являются физическая сила, быстрота, выносливость, ловкость и т.д. Этот вид подготовленности позволяет нейтрализовать правонарушителя, вооруженного холодным или огнестрельным оружием.
Наряду с этим выделяют огневую подготовленность. Выработка прочных навыков в обращении с оружием, умение эффективного ведения огня в условиях, максимально приближенных к реальным, формирование необходимых морально-психологических качеств для действий в экстремальных ситуациях позволяют уверенно владеть оружием при выполнении служебных задач.
Повышение подготовленности сотрудников ОВД является проблемой актуальной. Необходимо разработать научно-методическое обеспечение. Сотрудники ОВД должны обладать знаниями не только в области права, но и соответствующими необходимыми умениями и навыками боевой подготовки, соблюдая при этом меры личной безопасности.
Литература
1. Архипенко И.В. Принципы комплексного подхода в со-
вершеннствовании боевой подготовки сотрудников ОВД) : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. М., 2002.
2.. Ковальчук А.Н. Особенности применения оружия сотрудниками правоохранительных органов в условиях растущей криминализации общества : мат-лы муждунар. науч.-практ. конф. // Сиб. ЮИ МВД России. Красноярск, 2000.
3. Пономарева Е.А Психология личной безопасности сотрудников специализированных подразделений ОВД при решении профессиональных задач : учеб. пособие. М., 1997.
4. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. М. России, 1999.
5. Ушаков А.И., Викулов С.И. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование путей и способов повышения уровня личной безопасности сотрудников ОВД при выполнении служебно-боевых задач». Калининград, 2004.
6. Спиридонов В.А. Самозащита без оружия. М., 1928. С. 162.
7. ВолковВ.П. Курс самозащиты без оружия. М., 1940. С. 643.
8. Волков В.П. Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов-самбистов : автореф. ... канд. пед. наук. М., 1971.
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В.Ф. СЛЕПКАНЕВ,
главный хранитель фондов музея Московского университета МВД России, заслуженный работник культуры РФ
13.00.08 - теория и методика профессионального образования Научный руководитель и рецензент доктор педагогических наук, профессор, Почетный академик РАЕН, заслуженный работник
физической культуры РФ Ю.В. СЫСОЕВ
Аннотация. Рассматривается воспитание духовой культуры курсантов вузов МВД России средствами музейной педагогики.
Ключевые слова: музейная педагогика, духовная культура, концептуальная модель воспитательной работы, дифференцированный подход к личности, музейные экспозиции, патриотическое сознание, мировоззрение.
SPIRITUAL CULTURE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MIA OF RUSSIA BY THE MUSEUM
PEDAGOGY MEANS
V.F. SLEPKANEV,
chief curator of the Moscow University of MIA of Russia museum fund, Honoured Culture Worker of the Russian Federation 13.00.08 - theory and methodology of the professional education
Annotation. In the article the spiritual culture development of students of educational establishments of MIA of Russia by museum pedagogy means is considered.
Key words: museum pedagogy, spiritual culture, conceptual model of educational work, differential approach to the person, museum expositions, sense of patriotism, world outlook.
Воспитание духовной культуры будущих офицеров в образовательных учреждениях МВД России осуществляется на всем педагогическом пространстве вуза как в учебное, так и во внеучебное время.
В учебное время воспитание духовной культуры курсантов происходит во время усвоения ими теоретических и практических знаний на 38 кафедрах по разным дисциплинам. 602 преподавателя университета, из которых 378 имеют ученую степень доктора и кандидата наук, несут курсантам свои знания, умения и навыки и самое главное огромный жизненный опыт — кладезь мудрости. Знания, умения и навыки, приобретенные на теоретических и практических занятиях курсантами, оцениваются на экзаменах и зачетах.
Процесс воспитания духовной культуры курсантов организуется главным образом во внеучебное время при выполнении задач оперативно-служебной и боевой деятельности, а также в часы спортивно-массовой работы и культурно-досугового времени. Именно через эти виды деятельности профессорско-преподавательский состав кафедр, начальники факультетов и курсов, работники библиотек, спортивного клуба имеют возможность объединить свои усилия в воспитании духовной культуры у курсантов образовательных учреждений МВД России.
Особое место в решении этой задачи руководством Московского университета МВД России отведено музею истории университета, залу Славы и традиций вуза. Непосредственным участником и создателем этих двух самостоятельных структурных подразделений в университете является автор данной статьи.
Площадь, занимаемая музеем истории, залом Славы и традиций составляет 480 кв. м., где размещено 6853 экспоната — документы, подарки, фотографий, оружие, составляющих музейный фонд, в том числе:
Ф 200 видов огнестрельного оружия, боеприпасов и обмундирования;
Ф 1500 фотографий;
Ф 25 скульптур;
Ф 34 картины;
Ф 12 музейных экспозиций, среди них экспозиции, мотивированные на укрепление и развитие межнациональных отношений народов России, международное сотрудничество, национальные костюмы, более 100 головных уборов полицейских разных стран.
Реализуя основы музейной педагогики, нами выстроена специальная структура педагогического процесса по воспитанию духовной культуры курсантов музейными средствами, в которой каждый элемент взаимосвязан и расположен в определенном порядке по отношению друг к другу. Создавая концептуальную модель воспитательной работы, мы пошли на объединение двух существующих в педагогике моделей (структурной и функциональной). В выстроенной модели воспитательно-образовательной систе-
мы средствами музейной педагогики нами выделены пять основных компонентов: личностный, содержательный, функциональный, технологический и организационный (рис.).
Личностный компонент заключается в том, что в центре системы находится курсант или организованная группа (сотрудник ОВД, школьники, ветераны, иностранные гости и т.п.) Важно, что посетители музея — это личности, у которых должны формироваться определенные знания, умения, навыки и чувства. С учетом дифференцированного подхода к личности определяется содержание, объем и качество передаваемой информации, умений и навыков практической деятельности.
Определившись с содержанием деятельности, выделяется конкретная функция или их совокупность, а именно просветительская, обеспечивающая получение общей информации, например, об истории создания МВД в России, конкретных сотрудниках МВД в разные исторические периоды страны или региона.
Рис. Схема концептуальной модели воспитательной системы средствами музейной педагогики
Просветительская функция тесно взаимосвязана с образовательной и воспитательной. В зависимости от года обучения курсантов, статуса посетителя музея, его потребностей и интересов выстраивается и реализуется та или иная образовательная программа.
В нашей исследовательской работе важной частью стала рекреационная функция, которая способствует восстановлению и развитию духовных сил посетителей через восприятие исторических и культурных ценностей.
Эвристическая функция обеспечивает творческое развитие личности, раскрытию ее способностей, таланта и мастерства и тем самым содействует становлению духовной культуры.
Технологический компонент системы связан с деятельностью сотрудников музея, методами и формами работы, мастерством и талантом каждого из них, умением сосредоточиваться на эмоциональных аспектах взаимодействия сотрудника музея с посетителями, на максимальной включенности их в образова тельно-воспитательный процесс. Основной принцип подхода — открытость общения, целостность, акцент
на восприятие через опыт и индивидуальный подход. Чтобы добиться более полного и глубокого усвоения материала курсантами посредством музейного инструментария, обобщения и развития методических основ музейной педагогики, нужны высококлассные менеджеры. Это специалисты социально-культурной деятельности, экскурсоводы-профессионалы, горячо любящие музейное дело, знающие его, способные постоянно совершенствовать методы и приемы подачи материала, умеющие вовлечь в процесс познания мыслительные способности посетителей музея с учетом их возраста, пола и социального положения.
Наши наблюдения показали, что курсанты быстрее усваивают изучаемый материал при применении методики открытого диалога и дискуссии, когда экскурсовод ставит себя как бы на один уровень с курсантом, и лишь в отдельных эпизодах едва заметно направляет мыслительную деятельность курсанта в нужное русло. При таком подходе достигается эффект взаимного соучастия посетителя и экскурсовода в познавательном процессе, и тогда он видит в экскурсоводе не строгого и скучного педанта-педагога, сухого бескомпромиссного человека, а старшего по возрасту доброжелательного наставника, пробуждающего в нем продуктивный интерес к объекту изучения. В нашем понимании экскурсовод — это прежде всего психолог и педагог, умело владеющий ораторским искусством, обладающий чувством такта, умением сопереживать и понимать курсанта, способный наладить внутренний диалог посетителя с экспонатом, представить эпоху и мир ее окружавший. Помимо всего прочего, экскурсовод сам должен обладать духовной и нравственной культурой, высокой эрудицией, глубоко знать историю каждого экспоната, а также быть порядочным, обязательным, искренне верить в каждое слово, которое произносит, раскрывая посетителям музея содержание экспозиций. Опытный экскурсовод предоставит курсантам возможность не только услышать рассказ о том или ином событии или подвиге, но и позволит, если в этом есть необходимость, подержать в руках подлинный документ, фотографию, удостоверение, настоящий автомат, саблю или пистолет. В такие минуты, как показывают наши наблюдения, у курсантов проявляется повышенный познавательный интерес не только к предмету или документу, но и к создателю оружия, автору и судьбе бывшего его владельца.
Особое внимание нами уделялось методическим приемам передачи информации. Основа информации хранится в музейном предмете, с которым курсанты имеют непосредственный контакт. Любая новая информация может накладываться только на подготовленную заранее почву, и здесь особое значение имеет согласованная подготовительная работа про-фессорско-преподавательского состава на каждой кафедре вуза и на всех факультетах с сотрудниками музея. Изложение, объяснение экскурсовода должно отличаться убедительностью, научной ар-
гументированностью, доказательностью и строгой логичностью. Восприятие той или иной информации с помощью музейных экспонатов предполагает раскрытие у курсантов новых впечатлений и эмоций даже о давно известных событиях и явлениях, потребность заново осмыслить исторический этап или факт.
Процесс сопереживания и запоминания — это и есть те «инструменты» воспитания духовной культуры курсантов, на основе которых строятся убеждения, формируется осознанное поведение. Следуя психофизиологическим закономерностям усвоения знаний и технологии двойного «вхождения» информации в сознание человека, необходимо при каждой встрече с посетителем музея раскрывать сущность экспозиции, формировать у курсантов потребность в активном осмыслении получаемой информации. При этом мы руководствовались тем, что активность курсанта в музее является одновременно условием формирования его знаний и убеждений.
Организационный компонент системы связан с развитием самого музея и его функцией как образовательно-воспитательного подразделения вуза. Музей, зал Славы и традиций университета органически связан со всей программной работой руководства, профессорско-преподавательского состава, ветеранов по воспитанию духовной культуры курсантов.
Музейные экспозиции распределены по шести основным темам: 1)
1) история создания МВД России;
2) Великая Отечественная война, участие Советского Союза в интернациональной помощи афганскому народу в 1979—1988 гг., в боевых действиях на Северном Кавказе и Средней Азии;
3) верность клятве, верность долгу;
4) воспитание чувства чести и достоинства офицера сотрудника ОВД;
5) физическая и специальная подготовленность сотрудников ОВД к действию в экстремальных условиях;
6) система организации здорового образа жизни сотрудников ОВД.
При разработке тематико-экспозиционного плана музея и его разделов, а также зала Славы и традиций автор руководствовался главной идей — каждый раздел экспозиции, экспонат и предмет должен влиять на конечную цель исследования — воспитание высокой духовной культуры курсантов. Этому способствовали регулярно организуемые выставки изобразительного искусства, монументальной графики и скульптуры, посвященные подвигу советского народа и его Вооруженных Сил, в том числе сотрудников ОВД МВД СССР в годы Великой Отечественной войны, в боевых сражениях в Афганистане, Чечне, в ликвидации бандформирований на территории Северного Кавказа и Средней Азии.
Ежегодно согласно графику, разработанному отделом воспитательной работы университета, музей, зал
Славы и традиций посещают более 4500 курсантов всех факультетов, дети детских домов, интернатов, школьники, гости, о чем свидетельствуют записи в специально разработанных журналах и в книге отзывов почетных посетителей.
Главный стенд и первая тема, с которой начинается знакомство посетителей музея с залом Славы и традиций, посвящается истории создания МВД России.
В конце XIX—начале ХХ в. делались попытки придать музейному движению в России системный характер. Открывались музеи исторические, художественные, естественнонаучные, технические, сельскохозяйственные, комплексные. Отдельно выделялись войсковые, церковно-археологические, учебные музеи, многочисленные частные научные и художественные коллекции. К сожалению, все они работали разрознено и бессистемно. Становление музейного дела в России шло медленно и долго. Виной тому недостаточное внимание властей к этой проблеме в дореволюционной России, слабое финансирование, недооценка значимости музеев в воспитании социума.
Что касается музеев системы МВД России, то достоверных сведений об их деятельности мало. В энциклопедии МВД России 2002 г. приводятся скромные данные о музеях системы МВД. Лишь к концу 1960-х гг. стало наблюдаться некоторое оживление в музейном деле. После многолетнего застоя по причине переустройства государственности в России наметился позитивный процесс оздоровления и развития музеев и музейных образований. В 1968 г. открылся музей внутренних войск МВД России (Москва), в 1977 г. музей истории милиции (Московская область), музей милиции (Санкт-Петербурге).
Важной вехой в истории МВД России явилось создание музея, зала Славы и традиций в Московском университете МВД России в 2002 г. С момента принятия этого исторического решения особой темой разговора с посетителями музея, зала Славы и традиций является тема благотворительности. Большинство экспонатов музея, Зала Славы и традиций — безвозмездные дары курсантов, преподавателей, сотрудников ОВД, гостей университета. Передаваемые ими реликвии, вещевые и письменные источники хранят в себе память времени и человеческих судеб. Сотрудники музея делают все возможное, чтобы посетители получали максимально достоверную информацию о каждом таком предмете или экспонате, его свойствах и специфике, происхождении и принадлежности, способствуя тем самым воспитанию чувства гордости за причастность к ОВД России.
Для воспитания патриотического сознания курсантов и посетителей в музее, зале Славы и традиций специально подобраны экспозиции, рассказывающие о людях, которые своими знаниями, личным профессиональным опытом через всю свою жизнь пронесли верность присяге, выбранной профессии сотрудника
милиции. Отдельными темами выделены материалы, повествующие об участии сотрудников милиции в борьбе с фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны, в афганской и чеченской войнах, о подвигах, совершенных сотрудниками ОВД в борьбе с теми, кто не желал жить в ладу с законом. На такие встречи, как правило, приглашались свидетели этих трагических событий, происходил взаимный интересный диалог. У посетителей с учетом возраста, профессионального опыта и статуса сотрудника ОВД от экспоната к экспонату формируются образ героев, представления об их подвигах, совершенных в тот или иной исторический период.
Многие материалы посвящены работе сотрудников милиции при выполнении задач оперативно-служебной деятельности, сопряженной с тяжелой, порой опасной для жизни службой по охране конституционных прав и свобод граждан.
С большим интересом посетители музея, зала Славы и традиций слушают рассказ о самом знаменательном эпизоде в истории Великой Отечественной войны — водружении Знамени Победы над поверженным Берлином — логове фашистов с 1939 по 1945 г. Создание этого стенда не случайно. Исследования, проведенные в 2003—2004 гг. доктором педагогических наук, профессором кафедры психологии Московского университета МВД России Ю.В. Сысоевым, показали, что спустя 60 лет после разгрома гитлеровской Германии советским народом только 1,2% российской молодежи знали, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Не лучше обстоит дело и с курсантами Московского университета МВД России. Так, на первом курсе из 100 опрошенных нами курсантов во время посещения музея в 2007 г. правильно ответили на этот вопрос лишь два человека (2%).
Рассказывая курсантам историю водружения Знамени Победы над Рейхстагом, мы сосредотачивали их внимание на том, что этот подвиг совершили два советских солдата — Михаил Егоров и Милинтон Кан-тария, которым в 1945 г. было всего лишь по 23 года, т.е. примерно столько лет, сколько самим курсантам во время посещения музея. Такое сравнение делалось нами специально. Во время рассказа о подвиге этих солдат ряд курсантов, ссылаясь на прочитанные ими в разных средствах массовой информации материалы, порочащие их доброе имя, пытались отстаивать версию о том, что Знамя Победы водрузили не они, а другие воины. По их утверждениям, М. Егоров и М. Кантария нужны были для истории в угоду И.В. Сталину. Давалась возможность свободно высказать свое мнение каждому желающему участнику дискуссии по данному вопросу. В ходе обсуждения для них и для других курсантов рассказывалась биография М. Егорова и М. Кантария, пояснялась обстановка, в которой оказались в тот момент два легендарных разведчика, и почему именно они были удостоены чес-
ти закрепить на Рейстаге Знамя Победы в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 г. Знакомство с фотографиями, репродукциями, картинами, изображающими незабываемые героические дни истории страны и всего человечества, формировалась достоверная картина событий1. В условиях неформальной обстановки у курсантов формировалась гордость за дедов и отцов, которые, не щадя своей жизни, сражались на фронтах Великой Отечественной войны во имя будущего великой Родины, восстанавливалась правда о святыне советского народа — Знамени Победы.
Такой подход позволил автору исследования контролировать влияние разных экспонатов на развитие каждой составляющей духовной культуры курсантов. Наиболее активно патриотический настрой, нравственные убеждения у курсантов формировались в процессе творческого отстаивания личностью своих взглядов на эмоционально богатом фоне внутренних переживаний. Чем чаще курсант пытался отстаивать свое убеждение в том или ином вопросе, тем активнее шел процесс развития у него способности к анализу разных ситуаций, тем активнее формировалась привычка поступать в соответствии со своим мировоззрением, чувством собственного достоинства и профессионального долга.
Развитие таких качеств у курсантов зависит от умения экскурсовода организовать и стимулировать познавательную историко-профессиональную деятельность курсантов, формировать условия для их творческой активности. Использование принципа активности позволяет экскурсоводу создавать для курсантов во время посещения музея, зала Славы и традиций интеллектуальный фон для совершенствования их индивидуальности и вырабатывать для каждого собственной стиль восприятия предлагаемой информации.
Проведенные нами многолетние исследования подсказали необходимость разработки еще нескольких тем: «Физическая и специальная подготовленность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях», «Система организации здорового образа жизни сотрудников ОВД». Эти две темы экспозиций тесно связаны с еще одной — «Верность клятве, верность долгу». Созданные специальные экспозиции и стенды!, посвященные этим темам позволили знакомить курсантов и посетителей с подвигами преподавателей университета, которые благодаря своей отличной физической подготовленности в сложной боевой обстановке в Афганистане и Чечне успешно выполняли приказы командования. Так, капитан Советской армии, спецназовец, участник войны в Афганистане Андрей Юрьевич Федотов, мастер спорта СССР по дзюдо и рукопашному бою во время одного из боев в рукопашной схватке с противником уничтожил 14 душманов и тем самым обеспечил своему подразделению выполнение поставленной задачи. Отличная физическая подготовленность помогла капитану после тяжелого ранения быстро восстановиться, окончить с отличи-
ем факультет психологии Военно-политической академии им. В.И. Ленина и вернуться к полноценной армейской жизни. В настоящее время полковник милиции, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского университета МВД России А.Ю.Федотов с полной самоотдачей трудится на преподавательском поприще. Регулярные занятия различными физическими упражнениями являются главными его помощниками в сохранении высокой работоспособности при подготовке к учебным занятиям с курсантами и активной научно-исследовательской работе.
Примечательно, что на кафедре психологии Московского университета МВД России работают четыре мастера спорта по разным видам спорта, девять кандидатов в мастера спорта, перворазрядники; все они имеют ученые степени доктора или кандидата наук либо ученые звания профессора или доцента. Это те преподаватели, которые в студенческие или курсантские годы умели активно сочетать обучение с занятиями спортом. С такими преподавателями университета в музее организуются регулярные встречи с курсантами.
Часто в музее можно видеть призера олимпийских игр по боксу кандидата педагогических наук, доцента, подполковника милиции Петра Заева. В увлекательной форме прославленный спортсмен рассказывает о значимости для офицера милиции физической подготовленности, делится своим многолетним опытом развития физических и волевых качеств. Импровизированные дискуссии, которые возникают во время таких встреч с Заевым позволяют курсантам понять значение физической, функциональной подготовленности, соблюдения здорового образа жизни в нелегкой служебно-оперативной деятельности сотрудника ОВД. Рассказы о таких преподавателях и встречи с ними духовно обогащают молодых людей, учат главному — любить Родину, свято выполнять свой профессиональный долг, формируют чувство собственного достоинства и чести офицера.
Особым интересом пользуются у курсантов рассказы экскурсоводов об их сверстниках-курсантах, которые, находясь на отдыхе или на учебной практике, благодаря приобретенным умениям и навыкам на практических занятиях по физической подготовке успешно обезвреживали опасных преступников, рискуя собственной жизнью, помогали тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
Так, группа курсантов факультета подготовки специалистов информационной безопасности 11 февраля 2009 г. в составе рядовых К.С. Назарова, С.В. Козлова и курсанта факультета подготовки специалистов милиции общественной безопасности рядового И.А. Шевченко, в схватке с подвыпившей группой хулиганов из восемь человек, спасли от побоев охранника молодежного клуба. У одного из нападавших обнаружили и изъяли нож. При задержании Козлову С.В. было
нанесено ножевое ранение, а Шевченко И.А. получил травму головы, но, несмотря на это, они смогли обезвредить и задержать хулиганов. Все трое награждены медалью «За доблесть в службе».
15 ноября 2009 г. курсант Рязанского филиала Московского университета МВД России Д.А. Корольков спас водителя, упавшего вместе с автомобилем в пруд. Не раздумывая, Дмитрий бросился в ледяную воду. Под водой с трудом открыл заклинившую дверцу и извлек из салона женщину — водителя автомобиля. В столь непростой ситуации в отличие от толпы зевак — свидетелей ДТП курсант проявил мужество, продемонстрировал свои лучшие духовные качества, физическую подготовленность, верность служебному и гражданскому долгу. Корольков награжден государственной наградой Указом Президента РФ.
Подобных благородных поступков и дел совершено курсантами немало. Только в 2009 г. в адрес руководства Московского университета МВД России поступило 29 благодарственных писем, отмечающих смелость, решительность, находчивость и профессионализм курсантов и слушателей Московского университета МВД России, проявленные при задержании и обезвреживании преступников, что свидетельствует о их высокой нравственности, профессиональной подготовленности, верности присяге и долгу сотрудника ОВД.
Значение внеучебного времени в решении исследуемой проблемы объясняется тем, что виды деятельности, в которых принимают участие будущие офицеры МВД России, дают возможность не только приобретать и совершенствовать свои знания, умения и навыки поведения, но и сопоставлять их с требованиями духовной культуры (научное мировоззрение, профессиональный долг, чувство собственного достоинства и чести офицера, готовность в любой момент оказать помощь людям) и тем самым определять степень осознания каждым курсантом развитости этих качеств у себя. Анализ устойчивости приобретенных знаний, умений и навыков курсантами, степень личностного принятия требований духовной культуры каждым из них позволяют воспитателям университета проводить необходимую коррекцию воспитания духовной культуры средствами музейной работы.
Особый интерес для нас представляет мнение курсантов о влиянии музейных экспозиций на разные составляющие духовной культуры человека. Для этого в течение учебного 2008—2009 г. нами проводился формирующий эксперимент, в котором приняли участие курсанты 2 и 3 курсов (124 юноши и 117 девушек). Выбор данного контингента обусловлен тем, что курсанты 2 и 3 курсов — это недавние абитуриенты, являющие собой результат школьного обучения и воспитания, но в то же время уже прошедшие адаптацию (социализацию) в университете. Курсанты прослушали все шесть тем, разработанных на основе музейных
экспозиций и разделов музея, а также зала Славы и традиций. На вопрос, заданный курсантам после экскурсий, изменилось ли их отношение к форменной одежде сотрудника милиции, 98 юношей (87%) и 97 девушек (83%) ответили, что теперь они более уважительно относятся к форменному обмундированию и будут его носить в служебное время. Лишь 26 юношей (13%) и 20 девушек (17%) не захотели отвечать на этот вопрос, либо ответили отрицательно, ссылаясь не негативное отношение населения к сотрудникам милиции в районе по месту жительства. На вопрос, изменилось ли их понятие о чести и достоинстве офицера ОВД после ознакомления с экспонатами и рассказами о подвигах сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях, большинство, 114 юношей (92%) и 101 девушка (86%) ответили, что понятие «честь и достоинство офицера» для них приобрело совершенно иной смысл по сравнению с учебой на 1 курсе. Однако 10 юношей (8,1%) и 16 девушек (13,7%) ответили, что они не готовы утвердительно ответить на этот вопрос, потому что не знают как поведут себя, если окажутся в опасной ситуации. Для них понятие «честь и достоинство офицера» очень значимо теоретически, но к практической реализации этих качеств надо готовиться и очень многому научиться.
Опыт воспитания духовной культуры курсантов Московского университета МВД России средствами музейного инструментария показал, что это процесс управляемый. Правильно организованный, он позволяет активно влиять на все элементы, составляющие духовную культуру курсантов. Более быстро поддаются коррекции мировоззренческие позиции курсантов, их патриотический настрой, честь и достоинство офицера. Менее всего — готовность прийти людям на помощь в экстремальных ситуациях. Основная причина кроется в неуверенности в себе, собственных силах и, прежде всего из-за недостаточной развитости физических и функциональных качеств и профессиональных навыков.
В условиях образовательного учреждения подобная практика по воспитанию духовной культуры может организовываться на читательских и научно-практических конференциях, собраниях учебного взвода, курса, факультета, где чаще всего возникают разные ситуации, когда курсант пытается отстоять свое отношение к тому или иному событию или явлению. Причем именно на таких конференциях и организационно-учебных мероприятиях необходимо обеспечить неформальную обстановку для свободного обмена мнениями и отстаивания собственной точки зрения каждым курсантом, ибо не получившая отпора неправильная мировоззренческая позиция продолжает в последующем руководить поведением курсанта и маскировать его сущность.
1 Штурм Берлина. М. 1948.