Научная статья на тему 'Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в системе физической подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации'

Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в системе физической подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
474
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ НАВЫК / УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ В АРМИИ / INTERACTION / CONTINUITY / SPECIALISTS OF PHYSICAL TRAINING / MILITARY-APPLIED SKILL / TERMS OF INTERACTION / PREPARING FOR SERVICE IN THE ARMED FORCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданов Иван Викторович

В статье представлен сравнительный анализ физической подготовки двух групп юношей и девушек старшего школьного возраста, где критериями, определяющими уровень физической подготовки старшеклассников, являются результаты выполнения физических упражнений, отражающих физические качества: «силу», «быстроту», «выносливость». В контрольную группу вошли старшеклассники общеобразовательных организаций, где не поддерживаются постоянные связи с воинскими частями и военнослужащими и не уделяют внимания развитию военно-прикладных навыков у школьников. В экспериментальную группу вошли старшеклассники общеобразовательных организаций, где поддерживаются постоянные связи с воинскими частями и военными специалистами физической подготовки и уделяют внимание развитию военно-прикладных навыков у школьников. Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что в экспериментальной группе, где связи с военнослужащими постоянны, результаты выполнения физических упражнений учащимися выше, а в той группе, где взаимодействия с военнослужащими непостоянны или отсутствуют, результаты выполнения физических упражнений ниже как у юношей, так и у девушек. Автор считает, что в решении проблемы формирования здорового образа жизни, развития физической подготовки и формирования военно-прикладного навыка у старших школьников для службы в Вооруженных Силах необходимо эффективно использовать возможности семейного воспитания, дополнительного образования, систему военно-патриотического воспитания с привлечением военных специалистов физической подготовки. Материал статьи может быть полезен как преподавателям физической культуры, тренерам, организаторам спортивных праздников и любителям военно-прикладных видов спорта, так и начальникам физической подготовки, спортивным организаторам, инструкторам по физической подготовке Вооруженных Сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданов Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective interaction of civil and military institutions in the system of physical preparation of youth for service in the Armed forces of the Russian Federation

The article presents a comparative analysis of physical training of two groups of children of secondary school age, where the criteria for defining the level of physical training of senior pupils are the results of the exercise, reflecting the physical qualities: „strength”, „speed”, „endurance”. The control group included pupils of educational institutions that do not support persistent relationships with military units and military personnel, where specialists of physical culture do not pay attention to the development of military-applied skills of pupils. The experimental group consisted of pupils of educational institutions, which maintain permanent contact with military units and military experts of physical training and focus on the development of military-applied skills of pupils. Analyzing the obtained results it can be claimed that in the experimental group, where relations with the military personnel are permanent, the results of the exercise are high, and in the group, where relations with military personnel are changeable or absent, the results of the exercise are low, both among the young men and the girls. The author considers that in a solution of the problem of formation of a healthy lifestyle, development of physical training and formation of military and applied skill among the senior school students for service in Armed Forces it is necessary to effectively use the possibilities of family education, additional education, system of military patriotic education involving military experts of physical training. The article can be useful for physical education teachers, coaches, organizers of sports events and lovers of military-applied kinds of sports, for example: in the preparation of young people for service in the Armed Forces, and heads of physical training, sports organizers, instructors on physical training of the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в системе физической подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации»

1УДК 371.72 ББК 75.04(2Рос)

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ И ВОИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ ДЛЯ СЛУЖБЫ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. В. Богданов

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ физической подготовки двух групп юношей и девушек старшего школьного возраста, где критериями, определяющими уровень физической подготовки старшеклассников, являются результаты выполнения физических упражнений, отражающих физические качества: «силу», «быстроту», «выносливость».

В контрольную группу вошли старшеклассники общеобразовательных организаций, где не поддерживаются постоянные связи с воинскими частями и военнослужащими и не уделяют внимания развитию военно-прикладных навыков у школьников. В экспериментальную группу вошли старшеклассники общеобразовательных организаций, где поддерживаются постоянные связи с воинскими частями и военными специалистами физической подготовки и уделяют внимание развитию военно-прикладных навыков у школьников.

Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что в экспериментальной группе, где связи с военнослужащими постоянны, результаты выполнения физических упражнений учащимися выше, а в той группе, где взаимодействия с военнослужащими непостоянны или отсутствуют, результаты выполнения физических упражнений ниже как у юношей, так и у девушек.

Автор считает, что в решении проблемы формирования здорового образа жизни, развития физической подготовки и формирования военно-прикладного навыка у старших школьников для службы в Вооруженных Силах необходимо эффективно использовать возможности семейного воспитания, дополнительного образования, систему военно-патриотического воспитания с привлечением военных специалистов физической подготовки.

Материал статьи может быть полезен как преподавателям физической культуры, тренерам, организаторам спортивных праздников и любителям военно-прикладных видов спорта, так и начальникам физической подготовки, спортивным организаторам, инструкторам по физической подготовке Вооруженных Сил РФ.

Ключевые слова: взаимодействие, преемственность, специалисты физической подготовки, военно-прикладной навык, условия взаимодействий, подготовка к службе в армии.

EFFECTIVE INTERACTION OF CIVIL AND MILITARY INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL PREPARATION OF YOUTH FOR SERVICE IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

I. V. Bogdanov

Abstract. The article presents a comparative analysis of physical training of two groups of children of secondary school age, where the criteria for defining the level of physical training of senior pupils are the results of the exercise, reflecting the physical qualities: „strength", „speed", „endurance".

The control group included pupils of educational institutions that do not support persistent relationships with military units and military personnel, where specialists of physical culture do not pay attention to the development of military-applied skills of pupils. The experimental group consisted of pupils of educational institutions, which maintain permanent contact with military units and military experts of physical training and focus on the development of military-applied skills of pupils.

Analyzing the obtained results it can be claimed that in the experimental group, where relations with the military personnel are permanent, the results of the exercise are high, and in the group, where relations with military personnel are changeable or absent, the results of the exercise are low, both among the young men and the girls.

The author considers that in a solution of the problem of formation of a healthy lifestyle, development of physical training and formation of military and applied skill among the senior school students for service in Armed Forces it is necessary to effectively use the possibilities of family education, additional education, system of military patriotic education involving military experts of physical training.

The article can be useful for physical education teachers, coaches, organizers of sports events and lovers of military-applied kinds of sports, for example: in the preparation of young people for service in the Armed Forces, and heads of physical training, sports organizers, instructors on physical training of the Armed Forces of the Russian Federation.

Keywords: interaction, continuity, specialists of physical training, military-applied skill, terms of interaction, preparing for service in the Armed Forces.

Основным показателем эффективности учебной и внеклассной работы образовательных организаций по физическому воспитанию учащихся является уровень освоения ими программного материала и выполнения норм и требований Всероссийского Физ-культурно-Спортивного Комплекса ГТО (далее - ВФСК ГТО) [1]. В связи с этим нами было проведено исследование физической подготовленности учащихся 10-11 классов с целью выявления готовности к службе в рядах Вооруженных Сил РФ при взаимодействии гражданских и воинских специалистов физической подготовки.

Как отмечают М. В. Александрова, С. А. Тра-щенкова, Р. М. Шерайзина, взаимодействие связано, с одной стороны, с понятием «взаимодействие», а с другой - с представлениями о продуктивности системы, развитие которой проявляется через внутреннее движение ее элементов, формирование единой системы взаимодействия [2, с. 53].

Подготовка молодежи к защите Родины становится все более ответственной и сложной в связи с возрастающими требованиями к физической подготовленности воинов. Наше исследование показывает, что допризывная молодежь имеет низкий уровень физической подготовленности. По мнению офицеров, такие юноши в армейских условиях часто являются тормозом для всего подразделения при выполнении учебно-боевых задач. Физически ослабленные солдаты сковывают быстроту маневра воинских подразделений, снижают темп и качество боевых действий. Таким образом, затрудняется обучение военным специальностям, необходимым призывнику, чтобы полноправно вступить в ряды Вооруженных Сил на правах защитника Отечества.

Исследование проводилось с 2009 по 2016 г. среди молодежи, вовлеченной в спортивно-массовые мероприятия, проводимые региональным управлением, местными советами, а также воинскими городскими, районными, областными организациями города Северо-морска и других городов Мурманской области.

В исследование было вовлечено более 1000 человек. Исследована физическая подготовка старшеклассников, которые обучаются в общеобразовательных организациях (школы № 1, № 37 г. Мурманска; школа №1 г. Мончегорска; школы № 1, № 9, № 12 г. Североморска; школа № 1 г. Полярного), при участии специалистов физической подготовки воинских частей Северного флота (Кольской флотилии Разнородных Сил объединенного стратегического командования Северного флота, дислоцирующихся в гг. Александрова, Полярный, Североморск; 45-й армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны объединенного стратегического командования Северного флота, дислоцирующихся в поселках Высокий, Североморск-3, г. Северомор-ске, г. Оленегорске и других городах; 43-й дивизии десантных ракетных кораблей объединенного стратегического командования Северного флота, дислоцирующихся в городах Мурманске, Североморске) и деятельности отделения физической подготовки объединенного стратегического командования Северного флота.

Целью исследования является определения необходимости совместной деятельности гражданских и воинских организаций в системе физической подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Критериями для определения уровня физической подготовки молодежи, в основу которых положены результаты выполнения моло-

дежью физических упражнений, отражающие физические качества: «силу», «быстроту», «выносливость».

Общеобразовательные учреждения нами были условно разделены на две группы:

• в контрольную группу (Г-1) вошли старшеклассники общеобразовательных организаций (школы №1 г. Мончегорска, школы № 37 г. Мурманска), которые не поддерживают постоянные связи с воинскими частями и военнослужащими, где специалисты физической культуры не уделяют внимания развитию военно-прикладных навыков у школьников;

• в экспериментальную группу (Г-2) вошли старшеклассники общеобразовательных организаций (школы № 1, № 9 ЗАТО г. Северомор-ска; школа № 1 ЗАТО г. Полярного), которые поддерживают постоянные связи с воинскими частями и военными специалистами физической подготовки и уделяют внимание развитию военно-прикладных навыков у школьников.

На первом этапе исследования проводился анкетный опрос (552 респондента). Данные анкетирования представлены в табл. 1, где отражены знания респондентов о необходимости занятий физической культурой и спортом, реализации здорового образа жизни. В силу обстоятельств не все себе могут позволить занятия физической культурой, не каждый осознает, что занятие физической культурой должно быть спланировано и систематизировано, а занятия в свободное время часто приводят к нарушению регулярности тренинга. Так же, как и на вопрос о значении военно-прикладного спорта и необходимости им заниматься, большинство ответило «да» - военно-прикладной спорт нужен, развивать у молодежи военно-прикладной навык необходимо, но для этого

нужна система организации подготовки старшеклассников. Небольшое количество испытуемых ответили положительно на вопрос: «Сдавали ли Вы нормы ВФСК ГТО?» Данный факт обусловлен тем, что только с 2016 г. была организована сдача норм ВФСК ГТО в ученических коллективах.

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем утверждать, что во второй группе как у юношей, так и у девушек положительных ответов больше; что интерес к физкультуре, здоровому образу жизни и военно-прикладному спорту среди молодежи растет. Но социальный заказ по физической подготовке старшеклассников к службе в Вооруженных силах РФ требует развития военно-прикладной, физической подготовки. Данная позиция консолидирует общество, привлекая военных и гражданских специалистов к работе по подготовке старшеклассников к службе в Вооруженных силах.

На втором этапе проводилось исследования результатов упражнений, которые выполняли старшеклассники.

Физическая подготовленность учащихся допризывного возраста в свете требований учебных нормативов школьной программа по физической культуре для учащихся 11-х классов; нормативов ВФСК ГТО, V ступени; нормативных требований Наставлении по физической подготовке Вооруженных Сил РФ (далее -НФП-2009) [1; 3] в силовых упражнениях (подъем переворотом, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, толчок, рывок гири) показывает большой процент учащихся, получивших оценку «неудовлетворительно» в названных упражнениях - 46, 32, 26, 48% в контрольной группе, а в эксперименталь-

Таблица 1

Отношение молодежи к развитию военно-прикладного навыка и укреплению физической подготовки как основа здорового образа жизни

и подготовке к службе в армии, %

Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом систематически? Ведете ли Вы здоровый образ жизни? Имеет ли значение для страны развитие военно-прикладного спорта? Необходимо ли развивать у молодежи военно-прикладной навык? Сдаете ли Вы нормы Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса ГТО?

Г-1 Г-2 Г-1 Г-2 Г-1 Г-2 Г-1 Г-2 Г-1 Г-2

Да 50 65 60 70 74 80 90 90 30 32

Нет 50 35 40 30 26 20 10 10 70 68

ной группе в названных упражнениях испытуемые показали результат выше, что составило: 53, 42, 38, 52% соответственно (табл. 2).

Упражнение «подъем переворотом» вызвал интерес, так как оно не входит в нормативы ВФСК ГТО, а в нормативы НФП-2009 подъем переворотом имеет высокий норматив 32 раза. Испытания показали, что наиболее тяжело испытуемым как контрольной, так и экспериментальной групп дается данное упражнение. Это закономерно, так как при сдаче учебных норм этому виду испытаний предпочитают подтягивание, ему и научиться легче, и техника выполнения несложная. А в итоге норматив не могут выполнить 76% призывников, поступающих на службу в вооруженные силы по призыву и по контракту. Обнадеживает только то, что это упражнение предполагается включить в учебные нормативы школьной программы.

Большую трудность представляет поднимание гири весом 24 кг. Лишь 6% учащихся контрольной и 13% учащихся экспериментальной группы справились с требованиями. В плане силовой подготовки обучающихся упражнения с гирями вообще не предусмотрены школьной программой. Это одно из основных упражнений многих родов войск. Мы считаем правильным включение в комплексную программу упражнения с эспандерами, гантелями и гирями, по нашему мнению, следует включить упражнение с гирями весом 24 кг, приблизив требования школьной программы к армейским. В процессе физического воспитания учащихся допризывного возраста необходимо уделять больше внимания совершенствованию методики силовой подготовки, так как одним из наиболее слабых звеньев является силовая подготовка: поднимание гирь, подъем переворотом на перекладине, выход силой на перекладине (см. табл. 2).

Выполнение упражнений скоростного характера показало, что в беге на 100 м 20% учащихся в исследованных группах не выполнили школьные нормативы, 40% - нормативы ВФСК ГТО, 59% - нормативы НФП-2009.

В упражнениях скоростно-силового характера наибольшую трудность в выполнении представляет прыжок в длину. В контрольной группе школьный норматив не выполнили 24% обучающихся, ВФСК ГТО - 56%, НФП-2009 - 86%. В экс-

периментальной группе дела обстоят лучше. Школьный норматив не выполнили 18%, ВФСК ГТО - 43%, НФП-2009 - 65% (см. табл. 2).

В метании гранаты (600 г) 11% учащихся экспериментальной группы не выполнили учебных требований, 41% - ВФСК ГТО, также 41% военнослужащих - НФП-2009. В контрольной группе метание гранаты не проводилось (данные не отражены в табл. 2).

Особого внимания заслуживают результаты кросса на 3 км, отражающие одно из основных физических качеств будущих военнослужащих по призыву и контракту - выносливость. Показатели сдачи учебных нормативов и ВФСК ГТО в этом виде испытания неплохие как в контрольной, так и в экспериментальной группе, лишь 47% учащихся не выполнили их. В то же время, если оценивать результаты по НФП-2009, то они совсем иные: 73% не уложились в нормативы НФП-2009 (см. табл. 2).

Мы считаем, что нормативы в беге на 3 км в ВФСК ГТО, школьной программе и НФП-2009 подобраны достаточно уравновешенно, а вот сам факт выполнения их очень часто подменяется бегом на 1 или 2 км, что значительно ухудшает показатель общей выносливости. Об этом же свидетельствуют результаты, показанные в проведенным нами со школьниками 5-километровом марш-броске с карабином, подсумком и противогазом, но в спортивной форме. То есть условия проведения были немного упрощены. Из сильных ребят контрольной и экспериментальной группы собрали взвод в составе 30 человек, тем не менее взвод не уложился в норматив НФП-2009. Это еще раз показывает, что школьники, достойно сдававшие норматив по бегу, не в силах уложиться в требования марш-броска на 5 км в составе подразделения для военнослужащих по призыву и контракту. Считаем целесообразным включить в уроки физической культуры преодоление полосы препятствий, марш-броски, а также контрольные нормативы НФП-2009, отсутствующие в школьной программе, и вести целенаправленную физическую подготовку к их сдаче.

Результаты исследования и бесед преподавателей показали, что для урока физкультуры объем работы в скоростно-силовых упражнениях недостаточен и сводится в основном к приему контрольных нормативов, а подготовка

к ВФСК ГТО выносится на факультативные занятия. Специалисты физической культуры недостаточно подготовлены по видам военно-прикладного спорта. Не проводятся подготовительные занятия, материально-техническая база в образовательных учреждениях не соответствует современным требованиям.

Исследования результатов упражнений говорят о том, что выпускники учебных заведений, которым в скором времени предстоит проходить военную службу в рядах Вооруженных Сил, не готовы к этому или готовы условно. Причиной является низкий уровень физической подготовленности школьника. Вновь введенный ВФСК ГТО призван способствовать развитию физической подготовки подрастающего поколения. ВФСК ГТО должен стимулировать поднятие уровня физической подготовки. Однако даже нормативы, соответствующие «золотому» знаку ГТО, невысоки.

Вооруженные Силы РФ нельзя рассматривать как организацию, где физически слабо подготовленного человека сразу закалят, сделают сильным, крепким, выносливым, мужественным, на что откровенно рассчитывают сами призывники, их родители, а подчас школьные педагоги. Для физически слабых юношей период адаптации во всех родах войск крайне длителен, протекает тяжело. Армейские нагрузки для них являются очень трудным испытанием. И об этом надо знать всем, а не только будущим воинам. Именно поэтому физическую подготовку учащихся допризывного возраста следует приблизить к требованиям Вооруженных Сил.

Но все же исследования показали, что логика преемственности упражнений из ВФСК ГТО в НФП-2009 существует, о чем свидетельствуют нормативы упражнений ВФСК ГТО V ступени (возрастная группа от 16 до 17 лет), ст. 260 Приложения № 21 к НФП 2009 «Требования к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту» и ст. 252-253 «Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих, прибывших в войсковую часть на ее пополнение...» [1; 3].

Анализируя результаты выполнения приведенных выше упражнений, мы можем полагать, что по ряду упражнений нормы ВФСК ГТО приблизились к нормам НФП-2009. Но существует и ряд проблем, которые не позволяют в полной

мере свидетельствовать, что комплекс готовит молодежь к службе в Вооруженных силах РФ. Одной из причин являются различия между упражнениями. Некоторые упражнения, определенные в Комплексе, не названы в НФП-2009, что является проблемой для поступающих на военную службу. Молодой человек может иметь неплохую физическую подготовку, успешно справляется с ВФСК ГТО, но при сдаче нормативов при поступлении на контрактную службу, или в армию по призыву, или в военный вуз могут возникнуть трудности лишь по причине неумения выполнять требования НФП-2009. Поэтому мы считаем, что необходимо привести к единым требованиям нормативы физической подготовки как в школе на уроках физической культуры и при сдаче норм ВФСК ГТО, так и в Вооруженных силах Российской Федерации.

Для удобства работы и чистоты эксперимента был выведен средний результат каждого упражнения.

В таблицу результатов включен норматив выполнения упражнений ВФСК ГТО на «золотой значок», для поступающих на военную службу по призыву - НФП-2009 (максимальный результат), для девушек были предложены нормативы как для лиц женского пола, поступающих на военную службу по контракту НФП-2009 [1; 3].

Результаты выполнения упражнений представлены в табл. 2. Нормативы ВФСК ГТО и НФП-2009 способствовали выявлению противоречия между реальной подготовкой молодежи и требованиями ВФСК ГТО, программы физической культуры учебных заведений.

По каждому результату вывели процент, взяв максимальный результат за 100%, по формуле:

100Т/Ы, где Т - средний результат; N - максимальный результат.

Там, где результат упражнения исчисляется временным показателем, применили формулу:

100N/T, где Т - Средний результат; N - максимальный результат.

Состояние физической подготовленности показано на диаграммах (рис. 1 и 2).

На графиках наглядно показано, что в экспериментальных группах, где связи с военнослужащими постоянны, результаты выполнения физических упражнений выше, а в тех группах, где взаимодействие с военнослужащими

Таблица 2

Средний показатель результатов контрольных упражнений

Упражнения Нормативы ВФСК ГТО V Норматив поступающего на службу по Количество Результаты контрольной группы (Г-1) Результаты экспериментальной группы (Г-2)

ступени призыву, участ- Средний % от макси- Средний % от ми-

на золо- макси- ников результат мального результат нималь-

той знак мальный результат результата ного результата

Юноши (16-17 лет)

Бег 100 м 13,8 11,8 143 15,5 89/76 14,9 92/79

Плавание 50 м 43,0 30,0 74 44,0 97/68 43,9 97/68

Бег 3 км 13,10 10,30 87 14,34 91/71 13,24 98/77

Бег 2 км 7,50 2,25 (1 км) 79 9,42 (2 км) 79 8,34 (2 км) 89

Подтягивание на перекладине 13 30 137 9 69/30 12 92/40

Сгибание разгибание рук в упоре 75 100 23 30 27 36

лежа

Подъем переворотом - 32 20 - - 2 2

Рывок гири 24, 16 г 35 (16 кг) 65 (24 кг) 154 18 (24 кг) 51/27 39 (24 кг) 111/60

Подъем туловища (пресс) 50 70 139 38 76/54 42 84/60

Прыжок в длину см 230 - 240 206,7 89 210 91

Стрельба из пневмонической винтов- 25 178 13 45 12 45

ки (10 м) очки

Бег на лыжах (3,5 км) 23,40 (3 км) 18,00 (5 км) 154 27,00 (5 км) 66 25,50 (5 км) 70

Девушки (16-17 лет)

Бег 100 м 16,3 14,8 95 15,6 104/94 15,2 107/97

Бег 2 км 9,50 3,40 (1 км) 76 10,11 93 10,01 94

Сгибание разгибание рук в упоре 16 34 70 7 43/20 9 56/26

лежа

Подъем туловища 40 55 73 45 112/81 51 127/92

Прыжок в длину см 186 220 85 166 89/75 174,1 93/79

Плавание 50м 1,10 0,36 58 1,02 92/35 1,00 110/36

Стрельба из пневмонической винтов- 25 62 15 60 13 52

ки (10 м) очки

Бег на лыжах (3,5 км) 17,30 (3 км) 25,00 (5 км) 51 21,20 (3 км) 81 20,49 (3 км) 84

непостоянно или отсутствует, результаты выполнения физических упражнений ниже как у юношей, так и у девушек.

Анализ содержания упражнений, представленных в НФП-2009, в школьной программе и в комплексе ВФСК ГТО показал, что существуют противоречия. Первое - между нормами результатов упражнений комплексе ВФСК ГТО и нормами результатов упражнений из НФП-2009, то есть нормы в Вооруженных Силах выше, согласно НФП-209, чем в ВФСК ГТО. Второе - это отсутствие в школьной программе по

физической культуре ряда упражнений, представленных в НФП-2009. Мы сделали вывод, что поступающему на военную службу будет необходимо владеть навыками выполнения всех упражнений, предложенных в НФП-2009. Фактически призывник владеет только частью упражнений, к изучению остальных упражнений придется приступать в армии. В связи с этим существует необходимость включить в программу физической подготовки допризывников упражнения из НФП-2009, то есть пересмотреть нормативы школьной программы и

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о.**

к«-

¿у

/-/' / / #// ** /г

• группа контрольная —»—группа экспериментальная

Рис. 1. Сравнение результатов упражнений контрольной и экспериментальной групп юношей

бег 2 км лыжи 3 км отжимание подъем стрельба плавание бег 100 м прыжок в

туловища 50 м длину

группа контрольная

• группа экспериментальная

Рис. 2. Сравнение результатов упражнений и контрольной экспериментальной групп девушек

ВФСК ГТО V ступени в упражнениях с учетом требований, предъявляемых в НФП-2009.

Для решения данных выводов и создания системы прикладной физической подготовки учащихся допризывного возраста считаем обязательным установление теснейших межпредметных связей между физическим воспитанием и начальной военной подготовкой с привлечением военных специалистов физической подготовки.

Также предлагаем продолжить развитие физической и военной подготовки молодежи после окончания юношами и девушками образовательных учреждений вплоть до призыва в армию по призыву и контракту. Необходимо подключать к этой деятельности гражданских

педагогов и военных специалистов физической культуры, шире использовать в этих целях оборонно-спортивные лагеря, военно-спортивные клубы, организацию ДОСААФ и др.

Показательным результатом совместной работы флота и гражданских организаций являются совместно проводимые спортивно-массовые мероприятия, которые отражают как формы, так и содержание взаимодействия между флотом и гражданскими организациями в подготовке молодежи [4].

Развитие концепции качественного взаимодействия гражданских и военных организаций приведет к более эффективной системе подготовки призывников к службе в Вооруженных Силах РФ.

Основным условием взаимодействия молодежи в эффективном развитии физического воспитания является постоянная совместная деятельность гражданских и воинских организаций физической культуры и спорта в современных условиях (повышение эффективности постоянного взаимодействия; постоянная заинтересованность всех сторон участников физического воспитания; единая политика физического воспитания молодежи в гражданских и воинских организациях) [5].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ачкасов Е. Е., Машковский Е. В., Добровольский О. Б. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». - М.: ГЭОТАР-Ме-диа, 2016. - 208 с.

2. Наваль Мади, Шерайзина Р. М. Комфортная образовательная среда как условие продуктивного взаимодействия ее субъектов // Вестн. Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. - 2016. - № 5 (96). - С. 53-56.

3. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации: утверждено приказом Министра Обороны РФ от 21.04.2009 № 200 (ред. от 31.07.2013). - М.: Анкил, 2013. - 248 с.

4. Манухин В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. (7-9 ноября 2013) / отв. ред. В. Л. Цылев. - Мурманск: МГГУ, 2013. - С. 317-325.

5. Манухин В. П., Богданов И. В. Взаимодействие образовательных и воинских организаций на севере России по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи // Вестн. Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. - 2016. - № 5 (96). -С.56-61.

REFERENCES

1. Achkasov E. E., Mashkovskiy E. V., Dobrovols-kiy O. B. Sbornik normativno-pravovykh doku-mentov po realizatsii Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i obo-rone". Moscow: GEOTAR-Media, 2016. 208 p.

2. Naval Madi, Sherayzina R. M. Komfortnaya obrazovatelnaya sreda kak uslovie produktivno-go vzaimodeystviya ee subyektov. Vestn. Novgorodskogo gos. un-ta im. Yaroslava Mu-drogo. 2016, No. 5 (96), pp. 53-56.

3. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii: utverzhdeno prikazom Ministra Oborony RF ot 21.04.2009 No. 200 (red. ot 31.07.2013). Moscow: Ankil, 2013. 248 p.

4. Manukhin V. P. Natsionalno-regionalnyy kom-ponent obrazovaniya v Murmanskoy oblasti. In: Tsylev V. L. (Ed.) Ustoychivoe sotsialnoe razvi-tie severnykh territoriy Rossii: opyt, problemy, perspektivy. Proceedings of interregional scientific-practical Conference (7-9 Nov. 2013). Murmansk: MGGU, 2013. Pp. 317-325.

5. Manukhin V. P., Bogdanov I. V. Vzaimodeystvie obrazovatelnykh i voinskikh organizatsiy na severe Rossii po voenno-patrioticheskomu vospi-taniyu i fizicheskoy podgotovke molodezhi. Vestn. Novgorodskogo gos. un-ta im. Yaroslava Mudrogo. 2016, No. 5 (96), pp 56-61.

Богданов Иван Викторович, специалист отдела молодежи, физической культуры и спорта ЗАТО г. Северо-морска Мурманской области; аспирант Мурманского арктического государственного университета e-mail: [email protected]

Bogdanov Ivan V., Specialist, Department of youth, physical culture and sports, Severomorsk Murmansk region; Post-graduate student, Murmansk Arctic State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.