Научная статья на тему 'Методика применения оздоровительной ходьбы на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе со студентами с хроническими заболеваниями'

Методика применения оздоровительной ходьбы на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе со студентами с хроническими заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
539
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЗАНЯТИЙ / PHYSICAL HEALTH / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP / ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / CHRONIC DISEASES / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PHYSICAL WORKING CAPACITY / HYSICAL TRAINING / IMPROVING CHARACTER OF OCCUPATIONS / IMPROVING WALKING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Григорьева Елена Львовна, Гусев Алексей Николаевич

В настоящее время проблема увеличения хронических заболеваний, в том числе среди студенческой молодёжи Российской Федерации является актуальной. Увеличение числа обучающихся в вузе, которые переходят в специальную медицинскую группу здоровья, говорит о необходимости проведения профилактики и мер предупреждения хронических заболеваний уже на ранней стадии их выявления. Занятия по физической культуре с учащимися групп, сформированных по медицинским показателям, должны носить оздоровительный характер и отличаться от занятий с учащимися в группах без медицинских противопоказаний, как по объему и интенсивности, так и по содержанию и направленности, а также контрольным нормативам. В данной статье представлена методика применения дозированной оздоровительной ходьбы на открытом воздухе в учебно-воспитательном процессе по физической культуре специальной медицинской группы со студентами, страдающими хроническими заболеваниями. Проведен формирующий педагогический эксперимент с целью обоснования предлагаемой методики и ее влияния на коррекцию функционального состояния занимающихся и общему улучшению их соматического здоровья. В результате эксперимента обоснована эффективность методики и обнаружены положительные сдвиги в показателях физического здоровья студентов, имеются положительные сдвиги антропометрических показателей в экспериментальной группе студентов, о чем свидетельствуют улучшение показателей функциональных систем обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Григорьева Елена Львовна, Гусев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF APPLICATION OF IMPROVING WALKING ON OCCUPATIONS PHYSICAL CULTURE IN SPECIAL MEDICAL GROUP WITH STUDENTS WITH CHRONIC DISEASES

Now the problem of increase in chronic diseases, including among student's youth of the Russian Federation is relevant. Increase in number of students in higher education institution who pass into special medical group of health, speaks about need of performing prevention and measures of prevention of chronic diseases already at an early stage of their identification. Classes in physical culture with pupils of the groups created on medical indicators have to have improving character and differ from occupations with pupils in groups without medical contraindications, both on the volume and intensity, and according to contents and orientation and also control standards. The technique of application of the dosed improving walking in the open air in teaching and educational process on physical culture of special medical group with the students having chronic diseases is presented in this article. The forming pedagogical experiment for the purpose of justification of the offered technique and its influences on correction of a functional state which are engaged and to the general improvement of their somatic health is made. As a result of an experiment the efficiency of a technique is proved and positive shifts in indicators of physical health of students are found, there are positive shifts of anthropometrical indicators in experimental group of students what confirm improvement of indicators of functional systems of students.

Текст научной работы на тему «Методика применения оздоровительной ходьбы на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе со студентами с хроническими заболеваниями»

педагогические науки

Стафеева Анастасия Владимировна, Григорьева Елена Львовна, Гусев Алексей Николаевич МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ...

УДК 378.172

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ СО СТУДЕНТАМИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

© 2018

Стафеева Анастасия Владимировна, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

(603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова,], e-mail: gvelnn@mail.ru) Гусев Алексей Николаевич, старший преподаватель кафедры физической культуры

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, д. 22а, e-mail: Stepurko1976@yandex.ru)

Аннотация. В настоящее время проблема увеличения хронических заболеваний, в том числе среди студенческой молодёжи Российской Федерации является актуальной. Увеличение числа обучающихся в вузе, которые переходят в специальную медицинскую группу здоровья, говорит о необходимости проведения профилактики и мер предупреждения хронических заболеваний уже на ранней стадии их выявления. Занятия по физической культуре с учащимися групп, сформированных по медицинским показателям, должны носить оздоровительный характер и отличаться от занятий с учащимися в группах без медицинских противопоказаний, как по объему и интенсивности, так и по содержанию и направленности, а также контрольным нормативам. В данной статье представлена методика применения дозированной оздоровительной ходьбы на открытом воздухе в учебно-воспитательном процессе по физической культуре специальной медицинской группы со студентами, страдающими хроническими заболеваниями. Проведен формирующий педагогический эксперимент с целью обоснования предлагаемой методики и ее влияния на коррекцию функционального состояния занимающихся и общему улучшению их соматического здоровья. В результате эксперимента обоснована эффективность методики и обнаружены положительные сдвиги в показателях физического здоровья студентов, имеются положительные сдвиги антропометрических показателей в экспериментальной группе студентов, о чем свидетельствуют улучшение показателей функциональных систем обучающихся.

Ключевые слова. Физическое воспитание, физическое здоровье, студенты специальной медицинской группы, хронические заболевания, оздоровительный характер занятий, оздоровительная ходьба, физическая работоспособность.

TECHNIQUE OF APPLICATION OF IMPROVING WALKING ON OCCUPATIONS PHYSICAL

CULTURE IN SPECIAL MEDICAL GROUP WITH STUDENTS WITH CHRONIC DISEASES

© 2018

Stafeeva Anastasia Vladimirovna, associate professor of theoretical fundamentals of physical culture Grigorieva Elena Lvovna, senior teacher of department of Theoretical fundamentals of physical culture Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: gvelnn@mail.ru) Gusev Alexey Nikolaevich, senior teacher of department of physical culture Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya St., 22a, e-mail: Stepurko1976@yandex.ru)

Abstract. Now the problem of increase in chronic diseases, including among student's youth of the Russian Federation is relevant. Increase in number of students in higher education institution who pass into special medical group of health, speaks about need of performing prevention and measures of prevention of chronic diseases already at an early stage of their identification. Classes in physical culture with pupils of the groups created on medical indicators have to have improving character and differ from occupations with pupils in groups without medical contraindications, both on the volume and intensity, and according to contents and orientation and also control standards. The technique of application of the dosed improving walking in the open air in teaching and educational process on physical culture of special medical group with the students having chronic diseases is presented in this article. The forming pedagogical experiment for the purpose of justification of the offered technique and its influences on correction of a functional state which are engaged and to the general improvement of their somatic health is made. As a result of an experiment the efficiency of a technique is proved and positive shifts in indicators of physical health of students are found, there are positive shifts of anthropometrical indicators in experimental group of students what confirm improvement of indicators of functional systems of students.

Keywords: physical training, physical health, students of special medical group, chronic diseases, improving character of occupations, improving walking, physical working capacity.

В настоящее время отмечается увеличение хронических заболеваний, в том числе среди студенческой молодёжи, полученные данные из вузов Российской Федерации также свидетельствуют об актуальности проблемы [1]. Каждый год по результатам медицинского осмотра увеличивается число обучающихся в вузе, которые переходят в специальную медицинскую группу здоровья. Так, в конце 2015 года показатель количества учащихся вузов в среднем по стране составило около 4346%. Из них страдающих хроническим пиелонефритом выявляются в среднем у 60% молодых людей [2].

В этой связи, несомненно, необходима профилактика и меры предупреждения хронических заболеваний уже на ранней стадии их выявления. В учебно-воспитательном процессе для решения поставленных задач наиболее эффективно планировать занятия по физической культуре с учащимися групп, сформированных по медицинским показателям, так как, прежде всего, данные учебно-развивающие занятия должны носить оздорови-

тельный характер и отличаться от занятий с учащимися в группах без медицинских противопоказаний, как по объему и интенсивности, так и по содержанию и направленности, а также контрольным нормативам [3, 4].

Анализ научных и методических трудов, беседы с профессионалами позволяют заключить, что наиболее рекомендуемыми средствами повышения состояния здоровья лиц, имеющих хронические заболевания, являются регулярные занятия циклической деятельностью в аэробном режиме. При этом, из всего разнообразия циклических упражнений особенно широко используемые по причине безопасности, простоты использования и общедоступности, являются дозированная оздоровительная ходьба на открытом воздухе [5, 6].

В данном положении дел потенциальным, на наш взгляд, является разработка научно аргументированной методики использования нормированной оздоровительной ходьбы на открытом воздухе на учебных занятиях по физической культуре со студентами, страдающими

Stafeeva Anastasia Vladimirovna, Grigorieva Elena Lvovna, Gusev Alexey Nikolaevich pedagogical

TECHNIQUE OF APPLICATION OF IMPROVING WALKING ... sciences

хроническими заболеваниями.

В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что применение оздоровительной ходьбы на занятиях по физической культуре со студентами, с хроническими заболеваниями, которое осуществляется в совокупности с другими методами оздоровительной физической культуры, будет содействовать общему улучшению их соматического здоровья и положительной коррекции функционального состояния занимающихся.

Методика проведения исследований.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, педагогическое тестирование, медико-биологические исследования, формирующий педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент проводился на базе Нижегородского государственного инженерно -экономического университета (г. Княгинино). В эксперименте участвовали студенты (юноши) направлений подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии. 43.03.02 Туризм; 43.03.03 Гостиничное дело, 35.03.06 Агроинженерия (профиль Электрооборудование и электротехнологии), занимающиеся в СМГ (специальная медицинская группа). Контрольная группа представлена студентами СМГ в возрасте 19-21 год, страдающими пиелонефритом. Ее численность составила 8 человек, которым были предложены занятия по программе специальных медицинских групп с сентября 2016 по март 2017 года.

Для обучающихся экспериментальной группы были запланированы занятия по программе специальных медицинских групп, в основе которых оздоровительная ходьба являлась основным средством физической подготовки. Оздоровительная ходьба планировалась 2 раза в неделю, по 90 минут.

Дозирование нагрузки для студентов экспериментальной группы соответствовали функциональным возможностям организма и жизнеобеспечивающих систем и планировались согласно теории дозирования нагрузок на занятиях с лицами с ослабленным здоровьем. На начальном этапе занятий планировались упражнения малой и невысокой интенсивности, которые увеличивали ЧСС на 55-60% от мах. Далее повышение нагрузки происходило постепенно до средней зоны интенсивности, и соответствовало повышению ЧСС на 60-65% от максимального показателя. За основу нами был взят, в соответствии с рекомендациями авторов [7] принцип тренирующей дозировки, заключающейся в постепенном повышении от занятия к занятию физических нагрузок таким образом, чтобы вызвать в конце занятия лёгкое утомление.

Повышение нагрузки осуществлялось на занятиях через одно занятие попеременно за счёт интенсивности и объёма. То есть варианты дозирования нагрузки планировались из расчёта 16 недель в семестре, что составляет 32 занятия (64 часа). Дозирование нагрузки осуществлялось по следующим показателям: темп выполнения измерялся в количестве пар шагов в минуту, длительность выполнения исчислялась в минутах, секундах. Увеличение нагрузки происходило раз в неделю (через одно занятие) попеременно за счёт объёма и интенсивности.

Продолжительность блока ходьбы постепенно увеличивалась с 10-15 минут до 30 минут в течение I семестра и с 15-20 минут до 45 минут - на протяжении II семестра. Нами использовались следующие разновидности ходьбы: обычная ходьба, ходьба по ступенькам (по Н.М. Амосову), ходьба по пересечённой местности, ходьба по песку, ходьба в гору. Для каждого вида была подготовлена своя система нормирования нагрузки из расчёта одно изменение в неделю попеременно за счёт объёма и интенсивности для 16-ти недель в семестре, 32-х недель - в уч. году. 214

В I (II) семестре на 1-8 (17-18) неделях планировалось три разновидности ходьбы, на 9-12 (19-20) неделях - четыре разновидности, на 13-16 (21-32) неделях - все разновидности. ЧСС составляла 120-130 уд/мин (60-65% от мах).

Как дополнительное средство коррекции функционального состояния почек занимающихся в основную часть учебно-тренировочного занятия был включен раздел упражнений лечебной физической культуры при заболеваниях почек в течение 10-15 минут. На основе предлагаемых в специальной литературе упражнений [8], нами были составлены три комплекса упражнений лечебной физической культуры при хронических заболеваниях почек: на ковриках, сидя (стул, скамейка), с предметами (скакалки, фитболы). Порядок применения комплексов был расписан на весь учебный год (32 недели) с учётом периодов тёплого и холодного времени года.

Результаты исследований.

Уровень физического развития, состояние физической работоспособности человека, являются важными показателями здоровья. Полученные данные студенческой молодежи по РФ показывают, что основные ана-томо-физиологические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, сила кисти, жизненная емкость легких) в целом соответствуют возрастным нормам и не меняются на протяжении всего периода наблюдения. Установлена сильная положительная корреляционная связь между ростом и весом тела (г-0,42; 0,37; 0,64 в зависимости от курса), что свидетельствует о пропорциональном телосложении большинства студентов.

Эффективность полного курса занятий оценивалась нами по следующим показателям: ряда антропометрических показателей, показателей силы, проба Руфье-Диксона, пробы Мартине-Кушелевского, пробы Штанге, проба Генчи. В таблице 1 представлена динамика изменения показателей физического развития студентов.

Таблица 1 - Динамика изменения показателей физического развития студентов экспериментальной группы

Показатели Результаты измерения Р

До эксперимента После эксперимента

М±ш М±ш

Ростам) 177=5±1,S 177,б±1,8 Р>0,05

Масса (кг) 71,3±1,4 71,4*1,43 Р>0,05

Окружность груди (вдох) (см) 97,0±1,S 95,5±1Д Р>0,05

Окружность груди{выдох) (см) 91,2*1,3 91,3±1,0 PXJ,05

Проба Генчи (сек) 12,4±0,7 17,1±0,В Р< 0,05

Проба Штанге (сек) 35,1±0,9 45,8±1,0 Р<0,05

Сила правой руки (кг) 46,1*0,5 47,4±0,4 Р<0,05

Сила левой руки (кг) 44 Д ±3,2 45,б±3,1 Р<0,05

Проба Руфье-Диксона 30Д±0,бб 35,1±0:<55 Р< 0,05

Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии предлагаемой методики на показатели физического развития студентов СМГ экспериментальной группы.

Показатель пробы Генчи до эксперимента составил 12,4±0,7 сек, после эксперимента 17,1±0,8 сек; показатель силы правой кисти до эксперимента составил 46,1±0,5 кг, после эксперимента 47,4±0,4 кг (Р <0,05); левой руки до эксперимента 44,2±3,2 кг, после эксперимента 45,6±3,1 кг (Р <0,05). Показатель в пробе Штанге до эксперимента в экспериментальной группе составил 35,1±0,9 сек, после эксперимента 45,8±1,0 сек. Показатель пробы Руфье-Диксона до эксперимента составил 30,2±0,66 сек, после эксперимента - 35,1±0,65 сек (Р <0,05).

Основные результаты и выводы.

В результате проведенного исследования мы выявили что, имеются положительные сдвиги антропометрических показателей в экспериментальной группе студентов, о чем свидетельствуют улучшение показателей силы, скорости реакции, выносливости, пробы Штанги, пробы Руфье-Диксона. В этой связи можно заключить, что занятия СМГ на основе дозированной оздоровительной ходьбы более эффективны как способ воздействия на работоспособность студентов, страдающих хроническими заболеваниями.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Стафеева Анастасия Владимировна, Григорьева Елена Львовна, Гусев Алексей Николаевич

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ...

Таким образом, применение оздоровительной ходьбы на занятиях по физической культуре со студентами, страдающих хроническим пиелонефритом, осуществляемое в совокупности с другими комплексами оздоровительной физической культуры, способствовало положительной коррекции функционального состояния занимающихся и общему улучшению их соматического здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксёнова О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Уч.-метод. пособие. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. 88 с.

2. Быстрицкая Е.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения / Е.В. Быстрицкая, А.В.Стафеева / Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 26.

3. Григорьева Е.Л. Методы телесноориентирован-ной оздоровительной педагогики / Е.Л. Григорьева, Д.И. Воронин, Т.Н.Тимофеева / В сборнике: «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры» сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 258-262.

4. Волкова Т.И. Физическое воспитание студентов, отнесённых по состоянию здоровья в группу лечебной физической культуры (ЛФК): учебное пособие / Т.И. Волкова. Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2013. 235с.

5. Балышева, Наталья Владимировна. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега: диссертация, канд. пед. наук: / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Белгород, 2010.234 с.

6. Стафеева А.В., Реутова О.В. Обоснование эффективности нетрадиционных средств и форм физической культуры и их влияние на физическое воспитание и физическую подготовленность детей дошкольного воз-раста//Современные проблемы науки и образования, 2015/6. С.491-498.

7. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок. М.: Просвящение. 1991. 64 с.

8. Нурмухаметова Р.А., Филиппова Т.В. Методические рекомендации по организации занятий лечебной физкультурой со студентами страдающими, хроническим пиелонефритом. М. 1994.124 с.

Статья поступила в редакцию 01.02.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.