Научная статья на тему 'Дыхательные упражнения как фактор улучшения состояния здоровья студентов с заболеваниями органов дыхания'

Дыхательные упражнения как фактор улучшения состояния здоровья студентов с заболеваниями органов дыхания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1042
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТЫ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СИСТЕМА СТРЕЛЬНИКОВОЙ / СИСТЕМА "БОДИФЛЕКС" / ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ / STUDENTS WITH RESPIRATORY ORGAN'S DISEASE / STRELNIKOVA'S SYSTEM / "BODYFLEX" SYSTEM / AN ESTIMATION OF LEVEL OF LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND STUDENT'S FUNCTIONAL CONDITION / PHYSICAL EDUCATION / SPECIAL MEDICAL GROUP / RESPIRATORY EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горелов Александр Александрович, Румба Ольга Геннадьевна, Копейкина Евгения Николаевна

В статье приводятся данные о состоянии здоровья современной студенческой молодёжи, и поднимается проблема организации максимально эффективных занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья (СМГ). Рассматриваются варианты занятий с лицами, имеющими нарушения в деятельности дыхательной системы. Обосновывается выбор и анализируется эффект от занятий дыхательными упражнениями по системам Стрельниковой и «Бодифлекс» со студентами с заболеваниями органов дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горелов Александр Александрович, Румба Ольга Геннадьевна, Копейкина Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPIRATORY EXERCISES AS A FACTOR OF IMPROVING HEALTH CONDITIONS OF STUDENTS WITH RESPIRATORY ORGAN'S DISEASE

In the article there are statistics on health condition of modern students, and also the question of organization of the most efficient physical studies with special medical group students is raised. The version of studies with people who have an infringement in activity of respiratory system. The choice is grounded and the effect through respiratory exercises by Strelnikova's system and «Bodyflex» system with students who have respiratory organ's disease.

Текст научной работы на тему «Дыхательные упражнения как фактор улучшения состояния здоровья студентов с заболеваниями органов дыхания»

им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - 25 с.

9. Маркелов, К.В. Профессиональная мотивация как фактор становления личности журналиста : автореф. дис. ... канд. филолог. наук [Текст] / Маркелов К.В. ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1998. - 23 с.

10. Николаев, А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности [Текст] / А. Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 30-й научной конференции / под ред. А. Н. Николаева ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - Вып. 7. - С. 55-58.

11. Семичева, И.Н. Управление мотивационными процессами занимающихся бодибилдингом [Текст] / И.Н. Семичева // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 10. - С. 54.

12. Семичева, И.Н. Формирование мотивов спортивной деятельности у занимающихся бодибилдингом : автореф. дис. ... канд. псих. наук [Текст] / Семичева И.Н. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2006. - 23 с.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Ольга Геннадьевна Румба, кандидат педагогических наук, доцент,

Евгения Николаевна Копейкина, ассистент,

Белгородский государственный университет (БелГУ)

Аннотация

В статье приводятся данные о состоянии здоровья современной студенческой молодёжи, и поднимается проблема организации максимально эффективных занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья (СМГ). Рассматриваются варианты занятий с лицами, имеющими нарушения в деятельности дыхательной системы. Обосновывается выбор и анализируется эффект от занятий дыхательными упражнениями по системам Стрельниковой и «Бодифлекс» со студентами с заболеваниями органов дыхания.

Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, студенты с заболеваниями органов дыхания, дыхательные упражнения, система Стрельниковой, система «Бодифлекс», оценка уровня физического развития и функционального состояния занимающихся.

RESPIRATORY EXERCISES AS A FACTOR OF IMPROVING HEALTH CONDITIONS OF STUDENTS WITH RESPIRATORY ORGAN’S DISEASE

Aleksandr Aleksandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Olga Gennadievna Rumba, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Evgeniya Nikolaevna Kopeikina, assistant teacher Belgorod State University

Abstract

In the article there are statistics on health condition of modem students, and also the question of organization of the most efficient physical studies with special medical group students is raised. The version of studies with people who have an infringement in activity of respiratory system. The choice is grounded and the effect through respiratory exercises by Strelnikova’s system and «Bodyflex» system with students who have respiratory organ’s disease.

Keywords: physical education, special medical group, students with respiratory organ’s disease, respiratory exercises, Strelnikova’s system, «Bodyflex» system, an estimation of level of level of physical development and student’s functional condition.

В последние годы отмечается рост числа учащихся школ, средних и высших учебных заведений, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так, в Белгородском государственном университете (БелГУ) в 2005-2006 уч.г. в СМГ (специальных медицинских группах) занимались 10,45% первокурсников, в 2006-2007 уч.г. - 13,57%, в

2007-2008 уч.г. - 25,44% [6]. На последующих курсах эти показатели увеличиваются, что свидетельствует о том, что в процессе обучения в ВУЗе у студентов либо обнаруживаются новые заболевания, либо прогрессируют старые.

По многочисленным свидетельствам специалистов, занятия физической культурой со студентами СМГ должны строиться на основе формирования групп по нозологическому признаку [2]. Формирование на кафедре физического воспитания №1 Бел-ГУ групп студентов с заболеваниями органов дыхания обусловило поиск эффективных средств занятий для данного контингента учащихся.

Помимо систем Стрельниковой и Бутейко [12], применяемых в специальных диспансерах и группах ЛФК, в последние годы появилось много положительных отзывов о системе статических упражнений с задержкой дыхания «Бодифлекс», разработанной Грир Чайлдерс. [11]

На основании всего сказанного было принято решение экспериментальным путем оценить целесообразность использования дыхательных упражнений по системам А.Н. Стрельниковой и Г. Чайлдерс на занятиях физической культурой со студентами СМГ с заболеваниями органов дыхания.

С целью определения эффективности методик Стрельниковой и «Бодифлекс» во II семестре 2007-2008 уч.г. в БелГУ был проведен сравнительный эксперимент. В нем приняли участие 97 студентов (42 юноши и 55 девушек), имеющих отклонения в деятельности дыхательной системы. Были сформированы 3 группы: две экспериментальные (ЭГ1 и ЭГ2) и опытная (ОГ). ЭГ1 занималась по системе Стрельниковой, ЭГ2 - по системе «Бодифлекс». Опытная группа занималась по единой программе для СМГ, разработанной преподавателями кафедры физического воспитания №1 БелГУ для всех студентов с отклонениями в здоровье без разделения их по нозологическому типу. Данная программа представляет собой упрощенный вариант программы занятий физической культурой со студентами основной группы здоровья. Адаптация упражнений достигается за счет уменьшения их пульсовой стоимости и дозировки, а так же упрощения исходных положений.

В начале и в конце семестра (в феврале и мае 2008 г.) было проведено тестирование, которое позволило оценить уровень физического развития и функционального состояния испытуемых до и после эксперимента. С этой целью были отобраны 17 показателей здоровья: вес, рост, окружности талии, бедер, экскурсия грудной клетки, сила (сгибание разгибание рук в упоре лёжа, динамометрия), гибкость, координация, проба Ромберга, ЖЕЛ, артериальное давление, ортостатическая проба, проба Руффье-Диксона, степ-тест (экспресс), проба Штанге, проба Генча, теппинг-тест. Начальное тестирование показало, что, по критериям Стьюдента и Фишера, группы были однородны. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Сравнение изменений во всех трёх группах показало, что у девушек наиболее высокий прирост в показателях физического развития и функционального состояния произошёл в экспериментальных группах. При этом достоверные различия между группами зафиксированы лишь в нескольких показателях. В частности, в ЭГ1 достоверно больший прирост по сравнению с ЭГ2 и ОГ отмечен в показателях динамометрии правой кисти (р < 0,05). В ЭГ 2 достоверно лучшие изменения произошли в показателях экскурсии грудной клетки (р < 0,05), ЖЕЛ (р < 0,05), пробы Штанге (р < 0,05). У девушек ОГ достоверно уменьшился вес (р < 0,05).

Изменения, произошедшие в ходе эксперимента у юношей, представлены в таблице 2.

Таблица 1

Оценка физического развития и функционального состояния девушек до и после ________________________________эксперимента_________________________________

Показатели ЭГ і (система Стрельниковой) ЭГ 2 (система «Бодифлекс») Опытная группа

до после до после до после

Рост (см) 169±2 169±2 171±3 171±3 164±2 164±2

Вес (кг) 66,02±5,99 66,09±5,40 61,20±4,57 61,94±4,44 56,51±1,54 55,64±1,46

Окружность талии (см) 71,0± 3,7 68,3±4,0 69,9±2,2 68,0±2,4 68,2±0,8 65,7±1,1

Окружность бедер (см) 101,7±3,7 98,3±3,6 96,8±2,8 97,3±2,6 93,0±0,9 92,7±1,1

Экскурсия ГК (см) 5,2±0,7 3,16±0,8 4,9±1,0 7,0±0,2 4,2±0,2 6,0±0,2

Сгиб. разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 3,83±1,55 4,33±2,40 5,60±2,45 8,50±2,09 5,32±1,09 7,00±0,92

Динамометрия (кг) становая 71,7±10,6 74,1± 9,6 60,0±5,0 73,0±4,7 53,8±2,7 75,1±4,4

пр. кисть 26,1±5,3 33,3±2,9 24,5± 3,1 28,6±1,4 25,8±1,0 26,4±1,1

лев. кисть 22,8±4,5 30,6±3,2 18,8±3,2 30,6±2,3 18,7±0,8 28,4±1,2

Наклон вниз с гимн. скамейки (см) 7,5±2,3 7,0±1,3 6,7±2,6 9,4±2,3 8,1±1,1 7,9±1,2

Коэффициент координации (по Фирилёвой) 5,36±1,13 3,84±0,40 5,55±0,46 3,47±0,12 5,67±0,41 3,66±0,22

Проба Ромберга (сек) 4,62±0,91 9,73±2,44 9,12±2,96 15,71±4,54 12,10±2,30 12,40±3,07

ЖЕЛ (л) 1,80±0,49 2,33±0,24 3,15±0,30 3,32±0,21 2,68±0,12 2,97±0,09

Давление (мм.рт.ст.) систол. 110,5±4,4 114,7±3,5 113,8±3,0 108,6±2,7 110,5±2,0 107,5±2,6

диастол. 69,3±2,8 73,0±2,5 68,4±1,3 69,6±2,0 70,2±1,4 70,0±0,4

Ортостатическая проба (разница уд/мин) 19,54±4,39 22,76±3,36 29,38±4,61 31,85±5,25 25,51±2,52 23,81±2,23

Проба Руффье-Диксона (условная единица) 14,49±2,29 11,17±1,66 10,74±1,09 9,58±1,36 9,33±1,07 9,80±0,88

Степ-тест (условная ед.) 19,62±1,24 18,41±1,34 17,52±0,95 18,44±0,62 16,50±0,65 19,72±1,07

Проба Штанге (сек) 37,09±8,71 33,66±8,11 44,17±3,17 51,59±3,99 46,18±4,2 49,25±4,30

Проба Генча (сек) 24,75±3,59 23,90±2,86 27,68±2,41 30,17±2,59 32,29±2,23 27,53±2,17

Теппинг- тест кв.1 70,2±10,7 66,3±4,1 66,3±3,8 64,6±3,7 63,4±2,2 68,2±1,8

кв.2 58,8±7,4 58,1±2,7 59,0±2,2 60,0±2,5 55,2±2,6 55,6±1,6

кв.3 55,5±4,1 53,6±3,5 57,6±1,9 55,9±3,1 52,8±1,3 55,8±1,6

кв.4 61,3±5,9 51,8±6,3 56,7±1,7 57,7±2,3 54,7±1,1 58,0±1,2

Сравнение изменений во всех трёх группах показало, что у юношей, как и у девушек, наиболее высокий прирост в показателях физического развития и функционального состояния произошёл в экспериментальных группах. Однако, в отличие от девушек, у юношей ни по одному из перечисленных показателей достоверных различий между группами не зафиксировано. Возможно, это объясняется меньшим интересом к занятиям дыхательными упражнениями со стороны юношей, чем со стороны девушек, а также недостаточно продолжительным сроком занятий - 4 месяца.

В целом же, проведённый эксперимент позволяет сделать следующие выводы.

Для студентов с заболеваниями органов дыхания целесообразны занятия дыхательными упражнениями по системам Стрельниковой и «Бодифлекс». В результате этих занятий улучшаются такие показатели функционирования дыхательной системы, как экскурсия грудной клетки и ЖЕЛ. Кроме того, в целом улучшается здоровье занимающихся, о чём свидетельствует целый ряд положительных изменений в показателях физического развития и функционального состояния испытуемых.

Таблица 2

Оценка физического развития и функционального состояния юношей до и после ________________________________эксперимента_________________________________

Показатели ЭГ1 (система Стрельниковой) ЭГ 2 (система «Бодифлекс») Опытная группа

до после до после до после

Рост (см) 180,3±3,7 180,3±3,7 181,3±2,7 180,6±2,8 176,4±1,0 176,4±1,1

Вес (кг) 65,61±2,30 67,00±3,60 68,32±7,21 69,03±6,67 66,06±2,50 66,56±2,23

Окружность талии (см) 72,6±1,2 72,6±1,8 78,6±5,7 72,0±4,8 74,1±2,4 71,5±1,5

Экскурсия ГК (см) 7,0±2,0 7,3±2,3 6,4±0,9 7,7±1,0 6,0±0,4 7,5±0,7

Сгиб. разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 18,33±4,40 16,00±7,81 20,50±2,03 29,50±3,56 24,52±3,59 24,11±3,77

Динамометрия (кг) становая 110,0±11,5 133,3±8,3 105,0±9,1 110,0±5,4 98,8±6,9 112,4±7,2

пр. кисть 35,3±2,7 42,6±5,4 37,1±4,2 42,1±3,5 42,0±2,2 45,0±2,3

лев. кисть 40,3±2,6 42,0±4,5 38,0±4,8 39,5±4,0 40,5±1,8 41,1±2,1

Наклон вниз с гимн. скамейки (см) 5,0±4,0 6,0±2,0 8,5±3,7 9,8±4,6 5,8±1,9 5,7±1,8

Коэффициент координации (по Фирилёвой) 9,65±4,04 3,94±0,25 4,88±0,35 4,13±1,02 5,23±0,46 4,55±0,44

Проба Ромберга (сек) 5,38±0,58 24,06±1,69 13,2±4,73 10,28±1,93 11,98±2,92 20,27±4,62

ЖЕЛ (л) 3,8±0,7 3,7±0,4 3,7±0,4 4,4±0,3 3,5±0,2 4,0±0,2

Давление (мм.рт.ст.) систол. 112,6±1,6 125,3±4,4 122,6±4,8 119,8±6,1 122,4±3,4 123,7±2,8

диастол. 66,3±7,5 68,0±0,8 68,0±7,9 71,6±2,8 73,5±2,1 75,2±2,0

Ортостатическая проба (разница уд/мин) 18,28±7,13 27,30±7,83 28,01±5,27 27,94±2,41 28,23±2,96 29,33±4,33

Проба Руффье-Диксона (условная единица) 6,70±1,45 5,59±0,65 10,52±1,64 8,00±0,91 9,14±0,95 10,13±1,07

Степ-тест (условная ед.) 20,10±1,23 21,86±2,35 18,36±0,79 19,41±0,56 17,96±0,65 19,37±0,88

Проба Штанге (сек) 39,25±6,02 62,04±1,98 51,45±9,24 57,23±4,17 48,85±4,07 47,96±3,24

Проба Генча (сек) 22,51±3,17 23,93±3,12 28,68±4,47 33,67±2,98 34,84±2,52 31,54±2,20

Теппинг- тест кв.1 48,0±7,6 59,6±10,9 67,3±2,5 70,1±2,7 61,3±3,1 66,1±3,1

кв.2 53,6±7,5 55,0±6,2 56,8±1,8 58,3±0,9 55,5±3,1 58,6±3,7

кв.3 45,3±4,8 54,0±3,5 57,6±1,7 61,3±1,9 55,9±2,6 58,4±3,2

кв.4 47,0±3,2 48,6±0,8 57,5±3,0 58,5±4,0 56,8±2,2 56,7±3,2

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксёнова, О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения : учеб.-метод. пособие / О.Э. Аксёнова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгаф-та. - СПб. : [б.и.], 2003. - 88 с.

2. Горелов, А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А. А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований : науч.-теоретич. журнал. - 2008. - Вып. 6. - С. 28-33.

3. Имнаев, Ш.А. Методика обучения рациональному дыханию в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Имнаев Шабан Абдула-Оглы. - Волгоград, 2002. - С. 4-5.

4. Кокорина, Е.В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кокорина Елена Владимировна. - Улан-Удэ, 2006. -236 с.

5. Меркулова, Е.А. Дыхательные упражнения на занятиях физической культурой со студентами / Е.А. Меркулова, Ф.Х. Чемоданова // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 31 марта 2008 г. / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб., 2008. - С. 74-75.

6. Румба, О. Г. О состоянии здоровья студенческой молодежи некоторых ре-

гионов России / О.Г. Румба, М. Д. Богоева // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 31 марта 2008 г. / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб., 2008. - С. 171-172.

7. Сизоненко, К.Н. Физическая реабилитация студентов с болезнями органов дыхания, обучающихся в вузах : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сизоненко Константин Николаевич. - Благовещенск, 2003. - 190 с.

8. Скляренко, А.В. Физическое воспитание студенток специальных медицинских групп среднего профессионального образовательного учреждения на основе комплексного использования оздоровительных гимнастических систем : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Скляренко Алёна Владимировна. - Хабаровск, 2006. - 150 с.

9. Уздинова, О.И. Медико-биологическая оценка использования нетрадиционной коррекционно-оздоровительной технологии «Бодифлекс» в процессе физического воспитания студенток / О.И. Уздинова, Р.В. Башкова, М. А. Захарова // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 31 марта 2008 г. / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб., 2008. - С. 175-176.

10. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Н.В. Сивас, С.П. Евсеев, Д.Н. Давиденко, С.С. Крючек // Адаптивная физическая культура. - 2002. - Вып. 1 (9). - С. 14-15.

11. Фирилёва, Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой : метод. рекомендации / Ж.Е. Фирилёва. - Л. : Изд-во Гос. пед. ин-та им. Герцена, 1981. - 74 с.

12. Шульпина, В.П. Методология и технология совершенствования дыхательной функции в процессе физического воспитания школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шульпина В.П. ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Красноярск, 2007. - 36 с.

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игорь Юрьевич Пугачев, докторант, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Анатольевич Катков, соискатель Военный институт физической культуры (ВИФК). г. Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлена эффективная методика развития физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения, предполагающая преимущественное применение методов интегральной тренировки с учетом гетерохронности; 2-х вариантов повторного, интервального и соревновательного методов совершенствования быстроты; 30-70% нагрузку от максимальной для совершенствования силы; анаэробных условий совершенствования выносливости.

Ключевые слова: физические качества, выносливость, сила, быстрота, развитие, совершенствование, тренировка, мезоцикл, микроцикл, аэробные условия.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES FOR CADETS OF MILITARY SCHOOLS ON THE INITIAL STAGE OF TEACHING.

Grigory Gennad'evich Dmitriev, doctor of pedagogical sciences, associate professor, Igor Ur'evich Pugachev, doktorant, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Andrey Anatol'evich Katkov, competitor Military institute of physical training,

Saint Petersburg

Abstract

The effective method of development of physical qualities is in-process presented for the stu-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.