Клеменчук Светлана Петровна, канд. пед. наук, зав. кафедрой, svetipulik@,mail. ru, Россия, Ставрополь, Ставропольский государственный педагогический институт
MODERN APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION OF HUMAN IN THE MAIN PERIOD
OF ITS LABOR ACTIVITY
S.P. Klemenchuk
It is revealed that sports dance with its wide range of means and the force of its impact on the human body, allows to prevent the deviations in the physical state and development arising due to the specifics of this work, and also proved its role in the performance of the preventive function and reducing the likelihood of the appearance of typical diseases and injuries
Key words: physical education, health-saving factor, the main period of work activity, ballroom dance.
Klemenchuk Svetlana Petrovna, candidate of pedagogical sciences, head of the Department, svetipiilik a mail. ru, Russia, Stavropol State Pedagogical Institute
УДК 796.03
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ
(КРОССФИТА)
Д.А. Кокорев
Предложена программа урочных занятий по методике функционального многоборья (кроссфита), отвечающая целевым установкам комплекса ГТО. Разработаны методики для подготовки к комплексу ГТО и проведен анализ физической подготовленности студентов до и после эксперимента, доказавший их эффективность.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, нормативы ГТО, функциональное многоборье (кроссфит), физическая подготовленность.
Одной из приоритетных задач физического воспитания всех категорий населения является подготовка к выполнению всероссийского комплекса ГТО как критерия динамики физических кондиций россиян. Мониторинг физической подготовленности, как отмечает И.В. Манжелей, даст возможность оценивать работу субъектов РФ на основании динамики физических кондиций [4].
Для привлечения студентов к подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО в современных условиях необходимо создать новое пространство для реализации спортивных интересов студентов, предоставить возможность выбора вида спорта, направления фитнеса в совершенствовании физической подготовленности и физического
состояния [6, 7]. В данном направлении кроссфит позволяет значительно развивать физическое и функциональное состояние, при этом программа занятий рационально сочетает общеразвивающие и гимнастические упражнения, специальные упражнения на гимнастических снарядах, что позволяет оптимизировать подготовку к выполнению норм ГТО [2, 5].
На сегодняшний день специалистам в области физической культуры необходимо разработать специализированные программы по подготовке к сдаче комплекса ГТО, которые бы включали бег, гимнастические упражнения, силовые тренировки, средства формирования скоростно-силовых и скоростных показателей. Функциональное многоборье (кроссфит) в данном направлении содержит классические традиции физической подготовки, элементы различных видов спорта и фитнеса, функциональный тренинг, силовую и кардиотренировку, разнообразные соревновательные программы, что подчеркивает актуальность теоретико-методического и практического обоснования кроссфита в повышении физической подготовки студентов в процессе физического воспитания [5].
Анализируя компоненты тестирования комплекса ГТО, следует подчеркнуть, что функциональное многоборье содержит разнообразные прикладные навыки, также плавание как вид аэробной нагрузки, разновидности бега, основы скалолазания как элемента туристских умений, что свидетельствует об адекватности и необходимости применения именно кроссфита в урочных и внеурочных занятиях со студентами.
При этом проблемным моментом во внедрении функционального многоборья (кроссфита) в урочный процесс по физической культуре и подготовку к комплексу ГТО является необходимость адаптации программ кроссфита для низкого уровня физической подготовленности студентов, их низкого уровня реакции сердечной мышцы на физическую нагрузку, которая не редко ухудшается от 1-го до 4-го курса [3, 7]. Наибольшую тревогу, по мнению О.П. Жораевой, вызывает низкий уровень физической подготовленности студентов в беге на 3 км. Поскольку этот вид входит в число обязательных тестов, именно тест в беге на 3 км будет лимитировать количество обладателей знаков комплекса ГТО разного достоинства. Во всех учебных заведениях, начиная со школы, особое внимание следует уделять видам испытаний, входящим в комплекс ГТО, и, прежде всего, воспитанию выносливости [1].
Методика и организация исследования. Нами предлагается программа урочных занятий по методике функционального многоборья (кроссфита), отвечающая целевым установкам комплекса ГТО, а также отличающаяся вариативностью и инновационностью, модифика-ционностью, способностью формировать спортивный стиль жизни и корректировать телосложение. При этом помимо обязательного курса физического воспитания студентов могут реализовываться дисциплины по выбору с указанием видов спорта или систем физических упражнений, а также факультативные занятия (1-2 часа в неделю) во внеучебное время.
Педагогический эксперимент осуществлен в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» (ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»). Так, в экспериментальной группе проведены двухразовые урочные занятия по 90 мин на основе кроссфита для юношей и девушек и дополнительное факультативное занятие 1 раз в неделю (60 мин). Объем кроссфита на учебных занятиях составил 50 % от общего объема часов, в оставшиеся 50 % включены традиционные виды спорта, базовые основы атлетической гимнастики, общая физическая подготовка, элементы функционального тренинга, разновидности бега, работа на кардиотренажерах. В экспериментальной группе (ЭГ) адаптирована структура и содержание процесса физической подготовки на основе кроссфита к условиям физического воспитания студентов; разработан механизм начального обучения функциональному многоборью; создана специальная физическая подготовка на занятиях по кроссфиту, позволяющая выполнять на высоком уровне нормы ГТО (таблица). В контрольной группе (КГ) студенты занимались по традиционной программе физического воспитания с применением средств общей физической подготовки, плавания, атлетической гимнастики, единоборств, аэробики, легкой атлетики, спортивных игр, в объеме два раза в неделю по 90 мин.
Особенности использования кроссфита на 1-м и 2-м годах обучения
в экспериментальной группе
1-й курс 2-й курс
Кроссфит-комплексы с «подтягиваниями», сгибаниями и разгибаниями рук в упоре лежа, подготовка к плаванию в виде отдельного занятия, плавание 50 м, также бег 3-6 мин для подготовки к кроссу 2-3 км, тест на гибкость несколько раз в год Кроссфит-комплексы узкой направленности с упражнениями комплекса ГТО и функциональным тренингом, интервальная тренировка, применение метода сопряженного воздействия, бег 6-10 мин для подготовки к кроссу 2-3 км. Тест на гибкость из различных исходных положений
Результаты исследования. Анализ физической подготовленности показал, что в результате эксперимента удалось достичь достоверных межгрупповых различий результатов экспериментальной группы над контрольной в трех упражнениях, в остальных упражнениях комплекса ГТО студенты ЭГ также превосходили студентов КГ. Разработанные комплексы для подготовки к комплексу ГТО доказали эффективность в развитии скоростно-силовых качеств и выносливости.
Анализируя нормы выполнения комплекса ГТО, следует отметить (рис. 1), что в группе девушек в завершении эксперимента значительно снижается процент выполнения на «бронзовый» знак, что обусловлено положительными результатами и преимущественным выполнением
серебряного и золотого знаков. Так, в ЭГ в 2017 г. выполнение на бронзовый знак в подтягивании на низкой перекладине составило 0 %, против 3 % в КГ. В конце исследования зафиксирован значительный рост результатов в упражнении подтягивания на низкой перекладине у девушек. Так, динамика выполнения нормативов на золотой знак в ЭГ составила от 16,8 до 78,2 %, в КГ - от 20,9 до 58,7 %. В 2015 г. результаты девушек значительно не отличаются, в 2017 г. показатели девушек в ЭГ выше, чем у девушек КГ по выполнению на золотой знак (рис. 1).
80 60 40 20 0
■КГ I ЭГ -78,2
58,7
38,3
20,9 16,8
21,8
бронза серебро золото бронза серебро золото 2015 г. 2017 г.
Рис. 1. Результаты девушек опытных групп в подтягивании
на низкой перекладине
Результаты подтягиваний юношей на высокой перекладине представлены на рис. 2.
бронза серебро золото бронза серебро золото
2015 г. 2017 г.
Рис. 2. Результаты юношей опытных групп в подтягивании из виса на высокой перекладине
Полученные результаты юношей (рис. 2) в подтягивании из виса на высокой перекладине свидетельствуют о том, что в начале исследования практически отсутствуют отличные показатели, соответствующие
нормативу золотого знака, при этом одна треть юношей не смогли выполнить норматив даже норматив бронзового знака. Как следствие, в программу подготовки студентов ЭГ включены упражнения на силовом тренажере «гравитрон» (имитация подтягиваний), на силовых петлях TRX, на комплексной силовой установке, применяя метод строго-регламентированного упражнения, изометрический метод и метод интервальной тренировки на силовой установке.
В 2017 году показатели в подтягивании из виса на перекладине, соответствующие бронзовому и серебряному знакам (рис. 2), в опытных группах не имеют значительных различий, в то время как по выполнению нормативов на золотой знак различие составило - 35 % в ЭГ, против 18 % в КГ, что доказывает эффективность физической подготовки на основе функционального многоборья, при этом следует отметить, что в первый год обучения не удалось достоверно повысить силовые качества юношей, данный результат получен к концу второго года эксперимента.
Анализ результатов в беге на 2 км у девушек (рис. 3) показал, что выполнение нормативов на золотой знак отсутствует в ЭГ и КГ как в 2015 г., так и в 2017 г., что подтверждает данные других авторов, отмечающих низкий уровень развития выносливости у студентов.
Реализация экспериментальной программы подготовки в ЭГ и традиционной программы в КГ не позволили студентам выполнить нормативы ГТО на золотой знак.
^ вкг иэг
бронза серебро золото бронза серебро золото 2015 г. 2017 г.
Рис. 3. Результаты девушек опытных групп в беге на 2 км
У юношей следует отметить достаточно хороший уровень развития выносливости (рис. 4), определяемый по результатам в беге на 3 км. Так, динамика результатов, соответствующих золотому знаку в ЭГ, составила от 20,0 до 62,4 %, в КГ - от 17,0 до 32,5 %. По сравнению с девушками опытных групп, показатели юношей выше, в 2015 г. 55 % студентов КГ выполнили нормативы на серебряный знак, в ЭГ - 80 %. В 2017 г. «бронзовые» результаты значительно сократились и увеличились «золотые» (рис. 4). Полученным результатам в ЭГ способствовали кардиотренировки,
«кардиоваскулярный» режим выполнения комплекса кроссфита, средства плавания в учебном процессе (60 ч).
I
80,0 55.0
КГ I эг 62.4
80 60
40 Ц 28.0 20 0
бронза серебро золото бронза серебро золото 2015 г. 2017 г.
Рис. 4. Результаты юношей опытных групп в беге на 3 км
Проведенный педагогический эксперимент показал, что представительницы ЭГ превосходят КГ по всем нормативам ГТО (рис. 5), в подтягивании на низкой перекладине преимущество составило 19,5 %, в подъеме туловища лежа на спине - на 20 %, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа - на 6,7 %, в беге на 100 м - на 6 %. Для совершенствования физического качества выносливость девушкам необходимо больше уделить времени, увеличить долю кроссовой подготовки, практиковать регулярные занятия в спортивной секции с тренировками аэробной направленности (рис. 5).
0х
I
80 70 60 50 40 30 20
10 0,0 0,0 0
бег 2 км подтягивание наклон вперед подъем сгибание и бег 100 м
на низкой туловища разгибание рук
перкладине в упоре лежа
2017 г.
Рис. 5. Результаты выполнения норм ГТО, соответствующих золотому знаку, у девушек в завершении эксперимента
Выводы. Разработанная структура и содержание физической подготовки студентов на основе функционального многоборья (кроссфита) позволяет успешно выполнять нормативы комплекса ГТО, что достигается благодаря специализированным комплексам кроссфита для подготовки к комплексу ГТО, адаптированной структурой занятия кроссфита с короткими интенсивными сериями упражнений, соревновательной программой кроссфита (группы, курса, вуза) на основе упражнений комплекса ГТО.
Список литературы
1. Жораева О.П., Королев В.Г. Нормативы комплекса ГТО VI ступени и физическая подготовленность студентов-юношей // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. №1. С. 61-63.
2. Кокорев Д.А., Шутова Т.Н., Выприков Д.В. Инновационная методика кроссфит в повышении физической подготовленности студентов экономического университета //Гуманитарное образование в экономическом вузе: матер. Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. В 2 т. М., 2017. С. 225-233.
3. Мамонова О.В., Шутова Т.Н. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Т. I. М., 2016. С. 519-526.
4. Манжелей И.В., Проскурякова Н.Г. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Физическая культура, спорт, туризм: науч.-метод. сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / под ред. Е.В. Старкова, Т.А. Полякова. Пермь: Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т, 2016. С. 74-78.
5. Методика использования функционального многоборья (кроссфита) в процессе физического воспитания студентов / Д.А. Кокорев [и др.] // Теория и практика физ. культуры. 2016. №9. С. 16-18.
6. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова [и др.]. //Гуманитарное образование в экономическом вузе: матер. IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2016. С. 595-600.
7. Шутова Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 2. С.116-122.
Кокорев Денис Александрович, преподаватель, rgyfk@yandex.ги, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
IMPROVING THE TRAINING OF STUDENTS TO PASS THE STANDARDS TRP, ON THE BASIS OF FUNCTIONAL MULTIA THLON (CROSSFIT)
D.A. Kokorev
The program of lessons on the functional all-around technique (crossfit), corresponding to the target settings of the TRP complex, is proposed. Methods for preparation to the TRP complex have been developed and an analysis of the physical preparedness of students before and after the experiment has been carried out, which has proved their effectiveness.
Key words: physical culture, students, GTO, functional all-around (crossfit), physical
fitness.
Kokorev Denis Alexandrovich, lecturer, rgyfk'a yandex.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova
УДК 796.01:796.03
АНАЛИЗ НОРМАТИВОВ И ТАБЛИЦ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО
В.Г. Королев, И.В. Бойцова
Проведено исследование нормативов V ступени физкультурно-спортивного комплекса ГТО для мужчин на соответствие установкам, заложенным в концепции о трудности их выполнения. Проанализировано 100-очковые таблицы оценок результатов в летних и зимних многоборьях ГТО для юношей и мужчин в возрасте от 16 до 39 лет на соответствие разрядным нормативам ЕВСК и нормативам комплекса ГТО.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, нормативы, физкультурно-спортивный комплекс ГТО.
В целях совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [1].
Одной из задач ВФСК ГТО является определение объективного уровня физической подготовленности населения Российской Федерации на основании выполнения нормативов испытаний (тестов). Комплекс ГТО состоит из двух частей: нормативно-тестирующей и спортивной. В настоящее время разработаны как тестирующая, так и спортивная составляющие комплекса ГТО. Более двух лет в 11 регионах России проводилась апробация ВФСК ГТО. В соответствии с результатами испытаний программа мероприятий по апробации комплекса ГТО