of research work on working out of scientifically-methodical maintenance for preparation of employees of law-enforcement bodies is proved. Key words: Readiness individually-tactical, is professional-psychological, physical, fire, low.
Несмотря на постоянно совершенствующуюся нормативно-правовую базу и методы борьбы с правонарушениями, уровень преступности за последние годы не снижается. Более того, количество случаев гибели и ранений сотрудников ОВД при выполнении ими служебных обязанностей остается недопустимо высоким.
Основной причиной этого негативного явления является то факт, что в ряде случаев сотрудники не соблюдают требования инструкций, а также имеют недостаточный уровень боевой подготовки. Известно, что подготовка специалистов для ОВД, обеспечение их личной безопасности, необходимой в профессиональной деятель-
ности, совершенствование профессиональных знаний для подготовки сотрудников к действиям против вооруженных правонарушителей всегда являлась объектом внимания ученых и руководства МВД России.
Одной из причин гибели и ранений сотрудников ОВД являются недостатки в их правовой, индивидуально-тактической, профессионально-психологической, а также физической, огневой и тактико-специальной подготовленности для несения службы. Наряду с этим отмечаются и разные нарушения мер безопасности при обращении с оружием, несоблюдение правил должного и эффективного его применения, а также своевременного и грамотного использования специальных средств и боевых приемов борьбы [1]. Эти обстоятельства связывают с неумением практических работников своевременно оценить сложившуюся на данный момент обстановку и возникающими трудностями при оценке правильности принимаемых адекватных решений [2].
В современных условиях криминализации общества, оснащенности преступного мира разными видами оружия изощренность совершаемых преступлений свидетельствует об актуальности этой проблемы. По статистике МВД России, наибольшее количество ранений и гибели сотрудников при несении службы отмечается среди работников подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, т.е. служб, работающих непосредственно с населением — ППС, ГИБДД, участковые инспектора, уголовный розыск, ОВО и др.
Учеными, изучавшими эту проблему, отмечается, что снижение потерь среди сотрудников ОВД возможно при помощи специального обучения необходимым умениям и навыкам, обеспечивающих личную безопасность [3]. Подготовка должна быть интегра-тивной, постоянной и комплексно сочетать в себе все необходимые знания, умения и практические навыки при подготовке сотрудников ОВД к действиям против вооруженных преступников [4].
Индивидуально -тактическая подготовленность является одним из основных видов боеготовности сотрудников и необходимой частью подготовленности к действиям против вооруженного преступника в условиях обеспечения личной безопасности. Вопросы индивидуально-тактической подготовленности являлись объектом исследования на протяжении многих лет. Одним из первых ее исследованием занимался В.А. Спиридонов. Он создал новую «синтетическую» систему защиты и нападения без оружия, составленную из приемов уже существующих единоборств. Практическим результатом его работы стали первые книги по самозащите без оружия, вышедшие в 1927, 1928 и 1933 г. (все с грифом «Не подлежит оглашению»). В 1928 г. Спиридонов выпустил книгу «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания» [6], в которой был обобщен опыт подготовки сотрудников НКВД, даны рекомендации к
действиям в разного рода ситуациях, предложена система тренировки, состоящая из общих и специальных упражнений.
В основу «милицейской» системы подготовки легли упрощенные разработки В.А. Спиридонова. Основной упор шел на болевое воздействие на суставы стоя. Они наиболее подходят к специфике работы. Достаточно легко контролируется болевое воздействие. За счет системы рычагов можно противостоять более сильному и тяжелому противнику. К ним добавляются расслабляющие и загрузочные удары, наносимые в уязвимые, но не жизненно важные зоны и точки (голень, колено и т.д.). Они могут травмировать противника, но не доводя до смертельного исхода. Однако, чтобы применять дозированное болевое воздействие на суставы без причинения излишнего вреда противнику, в условиях серьезного нападения требуется специальная психологическая подготовка.
В 1933 г. была опубликована книга В.А. Спиридонова «Самозащита без оружия», в которой был изложен 20-часовой курс прохождения самозащиты для сотрудников НКВД, в который входило 19 приемов джиу-джитсу. Это те технические действия, которые часто использовали оперативники во время исполнения своих служебных обязанностей. Спиридоновым были разработаны рекомендации по действиям сотрудников в конкретных случаях нападения и защиты, при попытках захватов за разные части тела, одежды, при применении огнестрельного и холодного оружия.
В конце 1930-х гг. В.П. Волков, занимавшийся в разное время как у В.А. Спиридонова, так и у В.С. Ощепкова, впервые соединил элементы обеих систем в рамках единого учебного курса, изложенного им в пособии для школ НКВД [6]. Автор предлагал изучать приемы защиты в реальных ситуациях нападения, встречающихся на практике. В теории понятие «самозащита» («самооборона») в разных вариантах применялось и указывалось в руководствах и пособиях того времени многими авторами (И. Лебедевым, И. Солоневичем, Н. Ознобишиным). Аббревиатура «самбо» впервые была использована Волковым.
Вопросам профессионально-психологической подготовленности сотрудников к действиям против вооруженного правонарушителя уделяли внимание многие ученые. Под этим видом подготовленности подразумевалась подготовленность психологических аспектов при осуществлении профессиональной деятельности. Морально-психологическая подготовленность — это часть профессиональной подготовленности, профессионально-психологичес кая и морально-психологическая подготовленность сотрудников ОВД, выражается в соответствии с особой характеристикой, моральными требованиями к правоохранительной деятельности.
Немаловажное значение имеет и физическая подготовленность сотрудников, составляющими которой
являются физическая сила, быстрота, выносливость, ловкость и т.д. Этот вид подготовленности позволяет нейтрализовать правонарушителя, вооруженного холодным или огнестрельным оружием.
Наряду с этим выделяют огневую подготовленность. Выработка прочных навыков в обращении с оружием, умение эффективного ведения огня в условиях, максимально приближенных к реальным, формирование необходимых морально-психологических качеств для действий в экстремальных ситуациях позволяют уверенно владеть оружием при выполнении служебных задач.
Повышение подготовленности сотрудников ОВД является проблемой актуальной. Необходимо разработать научно-методическое обеспечение. Сотрудники ОВД должны обладать знаниями не только в области права, но и соответствующими необходимыми умениями и навыками боевой подготовки, соблюдая при этом меры личной безопасности.
Литература
1. Архипенко И.В. Принципы комплексного подхода в со-
вершеннствовании боевой подготовки сотрудников ОВД) : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. М., 2002.
2.. Ковальчук А.Н. Особенности применения оружия сотрудниками правоохранительных органов в условиях растущей криминализации общества : мат-лы муждунар. науч.-практ. конф. // Сиб. ЮИ МВД России. Красноярск, 2000.
3. Пономарева Е.А. Психология личной безопасности сотрудников специализированных подразделений ОВД при решении профессиональных задач : учеб. пособие. М., 1997.
4. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. М. России, 1999.
5. Ушаков А.И., Викулов С.И. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование путей и способов повышения уровня личной безопасности сотрудников ОВД при выполнении служебно-боевых задач». Калининград, 2004.
6. Спиридонов В.А. Самозащита без оружия. М., 1928. С. 162.
7. ВолковВ.П. Курс самозащиты без оружия. М., 1940. С. 643.
8. Волков В.П. Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов-самбистов : автореф. . канд. пед. наук. М., 1971.
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В.Ф. СЛЕПКАНЕВ,
главный хранитель фондов музея Московского университета МВД России, заслуженный работник культуры РФ
13.00.08 - теория и методика профессионального образования Научный руководитель и рецензент доктор педагогических наук, профессор, Почетный академик РАЕН, заслуженный работник
физической культуры РФ Ю.В. СЫСОЕВ
Аннотация. Рассматривается воспитание духовой культуры курсантов вузов МВД России средствами музейной педагогики.
Ключевые слова: музейная педагогика, духовная культура, концептуальная модель воспитательной работы, дифференцированный подход к личности, музейные экспозиции, патриотическое сознание, мировоззрение.
SPIRITUAL CULTURE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MIA OF RUSSIA BY THE MUSEUM
PEDAGOGY MEANS
V.F. SLEPKANEV,
chief curator of the Moscow University of MIA of Russia museum fund, Honoured Culture Worker of the Russian Federation 13.00.08 - theory and methodology of the professional education
Annotation. In the article the spiritual culture development of students of educational establishments of MIA of Russia by museum pedagogy means is considered.
Key words: museum pedagogy, spiritual culture, conceptual model of educational work, differential approach to the person, museum expositions, sense of patriotism, world outlook.