МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
РОЛЬ КОМПЛЕКСА ВФСК ГТО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЖЕНЩИН, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В СТРУКТУРЕ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Э. БУРОВ, О.А. ЕРОХИНА, С.В. НЕБРАТЕНКО, Астраханский государственный технический университет
Аннотация
Прикладная физическая подготовка -один из основных видов подготовки в различных структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации, направленный на организацию процесса профессионального обучения и воспитания личного состава. Применение в профессионально-прикладной физической подготовке женщин-полицейских отдельных видов комплекса ВФСК ГТО является одним из эффективных методов повышения профессионализма сотрудника.
Ключевые слова: профессиональная деятельность полицейских, профессионально-прикладная физическая подготовка, комплекс ВФСК ГТО
для женщин.
Abstract
Applied physical preparation is one of the main types of training in various structures of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, aimed at the Organization of the military training and education of personnel. Use in professional-applied physical preparation of policewomen certain types of complex VFSK GTO is one of the most effective methods of increasing the professionalism of the staff.
Keywords: professional activities of police, professional-applied physical preparation; complex GTO VFSK for women.
Введение
В различных структурах Министерства внутренних дел накопился большой опыт формирования профессионально важных качеств у сотрудников [4]. Он заключается в обучении и воспитании полицейских, а также большой работе по различным видам специальной подготовленности [3].
Профессионально-прикладная подготовка [5] как вид физической подготовки в силовых структурах Российской Федерации, является основным содержанием повседневной деятельности как рядовых сотрудников, так и командного состава Министерства внутренних дел [1, 7].
Профессионально ориентированная физическая подготовка - это целенаправленный, организованный процесс профессионального обучения и воспитания, как мужского [9], так и женского состава подразделений МВД для выполнения служебных, боевых и других задач в соответствии с их предназначением [2, 6].
Актуальность проблемы определяется спецификой содержания подготовки женщин, проходящих службу
в структуре Министерства внутренних дел, т.к. для формирования у них профессионально важных физических качеств необходимы столь же специфичные и соответствующие воздействия [8].
В связи с вышеизложенным перед нашим исследованием были поставлены следующие цель и задачи.
Цель исследования - разработка и практическая апробация методики применения комплекса ГТО как одной из основных форм формирования у женщин-полицейских профессионально важных физических качеств, требуемых для выполнения ими своих служебных и должностных обязанностей.
Задачи исследования
1. Изучить специфику профессиональной деятельности сотрудников МВД женского состава.
2. Исследовать особенности процесса формирования профессионально важных физических качеств женщин, служащих в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
3. Разработать методику использования спортивно-оздоровительного комплекса ГТО в формировании
специальной физической подготовленности женщин-полицейских.
Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа с женщинами-полицейскими, сотрудницами отдела дознания Астраханского управления внутренних дел в течение календарного 2016 года.
На первом (поисковом) этапе исследовалась необходимая документация, должностные инструкции, изучались необходимые нормативные требования по физической подготовленности личного состава женского пола.
На втором этапе был проведен педагогический эксперимент, основной целью которого стала апробация методики формирования профессионально важных качеств у женщин-полицейских с использованием кондиционного инструментария ВФСК ГТО.
Для решения поставленных перед исследованием задач были сформированы две группы испытуемых: контрольная (КГ, п = 11) и экспериментальная (ЭГ, п = 9). Контрольная группа занималась по стандартной программе с учетом требований МВД России для сотрудников
женского пола. Содержание занятий в экспериментальной группе имело аналогичную с контрольной группой методическую направленность, но с целенаправленным включением в учебно-тренировочные занятия отдельных тестовых заданий комплекса ВФСК ГТО VI ступени для данной возрастной категории. Исходя из продолжительности служебного дня испытуемых, занятия проводились два раза в неделю по 90 минут.
На третьем этапе проводилось обобщение и оформление результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Занятия по профессионально-прикладной физической подготовке женщин-полицейских направлены на освоение и выполнение нормативных требований по проверке и оценке состояния специальной физической подготовленности сотрудников МВД.
В связи с этим в обеих группах испытуемых было проведено тестирование уровня специальной подготовленности по рекомендованной МВД тестовой программе для личного состава женского пола (табл. 1).
Таблица 1
Показатели выполнения тестов специальной физической подготовленности испытуемыми
в начале эксперимента
Тестовые задания КГ (п = 11) ЭГ (п = 9) Р
Х ± т
Профессиональная физическая подготовленность
Комплекс вольных упражнений № 1 (балл) 67,3 ± 0,4 63,5 ± 0,3 > 0,05
Комплекс вольных упражнений № 2 (балл) 65,8 ± 0,3 68,7 ± 0,2 > 0,05
Комплексное силовое упражнение (количество раз) 45,1 ± 1,2 44,1 ± 2,1 > 0,05
Начальный комплекс приемов рукопашного боя (балл) 4,1 ± 0,1 4,2 ± 0,2 > 0,05
Бег на 100 м (с) 15,1 ± 0,4 15,3 ± 0,2 > 0,05
Челночный бег 10x10 м (с) 32,1 ± 3,2 32,8 ± 2,9 > 0,05
Бег на 1000 м (мин, с) 5.06 ± 1,7 5.01 ± 1,6 > 0,05
Плавание на 100 м вольным стилем (мин, с) 1.41 ± 1,4 1.48 ± 1,9 > 0,05
Начальные показатели проведенных тестирований свидетельствуют, что исследуемые группы по уровню профессионально-прикладной физической подготовленности однородны и достоверных статистических различий не имеют (р > 0,05).
Полученные результаты позволили в дальнейшем выявить отстающие от нормативных требований двигательные навыки в общей структуре специальной подготовленности женщин - сотрудников МВД.
По данным корреляционного анализа были выделены и отобраны испытания (тесты) и нормативные требования комплекса ГТО VI ступени для женщин 18-29 лет, которые, на наш взгляд, будут являться эффективным средством повышения физической подготовки женщин. Отобранные тестовые задания: метание спортивного снаряда, подтягивание из виса, лежа на низкой перекладине и наклон вперед из положения «стоя» с прямыми ногами. Данные исходного тестирования представлены в табл. 2.
Так же, как и при оценке уровня специальной подготовленности статистически значимых различий в обеих исследуемых группах не выявлено (р > 0,05).
В процессе годичного эксперимента в учебно-тренировочные занятия ЭГ по профессионально-прикладной физической подготовке акцентированно включались упражнения по выполнению вышеперечисленных отдельных тестовых заданий комплекса ГТО VI ступени.
С целью проверки эффективности используемой методики и динамики исследуемых компонентов специальной подготовленности женщин, проходящих службу в структурах МВД, по окончании экспериментального цикла было проведено повторное тестирование.
Анализ итоговых результатов испытуемых представлены в таблицах показателей профессионально-прикладной физической подготовленности (табл. 3) и показателей выполнения отдельных видов комплекса ГТО (табл. 4).
Таблица 2
Результаты исходного тестирования испытуемых по отдельным видам комплекса ГТО
Тестовое задание КГ (n = 11) ЭГ (n = 9) Р
Х ± m
Вид испытаний комплекса ГТО
Метание спортивного снаряда (граната) - 500 г (м, см) 13,4 ± 1,3 14,2 ± 1,1 > 0,05
Подтягивание из виса, лежа на низкой перекладине (количество раз) 16,2 ± 1 15,7 ± 2 > 0,05
Наклон вперед из положения «стоя» с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) +9,4 ± 1 +10,3 ± 1 > 0,05
Таблица 3
Показатели специальной физической подготовленности испытуемых в динамике педагогического эксперимента
Показатель Этап эксперимента Контингент испытуемых Р
КГ (n = 11) ЭГ (n = 9)
Х ± m
Комплекс вольных упражнений № 1 (балл) Начало 67,3 ± 0,4 63,5 ± 0,3 > 0,05
Конец 70,1 ± 0,3 73,2 ± 0,2 < 0,05
Р > 0,05 < 0,05
Комплекс вольных упражнений № 2 (балл) Начало 65,8 ± 0,3 68,7 ± 0,2 > 0,05
Конец 69,3 ± 0,4 74,2 ± 0,2 < 0,05
Р < 0,05 < 0,01
Комплексное силовое упражнение (количество раз) Начало 45,1 ± 1,2 44,1 ± 2,1 > 0,05
Конец 46,6 ± 1,3 47,9 ± 2,3 > 0,05
Р > 0,05 > 0,05
Начальный комплекс приемов рукопашного боя (балл) Начало 4,1 ± 0,1 4,2 ± 0,2 > 0,05
Конец 4,2 ± 0,1 5,8 ± 0,3 < 0,05
Р > 0,05 < 0,05
Бег на 100 м (с) Начало 15,1 ± 0,4 15,3 ± 0,2 > 0,05
Конец 14,2 ± 0,3 14,5 ± 0,3 > 0,05
Р < 0,05 < 0,05
Челночный бег 10x10м (с) Начало 32,1 ± 1,8 32,8 ± 1,9 > 0,05
Конец 31,6 ± 0,9 30,0 ± 1,1 < 0,05
Р > 0,05 < 0,05
Бег на 1000 м (мин, с) Начало 5,06 ± 1,7 5,01 ± 1,6 > 0,05
Конец 4,51 ± 1,5 4,43 ± 1,4 > 0,05
Р > 0,05 > 0,01
Плавание на 100 м вольным стилем (мин, с) Начало 1,41 ± 1,4 1,43 ± 1,9 > 0,05
Конец 1,40 ± 1,5 1,40 ± 1,6 > 0,05
Р < 0,05 < 0,05
Как видно из табл. 3, к окончанию педагогического эксперимента в обеих группах произошли положительные изменения по всем исследуемым показателям, что выразилось в качественном и количественном росте исходных показателей.
Межгрупповое сравнение результатов специальной физической подготовленности свидетельствует, что итоговые данные ЭГ достоверно превышают аналогичные
показатели КГ по ряду исследуемых испытаний, а именно: комплексах вольных упражнений (р < 0,05); комплексе приемов рукопашного боя (р < 0,05) и челночном беге 10x10 м (р < 0,05).
Также в ЭГ зарегистрированы внутригрупповые статистически значимые улучшения по большинству тестовых заданий, которые значительно превышают начальные показатели (р < 0,05).
Для оценки эффективности влияния используемой методики на развитие физической готовности испытуемых также было проведено итоговое тестирование по отобранным ранее отдельным компонентам комплекса ГТО VI ступени для женщин 18-29 лет (табл. 4).
В отличие от данных по специальной физической подготовленности женского состава подразделения МВД выявлены итоговые различия в пользу ЭГ по всем исследуемым тестовым заданиям комплекса ГТО.
Внутри исследуемых групп также произошли изменения. Если в КГ эти отличия выражаются лишь в по-
ложительной динамике итоговых значений, то в ЭГ эти отличия носят статистически достоверный характер (р < 0,01; 0,05).
Таким образом, исходя из проведенных исследований и дальнейшей апробации, можно предположить, что занятия с систематическим включением в них упражнений для выполнения комплекса ГТО существенно повышают уровень специальной физической подготовленности женщин-полицейских, а следовательно и уровень развития профессионально важных для выполнения служебных и должностных обязанностей качеств и функций.
Таблица 4
Показатели уровня освоения компонентов комплекса ГТО по окончании экспериментальных занятий
Показатель Этап эксперимента Контингент испытуемых Р
КГ (п = 11) ЭГ (п = 9)
Х ± т
Метание спортивного снаряда (граната) - 500 г (м, см) Начало 13,4 ± 1,3 14,2 ± ,1,1 > 0,05
Конец 13,8 ± 1,1 18,2 ± ,1,0 < 0,05
Р > 0,05 < 0,05
Подтягивание из виса, лежа на низкой перекладине (количество раз) Начало 16,2 ± 1 15,7 ± 2 > 0,05
Конец 17,3 ± 1 19,2 ± 2 < 0,05
Р > 0,05 < 0,05
Наклон вперед из положения «стоя» с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) Начало +9,4 ± 1 +10,3 ± 1 > 0,05
Конец +9,8 ± 2 +12,3 ± 1 < 0,05
Р > 0,05 < 0,01
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Специфика подготовки женщин, проходящих службу в силовых структурах, определяется уровнем развития у них профессионально важных физических качеств и функций.
2. Комплекс ВФСК ГТО является наиболее доступным и эффективным инструментарием повышения
уровня развития профессионально-прикладной, в частности, и специальной физической подготовленности в целом.
3. На наш взгляд, интеграция комплекса ГТО в программы физической подготовки сотрудников МВД женского состава значительно повысит уровень их специальной подготовленности, а значит, уровень их профессионализма.
Литература
1. Вдовиченко, В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудников милиции (физическая, огневая, комплексная подготовка). -Н. Новгород: НВШ МВД России, 1995. - 26 с.
2. Долматов, А.И. Специальная физическая подготовка. - М.: ЦС ВФСО «Динамо», 1989. - 232 с.
3. Калашников, А.Ф. Комплексирование физической и профессиональной подготовки курсантов специальных средних школ МВД СССР / автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1991. - 21 с.
4. Медведев, И.М. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях МВД России / автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999. - 24 с.
5. Непомнящий, С.В. Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки работников ОВД / автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 24 с.
6. Подлипняк, Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР / дис. ... док. пед. наук. - М., 1986. - 430 с.
7. Раевский, Р.Т., Ямалетдинова, Г .А. Профессионально-прикладная физическая подготовка следователей ОВД // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 3. -С. 25-28.
8. Ямалетдинова, Г.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка следователей ОВД / автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - 24 с.
9. Яншин, В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД СССР / дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 196 с.
С*)
Массовая физическая культура и оздоровление населения
References
1. Vdovichenko, V.P. Typical planning of the process of individual combat training of police officers (physical, fire, complex training). - N. Novgorod: NVSh MVD of Russia, 1995. - 26 p.
2. Dolmatov, A.I. Special physical training. - Moscow: TsS VFSO "Dynamo", 1989. - 232 p.
3. Kalashnikov, A.F. Integration of physical and professional training of cadets of special secondary schools of the Ministry of Internal Affairs of the USSR: Author's abstract. Dis ... Cand. Ped. Sciences. - L., 1991. - 21 p.
4. Medvedev, I.M. The organization of professionally applied physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Author's abstract Dis. ... Cand. Ped. Sciences. - Volgograd, 1999. - 24 p.
5. Nepomnyashchy, S.V. Problems of professionally applied physical training of ATS employees: Author's abstract Dis. ... Cand. Ped. Sciences. - M., 1987. - 24 p.
6. Podlipnyak, Yu.F. Pedagogical bases of the system of physical training of listeners of high schools of the Ministry of Internal Affairs of the USSR: Dis. ... Doc. Ped. Sciences. -M., 1986. - 430 p.
7. Raevsky, R.T., Yamaletdinova, G.A. Professional-applied physical training of MIA investigators // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 1994. - No. 3. - Pp. 25-28.
8. Yamaletdinova, G.A. Professional-applied physical training of investigators of ATS: Author's abstract. Dis. ... Cand. Ped. Sciences. - M., 1991. - 24 p.
9. Yanshin, V.V. Professionally-applied physical training in high schools of the Ministry of Internal Affairs of the USSR: Dis. ... Cand. Ped. Sciences. - M., 1989. - 196 p.