Научная статья на тему 'Формирование физической культуры студентов с отклонениями в состоянии здоровья посредством применения на занятих оздоровительных технологий'

Формирование физической культуры студентов с отклонениями в состоянии здоровья посредством применения на занятих оздоровительных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PHYSICAL CULTURE / TABLE TENNIS / STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / HEALTH TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарифуллин Р.Ш., Филюшин А.Г., Зенуков И.А., Давлетгареева А.А.

Статья посвящена исследованию эффективности применения настольного тенниса как оздоровительной технологии на занятиях по физической культуре студентов специальной медицинской группы. В качестве исследуемых показателей здоровья по пробе Руфье и ортостатической пробе определялось функциональное состояния сердечно-сосудистой системы, по пробам Штанге и Генче функциональное состояние дыхательной системы. В результате исследования установлено, что введение в учебный процесс физической подготовки студентов специальной медицинской группы специальных занятий настольным теннисом с применением упражнений легкой и средней интенсивности, по сравнению с традиционной программой проведения занятий, позволяет значительно улучшить показатели здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гарифуллин Р.Ш., Филюшин А.Г., Зенуков И.А., Давлетгареева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TABLE TENNIS AS A HEALTH TECHNOLOGY IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN HEALTH

The article is devoted to the study of the effectiveness of table tennis as a health technology in the classroom for physical culture of students of special medical group. As a study of health indicators for the sample of Rufe and orthostatic test was determined by the functional state of the cardiovascular system, samples Stange and Genç functional state of the respiratory system. As a result of research it is established that introduction in educational process of physical preparation of students of special medical group of special occupations by table tennis with application of exercises of easy and average intensity in comparison with the traditional program of carrying out occupations allows to improve indicators of health of students considerably.

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры студентов с отклонениями в состоянии здоровья посредством применения на занятих оздоровительных технологий»

УДК 378.17.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИХ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Р.Ш. Гарифуллин, А.Г. Филюшин, И.А. Зенуков, А.А. Давлетгареева

Аннотация. Статья посвящена исследованию эффективности применения настольного тенниса как оздоровительной технологии на занятиях по физической культуре студентов специальной медицинской группы. В качестве исследуемых показателей здоровья по пробе Руфье и ортостатической пробе определялось функциональное состояния сердечно-сосудистой системы, по пробам Штанге и Генче - функциональное состояние дыхательной системы. В результате исследования установлено, что введение в учебный процесс физической подготовки студентов специальной медицинской группы специальных занятий настольным теннисом с применением упражнений легкой и средней интенсивности, по сравнению с традиционной программой проведения занятий, позволяет значительно улучшить показатели здоровья студентов.

Ключевые слова: физическая культура настольный теннис, студенты, специальная медицинская группа, оздоровительная технология.

THE USE OF TABLE TENNIS AS A HEALTH TECHNOLOGY

IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL EDUCATION

OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN HEALTH

R. Garifullin, A. Filushin, I. Senukov, A. Davletgareeva

Abstract. The article is devoted to the study of the effectiveness of table tennis as a health technology in the classroom for physical culture of students of special medical group. As a study of health indicators for the sample of Rufe and orthostatic test was determined by the functional state of the cardiovascular system, samples Stange and Geng - functional state of the respiratory system. As a result of research it is established that introduction in educational process of physical preparation of students of special medical group of special occupations by table tennis with application of exercises of easy and average intensity in comparison with the traditional program of carrying out occupations allows to improve indicators of health of students considerably.

Keywords: physical culture, table tennis, students, special medical group, health technology.

Введение. По результатам медосмотров, проводимых среди студентов вузов, наблюдается общая тенденция ухудшения состояния их здоровья [1].

В связи с этим особого внимания заслуживает физическая подготовка студентов с отклонениями в состоянии здоровья, так как она имеет свои отличия и сложности. Особенно это касается студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, так как обычно в данной группе собраны студенты, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья, необратимые заболевания, и такие студенты психологически не готовы к занятиям физической культурой.

Адаптация этих студентов к физическим и нервным нагрузкам в образовательном процессе становится актуальной проблемой для любого вуза и требует проведения дополнительных научных исследований в данной области.

В настоящее время используются различные оздоровительные технологии для адаптации,

оздоровления и физического развития студентов специальной медицинской группы, при этом одним с перспективных методов решения данной проблемы является применение для этих целей занятий и упражнений настольного тенниса [2-5].

Обоснование эффективности применения настольного тенниса в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы связано с тем, что данный вид спорта сочетает разностороннюю двигательную активность студентов, соответствующую их самочувствию и физической подготовленности с паузами полного отдыха. Данная особенность настольного тенниса позволяет без опасности ухудшения здоровья улучшать психофизическое состояние и оздоровительный потенциал. Регулярное применение упражнений настольного тенниса позволяет укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы человека [6;7].

Цель исследования: изучить эффективность применения настольного тенниса как

оздоровительной технологии на занятиях по физической культуре студентов специальной медицинской группы.

Методы и организация исследования: анализ специальной научно-методической литературы, доступные стандартные методики исследования показателей здоровья студентов, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследование осуществляли во время проведений занятий в техническом вузе. В исследовании принимали участие 60 студентов 1 - 3 курса, по состоянию здоровья отнесенные к специальной медицинской группе, возрастом 18±1 год, которые составляли

экспериментальную и контрольную группы, по 30 человек в каждой группе.

С учетом анализа научной литературы, для проведения занятий со студентами специальной медицинской группы выбрали методику занятий настольным теннисом с применением упражнений легкой и средней интенсивности, описанной в работах [8-10].

Организацию эксперимента осуществляли в следующей последовательности. В начале первого семестра определяли исходный уровень данных по показателям функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов. Затем на протяжении шести семестров со студентами экспериментальной группы проводили занятия по предложенной методике подготовки игроков в настольный теннис, а со студентами контрольной группы проводили занятия по традиционной программе физической культуры для студентов специальной

Из данных, представленных в таблице 1, видно, что показатели оздоровительного потенциала студентов в обеих группах практически не отличаются, и можно достоверно утверждать, что контрольная и экспериментальная группы однородны.

Результаты исследования по динамике

медицинской группы в вузе. По окончании шестого семестра проводили повторное определение ранее изученных показателей для студентов экспериментальной и контрольной групп и сравнивали полученные результаты.

Для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов использовали пробу Руфье и ортостатическую пробу, дыхательной системы - пробы Штанге и Генче [11]. Статистически данные обрабатывались с помощью электронных таблиц MS Excel. Результаты исследований представлены как средняя арифметическая и стандартная ошибка средней (М) ± (m).

Результаты исследований. Студенты занимались по методике, предложенной в работах [8-10] настольным теннисом, на протяжении шести семестров два раза в неделю по три часа. В программу проведения занятий входили упражнения легкой и средней интенсивности общефизической и специальной физической подготовок игроков в настольный теннис (упражнения с мячом и ракеткой на месте, в движении, у стола, имитационные упражнения и т.д.), последовательность выполнения упражнений, количество подходов, время и темп их выполнения.

С целью выявления однородности распределения студентов по группам, с точки зрения их показателей здоровья, в исходной точке исследования проводили сравнительный анализ показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования приведены в таблице 1.

изменения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов контрольной и экспериментальной групп приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты исследований по сравнительному анализу конечного уровня показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной и контрольной группы представлены в таблице 4.

Таблица 1. - Сравнительный анализ исходного уровня показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной и контрольной групп

Показатели Результаты (М±т ) P

Контрольная группа Экспериментальная группа

Проба Руфье 6,5±0,2 6,4±0,2 >0,05

Ортостатическая проба, уд/мин 16±3,2 16±3,2 >0,05

Проба Штанге, с 38±2,8 37±2,6 <0,05

Проба Генче, с 31±2,3 32±2,2 <0,05

Таблица 2. - Динамика показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов контрольной группы

Показатели Результаты (М±т) P

В начале эксперимента (I семестр) В конце эксперимента (VI семестр)

Проба Руфье 6,5±0,2 5,8±0,3 >0,05

Ортостатическая проба, уд/мин 16±3,2 14±3,4 >0,05

Проба Штанге, с 38±2,8 40±2,6 <0,05

Проба Генче, с 31±2,3 33±2,4 <0,05

Таблица 3. -Динамика показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной группы

Показатели Результаты (М±m) P

В начале эксперимента (I семестр) В конце эксперимента (VI семестр)

Проба Руфье 6,4±0,2 5,0±0,3 >0,05

Ортостатическая проба, уд/мин 16±3,2 12±2,8 >0,05

Проба Штанге, с 37±2,6 44±1,9 <0,05

Проба Генче, с 32±2,2 37±2,0 <0,05

Таблица 4. - Сравнительный анализ конечного уровня показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов экспериментальной и контрольной группы

Показатели Результаты (М±ш) P

Контрольная группа Экспериментальная группа

Проба Руфье 5,8±0,3 5,0±0,3 >0,05

Ортостатическая проба, уд/мин 14±3,4 12±2,8 >0,05

Проба Штанге, с 40±2,6 44±1,9 <0,05

Проба Генче, с 33±2,4 37±2,0 <0,05

Из данных, представленных в таблицах 2 - 4, видно, что в результате проведения исследования прирост показателей оздоровительного потенциала произошел в обеих группах. Так, в контрольной группе процент улучшения показателей составил: функционального состояния сердечно-сосудистой системы по пробе Руфье и ортостатической пробе - 10,8 и 12,5 соответственно; функционального состояния дыхательной системы по пробам Штанге и Генче

- 5,3 и 6,5 соответственно. При этом динамика показателей здоровья экспериментальной группы претерпела более значимые изменения. В экспериментальной группе процент улучшения показателей составил: функционального состояния сердечно-сосудистой системы по пробе Руфье и ортостатической пробе - 21,9 и 25,0 соответственно; функционального состояния дыхательной системы по пробам Штанге и Генче

- 18,9 и 15,6 соответственно.

Выводы. Установлено, что применение на занятиях физической культурой студентов специальной медицинской группы упражнений настольного тенниса способствует их лучшей адаптации к физическим и нервным нагрузкам

образовательного процесса в вузе. Показано, что специальные занятия настольным теннисом студентов специальной медицинской группы с применением упражнений легкой и средней интенсивности по сравнению с традиционной программой проведения занятий по физической культуре позволяет значительно повысить показатели здоровья студентов. В частности, у студентов экспериментальной группы в сравнении со студентами контрольной группы улучшились показатели: функционального состояния сердечно-сосудистой системы на 11,1% и 12,5% - по пробе Руфье и ортостатической пробе соответственно; функционального состояния дыхательной системы на 13,5% и 9,1% - по пробам Штанге и Генче соответственно. Уникальность применения занятий настольным теннисом для такого контингента студентов состоит в возможности дозирования нагрузки в соответствии с физическими возможностями слабо подготовленного человека.

Учитывая особенности учебного процесса в вузе и существенные различия физической подготовленности студентов в зависимости от отношения к той и иной медицинской группе,

дальнейшие исследования будут направлены на настольным теннисом студентов специальной

совершенствование методики занятий медицинской группы.

Литература:

1. Калиничев П.О. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи [Электронный ресурс] / П.О. Калиничев, Ю.И. Логинов // Молодежный научный форум: гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: МЦНО. - 2017. - № 4(43). -Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_ humanities/4 (43). pdf

2. Рязанова Е.А. Организация физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем в вузе / Е.А. Рязанова, Л.А. Гиренко // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2017. -178 с. - С. 124-128.

3. Рыжкина Л.А. Оздоровительные технологии в подготовке студентов специальной медицинской группы в вузе: учебное пособие / Л.А. Рыжкина. -Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 103 с.

4. Мугаттарова Э.Р. Применение оздоровительных технологий на занятиях физической культуры со студентками КГАСУ / Э.Р. Мугаттарова, З.Н. Тазиева, А.С. Минниханова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ - Казань: 2016. - С. 513-516.

5. Ахметгареева Р.К. Повышение мотивированности к занятиям, как важнейшее условие формирования потенциала культуры физической у студентов / Р.К. Ахметгареева, И.Г. Битшева, А.А. Болотников и др. // Казанская наука. - 2016. - №11. -С. 133-135.

6. Барчукова Г.В. Здоровье главный итог, бодрость главная победа / Г.В. Барчукова, С.Д. Шпрах // Физкультура и спорт. - М.: 1991. - № 5. - С. 89 - 99.

7. Сапегина Т.А. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / Т.А. Сапегина, Е.Б. Ольховская // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6. - С. 57-63.

8. Воронова Н.О. Подготовка игроков в настольный теннис / Н.О. Воронова. - М.: Физкультура и спорт, 2014 - 254 с.

9. Копелян Л.С. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса в обучении занимающихся настольным теннисом / Л.С. Копелян. - М.: Физкультура и спорт, 2012 - 267 с.

10. Амелин А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2013. - 341 с.

11. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой: учеб. пособие / В.Б. Рубанович. - Новосибирск: 1998. - 283 с.

Сведения об авторах:

Гарифуллин Руслан Шамилевич (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «КГАСУ», e-mail: rus-garifullin@yandex.ru

Филюшин Александр Геннадьевич (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «КГАСУ», e-mail: aziza@kgasu.ru

Зенуков Игорь Альбертович (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «КНИТУ», e-mail: fizvosp@kstu.ru

Давлетгареева Алина Азаматовна (г. Казань, Россия), студент ФГБОУ ВО «КГАСУ», e-mail: aziza@kgasu.ru

Data about the authors:

R. Garifullin (Kazan, Russia), candidate of technical sciences, associate Professor, Dep. of physical education and sports FGBOU VO «KSUAE», e-mail: rus-garifullin@yandex.ru

A. Filushin (Kazan, Russia), senior teacher, Dep. of physical education and sports FGBOU VO «KSUAE», e-mail: aziza@kgasu.ru

I. Senukov (Kazan, Russia), candidate of technical sciences, associate Professor, head of Dep. of physical education and sports FGBOU VO «KNITU», e-mail: fizvosp@kstu.ru

A. Davletgareeva (Kazan, Russia), student of FGBOU VO «KSUAE», e-mail: aziza@kgasu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.