4. Ростовцева М.Ю., Сиднева Л.В. Требования к композиции и технике выполнения упражнений в фитнес-аэробике: Юбил. сб. науч.-метод. трудов сотрудников кафедры, посвященный 70-летию со дня ее основания. М., 2002. С. 101-107.
Симавская Анастасия Александровна, старший преподаватель, ASimavskaya@fa.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,
Александрова Вероника Анатольевна, канд. пед. наук, доц., nikiri@mail.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ
FEATURES INCLUDE POWER AEROBICS FOR EDUCATION OF POWER ABILITIES OF
STUDENTS OF NOT SPORTS UNIVERSITY
N.A. Simavskay, V.A. Aleksandrova
This article discusses the issue of inclusion of the power of aerobics in the educational process of students is not a sports University _ for accented education strength abilities of girls. The study obtained a significant increase in all test exercises, that allows us to recommend this type of aerobic exercise, as effective _ for raising strength abilities.
Key words: power aerobics, physical education received in high school, girls of young age (1 course).
Simavskay Anastasiy Aleksandrovna, senior lector, ASimavskaya@fa.ru, Russia, Moscow, Department Financial University under the Government of the Russian Federation,
Aleksandrova Veronica Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, nikiri@mmail.ru, Russia, Moscow, Department Financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 796.011
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ
И ОБОРОНЕ»
А.Г. Шатохин, Н.С. Бутыч, Н.Г. Проскурякова
Рассмотрены вопросы воспитания гражданско-патриотических качеств у студентов учреждений среднего профессионального образования: изучение социально значимых ценностей и отношение обучающихся к внедрению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а также уровня физической подготовленности студентов.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, студенты, готов к труду и обороне, сдача норм, социально значимые ценности, физические кондиции.
Проблема гражданско-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных в учреждениях среднего профессионального
образования, в связи с тем, что для обучающихся данной категории характерны неустойчивые представления об обществе, его ценностях, а, нередко, и факты проявления девиантного поведения.
Безусловно, формирование социально значимых ценностей в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования предусматривает планомерную работу, направленную на развитие гражданско-патриотических качеств у обучающихся.
Целью исследования стало изучение отношения обучающихся к понятию «патриотизм» и внедрению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), а также выявление уровня развития физических кондиций у студентов учреждений среднего профессионального образования.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Западно-Сибирского государственного колледжа в 2014/15 учебном году с привлечением 236 обучающихся - юношей и девушек в возрастных группах 16- 17 и 18-24 лет, участников Фестиваля «Готов к труду и обороне».
Результаты исследований.
Изучив ответы респондентов на вопросы анкеты «Патриот», мы получили следующие результаты.
На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?», большинство девушек (50,0 %) и юношей (61,5 %) первой возрастной группы и девушек второй группы (71,4 %) ответили утвердительно, однако более половины опрошенных юношей второй группы (58,3 %) считают себя патриотами частично.
По результатам анкетирования, большее влияние на формирование патриотических качеств для девушек первой группы оказали родители (74,3 %), окружающие люди, друзья (14,1 %) и политическая ситуация в мире (11,6 %); для юношей 16-17 лет - родители (63,4 %), окружающие люди, друзья (21,3 %) и школа/колледж (7,1 %). Мнения последних придерживаются юноши и девушки второй возрастной группы.
Для большинства девушек и юношей 16-17 лет (36,8 и 30,4%) и 18-24 лет (37,7 и 24,2 %) понятие «Патриотизм» означает национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
Респонденты 16-17 лет в большей мере считают, что в кругу их друзей ценятся следующие человеческие качества - «умение ценить настоящую дружбу» (25,4 %), «готовность помочь другу в трудную минуту» (23,2 %) и «взаимопонимание» (15,6 %). Девушки и юноши 2-й группы к ведущим ценностям отнесли: «умение ценить настоящую дружбу», «готовность помочь другу в трудную минуту и «честность, порядочность, принципиальность».
Анализируя ответы обучающихся на вопрос «Что для вас значит ВФСК «ГТО»», мы выяснили, что для большинства девушек 1-й группы и юношей 2-й группы - это возможность регулярно проверять уровень своей
физической подготовленности, а для юношей группы 1 и девушек группы 2 - «носить знак ГТО - это модно».
Изучив результаты тестирования физических кондиций у обучающихся (табл. 1), мы выяснили, что у девушек обеих возрастных групп наилучшие результаты физической подготовленности наблюдались в показателях гибкости: около 50 % участниц Фестиваля сдали нормы комплекса «ГТО» по данному контрольному упражнению на золотой знак отличия ВФСК «ГТО». Также у более 70 % девушек высокому уровню соответствовали результаты выполнения упражнения «Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя». Однако около 60 % девушек не смогли выполнить нормы комплекса в упражнении «Бег на лыжах на 3 км».
Таблица 1
Результаты тестирования физической подготовленности у девушек
учреждений СПО
Контрольные упражнения Ступень Результаты, в %
Золото Серебро Бронза Без награды
Прыжок в длину с места V ступень, 16-17 лет 26,6 20,0 33,4 20,0
VI ступень, 18-24 лет 20,9 37,2 16,3 25,6
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимн. скамье V ступень, 16-17 лет 43,8 43,8 6,3 6,3
VI ступень, 18-24 лет 61,4 29,6 4,5 4,5
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу V ступень, 16-17 лет 57,1 14,3 0 28,6
VI ступень, 18-24 лет 44,7 13,2 0 42,1
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин V ступень, 16-17 лет 28,6 50,0 14,3 7,1
VI ступень, 18-24 лет 9,1 20,5 22,7 47,7
Стрельба из пневм. винтовки из положения сидя, дистанция -10 м V ступень, 16-17 лет 75,0 0 0 25,0
VI ступень, 18-24 лет 72,4 6,9 13,8 6,9
Бег на лыжах на 3 км V ступень, 16-17 лет 50,0 0 0 50,0
VI ступень, 18-24 лет 18,2 0 0 81,8
Проанализировав результаты физической подготовленности у юношей (табл. 2), мы выявили у большинства испытуемых соответствие результатов тестирования показателя гибкости золотому знаку отличия ВФСК «ГТО» (V ступень - 53,8 %, VI ступень - 67,7 %). Также высоких показателей большинство юношей обеих возрастных групп достигли в выполнении упражнений, направленных на проявление скоростно-силовых способностей, силовой выносливости, точности.
Таблица 2
Результаты тестирования физической подготовленности у юношей
учреждений СПО
Контрольные упражнения Ступень Результаты, в %
Золото Серебро Бронза Без награды
Прыжок в длину с места V ступень, 16-17 лет 45,8 25,0 12,5 16,7
VI ступень, 18-24 лет 46,2 20,5 12,8 20,5
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимн. скамье V ступень, 16-17 лет 53,8 25,0 0 19,2
VI ступень, 18-24 лет 67,7 32,3 0 0
Подтягивание из виса на высокой перекладине V ступень, 16-17 лет 50,0 11,5 11,5 26,9
VI ступень, 18-24 лет 43,2 24,3 2,7 29,7
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин V ступень, 16-17 лет 29,4 29,4 17,6 23,5
VI ступень, 18-24 лет - - - -
Стрельба из пневм. винтовки из положения сидя, дистанция -10 м V ступень, 16-17 лет 42,9 9,5 19,0 28,6
VI ступень, 18-24 лет 85,7 8,6 2,9 2,9
Бег на лыжах на 5 км V ступень, 16-17 лет 50,0 0 12,5 37,5
VI ступень, 18-24 лет 41,7 8,3 0 50,0
Как и девушки, юноши 18-24 лет в своем большинстве (50,0 %) не смогли сдать нормы комплекса «ГТО» по тесту общей выносливости («Бег на лыжах на 5 км»), что свидетельствует о низком уровне развития данного физического качества у обучающихся учреждений среднего профессионального образования.
Данные исследования позволили нам сделать следующие общие выводы:
- более 60 % студентов колледжа считают себя патриотами, поддерживают идею внедрения ВФСК «ГТО» и расценивают ее как полезную акцию, которая позволит поддерживать и совершенствовать уровень своих физических кондиций;
- результаты тестирования физической подготовленности обучающихся по отдельным показателям (скоростно-силовые, силовая выносливость, гибкость, точность) свидетельствуют о том, что большинство студентов в состоянии выполнить нормы комплекса «ГТО», однако более 50 % студентов не смогли сдать нормы комплекса в упражнении «Бег на лыжах на 3 и 5 км». Более того, у девушек и юношей возрастной категории 18-24 лет низкий уровень развития выносливости наблюдается чаще, чем у студентов 16-17 лет;
- формированию гражданско-патриотических качеств у студентов учреждений среднего профессионального образования будет способствовать построение в среде образовательного учреждения микросред (музей спортивной славы, Спартакиады и конкурсы, викторины и акции, содержание дисциплин), стимулирующих проявления гражданственности и патриотизма у молодых людей на основе освоения знаний и ценностей овладения эталонами поведения, развития качеств и свойств личности.
Список литературы
1. Иванова С.В., Манжелей И.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне // Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. С. 42-47.
2. Манжелей И.В. Выявление педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 63-71.
Шатохин Александр Георгиевич, зав. спортивным клубом, sportclubzsgk@,mail.ru, Россия, Тюмень, Западно-Сибирский государственный колледж,
Бутыч Наталья Сергеевна, канд. пед. наук, руководитель физического воспитания, nata butych@Jist.ru, Россия, Тюмень, Западно-Сибирский государственный колледж,
Проскурякова Наталья Геннадьевна, proskuryakova na@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет
STUDYING OF READINESS OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION TO INTRODUCTION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS AND SPORTS COMPLEX «READY TO LABOUR AND DEFENSE»
A.G. Shatohin, N.S. Butych, N.G. Proskuryakova
The subjects of the research are questions of civil and patriotic qualities at students of educational organizations of secondary professional educations are considered: socially significant values, relation of students to introduction of all-Russian sports and sports complex «Ready to labour and defense», physical fitness of students.
Key words: civil and patriotic education, students, ready to labour and defense, socially significant values, conditions of physical fitness of students.
Shatokhin Alexander Georgiyevich, managing sports club, sportclubzsgk@mail.ru, Russia, Tyumen, West Siberian State College,
Butych Natalya Sergeyevna, candidate of pedagogical Sciences, head of physical training, nata_butych@,list.ru, Russia, Tyumen, West Siberian State College,
Proskuryakova Natalya Gennadyevna, proskuryakova na@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University