педагогические науки
Евтин Александр Борисович, Гусев Алексей Николаевич ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ...
УДК 378.172
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
© 2016
Евтин Александр Борисович, заведующий кафедрой «Физической культуры» Гусев Алексей Николаевич, доцент кафедры «Физической культуры» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. С каждым годом растущая учебная нагрузка, нерациональное питание, большой объем работы с компьютером, социальный дискомфорт, действие различных психоэмоциональных факторов вызывают напряжение систем адаптации у учащихся. Все это приводит к тому, что с каждым годом увеличивается доля студентов, испытывающих трудности обучения, связанные с ухудшением физического и функционального состояния организма в процессе адаптации к учебным нагрузкам. Важным условием формирования и совершенствования механизмов адаптации, в том числе и к умственным нагрузкам, является двигательная активность. Однако система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической культуры оздоровительной направленности. Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями - важнейшее средство укрепления здоровья студентов. Они улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма учащихся вуза, отнесенных к специальной медицинской группе. В исследовании нами представлены физкультурно- оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию студентов в специальных медицинских группах. Определена эффективность использования физкультурно- оздоровительных технологий в учебном процессе и экспериментально обосновано их влияние на показатели физической подготовленности и функциональных возможностей учащейся молодёжи специальной медицинской группы.
Ключевые слова: оздоровительные технологии, двигательная активность, студенты специальной медицинской группы, физическая культура, физические упражнения, оздоровительный бег, физическое развитие, функциональные возможности.
IMPROVING TECHNOLOGIES IN TRAINING OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP
© 2016
Evtin Alexander Borisovich, head of the chair "Physical culture" Gusev Alexey Nikolaevic, an assistant professor of "Physical Education" Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)
Abstract. Every year the growing teaching load, poor nutrition, a large amount of work with computer, social discomfort, the effect of various psychoemotional factors cause stress systems of adaptation of students. All this leads to the fact that every year increases the proportion of students experiencing learning difficulties related to deteriorating physical and functional state of the organism in the process of adaptation to training loads. An important condition for the formation and improvement of mechanisms of adaptation, including for mental stress is physical activity. However, the system of educational process in higher educational institutions does not fully compensate for the total lack of physical activity, especially among students with chronic diseases and low level of physical development, which creates prerequisites for the search of new forms and means of physical culture improving orientation. Properly organized, systematic physical exercise is a key means of strengthening the health of students. They improve physical development, increase functional possibilities of organism of students of the University, related to special medical group. In the study we have presented the physical - improving technologies in the classroom for physical education students in special medical groups. The efficiency of use of fitness technologies in the educational process and experimentally proved their influence on the indexes of physical development and functional possibilities of students of special medical group.
Key words: health technologies, students of special medical group, physical culture, physical exercises, physical development, functional possibilities.
Одной из актуальных проблем высшего профессионального образования является изучение состояния здоровья студентов, путей его сохранения и укрепления [1, с.10-11]. Процент выпускников средних школ, имеющих низкий уровень здоровья, растет. В вузе таким студентам трудно адаптироваться к условиям обучения [2, с. 35-36; 3, с. 4315-4316; 4, с.72-75; 5, с.24-26].
Типичная для учащихся гиподинамия, с каждым годом растущая учебная нагрузка, нерациональное питание, большой объем работы с компьютером, социальный дискомфорт, действие различных психоэмоциональных факторов вызывают напряжение систем адаптации. Все это приводит к тому, что с каждым годом увеличивается доля студентов, испытывающих трудности обучения, связанные с ухудшением физического и функционального состояния организма в процессе адаптации к учебным нагрузкам [6, с.8-9; 7, с.51-52].
Важным условием формирования и совершенствования механизмов адаптации, в том числе и к умственным нагрузкам, является двигательная активность. Однако система образовательного процесса в высших учебных заведениях не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, особенно у студентов, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития, что создает предпосылки для поиска новых форм и средств физической куль-
туры оздоровительной направленности [8, с.12-55; 9, с.63-64].
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями - важнейшее средство укрепления здоровья студентов. Они улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма учащихся вуза, отнесенных к специальной медицинской группе [10, с. 1263-1264].
Высокая эффективность занятий достигается правильным подбором методических приемов. Определяя содержание каждого занятия, преподаватель должен уметь подобрать и использовать наиболее рациональные средства и методы физического воспитания, отвечающие состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающихся, и при этом, учитывать медицинские противопоказания и педагогические рекомендации. Очень сложно подобрать средства для занятия так, чтобы соблюдался индивидуальный подход, к занимающимся (по разным заболеваниям не рекомендуется выполнять различные упражнения) [11, с.8-9; 12, с.8-14]. К тому же противопоказания по содержанию занятий, представленные в научно-методической литературе, даны в соответствии с клиническими диагнозами и носят общий характер [13, с.10-11]. Это вызывает у преподавателей, работающих с учащимися специальной медицинской группы, определенные трудности в выборе
Евтин Александр Борисович, Гусев Алексей Николаевич!! педагогтесше
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ... науки
средств и методов занятия, так как они не могут определить, какие конкретно упражнения нельзя использовать с той или иной категорией занимающихся [14, с.51-52; 15, с. 4-6].
Поэтому проблема поиска рациональных подходов физического воспитания и оздоровления студентов специальных медицинских групп, обеспечивающих восстановление нарушенных функций организма, повышение умственной и физической работоспособности в условиях учебной деятельности в вузе является чрезвычайно актуальной [16, с.5-6; 17, с.68-74; 18, с.12-15]. Предполагалось, что процесс физического воспитания студентов специальных медицинских групп будет проходить более успешно при рациональном комбинировании средств, методов и двигательных режимов, использования оздоровительной ходьбы и бега, а так же будет способствовать совершенствованию функциональных возможностей и физического развития [19, с. 11-15; 20, с. 24-26].
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности использования физкультурно-оздоровительных технологий у студентов специальной медицинской группы на занятиях физической культурой. В основе физкультурно- оздоровительной технологией были положены средства оздоровительной ходьбы и бега. Экспериментальная группа была представлена учащимися второго курса Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, занимающихся в специальной медицинской группе в количестве 18 человек.
Целью физического воспитания студентов специальных медицинских групп является восстановление функций организма после перенесенного заболевания и способности организма противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды, а также развитие двигательных навыков и качеств, необходимых для совершенного овладения будущей профессией. Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, следующие:
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;
- приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;
- создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортив-ной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.
В таблице 2 представлено содержание дисциплины в разделе прикладная физическая культура для студентов специальной медицинской группы (фрагмент программы).
Таблица 2 - содержание дисциплины в разделе прикладная физическая культура для студентов специальной медицинской группы
Код Наименование разделов и тем/вид Семестр/к урс Часов Компе Активная форма Самост работа
Раздел 3. Прикладная физическая культура
3.1 Легкая атлетика 1-3 50 ОК-З 50 10
32 Основная гимнастика .1 50 ОК-З 50 10
33 Спортивные игры 2-3 50 ОК-Э 50 10
3.4 Оздоровительная ходьба и бег 2-3 50 ОК-З 50 10
3.5 Профессионально-прикладная физическая подготовка 1-3 33 ОК-З 33
Основным методом тренировки в оздоровительном беге являлся равномерный метод, способствующий 48
развитию общей выносливости. В качестве тренировочного средства в этом случае использовался непрерывный бег в равномерном темпе продолжительностью 30-60 мин, 2 раза в неделю. В группе, где занимающиеся имели, как правило, различные отклонения в состоянии здоровья, использовалась подготовительная 6-недельная программа оздоровительной ходьбы с постепенно возрастающей продолжительностью и интенсивностью.
При наличии противопоказаний к бегу в течение следующих 6 недель дистанция увеличивалась до 5 км, а время ходьбы - до 45 мин.
В дальнейшем эта нагрузка сохранялась в качестве основной тренировочной программы, обеспечивающей минимальный оздоровительный эффект.
Интенсивность нагрузки соответствовала около 50 % МПК, а ЧСС может колебалось в диапазоне 100-120 уд./мин. При отсутствии противопоказаний к беговым тренировкам после освоения 6-не-дельной программы ходьбы мы перешли ко второму этапу - чередованию коротких отрезков ходьбы и бега (например,50 м бега - 1-150 м ходьбы, затем 100 м бега - 100 м ходьбы и т. д.), до тех пор, пока бег не перешёл в непрерывный.
После этого начинался третий этап - тренировка на выносливость. Сроки перехода к непрерывному бегу строго индивидуальны и не должны планироваться заранее.
В зависимости от возраста, состояния здоровья и УФЕ этот этап может продолжаться от нескольких месяцев до года.
Интенсивность нагрузки на этом этапе возрастала до 60-65 % МПК, продолжительность занятий - до 30-40 мин., ЧСС - до 120-130 уд./мин.
На подготовительном этапе тренировки использовался переменный метод - чередование коротких отрезков ходьбы и бега это соответствует интенсивности 50-60 % МПК и использовался в качестве подготовительного средства тренировки. Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности, интенсивности и частоты занятий определялся уровнем физического состояния занимающегося. Индивидуализация тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре являлась важнейшим условием их эффективности; в противном случае тренировка может принести вред.
В результате проведения исследования внедренная в учебный процесс экспериментальной группы методика, направленная на повышение уровня развития функциональных возможностей на занятиях физической культуры положительно повлияла на показатели функциональных возможностей у студентов специальной медицинской группы. У девушек принимавших участие в эксперименте показатель ЧСС увеличился на 4 уд/ мин и составил 84,2±1,45 уд/мин. различия достоверны 0=2,15;р<0,05). Показатель ЖЕЛ к концу эксперимента увеличился на 600 мл., и составил 2,900±0,045 мл., различия достоверны 0=3,98; р<0,05), что свидетельствует правильном подборе средств в разработанной нами методике. Показатель работоспособности, определившейся с помощью теста RWC- 170 увеличился на 2,5 кгм/ мин, и составил 12,9±0,25 кгм/мин., различия достоверны 0=2,5; р<0,05). К концу эксперимента результат в тесте ИГСТ увеличился на 13 ед., и составил 61,4±1,670 ед., различия достоверны 0=3,16; р<0,05).
В показателях физической подготовленности нами также были выявлены достоверные различия в исследуемых показателях. Так, результат в беге на 60м улучшился на 1,7 сек, и составил 10,1±0,3 сек., различия достоверны 0=2,2; р<0,05). Результат в тесте на гибкость увеличился на 3,2 см и составил 13,7±1,45 см. различия достоверны 0=2,83; р<0,05). Результат в челночном беге улучшился 1,9 сек и составил 9,9±0,05 сек., различия достоверны 0=2,3;р<0,05). Результат в тесте скручивания АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
педагогические науки
Евтин Александр Борисович, Гусев Алексей Николаевич ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ...
за 3 минуты увеличился на 13 ед и составил 61±3,5 ед., различия достоверны (t=4,16; р<0,05). Результат в тесте 12- минутный бег увеличился на 420 метров и составил 1970±135,4 м., различия достоверны (t=2,56; р<0,05)
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что предлагаемые оздоровительные технологии оказали положительное влияние на показатели функциональных возможностей и общей выносливости у девушек специальной медицинской группы.
Использование оздоровительных технологий при подготовке студентов специальной медицинской группы, существенно повышает эффективность образовательного процесса. Полученные результаты могут быть использованы в практике учителями средних образовательных школ на уроках физической культуры, в процессе подготовки студентов вузов и на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки тренеров и преподавателей физической культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бальсевич В.К. Непрерывное физкультурное образование// Теория и практика физической культуры. 2010. № 12. 10-13с.
2. Физическая культура студента: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2007. 314 с.
3. Стафеева А.В., Дерябина А.Л. Повышение функциональной подготовленности девушек 18-25 лет средствами степ-аэробики//Фундаментальные исследования. №2 (часть 19). 2015.С. 4315-4318.
4. Герасимова А.Ю. Некоторые особенности использования самоконтроля и саморегуляции в процессе самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом / Интеграция инновационных систем и технологий в процессе физического воспитания молодежи: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГТУ, 2008. С. 72-75.
5. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения//Вестник мининского университета. №4.2015.С.24-26.
6. Горелов А.А., Кондаков В.Л., Усатов А.Н. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: Монография, Белгород: ИПЦ «Политерра», 2011. 101 с.
7. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006.№ 2. С. 12-15.
8. Горелов А.А., Русакова И.В. О самостоятельной физической тренировке студенток. Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов: Материалы Междунар. Межвуз. науч.-практ. конф. 22 декабря 2003 г., СПбГУП, СПб, 2009, С. 50 - 52.
9. Дружкин А.В. Блочно-модульное обучение в профессиональном образовании. Саратов. 2001. С. 63-64 с.
10. Стафеева А.В., Воронин Д.И. Антропно-дея-тельностная парадигма образовательных технологий// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13075 (дата обращения: 13.05.2014).
11. Иванова С.С., Стафеева А.В. Содержательные аспекты физического, психического и социального здоровья и возможности формирования их гармоничного соотношения//Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С.2729-2733.
12. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи //Учебное пособие. Ташкент, 1987. 48 с.
13. Стафеева А.В. Моделирование технологии комплексного подхода к воспитанию физических качеств юношей старших классов: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2002. 149 с._
14. Лысова И. А., Блинова А. В. Показатели общей физической подготовленности студентов по результатам фестивалей вузов физической культуры //Теория и практика физической культуры. 2007. № 2. С. 75-76.
15. Методика проведения занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы: метод. рекомендации / сост. Д.Р. Суркова, Н.Д. Ипанова, Ю.Д. Чуркин. Самара: СГПУ. 2008.64с.
16. Популо В.М. К вопросу о повышении уровня грамотности студентов в области физкультурно-оздоровительных занятий: матер. Всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск, 2011.57 с.
17. Стафеева А.В., Воронин Д.И. Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов//Высшее образование сегодня. 2013. №10. С. 68-74.
18. Щербакова В.Л., Платонова Е.Н., Вишневский В.И. Формирование компетенций бакалавра технического вуза по дисциплине «Физическая культура»: учеб. пособие М.: МАДИ, 2013. 68 с.
19. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. - М.: Спорт Академ Пресс, 2008. 172 с.
20. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. 352 с.