Научная статья на тему 'Организация и результаты исследования по изучению влияния занятий настольным теннисом на физическую подготовленность студенток нефизкультурных вузов'

Организация и результаты исследования по изучению влияния занятий настольным теннисом на физическую подготовленность студенток нефизкультурных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TABLE TENNIS / FEMALE STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL PREPAREDNESS / HIGHLY SKILLED SPORTSMEN / SPORTSWOMEN MASS DISCHARGES / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНКИ / СПОРТСМЕНКИ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барчукова Г.В., Жигун Е.Е., Мизин А.Н.

В результате исследования установлено, что физическая подготовленность девушек-студенток, занимающиеся настольным теннисом, по исследованным контрольным нормативам находится на удовлетворительном уровне, что соответствует оценке «хорошо» и «удовлетворительно». Выявлено, что при тестировании скоростных качеств (метание мяча на дальность), координационных способностей (точность метания в цель), силовых качеств (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, приседания) и скоростно-силовых качеств (12 сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа на время) студентки высокой квалификации (I разряд МС) имеют достоверное преимущество перед теннисистками массовых разрядов. Авторы делают вывод о том, что в учебно-тренировочном процессе в ВУЗе, для совершенствования физических качеств девушек в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» успешно могут применяться занятия настольным теннисом. В учебно-тренировочных занятиях, ориентированных на углубленное изучение настольного тенниса, в обязательном порядке должны присутствовать упражнения, направленные на совершенствование координационных, силовых и скоростно-силовых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барчукова Г.В., Жигун Е.Е., Мизин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION AND THE RESULTS OF A STUDY ON THE INFLUENCE OF TABLE TENNIS LESSONS ON PHYSICAL STATE OF STUDENTS OF NON-SPORT UNIVERSITIES

The study found that the physical preparedness of female students involved in table tennis, explored the control standards is at a satisfactory level, which corresponds to the assessment of “good” and “satisfactory”. It is revealed that when testing high-speed qualities (throwing the ball at a distance), coordination abilities (accuracy throwing the goal), strength qualities (bending-unbending of hands to stop lying, squats) and speed-strength qualities (12 curl-unbending hands for speed check) highly qualified students (I level-MS) have a significant advantage over tennis players mass discharges. The authors conclude that the training process at the university, to improve the physical properties of the girls within the academic discipline of physical education may be applied successfully table tennis. In training sessions, focused on in-depth study of table tennis, must necessarily be present exercises aimed at improving coordination, power and speed-strength abilities.

Текст научной работы на тему «Организация и результаты исследования по изучению влияния занятий настольным теннисом на физическую подготовленность студенток нефизкультурных вузов»

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСЬ СТУДЕНТОК НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

В результате исследования установлено, что физическая подготовленность девушек-студенток, занимающиеся настольным теннисом, по исследованным контрольным нормативам находится на удовлетворительном уровне, что соответствует оценке «хорошо» и «удовлетворительно». Выявлено, что при тестировании скоростных качеств (метание мяча на дальность), координационных способностей (точность метания в цель), силовых качеств (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, приседания) и скоростно-силовых качеств (12 сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа на время) студентки высокой квалификации (I разряд - МС) имеют достоверное преимущество перед теннисистками массовых разрядов. Авторы делают вывод о том, что в учебно-тренировочном процессе в ВУЗе, для совершенствования физических качеств девушек в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» успешно могут применяться занятия настольным теннисом. В учебно-тренировочных занятиях, ориентированных на углубленное изучение настольного тенниса, в обязательном порядке должны присутствовать упражнения, направленные на совершенствование координационных, силовых и скоростно-силовых способностей.

Ключевые слова: настольный теннис, студентки, физическая культура, физическая подготовленность, высококвалифицированные спортсменки, спортсменки массовых разрядов.

Процесс повышения физической подготовленности на занятиях физической культурой в вузе будет эффективным в том случае, если повысить мотивацию занимающихся к предмету «Физическая культура». Это позволит сократить процент пропущенных студентами занятий, повысить моторную плотность самого учебного занятия, а студенты будут получать удовлетворение не только от физических упражнений, но и от положительных эмоций в результате самореализации в любимом виде спорта.

Как правило, наиболее эффективна такая организации учебного процесса по дисциплине физическая культура, при которой после прохождения анкетирования на первом курсе в начале сентября происходит распределение студентов по видам спорта, культивируемым в вузе, которые в дальнейшем на протяжении всего периода обучения студенты совершенствуют свое спортивное мастерство в избранном виде спорта.

Настольный теннис является видом спорта, широко распространенным в нашей стране в системе физического воспитания в высших учебных заведениях. Девушки часто выбирают настольный теннис в качестве спортивной специализации, поскольку он увлекателен и не требует значительных мышечных усилий, а так же предоставляет возможность индивидуального подбора нагрузки в зависимости от уровня подготовленности и состояния здоровья занимающегося. Многообразие технических действий настольного тенниса и непредсказуемость игры благоприятно влияют на развитие координации, а групповые занятия способствуют развитию коммуникабельности и социализации личности [1; 2].

Настольный теннис - это индивидуально-игровой вид спорта, сочетающий в себе постоянное изменение ситуаций, эмоциональный характер деятельности, именно поэтому он весьма привлекателен для студенток [1].

Под воздействием занятий настольным теннисом в процесс вовлекаются зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Большое влияние данный вид спорта оказывает на центральную нервную систему, т.к. в процессе систематических занятий происходят изменения и в нервно-мышечном аппарате. Как показывают результаты исследований, занятия настольным теннисом благоприятно воздействуют на динамику физических качеств: происходит увеличение скоростных, силовых, координационных способностей, повышается уровень гибкости и скоростно-силовых качеств [1; 2; 3; 4].

Для исследования физической подготовленности студенток, занимающихся настольным теннисом, мы разработали контрольно-педагогические испытания, позволяющие оценить как общие, так и специальные физические качества. В данном исследовании нас интересовал уровень скоростных способностей, гибкости, скоростно-силовых способностей и координационных способностей студенток, занимающихся настольным теннисом.

В эксперименте участвовали 20 студенток 1 - 3 курсов в возрасте 17 -20 лет Московского авиационного института массовых разрядов, которые с сентября 2017 г по май 2018 г на занятиях физической культурой занимались настольным теннисом 2 раза в неделю. Также были исследованы 12 студенток 1-3 курсов в возрасте 17 - 21 год специализации «Настольный теннис»

РГУФКСМиТ, имеющие квалификацию от I разряда до МС, имеющие спортивный стаж от 6 до 10 лет.

Контрольно-педагогические испытания, оценивающие физическую подготовленность студенток, проводились в мае 2018 года. В комплекс тестовых заданий входили упражнения, направленные на выявление уровня развития подвижности в суставах, скоростных способностей (10 подъемов туловища из положения «лежа на спине», а также дальности метания теннисного мяча), статического равновесия. Для оценки координационных способностей применялись тесты: «челночный бег 3х10» и «метание мяча в цель».

Для выявления уровня силовых способностей студенток применялись тесты: удержание исходного положения «упор лёжа на локтях» на время; «сгибание - разгибание рук в упоре на коленях», «приседания».

Скоростно-силовая подготовленность оценивалась с помощью упражнений: «прыжок в длину с места», «подъем ног до угла в 45 градусов лёжа на полу», «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (12 отжиманий на время).

Совершенствование подвижности в суставах занимает важное место в физической подготовке и в занятиях настольным теннисом, где упражнения для совершенствования гибкости включаются в подготовительную и заключительную части занятия. Применение таких упражнений способствует улучшению показателей скорости и ловкости, минимизирует травматизм. Подвижность в суставах верхних и нижних конечностях помогает теннисисткам доставать мячи из неудобных положений, таким образом, обеспечивается вариативность техники и совершенствуется координация [2 - 4]. В нашем исследовании измерялась гибкость студенток в плечевых, тазобедренных суставах, а также подвижность позвоночника.

Упражнение «наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» входит в комплекс ГТО и норматив физической подготовленности студентов. Согласно полученным данным, студентки, занимающиеся настольным теннисом, уложились в данный норматив, который для девушек составляет 8-16 см (табл. 1).

Результаты, полученные в ходе исследования подвижности в суставах студенток, свидетельствуют об отсутствии достоверных различий между группами студенток высокой квалификации и массовых разрядов (Р>0,05). Это свидетельствует о том, что для занятий настольным теннисом достаточен средний уровень развития гибкости.

Быстрота необходима в настольном теннисе и проявляется в действиях, связанных с перемещениями, частотой ударных действий, скоростью реагирования на теннисный мяч. Воспитание быстроты осуществляется в начале основной части занятия, используются упражнения общей физической подготовленности, имитационные и специальные с большим количеством мячей (БКМ).

В нашей работе мы изучали уровень проявления быстроты у студенток в двух нормативах: подъем туловища из положения «лежа на спине», за 10 сек и метание мяча на дальность.

Согласно полученным результатам в тесте «подъем туловища из положения «лежа на спине», не выявлено достоверных различий между группами

Таблица 1

Уровень развития гибкости у студенток, занимающихся настольным теннисом (х ± о)

Показатели Массовые разряды Высококвалифицированные спортсмены Достоверность и расчет.

Наклон вперед, см n=20 13,27 ±8,04 n=12 14,25 ±2,63 117 Р>0,05

Выкрут палки, см n=20 55,6 ±14,78 n=12 60,0 ±15,20 81,5 Р>0,05

Выкрут ноги лежа, см n=20 35,2 ±26,80 n=12 23,0 ±20,39 88 Р>0,05

Таблица 2

Уровень развития скоростных способностей у студенток, занимающихся настольным теннисом (х ± о)

Показатели Массовые разряды Высококвалифицированные спортсмены Достоверность U расчет.

Подъем туловища из положения n=20 13,26 n=12 13,34 109 Р>0,05

«лежа на спине», сек ±1,99 ±2,38

Метание мяча на дальность, м n=20 10,19 ±1,42 n=12 12,07 ±1,48 34 Р<0,05

высококвалифицированных теннисисток и спортсменками массовых разрядов (табл. 2).

Однако в тесте «метание мяча на дальность» при исследовании студенток разного уровня спортивной подготовленности и стажа занятий различия между группами составили 15,57%, которые является статистически достоверными (Р<0,05), что подтверждает влияние занятий настольным теннисом на скоростные способности верхнего плечевого пояса.

Важное место в физической подготовке студенток-теннисисток занимает воспитание координационных качеств, поскольку способность к двигательной импровизации позволяет эффектно и неожиданно успевать к сложным ударам и играть из неудобных положений. Специализированное «чувство мяча» позволяет эффективно обработать мяч, ответить следующим ходом по силе, направлению и вращению адекватно в сложившихся игровых условиях.

Воспитание координационных способностей также целесообразно в начале основной части учебного занятия, для чего используются новые упражнения, в том числе специальные (с ракеткой и мячом) с постепенным усложнением задания. В настольном теннисе координация также проявляется в упражнениях «глаз-рука», связанных с прицеливанием и расчетом направления и силы удара или броска мяча.

Согласно полученным данным в ходе тестирования в упражнении «метание теннисного мяча в цель» результаты студенток, занимающихся настольным теннисом высокой квалификации, статистически достоверно отличаются (Р<0,05) от результатов теннисисток массовых разрядов (табл. 3).

При тестировании статического равновесия у девушек массовых разрядов были выявлены более низкие результаты (10,6 сек), чем у спортсменок-профессионалов (11,33 сек). Однако данные различия не достоверны.

Результаты тестирования девушек в упражнении «челночный бег 3х10 м», соответствуют удовлетворительному уровню развития координационных способностей согласно разработанным нормативам ГТО для студенток, как у теннисисток высокого класса, так и у спортсменок II-III разрядов.

Для исследования силовых способностей студенток испытуемым было необходимо выполнить три упражнения: удержание туловища в упоре на предплечьях, сгибание-разгибание рук в упоре лежа и приседания.

В упражнении «удержание туловища в упоре на предплечьях» (планка) теннисистки массовых разрядов показали более высокие результаты, однако данные различия не имеют достоверной разницы (Р>0,05) (табл. 4).

Достоверные различия были выявлены между теннисистками массовых разрядов и высококвалифицированными спортсменками в упражнении «сгибание-разгибание рук, в упоре лежа» и «приседания» (Р<0,05). Таким образом, установлено, что систематические занятия настольным теннисом оказывают достоверное влияние на совершенствование силовых способностей.

Скоростно-силовые способности необходимы студенткам, занимающимся настольным теннисом для быстрых перемещений и выполнения сильных завершающих ударов.

В упражнении «подъем ног», тестирующем скоростно-силовые показатели мышц брюшного пресса достоверных отличий между теннисистками массовых

Таблица 3

Уровень развития координации у студенток, занимающихся настольным теннисом (х ± о)

Показатели Массовые разряды Высококвалифицированные спортсмены Достоверность U расчет.

Метание в цель, баллы n=20 1,95 ±0,82 n=12 6,3 ±1,30 0 Р<0,05

Статическое равновесие, сек n=20 10,6 ±12,48 n=12 11,33 ±5,75 103 Р>0,05

Челночный бег, сек n=20 9,12 0,53 n=12 8,87 ±0,67 93,5 Р>0,05

Таблица 4

Уровень развития силовых способностей у студенток, занимающихся настольным теннисом (х ± о)

Показатели Массовые разряды Высококвалифицированные спортсмены Достоверность U расчет.

Планка, сек n=20 105,55 ±52,73 n=12 93,36 ±16,98 118 Р>0,05

Сгибание - разгибание рук, в упоре лежа, кол-во раз n=20 17,5 ±6,89 n=12 23,25 ±8,77 74,5 Р<0,05

Приседания, кол-во раз n=20 43,15 ±10,57 n=12 113,83 ±96,8 29,5 Р<0,05

Таблица 5

Уровень развития скоростно-силовых качеств у студенток, занимающихся настольным теннисом (х ± о)

Показатели Массовые разряды Высококвалифицированные спортсмены Достоверность U расчет.

Подъем ног, сек n=20 27,90 ±5,29 n=12 25,33 ±4,36 86 Р>0,05

Сгибание-разгибание рук, сек n=20 18,58 ±6,52 n=12 10,62 ±1,15 15 Р<0,05

Прыжок в длину, см n=20 171,4 ±18,14 n=12 173,5 ±10,53 113,5 Р>0,05

разрядов и высококвалифицированными теннисистами нами не обнаружено. При тестировании скоростно-силовых способностей рук в тесте «сгибание-разгибание рук на время», выявлено, что спортсменки, имеющие спортивную квалификацию I разряд - достоверно (Р<0,05) отличаются от группы теннисисток II-III разрядов (табл. 5).

Согласно полученным результатам девушки-теннисистки выполнили нормативы ГТО в упражнение «Прыжок в длину» на бронзовый значок, что соответствует среднему уровню развития скоростно-силовых качеств. Однако в результате проведенного исследования достоверных различий между группами спортсменок высокого класса и массовых разрядов в данном упражнении не выявлено. Следовательно, для успешной игры в настольный теннис на любом уровне мастерства необходимо развитие оптимального уровня скоростно-сило-вых качеств.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что студентки, занимающиеся настольным теннисом, выполняют контрольные нормативы по физической подго-

Библиографический список

товке на удовлетворительно и имеют средний уровень общей физической подготовленности.

Девушки-теннисистки высокой спортивной квалификации (I разряд - МС) имеют более высокие показатели в тестировании координационных способностей, а именно в точности метания мяча в цель, а также в тестах на оценку силовых и скоростно-силовых способностей, данные различия носят достоверный характер (Р<0,05).

Следовательно, в учебно-тренировочном процессе в вузе, для совершенствования физических качеств девушек в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» успешно могут применяться занятия настольным теннисом. В учебно-тренировочных занятиях, ориентированных на углубленное изучение настольного тенниса, в обязательном порядке должны присутствовать упражнения, направленные на совершенствование координационных, силовых и скоростно-силовых способностей.

1. Барчукова ГВ., Мизин А.Н. Инновационные подходы в организации физической культуры и спорта в студенческой среде. Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием Казань, 6 - 8 ноября 2015 г Под редакцией РА. Юсупова, Б.А. Акишина, Т.Ю. Покровской. Казань, 2015: 194 - 196.

2. Барчукова ГВ., Мизин А.Н. Применение соревновательного метода на занятиях настольным теннисом в рамках физической культуры со студентами нефизкультурных вузов. Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы XI Международной научно-практической конференции. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т Уфа: РИК УГАТУ, 2017: 40 - 45.

3. Барчукова Г.В. Сравнительный анализ физической подготовленности студенток Ирака и России. Г.В. Барчукова, Е.Е. Жигун, Гадри Назик Субхи Мутар. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018; 4: 69 - 72.

4. Барчукова Г.В., Жигун Е.Е., Мизин А.Н. Влияние занятий настольным теннисом на физическую подготовленность студентов-юношей. Ученые записки университета имениП.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. 2018; 7 (161): 153 - 157.

References

1. Barchukova G.V., Mizin A.N. Innovacionnye podhody v organizacii fizicheskoj kul'tury i sporta v studencheskoj srede. Fizicheskoe vospitanie i studencheskij sport glazami studentov: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem Kazan', 6 - 8 noyabrya 2015 g. Pod redakciej R.A. Yusupova, B.A. Akishina, T.Yu. Pokrovskoj. Kazan', 2015: 194 - 196.

2. Barchukova G.V., Mizin A.N. Primenenie sorevnovatel'nogo metoda na zanyatiyah nastol'nym tennisom v ramkah fizicheskoj kul'tury so studentami nefizkul'turnyh vuzov. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma: materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufimsk. gos. aviac. tehn. un-t. Ufa: RIK ugatu, 2017: 40 - 45.

3. Barchukova G.V. Sravnitel'nyj analiz fizicheskoj podgotovlennosti studentok Iraka i Rossii. G.V. Barchukova, E.E. Zhigun, Gadri Nazik Subhi Mutar. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2018; 4: 69 - 72.

4. Barchukova G.V., Zhigun E.E., Mizin A.N. Vliyanie zanyatij nastol'nym tennisom na fizicheskuyu podgotovlennost' studentov-yunoshej. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta: nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2018; 7 (161): 153 - 157.

Статья поступила в редакцию 27.01.19

УДК 378

Bobryshov S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Education, Socialization and Personal, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: svbobrishov@yandex.ru

THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE IMPORTANCE OF SOCIAL INTERACTION IN THE PREPARATION OF FUTURE MEDICAL SISTERS. The article substantiates the significance of a phenomenon of social interaction in the training of future nurses. The category of social interaction is analyzed through the prism of relations, an emphasis is placed on the psychological interpretation of the concept of relationship. The characteristic of social interaction through the semantic content of the action is proposed, its polysubject essence is emphasized. The author concludes that in the preparation of future nurses, emphasis should be placed on the subject-subject understanding of interpersonal interaction, in which the participants exchanged between a subject and its identity settings, such way to produce real change not only in the perceptual, cognitive, emotional, but also in the personal sphere of each other.

Key words: relationships, endopsychic, exopsychic, public, interpersonal relations, social role, social interaction, personality activity.

С.В. Бобрышов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. воспитания, социализации и развития личности Ставропольского государственного

педагогического института, г. Ставрополь, E- mail: svbobrishov@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

В статье обосновывается значимость феномена социальное взаимодействие в подготовке будущих медицинских сестер. Анализируется категория социальное взаимодействие через призму отношений, делается акцент на психологической трактовке концепта отношения. Предлагается характеристика социального взаимодействия через смысловое содержание действия, подчеркивается его полисубъектная сущность. Автор делает вывод о том, что в подготовке будущих медицинских сестер акцент должен быть сделан на субъект-субъектное понимание межличностного взаимодействия, при котором участники обмениваться между собой субъектными параметрами своей личности и, таким образом, производят реальные преобразования не только в перцептивной, познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере друг друга.

Ключевые слова: отношения, эндопсихика, экзопсихика, общественные, межличностные отношения, социальная роль, социальное взаимодействие, активность личности.

В настоящее время в период трансформации образовательной парадигмы особую актуальность в подготовке будущих медицинских сестер приобретают подходы, которые ориентируют выпускников колледжа на творческое решение профессиональных задач. В данном контексте социальное взаимодействие приобретает особую роль. Обращаясь к анализу понятия «социальное взаимодействие» рассмотрим базовую категорию «отношение», так как социальное взаимо-

действие структурно интегрировано в его (отношения) категориально-смысловое поле.

В научном тезаурусе понятие отношения впервые появилось после исследований А.Ф. Лазурского. Учёный актуализировал в психической сфере человека два взаимосвязанных уровня: эндопсихику (внутренний психический уровень) и экзопсихику (внешний психический уровень). Идеи Ф.Ф. Лазурского были разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.