Научная статья на тему 'Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины "физическая культура" в рамках ФГОС ВПО 3+'

Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины "физическая культура" в рамках ФГОС ВПО 3+ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" / СЕНСОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / SENSORIMOTOR ABILITIES / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / SPECIAL PHYSICAL QUALITY / СТАНДАРТ БАКАЛАВРА ФГОС 3+ / THE BACHELOR STANDARD FSES 3+ / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / APPLIED PHYSICAL CULTURE / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / PHYSICAL HEALTH INDICATORS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна

Введение. Статья посвящена изучению и анализу новых требований ФГОС 3+ к содержанию и структуре дисциплины «Физическая культура». Материалы и методы. Выявлены основные подходы к профессионально-прикладной физической подготовке студентов в высших учебных заведениях. Разработана рабочая программа «Прикладная физическая культура» в инженерно-экономическом вузе, отвечающая современным условиям реформирования образования и формирующая у будущих специалистов необходимые психофизические качества, прикладные знания, умения и навыки, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условия и, повысить уровень профессиональной надежности. Основная направленность занятий раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» заключалась в увеличении диапазона функциональных возможностей организма человека, расширении арсенала его двигательной координации, а также обеспечении эффективной адаптации организма к различным факторам трудовой деятельности. Определены группы специальных физических упражнений, направленные на увеличение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, такие как, лыжные гонки, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания. А также группа упражнений для совершенствования сенсомоторных способностей, таких как быстроты восприятия и ответной реакция на информацию, полученную через органы чувств (осязания, зрения, слуха), степени точности оценки пространственных и временных показателей, умения владеть собой в острых ситуациях при выполнении упражнений или в спортивной борьбе. Для этих целей использовались такие средства, как спортивные игры (футбол,хоккей,волейбол), бадминтон, настольный теннис и другие. Предложенное содержание прикладной физической подготовки способствовало созданию предпосылок для будущей успешной профессиональной деятельности студентов, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY AS A BASIS THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" IN THE FRAMEWORK OF THE FSES 3+

Introduction. The article is devoted to the study and analysis of new requirements of the GEF 3+ for the content and structure of the discipline "Physical culture". Materials and methods. Main approaches to professional-applied physical preparation of students in higher educational institutions. The design of the work programme "Applied physical education" in engineering and Economics University modern conditions of reforming of education and forming of future specialists with the necessary psycho-physical qualities, applied knowledge, abilities and skills that will help them quickly adapt to the working environment and to raise the level of professional reliability. The main aim of the training section "Professionally-applied physical training" was to increase the range of functionality of the human body, the extension of Arsenal of his motor coordination, and ensuring effective adaptation of the organism to various factors of employment. Identified groups of special physical exercises aimed at increasing the body's resistance to adverse environmental conditions, such as cross-country skiing race Cycling, skating), as well as exercises with the breath. As well as group exercises to improve sensorimotor abilities such as speed of perception and reaction to information received through the senses (touch, sight, hearing), accuracy assessment of spatial and temporal parameters, the ability to control yourself in acute situations, during exercise or in wrestling. For these purposes, used tools such as sports games (football,hockey,volleyball), badminton, table tennis and others. The proposed content of the applied physical training contributed to the creation of prerequisites for future successful professional activity of students, indirectly manifested in her in such factors as health condition, level of physical fitness, adaptation to working conditions.

Текст научной работы на тему «Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины "физическая культура" в рамках ФГОС ВПО 3+»

Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ .

13.00.08

УДК 377.1

ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ФГОС ВПО 3+

© 2016

Гусев Алексей Николаевич, доцент кафедры «Физическая культура» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Стафеева Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский

университет), Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. Введение. Статья посвящена изучению и анализуновых требований ФГОС 3+ к содержанию и структуре дисциплины «Физическая культура». Материалы и методы. Выявлены основные подходы к профессионально-прикладной физической подготовке студентов в высших учебных заведениях. Разработана рабочая программа «Прикладная физическая культура» в инженерно-экономическом вузе, отвечающая современным условиям реформирования образования и формирующая у будущих специалистов необходимые психофизические качества, прикладные знания, умения и навыки, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условия и, повысить уровень профессиональной надежности. Основная направленность занятий раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» заключалась в увеличении диапазона функциональных возможностей организма человека, расширении арсенала его двигательной координации, а также обеспечении эффективной адаптации организма к различным факторам трудовой деятельности. Определены группы специальных физических упражнений, направленные на увеличение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, такие как, лыжные гонки, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания. А также группа упражнений для совершенствования сенсомоторных способностей, таких как быстроты восприятия и ответной реакция на информацию, полученную через органы чувств (осязания, зрения, слуха), степени точности оценки пространственных и временных показателей, умения владеть собой в острых ситуациях при выполнении упражнений или в спортивной борьбе. Для этих целей использовались такие средства, как спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол), бадминтон, настольный теннис и другие.Предложенное содержание прикладной физической подготовки способствовало созданию предпосылок для будущей успешной профессиональной деятельности студентов, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, дисциплина «Физическая культура», сенсомоторные способности, специальные физические качества, стандарт бакалавра ФГОС 3+; прикладная физическая культура, показатели физического здоровья, профессиональная деятельность студентов, физическая подготовка

APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY AS A BASIS THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» IN THE FRAMEWORK OF THE FSES 3+

© 2016

Gusev Aleksey Nikolaevich, an assistant professor of "Physical Education"

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia) Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of theoretical

foundations of physical culture

Nizhny Novgorod State Pedagogical University Kozma Minin «(Mininsky University),

Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. Introduction. The article is devoted to the study and analysis of new requirements of the GEF 3+ for the content and structure of the discipline "Physical culture". Materials and methods. Main approaches to professional-applied physical preparation of students in higher educational institutions. The design of the work programme «Applied physical education» in engineering and Economics University modern conditions of reforming of education and forming of future specialists with the necessary psycho-physical qualities, applied knowledge, abilities and skills that will help them quickly adapt to the working environment and to raise the level of professional reliability. The main aim of the training section «Professionally-applied physical training» was to increase the range of functionality of the human body, the extension of Arsenal of his motor coordination, and ensuring effective adaptation of the organism to various factors of employment. Identified groups of special physical exercises aimed at increasing the body's resistance to adverse environmental conditions, such as cross-country skiing race Cycling, skating), as well as exercises with the breath. As well as group exercises to improve sensorimotor abilities such as speed of perception and reaction to information received through the senses (touch, sight, hearing), accuracy assessment of spatial and temporal parameters, the ability to control yourself in acute situations, during exercise or in wrestling. For these purposes, used tools such as sports games (football,hockey,volleyball), badminton, table tennis and others. The proposed content of the applied physical training contributed to the creation of prerequisites for future successful professional activity of students, indirectly manifested in her in such factors as health condition, level of physical fitness, adaptation to working conditions.

Keywords:higher education institutions, discipline "Physical culture", sensorimotor abilities, special physical quality, the bachelor standard FSES 3+; applied physical culture, physical health indicators, and professional activities of students, physical training

Введение

Интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали от высшей школы ак-

тивного поиска путей совершенствования сложившейся в России системы национального образования[1, с.; 11, с. 26; 12, с. 122; 15, с. 147].Полномасштабный переход к новым федеральным стандартам третьего поколения стал для российских вузов эффективным инструментом

Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ...

с помощью которого будет формироваться современные кадровые структуры для развития всех сфер профессиональной деятельности, повышаться профессиональная востребованность и конкурентоспособность выпускников вузов на современных рынках труда[13, с. 3; 17,с. 6; 18, с. 68].

В 2014 году по многим направлениям подготовкиВ-ПО утвержден ФГОС 3+ (в соответствии с ч.11 ст.13 ФЗ от 29 декабря 2012 г. За № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»), в котором дисциплина «Физическая культура» реализуется в рамкахбазовой части в объеме72 академических часа в очной форме обучения и в форме элективных курсов («Прикладная физическая культура») в объеме 328 академических часов.В этой связи преобразования в требованиях стандарта определяют новые требования к содержанию и структуре подготовки бакалавров, в том числе и по физической культуре, с целью повышения качества подготовки специалистов различных областей деятельности[14].

Реальное воплощение концепции ФГОС 3+ в физическом воспитании связано с разработкой современной технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной психофизической готовности специалистов, выпускаемых вузами[19,с. 285].

Путь реформирования высшего профессионального образования идет контркурсами «сверху» и «снизу»: со стороны вузов - путем разработки и введения инноваций, повышающих качество подготовки специалистов в определенной сфере социальной жизни, и со стороны государства - посредством создания законодательных, финансовых, технических и иных условий для оценки и внедрения этих инноваций. Если такого совпадения курсов нет, то «прорытые тоннели» не совпадут в своем центре, которым и является личность профессионала, и непременно завершатся тупиком, который во многих сферах образования в настоящее время уже очевиден. Так, например, в сфере физкультурного образования наблюдается количественный и качественный дефицит кадров, притом что количество выпускников физкуль-турно-педагогических факультетов и вузов год от года не снижается.

Инновации в образовании касаются не только программных продуктов, но и педагогических систем, технологий, в том числе и систем управления образованием (в значении управления образованием не как социально-государственным институтом, а как управления знанием, расширением компетенций студентов как потенциальных профессионалов) надежности [2, с. 5;3, с. 4; 6, с. 35].

При этом инновации в высшем профессиональном образовании имеют опережающий характер, дабы выпускники технических могли выполнять профессиональные обязанности, которых в настоящее время еще не существует, но которые появятся в будущем.Этот этап связан с переходом к преимущественно рационально-логическому восприятию мира, с осознанием идей социального равенства и духовного самоусовершенствования человека. Проявляется стремление к самореализации в общественной жизни, сознательному саморегулированию своего поведения. Таким образом, существует ряд новых проблем данного этапа реформирования высшего профессионального образования в направлении «физическая культура». Часть из них уже стала довольно острой, а часть встает перед вузами уже в ближайшие годы в связи с изменением, как социальной ситуации, так и принципов высшего образования как одного из важнейших социальных институтов. В их число входят:

- потребность в дополнительном определении концептуальных положений понимания сущности социального развития профессиональной подготовки применительно к запросам всей системы физкультурного образования;

- необходимость разработки теоретических направлений совершенствования профессиональной подготовки с учетом перспектив развития конкретной физкуль-турно-спортивной, досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности, интеграции ее компонентов и совершенствования содержания образования;

- потребность изучения путей совершенствования содержания образования на основе интеграционных процессов науки и спортивной практики;

- насущная необходимость в формировании у студентов способности реально оценивать свои учебные, профессиональные возможности и потенциалы, намечать пути дальнейшего образования и раннего профессионального самоопределения [5, 393];

- проблема обеспечения вариативности структуры образования, учета и построения жизненных планов и интересов молодежи в образовательной среде вуза;

- необходимость разработки метадисциплинарного подхода к содержанию психолого-педагогической подготовки специалистов, направленного на формирование целостного представления об сферефизической культуры как об одном из наиболее характерных социальных явлений современного общества, необходимой составляющей культурной, цивилизованной личности;

- проблема разработки технологий диагностики и коррекции процессов самоактуализации, самореализации, самоидентификации сознания и деятельности студентов, в связи с этим, проблема пересмотра подходов к организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Важнейшим следствием решения этих проблем является формирование способности студента осуществлять мониторинг собственного образа «Я-деятеля», оценивать свои компетенции, их динамику под влиянием учебной деятельности и на этой основе самостоятельно вносить коррективы в процесс их развития в зависимости от тех или иных условий индивидуальной жизнедеятельности.

Технологический подход к профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) студентов в высших учебных заведениях должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условиям, повысить уровень профессиональной надежности[2, с. 5;3, с. 4; 6, с. 35; 9, с. 7].

Материалы и методы

Цель исследования.Теоретическое обоснование содержания модуля «Прикладная физическая подготовка» дисциплины «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС 3+ в инженерно-экономическом вузе.

Методы исследования.Анализ научной и методической литературы, анализ учебных документов, педагогические методы.

Ключевым изменением, касающимся дисциплины «Физическая культура», в стандартах ВПО третьего поколения стало то, что она вынесена из гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин в самостоятельный, обязательный к освоению раздел. Объём реализации в часах практически не изменился - 400 часов (по стандартам ВПО второго поколения - 408 часов), но при этом сам факт придания физической культуре статуса не просто учебной дисциплины, а отдельного раздела в рамках освоения основной образовательной программы носит знаковый характер. В данной трактовке физическая культура рассматривается, прежде всего, как фундаментальная база для поддержания обучающихся в физической форме, необходимой для успешного освоения ОПОП [4, с. 11; 8, с. 2729].

Обновлённые стандарты ФГОС 3+ предполагают введение для 328 академических часов новой дисциплины (модуля) - «Прикладная физическая культура»

Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна педагогические

ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ... науки

(в форме практических занятий по обеспечению уровня физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, для выполнения ими нормативов физической подготовленности) [16,с. 79].

Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной подготовки (ППФП) заключается в том, чтобы пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способстую-щей освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных, вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств; интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности^, с. 318; 7, с. 12; 19; 20; 21; 22; 23, с.134].

Результаты

На основе анализа преобразований в требованиях стандарта ВПО, новых требований к содержанию и структуре подготовки бакалавров инфенерно-экономи-ческих специальностей, а также научно-методической литературы по реформированию образования в высших учебных заведениях с применением компетентностного подхода нами были сделаны попытки разработать рабочую программу дисциплины «Прикладная физическая подготовка» и организовать процесс по физической культуре у студентов инженерно-экономических специальностей.

Целями освоения дисциплины «Прикладная физическая культура» являются формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:ОК - 7- способствовать к самоорганизации и самообразованию, ОК - 8 - способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате освоения данной дисциплины студент должензнать:оздоровительные системы физического воспитания, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек, способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; уметь:разрабатывать индивидуально подобные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики, организовывать коллективные формы разнообразных занятий физической культурой; владеть: навыками и умениями повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, по формированию здорового образа жизни, организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Содержание дисциплины (модуля) «Прикладная физическая подготовка» представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание дисциплины (модуля) «Прикладная физическая подготовка»

Код занятия Наименование разделов и тем.'вид занятия Семестр /курс Часов Компетенции Активная форма ная работа

Раздел 3.Прикладная физическая культура

3.1 Легкая атлетика 1-4 50 ОК-8 50 10

3.2 Основная гимнастика 1 50 ОК-8 50 10

3.3 Спортивные игры 2-4 50 ОК-8 50 10

3.4 Аэробика 2-4 50 ОК-8 50 10

3.5 Профессионально-прикладная физическая подготовка 1-4 88 ОК-8

Учебно-тренировочный раздел (прикладная физическая культура) состоял из решения следующих образовательных задач по разделам программы. Легкая атле-148

тика. Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, ско-ростно-силовых качеств, трудолюбию, упорству, быстроте мышления.

Содержание занятий: высокий и низкий старт, бег 100м, эстафетный бег, бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000м (девушки) и 3000м (юноши), бег по пересеченной местности, прыжки в длину с места. Кроссовая подготовка.

Основная гимнастика. Решает профилактические и оздоровительные задачи. Развивает силу, координацию, гибкость, чувство равновесия.

Содержание занятий: общеразвивающие упражнения, упражнения в парах, упражнения с гимнастическими предметами, упражнения на формирование осанки, висы и упоры, вольные упражнения, простые прыжки. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Упражнения для профилактики заболеваний.

Атлетическая гимнастика. Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, стабилизации мышечного тонуса. Развивает абсолютную и относительную силу различных групп мышц. Содержание занятий: круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с гантелями, гирями, штангой, тренажерными устройствами. Техника безопасности занятий. Различные системы силовых качеств.

Спортивные игры. Способствуют совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости двигательной реакции, силовой и скоростной выносливости; развитию таких личностных качеств, внимание, память, согласованность групповых взаимодействий, инициативность и самостоятельность.

Баскетбол (юноши, девушки).Содержание занятий: ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места и в движении), приемы овладения мячом (вырывание и выбивание), техника защиты (перехват, на-крывание), тактика защиты и нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола.

Футбол. Содержание занятий: удары по мячу ногой, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой и грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря. Тактика защиты и нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках различных размеров.

Волейбол. Содержание занятий: правила проведения и организации соревнований по волейболу. Судейство. Техника передач, подач, блокирования, нападающего удара. Техника и тактика игры в целом. Развитие координационных способностей.

Настольный теннис. Содержание занятий: инвентарь, правила одиночной и парной игры, способы удержания ракетки, техника игры: стойки, перемещения, удары, подачи. Тактика одиночных и парных игр. Организация соревнований.

Бадминтон. Содержание занятий: инвентарь, правила одиночной и парной игры, способы удержания ракетки, техника игры: стойки, перемещения, удары, подачи. Тактика одиночных и парных игр. Организация соревнований.

Аэробика. Занятия способствуют совершенствованию координационных способностей, выносливости, ловкости, гибкости, коррекции фигуры. Оказывают оздоровительные влияния на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы. Формируют чувство ритма, умение слушать музыку.

Содержание занятий: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с различной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.

Основная направленность занятий раздела Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ...

«Профессионально-прикладная физическая подготовка» заключалась в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности.

Нами были определены и широко использовались группы специальных физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, для повышения устойчивости к гипоксемии (кислородной недостаточности) использо-валисьскоростные циклические виды упражнений (бег, лыжные гонки, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания. Устойчивость к перегрузкам - акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

В процессе профессиональной физической подготовки важное значение уделялось совершенствованию сен-сомоторных способностей. К ним относятся быстрота восприятия и ответная реакция на информацию, полученную через органы чувств (осязания, зрения, слуха), степень точности оценки пространственных и временных показателей, умение владеть собой в острых ситуациях при выполнении упражнений или в спортивной борьбе. Для этих целей использовались такие средства, как спортивные игры (футбол,хоккей,волейбол), бадминтон, настольный теннис и другие.

Заключение. Таким образом, считаем необходимым ещё раз подчеркнуть, что педагогическая учебная дисциплина «Физическая культура» тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности, что в целом находит свое отражение в психической и физической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Предложенное нами содержание прикладной физи-ческойподготовкиспособствовало созданию предпосылок для будущей успешной профессиональной деятельности студентов, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баевский P.M. Берсенева А.П., Лучицкая Е.С., Слепченкова И.Н. Оценка уровня здоровья при исследовании практически здоровых людей: практическое руководство. М.: Фирма «Слово», 2009. 100 с.

2. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компетент-ностного подхода к образованию// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2О08.№5.

- С.59-63.

3. Байденко В.И. Выявления состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения:Метод.пособие.- М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2006. -72 с.

4. Богачев А.Н. Особенности адаптивных возможностей организма подростков в условиях снижения функциональных резервов и различных режимов двигательной активности. Дисс.канд.мед.наук. Волгоград. 2011. 178 с.

5. Боенко Н.А. Развитие учебно-профессиональных компетенций// Среднее профессиональное образование.

- 2008. №5. - С. 16-21.

6. Буйкова О.М. Функциональное состояние организма студенток, занимающихся различными видами оздоровительной аэробики. Автореф.дисс.канд.биол. наук. Иркутск. 2010. 26 с.

7. Бурханова И.Ю. Система организационно-педагогических условий сопровождения студентов в процессе адаптации к условиям обучения в ВУЗе// Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 5. С. 111-113.

8. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения//Вестник мининского университета. №4.2015.

9. Головин В.А. Физическое воспитание: Учебник для ВУЗов. М., Высшая школа, 1983.С.318-342.

10. Готлиб В.М., Мокров А.Н. Исследования эффективности тестового контроля в институтах физической культуры. \\ Теория и практика физической культуры, 1991-№11.С.35-36.

11. Готлиб В.М. Теоретическое обоснование входного контроля для абитуриентов институтов физической культуры, 1992. №. С.12.

12. Касаткин В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья. Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 2011. 44с.

13. Дианов П.В. Новые подходы к реформированию физической культуры в условиях модернизации образования в средних специальных учебных заведениях// Материалы третьей байкальской международной научной конференции. Улан- Удэ.2009. С.122-125.

14. Ковачева И.А. Содержание, методы и организационные формы профессионально-прикладной физической подготовки студенток гуманитарных специальностей. Автореф. дис. . канд.пед. наук. МГАФК, 2002. - 22 с.

15. Проект приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа ВО - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» - URL : http://www.s-vfu.ru/universitet/ rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/ departamentt_ quality/onmsoop/projects/

16. Платонова Р.И. Органзационно-педагогические условия одготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3+ //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1 (20). С.147-149.

17. Савин С.В. Целевые установки как базовый фактор проектирования системы занятий фитнесом// Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции / РГПУ им А.И. Герцена. СПб. 2007. С. 79-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Федорова М.В.Формирование коммуникативной компетенции как условие успешной реализации личности в профессиональной и социальной среде//Среднее профессиональное образование. - 2008. - №7. - С.51-52.

19. Мельник А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

20. Земсков А.С., Иванчин А.И. Разработка и внедрение компьютерных программ в деятельность учителя физической культуры - проблемы и перспективы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 13-18.

21. Красильникова Е.В. Динамика функциональных резервов студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой // Самарский научный вестник. 2015. № 2 (11). С. 138-142.

22. Fox E.L., Matthew's D.K. The Physiological Basis Physical Education and Athletics 3-d edit. Phyladelphia. SaundersCo.1981.

23. Verkoshanski Y. Topical problems ogfthe modem theory and methodology of sports training // Coaching and Sport Science Journal, 1996, 1:4,2-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.