References
1. Al'brekht N. V. Deyatel'nostno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov pro-fessional'no-pedagogicheskogo vuza: monografiya / nauch. red. S.A. Novoselov. - Ekaterinburg: RGPPU, 2008. -139 s.
2. Bajdenko V. I. Vyyavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj ehtap pro-ektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: metodicheskoe posobie / V. I. Bajdenko. - Moskva : Issl. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. - 73 s.
3. Bolotov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei kobrazovatel'noj programme /V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogika. -2003. - № 10. - S. 8-14.
4. Bulanova-Toporkova M. V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: uchebn. posobie [Electronic resource]/ M. V. Bulanova-Toporkova. - Rostov n/D : Feniks, 2002. - 343 c. - URL : http://gpa.cfuv.ru/courses/pvsh/Doc/seminar_z/sz1.pdf. (date of address: 10.11.2018)
5. Vishnevskaya G. V. Tekhnologicheskij podhod v pedagogicheskom processe vysshej professional'-noj shkoly // Izvestiya PGU im. V.G. Belinskogo. - 2008. - №10. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-protsesse-vysshey-professionalnoy-shkoly (date of address: 13.05.2018)
6. Gorbunova L.G. Formirovanie i ocenivanie special'nyh professional'nyh kompetencij stu-dentov pedvuza v processe obucheniya fizicheskoj himii / / Vestnik TGPU. - 2012. - № 7. - S. 201-205.
7. Konovalov A. A. Formirovanie professional'no-specializirovannyh kompetencij s prime-neniem kompleksa pedagogicheskih tekhnologij: rezul'taty ehksperimenta / N.I. Butorina, A.A. Konova-lov // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. - Humanitates,3(2017),3. - S. 249266.
8. Lebedev O. E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // SHkol'nye tekhnologii. - 2004. - №5. - S. 312.
9. Pisarenko V.I. Tekhnologicheskij podhod v sovremennoj pedagogike / / Izvestiya YU FU. - 2012. - №7. -URL : http://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologicheskiy-podhod-v-sovremennoy-pedagogike (data ob-rashcheniya: 13.02.2018)
10. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - Moskva : Akademiya, 2002. -576 s.
11. El'konin B.D. Ponyatie kompetentnosti s pozicii razvivayushchego obucheniya / B. D. El'konin// Sovremennye podhody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniyu: materialy seminara. -Krasnoyarsk, 2002. - S. 211 - 220 s.
12. Yakimanskaya I. S.Razrabotka tekhnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya / I.S. Yakiman-skaya // Voprosy psihologii. - 1995. - № 2. - S. 32-42.
УДК 378.17
Р.Ш. Гарифуллин, P.P. Хайруллин
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ НА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА
В работе проведены исследования по влиянию занятий настольным теннисом на оздоровительный потенциал студентов творческого вуза. В исследовании принимали участие 70 студентов девушек 1-3 курса, по состоянию здоровья отнесенные к основной группе, которые составляли экспериментальную и контрольную группы по 35 человек в каждой группе. Оздоровительного потенциал студентов определяли по показателям функционального состояния сердечно-сосудистой ситеме - по пробе Руфье и ортостатической пробе и дыхательной системы - по пробам Штанге и Генче. В результате исследования в первом семестре определяли исходный уровень данных указанных показателей, затем в течение шести семестров студенты экспериментальной группы занимались по предложенной методике с применением упражнений настольного тенниса, а студенты контрольной группы по традиционной программе занятий по физической культуре. По окончании шестого семестра проводили повторное определение ранее изученных показателей в обеих группах и сравнивали полученные результаты. В результате исследования установлено, что введение в учебные занятия по физической культуре специальной подготовки по методике тренировки игроков в настольный теннис по сравнению с традиционной методикой проведения занятий по физической культуре позволило значительно повысить оздоровительный потенциал студентов.
Ключевые слова: настольный теннис, студенты, оздоровительный потенциал, исследование, физическая культура
GarifuHin R. Sh , Khairullin R.R. STUDY OF THE EFFECT OF PRACTICING TABLE TENNIS IN THE HEALTH POTENTIAL OF THE STUDENTS OF CREATIVE UNIVERSITIES.
Abstract: The paper studies the influence of table tennis on the health potential of students of humanitarian University. The study involved 70 students of girls 1-3 courses, for health reasons related to the main group, which were experimental and control groups of 35 people in each group. Health potential of students was determined by the functional performance of the cardiovascular system - the sample Rufe and orthostatic test and the respiratory system - samples Stange and Genf. As a result of the study in the first semester, the initial level of these indicators was determined, then during six semesters the students of the experimental group were engaged in the proposed method with the use of table tennis exercises, and the students of the control group in the traditional program of physical culture classes. At the end of the sixth semester, the previously studied parameters were re-determined in both groups and the results were compared. The study found that the introduction of educational sessions of physical training a special training in the training methods of players in table tennis in comparison with the traditional methodology of physical training significantly increase health potential of students.
Key words: table tennis, students, health potential, research, physical education
Введение. Повышение оздоровительного потенциала студентов является важной задачей проведения занятий по физической культуре в вузе, которая во многом определяется правильно организованной двигательной активностью студентов. [1, 2]. Анализ литературы по данной проблеме показал, что перспективным способом повышение оздоровительного потенциала студентов является введения в учебные занятия по физической культуре специализаций по различным видам спорта как наиболее прогрессивной формы совершенствования физического воспитания и повышения уровня здоровья студентов [3, 4].
Одним из видов спорта, сочетающий разностороннюю двигательную активность студентов, соответствующую их самочувствию и физической подготовленности с паузами полного отдыха, что позволяет эффективно повышать показатели здоровья, является настольный теннис. Регулярное применение упражнений настольного тенниса позволяет укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы человека [5, 6].
Цель исследования: исследования влияние занятий настольным теннисом на оздоровительный потенциал студентов творческого вуза.
Методы и организация исследования: анализ специальной научно-методической литературы, доступные стандартные методики исследования показателей здоровья студентов, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Исследование проводили во время проведений занятий по физической культуре в творческом вузе. В исследовании принимали участие 70 студентов девушек 1-3 курса, по состоянию здоровья отнесенные к основной группе, возрастом 18±1 год, которые составляли экспериментальную и контрольную группы по 35 человек в каждой группе.
В начале первого семестра участники контрольной и экспериментальной групп приняли участие в исходном тестировании, с целью определения начального уровня их оздоровительного потенциала, который определяли по показателям функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Затем на протяжении шести семестров со студентами экспериментальной группы проводили занятия по методике подготовки игроков в настольный теннис, описанной в работах [7-9], а со студентами контрольной группы проводили занятия по традиционной программе физической культуры в вузе. По окончании шестого семестра проводили повторное определение ранее изученных показателей для студентов экспериментальной и контрольной групп и сравнивали полученные результаты.
Для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов использовали пробу Руфье и ортостатическую пробу, дыхательной системы - пробы Штанге и Генче [10]. Статистически данные обрабатывались с помощью электронных таблиц MS Excel. Результаты исследований представляли как средняя арифметическая и стандартная ошибка средней (М) ± (m).
Результаты исследований. В результате исследования студенты экспериментальной и контрольной групп занимались на протяжении шести семестров два раза в неделю по три часа. В программу проведения занятий студентов экспериментальной группы входили как
упражнения общефизической подготовки игроков в настольный теннис для развития быстроты, ловкости и выносливости, так и упражнения специальной физической подготовки различной координационной сложности (упражнения с мячом и ракеткой на месте, в движении, у стола, имитационные упражнения]. Программа тренировок также предусматривала последовательность выполнения упражнений, количество подходов, время и темп их выполнения.
С целью выявления однородности распределения студентов по группам с точки зрения их оздоровительного потенциала в исходной точке исследования проводили сравнительный анализ показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов
экспериментальной и контрольной группы. Результаты исследования приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ исходного уровня показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной и контрольной группы
Показатели Результаты (М±т ] Р
Контрольная группа Экспериментальная группа
Проба Руфье 4,5±0,2 4,6±0,2 > 0,05
Ортостатическая проба, уд/мин 15±3,2 14±2,3 > 0,05
Проба Штанге, с 42±2,8 41±2,6 < 0,05
Проба Генче, с 32±2,3 31±2,2 < 0,05
Из данных представленных в таблице 1, видно, что показатели оздоровительного потенциала студентов в обеих группах практически не отличаются и можно достоверно утверждать, что контрольная и экспериментальная группы однородны.
Результаты исследования по динамике изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов контрольной и экспериментальной групп приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты исследований по сравнительному анализу конечного уровня показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной и контрольной группы представлены в таблице 4.
Таблица 2. Динамика показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов контрольной группы
Показатели Результаты (М±т ] Р
Контрольная группа Экспериментальная группа
Проба Руфье 4,5±0,2 4,6±0,2 > 0,05
Ортостатическая проба, уд/мин 15±3,2 14±2,3 > 0,05
Проба Штанге, с 42±2,8 41±2,6 < 0,05
Проба Генче, с 32±2,3 31±2,2 < 0,05
Таблица 3. Динамика показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной группы
Показатели Результаты (М±т ] P
Контрольная группа Экспериментальная группа
Проба Руфье 4,5±0,2 4,6±0,2 > 0,05
Ортостатическая проба, уд/мин 15±3,2 14±2,3 > 0,05
Проба Штанге, с 42±2,8 41±2,6 < 0,05
Проба Генче, с 32±2,3 31±2,2 < 0,05
Таблица 4. Сравнительный анализ конечного уровня показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной и контрольной группы
Показатели Результаты (М±т ] P
Контрольная группа Экспериментальная группа
Проба Руфье 4,5±0,2 4,6±0,2 > 0,05
Ортостатическая проба, уд/мин 15±3,2 14±2,3 > 0,05
Проба Штанге, с 42±2,8 41±2,6 < 0,05
Проба Генче, с 32±2,3 31±2,2 < 0,05
Из данных представленных в таблицах 2-4 видно, что в результате проведения исследования прирост показателей оздоровительного потенциала произошел в обеих группах. Так, в контрольной группе процент улучшения показателей составил: функционального состояния сердечно-сосудистой системы по пробе Руфье и ортостатической пробе - 8,9 и 13,3 соответственно; функционального состояния дыхательной системы по пробам Штанге и Генче - 4,8 и 6,3 соответственно. При этом динамика показателей здоровья экспериментальной группы претерпела более значимые изменения. В экспериментальной группе процент улучшения показателей составил: функционального состояния сердечно-сосудистой системы по пробе Руфье и ортостатической пробе - 19,6 и 28,6 соответственно; функционального состояния дыхательной системы по пробам Штанге и Генче - 19,5 и 25,8 соответственно.
Выводы. Анализируя результаты эксперимента, установлено, что введение в учебные занятия по физической культуре специальной подготовки по методике тренировки игроков в настольный теннис по сравнению с традиционной программой проведения занятий по физической культуре позволило значительно повысить оздоровительный потенциал студентов. В частности, у студентов экспериментальной группы в сравнении со студентами улучшились показатели: функционального состояния сердечно-сосудистой системы на 10,7% и 13,3% - по пробе Руфье и ортостатической пробе соответственно; функционального состояния дыхательной системы на 14,7% и 19,5% - по пробам Штанге и Генче соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что перспективным способом повышение оздоровительного потенциала студентов является введения в учебные занятия по физической
культуре специализации по настольному теннису как наиболее прогрессивной формы совершенствования физического воспитания и повышения уровня оздоровительного потенциала студентов.
Литература
1. Рязанова Е.А., Гиренко Л.А Организация физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем в вузе. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2017. - 178 с. - С. 124-128.
2. Ахметгареева Р.К., Битшева И.Г., Болотников А.А., Калманович В.Л., Мугаттарова Э.Р., Хайруллин Р.Р. Повышение мотивированности к занятиям, как важнейшее условие формирования потенциала культуры физической у студентов // Казанская наука. - 2016. - №11. - с. 133-135
3. Агеевец В.У., Борилкевич В.Е., Шустин Б.Н. Динамика физической подготовленности студентов в связи со специализацией курса физического воспитания //Материалы научно-методической конференции вузов по физическому воспитанию. Л., 1969. - С. 6-7.
4. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.
5. Барчукова Г.В., Шпрах С.Д. Здоровье главный итог, бодрость главная победа / / Физкультура и спорт. № 5, 1991. - С. 89 - 99.
6. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / / Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6. - С. 57-63.
7. Воронова Н.О. Подготовка игроков в настольный теннис / Н.О.Воронова - М.: Физкультура и спорт, 2 014 -
254 с.
8. Копелян Л.С. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса в обучении занимающихся настольным теннисом / Л.С. Копелян. - М.:Физкультура и спорт, 2012 -267 с.
9. Амелин А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2013 - 341 с
10. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учеб. пособие. - Новосибирск, 1998. - 283 с.
References
1. Ryazanova E.A., Girenko L.A. Organizaciya fizicheskoj kul'tury dlya studentov s oslablennym zdorov'em v vuze. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v mirovom uchebno-vospitatel'nom pro-stranstve: sb. materialov VII Mezhdunar. nauch.-prakt konf - Novosibirsk, 2017. - 178 s. - S. 124-128.
2. Ahmetgareeva R.K., Bitsheva I.G., Bolotnikov A.A., Kalmanovich V.L., Mugattarova E.R., Hajrullin R.R. Povyshenie motivirovannosti k zanyatiyam, kak vazhnejshee uslovie formirovaniya potenciala kul'tury fizicheskoj u studentov // Kazanskaya nauka. - 2016. - №11. - s. 133-135
3. Ageevec V.U., Borilkevich V.E., Shustin B.N. Dinamika fizicheskoj podgotovlennosti studentov v svyazi so specializaciej kursa fizicheskogo vospitaniya //Materialy nauchno-metodicheskoj konferen-cii vuzov po fizicheskomu vospitaniyu L, 1969. - S. 6-7.
4. Vajnbaum YA.S., Koval' V.I., Rodionova T.A Gigiena fizicheskogo vospitaniya i sporta: Ucheb. po-sobie dlya stud. vyssh. ped ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002. - 240 s.
5. Barchukova G.V., Shprah S.D. Zdorav'e glavnyj itog, bodrost glavnaya pobeda // Fizkul'tura i sport. № 5, 1991. - S.
89 - 99.
6. Sapegina T.A., Ol'hovskaya E.B. Adaptaciya studentov k faktoram professional'no-obrazovatel'noj sredy // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. - 2011. - № 6. - S. 57-63.
7. Voronova N.O. Podgotovka igrokov v nastol'nyj tennis / N.O.Voronova. - M.: Fizkul'tura i sport, 2014 - 254 s.
8. Kopelyan L.S. Formirovanie dvigatel'nyh navykov i provedenie ehffektivnogo trenirovochno-go processa v obuchenii zanimayushchihsya nastol'nym tennisom / L.S. Kopelyan. - M.:Fizkul'tura i sport, 2012 -267 s.
9. Amelin A.N. Nastol'nyj tennis / A.N. Amelin. - M.: Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury i sporta, 2013 - 341 s.
10. Rubanovich V.B. Vrachebno-pedagogicheskij kontrol' pri zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj: ucheb. posobie. -Novosibirsk, 1998. - 283 s.
УДК 37
Ф.К. Зиннуров
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВА
В статье проанализированы социально-культурные, экономические условия, стимулирующие негативные тенденции девиантности подростков. Рассмотрены основные причины девиантного