No. 3 (17), pp. 27-31.
5. Mikhailov, V.M. (2008), Stress testing under the supervision of ECG: cycle ergometer test, treadmill test, step test, walking, Talka, Ivanovo.
6. RU 2355301 C1, "Method for determination of tolerance to physical exercise by point of heart rate elusion from vegetative control", A.L. Pokhachevski, B.A. Sadelnikov, V.M. Mikhailov, App. 2007143527/14, 23.11.2007, Publ. 20.05.2009, Bull. 14, 5 p.
7. Pokhachevskiy, A.L. (2010), "Study of effectiveness of rehabilitation measures at training qualified sambo-athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 78-82.
8. Pokhachevskiy, A.L. (2011), "The time analysis of distribution of cardio intervals under loading testing", Pathological physiology and experimental therapy, No. 2, pp. 34-40.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2018
УДК 796.015
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ВФСК ГТО ЮНОШЕЙ ПЯТОЙ СТУПЕНИ
Игорь Николаевич Петров, преподаватель, Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», (ФВУНЦ ВВС «ВВА»),
г. Челябинск
Аннотация
Представлены методические аспекты методики педагогического содействия повышению физической подготовленности обучающихся к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО пятой ступени. Исследование проведено на примере Челябинской кадетской школы-интернате с первоначальной лётной подготовкой охватывающий возраст, относящийся к пятой возрастной ступени «Сила и грация» группы юношей, с достаточно высоким исходным уровнем физической подготовленности. Методика предполагает опору на следующие компоненты: социальный заказ, целеполагания, методику развития подготовленности и результирующий. Эти компоненты раскрывают особенности методики физической подготовленности обучающихся в условиях военных учебных организаций довузовского образования Российской Федерации. Разработанная методика экспериментально доказана и внедрена в учебный процесс.
Ключевые слова: педагогическое содействие, физическая подготовленность, юноши, кадеты, ВФСК ГТО, пятая ступень.
PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO INCREASING THE APPLIED PHYSICAL FITNESS OF THE FIFTH-GRADE YOUNGSTERS FOR PASSING ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE TRAINING PROGRAM "READY FOR LABOR AND
DEFENSE" Igor Nikolayevich Petrov, the teacher, Branch of military educational and scientific center of the Air force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and YuA. Gagarin", Chelyabinsk
Annotation
There are methodological aspects of pedagogical assistance methodology to increase the applied physical fitness of the fifth-grade youngsters for passing the training program "Ready for labor and defense". The research is done as in the case of "Chelyabinsk cadet boarding school with elementary flight operations training" among the fifth-grade youngsters "Strength and grace" with the high level of the physical fitness. The methods suppose reliance on the following elements: social commissioning, goal-setting, methods of physical fitness development and resulting element. These elements reveal all the peculiarities of physical fitness of learners in military educational institutions of pre-university education of the Russian Federation. The developed methodology experimentally proved and applied in educational process.
Keywords: pedagogical assistance, physical fitness, youngsters, cadets, all-Russian physical culture training program "Ready for labor and defense", the fifth grade.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях воспитание молодежи в образовательных организациях различного типа приобретает особую значимость. Процесс физического воспитания в учебных военных организациях должен быть направлен на укрепление здоровья обучающихся, повышению физической подготовленности на совершенствование военно-прикладных навыков. Важное место при решении этих задач принадлежит педагогическому содействию повышения физической подготовленности обучающихся к сдаче норм и требований комплекса ВФСК ГТО пятой ступени [3, 11].
В условиях военных учебных заведений комплекс направлен на создание эффективной методики физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с целью подготовки молодежи к учебной, трудовой, ратной деятельности [7].
В тоже время, как отмечают Б.М. Газовский, Н.А. Нельга, практика работы по комплексу ГТО в учебных заведениях и результаты исследований, показали, что нормативные требования по отдельным видам испытаний комплекса выполняют не более 60% обучающихся первого и второго курсов. К числу причин невыполнения норм относились слабая организация физического воспитания в школе, перерывы между занятиями физическими упражнениями и напряженная подготовка к экзаменам, недостаточная включенность в массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, недостатки в методике проведения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» и др. [2].
Обоснование методики готовности обучающихся в военных кадетских учебных организациях к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО пятой ступени возрастной группы юношей «Сила и грация» заключается в контексте решении поставленных задач прикладной физической подготовленности по реализации механизма спортизации физического воспитания в учебном заведении средствами спортивного клуба, улучшении материально-спортивной базы кафедры физического воспитания, методов и средств физического воспитания и определённого содержания учебной программы от индивидуальных возможностей обучаемых организации проведения тестирования и внедрения методических рекомендаций для педагогических работников осуществляющих образовательную деятельность при сдаче норм Комплекса [3, 4, 5, 9].
Теоретический анализ [1, 3, 6] показал, что в настоящее время не в полной мере отражена проблема педагогического содействия повышения прикладной физической подготовленности обучающихся возрастной категории, охватывающий возраст 16-17 лет.
МЕТОДИКА
Исследовательский материал был получен на основании методов теоретического анализа, обобщения собственного опыта работы с курсантами военных вузов, кадетами. В работе введено ограничение: исследование проведено на примере Челябинской кадетской школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой, охватывающей возраст, относящийся к пятой возрастной ступени «Сила и грация» группы юношей, с достаточно высоким исходным уровнем физической подготовленности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Педагогическое содействие прикладной физической подготовленности к сдаче норм и требований комплекса ВФСК ГТО юношей пятой ступени (далее Комплекс) в системе кадетских образовательных организаций связано с особенностями распорядка дня, требованиями программы по физической культуре, Наставлением по физической подготовке для военных училищ и кадетских корпусов [8, 10].
Педагогическое содействие повышению прикладной физической подготовленности обучающихся к сдаче норм и требований Комплекса юношей пятой ступени в системе кадетских образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представляет педагогически организованный и согласованный процесс субъект-
субъектной позиции участников образовательных отношений (педагогического работника и обучающегося) направленный на достижение цели и совместном решении задач определенного уровня компетенций в области физической культуры и спорта, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной направленности воздействий и формирования навыков самостоятельной работы обучающегося [3].
В методическом пособии по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, дано определение «Подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО», под которым понимается - комплекс мероприятий, включающий информирование о нормативах Комплекса, порядке тестирования и рекомендациях к недельному двигательному режиму, организацию физической подготовки в целях прохождения тестирования и иных мероприятий [7].
Целью педагогического содействия юношей в системе кадетских образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность к сдаче норм и требований Комплекса пятой ступени, является повышение прикладной физической подготовленности.
Методика педагогического содействия осуществлялась в соответствии с компонентами, предполагающими интеграцию участников образовательных отношений к готовности повышения прикладной физической подготовленности при сдаче норм Комплекса юношей пятой ступени в системе кадетских образовательных организациях, включает четыре компонента:
1. Социальный заказ на повышение прикладной физической подготовленности обучающихся к сдаче норм и требований Комплекса [4, 7, 9, 10].
2. Компонент целеполагания, включающий: образовательную, оздоровительную, развивающую практическую и теоретическую части: виды испытаний, методику спортивной тренировки, требования к оценке знаний, умений в области физической культуры и спорта [4, 7, 9, 12].
3. Компонент методики предполагает: организацию учебных занятий, спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятий и обучение. Использование форм: тренировочной и соревновательной деятельности, самостоятельных занятий физическими упражнениями, оздоровительных мероприятий в режиме распорядка дня (утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа, информационные технологии). Применение методов физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной физической культуры и средств, включающих физические упражнения из зимних видов спорта, подвижные и спортивные игры, рукопашный бой, туризм, изучение методической литературы [1, 2, 3, 5, 10, 13].
4. Результирующий компонент педагогического сопровождения кадет направлен на достижение уровня физической подготовленности, также прикладных навыков самозащиты [7, 8, 10, 12].
Разработанная методика раскрыта в каждом из компонентов и экспериментально проверена в педагогическом формирующем эксперименте. Прикладная физическая подготовка в опытной группе в кадетской образовательной организации применялась в соответствии с разработанной нами методики по компонентам педагогического содействия. Учебные занятия в контрольной группе проводились в соответствии с требованиями учебной программы по дисциплине физическая культура [12]. Обработка материалов исследования до эксперимента не выявила достоверных различий по уровню физической подготовленности кадет контрольной и опытной групп (Р>0,05).
В результате внедрения разработанной методики с учетом компонентов, прикладной физической подготовки в ходе проведения формирующего педагогического эксперимента в группах произошли определённые изменения, представленные в таблице 1.
Как следует из таблицы, изменения в уровне физической подготовленности обучающихся после педагогического формирующего эксперимента показали статистически достоверный прирост в опытной группе по всем показателям (1=2,09-3,84, при Р <0,05-0,01).
Таблица 1 - Результаты готовности кадет к сдаче норм Комплекса ГТО опытной и контрольной групп после педагогического формирующего эксперимента (х±ш)_
Показатели физической подготовленности Группы после эксперимента t P
Контрольная (n=43) Опытная (n=37)
1. Прыжок в длину с места, см 225,1±2,43 232,1±2,27 -2,09 <0,04
2. Наклон вперед из положения стоя на скамье, см 15,53±0,42 16,86±0,45 -2,16 <0,03
3. Метание теннисного мяча в цель, очки, по пятибалльной шкале 4,33±0,11 4,65±0,12 -2,12 <0,04
4. Подтягивание из виса на перекладине, количество раз 16,05±0,71 17,86±0,33 -2,21 <0,03
5. Поднимание туловища из положения лёжа, кол-во раз за минуту 58,86±0,57 60,95±0,81 -2,15 <0,03
6. Метание гранаты на дальность, м 36,07±0,55 38,73±0,52 -3,49 <0,01
7. Бег на 100 м, с 13,14±0,12 12,57±0,08 3,84 <0,01
8. Бег на 3 км, мин, сек 12,48±0,18 11,85±0,12 2,93 <0,01
9. Лыжные гонки 5 км, мин, сек 23,56±0,24 22,48±0,16 3,58 <0,01
Примечание: 1 - двухвыборочный 1-тест по критерию Стьюдента для независимой выборки; Р - уровень достоверности между группами; < - различия между группами достоверны.
Например, показатель теста прыжок в длину с места, характеризующим уровень развития скоростно-силовых способностей мышц-разгибателей нижних конечностей в контрольной группе составил 225,1±2,43 см, а в опытной 232,1±2,27 см (t=-2,09, при Р<0,04). Таким образом, методика педагогического содействия повышению прикладной физической подготовленности к сдаче норм и требований комплекса ВФСК ГТО юношей пятой ступени оказалась более эффективной.
ВЫВОДЫ
1. Педагогическое содействие повышению прикладной физической подготовленности обучающихся к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО юношей пятой ступени в системе кадетских образовательных организаций опираются на четыре компонента:
1) социальный заказ, направленный на повышение физической подготовленности;
2) компонент целеполагания, включающий образовательную, оздоровительную и развивающую направленность педагогических воздействий;
3) компонент методики повышения прикладной физической подготовленности, учитывающий достаточно высокий исходный уровень физической подготовленности, организацию занятий с использованием возможных и принятых в учебной организации форм: тренировочной и соревновательной деятельности, самостоятельных занятий, оздоровительных мероприятий в режиме распорядка дня. Применение методов физического воспитания и средств спортивной тренировки.
4) результирующий компонент педагогического содействия направлен на достижение запланированного уровня прикладной физической подготовленности.
2. Методика педагогического содействия, повышению прикладной физической подготовленности юношей-кадетов к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО пятой ступени, предложенная в работе, оказалась более эффективной, что позволило её внедрить в учебный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов государственной противопожарной службы МЧС России требованиям служебной деятельности / Г.Н. Германов, В.А. Сморчков, И.В. Машошина [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 57-60.
2. Газовский, Б.М. Организация физического воспитания студентов / Б.М. Газовский, Н.А. Нельга, В.Н. Кряж. - Минск : Вышейшая школа, 1978. - 96 с.
3. Еганов, А.В. Теоретическое обоснование готовности участников образовательных отношений к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» юношей пятой ступени [Электронный ресурс] / А.В. Еганов, И.Н. Петров, О.Н. Кондакова // Современные
проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21529 (дата обращения: 03.03.2018).
4. Концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса / Министерство спорта Российской Федерации. - М. : [б.и.], 2014. - 16 с.
5. Костромин, О.В. Критерий эффективности спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 94-99.
6. Курамшин, Ю.Ф. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития / Ю.Ф. Курамшин, Р.М. Гадельшин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 9-12.
7. Новокрещенов, В.В. Методическое пособие по подготовке граждан, в том числе по самостоятельной подготовке граждан и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий : метод. пособие / В.В. Новокрещенов, Т.Ю. Коляскина. - Москва : Советский спорт, 2014. - 118 с.
8. Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для c военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства Обороны Российской Федерации: Приказ Министерства Обороны РФ 30 октября 2004 г. № 352 [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/902030850 (дата обращения 01.03.2018).
9. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Правительство РФ. Постановление от 11 июня 2014 года № 540 (с изменениями 6 марта 2018 г.) [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/420200820 (дата обращения 01.03.2018).
10. Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной лётной подготовкой [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 года №1046 // URL : http://docs.cntd.ru/document/901716968 (дата обращения 01.03.2018).
11. Титушина, Н.В. Гонка «Путь победы» как средство повышения уровня готовности к сдаче норм нового комплекса ГТО студентами вузов / Н.В. Титушина, Р.Н. Калакуцкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 218-220.
12. Учебная программа по дисциплине физическая культура Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Челябинская кадетская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой». - Челябинск : [б.и.] 2016. - 25 с.
13. Якимович, B.C. Зимние виды спорта: целесообразная олимпийская стратегия России / B.C. Якимович, П.В. Черкашин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 8. - С. 36-37.
REFERENCES
1. Germanov, G.N., Smorchkov, V.A. and Mashoshina, I.V. etc. (2014), "Conformity of materials and methods of professional applied physical education in case of training of the cadets of fire protection service of MES of Russia to official activity requirements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 57-60.
2. Gasovskiy, B.M., Nelga, N.A. and Kryazh, V.N. (1078), Organization of physical training of students, High school, Minsk.
3. Eganov, A.V., Petrov, I.N. and Kondakova, О.№ (2015), "Theoretical grounds of school community readiness for passing the norms "Ready for labor and defense" of youngsters of the fifth grade", Contemporary science and education, No. 5, available at: https://www.science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=21529.
4. The concept of the all-Russian sports complex (2014), Ministry of sport of the Russian Federation, Moscow.
5. Kostromin, О^., Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A (2016), "Performance criteria of spor-tization of physical education in technical high school by means of sport club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 94-99.
6. Kuramshin, Yu.F. and Gadelshin, R.М. (2014), "GTO complex in the physical training system of students: origin and development", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 9-12.
7. Novokreschenov, VV and Kolyaskina, T.Yu. (2014), Methodical manual on training of citizens, including self-training of citizens and the training of persons to be called up for military service, to
meet the standards and requirements of the Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP) for sports workers and organizers of test events: method. manual, Soviet sport, Moscow.
8. About the approval of the manual on physical preparation and sport for Military-sea, Militarymusical schools and cadet, sea cadet, musical cadet cases of the Ministry of defense of the Russian Federation: The Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation of October 30, 2004 No. 352, available at: http://docs.cntd.ru/document/902030850.
9. About the statement of Regulations on the all-Russian sports complex "it is Ready to work and defense". The government of the Russian Federation. Decree No. 540 of 11 June 2014 (as amended on 6 March 2018), available at: http://docs.cntd.ru/document/420200820.
10. On approval of the Model regulations on General education boarding school with initial flight training: Decree of the government of the Russian Federation of 5 September 1998. - No. 1046, available at: http://docs.cntd.ru/document/901716968.
11. Titushina, N.V. (2014), "The factors defining the need in introduction of the GTO new complex in system of physical training of the population of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 168-171.
12. The curriculum in the discipline of physical education: The State budget educational institution "Chelyabinsk cadet boarding school with initial flight preparation" (2016), Chelyabinsk.
13. Yakimovich, V.S. and Cherkashin, P.V. (2007), "Winter sports: Olympic strategy of Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 36-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.04.2018
УДК 798.22
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КАЧЕСТВЕННОЙ ОГРАНИЧЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ВЫЕЗДКЕ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИХ ОРГАНИЗМА
Светлана Николаевна Пигарева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина (ФГБНУ «НИИНФ им. П.К. Анохина»), Москва, Полина Михайловна Штыканова, главный тренер по выездке, Школа верховой езды Favorite-Horse, Москва
Аннотация
В работе предлагается научно-методическая оценка проблемы качественных нарушений спортивной деятельности всадника. Исследуются технические и методические параметры тренировки в выездке с учетом динамики некоторых показателей кардиореспираторной и нервно-мышечной систем организма спортсменов во время специальной тренировки. Оценивается взаимосвязь тренировочных критериев с функциональными характеристиками всадника. На основании сформулированных предикторов функциональных и качественных нарушений работы всадника предлагаются некоторые теоретические обоснования и рекомендации для решения проблемы.
Ключевые слова: конный спорт, выездка, dressage simulator, мышцы, ЭМГ, гемодинамика.
SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL PREREQUISITES OF SPORTSMEN'S QUALITATIVE LIMITATION IN DRESSAGE WITH ACCOUNT OF THEIR ORGANISM FUNCTIONAL STATE
Svetlana Nikolaevna Pigareva, the candidate of biological sciences, senior researcher, P.K. Anokhin Research Institute of Normal Physiology, Moscow, Polina Mikhailovna Shtykanova, the head coach of dressage, Riding school Favorite-Horse, Moscow
Annotation
In this work the scientific-methodological appraisal of the problem of the rider sporting activities' qualitative derangements is offered. We investigate the technical and methodological parameters of the