Научная статья на тему 'Направления повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов экономических специальностей'

Направления повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
723
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зуев Сергей Николаевич, Рахматов Ахмеджан Ибрагимович, Галкин Вячеслав Александрович, Коник Алексей Алексеевич, Подскребышева Наталья Петровна

Реализация Федеральных образовательных стандартов в области физической культуры предполагает внедрение инновационных форм и методов обучения. Новый подход к процессу физического воспитания предполагает дифференцированной выбор средств и методов физической культуры. В этих условиях особую актуальность приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зуев Сергей Николаевич, Рахматов Ахмеджан Ибрагимович, Галкин Вячеслав Александрович, Коник Алексей Алексеевич, Подскребышева Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of increasing physical preparedness and functional state of students of economic specialties

The implementation of Federal educational standards in the field of physical education involves the introduction of innovative forms and methods of teaching. A new approach to the process of physical education presupposes a differentiated choice of means and methods of physical culture. In these conditions, professional-applied physical training becomes especially topical.

Текст научной работы на тему «Направления повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов экономических специальностей»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так, исходя из сделанного анализа нормативов комплекса ГТО I ступени, можно сделать следующее заключение:

1. Все нормативы делятся на две группы: в одной из них не учитываются половые различия, в другой они существуют. В основном нет различий в нормативах мальчиков и девочек, определяющих уровень развития выносливости, гибкости и координационных способностей, а также оценивающих умение прикладного характера - плавание. Нормативы, определяющие уровень развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей 6-8 лет существенно различаются по половому признаку. У мальчиков требования выше, чем у девочек.

2. В тестах, ориентированных на оценку развития скоростных, силовых и ско-ростно-силовых способностей, нормативы золотого значка значительно выше, чем нормативы серебряного и бронзового значка, разница между которыми небольшая.

Контактная информация: zorina_sd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2017

УДК 796.011.3

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, г. Москва; Ахмеджан Ибрагимович Рахматов, кандидат педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой, Вячеслав Александрович Галкин, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва; Алексей Алексеевич Коник, кандидат педагогических наук, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина; Наталья Петровна Подскребышева, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород

Аннотация

Реализация Федеральных образовательных стандартов в области физической культуры предполагает внедрение инновационных форм и методов обучения. Новый подход к процессу физического воспитания предполагает дифференцированной выбор средств и методов физической культуры. В этих условиях особую актуальность приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Ключевые слова: студенты, экономические специальности, профессионально-прикладная физическая подготовка, психофизические качества, специальная физическая подготовка.

DIRECTIONS OF INCREASING PHYSICAL PREPAREDNESS AND FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

Sergey Nikolaevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy, Moscow; Akhmedzhan Ibragimovich Rakhmatov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Master of Sports of the USSR, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, department chairman, Vyacheslav Aleksandrovich Galkin, the senior teacher, Russian University Transport (MUT), Moscow; Aleksey Alekseevich Konik, the candidate of pedagogical sciences, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. ID. Putilina; Natalia Petrovna Podskrebysheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod

Annotation

The implementation of Federal educational standards in the field of physical education involves the introduction of innovative forms and methods of teaching. A new approach to the process of physical

education presupposes a differentiated choice of means and methods of physical culture. In these conditions, professional-applied physical training becomes especially topical.

Keywords: students, economic specialties, professional-applied physical training, psychophysical qualities, special physical training.

В условиях реформирования образования в России, введения ФГОС 3+ становится все более актуальным внедрение инновационных форм и методов обучения, которые смогут с большей эффективностью оказывать влияние на формирование ценностного отношения к физической культуре и спорту, создавать предпосылки для физического совершенствования. Новый подход к процессу физического воспитания основан на дифференцированном использовании средств и методов физической культуры и спорта требует разработку и обоснование альтернативных программ, учитывающих географическое положение и материально-техническое обеспечение образовательной организации, его специфику и направленность обучения, а также особенности, направленность и интересы обучающихся.

Реализация стандарта третьего поколения, в рамках которого учебной дисциплине «Физическая подготовка» в базовой части при очной форме обучения отведено 72 академических часа, а на элективные курсы 328 академических часов определяет новые подходы к организации и проведению плановых занятий для качественной подготовки специалистов различных направлений деятельности. Только при условии новых подходов к построению и организации занятий по физической подготовке возможно решение задач достижения необходимого уровня физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности.

Лубышева Л.И. [4] указывает на то, что для реализации новых форм государственного образовательного стандарта необходимо изменение системы и практики физического воспитания студентов вузов на спортивно-ориентированную направленность. При этом студентам рекомендуется предоставлять право выбора двигательной активности. При подобном подходе важно правильно ориентировать физическую активность студентов в нужное направление, с учетом специфики их дальнейшей деятельности.

Одним из фундаментальных принципов физической культуры является ее связь с будущей трудовой деятельностью. У специалистов ряда профессий, в том числе экономических, наблюдается тенденция к снижению двигательной активности. Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля в настоящее время связана с малоподвижным образом жизни, значительным нервно-эмоциональным напряжением, длительной статической напряженностью в совокупности с сосредоточением внимания и т. д. Указанные факторы достаточно быстро приводят к утомлению, снижению работоспособности, снижению эффективности трудовой деятельности, различным заболеваниям.

В сложившихся условиях возникает необходимость развития у будущего профессионала в экономической сфере тех физических качеств, которые будут способствовать эффективной трудовой деятельности, нивелированию негативных аспектов трудовой деятельности. В теории и практике физической культуры широкое распространение получила профессионально-прикладная физическая подготовка, которая представляет собой направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к будущей профессии. В настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка широко применяется не только в образовательных организациях системы МВД, Министерства обороны, где это является важной составляющей подготовки специалистов, но и в технических, экономических вузах.

Так как основной задачей профессионально-прикладной физической подготовки является готовность к успешной профессиональной деятельности, то необходимо определить необходимые для данной деятельности предпосылки. К общим аспектам, необходимым для успешной деятельности специалиста в экономической сфере можно отнести:

- использование средств и методов физической культуры и спорта для повышения двигательной активности, физической рекреации, восстановления сил, как в рабочее, так

и в свободное время;

- быстрое освоение профессиональной деятельности, быстрое врабатывание в начале рабочего дня;

- достижение высокоэффективного труда в будущей профессии;

- профилактика заболеваний и травматизма и т.д.

К специфическим задачам профессионально-прикладной физической подготовки студентов экономических специальностей нужно отнести развитие специальных физических и психофизических качеств. Это способность долгое время фокусировать внимание, быстрота зрительной реакции, достаточно хорошая координация, способность субъекта к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, способность к сохранению устойчивости позы, чувство ритма, показатели психомоторики - быстрота одиночных движений, антиципирующие реакции, своевременное различение стимулов различной модальности, а также свойства внимания, памяти, оперативного мышления т.д. Известно, что основная большая часть рабочего времени работников экономической сферы проходит в помещениях, часто плохо проветриваемых, поэтому особое значение приобретает хорошее развитие дыхательной системы. Длительное сидение за компьютером или письменным столом может привести к искривлению позвоночника, поэтому необходимо укреплять мышцы спины и т. д.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе Белгородского университета кооперации, экономики и права был организован педагогический эксперимент, целью которого была разработка и экспериментальное обоснование программы повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов экономических специальностей.

В результате предварительного (констатирующего) эксперимента установлены изменения уровня психофизиологических возможностей организма студентов (п=87) на протяжении учебного дня. В частности, снижение скорости одиночного движения составило 7,1% после третьей пары (12 ч. 30 мин.) и 15,8% до конца шестой пары (17 ч. 20 мин.); уровня простой зрительно-моторной реакции - от 4,7 до 7,1%; стойкости внимания - от 6,1 до 10,5% соответственно (р<0,05).

С помощью многомерного факторного анализа определена факторная структура физического состояния организма студентов экономического вуза. Выделено три основных фактора: фактор (43,6%), который характеризует уровень функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а также показатели физической подготовленности (скоростно-силовые и координационные способности), фактор (15,7%), который характеризует уровень физического развития, и фактор, который характеризует уровень развития выносливости и стойкости к гипоксии (14,3%).

Определены режимы развития основных двигательных способностей и параметры интенсивности физических нагрузок при выполнении упражнений различной направленности.

Установлены отличия адаптационных реакций организма испытуемых при выполнении теста PWCl70 в разных модификациях. Разработана шкала оценки физической работоспособности организма студентов при выполнении нагрузки мышечной группой плечевого пояса. Результаты распределились следующим образом: к «высокому» уровню отнесены результаты 2,1-2,0 Вт/кг; «выше среднего» - 1,9-1,8 Вт/кг; «средний» - 1,7-1,5 Вт/кг; «ниже среднего» - 1,4-1,3 Вт/кг; «низкий» уровень - 1,2 Вт/кг и меньше.

Было установлено, что эффективным средством совершенствования двигательных способностей, физиологическая характеристика которых моделирует будущую профессиональную деятельность студентов экономического вуза, являются упражнения настольного тенниса (Р.Т. Раевский, 1985; Г.Л. Барчукова, 2002; Ю.А. Емшанова, 2007). Разрабатывались комплексы упражнений настольного тенниса с разным уровнем

координационной сложности, определялись параметры упражнений (сложность движения, направленность нагрузки, продолжительность упражнения, количество повторений одного упражнения, продолжительность и характер пауз между упражнениями).

Разработаны классификационные упражнения настольного тенниса по уровню координационной сложности движения, параметрам интенсивности нагрузки (ЧСС, продолжительность отдельного упражнения; количество повторений).

К «среднему» и «низкому» уровню координационной сложности относились упражнения, которые стимулируют деятельность анализаторов, нервно-мышечного аппарата и готовят организм к более сложным движениям (подбивка мяча на месте, в движении с изменением высоты отскока мяча, с поворотами на 180° и 360°; ведение мяча ракеткой на месте, в движении, с поворотами на 180° и 360°; передача мяча в парах с отскоком от пола, без отскока от пола).

Средние значения ЧСС при выполнении упражнений этой группы составили от 112,4±7,3 до 153,6±6,2 уд/мин. К «высокому» уровню сложности относились упражнения с максимальной мобилизацией координационных возможностей студентов (удары мячом в вертикальную цель с отскоком от пола, без отскока от пола; отрабатывание ударов на столе: без обращения мяча, с нижним обращением мяча справа и слева; с верхним обращением мяча справа и слева; выполнение подач мяча: без обращения, с обращением, подача мяча на точность в разные сектора стола (горизонтальная цель); имитационные упражнения, перемещение «одношаговым»; «двушажным» способами; «челночный» бег) (рисунок).

Средние значения ЧСС при выполнении упражнений этой группы составили от 147,4±6,3 до 178,6±7,2 уд/мин.

Рисунок - Реакция сердечно-сосудистой системы организма студентов при выполнении упражнений настольного тенниса с разным уровнем координационной сложности:

1. Упражнения с «высоким» уровнем координационной сложности

2. Упражнения «среднего» уровня координационной сложности

3. Упражнения с «низким» уровнем координационной сложности

По результатам предварительного эксперимента была разработана программа повышения физической подготовленности студентов экономических специальностей, включающая в себя воздействие на психофизическую сферу и собственно физические способности обучающихся, содействующая росту продуктивности профессионального труда. В основном педагогическом эксперименте в экспериментальной группе приняли участие 78 студентов в возрасте 18-20 лет, которые по состоянию здоровья принадлежали к основной группе. Контрольная группа (КГ) состояла из 81 студента основной группы, которые занимались физической культурой по рабочей программе вуза. Оценка эффективности разработанной программы проверялась сопоставлением показателей уровня развития физической подготовленности и функционального состояния студентов экспериментальной и контрольной групп на момент начала педагогического эксперимента статистически достоверных различий в исследуемых показателях выявлено не было.

В учебный процесс студентов экспериментальной группы была введена программа профессиональной подготовки студентов экономических специальностей на основе

интеграции современных технологий физического воспитания при выполнении упражнений разной направленности, предусматривающая:

а) учет уровня физической подготовленности и физического состояния студентов;

б) разработку тренировочных задач для развития двигательных способностей студентов с учетом объема активной мышечной массы при выполнении упражнения.

В первом семестре в экспериментальной группе (ЭГ) на подготовительную часть занятий отводилось 35-40 мин., на основную - 50-55 мин. и на заключительную часть - 5 мин. Основная часть занятия включала разнообразные общеразвивающие упражнения: упражнения на развитие гибкости, силовых способностей разных мышечных групп (подтягивание на перекладине, из положения полувиса; отжимание из разных положений; прыжки; поднимание туловища из положения лежа; разгибание туловища из положения лежа на животе и др.), которые проводились преимущественно круговым методом тренировки; упражнения на развитие координации (подвижные игры и упражнения настольного тенниса); упражнения на развитие выносливости: чередование ходьбы и бега в медленном темпе 10-15 мин., с интенсивностью ЧСС 120-140 уд/мин, которые выполнялись методом непрерывного стандартизированного упражнения.

Со второго семестра подготовительная часть занятия сокращалась до 20 мин., основная часть занятий увеличивалась до 50-65 мин., включались упражнения, направленные на развитие координации (подвижные игры и упражнения настольного тенниса), упражнения на развитие силовых, скоростных способностей и выносливости (бег в медленном темпе 10-15 мин. с интенсивностью 140-160 уд/мин, которые выполнялись методом беспрерывного стандартизированного упражнения). За период основного этапа эксперимента у студентов контрольной и экспериментальной групп состоялись положительные изменения в развитии физических качеств, но с разными темпами.

После завершения педагогического эксперимента была было проведено повторное тестирование целью оценки влияния экспериментальной программы на развитие специальных физических и психофизических качеств.

Применение программы профессиональной подготовки студентов экономических специальностей оказывало содействие повышению показателей теста PWC170 в экспериментальной группе: в тесте на велоэргометре - на 11,4%; в тесте на ручном эргометре - на 21,1% (р<0,05). В контрольной группе прирост показателей в тесте PWC на велоэргометре составил 2,9%; на ручном эргометре - 5,4% (Р>0,05) (таблица).

Таблица - Изменение показателей функционального состояния организма у студентов контрольной (п = 81) и экспериментальной (п = 78) групп до и после эксперимента (Х±т) _

Показатели Группы г р

КГ ЭГ

ЧСС покоя (уд/мин) до 69,2±0,6 68,3±0,5 1,15 р>0,05

после 66,2±0,5 63,3±0,3 4,97 р<0,05

т. Руфье, баллы до 12,2±0,5 11,7±0,8 0,53 р>0,05

после 11, 2±0,7 8,7±0,5 2,90 р<0,05

Проба Штанге, с до 38,3±0,5 37,5±0,5 1,13 р>0,05

после 43,3±0,3 45,7±0,4 4,80 р<0,05

Проба Генчи, с до 18,6±0,4 17,9±0,3 1,40 р>0,05

после 22,3±0,3 28,3±0,3 14,1 р<0,05

PWC велоэргометр, Вт/кг до 2,34±0,03 2,37±0,03 0,71 р>0,05

после 2,41±0,03 2,64±0,02 2,59 р<0,05

PWC ручной эргометр, Вт/кг до 1,64±0,03 1,71±0,03 1,65 р>0,05

после 1,73±0,03 2,07±0,02 9,43 р<0,05

Прирост результатов функциональных проб с задержкой дыхания в контрольной группе составил 7,7% (проба Штанге) и 19,2% (проба Генчи). В экспериментальной группе улучшение результата по пробе Генчи составило 31,6%, по пробе Штанге - 12,5%.

Показатели координированности движений по результатам теста «Челночный бег 4^9 м» улучшились в экспериментальной группе на 0,8 с (7,8%), в контрольной группе -

на 0,2 с (1,9%). Характеризуя динамику изменений, необходимо заметить, что в экспериментальной группе все изменения имеют достоверный уровень.

Применение упражнений настольного тенниса оказывало содействие развитию психофизических способностей у студентов экспериментальной группы. Частота движений в теппинг-тесте увеличилась у студентов экспериментальной группы на 23,8%, у студентов контрольной группы - на 1,1%.

Оценки скорости действий студентов после эксперимента свидетельствуют, что время реакции на предмет, который движется (по результатам теста простой зрительно-моторной реакции), в экспериментальной группе сократилось на 3,6±0,2 с (34,3%), в контрольной группе - на 0,6±0,2с (11,5%). Улучшение способности воссоздавать заданное динамическое усилие в экспериментальной группе оказалось в уменьшении ошибки на динамометре - на 2,5±0,2 кг (51,1%), в контрольной группе - на 6,8±0,2 кг (19,1%). После эксперимента улучшение способности «чувство времени» интервала «7 с» в экспериментальной группе составило 58,6%, в контрольной группе - 13,8%. При оценке временного интервала «49 с» средний результат отклонения изменился в контрольной группе на 2,3%; в экспериментальной группе - на 7,5%. Снижение количества ошибок при выполнении теста статического равновесия (тест «Фламинго») составило в экспериментальной группе 1,4 раза (43,7%), в контрольной группе - 0,6 раза (17,6%).

Применение комплексов упражнений настольного тенниса с разным уровнем координационной сложности оказывало содействие улучшению функций внимания (р<0,05). В экспериментальной группе показатели переключения и распределения внимания по результатам корректурного теста улучшились на 56,2%, в контрольной группе - на 10,8%.

Полученные в результате педагогического эксперимента данные свидетельствуют о высоком развивающем воздействии экспериментальной программы повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов экономических специальностей на развитие специальных физических и психофизических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безденежных, И.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов экономических профессий // Электронный научный журнал. - 2016. - № 3 (6). - С. 427-430.

2. Гусев, А.Н. Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-экономическом ввузе / А.Н. Гусев, А.Б. Евтин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 158-161.

3. Коррекция вариабельности сердечного ритма у студентов технического вуза в различные периоды учебного года средствами адаптивной физической рекреации / Г.Н. Германов, В.Г. Никитушкин, В.И. Козлов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 31-37.

4. Лубышева, Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: теория и технология : научно-методические рекомендации / Л.И. Лубышева. - М. : Из-во «Теория и практика физической культуры», 2009. - 76 с.

5. Матвеев, А.Е. Физическая культура в профессиональной подготовке специалистов экономического профиля / А.Е. Матвеев // Альманах мировой науки. - 2016. - № 33 (6). - С. 96-97.

6. Минина, К. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов экономического профиля на основе спортивно-ориентированного физического воспитания / К.А. Минина, М.Ю. Микрюков // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием / под редакцией Г.В. Бугаева, И.Е. Поповой. - Воронеж, 2015. - С. 563-568.

7. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, Ю.В. Романова, И.В. Машошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 40-45.

8. Повышение мотивации девушек-студентов 1-11 курсов технического вуза к занятиям физической культурой при использовании различных систем физических упражнений /

А.И. Рахматов, В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 251-258.

9. Рахматов, А.И. Мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности молодых девушек 17-20 лет при переходе из школы в вуз и по годам обучения в вузе / А.И. Рахматов, Г.Н. Германов, Л.Г. Аннамырадова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 223-229.

REFERENCES

1. Bezdenezhnykh, I.A. (2016), "Professional-applied physical preparation of students of economic professions", Electronic scientific journal, No. 3 (6), pp. 427-430

2. Gusev, A.N. and Evtin, A.B. (2016), "The use of the modular approach in the implementation of applied physical training of students in an engineering-economic university", The Baltic Humanities Journal, Vol. 5, No. 2 (15), pp. 158-161

3. Germanov, G.N., Nikitushkin, V.G., Kozlov, V.I. and others (2015), "Correction of heart rate variability in technical college students at different periods of the school year using adaptive physical recreation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (126). pp. 31-37.

4. Lubysheva, L.I. (2009), Sports-oriented physical education: theory and technology, Scientific and methodological recommendations, "Theory and Practice of Physical Culture", Moscow, pp. 15-18.

5. Matveev, A.E. (2016), "Physical Culture in the Professional Training of Specialists of the Economic Profile ", Almanac of World Science, No. 33 (6), pp. 96-97.

6. Minina, K.A. and Mikryukov, M.Yu. (2015), "Professionally-applied physical training of students of an economic profile on the basis of sports-oriented physical education", In the collection: Medico-biological and pedagogical bases of adaptation, sports activity and a healthy way of life, a collection of scientific articles of the IV All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference with International Participation . edited by Bugaeva, G.V. and Popova, I.E., pp. 563-568.

7. Gotovtsev, EV, Germanov, G.N., Romanova, Yu.V. and Mashoshina, I.V. (2012), "Monitoring of the state of health and physical preparedness of students as a methodology for analyzing and evaluating the productivity of the process of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (83), pp. 40-45.

8. Rakhmatov, A.I., Germanov, G.N., Nikitushkin, V.G. and others (2015), "Increase of motivation of girls-students of I-II courses of technical high school to physical training using various systems of physical exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (128), pp. 251-258.

9. Rakhmatov, A.I., Germanov, G.N. and Annamyradova, L.G. (2015), "Monitoring of the state of health, physical development and physical preparedness of young girls aged 17-20 years from the transition to a higher education institution and the year of study in a university", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 223-229.

Контактная информация: galkin_w@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.412

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАВМАТИЗМА В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Михайловна Асеева, старший преподаватель, Ирина Викторовна Соловьева, старший преподаватель, Самарский национально исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

Аннотация

Статья посвящена проблемам профилактики травматизма у спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой. На основе проведенного исследования авторы приходят к выводу, что травматизм спортсменов зависит не только от возраста, но и от уровня квалификации занимающихся. Определена возрастная динамика травматизма, 12-14 и 15-16 лет - два пика, которые относятся к периоду активных занятий спортом. Даны рекомендации с кого возраста лучше начинать профилактику наиболее уязвимых звеньев опорно-двигательного аппарата занимающихся спортивной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.